Программа ВВС США Mayhem: новые участники

17
Программа ВВС США Mayhem: новые участники
Новый концепт летательного аппарата Mayhem от компании Leidos


В недавнем прошлом стало известно, что ВВС США собираются разработать перспективный гиперзвуковой самолет или БПЛА для ведения разведки и, возможно, выполнения ударных задач. Проект с шифром Mayhem пока находится на ранних стадиях, но теперь переходит на стадию полноценной разработки. Недавно ВВС выбрали основных подрядчиков и выдали им контракты на выполнение работ. В течение нескольких следующих лет им предстоит выполнить и представить готовый проект.



На ранних стадиях


Перспективная программа разработки многоцелевого гиперзвукового комплекса стартовала в августе 2020 г. с запроса предложений. Заказчиком проекта выступили ВВС США, общую координацию работ поручили Научно-исследовательской лаборатории ВВС (AFRL). К выполнению проекта планировалось привлечь ряд научных и коммерческих организаций.

Изначально проект получил обозначение Expendable Hypersonic Multi-Mission Air-Breathing Demonstrator («Расширяемый многоцелевой гиперзвуковой демонстратор технологий с воздушно-реактивным двигателем»). В дальнейшем в названии указали разведывательные и ударные возможности – Expendable Hypersonic Multi-mission ISR and Strike. На всех этапах также использовалось краткое обозначение Mayhem («Погром»).

В проект пригласили компании Boeing, Lockheed Martin и Raytheon, имеющие определенный опыт в сфере гиперзвуковых технологий. К началу 2021 г. они подготовили и представили в AFRL свои концепции изделия Mayhem, после чего получили контракты на дальнейшую разработку проектов. На выполнение этих работ давалось 15 месяцев.

По итогам этого этапа ВВС планировали выбрать два наиболее удачных проекта для дальнейшего развития. Предварительное проектирование должно было завершиться весной 2022 г., и тогда же могли подписать контракты на дальнейшую разработку.


Вариант гиперзвукового аппарата от Boeing

Однако в указанные сроки контракты не были подписаны. Не появились и новости о ходе проекта «Погром». Причины этого неизвестны. Возможно, сказалась секретность работ – или подрядчики ввиду сложности проекта не уложились в установленные сроки. Так или иначе, следующие новости появились лишь через несколько месяцев после ожидаемого срока.

Новые контракты


Недавно, в середине декабря, стало известно, что ВВС привлекут к проекту Mayhem новых участников. Как сообщается, их задачей тоже является создание полноценного проекта перспективного авиационного комплекса, соответствующего требованиям заказчика. Уже выданы первые контракты, по которым будут выполняться работы.

Так, 16 декабря ВВС и компания Leidos подписали контракт о разработке нового варианта комплекса Mayhem. Эти работы оценены в 334 млн долл. и на них выделяется 51 мес. На правах субподрядчиков и исполнителей отдельных направлений в этом проекте будут участвовать компании Calspan, Draper и Kratos Defense & Security Solutions.

Сообщается, что в ближайшее время группа во главе с Leidos проведет анализ технических требований и определит основные особенности будущего «Погрома». Сроки выполнения таких работ не уточняются, но на них потратят 24 млн долл. Затем будет создан концепт-проект, соответствующий требованиям заказчика. С учетом современных тенденций и требований, разработка будет осуществляться полностью в цифровой среде.

17 января стали известны некоторые подробности распределения ролей в проекте от Leidos. Так, компания The Charles Stark Draper Laboratory, Inc возьмет на себя разработку электронных систем. Она подготовит матчасть и среду для цифрового проектирования. Затем «Дрейпер» займется разработкой различных электронных компонентов будущего самолета – средствами навигации, наведения, управления и т.д.


