Мы ещё не последние из русских могикан

138
Мы ещё не последние из русских могикан

В последнее время проблемы демографии в России попали в центр внимания ряда политологов, политиков и СМИ. И не замечать их просто уже нельзя. Даже сатирическое издание «Панорама» опубликовало заметку под названием «Руководство Black Lives Matter внесёт русских в перечень угнетаемых рас».

Соответствующее заявление было опубликовано на официальной странице движения в Twitter. Как утверждают активисты, исторически русская раса находилась в рабстве под названием «крепостное право», будучи эксплуатируемой помещиками и царями – белыми немцами. Среди русских распространилась солидарность с другими угнетаемыми расами, появился особый трепет перед чернокожими тружениками, именно поэтому в России возникло выражение «пахать по-чёрному».



«Сейчас, когда началась мощная пропаганда против русской расы, мы отчётливо видим, что они находятся в том же положении, что и чернокожие»,

– говорится на странице движения.

Неужели теперь американское сообщество будет способствовать укреплению положительного отношения к русской расе в стране. Так, Netflix уже анонсировал новый сериал об истории России, и весь актёрский состав будет состоять из чернокожих и русских, а в Голливуде пообещали при съёмках вестернов как минимум половину главных ролей отдавать казакам.

А что говорит статистика?


Согласно данным Росстата, в России сокращается число русских. Если в 1989 году русских было почти 120 млн, в 2010 – 111 млн, а согласно последней переписи населения – только 109 млн чел. То есть за тридцать лет Россия без войн потеряла 11 млн русских!

А что с общим населением России? В ноябре 2022 года были опубликованы данные Росстата: численность постоянного населения России на 1 августа 2022 года составила 145,1 млн человек.

Вроде бы и неплохая численность. Но из прогноза World Population Prospects 2022 следует, что к 2100 году население России сократится на 33,2 млн человек по сравнению с 2021 годом. «Но это же международная организация, вот и выдаёт желаемое за действительное», – подумает читатель.

Если бы так! Наше родное правительство в 2020 году спрогнозировало, что до 2022 года Россия потеряет 1 (один) миллион человек. И успешно свои планы по сокращению населения выполнило: с января по октябрь 2022 года численность населения России сократилась почти на полмиллиона человек. Если учесть сокращение численности в 2021 году – то вот вам и миллион человек.

Конечно, можно сокращение числа жителей свалить на жуткую-прежуткую пандемию, но не получается. По данным Национального медицинского исследовательского центра (НМИЦ) им. В. А. Алмазова, в 2020 году от болезней системы кровообращения умерло 944 843 человека, а с диагнозом «ковид» за это же время умерло 162 тысячи.

Надо ли также объяснять разницу: «смерть от ковида» и «с диагнозом ковид»? Ведь такой диагноз ставили и для умерших и по другим причинам, но зато с положительным тестом. В ходу был анекдот: «Двое полицейских осматривают место убийства. «Смотри тут три пулевых ранения. Что писать в причину смерти?» – спрашивает один. «Как что? Конечно, ковид», – отвечает второй».

Специалисты пояснили, что высокая смертность в пандемийное время была потому, что многие специализированные больницы (онкологические, туберкулезные, кардиологические, урологические и др.) были перепрофилированы на лечение ковида. Вот так. Но о проблемах здравоохранения чуть позже, а пока зададим вопрос: вымрем как мамонты?

Или как могикане из романа Фенимора Купера, превратившиеся в ассимилированное метисное население, всего их около 150 человек, проживают в резервации в штате Висконсин.

Так повторят ли русские судьбу могикан?

Берегите мужчин!


А ведь были и другие прогнозы! Госкомстат СССР в 1989 году прогнозировал, что население РСФСР к концу 2022 года должно было вырасти до 170 млн человек, в том числе русских должно было быть более 140 миллионов.

В своё время великий русский ученый Менделеев рассчитал, что русских в середине XX века должно было быть около 500 миллионов. Однако сейчас Россия входит в десятку худших стран по высоким темпам смертности, особенно среди мужчин.

По показателю ожидаемой продолжительности жизни мужчин Россия занимает 141-ю строчку из 200 стран. В 2021 году этот показатель равнялся 66,7. Женщины в среднем живут почти на 10 лет дольше. Больше всего долгожителей мужского пола живёт в Ингушетии, Дагестане и Москве.

Основные факторы риска для мужского здоровья – вредные привычки: курение и употребление алкоголя, а также невнимание к собственному здоровью. Катастрофически сокращается мужское население в Центральных регионах России. А например, в СССР 1962 году показатели продолжительности жизни мужчин (68,75) были лучше, чем сейчас в XXI веке (66,7), даже несмотря на большие потери в период Великой Отечественной войны.

Глава Минздрава РФ Михаил Мурашко сделал такое признание:

«Показатели смертности у мужчин в возрасте около 35–40 лет вдвое выше, чем у женщин».

Специалисты говорят, что если сохранятся такие негативные темпы демографии в России, то только 58 % мужчин доживут до 65 лет. И это без учёта того, что мужчины участвуют в современных военных конфликтах, и не только в Сирии!

Русские утратили пассионарность?


Об утрате пассионарности именно русскими стало модным говорить ещё в начале этого века. Поводом для дискуссии послужила работа Льва Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли». Пассионарность у него – некое качество, заставляющее этнос вести себя очень активно. Пассионарность – жизненная энергия, которая выплескивается наружу. Она свойственна как этносам в целом, там и отдельным людям, которых Гумилев называл пассионариями.

Слово «пассионарность» Гумилёв взял у Долорес Ибаррури, известной испанской коммунистки. Страстные речи этой женщины в период гражданской войны в Испании гремели на весь мир. Её партийное имя было «Пассионария», что значит – «страстная». По Гумилёву высший уровень пассионарности – жертвенность. Когда ради идеала люди готовы отдать жизнь. Например, Иван Сусанин.

Как становятся пассионарием? Гумилёв считал, что на всплеск пассионарности влияет энергия Солнца или космических лучей. Гумилев рассмотрел мировую историю и обнаружил в разные эпохи у разных этносов явное последствие таких пассионарных толчков. Когда эти народы попадали под их влияние, они начинали активное видоизменение ландшафта вокруг себя, меняли сферу деятельности, разрушали прежние устои, создавали шедевры и т. д.

Террор в России в годы революции и последующие репрессии и чистки 20-х, 30-х и 40-х годов унесли миллионы жизней наиболее пассионарных представителей русских, серьёзно ослабив генофонд этноса и снизив его пассионарность. Ситуацию усугубила Великая Отечественная война, в период которой на передовой оказывались самые смелые и активные представители народов СССР, в первую очередь русские.


Попробуйте отыскать на этой диаграмме «российскую долю»

В феврале 2021 года в ходе встречи с редакторами российских СМИ президент РФ Владимир Путин заявил:

«Я верю в пассионарность, в теорию пассионарности. Это, собственно, как в природе, обществе, – идет развитие, пик, затухание. Россия не достигла своего пика. Мы на марше, на марше развития».

Это высказывание Путина прокомментировали известные в России люди. Публицист Сергей Переслегин считает, что

«в России заканчивается 600-летний цикл».

По его мнению, начало роста пассионарности в России случилось в 1380 году, когда была Куликовская битва, и Россия вышла на мировую арену. Однако, добавляет он,

«у России есть опыт пересборки, в ходе которой она как бы обновляется и начинает следующий цикл. Поэтому возможно, что новый рост пассионарности появится в ближайшее время».

Президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир» Шамиль Султанов не верит в пассионарность россиян:

«Российская нация надломлена, фрагментирована сейчас. У нее нет идеологии, у нее нет долгосрочной стратегии. У нее нет харизматических лидеров. С этой точки зрения я не считаю, что российская нация вообще сейчас пассионарна».

Экономист Александр Аузан отметил, что

«мы в фазе «золотой осени», в фазе спокойного обустройства, но сюрпризы в возникновении новых факторов не исключены».

Правда, все эти высказывания были сделаны до начала СВО. Возможно, мнение участников опроса с тех пор изменилось.

«Когда мы говорим, что воюем с Западом, надо отдавать себе отчет, что 145 наших миллионов здесь воюют с миллиардом! Но миллиардная цивилизация Запада в перспективе так и будет колебаться около этой цифры, а может, даже увеличиваться, а мы станем тем временем уменьшаться»,

– не без оснований сетует писатель, председатель наблюдательного совета Института демографии и миграции Юрий Крупнов.

Никто не виноват, но что делать?


Может быть, вспомнить и древние рецепты.

Ведь проблемы демографии волновали даже Древний Рим. Римляне решили, что надо бороться с бездетностью. Поэтому бездетные в Древнем Рим лишались многих прав! Для сравнения: сейчас в России усиленно продвигается идеологии бездетности – сhildfree, характеризующаяся сознательным желанием не иметь детей.

Так, может, уже пора России начать бороться с идеологией бездетности?

И ещё. В период правления римского императора Октавиана Августа было принято несколько законов, касающихся демографического регулирования, в частности стимуляции рождаемости. Так, для сенаторов и всадников Древнего Рима были введены следующие правила: обязательность брака и наличие детей. Холостякам и бездетным сокращали возможности их гражданских прав, в то время как для римских граждан, имеющих детей, предусматривались различного рода преимущества.

Скажем, неженатые возможность наследования имущества родителей утрачивали полностью, а те, кто имел меньше трёх детей, наследовали только половину. Также политика Августа была направлена на пропаганду традиционных ценностей и многодетность.

Да, у нас тоже семьи с тремя детьми имеют ряд преимуществ. А вот бездетные в правах не ограничиваются и даже налогов на бездетность не платят!


Инфографика уже немного устаревшая, но тенденция вряд ли изменилась

Российского учёного М. В. Ломоносова можно считать родоначальником российской демографии. В своей работе «О сохранении и размножении российского народа» (1761) Ломоносов отводит демографическому фактору важнейшую роль в развитии страны:

«Полагаю самым главным делом – сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».

Ломоносов предлагал отменить брак по расчёту и принуждению, а также разрешить сочетаться браком и более трёх раз. Причиной этому решению была высокая женская смертность при родах, поэтому лишать супружества овдовевших в результате несчастных случаев мужей он считал неправильным.

Кроме того, Ломоносов советовал запретить принимать монашеский обряд ранее 45–50 лет для того, чтобы до этого возраста была возможность успеть создать семью и родить детей.

Также он рассматривал различные аспекты высокой смертности населения. Ученый считал, что

«лучше учредить лечение по правилам, медицинскую науку составляющим. К сему требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, удовольствованных лекарствами, хотя б только по нашему климату пристойными».

Вот мы и подошли к проблемам здравоохранения.

Пора увеличивать затраты на здравоохранение!


Академик Роберт Нигматулин уверен, что сегодня продолжительность жизни даже без учета ковида падает из-за низкого уровня затрат на здравоохранение.

«У нас затраты на здравоохранение в долях ВВП в два раза меньше, чем в Европе. Кстати, это касается не только здравоохранения, но и образования, и науки. В два раза меньше! По отношению к РСФСР, то есть к советскому периоду, мы примерно на 200 тысяч людей в год теряем больше. Поэтому долю ВВП на здравоохранение нужно довести до 6,5 %»,

– уверен академик.

По его подсчетам, до 2025 года на эти цели совокупно нужно выделить около 10 трлн рублей. А что в реальности сегодня? Согласно проекту федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг. доля расходов на здравоохранение в структуре ВВП продолжит снижение, а в структуре расходов федерального бюджета показатель останется в пределах 5,1–5,4 %.

Директор Института народно-хозяйственного программирования РАН, член-корреспондент РАН Александр Широв полагает, что в России рождаемость в последнее десятилетие снижается под воздействием достаточно низких темпов экономического роста, из-за стагнации уровня и качества жизни:

«Если посмотреть на соотношение душевого ВВП России и Соединенных Штатов Америки по паритету покупательной способности, то увидим, что пик был достигнут в 2013 году, тогда мы приблизились к 50-процентному уровню от уровня США, но потом наступила стагнация. Причем охватила она все группы населения: и богатых, и бедных россиян. И если бы мы развивались хотя бы так, как в период после кризиса 2008–2009 годов, то к 2019 году мы имели бы не 47 %, а 60 % от уровня США. Соответственно, этот фактор повлиял, в том числе и на снижение уровня рождаемости».

От того, как будет развиваться социальная сфера, будет во многом зависеть и положение в области демографии. Писатель и публицист Юрий Крупнов, комментируя избыточную смертность в России в 2020–2021 гг. в 1 млн человек, возмущён:

«Один миллион смертей! Вы можете себе представить? И об этом вообще нет даже разговоров! Не говоря уже о том, что не созданы ни правительственная комиссия, ни комиссия в Госдуме, которые должны были бы тщательно проанализировать, а почему так получилось? Ни одной страницы официального доклада или сообщения».

Крупнов уверен, что нам нужно срочно перейти от ситуации, когда в среднем в семье один ребенок и более (1,5), к семье с двумя детьми и более (2,5). Тогда нам первично удастся переломить нашу катастрофическую демографию и вернуться в режим простого воспроизводства населения.

Учитывая плохую демографию, может, пора вводить льготы и для семей с двумя детьми, а не только с тремя?

Кстати, сегодня каждый десятый гражданин РФ вообще не хочет иметь детей. Как считает уже упоминаемый академик Нигматулин,

«если женщина воспитывает двоих детей, то, конечно, она должна получать за это какие-то деньги, фактически это её зарплата».
138 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    27 января 2023 05:04
    Пассионарность напрямую связана с ультраурбанизацией населения в крупных городах.
    Как можно заводить многодетную семью с низким доходом в квартире на 8 квадратов? request
    Семья должна иметь несколько комнат, на каждого ребенка по комнате... а нынешние квартиры убоги и не распологают к воспроизведению потомства людей.
    Логично что люди не стремятся иметь лишних ртов.
    Вообщем проблема снижения численности нашего народа многопланова и возникла она не вчера.
    1. +1
      27 января 2023 06:49
      Цитата: Леха с Андроида.
      Пассионарность напрямую связана с ультраурбанизацией населения в крупных городах.
      Как можно заводить многодетную семью с низким доходом в квартире на 8 квадратов? request
      Семья должна иметь несколько комнат, на каждого ребенка по комнате... а нынешние квартиры убоги и не распологают к воспроизведению потомства людей.
      Логично что люди не стремятся иметь лишних ртов.
      Вообщем проблема снижения численности нашего народа многопланова и возникла она не вчера.

      Про отдельную комнату каждому ребенку чушь полная, 3-к квартиры вполне достаточно для семьи с
      3-мя детьми, при нормальном воспитании они и в одной комнате разместятся и вырастут дружными, а не единоличниками.
      1. +12
        27 января 2023 08:37
        Цитата: ARIONkrsk
        Про отдельную комнату каждому ребенку чушь полная, 3-к квартиры вполне достаточно для семьи с
        3-мя детьми, при нормальном воспитании они и в одной комнате разместятся и вырастут дружными, а не единоличниками.

        это если однополые, а для разнополых 3х детей, еще в СССР-нормальным считалась 4к квартира. как Вы себе представляете нормальное проживание разнополых подростков в одной комнате? только вариант, как я- спал в зале на диване и вечно без своего угла, а когда гости- вообще засада.. так, чисто теоретически и в 2х комнатной можно с 3мя детьми- но про это и говорится, что такие условия не подталкивают "плодиться и размножаться" большую часть населения..
        1. -4
          27 января 2023 12:36
          Цитата: советник 2 уровня
          еще в СССР-нормальным считалась 4к квартира

          Да ладно?
          Цитата: советник 2 уровня
          я- спал в зале на диване и вечно без своего угла, а когда гости- вообще засада

          Обычная советская история, многие из нас так росли!
          Цитата: советник 2 уровня
          такие условия не подталкивают "плодиться и размножаться" большую часть населения..

          А ваших родителей кто подталкивал?
          1. +8
            27 января 2023 18:32
            Цитата: Serg65
            Обычная советская история, многие из нас так росли!

            не сказал бы, что это нормально, если так было..
            Цитата: Serg65
            А ваших родителей кто подталкивал?

            мои жители жили и я родился в СССР, а сейчас его нет.. неужели считаете, что с того времени- совсем ничего не изменилось вокруг?
            1. 0
              28 января 2023 13:04
              Больше всего в статье понравилась диаграмма населения мира.
              Сохранил на своей страничке в ВК
              Очень наглядно.
            2. 0
              30 января 2023 07:20
              Цитата: советник 2 уровня
              неужели считаете, что с того времени- совсем ничего не изменилось вокруг?

              Конечно изменилось...при СССР за лозунг "Зачем рожать нищету" можно было на долго поселиться в мордовских лесах, а сейчас прозападные агенты, к коим вольно или невольно относитесь и вы, свободно декларируют этот антигуманный лозунг в широкие массы!
              1. 0
                2 февраля 2023 10:49
                Цитата: Serg65
                при СССР за лозунг "Зачем рожать нищету" можно было на долго поселиться в мордовских лесах

                Нельзя было. Никто никого во времена существования Союза ССР за подобное по сути высказывание личного мнения в тюрьму не сажал.
                А вот политика, прямо направленная на то, чтобы рождение ребенка не повергало семью в нищету в СССР очень даже была. Предоставление в льготном порядке квартиры. Бесплатное (не на словах, а на деле) образование и система учреждений ухода за детьми дошкольного возраста (ясли, детские сады). Бесплатное медицинское обслуживание. Бесплатные (снова не на словах, а на деле) кружки по интересам, дворцы творчества юных, спортивные секции. Путевки на летний отдых детей по льготным ценам. Вот все это (в отличие от высказанных Вами в Вашем сообщении фантазий репрессивного толка) в Советском Союзе как раз очень даже имелось.
          2. -3
            31 января 2023 22:48
            Обычная советская история, многие из нас так росли!

            Именно поэтому многие не хотят заводить детей для повторения своего опыта.
            1. +1
              1 февраля 2023 14:52
              Цитата: solar
              Именно поэтому многие не хотят заводить детей для повторения своего опыта.

              Да бросьте вы уже нести эту чушь! Главные причины-это меркантильность и эгоизм!
      2. +8
        27 января 2023 08:49
        Цитата: ARIONkrsk
        Про отдельную комнату каждому ребенку чушь полная, 3-к квартиры вполне достаточно для семьи с
        3-мя детьми, при нормальном воспитании они и в одной комнате разместятся и вырастут дружными, а не единоличниками.

        При чем тут единоличники... у каждого человека есть личное пространство где он спит, отдыхает, работает...а когда после работы измученные родители приходят в маленькую квартиру где у них на их головах ходят чадо нормального отдыха нет. request
        Поэтому многочисленные семьи хороши в просторных домах... меньше конфликтов.
      3. +6
        27 января 2023 09:35
        2 города куда едет вся молодежь... сами знаете какие
      4. +11
        27 января 2023 18:38
        Цитата: ARIONkrsk

        Про отдельную комнату каждому ребенку чушь полная, 3-к квартиры вполне достаточно для семьи с
        3-мя детьми, при нормальном воспитании они и в одной комнате разместятся и вырастут дружными, а не единоличниками.

        Ну так живите с тремя в однокомнатной, кто мешает. И живут люди, куда деваться. Только вопрос - это хорошо или плохо?
        Для того, чтобы супружеская пара решили родить 2-го, 3-го ребенка, необходимо соблюсти три, на мой взгляд, условия. 1. Материальный достаток. 2. Квартира соответствующая количеству членов семьи, и главное, 3. Уверенность в завтрашнем дне, которая ушла вместе с Советской властью.
        И не надо кивать головой на другие народы, где высокая рождаемость. В России тоже когда-то было очень много многодетных семей, особенно в деревнях. В таких семьях, и в те времена, рождение очередного ребенка не очень сказывалось на материальное положение семьи. Сегодня совсем другое дело. Рождение второго ребенка уже ложится серьезным бременем на семейный бюджет. Поэтому найдите мне добровольцев, которые согласятся завтра жить хуже, чем жили вчера.
        1. -2
          28 января 2023 07:34
          Для того, чтобы супружеская пара решили родить 2-го, 3-го ребенка, необходимо соблюсти три, на мой взгляд, условия. 1. Материальный достаток. 2. Квартира соответствующая количеству членов семьи, и главное, 3. Уверенность в завтрашнем дне, которая ушла вместе с


          Достаток понятие расяжимое, будет у вас 3х комнатная вам захочется 5 комнатная и одновременно в Тайланд надо съездить два раза в год и последнюю модель айфона купить. В наиболее бедных странах высокая рождаемось они не думают ни квартирах ни о курортах, а делают детей в больших количествах, а уже дети сами разберутся, как им жить.
          На самом деле это эгоизм, пожить для себя, это приведет что ваш род вымрет, а в квартире будут проживать люди из азии.


          Как ни странно но нужно понизить уровень жизни, тогда население перестанет думать об айфонах и начнет рожать.
          1. 0
            28 января 2023 12:40
            Чтобы люди начали рожать, как в Африке, нужно не только понизить уровень жизни раз в сто, но и отменить образование. Тогда люди не только перестанут заниматься планированием семьи, но вообще забудут, откуда дети берутся. И вот тогда они и начнут плодиться как кошки.
            1. 0
              28 января 2023 21:53
              При этом климат ещё как в Африке бы нужно.
          2. +1
            2 февраля 2023 22:05
            Цитата: ник7
            Достаток понятие расяжимое,

            Нет. Достаток это - средний уровень жизни в стране. Мало того, это когда окружающие тебя живут не хуже, но и не лучше. Разумеется в разумных пределах. В такой ситуации Ваш ребенок придя в школу, будет одет и обут не хуже одноклассников. Т.е. имущественное положение людей сильно различается. Дети из бедных семей чуствуют себя ущербными в классе, где есть дети очень даже обеспеченных родителей. А дети, как Вы знаете, весьма жестоки. Хорошим выходом было бы обязательная, одинаковая для всех, школьная форма. Было бы неплохо раздельное обучение мальчиков и девочек.
            Цитата: ник7
            будет у вас 3х комнатная вам захочется 5

            Зачем? Чтобы она пустовала? Этот все Ваши придумки. Я получил, от Советской власти, 4-х комнатную тогда, когда у меня уже было двое детей, а рождать 3-го было уже поздно. А если бы я получил эту квартиру вовремя, то у меня, как минимум, было бы трое. Дорога, как говорится, ложка к обеду. А сейчас, когда мои дети разъехались, зачем мне эти 4 комнаты? Вот о чем должна подумать власть, если она действительно озабочена увеличением рождаемости.
        2. +1
          31 января 2023 11:49
          Цитата: красноярск
          соблюсти три, на мой взгляд, условия. 1. Материальный достаток. 2. Квартира соответствующая количеству членов семьи, и главное, 3. Уверенность в завтрашнем дне, которая ушла вместе с Советской властью.

          Уже было...среди моих одноклассников были семьи с 2 детьми, с 3 уже редкость- 2-3 семьи на класс и ни одной с 4 детьми.
          Я 1970года рождения, небольшой городок- практически весь одноэтажный.Деньги - были, комнаты были на каждого ребенка, уверенность(1970й!!!!!)- была..
          Детей- уже больше 2 практически не было...
          И так по всей стране....
          1. 0
            2 февраля 2023 11:17
            Детей- уже больше 2 практически не было...
            И так по всей стране....

            Ну так и это нормальный процесс. Демографический переход по мере развития цивилизации и ее технологической базы.
            И что характерное такие процессы происходили плюс-минус примерно везде. По всему миру.
            Собственно, есть такой показатель - суммарный коэффициент рождаемости (СКР). По сути это среднее количество детей на 1 женщину.
            Так вот....
            1) СКР Нидерландов (Голландии): 1910 год - 3,94; 1960 год - 3,1; 1985 год - 1,51; 2000 год - 1,72; 2019 год - 1,57
            2) СКР Ирана: 1960 год - 7,3; 1985 год - 6,26; 2000 год - 2,02; 2019 год - 1,77; 2021 год - 1,69
            3) СКР Бразилии: 1960 год - 6,07; 1985 год - 3,49; 2000 год - 2,3; 2018 год - 1,75
            4) СКР Вьетнама: период 1960-1965 годов - 7,33; период 1985-1990 годов - 3,96; 2001 год - 2,25; 2022 год - 2,01
    2. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
      3. +2
        28 января 2023 12:41
        Вам на Украине врагов не хватает? Вы хотите, чтобы внутри России тоже началась невойна?
      4. 0
        29 января 2023 02:43
        У вас в детстве еврейский мальчик отнял в песочнице совок и ведёрко?
    3. +4
      27 января 2023 12:33
      Цитата: Леха с Андроида.
      Как можно заводить многодетную семью с низким доходом в квартире на 8 квадратов?
      Семья должна иметь несколько комнат, на каждого ребенка по комнате... а нынешние квартиры убоги и не распологают к воспроизведению потомства людей.

      Даже подумать страшно как мои родители решились завести четырех детей, живя в домике из двух комнат с печным отоплением!!! Причем государство не покупало этих детей в виде материнского капитала!
      1. +8
        27 января 2023 16:58
        У домика ваших родителей были двор, сад, окрестные речка, поля, леса. А в квартире вы смотрите друг на друга и не знаете, куда деваться. И самое главное - возможно, у ваших родителей тогда не было телевизора.
        1. -4
          28 января 2023 08:56
          про телевизор точно, про окрестные поля и леса - фантазии, у городских дедушки и бабушки жили в коммуналках и общежитиях, и не ныли: "площадь маленькая и отдохнуть негде".
          1. +1
            28 января 2023 21:55
            "...не ныли: "площадь маленькая и отдохнуть негде"."
            Ну да-ну да и наверное не мечтали об отдельной квартире, правда ведь?
            1. +1
              30 января 2023 07:31
              Цитата: AdAstra
              Ну да-ну да и наверное не мечтали об отдельной квартире, правда ведь?

              О Коммунизме мечтали, о скором приходе которого с экрана телевизора 12 часов каждый день дикторы говорили! О квартирах конечно то же мечтали, но детей, в отличие от современных мечтателей, делали...а знаете почему? А потому что в советской стране, где все для трудового народа, будущее стариков зависело от их детей, а не от государства!
        2. +3
          28 января 2023 11:46
          И самое главное - возможно, у ваших родителей тогда не было телевизора.

          ...Не все так однозначно, уважаемая. Я
          тоже вырос в "домике с печным отоплением" и с комнатами-клетушками на шесть человек - трое детей (2 брата и сестра), родители и бабушка. И телевизор мы купили в 1965 ("Старт-3" , один канал - Первый).
          Дело в другом. Где они сечас, эти села и деревни?
          1. +2
            30 января 2023 10:16
            Цитата: Динго
            Где они сечас, эти села и деревни?

            what Поздновато вы как то за деревни спохватились, надо было еще с середины 70-х прошлого века в набат бить!
        3. 0
          30 января 2023 07:25
          Цитата: Кармела
          У домика ваших родителей были двор, сад, окрестные речка, поля, леса.

          3 сотки и завод за забором!
          Цитата: Кармела
          А в квартире вы смотрите друг на друга и не знаете, куда деваться

          Разбежитесь по разным концам страны, зачем себя мучить?!
          Цитата: Кармела
          И самое главное - возможно, у ваших родителей тогда не было телевизора.

          Радий...телевизор так назывался!
      2. 0
        28 января 2023 12:44
        У ваших родителей были совсем другие ценности. Гораздо более традиционные. Эта эпоха уходит и вернуться к ней невозможно. Нужно просто это принять.
        1. 0
          30 января 2023 07:33
          Цитата: Skeptik3
          У ваших родителей были совсем другие ценности

          Ценности всегда одинаковы, как говорил мой дед...всегда будь человеком, а не скотиной!
          1. 0
            31 января 2023 11:57
            Цитата: Serg65
            Цитата: Skeptik3
            У ваших родителей были совсем другие ценности

            Ценности всегда одинаковы, как говорил мой дед...всегда будь человеком, а не скотиной!

            Ценности увы разные...
            При СССР рождение ребенка весом менее 1,5 кг не регистрировалось как факт рождения- выживет , зарегистрируем.
            При царе- "помер?Бог дал- Бог забрал!"
            То есть выживали наиболее крепкие здоровые дети- естественный отбор.
            А сейчас 0.5 кг уже выхаживают.
            Будет потомство ребенка размером чуть больше 2 ладоней здоровым и крепким?
            Всенепременно...
            Отчего пошли аллергики в 1970х- когда химии пищевой не было в помине? А оттого что начали пытаться выхаживать маловесных детей...
    4. 0
      1 февраля 2023 02:21
      Леха с Андроида. (Леха с Андроида). 27 января 2023 05:04. НОВЫЙ - "...Пассионарность напрямую связана с ультраурбанизацией населения в крупных городах. Как можно заводить многодетную семью с низким доходом в квартире на 8 квадратов? ..."


      Вы правы. но подходите к ЭТОЙ части вопроса с тупиковой стороны no . Не квартиры в многоэтажныхъ бараках уже переваливших за 15 этажей.с двориком с карликовой площадкой для нескольких тысяч жителей вплотную стоящих домов. fool А нармальная ренования с развитием строительного комплекса с сосвместимыми блоками ячейками для дома - котеджа . с возможностью выбора типовых ВАРИАНТОВ для дома в 2-ва этажа с придомовой территорией минимум 12 соток.
      Такие мини города - помните в раннем ссср - согдать города - сады. good С размещением при доме гаража. мастерской и т.д. И это государственная программа и для граждан России - только коренных народов России. good Желающие граждапнства. только для СЕБЯ . только например сейчас через СВО. Как штафбат - докажи кровью.. что Родиной - Россию принимаешь! Тогда и тебя признает Россия гражданином. soldier А так. в основном мошенически или почти честно но за теже деньги. bully См. МВД РФ. А как известно- "за дэньги купленное. за дэньги будет и ПРООДАНО!" bully
      Мест в России у нас море. а то комуто по 1 гектару раздали непонятно. своих в городах уже не сразу и увидешь. bully
      Вот и демография и здоровье и с чего горькую откушивать дел других хватит. при таком раскладе.Государство только в выгоде. нет не торгаши. а ГОСУДАРСТВО!
      Гостей помогающим коренным россиянам тратить наши социальные бюджетные деньги и повышающие процессс преступности и террористической и уголовной активности см. сводки МВД и ФСБ. пора по домам за свой счет А в более развитвать технику(робототехнику) в СССР успешно прошли от лопаты и малой механизации к подобным системам) good "спасибо" Горби повернул процесс "В ЗАД"! wassat
      Главно ПРАВИЛЬНО нАчать!!! hi
  2. -7
    27 января 2023 05:49
    Проблема острая и решения у неё в ключе "диалектического материализма" нет.
    Как вариант, хотя бы на время сво запретить аборты, развлекательные шоу на тв и ограничить продажу алкоголя (либо ещё повысить акциз).
    Ещё неплохо было бы хоть каким то образом скорее оформить победу в сво, без ненужного "заваливания противника трупами".
    В проблеме сокращения населения преимущественно виноваты мы сами и наше стремление к комфортному эгоизму, но и государство должно в части пропаганды/идеологии освещать эту проблему.
    1. +2
      27 января 2023 06:42
      Совершенно верно проблему надо решать комплексно, а то все эти материнские капиталы ни о чем. Вот у глобалистов есть план по сокращению и его плоды видны, уже и Китай на убыль пошел , дальше Индия, Африка...
    2. +10
      27 января 2023 08:40
      Цитата: Владимир80
      запретить аборты, развлекательные шоу на тв и ограничить продажу алкоголя (либо ещё повысить акциз)

      думаете именно это мешает тому, чтобы 3 ребенка в семье было в России? именно развлекательные шоу, аборты и алкоголь? наивно..
      1. +1
        27 января 2023 09:52
        Может и наивно. В отсутствии четкой идеологии (воспитания) в школе - идеологию для молодежи во многом создает тв/интернет/музкультура, а там - мрак. Алкоголь это больше для поколения 25+, но если вспомнить про ограничении алкоголя в горбачевские времена - был небольшой всплеск рождаемости (если верить статистике).
    3. +12
      27 января 2023 09:08
      Цитата: Владимир80
      Как вариант, хотя бы на время сво запретить аборты, развлекательные шоу на тв и ограничить продажу алкоголя (либо ещё повысить акциз).

      Можно запретить всё, только толка не будет. Дело не в абортах и уж точно не в алкоголе.
      Семью, сам её смысл, целенаправленно разрушали последние сто лет, а теперь кто-то "искренне" удивляется демографическому упадку...
      Цитата: Владимир80
      проблеме сокращения населения преимущественно виноваты мы сами и наше стремление к комфортному эгоизму

      Конечно мы виноваты. Это же мы сделали смыслом этой жизни обогащение, мы же его пропагандировали последние три с лишним десятилетия. Это же мы возвели до небес "культ успешности", а кто не может себе позволить айфон, луи витон и крузак - это "невписавшееся "(кстати, у детей это ещё сильнее выражено). Это же мы выставляем ценники в магазинах и стоматологиях, мы продаем недвижимость по цене крыла космического челнока, мы сделали практически невыносимой жизнь в сельской местности, и из-за нас нелегко найти даже в городе достойной медицинской помощи. Мы придумали современное образование и егэ, которое практически нереально написать достойно без помощи репетиторов. Это мы перевели на коммерческие рельсы всё вокруг...
      Я правильно Вас понял, нужно начать с себя?

      Цитата: Владимир80
      государство должно в части пропаганды/идеологии освещать эту проблему.

      О да, должно, более того, оно это делает с завидной регулярностью...
      1. 0
        27 января 2023 09:56
        Я правильно Вас понял, нужно начать с себя?

        начинать нужно с себя всегда, потому что это единственное что мы в силах исправить - самим стать лучше...
      2. -2
        27 января 2023 20:55
        Это же мы выставляем ценники в магазинах и стоматологиях,

        А как заставить людей следить за своими зубами?
        мы продаем недвижимость по цене крыла космического челнока,

        А как снизить эту стоимость?
        Пока не придумали роботов которые бы строили здания забесплатно.
        мы сделали практически невыносимой жизнь в сельской местности,

        Вот кстати было бы хорошо если бы начали развивать мини города с уклоном частных домов.
      3. +1
        28 января 2023 12:42
        и из-за нас нелегко найти даже в городе достойной медицинской помощи

        А ее нет как таковой. Нет врачей - а оставшиеся ушли в платную медицину (не каждому по карману платный кабинет).
        Т.н "оптимизация медицины", проведенная Т.Голиковой и ее подельницей В.Скворцовой превратили здравоохранение в "здравоЗАХОРОНЕНИЕ".
        А что не удалось им " убить" - переведено в платную медицину. Куда и ушли достойные врачи (предупреждаю сразу - в том числе и модераторов - все скрины и фото взяты из открытых публичных источников сети и ресурса Дзен).Как итог :

        Мало того - эта т.н. "оптимизация" коснулась не только населения мегаполисов, но и сельской местности :


        И итог этой вакханалии с "оптимизацией" :

        Не знаю, что там "втирала" Голикова Путину, но факт есть факт. А пандемия и ковид сыграли здесь не последнюю роль.
        Даже с учетом того, что в нашей стране "демографический провал" происходит каждые 25-30 лет после ВОВ - это сильнейший удар по населению.
        ...Тема медицины мне близка - одна из моих племянниц - медик (второй раз работает в Донецкой обл - весь декабрь там, а после новогодних праздников - снова туда, до конца февраля...или больше...).
      4. 0
        31 января 2023 12:02
        Цитата: Doccor18
        Семью, сам её смысл, целенаправленно разрушали последние сто лет, а теперь кто-то "искренне" удивляется демографическому упадку...

        За здравие
        Цитата: Doccor18
        три с лишним десятилетия. Это же мы возвели до небес "культ успешности", а кто не может себе позволить айфон, луи витон и крузак - это "невписавшееся "(

        За упокой??
        Видимо Путин виноват что у меня 1970го года рождения у одноклассников в семьях было по 2 ребенка и крайне редко 3...
        И да- я отчего то уверен что в СССР про Луи Виттона тогда слышало человек 10-15.Не более...но детей массово было уже 2 и все...
    4. +7
      27 января 2023 15:12
      Глупости. Почему-то государство, коль "заботится" о населени не хочет на себя брать содержание детей(пусть мрот) или экономику выстроить так, что 2 родителя могут содержать себя и 4 детей. Мне с моей зп 50 тыс рублей и 30 у жены хватает только на свои болячки полечить, зубы там, покушать, одется. Дети сюда даже по мрот не вписываются.50/3 = 16.67 тыс рублей на человека. А сюда непредвиденные иные расходы. Если своей квартиры нет, бери ипотеку и ни в чем не отказывай на оставшееся. А уж исследования в области искуственной матки года с 2013 прикрыли, не скрепно. Но проблему относительно быстрого воспроизводства населения решало бы. Биореакторы, в которых можно поместить плоды, развиваются 9 месяцев, без последствий для женщин, для экономики, на младенца.
      1. +6
        27 января 2023 18:27
        Биореакторы, в которых можно поместить плоды
        А потом будет- "реактор и я-дружная семья" laughing
    5. 0
      28 января 2023 12:46
      Отличный план! Давайте силой заставим женщин рожать нелюбимых детей и будет нам счастье! Особенно детям!
    6. 0
      2 февраля 2023 11:24
      Цитата: Владимир80
      наше стремление к комфортному эгоизму

      А что в этом плохого то? Это естественное и нормальное для человека стремление, вообще то.
  3. -3
    27 января 2023 05:51
    Налог на бездетность при СССР был, так называемый "налог на яйца", и, по моему, это нормально. Почему бы не ввести? Скажем, для категории граждан определенного возраста, с 22-х до 40-45-ти? И бюджету хорошо, и люди, хоть и не все, станут задумываться о потомстве.
    Вообще, я не понимаю сознательный отказ от детей. Хотя-бы потому, что это один из циклов жизни, заложенный природой. Родился, вырос, должен завести ребенка. Зачем идти против сути человеческого существования? Ведь это главное наследие каждого.
    Крупный ученый совершил открытие. Писатель написал книгу. Строитель построил дом, и так далее. Но все отказались от продолжения рода, и?.. Кому будут нужны все эти открытия, дома, книга, если никого не останется?..
    1. +5
      27 января 2023 06:52
      Да современный человек готов прожить всю жизнь в обнимку со смартфоном - выкладывать фоточки, смотреть ролики, заказывать товары... Мир иллюзий придуманный глобалистами, почти матрица... А когда постареет и заболеет - ему предложат таблеточку, чтобы не страдать долго и выключат свет.
      1. -2
        28 января 2023 12:51
        У человека есть свобода воли. Он сам выбирает что ему делать. Не нужно сваливать на других - каких-то выдуманных "глобалистов" и прочую чепуху.
        1. -2
          28 января 2023 13:05
          Цитата: Skeptik3
          У человека есть свобода воли. Он сам выбирает что ему делать

          Бытие определяет сознание. Кто сказал, не напомните? wink
    2. +8
      27 января 2023 08:47
      вот любят у нас многие - заставить, наказать, не пущать.. вот везде это работает, а с детьми НЕ РАБОТАЕТ! не заставишь ты ребенка завести - если не хотят его завести, если можно было бы- уже бы по 5 детей в семьях было.. поэтому Ваше предложение это просто дополнительный сбор с населения в итоге будет.. а детей, чтобы заводили- совсем другой подход нужен в России.. например- начали выплаты давать и - о чудо.. начали рожать многие.. без карательных мер, представляете?
    3. +6
      27 января 2023 09:49
      Цитата: Дед-дилетант
      и, по моему, это нормально...


      Простите, а что тут нормального ? Принуждать человека к рождению ребенка нельзя, его можно стимулировать (финансово, соц. программами и т.д.) а вот использовать штрафы и карательные меры это уже край, если пойти по такому пути то можно вообще зайти за рамки...

      Представим ситуацию, 2100 год, Россия - правительство обязало граждан иметь 5 детей, в случае не выполнения отправка в исправительную колонию, с лишением прав (нужное подставить) согласно закону №... (да это фантастика, пока..)

      Но всё начинается с мелочей, размываются одни понятия, добавляются законы, подготавливается население и то что вчера было невозможно, сегодня уже вполне нормально. И что мы на выходе получим ? Авторитарное государство - которое существует не в интересах граждан, а в интересах какой нибудь правящей верхушки или одного лидера.... вам нужно такое будущее? Мне вот точно нет.

      Поэтому граждан нужно стимулировать, помогать, заинтересовать и т.д. но не штрафовать и карать т.к. результат будет другой...последняя молодежь уедет из страны (в Казахстан, Турцию и иные страны) и останутся одни старики.
      1. +2
        27 января 2023 14:26
        "Простите, а что тут нормального ? Принуждать человека к рождению ребенка нельзя, его можно стимулировать (финансово, соц. программами и т.д."
        когда мы женились, мы не думали ни о соцпрограммах, ни о финансовой стимуляции, мы просто знали, что в семье должны быть дети, если это семья, а не бесплатная трахалка. и, кстати, в ссср тоже не сильно заботились о рождаемости, но, тем не менее, она была. и не в аулах дагестане и чечни и цыганских таборах, как сейчас, а по всей стране
        1. +3
          27 января 2023 18:30
          да всё так и было.. в СССР с социалистическим укладом, действительно можно было об этом не переживать.. но которого уже нет.. поэтому его опыт - для другой страны - капиталистической РФ- ну никак не применим.. а то давайте вспомним, что в царской России по 8 детей- норма.. и как это применимо сейчас?
        2. 0
          2 февраля 2023 11:23
          Цитата: аксельбант
          в ссср тоже не сильно заботились о рождаемости

          Правда? Не заботились? Да Вы что?
          Бесплатные ясли, детские сады. Бесплатное образование. Льготное (и тоже бесплатное) обеспечение жильем семей с детьми. Бесплатные (не на словах, на деле) кружки по интересам, спортивные секции для детей, дворцы творчества юных. Льготный летний отдых для детей. Все это как раз та самая "политика государства по поощрению рождаемости", которой, по Вашему утверждению, в Союзе ССР де "не было".
    4. 0
      31 января 2023 12:06
      Цитата: Дед-дилетант
      Почему бы не ввести? Скажем, для категории граждан определенного возраста, с 22-х до 40-45-ти? И бюджету хорошо, и люди, хоть и не все, станут задумываться о потомстве.

      Если это будет 1000 рублей в месяц- детей заводить не будут потому что дешевле без детей будет, а если 10 000 то достаточно многим проще "свалить" будет...
  4. +7
    27 января 2023 05:55
    в СССР 1962 году показатели продолжительности жизни мужчин (68,75) были лучше, чем сейчас в XXI веке (66,7),
    Причём, имели те же дурные привычки,курили,употребляли алкоголь.. smile
    1. +1
      27 января 2023 06:56
      Алкоголь был менее доступен если я ничего не путаю, да и поколение людей было довоенное крепкое (безпрививочное - в том смысле что были только те, кто смог без современных лекарств и прочего дожить до 18 лет)
      1. +3
        27 января 2023 14:30
        "Алкоголь был менее доступен если я ничего не путаю"
        это когда? когда горбачёв все эти дефициты ввёл? водку, вино, коньяк, и даже пиво, можно было спокойно купить по всей стране(ну, с пивом сложней было)
        1. 0
          27 января 2023 14:48
          11 марта 1985 года М.С. Горбачев становится генеральным секретарем ЦК КПСС. 5 апреля 1985 года состоялось судьбоносное заседание Политбюро, на котором большинством голосов его членов были «одобрены предложения по совершенствованию законодательства, направленного на борьбу с пьянством». И уже 7 мая того же года выходит знаменитое Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В тот же день утверждается Постановление Совета министров СССР № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». 16 мая 1985 года подписывается Указ Президиума Верховного Совета на ту же тему. На следующий день, 17 мая, все три документа – Постановление ЦК, Постановление Совмина и Указ Президиума – были опубликованы во всесоюзной газете «Правда». Эти документы, составленные комиссией под председательством М.С. Соломенцева, предписывали:
          1) Сократить производство всех видов алкогольной продукции,
          2) Сократить число точек продажи алкоголя и ограничить время его продажи промежутком с 14 до 19 часов,
          3) Вести жесткую борьбу с самогоноварением,
          4) Ввести строгий запрет на потребление алкоголя в общественных местах,
          5) Активизировать работу вытрезвителей, лечебно-трудовых профилакториев и наркологической службы.
          Позднее, в ходе реализации кампании, эти меры постепенно будут дополнены повышением цен на алкоголь и введением карточной системы на его отпуск. Кроме того, в годы кампании в газетах, журналах и на телевидении активно распространялась информация о вреде алкоголя, о вреде алкоголизма, и (в меньшей степени) о пользе трезвости.
    2. 0
      31 января 2023 12:08
      Цитата: parusnik
      в СССР 1962 году показатели продолжительности жизни мужчин (68,75) были лучше, чем сейчас в XXI веке (66,7),
      Причём, имели те же дурные привычки,курили,употребляли алкоголь.. smile

      Это люди дореволюционной закладки- когда из 10- 15 детей выживали сильнейшие...
  5. +9
    27 января 2023 05:59
    К сожалению в статье практически не указана экономическая часть. Вот мне 33 года, и я не имею семьи:(, не потому что не хочу, а потому что просто не могу ее позволить, так как еле свожу концы с концами.Хотя по меркам моего города у меня неплохая ЗП, но ради нее я работаю по 12 часов, 5/2. Наши доблестные оптимизаторы настолько сократили производство что с работой в стране стало достаточно плохо. Поэтому работодатели настолько положили на все нормы и ТК, что приходится перерабатывать ради всяких бесполезных отчетов, и бумагомарательства, не нравится? уходи! И получается такая нестабильность в нашем стабильном обществе.Я не могу и позволить себе ипотеку, так и накопить на квартиру, а чтобы снимать жилье я вынужден отдавать с девушкой почти половину семейного бюджета, и каждый день боимся потерять работу, какой может быть разговор о детях...
    1. -4
      28 января 2023 07:12
      Переезжайте в Москву, Питер, любой милионник - работы полно на любой вкус. Посмотрите на школы, кто там учится, 25% это дети приезжих из С. А. Если у них получилось обустроить нормальную жизнь, то у вас тем более получится.
      1. +1
        28 января 2023 22:06
        Аааа, вон оно чё, то есть вы считаете нормальной ситуацию, что для того чтобы достойно жить всем нужно ехать в два города страны, а вот если я не хочу то что тогда?
    2. -2
      31 января 2023 12:12
      Цитата: turembo
      Вот мне 33 года, и я не имею семьи:(,

      Цитата: turembo
      жилье я вынужден отдавать с девушкой

      Стесняюсь спросить - что за город такой что вы 25 000 за квартиру платите????
      И да- получается вы живете с ней ради перепихона, просто потому что вы видите ее 2 раза в неделю(5/12)?смысл жить вместе? Не проще хату дешевле найти?
  6. +5
    27 января 2023 06:00
    Как говорил герой фильма "Калина красная" -" Мы здесь из блохи голенище кроим". И прав был Сноуден сказав,что общественное здравоохранение постиг жестокий кризис.Точнее разбазаривание. Бедные женщины лишились консультаций в шаге доступности. Злые языки говорили,что советская власть уничтожила национальности. А вот в паспортах национальность была.И по этим данным легко можно узнавать,в какой национальности прибыль. Я не верю в благоприятный поворот. Еще не решена жизнь в малых городах. А это ни много нимало десятая часть нашего населения.
  7. +35
    27 января 2023 06:23
    Господи,"пассионарность" и прочая чушь.. Причины вымирания русских просты и известны любому разумному человеку. Это отсутствие работы,низкая зарплата,отсутствие перспектив и смысла в жизни,невозможность приобрести жилье при невероятной роскоши "эффективных собственников" укравших бывшую Советскую общенародную собственность.
    Причем русские как народ являющийся основой индустриального и научного развития общества в СССР , вышедший из пределов кланово-родового общества и вызывающий наибольшую ненависть у новых собственников ( среди которых русских днем с огнем не найдешь) страдают от этого в наибольшей степени. Причина вымирания - олигархически-мафиозный капитализм окончательно утвердившийся в РФ в 1993 году. Тот самый режим Ельцина-Путина с "конструктивными предложениями" к которому обращается автор.
    Напомню что еще в 1987 году (начало рыночных реформ) естественный прирост населения РСФСР составлял 968 тыс. человек. а уже в 1993 население вымирало с темпами в 750 тыс.человек.
    Предпосылки же решения этой проблемы также ясны- ликвидация этого мафиозного капиталистического режима и восстановление общенародной собственности на средства производства.
    Но автор никогда не скажет об этой очевидной вещи ,он лучше будет рассказывать про "пассионарность" и лицемерно вздыхать глядя на утилизацию русских и плановую замену их более дешевыми и покорными узбеками и таджиками.
    1. +5
      27 января 2023 06:59
      Ну мифические "русские" стали сокращаться ещё в период позднего брежнева, среди моих одноклассников в 80-е (в городе конечно) не было тех у кого в сёмье трое детей, у половины были братья/сестры, у половины нет.
    2. +5
      27 января 2023 08:06
      Господи,"пассионарность" и прочая чушь.. Причины вымирания русских просты и известны любому разумному человеку.

      +++++++++++++++++
    3. +9
      27 января 2023 09:58
      Ваш комментарий по смысловому наполнению перекрыл всю статью. Браво!)
    4. +6
      27 января 2023 12:04
      отсутствие работы,низкая зарплата,отсутствие перспектив и смысла в жизни,невозможность приобрести жилье
      Почему тогда не хотят рожать норвежки, англичанки и прочие бельгийки?
      1. 0
        27 января 2023 14:36
        "Почему тогда не хотят рожать норвежки, англичанки и прочие бельгийки?"
        абсолютно по(овощь). меня волнует только то, почему у нас не рожают
      2. +5
        27 января 2023 22:14
        Цитата: Болторез
        Почему тогда не хотят рожать норвежки, англичанки и прочие бельгийки?

        Низкая рождаемость в Европе особенно характерная для их "среднего класса" (богатые там рожают много), это следствие их мировоззрения- западного индивидуализма доведенного до логического предела,и общественного устройства-общества потребления где западным элитам выгодно ограничения рождаемости и численности населения.
        Имеет ли это отношения к нам ? Да,имеет. Страны периферийного капитализма (третьего мира) к которым относиться и РФ импортируют не только промышленные товары и технологии с Запада ,но и их идеологию,массовую и поведенческую культуру. Это было известно ещё очень давно,К Маркс образно описывал это как идолопоклонников чахнувших от болезней христианства. Но для нас все же проблема "общества потребления" имеет вторичное значение. Главное -материальные проблемы,а потом уже этот и другие факторы.
        И главное- эта проблема тоже является отражением и следствием того общественного устройства которое установилось в РФ
        1. -5
          28 января 2023 07:19
          Главное - это что мифические "русские" из народа воинов, учёных и первооткрывателей - стали народом нытиков, торгашей и инфантилов. Половина тоскует по марксизму-ленинизму (чья несостоятельность была доказана в 1991 году) , половина мечтает о золотом тельце который есть у местных "воров" и тех кто на "западе" обосновался.
    5. +6
      27 января 2023 14:33
      "Напомню что еще в 1987 году (начало рыночных реформ) естественный прирост населения РСФСР составлял 968 тыс. человек"
      когда у человека будет гарантированное государством завтра, будет всё, и дети в тои числе
      1. 0
        31 января 2023 12:17
        Цитата: аксельбант
        когда у человека будет гарантированное государством завтра, будет всё, и дети в тои числе

        1970 и в среднем 2 ребенка в семье у моих однлклассников.Не более...
    6. 0
      31 января 2023 12:16
      Цитата: Велизарий
      Причины вымирания русских просты и известны любому разумному человеку. Это отсутствие работы,низкая зарплата,отсутствие перспектив и смысла в жизни,невозможность приобрести жилье при невероятной роскоши "эффективных собственников" укравших бывшую Советскую общенародную собственность.

      то есть все это было в 1970м году когда родился?????? Вона че....
      У меня было у одноклассников были семьи с 2 детьми и очень мало с 3..
      И тут вы так все подробно разложили по полочкам- особенно про низкую зарплату и отсутствие перспектив в 1970м....
      love
  8. +3
    27 января 2023 06:51
    Про Менделеева - не надо! Менделеев предсказывал и для США 500 миллионов к концу 20 века. Причём сам-то он понимал идиотизм работы, которую его заставили делать чиновники....
    А на деле в СССР к концу века население было больше, чем в США.... Да только русский народ сам поддержал Ельцина. По Сенькам и шапка.

    Даже сегодня таких прогнозов на сто лет никто не делает. Задолбли уже Менделеевым.......
    "Пассионарность" - тоже псевдонаучная выдумка.

    Всё дело в том, что психология русского народа в отношении властей не изменилась за 400 лет абсолютно.... Как был пожизненный "Царь с боярами" при всех режимах, так и остался. А другие народы ушли вперёд.

    Если те же мусульмане видят будущее страны через перспективу Всероссийского Большого Курултая, на котором будут выдвинут новые лидеры, то у русских все как в бреду :"Придёт новый Царь и все сделает"...

    Абсолютная не способность к само организации ни на что, кроме как на то, чтобы что либо разворовать. Поэтому и новое государство в 1991 появилось, как машина для разворовывания природных ресурсов.

    Кстати, правильный диагноз обществу нашему благословеному поставил ещё Горбач в 1985 году :"наши природные богатства нас развратили" . Русские развращены сегодня как ни один другой народ в Мире.
    1. -3
      27 января 2023 07:31
      Жёстко конечно, но в многом справедливо. И надо обратить внимание что если мы развращены ленью и "пьянством", то запад развращен гораздо худшими страстями.
      1. +3
        27 января 2023 12:32
        запад развращен гораздо худшими страстями.
        А еще там вымерзнут скоро все без российского газа yes .
        1. 0
          28 января 2023 22:26
          Как бы мне этого не хотелось, но увы этого скорее всего не будет.
    2. +6
      27 января 2023 13:29
      наши природные богатства нас развратили

      Если они кого-то и развратили, то точно не обычное население. Нам от "народного достояния" не холодно не жарко.
  9. +10
    27 января 2023 08:00
    Не понимаю автора, ведь ещё почти двадцать лет назад было сказано, Россия не для русских. Для этого ввели 282 статью. Давили все патриотические организации. А сейчас в открытую завозят гостей с юга...
    1. +3
      27 января 2023 08:31
      Ну сказали и сказали, а сами "русские" что сделали, послушались и разьехались в страны "где им рады"?
  10. +4
    27 января 2023 08:14
    Террор в России в годы революции и последующие репрессии и чистки 20-х, 30-х и 40-х годов унесли миллионы жизней наиболее пассионарных представителей русских, серьёзно ослабив генофонд этноса и снизив его пассионарность.

    Какая связь между генами (наукой) и пассионарностью (гипотезой)?
    В каждом периоде истории русское (как и французское) население сокращалось соразмерно населению, с таким же успехом можно написать, что монгольское нашествие, или даже взятие Киева в 1204 г., Москвы в 1381 г. или сожжение в 1570 г., реформы Петра, фантастическая смертность в армии при Николае Павловиче Палкине, или голод периода становления капитализма в конце XIX в. существенно сократило генофонд и "пассионариев", как и "репрессии и чистки", как и ВОВ, вот только русский народ неуклонно увеличивался, а вот последние 30 лет активно уменьшается. В чем подвох, в генетике или "пассионарности"?
    1. +4
      27 января 2023 09:29
      А подвох в том, Эдуард, что на русских навалили непосильное бремя "белого человека" внутри собственной страны. Заставляя под разными предлогами жертвовать интересами своей нации во имя других. Но, как показала практика, "других" вытащить из родового строя за очень короткий исторический срок -- невозможно. Ибо "вытаскивание" означает изменение менталитета "вытаскиваемых", а менталитет -- это такая штука, которая меняется столетиями, а то и тысячелетиями. От бесплодности процесса, на который был отведён очень короткий по историческим меркам срок, русские устали и истощились, пытаясь быть белыми людьми, но при этом оставаясь рабами отведенной им роли. Кто же будет рожать! Моя нация надорвалась. Но требование быть жертвой с неё по-прежнему никто не снял и теперь уже законодательно, с помощью уголовных статей, загоняет её в этот поведенческий хомут. Теперь ещё навалят налог за бездетность. А кто у нас малодетный? Русские!
      1. +4
        27 января 2023 10:37
        Людмила Яковлевна,
        добрый день.
        А подвох в том, Эдуард, что на русских навалили непосильное бремя "белого человека" внутри собственной страны.

        Кто "навалил" то, Михаил Федорович, Петр, Ленин или Путин?
        Это ложная повестка, которая скрывает правильный ответ на вопрос. Проблема в том, что в 1991 г. пошли по тупиковому пути развития...и ничего более, до 1990 г. русский народ, по статистики, серьёзно увеличивался, после, наоборот. Может здесь поискать ответ, а не там, где светло. Я риторически, не принимайте на свой счет.
        hi
        1. +3
          27 января 2023 11:51
          Эдуард, ну давайте зайдём с другой стороны.
          Вот тут люди говорят: не надо увеличивать всякие поборы на человека типа акцизов, налогов, штрафов за петрушку, валежник, прочего, а давайте-ка мы увеличим всякие выплаты, льготы. То есть подачки с барской руки. Решит это проблему?
          Нет, не решит!
          Потому что люди уже научены. Сегодня подачки есть, а завтра их отменят под каким-нибудь благовидным государственным предлогом, типа "войдите в положение", но детей-то -- уже нарожали! Чем в таком случае должны кормить детей?
          А должен их кормить отец, получающий соответственную зарплату на предприятии, которое гарантированно не будет обанкрочено и далее, как у нас водится, закрыто, вследствие чего отец семейства окажется выброшенным на улицу...
          Так сколько у нас обанкрочено и закрыто вполне себе конкурентноспособных предприятий за годы правления Путина (не Ельцина, заметьте!)? Около 80 тысяч! И это данные Росреестра! По всей стране стоят эти уже ветхие, разрушенные заводы и фабрики без крыш, окон и дверей, а станки и оборудование из них сданы на металлолом. Даже в Москве таких полно! Тысячи разрушенных комплексов воинских частей. Сотни заросших лесом аэродромов. Погибшие огромные радиолокационные комплексы...
          Несть числа.
          Вы скажете, Союз распался, распалась и логистика, а предприятия без смежников существовать не могут. Но, простите, дипломатия тогда на что? Не для того ли она, чтобы в конечном итоге сохранить смежников из теперь уже отделенных от нас территорий? Усилия правительства по созданию смежных предприятий на территории России -- где? А нет их -- ни дипломатии, ни усилий! Зато расцвело и продолжает цвести пышным цветом получение субсидий на предприятие, последующее его банкротство с отбытием негодяя, взявшего субсидии из госказны, за границу...
          И, представьте, трудовой русский народ -- непосредственный участник этих безобразий в качестве жертвы -- жертвы, попытки которой препятствовать закрытию предприятий жестко подавлялись вплоть до криминальных методов...
          Будет русский народ рожать в такой обстановке? Нет, не будет!
          1. -2
            28 января 2023 07:17
            Чем в таком случае должны кормить детей

            Чем кормят детей нищита в Африке? Если они с 17 летнего возраста начинают рожать целыми выводками, не думая ни о квартирах ни о поездках на курорт.
          2. 0
            28 января 2023 22:31
            100500 плюсов""""
        2. 0
          31 января 2023 12:21
          Цитата: Эдуард Ващенко
          до 1990 г. русский народ, по статистики, серьёзно увеличивался, после, наоборот.

          1)1970й, не более 2 детей у родителей моих одноклассников
          2) очень модно было Сериков Береккалиевичей записывать Сергеями Борисовичами.И русскими заодно...
          Барашек паспортистке и все..
      2. 0
        28 января 2023 22:29
        Вот даже и добавить нечего good """
  11. +4
    27 января 2023 08:16
    Пассионарность, пассионарность. А она на ровном месте не берется, это вообще кабинетный термин обобщение. Если жизнь в стране силами власти улучшается, то вот вам подьем и типа взлет этой пассионарности. А когда институты государства изломаны или их нет вообще то и в головах не до возвышенных стремлений а одна чернуха массово, вот и утрата пассионарности.
  12. +8
    27 января 2023 08:37
    Люди просто устали быть инструментом достижения великих свершений и прорывом неких людей. В прошлом веке мы -Россия два раза пытались стать великой недосягаемой страной (ПМВ и построение коммунизма) и оба раза это закончилось очень и очень плохо для населения. 90-е нас отправили в нокаут. Сейчас люди просто хотят пожить в своем маленьком мирке. Но у кого то опять засвербило.
    1. +1
      27 января 2023 09:11
      Засвербило не вовремя понятно, но "пожить в маленьком мирке" - звучит как сатанинская уловка. "Я просто смотрю ролики в ютубе, играю в танчики и не трогайте меня, не лезьте ко мне" - верх инфантилизма.
      1. +7
        27 января 2023 09:23
        Слишком передёргивать не надо. А? просто ходить на работу, растить детей, быть хорошим отцом и матерью, что-то строить и изобретать это как назовёте? Не всё живут так как вы описали интересно с кого списали?
        1. +3
          27 января 2023 09:38
          Растить детей уже не получится в "маленьком мире", потому что они ходят в сад, школу - и там уже сталкиваются с реальным большим миром. И тут уже важно - что им скажут, чему их научат воспитатели, педагоги и пр. И "отсидеться" не получится. Многие, уезжающие на "благополучный запад" думают, что их весь этот современный "просвещенный" трансгуманизм и содомия не коснётся, но это не так...
          1. +7
            27 января 2023 10:24
            Школа, дедсад и даже работа это и есть маленький мир простых людей. Без геополитических игр и хитрых планов, мутных договорняков и вранья всем и обо всем. А насчет того что их научат воспитатели, не смешите кто будет учить? сегодняшние педагоги? с их вознаграждением и местом в обществе? они так научат, что у самого тупого будет отторжение этих идей. Детям не нужны отличные педагоги, им нужны хорошие родители.
  13. +6
    27 января 2023 08:47
    В своё время великий русский ученый Менделеев рассчитал, что русских в середине XX века должно было быть около 500 миллионов.
    Менделеев действительно велик, но лишь в химии и метрологии. Что касается его прогноза в демографии - так его линейная экстраполяция на будущее является грубейшей ошибкой. Кстати, он ещё считал, что самолёты - это бесполезный цирковой аттракцион, а будущее - за аппаратами легче воздуха (воздушные шары и т. д.).
    1. 0
      2 февраля 2023 17:33
      Не было никакой грубейшей ошибки. Просто он не мог предсказать, что в XX веке в России будет революция, гражданская война, массовая эмиграция, репрессии, массовые смерти от голода миллионов людей и т.д., что в итоге и уничтожило весь демографический потенциал. Потом еще кретин Хрущев аборты разрешил, что вообще стало последним гвоздем в крышку гроба. А так по расчетам современных демографов при нормальном развитии население только в (искусственных) границах РФ было бы под 300 миллионов. Если приплюсовать т.н. 'Белоруссию' и 'Украину' и Южную Сибирь, то как раз получится ~500.
  14. +7
    27 января 2023 09:14
    А много ли русских в правительстве России?
    Или сейчас об этом нельзя говорить?
    1. 0
      27 января 2023 09:16
      . А много ли русских в правительстве России

      А кто такой русский?
      1. +5
        27 января 2023 09:24
        Нынче русский - это "Поручик Киже",о котором все слышали .но никто не видел.
        Не зря же ликвидировали графу "Национальность" в паспорте.
        1. 0
          27 января 2023 09:32
          а графа в паспорте давала национальность? интересно, что было написано у ельцина, горбачева, гайдара (е.), чубайца, яковлева?
          1. 0
            31 января 2023 23:24
            нет, национальность давала запись в свидетельстве о рождении, где указывались национальности родителей. При получении паспорта можно было выбрать национальность только по одному из родителей, а не произвольно.
    2. -6
      27 января 2023 09:42
      hi Влад. Русские - это имя прилагательное, а не восточно-славянский этнос. Так, что в правительстве - все русские, даже если это мордва, татары, французы или евреи smile
      Так, что говорите спокойно, никто Вас не осудит lol
      1. +10
        27 января 2023 09:48
        Цитата: Толстый
        hi Влад. Русские - это имя прилагательное, а не восточно-славянский этнос. Так, что в правительстве - все русские, даже если это мордва, татары, французы или евреи smile
        Так, что говорите спокойно, никто Вас не осудит lol

        Большая Российская Энциклопедия- Русские восточнославянский этнос. И хватит уже у русских отнимать их идентичность. Это я, чувашин, вам говорю. Русские имеют точно такие же права на свой этнос как и все другие народы Великой России.
        1. 0
          27 января 2023 10:44
          hi У русских славян никто идентичность не отнимает. Просто русская нация - допускает дополнительную самоидентификацию, как скажем и американская нация. А Большая Российская Энциклопедия - такая же дрянь как Википедия или, например, Британника yes
        2. 0
          28 января 2023 22:34
          Чувашин или всё же чуваш или всё же всё же чāваш? request
  15. +3
    27 января 2023 09:47
    Учитывая плохую демографию, может, пора вводить льготы и для семей с двумя детьми, а не только с тремя?
    А может не рыбу раздавать,а удочки?Какие перспективы у молодежи после школы?Продавцом в магазин?У нас много учебных заведений где обучают рабочим специальностям?С гарантией устроиться на работу?
    1. +5
      27 января 2023 11:36
      Можно. Можно сделать рыболовный магазин с конскими ценами как у нас обычно, можно даже курсы по рыбалке организовать. Проблема в том что свободных мест нет или их мало, да и не рыбные они, а там где ловится рыба ты наемный рабочий, и сколько тебе оставить решает владелец рыбного места.
  16. +7
    27 января 2023 09:49
    Террор в России в годы революции и последующие репрессии и чистки 20-х, 30-х и 40-х годов унесли миллионы жизней наиболее пассионарных представителей русских, серьёзно ослабив генофонд этноса и снизив его пассионарность.


    Че за бред!? Типа те кто хотел вернуть русских под пяту рабства прямого или скрытого это пасионарии? Эти слова походу писались в наркотическом бреду. Прямо представилось как свора крававых бальшевиков выискивали тех кто страстно жертвовал собою ради других и расстреливал их. Перевел бабушку через улицу? - Расстрел! Помог соседу забор починить? - Расстрел! Хочешь вернуть монархию что б загнать народ обратно в адские условия труда? - Не до тебя, надо пасионариев искать! Шпион который работает на западную агентуру? - Разберемся с пассионариями и потом уж тобой займемся!

    И я чет не увидел моментов:
    1. Благосостояние людей. Сейчас ребенок это роскошь. Многие разумные люди не могут ее себе позволить. Здоровье, развитие ребенка требует чудовищных денег и времени. Можно конечно оставить все на самотек, но хз что из этого получится.
    2. Моральная составляющая и вторящее ей законодательство. Посмотрите как-нибудь ради интереса статистику по разводам. Кто разводы инициирует. Процент разводов и т.д. Сейчас алименты это бизнес для многих женщин. Даже книги пишут об этом. А судебная система целиком полностью на стороне женщин. Даже наркоманка без работы и жилья скорее всего сохранит за собой права на ребенка по отношению к работающему, имеющему жилье мужу. И в это в то время когда законодатель, стремясь свалить на других заботу о детях придумывает все новые виды алиментов! В общем интереса ради изучите материалы от МД (правда включите на полную свой интеллектуально-моральный фильтр, ибо многих там реально заносит). Хотя надо признать что перекос решений судов в пользу женщин в последние годы немного стабилизировался и даже пошел вспять. И какой нормальный, разумный мужчина будет сейчас, когда денег итак нету, рисковать заводить детей? Поиск подходящей супруги у них может затянуться на всю жизнь. Женщинам тоже достается от альфонсов. Наделал ей детей и исчез, а другие женщины посмтрят на нее и так же рассуждают - зачем рисковать?
  17. +6
    27 января 2023 10:04
    Все это обсуждалось давно...
    НО! помните? "Денег нет но вы держитесь"

    Власти рапартуют ,что все прям отлично - и у врачей, и у учителей, и у дворников...
    А в реале на улице половина народа не по русски шпарит. Каждый сотый заражен ВИЧ. Корона растет
    Врачей мало. Очереди. Нет инфекционистов. нет специалистов - к ним надо ехать кудато "туда"
    Все оптимизировано.
    Отток русских за бугор признают все. Спорят только о цифрах, и что на "1го уехавшего русского с высшим образованием въехало 3 среднеазиата с вышшим" (недословно)

    Кто называет ФИО и факты, и суммы виноватых - сидит.
    Кто абстрактно взывает - тот ничего сделать и не может.
    Все все понимают...
    1. -1
      27 января 2023 10:47
      Кто называет ФИО и факты, и суммы виноватых - сидит.

      кто сидит, "цвет нации" Алексей Анатольевич Н. ?
  18. +9
    27 января 2023 10:13
    Уважаемый автор, начните с себя: сколько у Вас детей?
    Я с 1971 года рождения, и мои дети остались в "демографической яме 90х". То есть мое поколение пожертвовало своим будущим чтобы выжили наши младшие братья и сестры. Мы скоро уйдем на пенсию, и нашу бездетность нам будут ставить в укор до самой гробовой доски. Я помню, как девочки в начале 90 писали в своих школьных сочинениях "хочу стать валютной проституткой". Попытки создать семью были.
    Самое главное - господа, а Вы уверены в том что Ваши дети будут жить лучше чем Вы в _ЭТОЙ СТРАНЕ_?
    Давайте посмотрим на нашу официальную идеологию - обогащение ЛЮБОЙ ценой, и кто считается успешным? Правильно, самые богатые. У нас большое расслоение, 1% богатых, "средний класс" 15-17%, остальное - просто бедность. Как с зарплатой 20 000 прокормить семью, (в Москве 35 000)? А ведь рождение ребенка - это значит что трое будут жить на одну зарплату. Это если ребенок первый, а если второй и даже третий как тут агитируют, то впятером-вшестером на одну зарплату. Вопрос: сколько процентов населения зарабатывает столько что могут в одиночку нормально обеспечить семью из 4-5 человек? Вот то то, сначала сделайте отсечку по доходам то есть сколько процентов сможет прокормить семью, хотя бы по официальным данным а уж потом агитируйте за рождение детей.
    Да, с высоких трибун нам говорят - нет денег - ищите вторую, третью работу. То есть предлагается работать по 50-60 часов в неделю с одним выходным. Это официальные рекомендации.
    В сухом остатке - пока не заставим бизнес платить нормальную зарплату и не задирать цены, ничего у нас не будет.
    Много разводов. По официальным данным 20% браков заканчивается разводом, а если приплюсовать гражданские браки, то есть сожительство без официального оформления то 30% минимум.
    З.Ы. Можете списывать на мужской шовинизм, но по данным социологического опроса 95% женщин в возрасте от 16 и до... <верхняя граница отсутствует> мечтает выйти замуж за молодого, умного, красивого, богатого, в крайнем случае перспективного мужчину. Таковых в нашем обществе менее 1%.
    1. +1
      28 января 2023 22:42
      И не забывайте, что работая по 50-60 часов в неделю соотвествующем количестве стресса при этом, особенно с нашей "медициной" (привет мадам Арбиголиковой) можно запросто уехать туда откуда уже никогда не возвращаются.
  19. 0
    27 января 2023 10:13
    Он до смерти работает,
    До полусмерти пьет!
  20. +9
    27 января 2023 11:29
    Вы забываете, что люди не заводят детей не только потому что банально "не хотят", но и из-за того, что "не могут". Стремительно ухудшающаяся экология, стресс (да, доступность информации и к таким последствиям приводит), компьютеризация (сидячий образ жизни), а также набивший оскомину нездоровый образ жизни и прочие ГМО.
    Я не проводил анализ и статистические исследования, но по ощущениям среди моих знакомых больше половины либо делали ЭКО, либо проходили дорогостоящее лечение - и не у всех получилось (мы с женой, к сожалению, в числе тех, у кого не получилось)...
  21. +8
    27 января 2023 11:46
    Рождаемость напрямую зависит от силы индивидуалистических ценностей в обществе. Если они сильны - рождаемость будет падать - хоть каждому по комнате дай. Будут ждать каждому по квартире в итоге. Где высокая рождаемость ? В обществе, где сильны общинные, как вариант - клановые ценности. Важен тренд на объединение, общность. Без него - лишний член семьи - всего лишь обуза.
    Пока в стране сильна либеральная идеология , как априори индивидуалистическая - рождаемость не поднять никакими преференциями.
    1. -1
      31 января 2023 23:34
      Где высокая рождаемость ? В обществе, где сильны общинные, как вариант - клановые ценности.

      В США, например, традиционно высокая рождаемость.
      А в Европе сильно снизилась, хотя условия вроде сопоставимые.
  22. +3
    27 января 2023 13:53
    Цитата: Леха с Андроида.
    Пассионарность напрямую связана с ультраурбанизацией населения в крупных городах.


    А причем здесь пресловутая пассионарность? Она вообще не в высокой рождаемости проявляется и от урбанизации не зависит.
  23. +1
    27 января 2023 13:55
    Цитата: kor1vet1974
    А может не рыбу раздавать,а удочки?Какие перспективы у молодежи после школы?Продавцом в магазин?У нас много учебных заведений где обучают рабочим специальностям?С гарантией устроиться на работу?


    Чтобы появились такие гарантии, нужно рабочие места создавать в достатке.
    "Кто делать?"
  24. +3
    27 января 2023 14:03
    Цитата: депрессант
    От бесплодности процесса, на который был отведён очень короткий по историческим меркам срок, русские устали и истощились, пытаясь быть белыми людьми, но при этом оставаясь рабами отведенной им роли.


    Бедняги. Вот при царях-батюшках, которые подобным "прогрессорством" не страдали, русские отдыхали всласть и жилы не надрывали.
    Насчет "бесплодности процесса" - можно и поспорить. Если сравнить, как жили некоторые сибирские народы (буряты, например) лет 100 назад, как изменились условия жизни, бытовая культура, уровень образования, то разница очень существенная.
    Менталитет пресловутый не есть величина постоянная и менталитет - производное от условий жизни и от воспитания тоже зависит. Скорость его изменения пропорциональна скорости изменения условий существования.
    1. +1
      28 января 2023 05:13
      [quote=Illanatol....
      Менталитет пресловутый не есть величина постоянная и менталитет - производное от условий жизни и от воспитания тоже зависит. Скорость его изменения пропорциональна скорости изменения условий существования.[/quote]
      Это точно! Менталитет разный и "пропорциональный". У евреев оказался добрый барин, у русских плохой.....
  25. BAI
    +2
    27 января 2023 16:09
    от болезней системы кровообращения умерло 944 843 человека,

    от рака -
    Количество умерших от новообразований в 2020 году составило 289,9 тысячи человек

    Как в песне - А диагноз ставят так:
    Сжил со свету его рак
  26. +2
    27 января 2023 16:12
    долю ВВП на здравоохранение нужно довести до 6,5 %»,

    – уверен академик.


    Т.е. оставить платную медицину без прибыли ? "ЕР" проводит противоположную политику - платная медицина и прибыль любой ценой. То, что население будет больным и вымирать - никого во власти особо не заботит.
  27. +4
    27 января 2023 19:03
    Пока перспектив не видно русский народ,в массе своей рожать не будет. Даже если денег дадут, то и тогда лишь чуть рождаемость вырастет, как 10 лет назад. Да и продавцы просто цены поднимут и те деньги в копейки превратятся. А жилье? Ипотека ни о чем, рожать особо не даст. Да много чего..В общем, такая система получилась, что при ней русские вымирают. Пассионарность..ага. Хорошее оправдание- ни опровергнуть ни подтвердить, а воз и ныне там.
  28. +1
    27 января 2023 21:57
    Сейчас бы вводить налог на бездетность, а потом объяснять ребенку, что он не плод любви, а меркантильного умысла, да ещё и не самого разумного - затраты на обеспечение явно будут больше, чем какие-то штрафы, да и мерзко это рестрикции выглядят.

    Детей хотелось бы заводить не от того, что "так получилось" или потому что сверху сказали "рожать и точка" а прогнозируемо - быть уверенным в своих доходах, в способности семьи обеспечить всех её участников.

    Я вырос в бедности, где пример трудолюбия моего отца позволил мне иметь то, что хочется - и помню, какого это было - выкапывать ржавые рельсы из под барака снесенного, где жила бабушка раньше, чтобы сдать их на металл и хотя бы какой-то доход иметь.

    Хочу ли я такой судьбы своим детям, когда поддержки от государства, с которым сейчас так "удобно" прогнозировать возможность обеспечить семью не очень то и много?
    Нет.
    1. 0
      28 января 2023 05:30
      Это прально!

      И я тоже за все хорошее против всего плохого. Какое совпадение, кто бы мог предположить...

      Но непонятно одно: а на фига было признавать и поддерживать 30 лет политиков, которые все эти советские гарантии "уверенности в будущем" -отменили ?

      Политиков то этих - группировка, а народ в сто миллионов. Это получается не История народа, а детская сказка Чуковского "Тараканище"....

      Сколько живу, никак не пойму, что же.... еклмн.... в головах людей происходит? Не зря поэт сказал, что " умом не понять" ....

      Одна надежда на благоприятный исход Истории: когда все полу-дурки околеют, они не смогут мешать жить нормальным. Естественным отбором. Ведь не везде же так, а токмо в самой богатой стране Мира!
      1. +1
        29 января 2023 22:56
        Касательно "выбирать и поддерживать".

        По своей воле никакой поддержки текущему правительству я не выражал, на выборы, когда был учащимся, был послан с наказом "голосуй или вон из общаги и незачет по физре", с таким же посылом на митинги-празднедства по случаю Крыма. И таких случаев миллионы.

        Вот она "народная поддержка", которую так хорошо видно по ящику и в отчётах.
  29. +1
    28 января 2023 09:43
    Для повышения рождаемости необходимо, что бы правительство страны заботилось о своих гражданах, а не о своих карманах. Вот весь секрет. good fellow
    1. 0
      28 января 2023 13:02
      Очень примитивно (как тв пропаганда), когда были такие периоды в истории России? А как с западными странами, там очень заботятся о гражданах? wink
  30. -3
    28 января 2023 13:02
    Высказались? Молодцы!
    А теперь все вместе дружно открыли статью в Википедии "Демографический переход" и прочитали её от начала и до конца!
    Перед тем как обсуждать тему бывает очень полезно получить хотя бы базовые знания об обсуждаемом вопросе.
  31. +3
    28 января 2023 13:42
    А что в реальности сегодня? Согласно проекту федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг. доля расходов на здравоохранение в структуре ВВП продолжит снижение,

    ...И это не смешно, Анна. Вот что говорит по этому поводу знаменитый детский врач Леонид Рошаль :



    А по поводу этой т.н. "оптимизации" и перепрофилирования отделений в связи с ковидом лучше всего говорит предсмертная записка одной "бабули", оставленная родным от полной безысходности :

  32. +2
    29 января 2023 08:34
    Институт семьи разрушен, условия жизни в городах (куда съехались 70% населения) не благоприятны для многодетной семьи, жилья у людей нет - квартирный вопрос у населения если и разрешён, то через ипотеку, на которую люди работают все лучшие годы. Детсады, школы, детполиклинники...посмотрите на них. Да в нашей стране созданы идеальные условия для вымирания нации. ИМХО, вижу в этом намеренный саботаж при согласии властей, как прошлых так и нынешних. Вся болтовня по тв уже никого не впечатляет, молодёжь в массе точно решила не обременять себя детьми чтобы потом не выживать.
  33. -1
    29 января 2023 12:44
    А автор оптимист. Скорее всего 70 - 80млн осталось, а если учесть "перипетии" нашего бытия, то, думаю, исправно выполняется заказ англо-саксов на 30-40гг - 40-50млн для обслуживания "бензоколонок"
  34. +2
    29 января 2023 16:39
    Вопрос тут не пассионарности народа точно. Начну с очевидного, но 1/3 нашего народа живет , а точнее существует и умирает в сельской местности, где ни то чтобы светлого будущего нет, там на настоящее посмотришь даже из далека с экрана телевизора или приехав к родственникам сразу хочется сильно выпить, чтобы не было так больно смотреть на действительность. Скажу дико банальное Россия это не три города в лице Москвы, Питера и Екатеринбурга... Россия это скорее все те, кто за пределами этих относительно благоустроенных городов.
    Стоит отъехать от тоже же Екатеринбурга в любую сторону на 20-30 км и уже нищета, а на 100-150 так и вовсе кажется , что тут просто массово остались погосты только и покосившиеся деревянные дома и местами остатки какой то прежней высокоразвитой цивилизации, пережившей что то похожее с ядерной войной...
    Что сделать легко и без денег может сделать власть:
    1. Сказать честно народу что 95% из них никогда хорошо жить не будет и что в лучшем случае со временем все будет только хуже - здоровье, проблемы. И да успех их во многом дело редкого случая. Поэтому не ждите что будете жить лучше и хорошо, жить будете только хуже. И да государству именно государству эти 95% не нужны , разве что когда прижмет и надо будет умирать -тогда о Вас вспомнят и напомнят о гражданском долге.Чтобы потом снова забыть. Поэтому полагайтесь только на себя и опасайтесь государства - вас будут всячески пытаться обмануть и обокрасть. Чуда не случится -гарантируем.
    2. Если кто то захочет попасть в 5% успешных то места уже заняты и да шанс есть, если станете очень высококлассными профессионалами.
    Если без сарказма то действительно важным , что могло бы дать без существенных затрат средств народу государство через СМИ:
    А) Достойные цели для человека и примеры жизни выдающихся людей
    Б) Методики работающие- как создавать счастливые отношения с самим собой и другими людьми для детей и взрослых.
    Только не лозунги, а технологии по п. А. и п. Б, повторив которые каждый смог бы поставить такие цели и планомерно их достигать.
    Кроме субъективно -идеалистических, хотя крайне важны штук по п.2 конечно нужен материальный базис:
    Решение жилищного вопроса и гарантированная работа с доходом, позволяющим содержать многодетную семью.
  35. +1
    30 января 2023 16:01
    В наследуемом сословном обществе, при кадровой политике на грани идиотии, на основе кумовства, личной преданности, лжи и криминала, где в отношениях правят бал принципы "своих не сдаем" и круговая порука, а основной критерий оценки деятельности, духовного и материального, не профессионально-деловые качества, личные достижения, а бабло и личные связи, это невозможно. Для наших (давно уже нет) "эффективных менеджеров" невозможно признать свои ошибки, т.б. когда профессиональная несостоятельность, интеллектуальный уровень, творческая и инициативная импотенция не позволяют их осознать, а уж т.б. оперативно исправлять, нижнее сословие, холопы не оценят и станут задавать вопросы, вдруг начнут задумываться, хотя нашим боярам давно уже, после того как они выстроили "вертикаль", как им кажется вечную, плевать на мнение народа, да и на страну, у них свои проблемы, черни не понять.
    Мне как обывателю с нормальным советским образованием, очень бы не хотелось, т.б. в таких условиях, чтобы народ сам, да еще не дай бог спровоцированный из вне, сам стал вдруг решать свои и страны проблемы, мы это уже проходили, может кончиться крахом. Очень хотелось бы эти изменения , социальной политики, прежде всего системы ВОСПИТАНИЯ и образования, национализация госуправления проводились "сверху" в виде постепенных реформ, В то же время при отсутствии социальных лифтов, в условиях полнейшей безответственности, когда служение рассматривается как личный бизнес проект, преступная неадекватность кадровой политики, созданная система управления неадекватная и архаичная и т.д.. А, главное, несменяемость и возраст людей при власти, многие из которых с детства обучались в заокеанских учебных заведениях с соответствующими представлениями и мировоззрением, которые 30 лет, т.е. всю свою сознательную трудовую жизнь занимались "встраиванием" в англосаксонский мир, организовывали разграбление своей страны, за счет ресурсов которой, решая абсолютно все проблемы заокеанских "партнеров", обогащая их и вытаскивая из кризисов. Так с чего вдруг, на старость лет, когда психология и мышление "закостенели и превратились в монолит", когда интеллект уже угасает, они вдруг обеспокоятся положением своей страны, а уж т.б. народа, которых они всю свою жизнь презирали и своими не считали, никак не связывая свое будущее с данной территорией, т.б. когда голова забита мыслями о "подагре" и желанием о теплых тапочках в кресле у камина в окружении внуков или с книгой.
    Необходим тщательный анализ и общественное осуждения преступников предавших и уничтоживших державу, также будут осуждены т.н. госдеятели 90-х, волею случая, дорвавшиеся до власти путем предательства, вранья и криминала, организовавшие невиданное в истории цивилизации тотальное разграбление ресурсов страны. Пока у власти, особенно банковско-экономический сектор, еще находятся люди убивавшие и предававшие державу и организовывавших "потоки" из страны, блокируя ее развитие, уничтожившие прежнюю социальную формацию и построившие сословное общество, создавшие систему несменяемости власти, которые продолжают мягко спать и сладко жрать, сложно ожидать положительных и кардинальных перемен, а значит и какого либо прогресса.