В МАИ разрабатывается новая система управления для автономных РТК

21
В МАИ разрабатывается новая система управления для автономных РТК
Марсоход Perseverance - пример применения технологии SLAM. Фото NASA


Для создания перспективных робототехнических комплексов разного рода требуется широкий круг разнообразных технологий. Особое значение в этом контексте имеют автономные системы управления, средства технического зрения и т.д. Системы и технологии такого рода разрабатываются рядом отечественных организаций, и к таким работам регулярно присоединяются новые участники. Так, недавно стало известно об очередном подобном проекте, разрабатываемом студентами Московского авиационного института.



Перспективная разработка


В конце декабря пресс-служба МАИ сообщила о разработке нового любопытного проекта. Студент 3 курса института №6 «Аэрокосмический» МАИ Алексей Колтовский создает программный комплекс с функцией автономного управления роботом. Наработки по этому проекту в будущем могут использоваться при создании различных робототехнических систем, в т.ч. космического назначения.

Причиной появления проекта называют необходимость избавления от характерных проблем и ограничений, с которыми сталкиваются космические системы. Так, радиосигнал от Земли до Марса идет порядка 15 минут, и еще столько же времени необходимо для получения ответа. Соответственно, дистанционное управление планетоходом или иной техникой становится практически невозможным. Кроме того, оценка обстановки оператором затрудняется из-за низкого качества пересылаемых фотографий или видеосигнала.

Решением этих проблем, по задумке А. Колтовского, должен стать программный комплекс с функцией автономной навигации и вождения. Современное аппаратное и программное обеспечение позволяют роботу создавать трехмерное представление окружающей обстановки, а также самостоятельно принимать решения и составлять маршрут.

Как сообщается, в настоящее время студент-разработчик занимается созданием программного комплекса с необходимыми функциями и возможностями. При этом уже планируется следующий этап проекта. Весной автор и его коллеги собираются провести первые испытания. В них будет задействована самоходная шестиколесная платформа, которую оснастят средствами управления на основе новых алгоритмов.


Экспериментальный РТК "Маркер", предназначенный для проверки новых технологий. Фото ФПИ

А. Колтовский отмечает, что в случае успеха новые программные средства и технологии из его проекта смогут использоваться при создании различных РТК для решения широкого круга задач. Сам разработчик в первую очередь ориентируется на космическую сферу – именно исследовательские аппараты смогут в полной мере реализовать потенциал новых технологий.

Автономность и упрощение


В публикации пресс-службы МАИ описаны общие принципы работы разрабатываемой системы, ее возможности и преимущества. В целом речь идет об использовании уже известных решений, но с их адаптацией и доработкой под конкретные практические задачи и сферу применения. Так, предлагается сократить номенклатуру используемых приборов и обойтись их минимальным количеством.

С целью упрощения конструкции и ПО предлагается использовать только оптические средства для визуального изучения местности / трассы. Применение акселерометров или иных устройств не предусматривается. Набор камер подключается к компьютеру, который производит необходимые расчеты и выдает команды для исполнительных механизмов.

Комплекс в целом должен работать по технологии «одновременной локализации и построения карты» (Simultaneous Localization And Mapping — SLAM). Компьютер будет получать видеосигнал с камер и, обрабатывая его, составлять карту местности со всеми ее особенностями, в т.ч. с препятствиями. На основе этих данных автоматика будет строить маршрут и решать, каким образом следует преодолевать каждое препятствие.

Программное обеспечение для перспективного комплекса пишется на языке Python. Кроме того, автор использует библиотеки машинного обучения и машинного зрения. Основной задачей на данный момент является оптимизация алгоритмов и используемых наборов данных для снижения потребной вычислительной мощности и одновременного повышения производительности.

А. Колтовский отмечает, что существующая библиотека OpenCV в исходном виде, без оптимизации, способна обрабатывать видеосигнал со скоростью 0,82 кадра в секунду. Оптимизация алгоритмов позволяет поднять производительность до 8-10 кадров в секунду.


"Маркер" на колесном шасси. Фото ФПИ

В целом технология SLAM имеет значительные перспективы и уже демонстрировала свои возможности на практике. Так, марсоход Perseverance американского агентства NASA определяет препятствия в т.ч. за счет оптических средств. Обработка фото и видео с созданием трехмерных карт местности позволила увеличить допустимую скорость движения с 20 м/ч до 120 м/ч – в шесть раз.

Отмечается, что подобный проект является уникальным для российской науки. Задачи создания программных комплексов для автономных систем управления на основе SLAM и их адаптация под относительно маломощные вычислительные платформы в нашей стране пока не решались. Таким образом, студенческий проект имеет, как минимум, историческое значение.

На фоне отрасли


В последние годы в нашей стране было создано большое количество разнообразных наземных РТК с разными функциями и возможностями. Часть таких систем даже дошла до практической эксплуатации в разных структурах и ведомствах. В частности, широкую известность получили роботы нескольких типов для армии. При этом развитие отрасли и разработка новых проектов не прекращаются. Кроме того, силами разных организаций и энтузиастов создается научно-технологическая база для следующих проектов.

Одной из главных задач отрасли на данный момент является создание автономных систем управления, способных осуществлять вождение в разных условиях, перемещаться по заданному маршруту или самостоятельно преодолевать препятствия. Для решения таких задач используются различные приборы т.н. технического зрения и бортовые компьютеры со специальным ПО.

Стандартный набор датчиков для наземного РТК, обеспечивающий самостоятельное вождение, включает камеры и лидары, а также, в некоторых случаях, ультразвуковые или радиолокационные датчики. Все эти приборы собирают данные, которые компьютер объединяет в трехмерную карту местности, пригодную для ориентирования. Кроме того, к карте местности добавляются данные от средств спутниковой или инерциальной навигации.

Такой способ определения местоположения и отработки маршрута давно показал и подтвердил свой потенциал и возможности. Однако он отличается определенной сложностью и дороговизной с аппаратной точки зрения – в нем используются достаточно сложные и дорогие датчики. Кроме того, приборная часть готового РТК в итоге отличается немалыми габаритами и массой.


Тяжелый инженерный РТК "Проход-1" - при работе часть задач решается автоматикой. Фото ВНИИ "Сигнал"

Новый проект из МАИ предлагает оптимизировать процессы картографирования и последующей навигации на местности. Его главная идея заключается в отказе от всех датчиков за исключением видеокамер с одновременным совершенствованием применяемого ПО. В теории, такой подход вполне выгоден технически и экономически, хотя новая технология и нуждается в отработке и испытаниях.

Проект студента МАИ или аналогичные разработки других авторов представляют интерес в контексте дальнейшего развития РТК для разных задач. Повышение автономности робота при вождении позволяет снизить нагрузку на оператора и обеспечить успешное прохождение маршрута.

Кроме того, появляется возможность создания полностью автономных систем для работы в сложных условиях, в т.ч. при невозможности использования управления по радио. Разработчик новой системы указывает, что это пригодится при освоении космоса. Однако работа для автономных машин найдется и на Земле.

Повод для оптимизма


Проект системы управления от студента МАИ пока находится на стадии разработки, но уже ожидаются испытания с использованием опытной наземной платформы. Практическая проверка новых технологий пройдет весной, и тогда станет понятно, насколько удачным является новый проект. Тогда же можно будет дать ему оценку и определить реальную ценность для отрасли.

Справится ли опытный РТК и его система управления с предстоящими проверками, неизвестно. Однако уже сейчас этот проект показывает, что теперь – благодаря прогрессу и наличию необходимых наработок – созданием перспективных технологий могут заниматься не только крупные организации, но и энтузиасты или студенты. И вполне возможно, что такие проекты в будущем окажут заметное влияние на развитие отрасли в целом.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    30 января 2023 04:49
    Всё только разрабатывается...

    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    1. +2
      30 января 2023 08:14
      Студента надо проверить.. на политическую грамотность... а то сейчас в него вложат знания и средства, а он в Верхний Ларс. Вокруг одни враги.
  2. +3
    30 января 2023 05:58
    Работать на перспективу надо. Даже если прямо сейчас применение под вопросом.
    1. +4
      30 января 2023 10:57
      Цитата: Владимир_2У
      Работать на перспективу надо

      Надо, кто спорит?
      Только кончится такая работа как обычно. Купят нечто на Али, покажут гаранту и запишут себе в актив. Все! Профит.
  3. +7
    30 января 2023 06:10
    любопытного проекта. Студент 3 курса института №6 «Аэрокосмический» МАИ

    Студенты 3 курса, а особенно 2 могут разрабатывать такие проекты, что только диву даешься. Лично я на 2 курсе на кафедре физики разрабатывал установку по формированию шаровой молнии в лабораторных условиях. Кое что мне сделал на заводе отец. А кое какой аппаратуры на кафедре не было. Но в СССР существовала сеть магазинов "Салон приборы", в которых можно было купить некоторые приборы. Я сходил в такой магазин, получил счет, написал заявку, зав.кафедрой ее подписал, но сказал, что бы к гл.бухгалтеру института я шел сам.
    Я пошел. Главбух, увидев цифру, завопил на пол.института: "Если каждый студент из СНО будет тратить такие деньги на всякую * (ерунду), то никто не получит стипендии. При этом он совершил ошибку, не выгнав меня сразу. Я принялся ему объяснять, что если я изобрету в стенах нашего института шаровую молнию, то это поставит нашу "альму матерь" на один уровень с Кебриджем или Оксфордом, после чего обалдевший главбух заявку подписал и в догонку прошептал: "Главное институт не сожги".
    Шаровую молнию я не изобрел. А после того, как устроил в лаборатории КЗ и испортил несколько приборов, был из нее с позором изгнан. После чего пошел заниматься изобретательством на другую кафедру. wassat lol
    1. Eug
      +3
      30 января 2023 07:59
      Да, Студенческое Научное Общество - незабываемые воспоминания... помимо совершенно иного общения с преподами, в процессе работы много общения с практиками - лаборантами, инженерами, зав.лабами, т.е людьми, остающимися практически за рамками учебного процесса, но у которых много интересных идей и, как правило, золотые руки...
  4. +6
    30 января 2023 08:21
    Студент 3 курса института
    А дальше учиться он не пробовал? У меня скептическое отношение к подобным вундеркиндам, поскольку имею дело как с ними, так и с нормальными студентами, заканчивающими весь курс обучения. Вот если бы это была тема его диплома - это одно, а так - пиар акция.
    1. 0
      4 февраля 2023 20:17
      В 90-е года на НТС в НИИТП им. Келдыша слушал доклад самородков из МАИ по поводу солнечных батарей с зеркальными концентраторами. Рисунки из журнала Мурзилка. Причем, что интересно, наша инженерная братия восприняла это все всерьез и стала задавать вопросы - стойкость к вибрационным нагрузкам, к акустике, к климатике, к перепадам температур, к работе в вакууме и т.д. Оказалось, что господа из МАИ как-то не учли, что эта "гениальная" конструкция будет выводится на орбиту носителем, который вибрирует, адски громко кричит, а потом доставит изделие в открытый космос.
      Занавес. Аплодисментов не было.
  5. +1
    30 января 2023 09:20
    Обязательно будет быть (Карцев)!!! А Луна и ныне там! За горизонтом! И без нас !
  6. 0
    30 января 2023 11:59
    Аж целый "1 студент института..." sad ну понятно... , и даже это счас для нас большое достижение... ну. ну. , Ждём Нобелевку! При СССР целые НИИ решали такие задачи, да и то не всегда успешно....
    1. +1
      30 января 2023 17:30
      При СССР целые НИИ решали такие задачи, да и то не всегда успешно....

      НИИ в СССР решали множество задач, даже в отделе или лаборатории было несколько задач, а чтобы целый институт занимался одной задачей - такого не было... Во всяком случае в моем НИИ авиации, где я отработал тринадцать лет.
      Что же касается работы студента третьего курса - то я даже обсуждать её не буду... Несерьёзно, ни знаний, ни опыта у него нет от слова"совсем", а значит и никакого практически значимого результата не будет. Какой то опыт разработки студент приобретет - что само по себе хорошо.
  7. Eug
    0
    30 января 2023 13:57
    Возникает ряд вопросов
    1) уже что, научились измерять ускорения с помощью оптики, без механических и радиометрических (ДИСС) приборов, используя лишь оптические средства? Допускаю такое, но нужен внешний источник позиционирования (астроориентатор или направление на спутник, но опять же - время)
    2) как можно управлять МЕХАНИЧЕСКИМ движением без измерения текущих параметров этого движения, а именно ускорений?
    Как исследовательская работа - безусловно нужна, отрицательный инженерный опыт отнюдь не бесполезен, но до практического воплощения, как по мне, далековато.
    Р.S. Это тот самый случай, когда хотелось бы почувствовать себя безнадежно отсталым, и - успехов парню и всему коллективу!
    1. 0
      30 января 2023 15:43
      уже что, научились измерять ускорения с помощью оптики, без механических и радиометрических (ДИСС) приборов, используя лишь оптические средства?
      Лазерный гироскоп Вам в помощь вместе с эффектом Синьяка.
      Как исследовательская работа - безусловно нужна, отрицательный инженерный опыт отнюдь не бесполезен, но до практического воплощения, как по мне, далековато.
      А с этим абсолютно согласен. Только не на третьем курсе этим заниматься надо, а на выпускном.
      1. 0
        30 января 2023 17:24
        На выпускном поздно, там все мысли сексуального характера...
  8. 0
    30 января 2023 15:16
    Новости последних 25 лет:

    - в Роскосмосе разрабатывают обитаемые Лунные станции
    - в ОАК разрабатывают уникальный самолет-транспортник
    - Россия готовит новую, собственную миссию на Венеру
    - ВПК разрабатывает двигатели замкнутого типа для подводных лодок
    - Рогозин заявил, что ВПК разрабатывают высокотехнологичные товары мирового уровня

    итд. Короче, в России все чего-то разрабатывают. Иногда такие разработки удается материализовать с Алиэкпресс :)
  9. +1
    30 января 2023 17:15
    Расскажите ему, кто-нибудь, что Яндекс такси по Москве без водителя перемещаются
  10. 0
    31 января 2023 08:27
    Если этим озаботился студент третьего курса и попал в новость - 30-90% профильных НИИ и КБ нужно отправить на украину саперами, одноразовыми.
    1. 0
      31 января 2023 16:20
      Если этим озаботился студент третьего курса и попал в новость - 30-90% профильных НИИ и КБ нужно отправить на украину саперами, одноразовыми.
      Туда надо отправлять пиарастов, которые раскручивают проект, сделаный на уровне кружка пионеров 60-х годов. Вот когда будет результат, тогда и говорить надо. А пока один бульк в лужу.
  11. 0
    9 марта 2023 20:40
    Изумительная черта российского ВПК это то, что все происходит в будущем времени.Разрабатывается, проектируется , будет принято на вооружение и т.д. и почти ничего в настоящем. Еще бывает в прошлом, т. е. в СССР и не только колоши.
  12. 0
    4 апреля 2023 08:07
    Если разрабатываемый комплекс планируют использовать для движения по МКАД, то возможно одной оптики и хватит, а на грунте небольшому механизму требуется и угол поверхности, и физические характеристики грунта по направлению движения чтобы не свалиться и не буксовать, возможность смены режима независимых регулируемых движителей, да мало-ли. К тому-же такой аппарат только часть общей с орбитальной станцией и командно-измерительным комплексом системы управления, т.е. он может быть только частично автономным ради минимизации объема идущих команд. Одной специализированной программой под камеру тут явно не обойтись.
  13. -1
    26 апреля 2023 10:34
    Наука и технологии12:00, 13 марта 2004
    Гонки роботов в США
    Сегодня в США пройдут гоночные соревнования "Grand Challenge" среди роботов. Дистанция гонок - 320 км от Лос-Анджелеса до Лас-Вегаса, а приз - миллион долларов.

    Для победы роботы должны двигаться со средней скоростью не менее 32 км/час, чтобы преодолеть дистанцию за 10 часов. Роботам придется избегать на пути деревья, автомобили, животных, опоры линий электропередач и преодолевать водные преграды.


    Проект студента МАИ это даже не сегодняшний, а давно уже позавчерашний день для Робототехники....
    То, что он пытается выдать за новинку студенты американских вузов мастерят уже 40 лет да ещё регулярно устраивают многочасовые соревнования на сложных трассах среди десятков моделей, улучшаемых год от года.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»