Гиперзвуковой концепт от Raytheon

Цели и задачи других участников «конгломерата» во главе с «Лейдос» пока не уточнялись. При этом все компании говорят о готовности использовать в перспективном проекте весь накопленный опыт и прорабатывать совершенно новые идеи, что позволит создать авиационный комплекс, полностью соответствующий пожеланиям заказчика. Смогут ли они выполнить такие обещания, покажет время.

Гиперзвуковая платформа


Проект Mayhem в целом является секретным, и большая часть информации, представляющей основной интерес, пока не публиковалась. Однако к настоящему времени заказчик раскрыл часть своих требований, а разработчики опубликовали некоторые свои идеи технического характера. В целом на данный момент речь идет только о демонстраторе технологий, который покажет, насколько жизнеспособными являются новые идеи.

Планируется разработать мало- или среднеразмерный летательный аппарат-платформу. Он будет взлетать при помощи самолета-носителя и после сброса выполнять самостоятельный полет. При наличии технических возможностей, его сделают возвращаемым. В противном случае «Погром» будет одноразовым.

Для изделия Mayhem разработают новый планер с требуемыми аэродинамическими, прочностными и пр. характеристиками. Вероятно, при создании этого изделия будут использоваться имеющиеся наработки разного рода. Как следствие, планер и летательный аппарат в целом будет похож на предыдущие экспериментальные образцы американской разработки.

Габариты и масса изделия пока не уточнялись. Упоминание взлета при помощи самолетов тактической авиации указывает на возможные размеры беспилотника. Масса может достигать нескольких сотен килограммов. Впрочем, носителями «Погрома» могут стать и стратегические бомбардировщики. В таком случае появится возможность нарастить габариты изделия, а его масса будет изменяться в тоннах.


Одна из разработок Lockheed Martin

Как следует из названия программы, аппарат получит гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Компаниям-разработчикам предстоит создать новый агрегат этого класса, обладающий необходимыми техническими и эксплуатационными характеристиками. В частности, компания Leidos планирует создать ГПВРД с повышенными параметрами, что даст прирост дальности полета и грузоподъемности, а также сформирует задел для дальнейшего развития.

Демонстратор технологий будет беспилотным, что предъявляет особые требования к его бортовому радиоэлектронному оборудованию. Уже сообщается о необходимости создания совершенно нового комплекса средств управления. При этом роль демонстратора технологий и экспериментального образца подразумевает отработку новых компонентов и приборов для боевой авиации.

Если экспериментальный беспилотник подтвердит расчетные характеристики, проект Mayhem получит развитие. Гиперзвуковой летательный аппарат рассматривается в качестве перспективной платформы для размещения разведывательной аппаратуры или вооружения. В теории, такой летательный аппарат способен нести средства оптической или радиотехнической разведки, однако реализация таких идей связана с рядом трудностей.

Возможно, «Погром» оснастят вооружением, но и эта задача достаточно сложна. Полет на гиперзвуковых скоростях радикально затрудняет сброс вооружений – если он вообще возможен в таких условиях. Впрочем, рассматривается возможность создания одноразового летательного аппарата, и в таком случае он сам может стать ракетой – нести только боевую часть, без ее средства доставки к цели.

Наверстывая упущенное


Несмотря на массу исследовательских программ и экспериментальных образцов, в сфере гиперзвуковых вооружений Пентагон оказался в положении отстающего. Сейчас ведомство и различные научные и коммерческие организации пытаются наверстывать упущенное и догонять мировых лидеров. С этой целью разрабатывается несколько новых проектов разного рода, как исследовательских, так и предназначенных для будущего внедрения в войсках.

