Почему флот России должен рыдать от провала военной программы США?

56
Мы снова о литоральной программе ВМС США, в которой, судя по всему, открыт последний кингстон. Многим интересно, а причем тут наш флот, но увы, придется окинуть взглядом ситуацию полностью.

Лично мне так кажется, что этот кингстон был открыт еще в 2021 году, когда бывший USS «Freedom» был отбуксирован с военно-морской базы Сан-Диего в Военно-морской центр обслуживания неактивных кораблей.



Почему флот России должен рыдать от провала военной программы США?
На снимке: "Фридом" тащат в отстойник для списанных кораблей


«Freedom»


Вообще у кораблей, попавших в один из отстойников этого центра выбор дальнейшего пути вроде бы есть. Продажа иностранным военным, передача судна в дар в качестве музея или мемориала, демонтаж и утилизация, затопление в рамках программы искусственного зарифления или использование в качестве судна-мишени...


Некоторым везет, и они уходят на долгосрочную консервацию и поддерживаются с минимальным обслуживанием (контроль влажности, борьба с коррозией, наблюдение за течами и пожарами), и если их потребуется, из снова могут позвать на действительную службу.

Но что-то подсказывает, что литоральные корабли действительно все. А как все начиналось…

Программа LCS ВМС США обещала класс военных кораблей, состоящий их двух разных проектов, которые могли бы нести службу в качестве как легкого фрегата, так и прибрежного патрульного корабля. То есть, все смотрелось разумно: LCS должен был заниматься задачами, на которые гонять эсминец типа «Арли Берк» было бы нерентабельно.

В итоге танцы с бубнами вокруг бюджета закончились тем, чем закончились: как вы помните, в военном ведомстве США не смогли определить, кто лучше, «Freedom» или «Independence» и начали строить оба класса кораблей. Практически сразу.


LCS 1 класса «Freedom» начали строить в 2005 году, сдали флоту в 2008-м. LCS 2 класса «Independence» пошел в постройку в 2006 году, сдали в 2010-м. Планировали построить 32 корабля, по 16 на каждое побережье.

Компания Fincantieri Marinette Marine концерна Lockheed Martin строила суда со стальным корпусом класса «Freedom», а Austal USA отвечала за производство алюминиевых корпусов класса «Independence». Пока корабли строились, для них была разработана концепция применения. Платформа LCS предназначалась для поддержки передового присутствия, морской безопасности, морского контроля и операций сдерживания, а также действий независимо или в составе сетевых сил в «условиях высокой угрозы».

Собственно, замена фрегатов класса «Oliver Hazard Perry», весьма приличных кораблей, которые теперь распроданы по всему миру и служат в других флотах.


Турция, Испания, Тайвань, Австралия, Египет и другие страны эксплуатируют эти корабли. Учитывая, что в строю из 71 построенного корабля (строились с 1977 по 2004 годы) еще 36 кораблей, говорит об определенной прочности проекта.

И вот эти фрегаты и должны были заменить на LCS.

Мы могли наблюдать, как LCS штормовали в океанах претензий и скандалов, связанных с тем, что корабли, мягко говоря, не совсем пригодны для тех задач, которые были озвучены для них. Главной претензией стали постоянные отказы силовых установок, второй проблемой стало вооружение.

Одним из плюсов, который стал минусом и в общем приговорил программу LCS стала модульность вооружения. Ее выдавали за сильнейший технологический ход, дескать, корабль с модульным вооружением при борьбе с пиратами может заменить 12 (!) обычных кораблей (это не я, это Джозеф Данфорд и «Нортроп Грумман» такое выдали в свое время). И одновременно ВМС США потихоньку переписывали инструкции, отменяя старые требования, которые LCS выполнять не могли и придумывая новые боевые задачи… как бы это сказать, попроще.

Изначально казалось, что модульность – это действительно шикарно. Нужен минзаг или тральщик – установили что надо, и корабль пошел. Активность подводных лодок противника – не вопрос. Надо сопроводить конвой в условиях противодействия авиации противника – пожалуйста, модуль ПВО к вашим услугам.

А в базовой комплектации корабли смотрелись в принципе почти безоружными. LCS «Freedom» вооружался 57-мм пушкой Mk.110, пусковой установкой ПВО RAM с 21-й ЗУР RIM-116, и четырьмя 12,7-мм пулемётами. Есть ангар на один вертолёт MH-60 и один вертолёт-БПЛА MQ-8. Есть комплексы постановки помех. «Independence» вооружался так же, но тему хотя бы РЛС от «Фаланкса» воткнули, уже хоть что-то.


Сомнительно, что в такой комплексации корабли могли защитить хотя бы себя. Действительно, единственное, на что они были способны – это расстреливать из пулеметов лодки пиратов из Сомали. Все остальное сильно под сомнением.

Но – модули…

1. Модуль для борьбы с лодками и катерами противника (Anti-Surface warfare module). Две 30-мм автоматических пушки «Бушмастер» в модулях, УВП ракет NLOS-LC (дальность до 25 км), вертолёт МН-60 в штурмовой комплектации и БПЛА, который тоже предполагалось нагрузить по-боевому.

Программа NLOS-LC «не сыграла» и была закрыта вместе с основной программой Future Combat Systems (вой бензопилы), ВМС хотели установить ракету AGM-176 «Griffin», но это смотрелось бредом даже в американских глазах. Что забыла на корабле высокоточная ракета с дальностью действия до 8 км и боевой частью около 6 кг – вопрос. В итоге модуль есть, но…

2. Противолодочный модуль (Anti-Submarine warfare module). Очень многозначителен по содержанию. Включает в себя опускаемую ГАС, буксируемую ГАС Thales CAPTAS-4, буксируемую же радиотехническою систему противодействия AN/SLQ-61. Это обнаружение и частичная защита РЭБ. Оружие? Это вертолёт МН-60S или все тот же беспилотник MQ-8, вооружённые торпедой Mk.54. Все. Плюс модуль как бы до сих пор не готов.

3. Противоминный модуль (Mine clearance module). На бумаге – шедевр. Действительно, система просто великолепная, не дающая минам шанса на жизнь. Системы лазерного обнаружения мин с вертолёта, обмен данных с другими кораблями и береговым центром управления, ГАС для поиска мин, дистанционно управляемый катер для поиска мин со своей ГАС, подводный управляемый аппарат для поиска мин, одноразовые уничтожители мин. Вертолёт оснащался бы не только лазерной системой поиска, но и специальным магнитным тралом. Модуля нет, отдельные компоненты проходили испытания.

4. Десантнно-диверсионный модуль (Irregular warfare and landing module). Один десантный вертолёт, один вертолёт огневой поддержки, десантные лодки для скоростной доставки на берег и, собственно, самих морских пехотинцев. Эта вариация больше подходила под «Индепенденс», у которого в ангаре два вертолета. Плюс часть помещений отводилась под склады вооружения десанта и размещение самого десанта. Модуль не был готов.

В общем, получились корабли водоизмещением больше 3000 тонн, то есть, фактически фрегатного типа, но стоимостью в две трети от стоимости эсминца.

Плюс выяснилось, что замена модуля – это не игра, а работа на 3-4 недели, плюс требовалось наличие специалистов. Если корабль противопиратил в Аденском заливе, например, то получается, что расчеты остальных модулей били бы баклуши на берегу, постепенно разлагаясь от безделия. А гидроакустик в качестве пулеметчика – это тоже глупо.

И получилось так, что модули, которые были воплощены в металле, вдруг оказались установленными навсегда. И через 10 лет после начала реализации программы вице-адмирал Тим Роуден (командующий надводными силами ВМС США) на тот момент, сообщил, что

«Все корабли будут распределены по шести дивизионам. По три дивизиона для класса «Индепенденс» и столько же класса «Фридом». Каждый дивизион будет оснащён своими типами модулей – противоминным, противолодочным и модулем борьбы с катерами и лодками. Каждый дивизион будет отрабатывать только свои задачи – борьба с катерами и лодками, борьба с минами и противолодочная оборона. Сменного экипажа, задача которого работать на модульном вооружении, не будет – экипажи будут сформированы как постоянные. При этом, на каждый корабль будет сформировано по два экипажа, которые будут служить на нём по очереди. Это позволит максимизировать участие кораблей в боевых службах»

Занавес, точнее, пузыри на воде. Два экипажа – это для того, чтобы как можно быстрее выработать ресурс кораблей и списать их. И начать придумывать что-то новое, не такое… продвинутое.

Но денег уже распилили… Впрочем, кто мы такие, чтобы плакать по чужому бюджету? У нас свой не выдержал выставок да конкурсов, так что на американский нам по волнам.

И уже никого не удивляет начало новой программы FFG(X), теперь известную как класс «Constellation», согласно которой флот должен получить до 20 фрегатов этого типа.


Американское флотское руководство считает верным совмещение технических новинок класса LCS и надежности и долговечности класса фрегатов «Оливер Перри».

Правда, по цене (500-600 млн долларов за штуку) и водоизмещению (7200 тонн против 3500 у LCS) класс «Constellation» и больше, и дороже. Но тут сразу понятно, что корабль таких размерностей однозначно будет обладать большей живучестью и боевыми возможностями.

Приговор, как говорится, окончательный и обжалованию не подлежит. Открыть кингстоны!

И уже три из четырех кораблей первой серии («Freedom», «Independence» и «Coronado») уже выведены из эксплуатации. А в текущем году девять литоральных кораблей класса «Freedom» («Forth Worth», «Milwaukee», «Detroit», «Little Rock», «Sioux City», «Wichita», «Billings», «Indianapolis» и «St. Louis» будут выведены из эксплуатации и помещены в резерв. И это несмотря на то, что корабли имеют номинальный срок службы 25 лет.

25 лет оказались просто недостижимым сроком. Только «Forth Worth» (LCS 3) прослужит 12 лет, что станет максимальной цифрой, а «St. Louis» будет снят с активной службы всего через три года эксплуатации.

Вы тоже слышите издевательский хохот? Это польские (бывшие американские «Оливеры Перри») фрегаты «Генерал Казимир Пулавский» (бывший USS «Clark» (1980 года постройки) и «Генерал Тадеуш Костюшко» (бывший USS «Wadsworth» 1978 года постройки) угорают с этого цирка. Находясь, замечу, на плаву и выполняя какие-то задачи.


Сегодня в США адмиралы надувают щеки (совсем как наши), делая вид, что ничего такого не произошло. По словам оборонного специалиста Крейга Хупера

«…первые два судна класса «Freedom» научили флот многому о врожденных проблемах устойчивости и выносливости на платформе Freedom — LCS 1 должен был иметь «дополнения» плавучести к корме, а последующие модели выросли в размерах на хороший процент».

«Военно-морской флот узнал, что форма корпуса, учитывая его вес, требовала много энергии, чтобы выйти на максимальную скорость, и что платформа использовала много топлива. И на опыте LCS 1 и LCS 3 начали выявлять врожденные инженерные недостатки трансмиссии Freedom»

Вот. Бурные аплодисменты. Тут есть чему учиться, глядя в рот и затаив дыхание. Построить полтора десятка дорогущих корыт, чтобы начать изучать их недостатки! Причем, врожденные. Расчеты, предварительный анализ? Да будет вам, на месте разберемся!

В общем, первые четыре литоральных корабля неплохо так послужили испытательными платформами и испытания показали, что программа LCS полное и унылое донное отложение, и корабли пригодны только для разделки на металл и микросхемы. Что и будет сделано в самом ближайшем будущем.

«Я думаю, что одна из самых важных вещей, которые военно-морской флот узнал из опыта испытаний первых четырех моделей LCS, заключалась в том, что флот не так хотел боевую систему класса «Independence», и что операционная платформа «Freedom», основанная на Aegis, лучше соответствовала желаниям флота»— сказал Хупер

Вот так. В итоге оба семейства идут в утиль, потому что продать ЭТО просто нереально.

И если бы это было первый раз… Тут можно вспомнить далекие уже 90-е годы, когда в США ударными темпами строились тральщики «Osprey».


Было сразу построено 12 штук, но потом выяснилось, какое это лютое дно. Из-за особенностей конструкции (проектировщики должны были висеть на реях этих горе-тральщиков) у кораблей данного типа возможно выполнение только одной из двух задач: поиск или траление мин, так как при наличии на борту поискового оборудования отсутствует возможность размещения какого-либо механического минно-трального оборудования.

Ну фактически предтечи модульных литоральных кораблей…

Кстати, половину этих недотральщиков супер-менеджеры флота США смогли за деньги втереть Тайваню, Греции и Египту. Остальные были очень оперативно сданы на слом. Рекордсменом стал USS «Shrike» (MHC-62), прослуживший всего 6 лет.

В итоге эксперимент удался, «Фридомы» идут под нож, а на их место будут строить фрегаты класса «Constellation», которые представляют собой европейский проект фрегата FREMM.


Если это не называется «приплыли», то вообще тогда не совсем понятно, что происходит.

Конечно, какое-то время для отвода глаз американские литоралы еще поизображают что-то такое в прибрежных водах США, а потом тихонько займут свои места в отстойниках, ожидая разделки.

Почему это так касается нас?


Потому что у нас все то же самое, только труба пониже и дым пожиже. То есть, корветы проекта 20386 и патрульные корабли проекта 20160. Модульные.

Да, в начале двухтысячных, когда Россия и США вроде почти стали друзьями, наше флотское руководство с огромным удовольствием посещало Штаты, где и подцепила эту заразу – модульность. С упоением рассказывая потом СМИ, какими крутыми станут российские модульные корабли.

Но Россия не США, бюджеты несколько иные, да и возможности промышленности тоже. Чем нашим так понравилась идея модульного вооружения кораблей, сказать сложно (все всё поняли), но российский флот бросился в яростную пляску на датских и американских граблях, совершенно не глядя на то, что происходит у тех, кто начинал модульные танцы. А датчане к тому времени распихивали куда только можно свои катера.

Сегодня, конечно, мы (кто пишет) умно так рассуждаем, что можно было бы изучить чужой опыт, проанализировать ошибки и так далее. Удивляемся, почему многие наши адмиралы этого не сделали. Да, сегодня, в свете СВО, которая просто лазером подсвечивает проблемы в вооруженных силах России в целом, ни на что не способный флот в частности не вызывает позитива.

Вот датчане, кстати, распродали свои модные катера «Flyvefisken», американцы пускают под нож «Freedom». А что будет с нашим проектом 20160? Немореходным, небыстроходным (16 узлов – это критикуемый «Варяг» в Русско-японскую ходил с такой скоростью), практически безоружным что в плане ПВО, что в плане ударного (контейнерные ПУ для «Калибров» все еще не готовы) вооружения?


Хорошо, что хоть дальше строить не стали. Шесть этих недоразумений будут что-то изображать на парадах, ибо на большее просто не годны. Одно 76-мм орудие и два 14,5-мм пулемета – просто прекрасное вооружение для корабля водоизмещением 1800 тонн. А из списка контейнерных модулей, который будут довооружаться эти чудо-корабли готов пока только контейнерный водолазный колокол. Очень существенно повышающий боеспособность безоружного корабля.

Учитывая, что первый модульный корабль без модулей вошел в строй в 2018 году, комментарии, как говорится, излишни.

Примерно то же самое и модульными корветами проекта 20386, для которых модулей тоже пока нет и которые также нещадно критикуются по многим параметрам. В том числе и в отношении скорости тоже. Плюс стоимость корвета сопоставима со стоимостью фрегата типа «Адмирал Горшков», который представляет собой совсем иную боевую единицу.

Если все-таки изучить неудачный опыт датчан и американцев, то можно сделать определенные выводы:
- в условиях начавшейся войны корабли будут воевать с теми модулями, которые на них установлены. Противник просто не даст времени на замену.
- неустановленные модули, точнее, места их хранения и расположения расчетов станут приоритетными целями для противника.
- модули не успевают за кораблями. Доказано и американцами, и русскими. У американцев вообще шутка бытует, что модули будут готовы на следующий день после списания корабля.


Понимали ли всё это в России, когда начиналось увлечение модульными кораблями? После визитов в США и любованием силой американского флота нашего адмирала Чиркова, начался поворот в кораблестроении. Сменив пост главкома ВМФ на должность главного советника президента ОСК, Чирков начал определенные изменения в кораблестроительной программе.


Именно тогда ВМФ отказался от идеи развития корветов проекта 20380 и 20385, и принял решение строить патрульные корабли проекта 22160. Те самые, модульные, безоружные и неспособные к выполнению минимальных боевых задач (ну совсем как «Фридомы», да) и полукорветы проекта 20386, которые уступали в плане боевых возможностей предшествующему проекту 20385, а по противолодочным возможностям старому корвету проекта 20380.

Зато они были дорогими, что позволяло многое.

В общем и целом, о том, что собой представляют российские модульные корабли, написано очень много и людьми, весьма сведущими в морском деле. Сейчас же остается на повестке дня один вопрос: американцы, устав придумывать, как можно использовать свои литоральные корабли, для которых так и не изготовлены те самые модули вооружений, просто решили их списать и порезать.

Какая судьба ждет их злосчастных коллег в российском флоте? Сомнительно, что наша кораблестроительная промышленность сможет построить новые корабли взамен этих странных созданий. Это американцы напрягутся и выдадут серию своих «Constellation», благо, предок у проекта европейский и уже проверенный в волнах.

И, заметим, без этих модулей.

Что будут делать у нас с уже построенными кораблями вышеуказанных проектов, сказать сложно. Скорее всего, сделав вид (как и американцы), что все идет, как надо, продолжат эксплуатацию. И будут ждать те самые контейнеры под «Калибры». Но в любом случае, пора бы начинать шевелиться, потому что американцы уже начали движение к новым кораблям.

Российский флот в точности повторил все ошибки, сделанные американцами. Вопрос теперь только в том, какова будет реакция, если она вообще будет.

Хотя, конечно, можно и не дергаться. Лет на 20 участия в парадах того же «Быкова» хватит. Но как у классика: Аннушка уже не только купила масло, но и разлила его...
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    30 января 2023 04:58
    Да Роман, модульность без модулей это конечно сила. Бабло победило зло? Нет не зло, бабло победило флот.......
    1. +3
      31 января 2023 14:42
      Не все так как описывает в статье автор. Во-первых 20386 он у нас один и решение о продолжении этой серии нет. Нам бы до конца 20385 освоить. Во-вторых 20160 будет подвергнут модернизации, а новые корабли уже будут со штатным вооружением. Хотя в целом я согласен, что идея модульности для флота практически не выполнима.
  2. +6
    30 января 2023 05:15
    Что это вдруг опять (в тысячный раз) о модулях?
    Неужели о Флоте больше написать нечего...
    1. +5
      30 января 2023 05:38
      Да особо и нечего писать, в основном только корабелы- подводники радуют hi
    2. +3
      30 января 2023 13:57
      Цитата: Doccor18
      Что это вдруг опять (в тысячный раз) о модулях?
      Неужели о Флоте больше написать нечего...

      Ну новость то вообще из США , о том что модульность кончилась . А относительно уродцев 20160 ... ну повозили они модули "Торов" на вертолётных площадках , типа блокаду Одессы обозначили и ... всё - голимый патрульник конробандистов ловить , но ... с такой скоростью и мореходностью ... Им вроде делают контейнеры в БУГАС . Может во втором контейнере погружную ГАС придумают . А вообще то , если придумывать как из них сделать хоть что-то полезное , то стоило бы подумать им на борту "Пакет-НК" и ... вместо ангара вертолётного попробовать установить "Панцирь-М" как у "Каракурта" . Скорость им конечно не прибавить и мореходность не улучшить но хоть шерсти клок с овцы поганой . what Правда модуль "Панцирь-М" стоит 1 млрд. руб ... и "Пакет-НК" стоит денег ... и сама перепланировка ... Но по крайней мере получится какой-никакой корвет БМЗ , на который ещё и вертолёт сесть сможет . Вот только времени на всё это может не хватить ... походу 3-я Мировая уже начинается .
  3. +4
    30 января 2023 05:26
    Самый главный вывод, который надо сделать из вот таких характерных ляпов матрасов, как LCS и F-35 - что нельзя в серию пускать неотработаный проект.
    Хотя, конечно, это дает повод для под...надоевших воплей "хди арматы? Курганцы хди?!" В рифме!
    1. +13
      30 января 2023 12:08
      Самый главный вывод - адмиралов/ манагеров на выстрел Калибра нельзя подпускать к госзаказам, все изгадят, паркетники. Корабли должны проектировать и строить учёные люди, а не удобные "руководители", за Русский флот биться надо, а некому!
      1. +5
        30 января 2023 19:17
        Цитата: Severok
        Корабли должны проектировать и строить учёные люди, а не удобные "руководители", за Русский флот биться надо, а некому!
        Ученые люди проектируют то, что им флот заказал. Раньше были военные НИИ, что теперь не знаю, но если их нет, то кроме адмиралов ТТЗ писать некому.
  4. +3
    30 января 2023 05:54
    Не класса, а типа! Класс - это корвет, фрегат и т.д.
  5. Eug
    +2
    30 января 2023 06:25
    Довооружить модулями ПВО на основе Панциря или Тора (подозреваю, что скоро будет очень актуально), и пусть укрепляют ПВО ВМБ на Черном море. Против морских беспилотников, особенно надводных, думаю, тоже огнестрелом смогут "работать". С подводными, как по мне, сложнее, хотя (по моему "диванному" мышлению) буксируемую ГАС - если есть подходящая по характеристикам - и старый добрый РБУ тоже можно использовать как "модуль", если водоизмещение позволит. А скоростью пренебречь, лишь бы мореходности для Черного моря хватило с такими вариантами "модулей".
    1. +5
      30 января 2023 12:19
      Цитата: Eug
      Довооружить модулями ПВО на основе Панциря или Тора (подозреваю, что скоро будет очень актуально), и пусть укрепляют ПВО ВМБ на Черном море.

      Писали, что с "Тором" та же проблема, что и со старым "Кинжалом" - дальность работы ЗРК меньше дальности пуска управляемого вооружения БПЛА.
      Да и модули у нас только сухопутные. "Купол", конечно, писал, что М2КМ универсален, но проблемы компоновки остаются. Сухопутный "моноблок" имеет ПУ, РЛС и кабину управления в едином модуле, что не есть гут для корабля: большой верхний вес, затенение надстройкой носового сектора, абсолютно не нужная для корабля вращающаяся "башня" модуля.
      Флотская модульность совсем в другом: отдельные модули РЛС, ПУ и кабины управления, которые можно размещать наиболее удобным образом (РЛС - на надстройку или мачту, ПУ - под палубу, кабину управления или её оборудование - тоже под палубу, поближе к БИЦ) и комплектовать ими корабли в различных сочетаниях.
      А у "Панциря" остаётся вопрос по работе РЛС в морских условиях (высокая влажность, водяная пыль).
      Цитата: Eug
      Против морских беспилотников, особенно надводных, думаю, тоже огнестрелом смогут "работать".

      Их ещё найти надо. Судя по фото - РЛ-заметность у них крайне низкая.
      Цитата: Eug
      С подводными, как по мне, сложнее, хотя (по моему "диванному" мышлению) буксируемую ГАС - если есть подходящая по характеристикам

      Вроде бы для 22160 сделали модуль с "Минотавром". Но сделали как всегда - бессмысленно и беспощадно, умудрившись раздуть ГАС до габаритов 40-футового контейнера.
      Цитата: Eug
      А скоростью пренебречь, лишь бы мореходности для Черного моря хватило с такими вариантами "модулей".

      Куда уж больше пренебрегать-то.
  6. +1
    30 января 2023 06:51
    Американская модульность и наша отличаются.Причём очень.Наши под модульностью подрозумевают замену устаревшего однотипного оборудования одного класса на новое.Тоесть,есть определённый объём на корме под пушечный автомат.С всей сопутствующей обвязкой.Орудие устарело.Его блоком изымают и устанавливают блок нового.За неделю-две,а не ставят в док на полгода.Грубо говоря,унификация по размеру для оборудования.Как пример,универсальные пусковые установки для ПКР.С минимальными изменениями могут быть использованы Ониксы,Калибры или Цирконы.И ненадо под каждый тип чегото мудрить.
    1. +4
      30 января 2023 19:48
      Так жизнь научила... Рассказывал товарищ, что на Варяге служил, как вырезали 4 палубы со всеми кабельтрассами, постами и вооружением, чтобы поменять что-то в турбине. Теперь вооружение ставят в носу, а над МТО максимум ангар вертолёта. Вот и модульность подвезли.
  7. +7
    30 января 2023 07:25
    Почему-то подумалось про систему нашего военного образования...
    Военные училища - средне-специальные учреждения, дающие практически все знания для офицерской службы. Далее в академиях эти знания углубляют и расширяют. Но стратегический уровень, а все выпускники военных академий по идее должны быть стратегами, подразумевает прекрасное знание экономики и её законов, т.к. стратегия - это управление ресурсами не в последнюю очередь. Вот с этим у нас в военном образовании слабовато. Коли готовят стратегов, так и надо готовить стратегов, т.е. людей действительно с академическим образованием, с широчайшим кругозором и интеллектом. Возможно, тогда и не будут создаваться подобные "шедевры".
    1. 0
      30 января 2023 09:39
      Какие законы в экономике? Так, наблюдения за поведением потребителя и точный расчёт, т.к. экономика, это, в первую очередь люди, а тут на передний край выходят психологические стереотипы.Закон (научный) объективен и универсален, от субъекта (человека) не зависит, как не зависит ускорение свободного падения от конкретной личности и биологического вида. К примеру, у животных нет экономики и "законы" экономики на них не действуют.
      1. +9
        30 января 2023 09:46
        Вообще-то перевод слова "экономика" - "хозяйство". Что же касается объективности экономических законов, то она проявляется через действия субъектов. Другими словами, действия законов физики не зависят от действия человека, объективность же экономических законов подразумевает наступление конкретного последствия от конкретного действия, т.е. выражается в установлении жёсткой причинно-следственной связи.
    2. +2
      30 января 2023 10:23
      Военные училища - средне-специальные учреждения, дающие практически все знания для офицерской службы.


      Это с какого перепугу у вас военные училища средними стали? lol
      1. +8
        30 января 2023 13:44
        Сам не знаю, бес попутал. Я больше не буду.
  8. +3
    30 января 2023 09:26
    В конце 80-х для патрулирования и конвоирования в Персидском, Аденском заливах, море Альбаран, Южную Атлантику мы гоняли тральщики и эсминцы. В 90-х тральщики с эсминцами кончились, стали гонять БПК.
    У меня вопрос к господину адмиралу Скоморохову..господин адмирал, БПК уже на исходе, ТАВКР Кузнецов еще в ремонте, чем вы планируете защищать экономические интересы России на просторах мирового океана?
    1. +4
      30 января 2023 23:25
      чем вы планируете защищать экономические интересы России на просторах мирового океана?


      А у нас поострее проблемы есть сейчас.
      Вопрос - а что мешало вместо шести 22160 построить в 2016-2021 годах пару корветов? А то ни одного за этот период не заложили.
      Ещё вопрос - а что мешало вместо 20386 (40+ ярдов будет по итогу) и шести 22160 (36 ярдов) построить пятёрку 20380 без сверхдорогого РЛК, с которым их цена ушла за двадцать миллардов?
      Ответ - ничего.
      И да, 22160 непригоден для защиты экономических интересов, вообще.

      Кстати, результативность флота в СВО ещё не заставила Ваш головной мозг выйти из сумрака и заметить, как убоги Ваши кривляния в комментах?
      Или Вам платят за каждый ... мммм ... раз?
      1. +3
        31 января 2023 08:05
        Цитата: timokhin-a-a
        А у нас поострее проблемы есть сейчас.

        Вот именно, по этому и финансы пойдут мимо флота на более востребованные рода войск, а не на корветы!
        Цитата: timokhin-a-a
        а что мешало вместо шести 22160 построить в 2016-2021 годах пару корветов?

        Это не ко мне вопрос, вы же ассенизатором в этой теме подрабатываете, вам и карты в руки! Мне же вполне хватает того что корветы строятся, к стати вопреки утроенными вами по ним поминками!
        Цитата: timokhin-a-a
        результативность флота в СВО

        laughing Саша, не стоит меня считать тем простодушным обывателем, которому вы с успехом вешаете лапшу на уши! Тот Черноморский флот, который вы и ваши поклонники обливаете экскрементами, успешно выполняет задачи по развалу логистики и экономики Украины!
        Цитата: timokhin-a-a
        22160 непригоден для защиты экономических интересов, вообще.

        А кто пригоден?
        Цитата: timokhin-a-a
        как убоги Ваши кривляния в комментах?
        Или Вам платят за каждый ... мммм ... раз?

        bully Конечно платят, не одному же вам с Климовым зарплату в Независимой газете за ваши пасквили получать! К стати, а где Климов? В каких краях теперь?
        1. 0
          1 февраля 2023 08:51
          Вопрос, что помешало вместо Сочи-2014, FIFA-2018 миллиарды потратить на укрепление обороны? Так праздники прошли и Н кто уже их и не помнит, а корабли бы ещё лет 30 служили... Я уж молчу о хранениИ российских денег в тумбочке стран НАТО
          1. +3
            1 февраля 2023 14:18
            Цитата: Михаил Кривопалов
            помешало вместо Сочи-2014, FIFA-2018 миллиарды потратить на укрепление обороны?

            what У вас с обороной проблемы?
            Цитата: Михаил Кривопалов
            Так праздники прошли и Н кто уже их и не помнит, а корабли бы ещё лет 30 служили

            Знавал я времена, Михаил, когда денег на корабли, танки и самолеты не жалели, но почему то это не уберегло страну от гибели!
            Цитата: Михаил Кривопалов
            Я уж молчу о хранениИ российских денег в тумбочке стран НАТО

            И много в тумбочке НАТО российских денег? А если название тумбочки поменять на Покупатель газа и нефти, а деньги назвать выручкой, активами в совместных компаниях и кредитами...???
    2. 0
      31 января 2023 00:45
      Защищать наши рубежи и территории будем крайними озабоченностями.
  9. +9
    30 января 2023 09:47
    Американцы игрались всяким, пока противников и близко не было. Миллиарды сами себя не освоят. Плюс тема вполне в духе времени. Сейчас когда Китай строит по 10+ эсминцев одновременно, игры кончились. Вот Дальний - 5х052DL (каждый на 64 ракеты) на этапе строительства январь 23. Примерно аналогично в Шанхае.


    Собственно сейчас Китай и США уходят в свою лигу по флоту. Остальным не потягаться объективно.
    1. 0
      30 января 2023 14:18
      Одна из ключевых проблем что в программе LCS были 2 абсолютно разных корабля Freedom и Independence. Первый вышел крайне не удачным, его на самом деле хотели отцепить от проекта, но LM пролабировали свой проект. Если бы был только один Independence, то эксперимент завершился бы удачно.
      1. 0
        31 января 2023 07:50
        Цитата: ColdWind
        Одна из ключевых проблем что в программе LCS были 2 абсолютно разных корабля Freedom и Independence

        )))
        Какие-то советские традиции.

        Тут ещё один забавный момент. Американцам настолько осточертели революционные и не имеющие аналогов корабли (ЛКС, Зумволт, Форд), что имеющийся опыт службы "корабельной" части был чуть не главным требованием. Поэтому взяли мерзкий католический ФРЕММ, а не православный то есть протестантский Тип 26, который вроде бы был первым выбором в их ситуации.
    2. -2
      31 января 2023 13:26
      Существует, одна объективная реальность, с которой борются и ставят на первое место по- угрозам, не Китайский надводный флот, а Подводные силы РФ, которые обладают большой мощью. В этом вопросе китайцам рости и рости.
  10. PPD
    +8
    30 января 2023 10:02
    А что будет с нашим проектом 20160?

    Автор, не поясните, что есть проект 20160?
    22160 знаю, а 20160?
    Наверно этот проект ещё спроектируют когда либо.
    Сделан он был для того чтобы не гонять для борьбы с пиратами БПК.
    Причем ошибка у Вас не в одном месте такая.
    Если вы банально не можете назвать правильно проект- о какой флотской тематике вы рассуждать вообще можете.
    Знания подтяните для начала элементарные.
    А то скоро у Вас Абрамс летать как вертолет начнет wassat tongue
  11. +6
    30 января 2023 10:22
    Полностью согласен с автором. Воевать эти самые модульные корабли будут тем, что на них установлено, менять модули в войну нереально. Далее, те, кто служил и служит на кораблях прекрасно понимают, что подготовить экипаж ко всем вариантам комплектования корабля невозможно, та же подготовка к БЗЖ достигается постоянными тренировками, до автоматизма. А если корабль сегодня один, а завтра совсем другой? Как быть?
  12. +1
    30 января 2023 11:22
    Ничего преступного в модульности нет, вопрос в том, что корабль должен быть в принципе под разные задачи одновременно: пло, пво, нападение.
    А вот потом меняя заряды в универсальных пусковых он получит уклон в ту или иную сторону.
    Просто операторы получат в свое распоряжение больше оружия.
    Ставить торы и панцири на корабли может быть не идеально - сухопутные системы не рассчитаны на качку.
    1. +8
      30 января 2023 12:42
      Забыли одно, причем самое основное, людей, экипаж, без него это все просто железо. Как вы себе представляете акустика в роли оператора кругового обзора СНР, командира противолодочника в роли корабля ПВО или тральщика. Требуется слишком диаметрально противоположные навыки и опыт.
    2. +6
      30 января 2023 15:22
      Цитата: dfk-80
      Ничего преступного в модульности нет, вопрос в том, что корабль должен быть в принципе под разные задачи одновременно: пло, пво, нападение.
      А вот потом меняя заряды в универсальных пусковых он получит уклон в ту или иную сторону.
      Просто операторы получат в свое распоряжение больше оружия.

      И получим мы в итоге "Бёрк" или "Тику". Потому как для ПЛО нужны две нормальные ГАС (сколько там "Полином" под себя потребовал? wink ) и пара вертолётов, а для ПВО надстройка или мачта с ФАРами на 360 градусов. Плюс БИЦ.
      1. +3
        30 января 2023 19:21
        Цитата: Alexey RA
        И получим мы в итоге "Бёрк" или "Тику"
        Ну и хорошо. Вообще не понимаю, почему имея шесть десятков Берков штаты возятся с этой мелочью. Берки могут решить все задачи и их много. Эксплуатация дешевле? Так сами кораблики дико дорогие, не отобьются на экономии, скорее всего.
        1. +3
          31 января 2023 07:32
          Цитата: bk0010
          Вообще не понимаю, почему имея шесть десятков Берков штаты возятся с этой мелочью

          1. Эта "мелочь" - один из сильнейших кораблей мира. Я про Констелэйшен, не про ЛКС.
          2. Не все задачи решаются качеством, на многие нужно количество. Прежде всего на крейсирование (с учётом современных реалий). К примеру, захотите вы российские танкеры топить, Берки что ли гонять будете?
          3. Американские корабли, это не новость, имеют склонность расти в цене. Вопрос "какой корабль мы можем получить за миллиард долларов?" всегда уместен, так сказать для калибровки. Половина Берка за треть его цены - нормальная сделка.
    3. 0
      31 января 2023 19:24
      Наверное, Вы не читали Станюковича. От слова "совсем". На каждом корабле каждый матрос в зоне своей ответственности знает каждый клапан, выключатель, трубу, кабель и т.д. И драил это всё до блеска. Командир в белых лайковых перчатках спускался в машинное отделение и мог провести пальцем по любому месту. Наказание за испачканную перчатку было немедленным.
      А вот, представьте себе новый модуль...
  13. +10
    30 января 2023 12:36
    Встает резонны вопрос. Почему люди, принявшие такие решения, допустившие бездарную растрату бюджетных средств, а главное одаренные "пропихивавшие" подобные недоразумения, должности и фамилии их конкретны и известны, до сих пор не КПЗ ФСБ РФ, по ним военной прокуратурой не открыты уголовные дела по статьям саботаж, подрыв обороноспособности страны и огромная растрата бюджетных средств. А, забыл, в наследуемом сословном обществе, при кадровой политике на грани идиотии, на основе кумовства, личной преданности, лжи и криминала, где в отношениях правят бал принципы "своих не сдаем" и круговая порука, а основной критерий оценки деятельности, духовного и материального, не профессионально-деловые качества, личные достижения, а бабло и личные связи, это невозможно.
  14. +7
    30 января 2023 12:36
    Шестерку никчемных патрульников проекта 22160 нужно обратно завернуть в Зеленодольск на модернизацию. Не все еще потеряно. Из них могут получиться корветы средней руки.
    Изначально по проекту планировалась установка на этом корабле перед надстройкой ЗРК ,,Штиль-1,, на 24 ячейки. Но потом почему-то от ЗРК отказались, а помещение под ракетный погреб осталось. Зашили палубу и в помещении сделали спортзал. Сейчвс можно в палубе сделать вырез и вставить туда модуль ,,Штиль-1,, на 12 ячеек и модуль ,,Калибр,, на 8 ячеек. Соответственно с пусковым оборудованием.
    Двлее, за вертолетным ангаром, по бортам, где должны стоять 20-футоаые контейнеры, можно установить две ,,АК-630,, или ,, Дуэты,,. Они просто туда просятся.
    Под аертолетной площадкой, над док-камерой, где должны стоять 40-футовые контейнеры под ракеты, можно установить комплексы ,,Пакет-НК,, на каждый борт и опускаемые ГАС. Далее в корме, на этой же палубе можно установить буксируемую ГАС.
    Вот собственно и вся модернизация. Места под комплексы есть и изменений корпуса корабля не требуется. При этом он по прежнему может выполнять свои разведывательные и дозорные задачи. В своей док-камере он может нести ДШЛ для деликатных операий, а может в ней нести и безэкипажный противоминный катер. Скорость у этого корвета будет более 20 узлов, что не совсем и плохо. Минус в том, что у него не будет бульба и носовой ГАС. Вот такой вот корвет ближней зоны для Черного моря из патрульника можно сделать за не очень большие деньги и относительно быстро.
    1. 0
      30 января 2023 13:38
      А места под размещение операторов дополнительного оборудования хватит? Корабль некрупный. Хотя, в крайнем случае, добавить жилых контейнеров (бытовок), в рабочие места найдётся, где оборудовать.
      1. +1
        30 января 2023 18:04
        Предусмотрено 20 дополнительных мест. По обитаемости, говорят, это лучший корабль.
    2. +3
      30 января 2023 15:47
      Цитата: Vladgar
      Изначально по проекту планировалась установка на этом корабле перед надстройкой ЗРК ,,Штиль-1,, на 24 ячейки. Но потом почему-то от ЗРК отказались, а помещение под ракетный погреб осталось. Зашили палубу и в помещении сделали спортзал. Сейчвс можно в палубе сделать вырез и вставить туда модуль ,,Штиль-1,, на 12 ячеек и модуль ,,Калибр,, на 8 ячеек. Соответственно с пусковым оборудованием.

      Проблема в том, что под УВП-то место есть. А вот что делать с РЛС - непонятно. Куда те же "Орехи" ставить будем?
      Цитата: Vladgar
      Под аертолетной площадкой, над док-камерой, где должны стоять 40-футовые контейнеры под ракеты, можно установить комплексы ,,Пакет-НК,, на каждый борт и опускаемые ГАС. Далее в корме, на этой же палубе можно установить буксируемую ГАС.

      Там место только под 2 контейнера. Одно из которых будет занято "Минотавром".
      А с "Пакетом" есть известная проблема - у него и ПУ тяжёлая, и нагрузки при выстреле значительные.
      Цитата: Vladgar
      В своей док-камере он может нести ДШЛ для деликатных операий

      Ага... очень деликатных - ибо принимать и выпускать ДШЛ можно только в штиль. Иначе она в лацпорт просто не войдёт.
      1. +1
        30 января 2023 18:41
        1. Сейчас ,,Орехи,, уже не ставят. На корветах их нет. На патрульнике стоит РЛС ,,Позитив,, ведет обзор за воздушной и надводной обстановкой, с системой обнаружения и наведения. Можно еще дополнительно разместить РЛС ,,Минерал,, установив на плоскостях башни полотна АФАР.
        2. Под вертолетной площадкой не будет никаких контейнеров. В корме будет стоять нормальная, стационарная буксируемая ГАС. В контейнере ГАС ,,Минотавр,, уже не требуется.
        3. У ,,Пакета,, ПУ не тяжелая. Эти комплексы ПТЗ со всеми их проблемами и нагрузками стоят на корветах. Их хотели ставить даже на ,,Каракурты,,.
        4. С транцевой крышкой в корме имеется конструктивная недоработка. При открытии она фиксируется в горизонтальном положении. При заходе в док-камеру через лацпорт на волнении ДШЛ билась об эту крышку. Десантники набили себе синяков и шишек. Крышку можно поднять выше, в вертикальное положение. Это исправимо. На безэкипажном противоминном катере людей нет. Калечится там некому и катер меньше и ниже. Это дополнительные функции, которые корвету в общем-то не нужны. От них можно и отказаться. Заварить корму и сделать там тех.помещение или кубрик. Все решаемо. Согласимся, что это будет хоть какой-то боец, во всяком случае лучше чем беззубый голубь мира. Корабль не безнадежен.
        1. +3
          30 января 2023 20:19
          1. На корветах нет "Орехов", потому что там другой ЗРК. На всех кораблях со "Штилем" или "Ураганом" есть "Орехи". 2 место для контейнеров именно под вертолётной площадкой, что как бы намекает: или использование вертолёта, или стрельба Калибром. 3. ПУ "Пакета" вовсе не тяжёлая. Просто выстрел производится пороховым зарядом, что требует подкрепление палубы, поэтому" пакет" в контейнере работать не сможет. 4. Эту док камеру вообще убить надо, чтоб не мешала работать "Минотавру" . Одновременно опять таки никак. 5. Экипаж для всего этого? 6. А энергетика корабля потянет все хотелки? РЛС и ГАК будут нормально так потреблять. 7. Судно построено по гражданским стандартам, то есть не предусмотрено дублирование систем. Посудина всего 1800 тон, а Вы в него оружия хотите как в фрегат. "Кораблю" место в БОХРЕ
          1. +1
            31 января 2023 00:40
            Поддерживаю, чутка допилить и прекрасный пскр получится
            1. +1
              31 января 2023 10:23
              Цитата: guerrilla707
              Поддерживаю, чутка допилить и прекрасный пскр получится

              Так 22160 и был исходно ПСКР. Об этом прямо написано в его задачах - охрана территориальных вод, патрулирование 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечение контрабандной и пиратской деятельности, поиск и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологический мониторинг окружающей среды и т.д. Даже когда его отдали флоту, то чисто флотских задач в этом перечне появилось процентов 20.
    3. Комментарий был удален.
    4. +1
      30 января 2023 23:30
      Изначально по проекту планировалась установка на этом корабле перед надстройкой ЗРК ,,Штиль-1,, на 24 ячейки.


      Никогда не планировалась, носовая часть корпуса слишком узкая, УВПУ Штиля туда не помещаются.
      Не надо смотреть на модельки с выставок, к которым приклеели крышечки пусковых к палубе.

      Двлее, за вертолетным ангаром, по бортам, где должны стоять 20-футоаые контейнеры


      Они не по бортам, они под полётной палубой.

      можно установить комплексы ,,Пакет-НК,, на каждый борт


      А палуба отдачу при сработке газогенератора в ТПК СМ-588 выдержит? Вернитесь в реальный мир, пожалуйста.
  15. 0
    30 января 2023 13:19
    Назвать фрегаты "Оливер Перри" хорошими кораблями - это, что такая шутка?))) Кораблик оказался редкостным фуфлом, почему матрасники их быстренько рассовали своим шестеркам. Тут кстати, уже не раз писалось об этом.
    1. +2
      30 января 2023 15:51
      Цитата: ТермиНахТер
      Назвать фрегаты "Оливер Перри" хорошими кораблями - это, что такая шутка?))) Кораблик оказался редкостным фуфлом, почему матрасники их быстренько рассовали своим шестеркам.

      Их рассовали, когда Холодная война кончилась и начались игрища с LCS. А до этого ОХП были становым хребтом ПЛО и ПВО на маршрутах той же Атлантики. Нормальный бюджетный эскортник - дешёвый и массовый.
      1. 0
        8 февраля 2023 00:19
        Одновальный, одновинтовой корабль, который мог выйти из строя по любой причине. Одноканальный ЗРК, способный обстреливать только одну цель. Неудачные обводы корпуса, из - за чего, имел место резкий, очень неприятный хлопок носовой частью на волне. Это только главные недостатки. Могу продолжить.
      2. 0
        2 марта 2023 09:41
        Перри был у них кораблем 2-й, если не 3-й, линии. Отсюда такое расположение универсальной АУ, один вал, и много чего ещё. Берут их, потому что можно взять, электроника отлично изначально.
    2. +2
      30 января 2023 23:31
      Это только в Вашей виртуальной реальности, а в настоящей всё было иначе.
  16. +4
    30 января 2023 13:44
    Главный вывод заключается в том, что воюют сейчас платформы разработанные в 60 -70 х годах. Танки, самолеты, корабли. Все разработанное инженерами конструкторами на основании военного опыта с применением новых технологий - работает и сейчас. А новые решения, что F-35, что модульные корабли - все это только вундер вафли на бумаге. Все возвращается к надежным, отточенным временем системам с привязкой к ним программного обеспечения, систем наведения и прочего необходимого в настоящее время.
    1. +2
      30 января 2023 15:53
      Мы и в ВОВ победили не с самым совершенным оружием, но технологичным, простым в освоении и применении, а поэтому массовым и надежным. Если сравнивать Т-14 и Т-90, то 90% танкистов идущих в бой, предпочтут воевать на 90-х и 72-х. Как и для спецов амеров предпочтителен АКМ а технологичные и более совершенные АР и КХ
  17. +1
    30 января 2023 21:18
    Ну 20160 вполне можно использовать как патрульные суда в интересах Погран.войск или типа того. Много пушек не нужно, взвод морпехов и катер есть где разместить.
  18. +2
    31 января 2023 08:35
    Да ладно вам хаять корабли проекта 22160. Я уверен, что умелый экипаж сможет раскрыть все положительные свойства корабля, о которых рассказывали Чирков, Захаров и их единомышленники. Вот, кстати, их и мобилизовать, составить экипаж 22160 и отправить на СВО.
  19. 0
    4 февраля 2023 21:09
    Кто то до сих пор удивляется чисткам в РККА перед началом войны?Считаю,что сейчас необходимы в разы большие посадки и расстрелы.А,собственно,чему удивляться?И там и тут капитализМ,а потому и системные проблемы одинаковы.