Токийский национальный музей: доспехи самураев от самого начала

80
Токийский национальный музей: доспехи самураев от самого начала
Токийский национальный музей


Среди цветов сакура – среди людей самураи.
Средневековая японская пословица



Клинком закаленным
Меча с когтями железными,
Не зная пощады,
Тело разрубают наискось
Кромсают… Какая скорбь.

Сайгё (Сато Норикиё) (1118–1190)

Военные музеи мира. Национальный музей в Токио трудно отнести к военным музеям как таковым. Однако в его экспозиции очень много внимания уделено именно военной истории древней и средневековой Японии. А это, по сути, было время сплошных войн, так что памятников военной истории в этом музее собрано очень много, поэтому, посетив его – хотя бы и виртуально – мы сможем получить полное представление о том, как развивалось военное дело в Японии на протяжении более чем тысячелетия.

Итак – сегодня мы посещаем Токийский национальный музей.

И начинаем нашу экскурсию с самого раннего времени японской государственности – периода Ямато (III в. н. э. – 710 год). В это время в Японии имел место самый настоящий бум курганных погребений, так что время с III века до нашей эры по VII век иногда даже называют эпохой Кофун – по названию курганов кофун, имевших форму… замочной скважины! Вокруг них древние японцы расставляли множество керамических фигур – ханива («глиняный круг» по-японски), изображавших и дома, и лодки, и женщин, и… воинов. Такой вот у них был своеобразный погребальный инвентарь, не считая того, что закладывалось в саму могилу!


Фигурка кофун, изображающая воина в доспехах


Посмотрите, как на ней проработаны все детали. Все видно – и заклепки на пластинках, и узлы завязок панциря!


А вот это догу («одеяние, закрывающееся с головой» по-японски), однако всем должно быть понятно, что это не воин, нет, а… пришелец в скафандре, посетивший Японию в то далекое время и оставивший по себе вот такую память. А. Казанцев в романе «Фаэты» эти «догу» хорошо описал, и откуда они взялись…


Железные мечи IV в.


Железные мечи V–VI вв.


Медные наконечники стрел

Японцы, отметим, очень рано познакомились с железом и научились делать из него и оружие, и доспехи. Уже в IV веке комплект вооружения воина-латника включал шлем – сёкаку-цуки-кабуто – «бодающий баран», металлическую кирасу танку-до и наплечники ката-ёрой.


На этом фото как раз все эти детали полного доспеха танко и представлены. Мы уже видели этот доспех в экспозиции Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Но там он был один, без сопутствующих деталей. А здесь полный набор, слева направо: шлем, кираса, наплечники


Кираса крупным планом


Стремена

Огромную роль в завоевании Японии пришельцами с материка – а предки японцев пришли на ее территорию с Алтая, так как японский язык относится к алтайской языковой группе, довелось сыграть лошади. Аборигены Японии – айны или эмиси (от айнского слова «меч» – «эмус») были хорошими воинами, но лошадей не знали, тогда как пришельцы использовали конных лучников очень широко.


Конские удила, VI в.


Лука седла


Японские золотые «монеты» XVII в. – кобаны


Шлем к раннему доспеху конного лучника о-ёрой, V в.

Со временем у японцев стало так: одни воины охраняли императора в столице – это были эдзи («охранные мужи»), а другие воевали на границе – сакимори («охранители рубежей»). Воинов было принято называть буси – «боец, дружиннки». Свои отряды из вооруженных слуг начали набирать и владельцы крупных поместий. И вот их-то и стали называть самураи (от слова «сабурау» – «служить господину»).

Постепенно «армии» земельной аристократии стали настолько велики, что могли уже потягаться с императорскими войсками, и в стране наступила эпоха анархии. Она закончилась в 1192 году победой клана Минатомо Ёритомо, учредившего в стране первый сёгунат, то есть диктатуру самураев и ставшего первым её сёгуном.

Уже к Х веку сформировалась конструкция первого самурайского доспеха о-ёрой, только вот до нашего времени эти доспехи, увы, не дошли. Но зато дошли мечи XIII века, являвшиеся исключительно оружием всадника. Причем оружием вспомогательным. Главным оружием самурая тогда был большой 1,80–2 метра в длину лук ассиметричной формы, то есть удобный прежде всего именно для стрельбы с коня!


Меч всадника тати эпохи Камакура, XIII в.

Такой меч подвешивался к поясу на шнурах или цепочках. Рукоятка обтянута кожей акулы и украшена мелкими фигурками птиц. Данный меч имеет подвески, сплетенные из медной проволоки – хёго-кусари. Такие мечи носились лезвием клинка вниз, чем и отличались от более поздней катаны, которая подвесок не имела, и носили её лезвием вверх. Поскольку меч был очень длинным, им владели, удерживая его двумя руками.

Известны были и так называемые «полевые мечи» – но-дати, столь длинные, что сам самурай извлечь из ножен такой меч не мог, и ему должен был помогать его слуга или младший самурай, придерживая сзади ножны руками.


Гарда – цуба этого меча (в центре). По обе стороны от него детали крепления клинка к рукояти: слева направо – фути, сэппа, цуба, сэппа, фути


Доспех до-мару с наплечниками о-соде

Такие доспехи пришли на смену тяжелым и непрактичным доспехам о-ёрой. Они также делались из пластинок, покрытых знаменитым японским лаком, и связывались шелковыми либо кожаными шнурами. Но завязывались они на спине, а не на боку, как о-ёрой и более легкий до-мару. Такие доспехи носили самураи в XIV–XVI вв. в периоды Нанбокутё и Муромати.


А так этот доспех выглядел сзади


Его о-соде – наплечники


Латное ожерелье – нодова


Ещё один доспех харамаки-ёрой с большими наплечниками о-соде, относящийся к эпохе Нанбокутё (1336–1392)

Имеет оригинальное плетение шнурами в стиле цумадори-одоси («половина угла»). И эти доспехи так же, как о-ёрой и до-мару, собирались из железных пластинок со множеством отверстий, в которые просовывались прочные шелковые шнуры.


Его наплечник

Отметим, что не надо считать японские доспехи верхом совершенства. При всей своей красочности они такими не были. Так же, как и доспехи европейцев, надевать их можно было только лишь с помощью постороннего человека, то есть помогать самураю должна была жена или слуга. Далее, шнуровка в дождь, снег или туман намокала. От этого доспех становился намного тяжелее.

Но самое неприятное – если самурай в мокрых доспехах вдруг оказывался на морозе. Шнуры тогда намертво смерзались, и доспехи при попытке их снять попросту ломались. Но даже жарким летом следовало внимательно следить за тем, чтобы они не растягивались и периодически отдавать мастеру их переплетать и подтягивать шнуровку.


Типичный шлем эпох Нанбокутё и Муромати – судзи-кабуто. Характерной для этого времени была защита шеи – сикоро, наподобие зонтика. На судзи-кабуто головки заклепок, соединяющих его пластины, не видны!


Этот же шлем с надетыми на него «рогами» кувагата. Такие большие рога носили как раз в эпоху Нанбокутё, так что определить возраст доспеха или шлема «по рогам» достаточно просто! Хотя случалось их передавали от отца к сыну и далее…


Еще один доспех эпохи Нанбокутё…


И о-соде от этого доспеха


Доспех тосей-гусоку, принадлежавший Сакакибара Ясумаси. Такие доспехи появились у японцев после прибытия к ним европейцев и распространения огнестрельного оружия. И кираса, и шлем – европейского производства. Местного – «юбка» кусадзури, наруси – котэ, набедренники хайдатэ, поножи сунэатэ и маска сомэн