Перспективный гиперзвуковой авиационный комплекс Expendable Hypersonic Multi-mission ISR and Strike или Mayhem прорабатывается в интересах ВВС и должен дать им новые возможности в области разведки и поражения наземных целей. На него возлагаются определенные надежды, но поводы для оптимизма пока отсутствуют. Проект является экспериментальным и лишь недавно перешел на стадию полноценной разработки. На дальнейшие мероприятия уйдет еще несколько лет, и только после этого начнутся испытания, которые смогут показать реальный потенциал комплекса. И только после этого станет ясно, получат ли ВВС США принципиально новый авиационный комплекс.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    24 января 2023 05:14
    Американцы - читеры, могут себе что угодно сделать за счёт неоправданно много напечатанных долларов, в то время как многие честно зарабатывают свои деньги, чтобы что-то разработать или построить...
    1. KCA
      0
      24 января 2023 06:22
      Что-то они до сих пор не могут сделать гиперзвуковую ракету авиационного базирования, не то что над или подводного, тем более для ПГРК, видать напечатанные деньги не всё решают, а в России на честно заработанные деньги все эти виды ракет уже есть
  2. +2
    24 января 2023 05:43
    Expendable = одноразового применения.
  3. 0
    24 января 2023 14:25
    это конечно интересно, что американцы новые гиперзвуковые проекты осваивают
    но в ВС РФ в 2023 году должны передать уже 3-й и 4-й Бригадный ЗРК С-500
    с 2021 года 1-я Бригада С-500 в составе 15-й армии ВКС,
    состоит из 5 дивизионов по 12 ПУ = 60 х 2 ПР = 120 противоракет
    4 Бригады С-500 это уже 240 ПУ = 480 противоракет 77Н6-Н1 (7,8 км в секунду)
    говорят в 2023 году под елочку могут еще и 5-ю Бригаду С-500 передать
    300 ПУ = 600 противоракет
    1. 0
      28 февраля 2023 00:02
      Ах этот прекрасный мир грез в Вашем комментарии. Жаль жестокая реальность совершенно иная и не имеет с ним ничего общего. В Энгельсе, у аэродрома, на котором базировались стратегические бомбардировщики, если не секрет, тоже С-500 стояли, когда атака беспилотников была?
  4. ASM
    -1
    24 января 2023 19:15
    Попил бабла. У них нет еще ни единого прошедшего испытания изделия, не то, что принятого на вооружение. На основе чего они собрались самолет делать? На основе нашего Авангарда, или Мбр? Чистейшая коррупция во всей первозданной красе.
  5. Комментарий был удален.
    1. -1
      8 апреля 2023 20:46
      Как работает двигатель гиперзвукового самолета?
      Двигатель гиперзвукового самолета - это двигательная установка, способная работать в широком диапазоне скоростей и высот, используя воздух как рабочее тело или окислитель. Существуют разные типы двигателей гиперзвуковых самолетов, такие как:

      "Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) - это двигатель, который сжимает и нагревает воздух, поступающий через входное устройство, и смешивает его с топливом в камере сгорания. Затем смесь выходит через сопло, создавая тягу. ГПВРД может работать на скоростях от 5 до 25 Мах.
      Ракетный двигатель - это двигатель, который использует химическую реакцию между топливом и окислителем для создания газа, который выходит через сопло, создавая тягу. Ракетный двигатель может быть жидкостным, твердотопливным или гибридным. Ракетный двигатель может работать на любых скоростях и высотах.
      Комбинированный цикл - это двигатель, который сочетает в себе разные типы двигателей для разных режимов полета. Например, ракетно-рамочный двигатель (РРД) - это двигатель, который работает как ракетный на низких скоростях и как ГПВРД на высоких скоростях. РРД может работать на скоростях от 0 до 15 Мах."
      1. -1
        8 апреля 2023 20:49
        Какие топлива используются в гиперзвуковых двигателях?
        "Топлива, используемые в гиперзвуковых двигателях, могут быть разными в зависимости от типа двигателя и режима полета. Некоторые примеры топлив для гиперзвуковых двигателей:

        Водород - это топливо с высокой удельной энергией, которое может использоваться в жидкостных ракетных двигателях или гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателях (ГПВРД).
        Водород имеет низкую плотность и требует специальных условий хранения и перевозки.

        Метан - это топливо с низкой удельной энергией, но высокой плотностью, которое может использоваться в жидкостных ракетных двигателях или ГПВРД. Метан имеет преимущество перед водородом в том, что он более доступен и легче хранить и перевозить.

        Керосин - это топливо с умеренной удельной энергией и плотностью, которое может использоваться в сверхзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателях (СПВРД) или ГПВРД. Керосин широко распространен и экономичен, но имеет низкую температуру самовоспламенения и требует стабилизаторов пламени.

        Синтетические топлива - это топлива, полученные из различных источников, таких как уголь, природный газ или биомасса. Синтетические топлива могут иметь различные свойства в зависимости от способа производства и состава. Синтетические топлива могут использоваться в СПВРД или ГПВРД для повышения эффективности и снижения выбросов."
        1. -1
          8 апреля 2023 20:52
          Какие проблемы с безопасностью у гиперзвуковых самолетов?
          "Гиперзвуковые самолеты имеют ряд проблем с безопасностью, связанных с их высокой скоростью, сложностью управления и воздействием на окружающую среду. Некоторые из этих проблем:

          Высокая температура и давление на поверхности самолета, которые могут привести к повреждению или разрушению материалов и систем.
          Сложность обеспечения точности наведения и управления на гиперзвуковых скоростях, особенно при маневрировании.
          Высокий уровень шума и вибрации, которые могут негативно влиять на здоровье и комфорт пилотов и пассажиров.
          Высокий уровень выбросов вредных веществ в атмосферу, которые могут способствовать загрязнению окружающей среды и изменению климата.
          Высокий риск аварий и технических проблем из-за технологической сложности и недостаточной надежности гиперзвуковых двигателей и систем."
          1. 0
            8 апреля 2023 20:57
            сравнние и выбор оптимального вида топлива в сравнении СПВРД И ГПВРД
            "Сравнение и выбор оптимального вида топлива в сравнении СПВРД и ГПВРД зависит от ряда факторов, таких как:

            Скорость полета - СПВРД работает на скоростях от 1 до 5 Мах, а ГПВРД - от 5 до 25 Мах. Поэтому для гиперзвуковых полетов необходимо использовать ГПВРД или комбинированный цикл с переключением между СПВРД и ГПВРД.
            Удельная энергия топлива - это показатель, который характеризует количество энергии, выделяемой при сгорании единицы массы или объема топлива. Чем выше удельная энергия топлива, тем больше тяга и дальность полета самолета. Водород имеет самую высокую удельную энергию среди известных топлив, но имеет низкую плотность и требует специальных условий хранения и перевозки. Керосин имеет умеренную удельную энергию и плотность, но имеет низкую температуру самовоспламенения и требует стабилизаторов пламени. Метан имеет низкую удельную энергию, но высокую плотность и доступность. Синтетические топлива могут иметь различные свойства в зависимости от способа производства и состава.
            Условия сгорания - это параметры, которые влияют на процесс смешения, воспламенения и горения топлива в камере сгорания. К ним относятся температура, давление, скорость, степень сжатия, степень диссоциации и ионизации воздуха. В ГПВРД условия сгорания более сложные и экстремальные, чем в СПВРД, поэтому требуются более высокие требования к горючести и стабильности топлива.
            Экологический фактор - это воздействие топлива на окружающую среду при его производстве, хранении, перевозке и сгорании. Топливо должно иметь минимальный уровень выбросов вредных веществ в атмосферу, которые могут способствовать загрязнению окружающей среды и изменению климата.
            Таким образом, выбор оптимального вида топлива в сравнении СПВРД и ГПВРД является компромиссом между различными факторами, которые могут меняться в зависимости от целей и задач полета. Невозможно однозначно сказать, какое топливо лучше для всех случаев, поэтому необходимо проводить детальный анализ каждого конкретного проекта и выбирать топливо, которое наилучшим образом удовлетворяет требованиям по скорости, эффективности, безопасности и экологии ."
            1. -1
              8 апреля 2023 21:23
              сравни двухтопливный двигатель с однотопливным

              "Двухтопливный двигатель — это двигатель внутреннего сгорания, который может работать на двух видах топлива, обычно на природном газе и дизельном топливе. Однотопливный двигатель — это двигатель, который работает только на одном виде топлива, например на дизельном топливе или керосине. Сравнение двухтопливного и однотопливного двигателя можно провести по следующим критериям:

              Экономичность - двухтопливный двигатель может использовать более дешевое и экологичное топливо, такое как природный газ, когда оно доступно, и переключаться на дизельное топливо, когда оно отсутствует или недостаточно. Однотопливный двигатель зависит от стоимости и наличия одного вида топлива, что может быть невыгодно в некоторых условиях.
              Эффективность - двухтопливный двигатель может иметь более высокий КПД, чем однотопливный двигатель, так как он может адаптироваться к различным режимам работы и оптимально использовать энергию топлива. Однотопливный двигатель имеет фиксированный режим работы и не может изменять свои параметры в зависимости от топлива.
              Надежность - двухтопливный двигатель может быть менее надежным, чем однотопливный двигатель, так как он имеет более сложную конструкцию и систему управления, которая должна обеспечивать совместимость и переключение между разными видами топлива. Однотопливный двигатель имеет более простую конструкцию и систему управления, которая работает только с одним видом топлива.
              Экологичность - двухтопливный двигатель может быть более экологичным, чем однотопливный двигатель, так как он может использовать более чистое топливо, такое как природный газ, который имеет меньше выбросов вредных веществ в атмосферу. Однотопливный двигатель может иметь больше выбросов вредных веществ в атмосферу, особенно если он работает на тяжелом дизельном топливе или мазуте.
              Таким образом, выбор между двухтопливным и однотопливным двигателем зависит от целей и условий эксплуатации. Двухтопливный двигатель может быть более выгодным с точки зрения экономии, эффективности и экологии, но требует более сложной и дорогой техники и обслуживания. Однотопливный двигатель может быть более надежным и простым в использовании, но требует более дорогого и загрязняющего топлива и имеет более низкий КПД."
              1. 0
                8 апреля 2023 21:27
                сравни двухтопливный гиперзвуковой двуигатель с однотопливным гиперзвуковым двигателем
                "Двухтопливный гиперзвуковой двигатель — это гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД), который может работать на двух видах топлива, например на природном газе и жидком кислороде1. Однотопливный гиперзвуковой двигатель — это ГПВРД, который работает только на одном виде топлива, например на жидком водороде. Сравнение двухтопливного и однотопливного гиперзвукового двигателя можно провести по следующим критериям:

                Экономичность - двухтопливный гиперзвуковой двигатель может использовать более дешевое и доступное топливо, такое как природный газ, когда он имеется в достаточном количестве, и переключаться на более дорогое и редкое топливо, такое как жидкий кислород, когда он необходим для достижения более высоких скоростей. Однотопливный гиперзвуковой двигатель зависит от стоимости и наличия одного вида топлива, который может быть ограниченным или недоступным в некоторых регионах.
                Эффективность - двухтопливный гиперзвуковой двигатель может иметь более высокий КПД, чем однотопливный гиперзвуковой двигатель, так как он может адаптироваться к различным режимам работы и оптимально использовать энергию топлива в зависимости от скорости полета и высоты. Однотопливный гиперзвуковой двигатель имеет фиксированный режим работы и не может изменять свои параметры в зависимости от топлива.
                Надежность - двухтопливный гиперзвуковой двигатель может быть менее надежным, чем однотопливный гиперзвуковой двигатель, так как он имеет более сложную конструкцию и систему управления, которая должна обеспечивать совместимость и переключение между разными видами топлива. Однотопливный гиперзвуковой двигатель имеет более простую конструкцию и систему управления, которая работает только с одним видом топлива.
                Экологичность - двухтопливный гиперзвуковой двигатель может быть более экологичным, чем однотопливный гиперзвуковой двигатель, так как он может использовать более чистое топливо, такое как природный газ, который имеет меньше выбросов вредных веществ в атмосферу. Однотопливный гиперзвуковой двигатель может иметь больше выбросов вредных веществ в атмосферу, особенно если он работает на жидком водороде, который может вызывать образование озона в стратосфере.
                Таким образом, выбор между двухтопливным и однотопливным гиперзвуковым двигателем зависит от целей и условий эксплуатации. Двухтопливный гиперзвуковой двигатель может быть более выгодным с точки зрения экономии, эффективности и экологии, но требует более сложной и дорогой техники и обслуживания. Однотопливный гиперзвуковой двигатель может быть более надежным и простым в использовании, но требует более дорогого и загрязняющего топлива и имеет более низкий КПД."
                1. -1
                  8 апреля 2023 21:35
                  электрический или ядерный гиперзвуковой двигатель

                  "Электрический или ядерный гиперзвуковой двигатель — это гипотетический вид гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД), который использует энергию электричества или ядерного синтеза для нагрева рабочего тела1. Сравнение двухтопливного и электрического или ядерного гиперзвукового двигателя можно провести по следующим критериям:

                  Экономичность - электрический или ядерный гиперзвуковой двигатель может быть более экономичным, чем двухтопливный гиперзвуковой двигатель, так как он не требует перевозки топлива на борту и может использовать энергию из внешних источников, таких как солнечные батареи, лазеры или микроволновые пучки1. Двухтопливный гиперзвуковой двигатель требует перевозки топлива на борту и зависит от его наличия и стоимости2.
                  Эффективность - электрический или ядерный гиперзвуковой двигатель может иметь более высокий КПД, чем двухтопливный гиперзвуковой двигатель, так как он может нагревать рабочее тело до более высоких температур и достигать более высоких скоростей1. Двухтопливный гиперзвуковой двигатель ограничен температурой плавления материалов и скоростью сгорания топлива2.
                  Надежность - электрический или ядерный гиперзвуковой двигатель может быть менее надежным, чем двухтопливный гиперзвуковой двигатель, так как он имеет более сложную конструкцию и систему управления, которая должна обеспечивать подачу и регулировку энергии из внешних источников1. Двухтопливный гиперзвуковой двигатель имеет более простую конструкцию и систему управления, которая работает только с топливом на борту2.
                  Экологичность - электрический или ядерный гиперзвуковой двигатель может быть более экологичным, чем двухтопливный гиперзвуковой двигатель, так как он не выбрасывает в атмосферу продукты сгорания топлива и не загрязняет окружающую среду радиоактивными отходами1. Двухтопливный гиперзвуковой двигатель выбрасывает в атмосферу продукты сгорания топлива, которые могут быть вредными для здоровья и климата2.
                  Таким образом, выбор между двухтопливным и электрическим или ядерным гиперзвуковым двигателем зависит от целей и условий эксплуатации. Электрический или ядерный гиперзвуковой двигатель может быть более выгодным с точки зрения экономии, эффективности и экологии, но требует более сложной и дорогой техники и обслуживания. Двухтопливный гиперзвуковой двигатель может быть более надежным и простым в использовании, но требует более дорогого и загрязняющего топлива и имеет более низкий КПД."
                  1. Комментарий был удален.
                    1. -1
                      8 апреля 2023 21:44
                      как уменьшить инфракрасную тепловую заметность двигателей вертолета КА 52 ?

                      "Уменьшить инфракрасную тепловую заметность двигателей вертолета Ка-52 можно с помощью следующих способов:

                      Установка системы охлаждения выхлопных газов двигателей, которая снижает температуру и интенсивность теплового излучения.
                      Установка системы защиты от ракет с тепловым наведением, которая включает в себя датчики обнаружения лазерного облучения и тепловых ловушек, а также систему управления огнем и маневрирования.
                      Покрытие корпуса вертолета радиационно-отражающим материалом, который уменьшает радиолокационную и инфракрасную заметность.
                      Использование оптико-электронного и радиолокационного комплекса для обнаружения и поражения целей на дальних дистанциях, что позволяет избегать близкого контакта с противником и его средствами ПВО."
                      1. Комментарий был удален.
                      2. Комментарий был удален.
                      3. Комментарий был удален.
                      4. -1
                        8 апреля 2023 21:59
                        Недостатки
                        "Недостаток Ка-52 перед Ка-50 может быть выражен в следующем:

                        Ка-52 тяжелее и менее маневренный, чем Ка-50, из-за наличия второго члена экипажа и дополнительного оборудования.
                        Ка-52 имеет меньшую скорость и потолок, чем Ка-50, из-за большего лобового сопротивления и массы.
                        Ка-52 имеет большую цену и сложность обслуживания, чем Ка-50, из-за более современных и дорогих систем.
                        Ка-52 имеет большую вероятность потери обоих членов экипажа при катапультировании или аварии, чем Ка-50, у которого один пилот может спастись."
                      5. -1
                        8 апреля 2023 22:03
                        возможность подключения ИИ вместо второго пилота
                        "Возможность подключения ИИ вместо второго пилота в гражданских самолётах является предметом исследования и разработки в России и других странах. Минпромторг России объявил тендер на 2,8 млрд рублей по исследованию этой возможности и разработке технологий для создания виртуального второго пилота на базе ИИ. Глава Минпромторга Денис Мантуров допустил такую возможность, но отметил, что всё упирается в стандарты и ментальность. В США также проводятся эксперименты с использованием ИИ в качестве второго пилота на самолётах типа U-2."

                        ИИ в КА52 ?
                        Возможность использования ИИ в вертолётах КА 52 не была официально заявлена разработчиками или заказчиками. Однако, вертолёт КА 52 обладает современными системами навигации, прицеливания и обороны, которые могут использовать элементы ИИ для повышения эффективности и безопасности полёта и боя. Например, вертолёт имеет бортовую РЛС «Арбалет», которая может обнаруживать и сопровождать воздушные и наземные цели1. Также вертолёт может взаимодействовать с другими боевыми единицами по спутниковой связи и получать данные о ситуации на поле боя.
                        В настоящее время ведётся модернизация вертолёта до уровня КА 52М, которая предусматривает улучшение характеристик и возможностей машины. В частности, планируется усилить бронезащиту кабины и установить новые двигатели с повышенной мощностью."
                      6. 0
                        8 апреля 2023 22:07
                        как улучшить распознование и обнаружение целей на вертолете КА 52 с помошью ИИ
                        "Улучшить распознавание и обнаружение целей на вертолете КА 52 с помощью ИИ может быть возможно с помощью развития и внедрения новых технологий в области оптико-электронных систем, радиолокации и связи. Например, ИИ может помогать в анализе изображений с тепловизора, РЛС и других датчиков, выделяя и классифицируя цели по типу, расстоянию и угрозе. Также ИИ может помогать в координации действий с другими вертолетами и боевыми единицами, передавая и получая данные о ситуации на поле боя. Кроме того, ИИ может помогать в выборе оптимального вооружения и режима стрельбы для поражения целей с минимальным риском для себя.
                        Однако, такие технологии требуют длительной и сложной разработки, испытаний и сертификации. Также они могут повышать стоимость и сложность эксплуатации вертолета. Поэтому необходимо проводить тщательный анализ потребностей и возможностей применения ИИ на вертолете КА 52."
                      7. Комментарий был удален.