Квадрокоптеры победы

36
Квадрокоптеры победы
Mavic 2 компании DJI. Такие коптеры зачастую определяют исход боя


Спецоперация на Украине показала то, какое огромное значение имеют, казалось бы, невоенные малогабаритные беспилотные летательные аппараты (БПЛА), такие как Mavic производства китайской компании DJI и другие (Phantom, Matrice и т. д.). Эти маленькие аппараты гражданского назначения стали решающим тактическим фактором победы или поражения в бою.



ВСУ, личный состав которых в начальные периоды конфликта был оснащён такими беспилотниками намного лучше, чем части ВС РФ, смогли нанести нашим войскам очень чувствительные потери просто за счёт многократно лучшего владения обстановкой.

Россия на момент начала конфликта не имела на вооружении ничего подобного. Наши войска располагали некоторым количеством БПЛА самолётного типа, такими как «Орлан-10», «Орлан-30», «Форпост», «Тахион» и другими, но служб БПЛА нет ни в ротах, ни в батальонах, они начинаются на уровне бригад и выше, и фактически наша армия пришла на спецоперацию слепой на низовом уровне организации.

К тому же потери больших «птиц» оказались весьма высокими.

В условиях назревающего военного поражения и бури недовольства внизу, командование ВС РФ допустило гражданских волонтёров до передачи квадрокоптеров в воинские подразделения, сняло бюрократические преграды на пути их централизованных закупок, осуществило таковые, и сегодня по оснащённости коптерами основная масса наших подразделений как минимум не уступает ВСУ.

Однако радоваться рано.

Существует масса проблем, связанных с поставкой и применением коптеров, замалчивать которые больше нельзя.

В этой статье будут озвучены некоторые из них, те, которые требуют либо немедленных решений, либо немедленного начала работ по созданию задела на будущее – последнее не менее важно, чем спецоперация на Украине, потому что в будущем нам маячат риски, с которыми мы не справимся, если останемся с коммерческими БПЛА.

И если не начать нужную работу сейчас, то можно просто не успеть.

Волонтёрские поставки и единые стандарты


Первым и очень важным вопросом является то, в каком виде коптеры поставляются на фронт.

Обычно даже у маленького беспилотника есть транспондер, который позволяет кому угодно с соответствующим оборудованием (т. н. «аэроскоп», например) определить и факт наличия «гражданского» БПЛА рядом, и его фактические координаты, а самое главное – координаты оператора.

Помимо транспондера, есть уязвимости программного обеспечения (отключаемые), позволяющие противнику подавить дрон, есть световая сигнализация, делающая его заметным в темноте, есть режимы работы, на которых дрон является заметным источником электромагнитного излучения.

Этого можно избежать.

В силу этих причин, квадрокоптер необходимо в обязательном порядке перепрограммировать перед тем, как он попадёт на передовую.

И точно так же необходимо тщательно подбирать планшеты или смартфоны, с которых они управляются, правильно заводить учётные записи на коптер.

В настоящее время никаких общепринятых стандартов в подготовке дронов нет.

Чаще всего волонтёры просто передают их в войска, и, счастье, если пользователь слышал обо всём вышеперечисленном.

В России также немало волонтёрских организаций, более-менее упорядочивающих процесс передачи беспилотников, например, МОО «Вече» массово доставляет их в войска, а, допустим, компания Владислава Лобаева «Lobaev Arms» занимается модернизацией ПО коптеров.

Есть и другие группы и специалисты, способные перепрограммировать беспилотник для передовой.

Особняком стоит «Координационный центр помощи Новороссии», КЦПН, и вот почему. Беспилотники там дают вместе с обучением операторов.

Последнее очень важно, коптер на войне существует не сам по себе, это элемент военной организации, а значит необходимо и включение его в эту организацию, и соответствующая тактика применения. Корме того, ВСУ добились немалого успеха в охоте именно на операторов коптеров, и сегодня для них требуется специальная подготовка.

Нужна она и для того, чтобы мгновенно определить факт работы по дрону украинских средств РЭБ и вовремя принять контрмеры (об их содержании по понятным причинам умолчим).


Инструктор с пультом управления коптером на БТР в ходе учебного процесса. Фото: КЦПН

В базовый курс подготовки КЦПН, помимо основ эксплуатации БПЛА, обычно входит работа со сторонними приложениями, обеспечивающими коммуникацию на фронте, основы РЭБ, основы РЭР, артиллерийская и топографическая подготовка, а также навыки по самостоятельной модернизации дрона, в том числе с использованием систем сброса.


Сборка системы сброса с коптера. Фото: КЦПН

Каждый курс дорабатывается, учитывая потребности обучающихся. После обучения инструкторы делятся актуальной информацией о настройках БПЛА с обучающимися, оперативно оповещая фронт о новых способах подавления БПЛА и противодействия этому.

КЦПН имеет группу инструкторов, в том числе с боевым опытом, способных обучать большое количество людей, и эти инструкторы работают в полную силу.

Второе, что важно, это работа с софтом – на смартфонах или планшетах стоит только безопасное программное обеспечение, проверенное в боях, каждый беспилотник имеет свою «учётку» для того, чтобы не стать работоспособной единицей в руках противника в случае захвата (дроны, «прошитые» в КЦПН, при захвате ВСУ годны только на запчасти, их нельзя использовать как комплектные).

При модернизации перед передачей в войска каждый борт настраивается в зависимости от потребностей рода войск и под боевые задачи конкретного оператора.

Объективно сегодня именно стандарты КЦПН являются тем, к чему стоит стремиться всем, кто именно готовит дроны к работе на передовой, а не просто их передаёт в войска.


Идёт обучение. Фото: КЦПН

Даже если некоторая структура технически не имеет возможности проводить обучение, то правильная модернизация ПО для коптера и средств управления (смартфон, планшет) обязательны.

Всем тем, кто занимается подготовкой коптеров к СВО, пора начать координировать друг с другом свои действия с технической точки зрения, этот момент настал.

Не показывая пальцем ни на кого, скажем, что гонка за количеством здесь хороша только до тех пор, пока не вступает в противоречие с качеством, потому что от последнего зависят и жизнь оператора, и исход боя, и исход войны, в конечном счёте.

Крайне нехорошие прецеденты насчёт качества уже, к сожалению, были.

Участники процесса подготовки коптеров должны придти к единому уровню своей работы как можно быстрее, и взять за образец «уровень» КЦПН – оптимальное решение, просто хотя бы для того, чтобы не «изобретать велосипед».

Ради нашей общей победы всем, кто готовит «Мавики» и им подобную технику к боям, пора объединяться.

Проблема софта


Вторым важнейшим вопросом является получение доступа к «ядру» программного обеспечения применяемых импортных дронов.

Выживаемость коптера и время его вывода в район боевого применения очень сильно зависят от его лётно-технических характеристик. А они у современных коптеров ограниченны программно.

Увы, но ПО закрыто, устранить программные блокировки простыми и доступными средствами нельзя. Крамольная мысль, которая сильно не понравится поставщикам этих БПЛА, но её надо озвучить – нужен доступ к коду.

Сделать это намного сложнее, чем написать.

Производители тщательно хранят свои секреты, более того, обновление ПО может в некоторых случаях требовать электронной цифровой подписи, и даже не одной, что осложнит задачу на много порядков.

Вообще говоря, в принципе, нет гарантии того, что получение такого доступа возможно.
Но он необходим – сторона, которая сможет регулировать ограниченные программно парамётры дронов, получит серьёзное качественное преимущество над той, которая такой возможности не имеет.

Пока вопрос открыт – сложность задачи невероятная, с другой стороны – никто это толком делать не пробовал.

Нужно аккуратно, не оглашая идущую работу, а особенно её результаты (если они будут), попытаться получить необходимую информацию. Кто-то должен взять это на себя.

Организационный вопрос


Коптеры – это средства разведки и корректировки артогня на очень небольшую глубину. Теоретически для артиллерии бригады или дивизии, не говоря уже о командовании корпусом, нужны средства с большей дальностью, которую может обеспечить только машина с крыльями.

Да и командирам батальонных групп или даже батальонов со своей артиллерией тоже нужны именно такие машины.

Тот же КЦПН пытается таковую сделать, но пока ещё летают единичные экземпляры.
Отечественный оборонно-промышленный комплекс, увы, с требуемыми объёмами не справляется, хотя беспилотники и производятся, и даже вроде бы (но это не точно) в растущих масштабах.

Могут ли здесь помочь волонтёрские организации?

Вопрос многогранный.

С одной стороны, есть ограниченный, но положительный опыт КЦПН с БПЛА самолётного типа.

Есть опыт ВСУ, которые превращали в самолёты-снаряды китайские коммерческие беспилотники самолётного типа с крыльями, а значит – могли и во что-то другое превратить.

Есть китайские производители разнообразных коммерческих беспилотников с крыльями, с полезной нагрузкой в десятки и даже сотни килограмм, из которых можно было бы построить и военный аппарат, установив соответствующую нагрузку и заменив систему управления на что-то с достаточной защищённостью.

Есть в свободной продаже комплектующие, хоть и не топовые по параметрам.

То есть с организационной и технической точек зрения, «слагаемые успеха» есть.

Чего не хватает?

И вот тут у нас открывается другая сторона.

Во-первых, не хватает денег. Это дорого, несоизмеримо дороже коптеров, и дело здесь не только в цене летательного аппарата (хотя и в ней тоже).

Коптер и всё необходимое для него несёт один человек, он же им управляет.

Для «птицы», способной нести, например, пятьдесят килограмм разведывательной аппаратуры, нужно намного больше, как людей, так и оборудования, транспорта и ещё много чего. А это деньги.

И, как обычно, есть и «во-вторых».

Что если спонсоры, желающие сделать так, чтобы подразделение Российской армии не ждали, когда им щедрой рукой «отсыпят» стандартных «Орланов», а получали всё сразу, как, например, цифровые радиостанции, возьмут и профинансируют проект развёртывания производства своих «партизанских» крылатых беспилотников или переоборудование китайских? Получится ли что-то из этого?

Сегодня – нет.

Проблема в следующем. Под условный «Мавик» не обязательно вводить новые штаты, управлять им может боец или сам командир взвода или роты. Под машину с крыльями сразу же нужна служба беспилотной авиации, штатные единицы и должности, которые можно включить в зарплатную ведомость, и так далее. А вопросы организационно-штатной структуры у нас проходят через Генштаб.

А это значит, что для массы частей Российской армии, включая все вновь формируемые «мотострелковые полки территориальной обороны» (де-факто пехота без тяжёлого оружия и транспорта), должны получить через ГШ штаты, в которых наличие службы БПЛА было бы предусмотрено.

Для понимания сложности вопроса – в одной из сформированных за несколько лет до начала специальной военной операции танковых дивизий службы БПЛА нет до сих пор, что стоило дивизии очень больших потерь после февраля 2022.

С тех пор воз и ныне там, правда, эрзац-службу командованию дивизии сформировать удалось, во главе аж с целым сержантом (на дивизию!) и коптерами вместо «птичек», без того, чтобы получить новое штатное расписание, но волей кого-то из вышестоящих офицеров сейчас этот сержант уже дома, а что там будет с беспилотниками – не совсем понятно.

В новых же пеших «мотострелковых» полках ситуация зачастую ещё хуже.

Без упрощения формирования в составе частей и подразделений новых штатных единиц, задача придания войскам БПЛА более-менее большой дальности окажется нерешаемой – их можно будет иметь только там, где они когда-то давно оказались «разрешены» организационно-штатной структурой, и более нигде. И не важно, нужны они будут или нет, их не будет, и всё.


Китайский гражданский грузовой БПЛА грузоподъёмностью до 150 кг. Фото: uavstar.com


Запуск китайского гражданского транспортного беспилотника с нагрузкой до 150 кг. Такие БПЛА имеют и военное применение, при некоторых доработках.

Что-то с этим всем решить через ГШ за срок, исчисляемый хотя бы месяцами, а не годами, у нас сегодня невозможно. Да и за годы может оказаться невозможно. Это должно быть изменено каким-то способом. Проблему нашей костной и неповоротливой структуры надо решать, и решать быстро.

Немного о будущем


Нельзя успокаивать себя тем фактом, что сейчас «Мавиков», «Фантомов», «Матриц» и тому подобных аппаратов стало более-менее хватать в слаженных и давно воюющих частях.

Надо понимать отчётливо две вещи.

Первая – всё это отдано на милость КНР, случись отношениям с Китаем чуть-чуть «остыть», и со всеми этими коптерами могут начаться проблемы любых масштабов, вплоть до нерешаемых.

Вторая – вне связи с позицией Китая, в столкновении с НАТО или страной, в него входящей, или с любой страной, имеющей технические возможности, сравнимые со средними по НАТО, вся эта невоенная, по сути, техника просто не будет работать.

России край нужно и резко увеличить производство обычных, «больших» беспилотников, и наладить производство коптеров, которые можно было бы использовать, начиная с уровня отделения и выше – во взводах, ротах и батальонах (в последнем случае – плюсом к машинам с крыльями).

Кроме того, как было показано в статье «Как подготовиться к будущей войне, а не к прошлой», маленькие БПЛА будут уничтожаться технически развитым противником просто в огромных количествах, и наши враги технически к этому уже готовы.

Это означает, как и было ранее сказано, что коптер станет расходником, что неизбежно потребует его удешевления. Которое невозможно без некоторого если не упрощения, то, так скажем, огрубления конструкции и оптимизации тактико-технических характеристик.

Но самое главное – конструкция должна быть отечественной, отечественным же должно быть и программное обеспечение.

Здесь всё будет сложно.

Во-первых, на текущий момент никакие комплектующие для коптеров в России не производятся.

Во-вторых, нет своей элементной базы. Для коптеров это вопрос серьёзный, от того, сколько весит управляющая электроника, зависят их лётно-технические характеристики. Пример дронов от DJI здесь как раз очень показателен, по утверждению некоторых специалистов, компания частично использует заказную элементную базу, разработанную специально, под заказ.

То же самое относится и к оптике – те камеры, которые используют китайцы на своих коптерах, в условиях России невоспроизводимы.

Россия не сможет в достаточно быстром темпе восполнить свои пробелы в производстве комплектующих, кроме того, при проектировании собственных коптеров придётся изначально использовать только те компоненты, которые имеют аналоги, относительно свободно обращающиеся на мировом рынке, и на последующее импортозамещение которых когда-то в будущем есть хоть какие-то шансы.

На сегодня есть немало примеров попыток собрать отечественный коптер. Чтобы раньше времени не светить участников процесса, приведём только один пример – аппарат от ZALA, разработка которого началась ещё в 2021 году.

Попытка, с одной стороны, не самая удачная.

Но, во-первых, нужно начинать хотя бы сборку любых коптеров у себя, просто, чтобы стартовать, имея в планах (не в мечтах и пиар-кампаниях, а именно в проработанных планах) хотя бы частичную локализацию в будущем.

А во-вторых, чтобы на этих неудачных и громоздких дронах начать отрабатывать то, что в войне с более развитым в сравнении с Украиной противником будет критически важным – закрытую связь и собственное программное обеспечение.

С ПО, кстати, тоже всё не просто, на «Армии-2022» ZALA озвучила максимальную скорость своего коптера в 30 км/ч, что однозначно говорит об использовании какого-то доступного в качестве свободного ПО автопилота. То есть своего ПО нет.


Zala 421-24 в последнем варианте на «Армии-2022».

Над этим надо начинать работать срочно и, возможно, совместно с работами по «доступу» к ПО DJI.

Надёжное и полностью собственное ПО важно ещё и потому, что с любым развитым противником мы столкнёмся ещё и с кибервойной, с «боевым хакингом», причём в масштабах, которые мы просто не можем сейчас представить. К этому тоже нужно быть готовыми заранее.

Отдельный вопрос для работы – связь. Помимо того, что это должен быть защищённый канал, связь должна ещё и быть максимально скрытной, грубо говоря, противник должен быть неспособен установить и сам факт передачи сигнала с дрона куда-то.

Технически это вполне реализуемо, более того, на отечественных крылатых машинах похожие принципы управления уже используются.

Есть смысл исследовать датчики облучения, которые могли бы быть на самом коптере, и систему лазерной подсветки, в том числе съёмную, но все подобные дооснащения будут допустимы только при приемлемости цены – изделие должно быть дешёвым и массовым.

Вывод


В целом пора уже формулировать требования к коптеру будущего, причём с учётом наших экономических и технологических реалий. Момент для этого, так скажем, уже давно настал.

Обществу и государству давно пора начать воспринимать коптеры не как сиюминутную проблему, которую можно решить закупками коммерческой техники в Китае, а как серьёзный вопрос, требующий своей, отдельной стратегии развития.

И если развёртывание их массового производства под силу только государственным или крупным коммерческим структурам, то ряд узкоспециальных вещей: типа отработки концепции такого аппарата или части работ по программному обеспечению – вполне могут взять на себя и небольшие компании, и стартапы, и даже волонтёрские организации.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    27 января 2023 05:20
    Толково. Но ряда логических же несостыковок автор не избежал.
    1) Мавиков у нас не было. И не будет - автор дальше же написал четко, почему - ГРАЖДАНСКАЯ МОДЕЛЬ. Априори с "дырками" в защите.
    2) Вопросом о передаче кода никто не занимался. И не займутся. Какая вообще вменяемая спецслужба подмахнет разрешение на передачу на сторону ПО, позволяющего неподконтрольно стране-производителю использовать против тебя же твое оборудование - для разведки, например, и диверсий?!
    3) Ну опять же ближняя/средняя зона. Не будет чуть дальше десятка км. коптеров. Потому как самолетная схема в воздухе дольше держаться будет. Это вам и время, и параметры зоны контроля. Тут немного в другую сторону махать надо - БПЛА любого типа - РАСХОДНИК!!! Как кстати и батарейки, которые отчего-то не поставляют сотнями кило, а они много куда идут... Считайте их патронами нового типа. БПЛА, соответственно - снарядами. И там дело не в том "ждать пока отсыпят Орланов" - их еще и резервом обеспечить надо, это не один раз выдал - и на всю жизнь.
    Кстати, отдельно изумило, мол, Орлан возить, много весит... Арта пешкарусом ездит?
    А так - все по делу. Но опять - все верно, с теми же штатными единицами - это как бы не подольше будет, чем производство раскрутить... И вновь - как его раскрутишь, пока нет госзаказа? А какой госзаказ, коль они по штату не предусмотрены? Вот и происходит все - в инициативном порядке.
    1. +6
      27 января 2023 08:36
      КЦПН молодцы, пока чиновники не дотянулись.
      А главная уязвимость это отсутствие своего "железа". Проги ребята пишут, апгрейдят коптеры на неуязвимость от РЭБ, но своего нет. Завтра Си надоест СВО, он нам одним решением наступит сапогом на горло.
      1. +5
        27 января 2023 13:40
        Меня сильно удивляет позиция МО! belay армии требуется БПЛА, их полезность они проспали! Ну ладно, не ошибается то кто не чего не делает request сегодня понятно что вещь крайне нужная! Волонтеры работают и тащут их в войска, почему МО не берёт этот поток по контроль? Оно должно создавать центры по адаптации их для войск, готовить спецов, создавать штаты и стараться с помощью волонтеров (коль сами не способны, по тоже не понятной причине) насыщать войска тем что сегодня доступно! sad а МО судя по всему просто отстранилась от вопроса не закрывая проблему! am
        1. -1
          28 января 2023 07:14
          Думаю они просто боятся этим заниматься на официальном уровне, так как иначе вообще все каналы поставок прикроют. Если разобрать любой мавик, то окажется что там американский ЦП, сделанный на Тайване, память из Южной Кореи, силовая электроника японская, датчики швейцарские, камера от шведов и т.д, а от китайцев только корпус, текстолит, ПО, батарея и сборка, соответственно сейчас МО лучше стоять в стороне и не провоцировать давление на китайцев.
    2. +4
      27 января 2023 11:31
      Цитата: Bingo
      А так - все по делу. Но опять - все верно, с теми же штатными единицами - это как бы не подольше будет, чем производство раскрутить... И вновь - как его раскрутишь, пока нет госзаказа? А какой госзаказ, коль они по штату не предусмотрены? Вот и происходит все - в инициативном порядке

      Может начать надо с заскорузлого ГШ, который не видит дальше своего носа, который не думает не то-что на перспективу, но и на данное время. И видно не только не думают но и не понимают сути происходящего. Понимают рядовые, почему в ГШ этого не понимают? Вопрос, конечно, чисто риторический. Просто господа засиделись на своих местах.
  2. +4
    27 января 2023 05:26
    Особняком стоит «Координационный центр помощи Новороссии», КЦПН,

    —-Спасибо автору за развернутый системный обзор темы, и Координационному Центру за инициативу в обучении.

    —-Чем занимаются научные роты МО в Технополисах если не проблемами разведки, наблюдения и связи?
    1. 0
      28 января 2023 14:52
      Какая разница чем занимаются если МО ничего современного не закупают?
      Все беспилотники начиная с Орланов, заканчивая ударными Орионами разработаны ещё при Сердюкове, но ничего почти не закупали.
      До 70 летних дедов уже не переучишь
  3. +1
    27 января 2023 06:17
    При сегодняшних возможностях наверно можно съёмный модуль направленной связи с ориентацией антенны на антенну
    1. +1
      27 января 2023 12:31
      Там есть другое решение, но о нём в статье специально не пишется.
  4. +1
    27 января 2023 09:50
    Не знаю, кто в данном конфликте и что приобретет, но 404е потеряют людей и территории, а Китай приобретет новые рынки сбыта и финансов.
  5. -4
    27 января 2023 10:05
    Статья грамотная!!! good drinks
    Костность Генштаба и МО решается на ура раз плюнуть - была бы политическая воля Верховного wassat tongue
    Поставить перед входом в их здания висельницы, заготовить с десяток именных Указов Президента о повешении в качестве исключения о моратории о смертной казни - только что бы фамилии вписать - и дать срок -100 дней tongue Мигом все наладится, была бы политическая воля! good
    1. +2
      27 января 2023 17:19
      А ее нет никакой. И, ИМХО, не предвидится в ближайшем будущем.Так что воевать нашему низовому звену придется вслепую. И как сдвинуть эту кучу бездарей с места,непонятно. Увы... fool
    2. 0
      28 января 2023 14:53
      У главы Ростеха суперяхту в Испании арестовали, а его даже не уволили.
      Какая воля
  6. -5
    27 января 2023 10:29
    "В условиях назревающего военного поражения" - эта фраза будет посильнее Фауста Гете!
    Как вообще ядерная держава может проиграть войну чубатым папуасам не имеющим ни ядерного оружия, ни флота, ни стратегической ударной авиации??
    1. +12
      27 января 2023 12:32
      Как вообще ядерная держава может проиграть войну чубатым папуасам не имеющим ни ядерного оружия, ни флота, ни стратегической ударной авиации??


      Как в Афганистане в своё время. Как в Чечне в 1996.
      Как другая, ещё более мощная ядерная держава во Вьетнаме в 1973.
      Скакать не надо, думать головой надо.
    2. +4
      27 января 2023 12:43
      Цитата: chebman
      Как вообще ядерная держава может проиграть войну чубатым папуасам не имеющим ни ядерного оружия, ни флота, ни стратегической ударной авиации??

      Очень просто, ожидая "переговорного процесса" и идя на "жесты доброй воли" ... Для применения ТЯО, нужно иметь "железные яйца", т.к. применять его против РОПа с 15-20 бойцами или 2-х танков и 5 БМП смысла особого нет.
      Все мосты и транспортные узлы находятся в городах, значить бить нужно по городам с соответствующими жертвами среди мирного населения и реакцией мирового сообщества. Нужно понимать, что это также негативно воспримут Индия, Китай, Пакистан, которые имеются неурегулированные конфликты между собой и для которых применение ТЯО будет являться очень неприятным прецедентом.
    3. +4
      27 января 2023 17:16
      Цитата: chebman
      Как вообще ядерная держава может проиграть войну чубатым папуасам не имеющим ни ядерного оружия, ни флота, ни стратегической ударной авиации?

      США - Вьетнам и еще несколько конфликтов
      СССР - Афганистан, после развалился
      Россия - первая чеченская
      ЮАР - проигрыш в войне в Анголе, полное ядерное разоружение
      Китай - проигрыш в войне с Вьетнамом
      1. +2
        28 января 2023 09:42
        Цитата: ColdWind
        США - Вьетнам и еще несколько конфликтов
        СССР - Афганистан, после развалился
        Россия - первая чеченская
        ЮАР - проигрыш в войне в Анголе, полное ядерное разоружение
        Китай - проигрыш в войне с Вьетнамом

        Почему-то в этом списке все про Францию забывают - в 1960 году Франция стала ядерной державой, а в 1962 году проиграла Войну за независимость Алжира.
        Кстати, Алжир по конституции Франции был не колонией, а ее неотъемлемой провинцией.
    4. -1
      27 января 2023 18:54
      Цитата: chebman
      "В условиях назревающего военного поражения" - эта фраза будет посильнее Фауста Гете!
      Как вообще ядерная держава может проиграть войну чубатым папуасам не имеющим ни ядерного оружия, ни флота, ни стратегической ударной авиации??

      В 1991 году проиграл же СССР холодную войну без единого выстрела... и сейчас Россия имеет все шансы проиграть... пока не станут вешать предателей хотя бы из руководсвта высшего ... чтобы другим не повадно было... самый страшный враг - внутри нас
  7. +2
    27 января 2023 11:18
    Под условный «Мавик» не обязательно вводить новые штаты, управлять им может боец или сам командир взвода или роты.

    А вот Мурз из того самого КЦПН считает, что командир и оператор БПЛА должны быть двумя разными штатными единицами. А если БПЛА используется для корректировки, то к ним должен быть добавлен и третий человек.
    Командиры подразделений сами летают, сами, как могут, корректируют арту, сами, параллельно, управляют боем. А, по-хорошему, это должны быть три разных человека в группе управления, как у нас в батальоне. Оператор БПЛА, который занимается только тем, чтобы квадрик правильно отлетал и вернулся, офицер-артиллерист, который стоит у него за плечом и, глядя на изображение, даёт в рацию корректуры или сразу поправки в прицел своим коллегам, и руководящий боем командир батальона или его заместитель, который отдаёт по своей рации приказы - кому куда бежать и кому куда стрелять. То есть руководит боем и думает только о руководстве боем, а не о том, что вот сейчас надо бы машину оттянуть чуть назад от цели, посмотреть, не повылазили ли укропы из укрытий, пострелять по коптеру. Вот как выглядит нормальная работа коптера-корректировщика в бою. И да, помимо него часто в том же бою дополнительно используются "миньки", DJI Mavic 2 Mini, поднимаемые пехотными офицерами в интересах "заглянуть в ближайший укропский окоп" для пехоты). Заставлять оператора во всех тонкостях изучать работу арткорректировщика или, ещё круче, отращивать у командира подразделения два полноценных дополнительных скилла - корректировщика и оператора БПЛА, конечно, можно. Но, в случае выбывания по какой-то причине такого универсального специалиста, вы теряете сразу два или три функционала, поэтому гораздо эффективнее, при наличии свободного времени у специалистов, учить отдельных дополнительных людей - отдельно командиров, отдельно арткорректировщиков и отдельно операторов БПЛА.

    Для понимания сложности вопроса – в одной из сформированных за несколько лет до начала специальной военной операции танковых дивизий службы БПЛА нет до сих пор, что стоило дивизии очень больших потерь после февраля 2022.

    О да... помню я этот пост Мурза. Про людей, породивших на свет адскую зубастую акулу - слепую и с вечным насморком - потому что БПЛА в дивизии не было по штату. И вообще про милые особенности БТВ, типа регулярного отсутствия ВВ в ДЗ на начало боевых действий.
    1. +1
      27 января 2023 12:33
      Понятно, что есть некий идеал, но если нет штатной единицы, то Мавик можно вручить бойцу.
      А орланоподобную "птицу" нельзя.
  8. +1
    27 января 2023 15:25
    Меня удивляет другое.Как все эти генералы из генштаба с ихними миллионными зарплатами,мундирами от Юдашкина и звёздами в килограмм золота не могли разглядеть потенциал детского квадрокоптера? Тем более что им воюют уже много лет.Разогнать дормоедов нахрен.
    1. 0
      28 января 2023 16:46
      Этим генералом под 70 лет, они Айфон не освоят, какие беспилотники.
      Вся властная вертикаль формируется на своих, а непрофессионалах, никого не разгонишь
  9. 0
    27 января 2023 18:52
    Dgi mini 2 шикарная вещь . На 100м не слышно не видно. Отпускал на 10 км . Батарея на полчаса . 3 батареи в комплекте с чаджером . Сам возвращался при низкой батареи . Гонял на нем на охоте . Отдал на войну ...отлётал две недели . Полторы тыщи денег.
    1. 0
      27 января 2023 19:09
      Имею такой. На 10 км не тянет. На 800 м уже с трудом передаёт сигнал.
  10. 0
    27 января 2023 21:39
    Цитата: Eroma
    Меня сильно удивляет позиция МО! belay армии требуется БПЛА, их полезность они проспали! Ну ладно, не ошибается то кто не чего не делает request сегодня понятно что вещь крайне нужная! Волонтеры работают и тащут их в войска, почему МО не берёт этот поток по контроль? Оно должно создавать центры по адаптации их для войск, готовить спецов, создавать штаты и стараться с помощью волонтеров (коль сами не способны, по тоже не понятной причине) насыщать войска тем что сегодня доступно! sad а МО судя по всему просто отстранилась от вопроса не закрывая проблему! am


    - Сложно это всё, начинать с начала - думать, вникать, согласовывать....
    Куда проще было раньше - пошивать пару раз в год новые мундиры, крутиться в них перед зеркалом , заниматься повышением уровня своей жизни....
  11. 0
    27 января 2023 21:49
    Насчет штаток:
    К примеру в академии Жуковского (при министерстве обороны) есть факультет который готовит с 2015 года специалистов в области беспилотной авиации.
    Факультет осуществляет подготовку квалифицированных офицеров по специальностям:
    1. Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга. Квалификация – инженер.
    2. Робототехника военного и специального назначения. Квалификация – инженер.
    и специализациям:
    1. Эксплуатация наземных средств воздушной разведки. Квалификация – инженер.
    2. Эксплуатация наземных средств и систем комплексов с беспилотными летательными аппаратами. Квалификация – инженер.
    3. Эксплуатация комплексов с беспилотными летательными аппаратами. Квалификация – инженер.

    Так что, штатки есть, другое дело, что нет толковой концепции применения БПЛА. Мы просто пока не знаем, что нам НАДО и чего мы хотим от беспилотников. А софт(исходники) и украсть можно, ну или купить версию и развивать её.
  12. +2
    27 января 2023 21:57
    Цитата: VladMirU
    А ее нет никакой. И, ИМХО, не предвидится в ближайшем будущем.Так что воевать нашему низовому звену придется вслепую. И как сдвинуть эту кучу бездарей с места,непонятно. Увы... fool


    - Главная российская Беда - никуда не делась.... Только обрасла невообразимой Спесью ! По части надувания щек - мы впереди планеты всей....
    1. 0
      28 января 2023 23:24
      Кто то переживает, что на саммиты больше не приглашают. А остальное пох.
  13. 0
    27 января 2023 22:38
    Цитата: Сарычев Н.
    Насчет штаток:
    К примеру в академии Жуковского (при министерстве обороны) есть факультет который готовит с 2015 года специалистов в области беспилотной авиации.
    Факультет осуществляет подготовку квалифицированных офицеров по специальностям:
    1. Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга. Квалификация – инженер.
    2. Робототехника военного и специального назначения. Квалификация – инженер.
    и специализациям:
    1. Эксплуатация наземных средств воздушной разведки. Квалификация – инженер.
    2. Эксплуатация наземных средств и систем комплексов с беспилотными летательными аппаратами. Квалификация – инженер.
    3. Эксплуатация комплексов с беспилотными летательными аппаратами. Квалификация – инженер.

    Так что, штатки есть, другое дело, что нет толковой концепции применения БПЛА. Мы просто пока не знаем, что нам НАДО и чего мы хотим от беспилотников. А софт(исходники) и украсть можно, ну или купить версию и развивать её.


    - .... то что есть, это Хорошо ! Если это не порождает неоправданных иллюзий... В мире уже определились (давно) - что нужно от БПЛА.
  14. -1
    27 января 2023 22:50
    А почему нет управляемых дирижаблей, которые могли бы зависать над противником на большой высоте и очень длительное время... вместо шумных "газонокосилок".....
    1. 0
      28 января 2023 00:05
      Есть, но у них очень ограниченная применяемость, на войне - околонулевая
  15. 0
    28 января 2023 14:48
    Вывод-Шойгу не виноват, а виноваты неведомые силы и никто за провал с БПЛа на ответит
    1. 0
      28 января 2023 23:26
      Ты охотника и рыбака не трожь. Он в тайге чабрец искать умеет.
  16. 0
    31 января 2023 10:18
    И по делу, и не очень. Автор зациклился вокруг китайских БПЛА. Но что мешает покупать не готовые БПЛА, а покупать компоненты, и уже собирать дроны у нас? Да, дольше, зато можно решить ряд проблем, о которых пишет автор. Например, с тем же пресловутым кодом. Например, поставить дополнительный процессор с кодом, написанным именно у нас. Согласен, тут понадобится серьёзная работа, но куда деваться? Иначе так и будем летать на коммерческих дронах, пока противник не научится с ними бороться. А его скоро научат. И не только с помощью РЭБ.

    факт работы по дрону украинских средств РЭБ и вовремя принять контрмеры (об их содержании по понятным причинам умолчим)
    Ну, не смешил бы автор, что ли... У меня на полке стоит книга, купленная в обычном книжном магазине, и называется она "Борьба с беспилотными летательными аппаратами". Там описаны все технические детали: от банального глушения GPS, видеоканала и канала управления заградительными помехами, вплоть до целенаправленной подачи ложных команд. В нынешнее время и радиолюбители могут этим заниматься... Не говоря же о вражеской армии, которой могут просто поставить нужное оборудование.

    Что касается типов БПЛА. Автор справедливо заметил, что нужны и аппараты самолётного типа. И не только из-за дальности, но и нагрузку они поднимают большую. Кроме того, почему-то зациклились все на электротяге. А ведь во фронтовых условиях аппараты с двигателями внутреннего сгорания намного практичнее. Нет проблем с элементами питания. Горючее всегда есть. Другой вопрос, что должны стоять не капризные авиамодельные двигатели, требующие очень специфичного горючего, а простые двухтактники, типа таких, как стоят на мопедах. Кстати, про самолёты. Нет у нас таких птичек:
  17. 0
    31 января 2023 10:33
    Аналогично стоит задача противодействия вражеским дронам. И это не только армейская РЭБ и антидроновые ружья. Нужен целый комплекс мер:
    1.Создание целевого оборудования, которое обнаруживает радиоканалы вражеских дронов, координаты излучателей, и передаёт ложную информацию (команды, картинку, навигационную информацию)
    2.Создание имитаторов работы дронов и их операторов для дезинформации врага и обнаружения вражеской арты
    3.Выделение наблюдателей за воздушным пространством (думаю, уже есть), снабжение их целевым оборудованием (в перспективе)
    4.Создание оборудования, которое отслеживает сами дроны (что-то аналогичное РДС контрбатарейной борьбы), и пеленгаторы для выявления координат вражеских операторов. Кстати, такое оборудование может объединяться с ЗПУ
    5.Подготовка хищных птиц для борьбы с вражескими дронами


    Естественно, нужно совершенствовать тактику и технику использования беспилотников и с нашей стороны:
    1.Вынесенные антенны
    2.Планирование координат и траектории вылета и особенно возвращения дронов, может быть, даже создания мобильных групп специально для разведки
    3.Использование ложных дронов, демонстративные действия
    4.Совместное использование ударных и разведывательных аппаратов
    5.Установка на дроны лазеров для целеуказания управляемым боеприпасам
    6.Создание дронов-истребителей

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»