Military Review

Czechoslovak relative of the Kalashnikov assault rifle - CZ-2000

12
The variety of different variants of the Kalashnikov assault rifle, which has been produced and is being produced in various countries, is striking, this is really where the “people's” weapon. Many well-known weapon companies that create the most varied AK-based weapon models, including those for the civilian market, were no exception. But in this article we will not “go” far abroad, but consider what was created not so far from us, namely in Czechoslovakia (at the time of the start of the design of the weapon). So, let's add to the series of articles about the relatives of the Kalashnikov assault rifle, another one, this time concerning Czechoslovakia, and later the Czech Republic.

It is noteworthy that virtually all countries relating to the Warsaw Pact produced their counterparts of the Kalashnikov as soon as the opportunity allowed. All, but not Czechoslovakia. Possessing a sufficiently powerful skeleton of talented designers, the base and production facilities, this country went against others and used its own weapon, which was of very good quality, and its characteristics were impressive in general for those times. Nevertheless, many say that sooner or later the country had to switch to AK. And it almost happened in 1986 year, when the company finally completed work on a new model based on AK under the cartridge 5,45. In addition to the basic model, a shortened version of the weapon was developed, as well as a lightweight light machine gun, with bipods fortified near the muzzle. Fundamentally, the weapon was absolutely no different from the same Kalashnikov, but there were also differences.

Czechoslovak relative of the Kalashnikov assault rifle - CZ-2000The first thing to note is the presence of a ratchet, thanks to which the weapon was able to fire with a cut-off of three rounds. Here it is necessary to note such an interesting fact that the difference between the models consisted only in the length of the barrels. We will not take the characteristics of a light machine gun, after all an article about machine guns. The barrel length of the full version of the weapon is 382 millimeter. The length of the weapon itself is equal to 615 millimeters with the butt folded and 850 with the unfolded. The weight of the weapon is 3 kilogram. For a compact version of the weapon, the barrel length is 185 millimeters, respectively, the length of this weapon with a folded butt is equal to 675 millimeters and 435 millimeters. The changes also affected the appearance - a weapon that, although it remained the same AK, but it was impossible to confuse it with it.

So, the most striking distinguishing feature was that the LADA automat had two arches on the edges of the rear sight, which protected it from a failure of the settings, which is why you can immediately recognize the weapon, among many other similar samples. It is also interesting that designers managed to further reduce the price of their machine gun in comparison with the Kalashnikov machine gun. Saving on small things and absolutely everywhere where it can be done without sacrificing the accuracy and reliability of weapons, Czechoslovak gunsmiths have once again proved that "penny saves the ruble." However, I would note that not all solutions that were used to reduce the cost of the machine turned out to be successful. So, for example, the absence of at least something covering the slit in which the shutter handle is moving raises doubts about the same reliability of the sample as its famous progenitor. Speaking directly, all the same for reliability in adverse conditions, this weapon loses the AK, although it was done at its base. Those are not the biggest differences that were used in the machine, made it special, but these features are not always positive. Actually there is absolutely nothing surprising in this result of the work of gunsmiths, because they did not create a copy, but their own version of the weapon based on the Kalashnikov assault rifle. This is noticeable even in the rate of fire of the weapon, which in 1,25 is higher than the AK rate of fire.

Fundamentally, LADA automatics is no different from AK, however, in each subtype of a weapon with different barrel lengths there are differences in the design of gas chambers, which was done to reduce the weight and length of the weapon, for some reason, in this case, the designers seemed more important than the unification of these parts in the production. The machine feeds from detachable box stores with a capacity of 30 and 45 cartridges, and can also be powered from a disk store with a capacity of 75 cartridges. It is also interesting that the flame arresters mounted on the weapon are entirely Czechoslovakian development and, to be honest, they are better than AK in all respects, including dimensions.

Due to the fact that the country became a member of the NATO bloc, it was decided not to throw out the LADA weapon complex, but to transfer it from the 5,45 cartridge to the 5,56 cartridge, which was quite successfully done. As a result of this adaptation, the weapon received the designation CZ-2000. If we compare the received version of the weapon with the M16, it also turned out not quite bad. For example, when comparing with the M16А2, a higher accuracy of firing was observed when shooting in automatic mode, although during firing with single shots exactly CZ-2000 lost. This adapted model was intended for his army, as well as for export, but he did not find it as a result of wide distribution, in one case due to budget constraints, and in the other because if someone needed a weapon similar to AK, then bought the original samples, and not its upgraded adaptation for a different cartridge. However, here you can also note that the export version was not a success due to the fact that the market was oversaturated with a variety of AK variants for 5,56 cartridge from different manufacturers, against which CZ-2000 looked very invisible.

As a result of the fact that the weapon did not use absolutely any demand, all work on the CZ-2000 project was stopped in 2007, and the weapon stopped making attempts to break through to the market. So, as it turned out, in order for your version of the weapon to be popular it is not enough just to make it. It is necessary to pay a lot of attention to advertising, to spend money on the initial distribution, so that the same automatic machine will show itself from the best side, and even luck plays a significant role here. This is how this is briefly about the Czechoslovak relative of the Kalashnikov assault rifle, who was never able to make his way into life even in his homeland.
Author:
Photos used:
weaponland.ru
12 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. biglow
    biglow 14 November 2012 11: 35
    +2
    Finishing perfection by removing flaws is always easier than coming up from scratch.
    1. Zynaps
      Zynaps 14 November 2012 23: 47
      +1
      Czech arms are not Asians. Unfortunately, in the post-war USSR they did not appreciate the potential of the Czech arms and did not create weapons together. but in vain. the Czechs always made their own original weapon for our ammunition, and often their weapons were of better quality with the same technology. with the machine Lada exactly the same story. Czechs did what the USSR had to do at the beginning of the war in Afghanistan.
  2. Lucky
    Lucky 14 November 2012 12: 14
    0
    Well, if it's a good thing, then you can’t get away from copying until they copy the 74th, we’ll launch the hundredth series!
    1. Zynaps
      Zynaps 14 November 2012 23: 54
      +4
      Lada was developed in the late 80s. Now this project is closed. the Czechs muddied it as a replacement for their main automatic machine vz.58. I will say more: the Czechs never needed to copy Soviet weapons. Czech arms are older and, without exaggeration, better than Russian. moreover, the Czechs did not destroy their military industry and did not spread rot. they have already launched a new machine for NATO standards and for the Soviet cartridge 7.62x39, which will be better than many competitors. here you need to learn, not hats kidazzo.
  3. AK-47
    AK-47 14 November 2012 12: 44
    0
    Quote: biglow
    Finishing perfection by removing flaws is always easier than coming up from scratch.

    You are not entirely correct. In patent science there is such a term "claims" in it, along with a description of the principle of operation of the device, analogs preceding the invention are given and the differences and advantages are described in great detail. An invention that has no analogue is called "pioneer".
    Kalashnikov (very respected by me) was also not a pioneer in the design of his machine gun, in addition, Hugo Schmeiser was sitting in a cell somewhere nearby. As for the Asians. The Chinese counterpart AK In soles is not suitable for the original.
    1. biglow
      biglow 14 November 2012 13: 07
      +2
      AK-47,
      about Asians, they themselves can not come up with anything and only bring up the models invented in Europe or the United States.
      And about Kalashnikov as much as you can already write about it. He came to the design of his assault rifle in an evolutionary way, he had other weapons as well. But the Germans had nothing to do with it, the first AK models appeared back in 44 ...
      1. AK-47
        AK-47 17 November 2012 12: 36
        0
        Quote: biglow
        He came to the design of his machine gun in an evolutionary way, he also had other weapons

        You agreed with me, not from scratch. SKS-45
      2. AK-47
        AK-47 17 November 2012 13: 46
        0
        And about Kalashnikov, how much can you already write this. He came to the design of his machine gun in an evolutionary way, he also had other weapons

    2. viktorR
      viktorR 14 November 2012 13: 24
      +4
      Zadolbali, honestly, with this Schmeiser. A hundred times already spoken ... It has nothing to do with Kalash Schmeiser, nothing to do with!
  4. Osoka
    Osoka 14 November 2012 17: 14
    +1
    Currently, the army of the Czech Republic is re-equipped with new weapons of its own design and production of the CZ 805 BREN. More information at http://www.armadninoviny.cz/modifikace-cz-805-bren-podle-armadnich-novin.html (everything here is in Czech) or at http://www.czub.cz/en/catalog/ 86-law-enforcement-military / OS-AUT / CZ_805_BREN_A1.
    aspx
  5. Dmitry Desnyansky
    Dmitry Desnyansky 15 November 2012 09: 18
    0
    CZ makes an excellent weapon. I myself own two trunks. 223 rem. and 4,5 PCP
    1. AK-47
      AK-47 17 November 2012 19: 04
      0
      CZ makes an excellent weapon. I myself own two trunks. 223 rem. and 4,5 PCP

      And how do you like it.

Чехословацкий родственник автомата Калашникова - CZ-2000

Многообразие различных вариантов автомата Калашникова, который выпускался и выпускается в различных странах, поражает, вот уж где действительно «народное» оружие. Не стали исключением и многие именитые оружейные компании, которые создают самые различные модели оружия на базе АК, в том числе и для гражданского рынка. Но в данной статье не будем «ехать» далеко заграницу, а рассмотрим то, что было создано не так далеко от нас, а именно в Чехословакии (на момент начала проектирования оружия). Так, добавим к серии статей о родственниках автомата Калашникова еще одну, на этот раз касающуюся Чехословакии, позже Чехии.

Чехословацкий родственник автомата Калашникова - CZ-2000Примечательно то, что фактически все страны, касающиеся Варшавского договора, производили свои аналоги автомата Калашникова, как только позволяла возможность. Все, но не Чехословакия. Обладая достаточно мощным костяком талантливейших конструкторов, базой и производственными мощностями эта страна шла наперекор другим и использовала свое собственное оружие, которое было очень даже неплохого качества, а характеристики так, и вообще были впечатляющими по тем временам. Тем не менее, многие отмечают, что рано или поздно страна должна была перейти на АК. И это почти свершилось в 1986 году, когда компания окончательно завершила работы по новому образцу на базе АК под патрон 5,45. Помимо основного образца был разработан укороченный вариант оружия, а так же легкий ручной пулемет, с сошками, укрепленными недалеко от дульного среза. Принципиально оружие абсолютно ничем не отличалось от все того же автомата Калашникова, однако были и отличия.

Чехословацкий родственник автомата Калашникова - CZ-2000В первую очередь следует отметить наличие храповика, благодаря которому оружие получило возможность ведения огня с отсечкой по три патрона. Тут же нужно отметить такой интересный факт, что между моделями отличия заключались только в длине стволов. Не будем брать характеристики ручного пулемета, все-таки статья об автоматах. Длина ствола полноценной версии оружия составляет 382 миллиметра. При этом длина самого оружия равна 615 миллиметров со сложенным прикладом и 850 с разложенным. Вес оружия составляет 3 килограмма. Для компактного варианте оружия, длина ствола составляет 185 миллиметров, соответственно длина этого оружия со сложенным прикладом равна 675 миллиметрам и 435 миллиметрам. Изменения коснулись и внешнего вида – оружие, которое хоть и осталось тем же АК, но спутать его с ним было невозможно.


Чехословацкий родственник автомата Калашникова - CZ-2000Так, самой яркой отличительной чертой было то, что автомат LADA имел по краям целика две дуги, которые защищали его от сбоя настроек, собственно по этому можно сразу же узнать оружие, среди многих других схожих образцов. Интересно так же и то, что конструкторам удалось еще больше удешевить свой автомат в сравнении с автоматом Калашникова. Экономя на мелочах и абсолютно везде, где это можно сделать без ущерба для точности и надежности оружия чехословацкие оружейники в который раз доказали, что «копейка бережет рубль». Однако, я на бы отметил что, не все решения, которые были применены для снижения стоимости автомата, оказались удачными. Так, например, отсутствие хотя бы чего-нибудь прикрывающего щель, в которой двигается рукоять затвора, вызывает сомнения о такой же надежности образца, как и у его знаменитого прародителя. Если говорить прямо, то все-таки по надежности в неблагоприятных условиях это оружие проигрывает АК, хотя и сделано, на его базе. Те не самые большие отличия, которые были применены в автомате, сделали его особенным, но эти особенности не всегда оказывались положительными. Собственно нет абсолютно ничего удивительного в таком результате работы оружейников, ведь они создавали не копию, а свой вариант оружия на базе автомата Калашникова. Это заметно даже в скорострельности оружия, которая в1,25 выше скорострельности АК.

Чехословацкий родственник автомата Калашникова - CZ-2000Принципиально автоматика LADA ничем не отличается от АК, однако в каждом подвиде оружия с разной длиной ствола имеются различия в конструкции газовых камер, что сделано для сокращения веса и длины оружия, почему-то в данном случае конструкторам этот момент показался боле важным, чем унификация этих деталей при производстве. Питается автомат из отъемных коробчатых магазинов вместимостью 30 и 45 патронов, а так же может питаться из дискового магазина вместимостью 75 патронов. Интересно так же и то, что пламегасители, установленные на оружии являются полностью чехословацкой разработкой и, говоря честно, они лучше чем у АК по всем параметрам, в том числе и по габаритам.

Чехословацкий родственник автомата Калашникова - CZ-2000В связи с тем, что страна стала членом блока НАТО, было решено не выбрасывать комплекс оружия LADA, а перевести его с патрона 5,45 на патрон 5,56, что и было вполне успешно сделано. В результате такой адаптации оружие получило обозначение CZ-2000. Если сравнивать полученный вариант оружия уже с М16, то получилось так же не совсем плохо. Так, например, при сравнении с М16А2 отмечалась более высокая кучность ведения огня при стрельбе в автоматическом режиме, хотя при ведении огня одиночными выстрелами в точности CZ-2000 проигрывал. Этот адаптированный образец предполагался для своей армии, а так же на экспорт, но в результате широкого распространения не нашел, в одном случае из-за бюджетных ограничений, а в другом из-за того, что если кто-то и нуждался в оружии похожем на АК, то покупал оригинальные образцы, а не его модернизированные адаптации под другой патрон. Впрочем, тут можно еще отметить и то, что экспортный вариант не пользовался успехом из-за того, что рынок был перенасыщен самыми разными вариантами АК под патрон 5,56 от разных производителей, на фоне которых CZ-2000 выглядел очень незаметным.

Чехословацкий родственник автомата Калашникова - CZ-2000В результате того, что оружие не пользовалось абсолютно никаким спросом, все работы по проекту CZ-2000 были остановлены в 2007 году, и оружие перестало совершать попытки пробиться на рынок. Так что, как оказалось, для того чтобы твой вариант оружия пользовался популярностью мало просто его сделать. Нужно немало внимания уделить рекламе, затратить средства на начальное распространении, чтобы тот же автомат себя зарекомендовал с лучшей стороны, да и везение тут играет далеко не самую последнюю роль. Вот так вот кратко о чехословацком родственнике автомата Калашникова, который так и не смог пробить себе дорогу в жизнь даже у себя на Родине.
Автор: Карасик Кирилл

