Метрополитен-музей в Нью-Йорке: всякая оружейная всячина в количестве просто невероятном
![Метрополитен-музей в Нью-Йорке: всякая оружейная всячина в количестве просто невероятном](/uploads/posts/2023-01/1674579311_1.jpg)
Кавалькада рыцарей-жандармов в главном зале отдела оружия и доспехов музея Метрополитен неизменно привлекает внимание каждого, кто туда заходит!
ибо Он дает тебе силу приобретать богатство».
Второзаконие, 18:8
Военные музеи мира. Итак, сегодня мы направляем наши стопы в музей, собраниями которого мы здесь на сайте ВО пользовались уже много-много раз. Но даже малой их части не увидели. Потому как только на его сайте находится более 14 тысяч экспонатов, фотографии которых находятся в общественном пользовании (относятся к категории «паблик домайн»). Просто смотреть их все тяжело, а уж копаться в них прямо-таки «смерти подобно». Но зато в этом музее имеется практически все. И может быть, он и страдает от некоторой эклектики, но зато исчерпывающим образом освещает тот же генезис рыцарского вооружения. Но сегодня у нас иная цель его посещения.
Мы посмотрим… «все, что попадется под руку», и главное внимание обратим на то, а откуда в этом музее взялся тот или иной экспонат. А то в прошлый раз, когда мы посещали музей в Филадельфии, у некоторых наших читателей возникли вопросы, а откуда за океаном появились царские доспехи, и не выкрали ли их коварные американцы из Германии после 1945 года.
Вот сегодня мы двух зайцев сразу и убьем: и с самими артефактами встретимся (а они того стоят!), и заодно узнаем об их происхождении. А для начала познакомимся с историей коллекций оружия и доспехов этого музея.
Оказывается, отдел оружия и доспехов был создан в музее в 1912 году, во многом благодаря усилиям его куратора-основателя – доктора Башфорда Дина (1867–1928). Однако еще до этого времени попечители музея сделали ценные приобретения оружия и доспехов, и в первую очередь купили коллекцию европейского оружия и доспехов, собранную во Франции Морисом де Таллиран-Перигором, герцогом де Дино (1843–1917), в 1904 году.
В 1913 году музей получил в дар выдающуюся коллекцию европейского оружия и доспехов, собранную в течение пятидесяти лет американцем Уильямом Х. Риггсом (1827–1924), большую часть жизни проживающим в Европе и занимающимся поисками исторических памятников и художественного оружия.
В период между Первой и Второй мировыми войнами целый ряд родовых, династических и частных коллекций был частично или полностью распродан, что привело к значительным пополнению фондов музея. В 1919 году большая часть художественных коллекций, сформированных Дж. Пьерпонтом Морганом (1837–1913), была также передана музею.
Сюда входил и великолепный парадный шлем, сделанный Филиппо Негроли из Милана в 1543 году. Ценный подарок, состоявший из более чем 350 европейских малых мечей, охотничьих мечей и кинжалов, был сделан в 1926 году парижским коллекционером Жаном Жаком Рубелем (1851–1933), причем не просто так, а… в память о жене и матери, уроженках Нью-Йорка.
В последующие годы объемы и значение коллекций продолжали неуклонно расти, в частности, с приобретением предметов из поместья Бэшфорда Дина и уникальных коллекций Кларенса Маккея (1874–1938) и Уильяма Рэндольфа Херстома (1863–1863).
Совсем недавно коллекция Метрополитена стала еще больше, благодаря подаркам коллекционеров в честь 150-летия музея, и в первую очередь – щедрому подарку от Рональда С. Лаудера, передавшему в музей свое собрание европейского оружия и доспехов. То есть – как это ни покажется странным нашим людям, привыкшим, что у нас все музейные реликвии государственные, там – все они были частным владением, переданным музею в дар…
Коллекционеры-то были и у нас в России. Но вывелись подчистую после 1917 года. Отсюда и непонятки наших читателей, отчего это там эдак, а не так, как у нас. А там не было тотальной экспроприации целого класса, только и всего. Но это все так: «размышления у парадного подъезда».
А сейчас мы «зайдем внутрь» и посмотрим или просто полюбуемся на «всякую оружейную всячину»… Итак…
Начнем с самого древнего… Шлемов греческих и с острова Крит, относящихся к концу VII в. до н. э. На фотографии вы видите один такой шлем, критский, являющийся лучшим образцом среди большого количества доспехов, обнаруженных в южной части центрального Крита, где они и были изготовлены.
![](/uploads/posts/2023-01/2_-grecheskij-shlem.jpg)
Вот этот шлем. По обеим его сторонам изображена пара крылатых юношей, сжимающих переплетенных змей. Под ними две пантеры с одной общей головой. На шлеме надпись «Неополис». Дарение Норберта Шиммеля, 1989 год
![](/uploads/posts/2023-01/1674579459_3.jpg)
Очень интересный артефакт: японский доспех танко из полос железа V–VI вв. Вид спереди. Вес 3 884 г. Дарение Бэшфорда Дина, 1914 г.
![](/uploads/posts/2023-01/3a_-5-6-vv_-tanko-3884-gift-of-bashford-dean-1914.jpg)
Этот же доспех – вид сзади
![](/uploads/posts/2023-01/4_-spandenhelm.jpg)
Всем хорошо знакомый спанденхельм, тоже VI–VII вв. Скорее всего, Византия. Железные пластины на бронзовом каркасе. Места, где были обнаружены такие шлемы, разбросаны по всему миру, от Швеции до Германии и от Балкан до Ливии. Шлем из Метрополитен-музея был найден в реке Сона недалеко от Треву, во Франции. Качество шлемов и их разнообразные места находок позволяют предположить, что они были сделаны в качестве дипломатических подарков иностранным правителям и, возможно, присланы из Византии или остроготского королевства в Италии. Все шлемы изначально имели металлические нащечники, кольчужную защиту шеи и часто встроенную носовую часть. Как и на этом шлеме, украшение обычно состоит из выбитых узоров и птиц среди волнистой виноградной лозы, выдавленной на надбровной полосе. Некоторые примеры включают изображение креста и другие христианские символы. Вес шлема 907 г. Дарение Стивена В. Гранксея, 1942 г.
![](/uploads/posts/2023-01/5_-12-vek-gift-of-stephen-v_-grancsay-1942-62_4.jpg)
Рыцарская шпора XII в. Вес 62,4 г. Опять же, подарок Стивена В. Гранксея, 1942 г.
![](/uploads/posts/2023-01/6_-hosi-kabuto-16-v_-the-howard-mansfield-collection-gift-of-howard-mansfield-1936.jpg)
Хоси-кабуто, шлем из Японии, XVI в. Коллекция Говарда Мэнсфилда, дар Говарда Мэнсфилда, 1936 г.
![](/uploads/posts/2023-01/7_-ves-624g_the-collection-of-giovanni-p_-morosini-presented-by-his-daughter-giulia-1932.jpg)
Наконечник японской стрелы. Вес 62,4 г. Коллекция Джованни П. Морозини, подаренная музею его дочерью Джулией, 1932 г.
![](/uploads/posts/2023-01/8_dospeh-1440-g_ju.jpg)
Музею очень повезло в том, что ему достался вот этот доспех начала –середины XV века. Это итальянские латы ок. 1400–1450 гг., собранные и отреставрированные в 1920-е годы с использованием отдельных элементов, обнаруженных в руинах венецианской крепости Халкида на греческом острове Эвбея, захваченного турками в 1470 году. Цель состояла в том, чтобы представить полный доспех, который носили около 1400 года, то есть периода, от которого не сохранилось полных доспехов. Отличительной чертой его является ранняя форма панциря (бригандина) с двумя большими нагрудными половинками и латунными каймами по краям выступающих пластин. Шлем, бацинет с забралом, типа бундхугель. Бархатное покрытие панциря датируется началом XX века. Высота доспеха – 168,9 см, вес – 18,6 кг. Мемориальная коллекция Башфорда Дина, подарок Хелен Фанесток Хаббард, в память о ее отце, Харрисе С. Фанестоке, 1929 г.
![](/uploads/posts/2023-01/8a_-armor.jpg)
И он же – сзади
![](/uploads/posts/2023-01/9_-1440_-miilan-4196-g_-gift-of-stephen-v_-grancsay-1942.jpg)
Очень простой шлем (мы такой видели в коллекции Филадельфийского музея) 1440 г. Милан. Вес 4 196 г. Дарение Стивена В. Гранксея, 1942 г.
![](/uploads/posts/2023-01/10_-1550_g-1209-kgpurchase-ronald-s_-lauder-alejandro-santo-domingo-and-mr_-and-mrs_-mark-fisch-gifts-2018.jpg)
А вот это совсем недавний дар: орудие 1550 г. Вес 1 209 кг. Куплен Рональдом С. Лаудером и Алехандро Санто-Доминго. И дарение мистера и миссис Марк Фиш, 2018 г.
![](/uploads/posts/2023-01/11_lvinyj-shlem.jpg)
Саллет в форме головы льва, ок. 1475–1480 гг. Этот шлем является самым ранним из сохранившихся доспехов эпохи Возрождения (в античном стиле). Голова льва представляет собой внешнюю оболочку из тисненой и позолоченной меди, которая надевается поверх простого стального шлема. Он представляет собой голову Немейского льва, чью шкуру носил как головной убор и плащ мифологический герой Геракл. Он часто изображался в искусстве эпохи Возрождения как символ неукротимой силы, мужества и упорства. Вес 3 574 г. дарение от Фонда Харриса Брисбена Дика, 1923 г.
![](/uploads/posts/2023-01/12_-1585-g_-bashford-dean-memorial-collection-bequest-of-bashford-dean-1928.jpg)
Турнирный доспех 1585 г. Мемориальная коллекция имения Башфорда Дина, по завещанию Башфорда Дина, 1928 г.
![](/uploads/posts/2023-01/13_-schit.jpg)
Парадный щит с изображением святого Георгия, поражающего дракона. Ок. 1560–1570 гг. Милан. Диаметр 59,1 см. Вес 3 810 г. Дар Уильяма Х. Риггса, 1913 г.
![](/uploads/posts/2023-01/14_-genrih-francija.jpg)
Доспехи Генриха II, короля Франции (1547–1559). Вид спереди
![](/uploads/posts/2023-01/14a_-dp256972.jpg)
Эти же доспехи. Вид сзади
Работа мастеров дизайна Жана Кузена Старшего по прозвищу «Француз» и Батиста Пеллерина, тоже… «француза», ок. 1555 года. Это один из самых сложных и полных французских парадных доспехов, сохранивший большую часть своей первоначальной окраски. Поверхности покрыты плотными завитками из листьев, населенных человеческими фигурами и разнообразными сказочными существами, происходящими из итальянского гротеска.
В центре груди изображен римский воин, которому две коленопреклоненные женщины подносят мечи. На наплечниках фигуры Аполлона, преследующего нимфу Дафну (спереди) и Аполлона с убитым чудовищем Пифоном (сзади). Полумесяц, один из геральдических знаков Генриха II (помнится, у нас на ВО был читатель, всерьез убеждавший, что это знак мусульманской веры данного человека!), изображен в нескольких местах.
Сохранилось двадцать оригинальных эскизов этой брони. Один принадлежит Жану Кузену Старшему; остальные – Этьену Делону или Батисту Пеллерену. Все трое – выдающиеся парижские художниками середины XVI века. Материал: сталь, золото, серебро, кожа, ткань. Высота – 187,96 см; вес – 24,20 кг. Дарение от Фонда Харриса Брисбена Дика, 1939 год.
![](/uploads/posts/2023-01/15_shlem.jpg)
Шлем этого доспеха
Интересно, что в своей книге 1583 года «Анатомия злоупотреблений» английский моралист Филлип Стаббс подверг критике растущую тенденцию к ношению оружия в качестве стильного аксессуара, осудив выскочек-франтов, которые щеголяли «мечами, кинжалами и рапирами, украшенными дорогими гравировками». Главное беспокойство Стаббса заключалось в том, что мужчины всех классов поддались прихотям моды и начали ежедневно носить оружие как украшение, уступая место тщеславию и гордости и одновременно стирая при этом границы своего социального положения.
Традиция украшать оружие и доспехи в соответствии с последними тенденциями и стилями не была новой во времена Стаббса, но так же стара, как существование военных предметов в культурах по всему миру. Она процветала и стала особенно заметной в Европе начиная с XV века, и именно это Стаббсу очень и очень не понравилось.
![](/uploads/posts/2023-01/16_-uzory.jpg)
Фигуры на шлеме
Он считал, что производить впечатление на окружающих и передавать некий смысл с помощью персонализированных изображений и орнамента на доспехах позорно. И как раз доспех короля Генриха в этом плане очень показателен. Ведь на нем можно увидеть букву «H», то есть эмблему его любовницы Дианы де Пуатье, вплетенную в густую паутину из усиков и гротесков, да еще и с маленькими фигурками, взятыми из классической греческой мифологии.
То есть оружейники, кузнецы, производители мечей и оружия должны были заботиться о форме и функциональности своих изделий, но также быть в курсе последних тенденций, как в орнаментах, так и в технологиях.
Ружья, доспехи и мечи, как модные символы статуса, говорили не только о готовности и способности владельца сражаться, но и демонстрировали его осведомленность о космополитических направлениях в художественной моде и инновациях в декорировании доспехов. Поэтому, кстати, начиная с XVI века орнаментальные офорты и гравюры с рисунками узоров на доспехах – стали важным вспомогательным инструментом в производстве модного и сложного оружия. И… приносят помощь сегодняшним ученым, помогая его атрибутировать и датировать.
![](/uploads/posts/2023-01/17_kirasa.jpg)
Кираса доспеха короля Генриха II
Полевые доспехи короля Англии Генриха VIII (1509–1547). Итальянской работы, Милан или Брешиа. Ок. 1544 г. Этот впечатляющий доспех был изготовлен для Генриха VIII в конце его жизни, когда он имел лишний вес и страдал от подагры.
Вероятно, носил КНР король во время его последней военной кампании, осады Булони в 1544 году, в которой он лично командовал войсками, несмотря на все свои недуги. Первоначально оснащался съемным усиливающим нагрудником, к которому крепился упор для копья, и усилением для левого наплечника. Пара наручей остается в Королевской коллекции в Виндзорском замке.
В посмертной описи королевского имущества, составленной в 1547 году, доспехи описываются как «италионские». Возможно, их поставил миланский торговец, известный в Англии как Фрэнсис Альберт, который получил от Генриха лицензию на ввоз предметов роскоши, в том числе доспехов, в Англию для продажи.
Впоследствии доспехи были переданы Уильяму Герберту (ок. 1507–1570 гг.), первому графу Пембруку, оруженосцу Генриха и исполнителю его воли. Они были записаны в Уилтон-Хаусе, резиденции семьи Пембрук, с 1558 года и до продажи в 1920-х годах.
Доспех является ранним образцом доспехов «аниме» то есть доспеха, в котором нагрудник и наплечники состоят из горизонтальных, перекрывающих друг друга пластин, соединенных подвижными заклепками и внутренними кожаными ремнями.
Украшение доспехов состоит из листвы, фигурок путти, бегущих собак, канделябров эпохи Возрождения и гротескного орнамента, то есть типично итальянское. Размеры: высота 184,2 см; ширина 83,8 см; вес 22,91 кг. Дарение Фонда Харриса Брисбена Дика, 1932 год.
![](/uploads/posts/2023-01/19_-_-alla-tedesca.jpg)
Кираса доспеха легкой кавалерии alla Tedesca (на немецкий лад). Милан. Ок. 1510 г. Это редкий образец итальянских доспехов, украшенных рифлеными поверхностями на немецкий манер. Его гравированный и богато позолоченный декор восходит к христианской символике и Библии. Полоска в верхней части нагрудника изображает Богородицу с младенцем в центре, святого Павла справа и святого Георгия слева. Латинская надпись ниже гласит: CRISTVS RES VENIT IN PACE ET DEVS HOMO FACTVS ES (Христос Царь пришел с миром, и Бог стал человеком). Другая надпись в верхней части задней пластины гласит: IESVS AVTEM TRANSIENS PERMEDIVM ILORVM IBAT (Но Иисус, пройдя посреди них, пошел своим путем [От Луки 4:30]). Троица – Отец, Сын и Святой Дух – изображена на лицевой стороне горжета 1510. Вес 8 987 г. Дар Уильяма Х. Риггса, 1913 г.
Так что, как это наглядно можно было увидеть, все показанные здесь артефакты – это дарения. Всего их, конечно, больше 14 000, и среди них можно найти и покупки. Но самые ценные экспонаты музея Метрополитен – это дарения!
P. S.
Для оформления материала использованы фотографии (общественное достояние) из Метрополитен-музея в Нью-Йорке.
Информация