Шлем-кабассет. Европейский. Только японцы почему-то надевали их задом наперед! Хорошо видно его крепление из шнуров кабуто-но-о. Крепили их на маске за «гвоздики» отаёри-но-куги. Плетение выполнено синими шнурами – кон-одоси


С доспехами тосей-гусоку чаще носили меч катана и кинжал («малый меч») вакидзаси. Крепились на поясе лезвием клинка вверх, при помощи шнура сагэо, вставлявшегося в скобу на ножнах курикати. Носили их парой. Пара называлась дайсё – «большой и малый»


Набедренники тосей-гусоку – хайдатэ. Кольчуга (кусари), нашитая на тканую основу – иейи, с пластинками икада. Ткань шелковая, называлась донсу


Защитный рукав котэ: кольчуга с железными пластинками, нашитая на ткань, и латные рукавицы с наручами тэкко


А вот так они выглядят изнутри…


Поножи сунэатэ оборачивались шнурами снаружи


Маска мэмпо, XVII в.

Понятно, что это всего лишь ничтожная часть собрания музея. И далеко не все из его экспонатов нам удалось показать.

Но вполне возможно, что изучение самурайского военного снаряжения будет нами продолжено по экспозициям из других музеев мира, где тоже всевозможных японских артефактов совсем не мало! До встречи там, дорогие друзья!
80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    28 января 2023 06:13
    Но самое неприятное – если самурай в мокрых доспехах вдруг оказывался на морозе. Шнуры тогда намертво смерзались, и доспехи при попытке их снять попросту ломались. Но даже жарким летом следовало внимательно следить за тем, чтобы они не растягивались и периодически отдавать мастеру их переплетать и подтягивать шнуровку.

    Национальная особенность - все должно быть сделано медленно, печально и обязательно с выподвертом!
    Родилась теория, откуда взялся миф о непревзойденном мечевом искусстве самураев... К западу от островов там что? Горшок на башке, труба на теле и сплющенный лом в руках - и долби пока от звона один не упадет... Один пес из металлолома горшок и трубу любой коваль слабает... А тут - национальный колорит - надо именно в глаз попасть хлипеньким лезвием, что при встрече с боевой рапирой часто раскалывалось. А для того чтоб потом победитель получил главный приз - еще неделю мог все эти шнурочки развязывать, распутывать... А то рубанешь - и день удовольствия сразу долой....
  2. +3
    28 января 2023 06:29
    В моем сознании Япония-это красота и жестокость.Отношение к труду у японцев особенное.Там,где европеец будет считать дело завершенным,японец будет трудиться еще полгода.Конечно,я пишу про старое время.Японцы,как и другие нации,подарили миру много всего,чему следует лишь изумляться.
  3. +6
    28 января 2023 06:41
    Увы мне, и ах!
    Не могу, на сколько-нибудь серьезном уровне обсуждать японское холодное оружие и доспех. Все мои познания ограничиваются восхищением красотой цуб, и то, благодаря общению с ВикНиком.
    И да, нельзя молиться двум богам (кто меня знает, тот поймет)...
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +7
      28 января 2023 08:40
      И да, нельзя молиться двум богам (кто меня знает, тот поймет)...
      Спасибо, Вячеслав Олегович!

      Лом! Лом наше - все! Против лома нет приема!!! Могу еще накидать с десяток народных тезисов о преимуществе европейского холодного оружия от каролингов до эспадона!
      Впрочем сам лично поклонник отечественного народного эпоса в виде «оглобли»!!! hi
      1. +5
        28 января 2023 08:47
        Впрочем сам лично поклонник отечественного народного эпоса в виде «оглобли»!!!
        Монах Тук тебе в помощь!)))
      2. +4
        28 января 2023 09:07
        Цитата: Коте пане Коханка
        Против лома нет приема!!!




      3. +6
        28 января 2023 11:37
        Угу.. В русском кунг-фу главное - это чтобы оглобля не сломалась.. wink
        1. +12
          28 января 2023 12:16
          А мне доводилось драться на оглоблях. Вернее, на заборинах. У моего противника из нее еще и гвоздь торчал. smile
          Это вам не ИСБ в доспехах, там было все по-взрослому - били всерьез, целились в голову. Хорошо, я был трезвый, в отличие от оппонента... Но впечатления остались яркие. Такое развлечение реально бодрит. smile
          1. +4
            28 января 2023 14:05
            Вернее, на заборинах.
            Последний довод против фолькххисториков. Сим победиша!)))
            1. +4
              28 января 2023 15:20
              Не, забориной фолькхисториков не вылечить, скорее можно усугубить болезнь. Там конфликт был по чисто бретерскому поводу. Дискотека, водка, девочки, избыток тестостерона...
              1. +4
                28 января 2023 15:29
                Дискотека, водка, девочки, избыток тестостерона...
                Знакомая ситуация.
              2. +6
                28 января 2023 16:54
                Там конфликт был по чисто бретерскому поводу

                Поспорили по поводу одного места из блаженного Августина? wink
          2. +2
            28 января 2023 14:11
            Мне тоже в юности, на балясинах от уличных скамеек.. drinks wink
            1. +5
              28 января 2023 15:26
              Да... Эх, молодость, молодость...
              Сейчас так не развлекаются. Может, и к лучшему...
              1. +5
                28 января 2023 19:46
                Цитата: Хозяин Трилобита
                Да... Эх, молодость, молодость...
                Сейчас так не развлекаются. Может, и к лучшему..

                hi Михаил. Просто сейчас не так развлекаются. Так и все-же избыток тестостерона лучше чем избыток холестерина smile
                1. +3
                  28 января 2023 19:56
                  Развлекаются, только не мы. Ибо избыток холестерина в наших организмах превалирует над избытком тестостерона.
                2. +2
                  28 января 2023 22:12
                  Цитата: Толстый
                  избыток тестостерона лучше чем избыток холестерина

                  И уж куда лучше, чем избыток амфетаминов. sad
          3. +3
            29 января 2023 16:40
            А мне доводилось драться на оглоблях. Вернее, на заборинах. У моего противника из нее еще и гвоздь торчал.
            Фехтование на штакетнике, из которого ещё и торчат гвозди - народная забава шпаны с оренбургского Форштадта в 60-70 годах прошлого века. Сейчас не в курсе, что заменило этот уличный спорт, так как штакетник исчез с улиц.
        2. +4
          28 января 2023 18:10
          Цитата: paul3390
          Угу.. В русском кунг-фу главное - это чтобы оглобля не сломалась.. wink

          Отечественные кун-фуисты в основном баловались топорами. laughing
          1. +3
            28 января 2023 18:42
            Отечественные кун-фуисты в основном баловались топорами.
            Это зависело от местного колорита.
    2. +3
      28 января 2023 16:21
      Не могу, на сколько-нибудь серьезном уровне обсуждать японское холодное оружие и доспех.

      Два разных подхода к проблеме.
      Выше некто Бинго с апломбом невежды вещает о предмете, про который вообще не имеет никакого понятия.
      1. +4
        28 января 2023 16:36
        Я просто не вижу смысла о чем-то говорить на уровне познаний "могу отличить яри от нагинаты". На этом "левеле" считаю возможным только задавать вопросы. Но опять же, как существу однозадачному мне приходится выбирать между двумя богами, а Запад для меня пока интересней чем Восток.
        1. +4
          28 января 2023 17:06
          Япония гораздо сложнее для изучения, чем Европа. Во всех отношениях. Если по Европе литературы очень много, то по Японии стоящей литературы в разы меньше. Только понимание этого приходит после того, как побываешь в Японии, притом не как турист, пообщаешься с японцами, найдешь с ними общий язык.
          1. +3
            28 января 2023 17:32
            Это как раз понятно. Но даже в случае с Европой для меня все останется в разряде хобби. По качеству знаний я врядли дотяну даже до Симоны Ру, не говоря уже о ле Гоффе.
          2. +2
            28 января 2023 18:13
            Не корректное сравнение «европв» - «япония». Если сравнивать число научных трудов о культуре «японии» и «андоры», первая будет в разы богаче, объемнее и доступнее.
            1. +4
              28 января 2023 18:33
              А что такое Андорра? Маленькое недоразумение на карте Европы. Этому государству можно поставить только один плюс, во времена ВМВ открыли коридор для эвакуации французских евреев в Испании
              1. 0
                29 января 2023 16:46
                во времена ВМВ открыли коридор для эвакуации французских евреев в Испании
                Наверное, в Испанию. А то может сложиться впечатление, что каудильо их притеснял, а Виши - нет.
            2. +3
              28 января 2023 19:20
              Не корректное сравнение «европв» - «япония».

              Великодушно извините, но я не сравнивал Европу с Японией. Я просто привел факт того, что доступной для среднестатистического индивида литературы по истории Европы больше, чем по истории Японии.
              1. +2
                28 января 2023 19:29
                Для среднестатистического индивида подобная литература вообще недоступна, ибо написана в недоступной для среднестатистического обывателя, академической манере изложения.
                1. +4
                  28 января 2023 20:32
                  Если индивид серьезно интересуется историей, то ему в любом случае придется перейти от научно-популярной литературы к более серьезным источникам.
                  1. +2
                    28 января 2023 21:00
                    Даже в случае с предельно разжеванной работой Ру, ее нужно читать подготовленно. Иначе неизбежно возникнут вопросы: а что такое "Парижская домохозяйка", а кто такой Эсташ Дестан?...
                    1. +2
                      28 января 2023 21:13
                      Так в любом деле все идет от подножия к вершине. Кто то так внизу и остается, кто то поднимается повыше, некоторые достигают больших высот. Главное - чтобы процесс доставлял удовольствие.
                      1. +2
                        28 января 2023 21:42
                        Заметьте никто не спросил про Симону Ру и ле Гоффа...
                        Ну, типа, есть больной на всю голову Антон, и есть такой же Некто... Ну и пусть болеют в свое удовольствие.
                      2. 0
                        28 января 2023 22:32
                        Заметьте никто не спросил про ... ле Гоффа...

                        Более того, про Марка Блока, Люсьена Февра и школу "Анналов" тоже вопросов не последовало. То есть в плане медиевистики основная масса пока еще к восхождению не приступила.
                      3. +3
                        29 января 2023 06:38
                        Цитата: 3x3zsave
                        Заметьте никто не спросил про Симону Ру и ле Гоффа...
                        Ну, типа, есть больной на всю голову Антон, и есть такой же Некто... Ну и пусть болеют в свое удовольствие.

                        Доброе утро!
                        Антон я лично еще не дошел до состояния, когда типа «не читал - но осуждаю»!
                        Так что для меня лично на данном этапе - это фамилии признанных историков средневековья. Если не ошибаюсь оба французы.
                        Увы этого мало доя достойной дискуссии. request
                      4. +3
                        29 января 2023 06:54
                        Привет, Влад!
                        Извини, это я так, брюзжу...
                        Лично твои знания во многих областях исторической науки достойны уважения. Как и знания других камрадов. Просто наши интересы располагаются в разных секторах.
                    2. 0
                      29 января 2023 10:02
                      а кто такой Эсташ Дестан?

                      Вы хотели сказать Дешан (Eustache Deschamps)?
                      De mon cœur et corps vous étrenne,
                      Tout vous doing à cette journée
                      Et pour être mieux étrennée
                      Bon an, bon jour et bonne étrenne,
                      Ma dame, vous soit hui donnée
                      Au commencement de l’année

                      Чистосердечные объятья
                      Вам пусть грядущий день несёт.
                      Грядущий день, грядущий год
                      Для Вас пусть счастье принесёт
                      На много-много лет вперёд

                      Правда перевод, на мой взгляд, крайне вольный, но идея сохранена.
                      1. +1
                        29 января 2023 18:13
                        Да, именно он.
                        Мне очень нравится "Прощай, Париж!" Причем есть двв перевода, но мне больше зашел тот, который нашел в книге Ру.
                      2. +1
                        29 января 2023 19:20
                        Ради интереса попытался найти в продаже его ПСС в десяти томах и не нашел. Предлагают только отдельные тома.
                      3. +1
                        29 января 2023 20:31
                        Кстати, пока искал Дестана, попал на одну книгу, которая, учитывая упоминание Симоны Ру, могла бы Вас заинтересовать. Йохан Хейзинга. Осень средневековья.
                      4. +1
                        29 января 2023 21:02
                        Уже да! Уже читал. Хейзинга считается основоположником исторической психологии.
                      5. +1
                        29 января 2023 21:08
                        Я пока еще не углублялся настолько в поэзию Высокого Средневековья, но хочу заметить, что в отличии от "аквитанского периода", бытовые мелочи она описывает великолепно.
    3. +1
      30 января 2023 01:28
      Цитата: 3x3zsave
      мои познания ограничиваются восхищением красотой цуб

      Для начала почитайте Баженова, всю трилогию о мечах. Для развлечения - Хорева. Еще есть труд про оформление японского холодного оружия, автора не помню. В котором еще есть глава "черти, демоны, европейцы". Поищу название завтра.
  4. +2
    28 января 2023 09:03
    Доброе утро всем! )))
    Суббота...
    А вот наш Сергей Владимирович (Фил) -- трудится. Японец непременно подумал бы:

    Печален зимний день
    Редкие снежинки улетают,
    Как мои мысли...

    Это я над собой слегка прикололась -- редкие мысли... Люблю Японию! Вакидзаси, катана -- давно знакомые названия по книгам о Зоне отчуждения Припяти. А ещё страшное непальское кукри...
    Весь этот японский мир кажется таким хрупким, ненадёжным и в то же время крайне устойчивым.
    1. +9
      28 января 2023 09:08
      Лучик играет в шестнадцати гранях стакана,
      Солнце над Фудзи встает,
      Сильно болит голова...(с)
      1. +7
        28 января 2023 10:03
        hi Приветствую, Антон.
        А ну скорее, друзья!
        Пойдём по свежему снегу бродить,
        Пока не свалимся с ног.
        ***
        Иней его укрыл,
        Стелит постель ему ветер...
        Брошенное дитя.
        (с) laughing
        1. +1
          28 января 2023 21:17
          Да-да. Джек Лондон, "Клондайский цикл".
          1. +2
            28 января 2023 21:55
            Как ни странно это Басе. Просто зимняя тема, не все же о весне, лете и осени... smile
            Но при желании можно найти откровенно "похмельные" хокку...
      2. +8
        28 января 2023 12:04
        Сильно болит голова.
        Когда в жаркий лондонский вечер к нам на джин заглянула подруга супруги- японка, ушло две бутылки годного WhitleyNeill на двоих леди, пока я с работы пришел. Принес третью, и японка на ломаном алкоголем английском жаловалась, что не может выйти замуж за европейца (ввиду наличия отсутствия желающих), а муж-японец никогда не согласится с ее свободолюбием- скорее повесится. Само собой сложилось
        Супруга спит вуматень
        Крепок английский джин
        Прощай родная Аматерасу...
        Как-то вспомнилось laughing тем более что она говорила, что корнями из самурайского сословия.
        1. +5
          28 января 2023 12:25
          ушло две бутылки годного WhitleyNeill на двоих леди,
          Лилия и сакура - сестры на век!)))
          1. +5
            28 января 2023 12:39
            Лилия и сакура - сестры на век!)

            В триединстве\братстве с цветком липы yes
      3. +4
        29 января 2023 16:53
        Бережно грабли кладу
        Перед дверью соседа -
        -Ошибкам учиться хочу!
    2. +6
      28 января 2023 12:04
      Вакидзаси, катана -- давно знакомые названия
      Васаби хрена не слаще!
      1. +5
        28 января 2023 12:11
        Васаби хрена не слаще!
        А саке воняет сивухой yes !
        1. +3
          28 января 2023 12:27
          Не пробовал. Из всякой алкогольной экзотики мне китайское пиво зашло.
          1. +3
            28 января 2023 12:42
            Не пробовал.
            Не рекомендую- гадость редкостная. Малясовка бабы Глаши с села Мухолюбовка превосходит любой саке по букету и прочей органолептике yes .
            китайское пиво
            Tsingtao? Его варят по немецким технологиям на чешском оборудовании.
            1. +3
              28 января 2023 13:01
              Это не делает его плохим. Кстати, каталонское Estrella тоже понравилось, хоть я и не любитель светлых сортов.
              1. +3
                28 января 2023 13:10
                Это не делает его плохим
                Наоборот, это делает его хорошим. Знакомый китаец говорил, что в целом ситуация с пивом в Китае аховая- пиво ниже среднего в основном.
                А самое лучшее, что пивал-( выборка из 28 стран Европы)- словенское Union. Это просто необьяснимо.
                каталонское Estrella
                Испанский лагер Madri очень неплох и популярен в Англии.
                1. +2
                  28 января 2023 13:22
                  Мне львовское очень нравилось, в Питере одна из продуктовых сетей им торговала.
                  1. +1
                    28 января 2023 13:30
                    Мне львовское очень нравилось
                    Львивське- неплохое, но прибалта таким не удивишь- среднее даже по латвийским меркам.
    3. +2
      28 января 2023 12:44
      Цитата: депрессант
      А вот наш Сергей Владимирович (Фил) -- трудится.

      *Сокол и Ястреб, немедленно прекратите засорять эфир!А между прочим,Ястреб,41-й размер не у Анзора,а у меня.Как поняли?*(с) laughing
      Людмила Яковлевна,сей факт мало кому интересен,право. bully
      Лучше по теме.
      1. +2
        28 января 2023 15:22
        Ловко задвинута в угол wassat )))
        Стою, изображаю японскую ширму, за которой прячется сундук с боевым костюмчиком ниндзя.
        1. +1
          28 января 2023 18:10
          Ловко задвинута в угол
          Вот так появилась "Сонька - Золотая Ручка"!)))
    4. +1
      29 января 2023 16:49
      Весь этот японский мир кажется таким хрупким, ненадёжным и в то же время крайне устойчивым.
      Людмила Яковлевна, был там 2 раза, осталось стойкое ощущение, что вернулся в СССР 1980 года, в разгар застоя.
  5. +6
    28 января 2023 09:17
    Было же время, носили шпангенхельмы как все нормальные люди. И мечи ранние похожи на сасанидские и аварские
    Нет же , понасмотрелись аниме всякого и началась тысячелетняя эпоха извращений.
    1. +3
      28 января 2023 11:48
      Стремена, кстати, тоже привычной формы, а не то, во что они позже трансформировались.
      1. +2
        28 января 2023 20:04
        По всей видимости это усовершенствование стремени произошло когда самураи стали снимать гэта (или дзори) прежде чем разместиться в седле...
        1. +2
          28 января 2023 20:14
          Нет, Борисыч. Просто в Японии не получила развития тенденция "тяжеловооруженный всадник", характерная для всего Евразийского континента.
          1. +2
            28 января 2023 20:38
            "Гэта", Борисыч, ну в силу моего понимания, это просто обувь. "Дзори" - парадная обувь. А то что ты представил на фото, это, на мой взгляд, кольчугированные "таби". Как назывались расположеннные выше наголенники и наколенник, даже спорить не буду, "не знал и забыл".
            1. 0
              29 января 2023 14:00
              "Гэта", Борисыч, ну в силу моего понимания, это просто обувь.

              Просто обувь - это "куцу". А "гэта" - это деревянные сандалии, в отличие от "дзори" - сандалий из рисовой соломы. А то фото, что "Борисыч" вставил, состоит из двух предметов. Защита голени - suneate и защита ступни - tabi yoroi.
              Выступление "Борисыча" - хорошее подтверждение факта того, что Япония для большинства - terra incognita в чем нет ничего удивительного. Как я заметил, тут для многих даже происходящее за окном - сплошная terra incognita.
              1. +1
                29 января 2023 18:51
                тут для многих даже происходящее за окном - сплошная terra incognita.
                Ну, это вобщем-то нормально.
          2. Комментарий был удален.
    2. 0
      30 января 2023 01:25
      Цитата: Engineer
      мечи ранние похожи на сасанидские и аварские

      Все еще хуже. Аланские сабли имеют ту самую "хабаки", или муфту под гардой. Их тоже носили РК вверх. Причем пропажа кузнецов-аланов в 10 веке примерно совпадает с появлением тати-катаны-вакидзаси у японцев. А самые сюрпризы там со структурой (укладом) клинка.
  6. +5
    28 января 2023 10:05
    Огромную роль в завоевании Японии пришельцами с материка – а предки японцев пришли на ее территорию с Алтая, так как японский язык относится к алтайской языковой группе

    Тут автор ввел читателей в заблуждение. Языковая группа носит название алтайской, но включает в себя языки населения Восточной Европы, Северо-Восточной и Центральной Азии и Анатолии. К тому же ученые пока так и не пришли к единому мнению не только о происхождении языков алтайской группы, но и к тому, относить ли к ней японский язык.
    В настоящее время рассматриваются урало-алтайские, полинезийские и китайские источники японского языка.
    Такая же неопределенность имеет место в отношении этногенеза японцев. Очевидно в нем участвовали мигранты из Монголии, Северной Азии, Кореи, Китая, Юго-Восточной Азии и Полинезии. Но единой теории в этом плане пока нет.
  7. +6
    28 января 2023 10:50
    Уже к Х веку сформировалась конструкция первого самурайского доспеха о-ёрой, только вот до нашего времени эти доспехи, увы, не дошли.


    Самый старый из сохранившихся доспехов о-ёрой. Примерно 1160 г.
    1. +4
      28 января 2023 12:06
      Да, есть такой доспех в Токийском музее 12 века, но вот 10-ого все таки нет, нет и 9-ого, а они как, считается именно тогда и сформировались.
  8. 0
    29 января 2023 18:26
    Спасибо за шикарную экскурсию! Прям в другой мир попал !
  9. +1
    29 января 2023 21:18
    Я посмотрел на название и сразу знал кто автор. Без вариантов. В.О. у вас великолепный стиль, даже ваши технические, можно читать как художественные. Побалуйте нас. Напишите про полет США на Луну. Мне так нравится читать тысячи комменнтов. Все закладки, и в долгие зимние вечера.....
    У вас получится, я точно знаю.
  10. +1
    29 января 2023 21:42
    Отличная статья! Спасибо Вячеславу Олеговичу!
  11. 0
    4 февраля 2023 20:37
    Япония в плане оружия много заимствовала из Китая. Китайские доспехи считались лучшими.
    Китайские мечи династий Хань и Тан оказали влияние на эволюцию японских клинков. (Древние японские мечи были обоюдоострыми).



    唐横刀 Тан Хэн дао Танская сабля (катану китайцы тоже к саблям относят, так как однолезвийная и с обухом)
    Лучший меч в китайской истории. Хорошая сталь, особые способы закалки, профиль рубящей части не бритвенный, а ближе к зубилу - колет кость, рубит железо, не бритва, как катана, разумеется.
  12. 0
    6 марта 2023 21:31
    Редкостный сказочник этот Шпаковский