Использованы фотографии: weaponland.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 12
  1. biglow 14 ноября 2012 11:35
    Доводить до совершенства ,убирая недостатки всегда легче,чем придумать с нуля.Все азитаты об этом знают
    biglow
    1. Zynaps 14 ноября 2012 23:47
      чешская оружейка - не азиаты. к сожалению, в послевоенном СССР не оценили потенциал чешской оружейки и не стали создавать оружие совместно. а зря. чехи всегда делали своё, оригинальное оружие под наши боеприпасы, и зачастую их оружие было лучшего качества при одинаковой технологичности. с автоматом Lada точно та же история. чехи сделали то, что в СССР надо было делать в начале войны в Афганистане.
      Zynaps
  2. Везучий 14 ноября 2012 12:14
    Ну если хорошая вешь, тогда нельзя уйти от копирования, пока они 74 тый копирую мы сотую серию запустим!
    Везучий
    1. Zynaps 14 ноября 2012 23:54
      Lada была разработана в конце 80-х. теперь этот проект закрыт. чехи его замутили в качестве замены своему основному автомату vz.58. скажу больше: у чехов никогда не было надобности в копировании советских образцов оружия. чешская оружейка старше и, без преувеличения, получше российской. тем более, что чехи свой военпром не разрушали и не гнобили. у них уже сейчас выпущен новый автомат под стандарты НАТО и под советский патрон 7.62х39, который будет получше многих конкурентов. тут учиться надо, а не шапками кидаццо.
      Zynaps
  3. AK-47 14 ноября 2012 12:44
    Цитата: biglow
    Доводить до совершенства ,убирая недостатки всегда легче,чем придумать с нуля.Все азитаты об этом знают

    Вы не совсем правы. В патентоведении есть такой термин "формула изобретения" в ней наряду с описанием принципа действия устройства приводятся аналоги предшествующие изобретению и очень подробно описываются отличия и преимущества. Изобретение не имеющее аналога называется "пионерским" .
    Калашников (очень мною уважаемый) тоже не был пионером в области проектирования своего автомата, кроме того Хуго Шмайсер сидел в камере где-то рядом. Насчет азиатов. Китайский аналог АК В подметки не годится оригиналу.
    AK-47
    1. biglow 14 ноября 2012 13:07
      AK-47,
      про азиатов ,они сами ничего не могут придумать и только доводят придуманные в европе или сша образцы.
      А про калашникова сколько можно уже это писать.К конструкции своего автомата он пришел эволюционным путем ,у него были и другие образцы оружия .А немцы тут вовсе не причем ,первые образцы АК появились еще в 44 году ...
      biglow
      1. AK-47 17 ноября 2012 12:36
        Цитата: biglow
        К конструкции своего автомата он пришел эволюционным путем ,у него были и другие образцы оружия

        Вы со мною согласились, не с нуля. СКС-45
        AK-47
      2. AK-47 17 ноября 2012 13:46
        А про калашникова сколько можно уже это писать.К конструкции своего автомата он пришел эволюционным путем ,у него были и другие образцы оружия

        AK-47
    2. viktorR 14 ноября 2012 13:24
      Задолбали, честно, с этим Шмайсером. Сто раз уже говорено переговорено... Не причем к калашу шмайсер, не причем!
  4. Осока 14 ноября 2012 17:14
    В настоящее время армия чешской республики перевооружается новым оружием собственной конструкции и производства CZ 805 BREN. Подробнее на http://www.armadninoviny.cz/modifikace-cz-805-bren-podle-armadnich-novin.html (здесь всё на чешском языке) или на http://www.czub.cz/en/catalog/86-law-enforcement-military/OS-AUT/CZ_805_BREN_A1.
    aspx
    Осока
  5. Дмитрий Деснянский 15 ноября 2012 09:18
    СZ делает отличное оружие. Сам являюсь владельцем двух стволов. 223 rem. и 4,5 PCP
    1. AK-47 17 ноября 2012 19:04
      СZ делает отличное оружие. Сам являюсь владельцем двух стволов. 223 rem. и 4,5 PCP

      А как Вам это.
      AK-47

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня