Неоднозначный облик сирийских ВВС

Почти с самого начала гражданской войны в Сирии в различных средствах массовой информации стали появляться сообщения о применении против мятежников тяжелой техники и авиации. Вне зависимости от правдивости, эти новости в свое время стали еще одним поводом для критики и обвинений в сторону администрации сирийского президента Б. Асада. Немного позже появились более достойные подтверждения того, что сирийские военные действительно используют в своих операциях боевые самолеты и вертолеты, однако это использование в большинстве случаев сводится к транспортной функции. Удары по противнику если и производятся, то достаточно редко ввиду характерных особенностей гражданской войны.

Неоднозначный облик сирийских ВВС


На момент начала вооруженного конфликта ВВС Сирии были одними из самых многочисленных в регионе. В то же время, количество в этом случае почти не переходит в качество. Самым новым боевым самолетом сирийской военной авиации является советский/российский истребитель МиГ-29. Согласно различным источникам, общее количество таких самолетов всех модификаций не превышает 75-80 единиц. Не так давно сирийское руководство намеревалось модернизировать имеющиеся МиГ-29, однако воплощению этих планов помешала война. В результате самым массовым типом самолетов в сирийских военно-воздушных силах остается МиГ-21. Общее число этих самолетов оценивается в 140-200 бортов. Столь большая разница в оценках вызвана строгим режимом секретности, установленным сирийским военным руководством. Однако даже секретность не может значительно повысить боевой потенциал истребителей МиГ-21 и вывести их на современный уровень. Из-за этого такие самолеты используются в основном для разведки. Вторые по численности самолеты ВВС Сирии – МиГ-23. Их насчитывается более сотни. При этом имеется информация об уничтожении, как минимум, двух таких истребителей-бомбардировщиков. Один из них сгорел на аэродроме в результате обстрела инсургентами в марте этого года, другой якобы был сбит ими же в августе. Объективного подтверждения второй удачи повстанцев нет, да и не предвидится. Наконец, в составе ВВС Сирии имеется несколько десятков фронтовых бомбардировщиков Су-24 и перехватчиков МиГ-25. Общее их количество незначительно и вряд ли может оказать серьезное влияние на ход какого-либо серьезного конфликта.


Неоднозначный облик сирийских ВВС

Неоднозначный облик сирийских ВВС


Вертолетный парк сирийских военно-воздушных сил, как это видно из его состава, скорее, приспособлен к решению транспортных задач. Большинство винтокрылых машин – более сотни – это вертолеты семейства Ми-8. Общее количество ударных вертолетов трех моделей не превышает 75-80 единиц. Это Ми-24 советского производства, французские SA-342 и доработанные соответствующим образом Ми-2. Кроме вертолетов транспортные функции в сирийских ВВС выполняют около двадцати самолетов семи типов, в основном советского производства.

Как видим, численные показатели ВВС Сирии на фоне других стран региона выглядят значительными. В то же время, большое количество старой техники нисколько не повышает боевой потенциал этого рода войск. Главной причиной таких проблем являются экономические процессы, происходившие в последние десятилетия по всему Ближнему Востоку. По состоянию на 2009 год общие сирийские ассигнования на военно-воздушные силы составляли около 3,5% от валового внутреннего продукта. Для сравнения, лет 25-30 назад эта часть бюджета превышала порог в двадцать процентов. В то же время, за последние годы значительно вырос бюджет на закупку новых вооружений и техники. В девяностых годах среднегодовые вложения в новую технику не превышали 550-600 миллионов долларов. В последние годы перед гражданской войной эти показатели увеличились до нескольких миллиардов в год. Тем не менее, в 2007 году, во время проведения Израилем операции «Фруктовый сад», боевой потенциал сирийских ВВС не позволил отразить атаку вражеских самолетов.

Помимо экономических затруднений быстрому обновлению не только ВВС, но и всех вооруженных сил Сирии мешает и внешнеполитическая ситуация. В 2003 году Дамаск подвергся международным санкциям из-за подозрений в сотрудничестве с иракскими вооруженными формированиями, появившимися после свержения С. Хусейна. Даже после смягчения отношения к Сирии почти каждый контракт на поставку вооружений и техники становился предметом скандала той или другой величины. К примеру, в 2007 году, вскоре после удачного израильского удара, появились слухи о возможной покупке Сирией российских самолетов МиГ-31 в экспортной конфигурации. Такие перехватчики могли бы прийти на смену устаревшим МиГ-25 и значительно улучшить способности сирийских ВВС по защите воздушного пространства своей страны. Однако почти сразу несколько третьих стран выразили свое беспокойство по поводу таких поставок и усомнились в предназначении самолетов. Вялые споры вокруг МиГ-31 для Сирии шли до конца весны 2009 года, когда в СМИ появились сообщения о приостановке переговоров из-за финансовых проблем Дамаска. В конце концов, в октябре 2010 года руководство «Рособоронэкспорта» успокоило всех «взволнованных» и официально заявило, что никакого контракта не было.

Еще одна история, которую можно считать примером трудностей с обновлением вооруженных сил, произошла этим летом. Самый обычный рейс самого обычного сухогруза под названием Alaed вызвал шквал критики и чуть ли не скандал. Из каких-то источников стало известно, что на борту судна перевозятся три вертолета Ми-25 сирийских ВВС, отремонтированные и модернизированные в России. Кроме того, «народная молва» приписала сухогрузу и другой груз военного назначения: некие зенитные ракетные комплексы. Несмотря на специфику применения этого вида вооружений, гипотетические поставки ЗРК тоже стали объектом критики. И все же со временем та история забылась и сторонники сирийских повстанцев переключились на другие, более актуальные темы.

В целом, состояние ВВС Сирии выглядит неоднозначным, а проблемы с обновлением парка техники только прибавляют пессимизма в оценках. Стоит отметить, что даже имеющимися силами сирийские военные летчики вполне способны решать те задачи, которые ставятся перед ними в настоящее время. Однако только при продолжении войны с инсургентами. Если же сирийская война пойдет по тому же сценарию, что и война в Ливии, то военно-воздушные силы Дамаска вряд ли смогут серьезно ответить на угрозы. Учитывая «традиционную» для стран НАТО методику ведения локальных войн, можно предположить, что в случае международной операции против Сирии главным элементов ее обороны станут войска ПВО. Именно они теоретически могут дать отпор воздушному нападению. К сожалению, сирийская ПВО тоже может не справиться с отражением атак, но в настоящее время количественный и качественный состав военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны не позволяет строить смелые планы.

В результате ВВС Сирии оказываются в специфическом положении: они не могут достойно противостоять зарубежной агрессии и в то же время имеют слишком большой ударный потенциал для большинства задач, возникающих в ходе гражданской войны. К примеру, удары истребителей-бомбардировщиков МиГ-23, по вполне понятным причинам, возможны только во время боев на больших открытых пространствах. В свою очередь, городские бои практически полностью исключают использование авиации, за исключением транспортных вертолетов для быстрой переброски подразделений в нужный район. Таким образом, к экономическим проблемам сирийских военно-воздушных сил добавляются еще и вопросы тактического характера. Обе эти проблемы «совместными усилиями» очень сильно мешают как ВВС, так и всем вооруженным силам Сирии в целом.


По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://periscope2.ru/
http://sipri.org/
http://defense-update.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. mar.tira 13 ноября 2012 08:56
    Еще одно позорное пятно на репутации России.Лучше уж мы вероятному противнику их продадим,чем другу.История бьет нас бьет,но похоже не учит!
    mar.tira
    1. путник 13 ноября 2012 09:06
      Цитата: mar.tira
      Еще одно позорное пятно на репутации России

      Может хватит самобичеванием заниматься? Есть возможности для торговли и деньги у покупателя и нет никаких проблем для сделки, если одного из этих условий нет то сделки быть не может - это аксиома!!!
      История бьет нас бьет,но похоже не учит!

      История как раз наглядно демонстрирует, как мы вооружали много стран на свои деньги и после смены властителя получали хорошо вооруженного мягко говоря противника. Может хватит на грабли наступать?
      Поражает большое количество воздушной техники, сбитой бандитами, там явно ПЗРК "подогнаны" на госуровне и работают инструкторы
      путник
  2. UPStoyan 13 ноября 2012 08:58
    Экономическое положение Сирии уже 20 лет не позволяет массово закупать новую технику и проводить модернизацию существующей. Так что боеготовность врядли превышает 50%.
    UPStoyan
    1. Везучий 14 ноября 2012 15:25
      Да, я с вами соглашусь, слабенькая авиация у Сирийцев((
      Везучий
  3. JonnyT 13 ноября 2012 10:32
    Самолеты Сирии понадобится в случае войны с турками или Израилем,для борьбы с террористами необходимы ударные вертолеты! Можно конечно все с землей сравнять, но вот смысла нет, своих поляжет много да и разрушать свою страну Асаду не с руки!
  4. Farn 13 ноября 2012 12:11
    Или я не заметил, или тут не написали про l-39 альбатрос. А он очень активно применяется в идущей сейчас гражданской войне
    Farn
    1. vaf 13 ноября 2012 16:00
      Цитата: Farn
      Или я не заметил, или тут не написали про l-39 альбатрос.


      Автор много чего из "упустил" из .."виду"...+ wink



      А про су-17-е, так вообще ...ни слова request







      Ну и там много ещё фильмов о применении...и Газели и Иранские транспортники доставляют...."помощь" bully
      vaf
  5. Волхов 13 ноября 2012 12:26
    Стоит отметить, что ВВС точно бомбит (на сайте был ролик с разбитой зениткой на Зил - 131 и Т - 55, которые накрыты 50 кг бомбами с отклонением 3м, при этом строения вокруг не разбиты), а ПВО точно стреляет - Фантом с 1 очереди.
    Так что они прекрасно обходятся сами или с помощью Ирана.
    Волхов
  6. барон врангель 13 ноября 2012 12:36
    да уж! самолетики и вертолетики у Асада старые! да и те видимо не могут решать всех задач! Штурмовиков бы им побольше и боевых вертолетов! может тогда бы что то уже изменилась! Ну а Израилем или Турцией воевать на таких аппаратах наверно лучше неначинать!
  7. semenar 13 ноября 2012 18:59
    Автор дятел, про L-39 забыл, которые несут основную тяжесть "работы" по земле.И фраза по поводу Су-24 которые не окажут влияния на ситуацию в топку. Их не применяют, потому как слишком мощное оружие. В городах от СУ-24 будут чересчур большие разрушения. Что сирийцам не хвататет, так это СУ-25. Кстати, все отмечают высокую выучку сирийских пилотов. А потери связаны с тем, что техника встаровата, приходится снижатся.
    semenar
  8. Скоробей 13 ноября 2012 19:08
    Летают..бомбят...Сама по себе обстановка (гражданская война) не позволяет применять весь арсенал ВВС... Удачи им в этом нелегком деле...
  9. wolverine7778 13 ноября 2012 20:55
    Вертолетный парк сирийских военно-воздушных сил, как это видно из его состава, скорее, приспособлен к решению транспортных задач.
    Аха, еще и в качестве бомбардировщиков)
    wolverine7778
    1. orfo 13 ноября 2012 21:28
      не хилая петарда
      orfo
  10. cth;fyn 14 ноября 2012 07:19
    если они будут авиацию использовать так же бездарно как танки, то они ее потеряют через неделю войны с настоящим противником (недавно посмотрел как тройка Т-72 попала в засаду, такое ощущение что ими трактористы-хлеборобы управляли).
    1. orfo 17 ноября 2012 02:48
      какой обзор из танка видели, засада на то она и есть ... Тоже видел, прилетело сразу несколько попаданий, кажется что они должны понять что соседа подожгли но при этом как-то еле еле двигается. Очень печально смотреть как бородатые жгут технику, чаще всего из под укрытия. По моему из-за этого наши в чечне меняли тактику чтобы всю технику не сожгли, но на открытой местности пехоте без брони тоже не айс.

      p.s. в другом видео с того же ютуба, танкист успел свинтить уже с подбитого танка и быстро удрал к своим, на том же месте сожгли второй. ... от рпг некуда деваться им уже просто писец.
      orfo
    2. берсерк1967 18 ноября 2012 03:20
      Вы лучше вспомните сколько наша армия потеряла танков в городах Чечни. Танки вообще не предназначены для ведения боевых действий в городах, для этого им хотя бы нужна мощная поддержка пехоты.
  11. vladimirZ 14 ноября 2012 12:37
    Сирийский авиапарк, наверное, уже после Сердюковских реформ, превышает российский, я так думаю.
    Посмотришь в России там бывший военный аэродром разрушен, в другом месте.
    Недавно в поезде ехал с солдатом, где я сам служил техником самолета в 70-х годах, в Борзе. Спрашиваю его знаешь аэродром Чиндант. Отвечает знаю. В бетонных капонирах там сейчас автотехника стоит, рулежки и взлетная полоса заброшены, все здания разрушены, авиагородок разрушен.
    А в наше время 2 авиационных полка стояло.
  12. Днепропетровск 22 ноября 2012 00:09
    Мне больше понравилось (вырву из текста статьи не могу обойти это) то что сразу несколько третьих стран выразили свое беспокойство по поводу таких поставок и усомнились в предназначении самолетов. Имеется в виду МИГ 31 для Сирии ,вот так вот несколько стран выразили беспокойство и поставка была прекращена, как такое может быть.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня