Проект 20386 и санкции за Украину: что с ним всё-таки делать

77
Проект 20386 и санкции за Украину: что с ним всё-таки делать
В центре в форме – действовавший в момент съёмки главком ВМФ адмирал В. Королёв, рядом в гражданском костюме – бывший главком В. Чирков, причастный к началу работ по проекту во время службы, а позже ушедший работать в ОСК. Королёв, кстати, тоже потом туда ушёл. Фото: ЦМКБ «Алмаз»


Назревающие критические проблемы с постройкой боевых кораблей, описанные в статье «Новые корабли в постсанкционную эру. Что мы сможем строить после СВО?» заставляют по-новому взглянуть на пресловутый уже проект 20386, ставший на определённое время настоящим проклятьем отечественного военно-морского строительства.



Для тех, кто заинтересовался вопросом недавно – короткая справка.

Предыстория вопроса


Проект 20386 – это итог маразма ряда деятелей от кораблестроения, на которое наложилось желание других деятелей обязательно ставить на все перспективные корабли радиолокационные комплексы производства АО «Заслон», причём желание это возникло в те времена (2013), когда не было никаких гарантий, что «Заслон» сможет сделать хотя бы неработоспособный комплекс (напомним, что согласно госконтракту на корвет пр. 20385 с полноценно работающим ИБМК «Заслон» корабль должен был быть сдан ВМФ в 2015 году).

Что стало идеей фикс при создании этого корабля?

Желание иметь на нём сменную нагрузку в контейнерах. Причём без каких-либо обоснований с оперативно-тактической точки зрения. Дальше – пошли крутиться, как это называют американцы, «спирали смерти».

Надо контейнеры? Им нужен дополнительный внутренний объём под те же тельферы. Больше объём, больше водоизмещение. Но тогда вырастет осадка, так?

А давайте тогда придадим корпусу «инновационные» обводы. Зачем? А для развития корабельной архитектуры. Они же помогут создать в корме объёмы для контейнеров, ведь проект нуждается в контейнерах. А потом выбрать в качестве энергетики для форсажного хода газовые турбины, чтобы корабль с инновационными обводами был быстрым.

С обводами там после этого, правда, стало всё сложно, настолько, что в этот корпус не врезать дополнительную секцию теперь, даже если будет нужно. В носовой части – для того, чтобы в «инновационные» обводы вписать пусковые установки 3С97 зенитно-ракетного комплекса «Редут» и 100-мм артустановку А-190, пришлось пушку убрать за пусковые по ходу движения корабля и затруднить её полноценное использование в ПВО.

Такая же извращённая логика привела и к появлению на корабле с водоизмещением менее 4 000 тонн вертолётоподъёмника, как на авианосце или тяжёлом атомном ракетном крейсере, и высокой надстройки с большой парусностью, на которой должны были стоять антенные полотна крайне проблемного радиолокационного комплекса.

В прессе можно найти вот такие обвинения (не подтверждённые какими-либо официальными органами, конечно же):

Как же получилось, что, мягко говоря, сырой проект был утвержден к реализации?

Его главным конструктором является контр-адмирал в отставке Игорь Захаров, сын выдающегося ученого-связиста Григория Захарова…
В 2010 году он стал заместителем генерального конструктора Центрального морского конструкторского бюро (ЦМКБ) «Алмаз». А 1 февраля 2013 года Игоря Захарова возвели в должность вице-президента Объединенной судостроительной корпорации, где он курировал управление инвестициями и перспективными проектами. При этом бывший начальник 1-го ЦНИИ остался служить и в «Алмазе».

Большую часть жизни посвятив теоретическим исследованиям в сфере кораблестроения, Игорь Григорьевич решил применить их в практической плоскости – для этого сложились благоприятные условия. Научная работа часто несовместима с конструкторской деятельностью, однако Захаров не смог справиться с собственными амбициями.

Игорь Григорьевич сам сочинил тактико-техническое задание на корвет проекта 20386, от имени ЦМКБ «Алмаз» утвердил его у своего преемника на посту начальника 1-го ЦНИИ (с 1 марта 2012 года – НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ «Военно-морская академия»), а затем подписал у тогдашнего главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова, позже ставшего главным советником президента ОСК.
Так был запущен в работу недееспособный проект боевого корабля, который разбился не о скалы, а о тщеславие своего создателя.

Подробнее – Александр Иванин, «Проворный «Меркурий» споткнулся о тщеславие» (НВО). (Внимание – «Военное обозрение» не имеет ничего общего с автором цитируемого текста и его содержанием, он просто скопирован со стороннего источника).

Изначально необходимость проекта обосновывалась лоббистами вот так:

«Военно-морской флот отказался от корветов-«невидимок» проекта 20385, три из которых – «Гремящий», «Проворный» и «Способный» – собирались построить на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге, сообщил «Известиям» информированный источник в Главкомате флота.
На недавнем совещании в Минобороны с участием представителей Объединенной судостроительной корпорации военные решили достроить по первоначальному плану только «Гремящий», а для остальных разработать новый проект.
«Главное, что нас не устраивает, – это слишком высокая цена и чрезмерное вооружение – крылатые ракеты «Калибр», работающие по морским и наземным целям. Проект 20385 не отвечает требованиям флота», – сказал собеседник издания.
По его словам, расчетная стоимость одного корабля составляет около 14 млрд рублей, а реально может дойти до 18 млрд. Для корвета водоизмещением в 2,2 тыс. т, хотя и выполненного по стелс-технологии, это много. Столь же современные фрегаты проекта 11356Р/М, которые сейчас строятся для Черноморского флота, имеют водоизмещение почти вдвое больше – 4 тыс. т, а стоят столько же».

Ссылка.

Вот только ещё до спуска корпуса на воду расходы на 20386 превысили 29 миллиардов рублей.

В 2016 году корабль «заложили», но стройка остановилась до конца 2018, когда корпус реально начали строить.

С 2018 года автору с помощью серии статей, как своих, так и в соавторстве, и обращений к командованию ВМФ удалось вызвать резонанс вокруг проекта, в том числе в кораблестроительных кругах.

В том числе и это (но не только и не столько это) привело к определённым подвижкам вокруг этого вредного проекта, но его ход не остановило.

Самое главное, чего это не изменило – с 2016 по 2021 у нас не был заложен ни один корабль для ближней морской зоны, способный решать противолодочные задачи. Фрегаты проекта 22350 бороться с подлодками могут, но это не массовые корабли БМЗ, и строятся они небольшой серией.

Сейчас, когда производство корабельных дизелей под вопросом из-за санкций, этот пятилетний перерыв скажется на обороноспособности страны ещё сильнее.

В 2019 году корвет, который тогда назывался «Дерзкий», был переименован в «Меркурий» (временно!) и стал фигурантом совершенно позорной истории с попыткой выдать «Меркурий» за какой-то другой корабль, не за «изначальный» 20386.

В целом все интересующиеся могут ознакомиться с историей позора в статье «Технический спуск: «корвет» проекта 20386 убрали из эллинга». В ней и недостатки проекта раскрыты в исчерпывающей форме, с техническими подробностями и иллюстрациями, и хронология скачек вокруг «шестёрки» дана со ссылками. Для тех, кто интересуется вопросом, но не имеет о проекте 20386 достаточной информации, её изучение будет очень интересным и познавательным.

В конце статьи (это была весна 2021 года) сделана рекомендация – проект закрыть, зафиксировать убытки. На тот момент, она была верной, но вложения в проект продолжились.

Так, на заводе «Звезда-редуктор» началось изготовление редукторной передачи 6РП для ГЭУ этого корабля.

Стало известно о том, что идут работы по изготовлению композитной надстройки.

А в июне 2021 года обнародовано, что корабль могут достроить как опытовый, для проведения на нём разных испытаний.

В условиях формирования такого большого задела под этот проект, встал вопрос – а нельзя ли всё-таки с использованием задела построить что-то полезное?

Этот вопрос был поставлен в статье «Проект 20386, похоже, всё. Что делать с заделом – корпусом и комплектующими».

Окончательное решение по кораблю пока ещё не принято.

Сейчас пустой корпус корабля пристыкован к стенке на «Северной верфи», как памятник нашим подходам к военно-морскому строительству. С момента его помпезной «закладки» уже прошло 6 лет, а с момента начала фактической постройки – 4 года.


Корвет проекта 20386, фото старое, но он и сейчас так выглядит. И стоит там же.

Тем временем изготовлена и доставлена на «Северную верфь» надстройка.

И одновременно по некоторым признакам проблемы «Заслона» с получением комплектующих и подсистем для своих РЛК оказались на грани неразрешимых – это особенно видно, если побывать рядом с их испытательным комплексом на Ладожском озере (кто в теме, понимает, о чём речь).

По идее, проект в изначальном виде нереализуем, и можно было бы отправить его прямо в ад даже сейчас, вот только у нас новая вводная – санкции не дадут достроить те корветы проекта 20380 и 20385, которые недавно были заложены, как из-за трудностей с производством дизелей семейства Д49, так и из-за проблем с элементной базой. По крайней мере, хоть в сколько-нибудь разумные сроки – точно.

А значит – всё же стоит вернуться к поставленному ранее вопросу – что можно получить из уже имеющегося задела к 20386? На подходе куда более серьёзные противники, чем Украина, с флотами, и на счету будет каждая единичка, даже такая. Раз нельзя будет строить 20380 и 20385, то логично хотя бы это достроить в боеготовом виде.

Пора дать ответы на поставленный ранее вопрос.

«Вариант Евменова» или минусы опытового корабля


А. Рахманов, который озвучил идею о превращении 20386 в опытовый корабль, не мог придумать это сам, что очевидно для любого понимающего человека. Такой «посыл» может исходить только от флота и больше ниоткуда.

Ситуация, когда корабль по неприемлемо высокой цене будет достроен по проекту, близкому к изначальному, а потом провалит госиспытания, для командования ВМФ чревата массой неприятностей. Скорее всего, идеи насчёт опытового корабля имеют первопричиной именно это – как опытовый его вообще можно сдать без части систем на борту и не переживать насчёт того, что он небоеспособен. Будет стоять у стенки, экипаж будет делать что-нибудь на борту.

В чём первый недостаток такого подхода? Он очевиден – расходы на корабль будут понесены, а боеспособной единицы флот не получит.

Но, увы, получит «просто единицу». Он будет требовать людей, денег, ресурсов, а в случае войны этому, небоеспособному, кораблю будут ставить задачи как настоящему – немало примеров такого подхода дала война на Украине, с соответствующей «ценой».

Если корабль будет достроен как «опытовый» (кавычки тут вполне к месту), то там может быть какой угодно состав радиоэлектронного вооружения, там может не быть буксируемой гидроакустической станции или ещё чего-то.

Второй недостаток заключён в самой попытке достроить что-то похожее на изначальный проект. Вспомним – парусность надстройки, риски того, что её недостаточная жёсткость не позволит РЛК (например, там будет уже не «Заслон») точно определять место цели и её параметры движения, из-за непредсказуемых деформаций надстройки, огромный пустой объём в корме никогда и никакими контейнерами не заполнится, и корабль будет возить там воздух, и так далее, в статьях по ссылкам все эти недостатки раскрыты полностью.

Это тоже проблема, и её также желательно решить.

Какие есть варианты всё-таки получить боевую единицу?

Два возможных подхода


Существует два рациональных подхода к перестройке 20386, позволяющих получить боеспособную единицу.

Первый – консервативный, когда конструкция корабля меняется в наименее возможной степени.

Этот способ подразумевает лишь некоторое расширение радиоэлектронного вооружения и монтажа антенных полотен в предусмотренной композитной надстройке. Возможно, это должны будут быть другие полотна, не «заслоновские». Или, как вариант, от этого РЛК нужно отказаться, смонтировав «обычные» серийные РЛС на надстройке сверху.

В чём преимущества такого подхода?

Во-первых, нет необходимости существенно переделывать уже построенный корпус.

Во-вторых, не пропадают вложения в надстройку, которая уже доставлена на «Северную верфь».

Такая постройка дешевле, чем любой другой вариант.

Прежде, чем его рассматривать, озвучим ещё один вопрос.

У корабля запроектирован одновременно и требующий электричества радиолокационный комплекс, и электродвижение. Встаёт вопрос – а какие дизель-генераторы будут обеспечивать электроснабжение этих систем? Вопрос не праздный, мощность нужна будет большая.

Наиболее вероятно то, что поставщиком дизель-генераторов будет «Синара». Но у них нет установки с достаточной мощностью.

Не запланирован ли туда не существующий ещё пока в серийном виде дизельный двигатель ДМ185?

Или на инновационном корабле должен быть дизель-генератор на базе «пятисотого» семейства Коломенского завода?

Увы, ничего из этого в серии нет, более того, у «Коломны» и шансов нет довести семейство новых дизелей до серии, а «Синара» свой двигатель, конечно, может и довести до серии, когда-то в далёком будущем… наверное.

На сегодня же стоит учесть то, что, похоже, проект без дизель-генераторов, а если делать ставку на другие, то нужно перепроектировать часть помещений.

А теперь – подробно о достройке с минимальными переделками.

Надстройку оставляем без каких-либо серьёзных переделок (да и не получатся серьёзные переделки на композитной конструкции). Сверху на надстройке устанавливаются РЛС «Позитив-М (МК)» и полотна станции обнаружения целей от «Панциря». Совместно они перекрывают нужные диапазоны и могут быть использованы для выдачи ЗРК целеуказания по любым воздушным целям, в том числе низколетящим ПКР.

Остаётся вопрос о том, откуда получать целеуказание для своих ПКР. С учётом того, что имеется в серии, и экономических реалий это должен быть РЛК «Минерал».

Для управления огнём артиллерии можно использовать РЛС 5П-10 «Пума», отлично проявившую себя на корветах проекта 20380.

РЛК «Заслон» при этом на корабль не ставится, так как, во-первых, его, скорее всего, не произвести, во-вторых, это огромные расходы, и в-третьих, большая масса, без которой у корабля будет намного лучше остойчивость. Также это решение серьёзно удешевляет РЭВ, упрощает обслуживание в будущем, облегчает получение ЗиПа.

Стойки с оборудованием РЛК «Минерал» при этом отчасти займут те объёмы, в которых было оборудование от РЛК «Заслон», а проблема мощных дизель-генераторов упрощается тем, что без РЛК от «Заслона» потребная мощность дизель-генераторов будет меньше.

При этом никакие контейнеры на этом корабле особо не нужны, теоретически отсек, в котором они должны были располагаться, мог бы быть использован для размещения ещё одного или двух катеров, плюсом к тем, которые установлены по бортам. При необходимости, естественно.

К сожалению, при таком подходе остаются неустранёнными другие недостатки: переусложнённый ангар с подъёмником, расположение артиллерийского орудия, в целом нерациональность конструкции.

Поэтому стоит изучить и другой подход – перепроектрование корпуса и отказ от композитной надстройки, с целью постройки корабля с другой архитектурой, нежели известный сейчас проект 20386.

Любой специалист будет против такого варианта в связи с огромным объёмом переделок исходного проекта, но, как вариант, стоит его озвучить всё же.

Кратко – вертолётоподъёмник демонтируется, высота кормовых отсеков под модульное вооружение снижается на высоту, которая там оставлена под грузоподъёмное оборудование для контейнеров, высота взлётной палубы понижается.


Корма – видно, сколько пространства нужно, чтобы над контейнером мог двигаться тельфер. Если бы по отсеку надо было двигать только катера, он мог бы быть ниже, а это минус десятки (как минимум) тонн металла.

Корпус перепроектируется с целью перекомпоновки, чтобы в итоге получить обычный «классический» малый фрегат. С тем же составом радиоэлектронного вооружения, с тем же составом оружия, что и при достройке с минимальными изменениями, но с надстройкой, близкой по архитектуре к корветам проекта 20380, с обычным ангаром и мачтой для радиолокационных станций.

При этом ширина корпуса 20386 позволяет легко разместить на нём два вертолёта в ангаре.

Готовая надстройка при таком варианте действий отправляется в утиль, минуя этап эксплуатации.

Таким образом, вместо «сушёного «Зумвалта» у нас получится лёгкий фрегат с более-менее традиционной архитектурой, относительно простой.

Неустранимым недостатком этого корабля будет его неадекватная по замыслу ГЭУ, но тут ничего не сделать.

Прикидка «на пальцах» показывает, что этот корабль может иметь вооружение, идентичное проекту 20385, полностью работоспособный РЛК и, следовательно, эффективную ПВО, пару вертолётов вместо одного и, возможно, ещё какое-то оружие.

Под вопросом остаётся эффективность обводов, но тут, как и с ГЭУ, ничего не сделать.

Минусом такого подхода является огромный объём корпусных работ (вместе с полной переработкой проекта) и отказ от готовой надстройки, что сделает этот корабль в итоге просто «золотым».

Но с точки зрения боевой эффективности этот вариант самый лучший, потому что позволяет получить реально боевую единицу, просто «хромую» в части скорости экономхода и, видимо, с повышенной шумностью на электродвигателях.

Но этот недостаток, повторимся, неустраним. Теперь.

При нормальных условиях, когда Россия может «гнать серии» корветов, всё это было бы лишнее, но нам в будущем светит и обострение с США, и бои со странами, имеющими флот, и остановка постройки или серьёзное замедление серий 20380 и 20385 из-за проблем с коломенскими дизелями – поэтому теперь 20386 стало правильнее всё-таки достроить как боевой, и чем более эффективным он будет, тем лучше.

Последним вопросом является юридический.

Второй вариант встретит на своём пути массу чисто юридических преград. Но, в конце концов, у нас идут военные действия, и как-то отрегулировать этот вопрос в «ручном режиме» можно. Главное – захотеть наконец-то развязаться с этим начинанием. Есть все основания считать, что такое желание у командования ВМФ есть.

Что до расходов на этот чудо-проект, то какой бы в итоге не оказалась его судьба, они будут чудовищными в любом случае. К сожалению, придерживаться таких подходов к военно-морскому строительству, каких придерживается наша страна, и не заплатить за это в итоге – невозможно в принципе.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    1 февраля 2023 05:36
    Флотские кушать хотят однако в чинах которые .
    Вот читаю и удивление просто не вероятное .
    Идут БД армии надо и то и се и всего надо , однако флотским край при пирает пароходы мастерить . Фрегат такой и сякой и вон тот еще заверните и денег надоть. Давайте не мудря бронированные баржи строить с ракетами и ПВО в три яруса ( ПВО в смысле ярусами).
    Граждане флотоводцы вы хоть придумайте что и для за чем вам надо , как , где и с кем воевать будете.
    1. +14
      1 февраля 2023 06:05
      Была бы нормальная экономика, такие катера клепали не задумываясь и не обращая внимания. Но что-то пошло не так. Вы знаете что в былые времена такими корабликами командовали выпускники училищ. Летеха. Сейчас минимум кап три.
      1. +11
        1 февраля 2023 07:17
        СВО рано или поздно закончится, а флот дело крайне дорогое и долгое. Значит проекты надо сейчас разрабатывать на 30-50 года этого века. Но, не ранее восстановления руководства флота. Доукомплектования флота патриотами, а не "эффективными".
        1. 0
          10 февраля 2023 15:34
          Эфективного не сменить. Не один чубайсогайдар, а вся сьрана эфективность восприняла.
          Деньги делают деньги.
          Дешевле выплатить гробовые солдатикам, не млрд долл тратить на ухротранспорт. Нет цели победить их-надо в долларах обогнать.
          Так и флот - часть фин пром группы"впк". Рядом или против нефтянки и тп др отраслей и кормушек
      2. 0
        1 февраля 2023 08:21
        Сейчас как сухопутный вставлю своих пять копеек У брать ангары и вместо них установить ячейки от калибров и от комплекса редут в корме где контейнеры должны были быть вставить туда гидроакустическую станцию рядом с ней пакет НК . И еще вариант вместо редута поставить ячейки от ЗРК Штиль 1 в любом случае придется надстройку переделывать. Так можно было за это время построить кучу Корветов типа Гепард и не париться.
      3. +18
        1 февраля 2023 08:32
        Про приснопамятный проект 20386 можно сказать только суржиком : "Нэ мала баба клопоту , купила порося". А в результате все эти продолжающиеся пляски с корпусом этого уродца будут отнимать время , ценнейшие сейчас кадры и ДЕНЬГИ .
        Для начала необходимо определиться с потребностями Флота в подобных кораблях - для чего ОНИ нужны . И если Флоту нужны лёгкие фрегаты для эскорта десантных сил и караванов транспортных судов (а нам морскую блокаду хотят устроить и такой эскорт будет край как востребован) , и противолодочной обороны БМЗ ... то я прямо сейчас могу предложить такой корабль , который можно будет строить на "Янтаре" крупной серией , недорого и на исключительно отечественных компонентах .
        Итак - лёгкий фрегат на базе пр. 11356 .
        Старо ?
        Ну , это разве что составом вооружения , поэтому берём за основу только корпус .
        ГЭУ ?
        Так как для эскорта нам нужен фрегат не с рекордными характеристиками (ему тихоходные караваны сопровождать и в ПЛО работать) , то выбираем в качестве ГЭУ газотурбинную установку на основе турбопар :
        - Маршевые - М75РУ мощностью 7 500 л\с.
        - Форсажные - М70ФРУ мощностью 14 000 л\с.
        Разумеется с плюсованием крутящего момента . В результате получаем ГЭУ мощностью 43 000 л\с . Для сравнения мощность дизельной ГЭУ китайского фрегата такого же ВИ и размерности 32 000 л\с.
        Противолодочное вооружение :
        - ГАК от корвета пр. 20380\20385 с погружной и БУГАС .
        - "Пакет-НК" .
        - ПЛУР "Ответ" в УКСК .
        - ангар на один , а лучше ДВА ПЛ вертолёта .
        Ударное вооружение :
        - орудие 100 \ 130 мм.
        - две УКСК (на месте теперь стоящей РБУ) на 16 ячеек для ПКР , ПЛУР , КРБД .
        - желательно размещение двух ПУ по 4 ПК в каждой с ПКР Х-35 .
        С ПВО возможны варианты . Начиная от имеющегося сейчас на 11356 "Штиля" , до "Редута" с "Полиментом" или на базе полотен "Панцирь-М" . Но только без "Заслона" !!
        В результате получаем фрегат ВИ 4500 т. с хорошей маршевой скоростью , максимальной скоростью не менее 28 - 29 узлов (смотрим для сравнения скорости новейших европейских , китайских и перспективного американского фрегатов ... 27 - 28 уз.) , хорошей мореходностью , с очень хорошими противолодочными возможностями , с хорошими ударными возможностями , с двумя(!!) вертолётами ПЛО ... которые благодаря очень неплохой РЛС бокового обзора могут не только выдавать целеуказание для ударных комплексов , но и осуществлять функции ДРЛО , особенно ценные против маловысотных КР .
        И вся эта красота может выпускаться серийно ССЗ "Янтарь" , буквально как пирожки . Для примера серия 11356 для ЧФ строилась темпом 3,5 года от закладки к сдаче заказчику . А так как все компоненты и техпроцессы отлажены , все системы и агрегаты выпускаются серийно , то и с производственной кооперацией проблем не возникнет .

        В России строиться и закупается мощнейший Торговый Флот . Обеспечить свободу его судоходству должен ВМФ РФ , но для этого нужны многочисленные , недорогие и надёжные корабли класса фрегат .
        О цене .
        На момент постройки фрегаты 11356 стоили до 17 млрд. дол. - как корвет пр. 20380 !
        Корвет пр. 20385 стоит порядка 450 млн. дол.
        Фрегат пр. 22350 стоит 550 млн. дол.
        Уверен , что конечная стоимость перспективного фрегата пр. 11357(?) никак не превысит стоимость корвета пр. 20385 в 450 млн. дол. А при серийном производстве и выборе не самой дорогой ПВО - и того меньше .

        Успешные испытания фрегата "Головко" дают надежду , что "двигательное проклятие" для нашего Флота заканчивается и промышленность способна производить в товарных количествах по крайней мере газотурбинные ГЭУ . А раз все необходимые компоненты у нас есть , всё это выпускается серийно , а сам проект базируется на основе прекрасно освоенного пр. 11356 ... то нет совершенно никаких причин , чтобы не запустить серийное производство лёгких фрегатов предложенного облика . Такие фрегаты прекрасно подойдут и для акваторий Балтийского и Чёрного морей , а так же для эскортных и противолодочных миссий в любой части ДМ и ОЗ .

        Вот чем должен заниматься ССЗ "Янтарь". А в случае возникновения сложностей с дальнейшим строительством пр 20385 на Амурском ССЗ (из-за схлопнувшегося "Заслона") , то и там следует закладывать вместо пр. 20385 именно фрегаты предложенного облика . Такие фрегаты для ТОФ подойдут гораздо лучше - для служб в Охотском и Японском морях , чем ограниченно мореходные и ограниченно автономные корветы .
        А собственно корветы БМЗ следует строить на базе укрупнённого "Каракурта" с погружной и БУГАС , "Пакетом-НК" и ПЛУР в УКСК .

        Но это конечно если руководство РФ , её МО и ВМФ действительно думают о обороноспособности вверенного им Государства .
        hi
        1. +11
          1 февраля 2023 08:56
          Прочитал с удовольствием!!! good Соскучился по таким статьям.
          Вопрос к Александру Тимохину: Куда пропал Максим Климов?!!!
          1. +4
            1 февраля 2023 12:01
            Цитата: Бородач
            Прочитал с удовольствием!!! good Соскучился по таким статьям.
            Вопрос к Александру Тимохину: Куда пропал Максим Климов?!!!

            Вот уж точно!!!
          2. +10
            1 февраля 2023 13:22
            Никуда он не пропал, занят просто сильно.
            1. +6
              1 февраля 2023 14:28
              Цитата: timokhin-a-a
              Никуда он не пропал, занят просто сильно.

              Спасибо за ответ. Передавайте Максиму приветы. И мы соскучились по статьям Климова. good
        2. +3
          1 февраля 2023 09:02
          Поправка
          Цитата: bayard
          На момент постройки фрегаты 11356 стоили до 17 млрд. дол. - как корвет пр. 20380 !

          Разумеется 17 млрд. рублей .
        3. +7
          1 февраля 2023 10:53
          Согласен, но Янтарь загружен.
          А, с проектом 11356 проблема в ГЭУ, он спроектирован под двигатель « Зоря Машпроект», для установки нашего, надо переделывать весь проект- это нецелесообразно. По этой причине, два фрегата достраиваются для Индии, а третий ржавеет в затоне.
          1. +2
            1 февраля 2023 12:51
            Цитата: Sergey39
            А, с проектом 11356 проблема в ГЭУ, он спроектирован под двигатель « Зоря Машпроект», для установки нашего, надо переделывать весь проект- это нецелесообразно

            Вообще то , что я предлагаю , это как раз радикальная переделка проекта , но на основе корпуса и архитектуры 11356 . Речь вовсе не о переделке\достройке имеющихся корпусов . Хотя ... раз есть один корпус , то его можно как раз пустить в переделку . А переделывать есть что . Одна только ГАС в носовом бульбе потребует серьёзной переделки в носовой части , но зато у корабля появится полноценный ГАК с вменяемыми возможностями , а не то , что ныне .
            А то , что "двигатели от Зари" , так я об этом сразу сказал - на основе имеемых у нас ГТУ М-75РУ и М-70ФРУ . 11356 тоже на газовых турбопарах , но они мощнее : 2 х 8 500 л\с и 2 х 22 000 л\с , и понятно , что нужен будет новый ходовой редуктор с плюсованием крутящего момента маршевой и форсажной на единый вал . Это будет в полном смысле новая ГЭУ , не столь мощная , но с близкими ходовыми характеристиками .
            Тут интерес в том , что "Янтарь" очень давно строит корабли этого проекта и на основе 11356 сделать новый лёгкий фрегат было бы гораздо удобней , дешевле , быстрее и надёжней .
            Сам 11356 стоил как корвет 20380 , при этом будучи в два раза меньше ВИ . А 20385 вообще 450 млн. дол. - это слишком для столь небольшого и ограниченного в возможностях , корабля . В то время как за те же или даже меньшие деньги можно получить фрегат ВИ 4500 т. с ГАК и комплексом ПЛО от 20380\20385 , двумя УКСК на 16 ПЛУР\ПКР\КРБД , двумя (!) противолодочными вертолётами , 2 х 4 ПКР Х-35 и ПВО на самый широкий выбор (от "Штиля" до "Редута" и даже "Плимент-Редута") . И всё это за 400 - 450 млн. дол.
            И без рисков с полуотечественными дизелями и прочими "Заслонами" .
            Нам действительно нужен недорогой но массовый фрегат , а 22350 таким может и не стать - из за полуимпортных дизелей . Да и избыточным он может оказаться для ряда миссий .
            А вот 1135Х(7?) был бы как нельзя кстати . "Янтарь" пёк их как пироги ... Загружен ?... Тут тоже вопросы с приоритетами . Из за проблем с дизелями могут возникнуть сложности с новыми БДК , индийские фрегаты скоро сдадут заказчику , а гражданские заказы ... в условиях военной угрозы , можно передать и другим подрядчикам .
            Во всяком случае есть один бесхозный корпус 11356 , с которым можно бы и поработать , сделав головным в новой серии . И этот опыт может послужить к последующей модернизации (во время среднего ремонта) трёх черноморских фрегатов .

            Проблемы с дизелями может привести к замене маршевых дизелей в ГЭУ маршевыми турбинами М-75РУ . Полученная таким образом ГЭУ из М-75РУ и М-90ФР с плюсованием крутящего момента на единый вал , даст нам мощность (7 500 + 27 500) х 2 = 70 000 л\с. А это уже практически мощность как у пр. 1155 . wink То есть можно смело увеличить ВИ до 7000 т. стандартного и 8000 т. полного , и это будет уже "тяжелый фрегат" с 6-ю УКСК на 48 ячеек (больше не надо) , 2 - 4 ПУ по 4 ПКР Х-35 , двумя вертолётами и увеличенный в 2 - 3 раза БК ЗУР для "Полимент-Редут" . И стоимость такого корабля будет порядка 650 млн. дол. Примерно так выглядел первоначально 22350М , только в качестве маршевой турбины предполагалась М79ФРУ (14 000 л\с) .
            Но сейчас , судя по утечкам и слухам , перспективный 22350М будет иметь ВИ до 10 000 т. , 8 УКСК на 64 ячейки , тяжелые ЗУР , а следовательно и новый - более мощный РЛК ... И у такого корабля (эсминца) скорее всего будет уже другой индекс , ибо от маленького 22350 там останется ... мало .
            Но и новый тяжелый фрегат , и новый эсминец , это корабли океанской зоны , и строить такие получится не на каждой верфи . Тяжелый фрегат вполне можно строить на имеющихся стапелях , занятых теперь 22350-ми , на Амурском ССЗ и даже в "Янтаре" (там как раз строились 1155) , но эсминец ... уже только в новом эллинге в Питере . Поэтому лёгкие фрегаты разумней поручить именно "Янтарю" , тяжелые фрегаты Питеру (где строят 22350) и Амурскому ССЗ (при Союзе строил эсминцы пр. "Сарыч") , а эсминцы - в новом эллинге в Питере . Как резервные мощности можно рассматривать керченский "Залив" .
            Но это всё планы на "После войны" , а пока - ждём в строй "Адмирала Головко" и спуска на воду следующего фрегата с отечественной ГЭУ .
            1. +1
              1 февраля 2023 14:21
              А почему нельзя просто построить 20380, а не придумывать новый проект переделки из 11356 ?
              1. +1
                1 февраля 2023 19:13
                А почему нельзя просто построить 20380

                Ходят слухи о проблеммах с дизельными двигателями для них. В статье об этом сказанно. Сюда же и из комента ниже
                Зачем все усложнять и придумывать новые проекты!
                Фрегат 22350 ..., лучше чем 11356 и Ваши задумки!
            2. +2
              1 февраля 2023 15:09
              Зачем все усложнять и придумывать новые проекты!
              Фрегат 22350 и последующие 22350М, лучше чем 11356 и Ваши задумки!
              Как раз 11356, стали строить по причине проблем с сырыми и спотыкающимися технологиями на 22350. Все проблемы, в том числе с ГТУ решены.
              Третий фрегат Головко с нашим движком, обещали передать флоту в марте 2023. В этом же году сдадут еще один фрегат для СФ. Для ТОФа в разных стадиях постройки находятся 4 фрегата. Запланировано к закладке, еще 2 фрегата для ЧФ, если серию не продлят, переходят или параллельно будут строить 22350М, под этот фрегат все не как вымучают стапель на два корпуса.
              1. +1
                1 февраля 2023 18:37
                Цитата: Sergey39
                Зачем все усложнять и придумывать новые проекты!
                Фрегат 22350 и последующие 22350М, лучше чем 11356 и Ваши задумки!

                Это так . Но весь вопрос закрутился из-за того , что спотыкаться теперь 22350 начинает уже из-за полуотечественных коломенских дизелей . На накопленных загодя запасах в лучшем случае удастся достроить уже заложенные корабли . А может быть на все и не хватит . Вопрос в замене дизелей газовой маршевой турбиной .
                А это уже новый редуктор .
                А именно из-за доводки редуктора столько времени тянулась доводка ГЭУ для 22350 .
                Если же появится новая ГЭУ на М75РУ и М90ФР , то сразу возникает вопрос о плюсовании крутящего момента на единый вал ... а это уже другая мощность и новые возможности , которыми грех не воспользоваться ... для получения полноценного тяжелого фрегата .
                И это тем не менее не решает вопрос о потребности достаточно большого количества НЕДОРОГИХ лёгких фрегатов для эскорта десантных сил , кораблей Торгового Флота , для противолодочной работы в акваториях Баренцева , Охотского и Японского морей ... Для этих целей 22350.1 выглядит уже избыточным . Для столь крупной серии 22350.1 уже не столь и дешев .
                Предложение о лёгком фрегате 1135Х(7?) возникто на основе того , что 11356 стоит столько же , сколько и весьма спорный 20380 .
                Стоимость же 1135Х(7?) ожидается не выше , чем 20385 с "Заслоном" , но при этом превосходя его возможностями минимум в 2 раза и вплотную приближаясь по совокупности характеристик к 22350 первой подсерии ... и даже несколько превосходя наличием ДВУХ вертолётов на борту .
                А 450 млн. дол. за лёгкий фрегат с двумя вертолётами , это уже серьёзно . Это уже повод задуматься о крупной серии .
                НО ! Если в кратчайшие сроки наша промышленность сможет решить вопросы полного импортозамещения производства коломенских дизелей ... ничего придумывать не придётся - просто строить 22350.1 , стоимость которого будет несколько снижаться за счёт большой серии .
                1. 0
                  1 февраля 2023 19:21
                  С дизелями проблему решат, не такие решали, но хочу заметить, что водоизмещение фрегата 22350 М, будет примерно 8000 т., поэтому на него будут ставить 4 ГТУ, две маршевые и две форсажный.
                  Не знаю- это Ваше мнение, но по- моему, зачем изобретать велосипед, если уже для ТОФа, строят корветы 20380 и 20385 на Амурском заводе.
                  Под Ваш проект, нужно подготовить стапели или ждать, когда на Янтаре освободятся места. Он загружен и БДК, только там строят.))))
                  Хочу напомнить , что водоизмещение 22350- 5400т, 11356- 4035т., 20380, 20385- 2200т.
                  Чем длиннее серия, тем дешевле единица в серии.
                  1. +1
                    1 февраля 2023 20:15
                    Цитата: Sergey39
                    С дизелями проблему решат, не такие решали,

                    Если действительно решат (а почему до сих пор не решили ?) , то многие вопросы отпадут и действительно серию 22350.1 (с 4-мя УКСК) нужно продолжать и в Питере , и на Амурском ССЗ .
                    Но если с дизелями ... не справятся ? А у нас такое бывает .
                    Что тогда ? Встанет вся серия 22350 и 20385 ?
                    Именно на случай замены маршевых дизелей маршевой турбиной М75РУ и рассмотрены данные проекты . В этом случае пр. 20385 разумней заменить пр. 1135Х(7?) и строить сразу на "Янтаре" и на Амурском .
                    А вот замена дизеля на турбину у 22350 , да с возможностью плюсования , даёт уже совершенно новые возможности - возросшая мощность даёт возможность увеличить ВИ до 7000т. (стандартное) и 8000 т. (полное) . И ... у нас получается замечательный тяжелый фрегат ценой всего на 100 млн. дол. выше изначального , но в 2 - 2,5 раза превосходящий его боевыми возможностями . Именно такой нам и нужен для ДМ и ОЗ .
                    НО ! Остаётся открытым вопрос с лёгким фрегатом (эскорт , ПЛО) . И вот в качестве такого лёгкого фрегата мной и предложен данный проект - 1135Х(7?) . Очень недорогой , отработанный , для которого есть вся оснастка , кооперация и навыки , вся комплектация на отечественных серийных системах и компонентах .
                    Цитата: Sergey39
                    Хочу напомнить , что водоизмещение 22350- 5400т, 11356- 4035т

                    ВИ предложенного мной фрегата несколько возрастёт , предположительно до 4500 т. (ангар на 2 вертолёта , две УКСК , ПУ Х-35 , ГАК от пр. 20380) , несколько просядет и скорость из за возросшего ВИ и более габаритного носового бульба ГАС , но это будет всё равно 28 - 29 узлов , что для эскортника и ПЛО вполне достаточно .
                    Цитата: Sergey39
                    Не знаю- это Ваше мнение, но по- моему, зачем изобретать велосипед, если уже для ТОФа, строят корветы 20380 и 20385 на Амурском заводе.

                    Во первых - задуманную серию могут и не достроить из-за проблем с дизелями .
                    Во вторых - мореходность и автономность таких корветов , недостаточна для служб в Охотском и Японском морях и в районе Курильской гряды . Им и оружие будет сложно применять из-за ограничений по бальности , и автономность маловата ... и состав вооружения\БК ... ограничен . Лёгкому фрегату для таких служб куда сподручней .
                    Да и универсальней - кроме ПЛ вооружения такой корвет будет нести и оружие ударное , как противокорабельное , так и для удара по берегу . Это получается действительно универсальный корабль . Поэтому и для миссий по эскорту в ДМ и ОЗ он подходит как нельзя лучше .
                    И для длинной серии главное преимущество - ЦЕНА .
                    400 - 450 млн. дол. (как или дешевле 20385 !!) , это всё же не 550 млн. ... и не 650 млн. дол. , при серии в 20 - 24 и более шт.
                    Цитата: Sergey39
                    Под Ваш проект, нужно подготовить стапели или ждать, когда на Янтаре освободятся места.

                    Пр. 11356 и большинство предшествующих 1135 , строились именно на "Янтаре" , там вся оснастка есть и техпроцесс отлажен как часы . Сейчас там достраивают фрегаты для Индии и места скоро освободятся . И просто посмотрите на количество эллингов там . Просто нужен заказ и финансирование .
                    Цитата: Sergey39
                    Он загружен и БДК, только там строят.))))

                    Строят два ... уже давно ... конца не видно , очевидно из-за сырости проекта и проблемами ... с дизельными ГЭУ (они как у корветов 20380) . Корпус 20386 со стапеля спихнули ... Если появится Государственная Воля и Ясный Разум , то и мощностей , и компетенций , и даже кадров , хватит .
                  2. +1
                    1 февраля 2023 20:29
                    Цитата: Sergey39
                    хочу заметить, что водоизмещение фрегата 22350 М, будет примерно 8000 т., поэтому на него будут ставить 4 ГТУ, две маршевые и две форсажный.

                    По последним слухам и утечкам , пр. 22350М уже вырос в ВИ до 10 000 т. , на нём будет 64 ячейки в 8-и УКСК , ЗРК с тяжелыми ЗУР , а значит и ... с новым РЛК (уже не "Полимент") . И даже ГЭУ ему прочат не как прежде М70ФРУ (маршевая) + М90ФР (форсажная) , а в качестве форсажной - новую , ныне разрабатываемую мощность. порядка 40 000 л\с .
                    И это уже будет никакой не фрегат , а вполне себе эсминец . Да и индекс у него скорей всего поменяется .
                    В свете этого я и предположил , что коль пр. 22350М трансформируется в нормальный эсминец ВИ 10 000 т. , то при замене дизеля на турбину (М75РУ) в ГЭУ 22350 ... мы можем получить НОРМАЛЬНЫЙ тяжелый фрегат ДМ и ОЗ ВИ 7000 \ 8000 т. с составом вооружения , который ему прочили в самом начале обсуждений (середина прошлого десятилетия) , с тем же БРЭО и ПВО , что у "Горшкова" , но с ангаром на 2 вертолёта . И всего на 100 млн. дол. дороже "Горшкова" .
                    Одним словом все метания разума за последнее десятилетие , возвращаются к тому , что предлагалось в самом начале - не мудрить с дизелями и строить сразу нормальные корабли .
                2. +1
                  2 февраля 2023 01:12
                  приветствую Вас, Виталий hi
                  1.
                  Цитата: bayard
                  ..Если же появится новая ГЭУ на М75РУ и М90ФР , то сразу возникает вопрос
                  мне кажется, что если бы ГТД М-75РУ, был реально дееспособен (!), то проблем скажем с ремонтом (модернизаций) серии 1155-х, было бы гораздо меньше !! Он ведь и разрабатывался в размерах маршевых МО63 и (подобных ГТД), НО так НИ ГДЕ и не появился НИ РАЗУ !!! winked
                  2. и главное (!). НИКТО судя по всему, не заинтересован в развитии ВМФ. Ибо изготавливать (даже клонировать) редукторы для одинаковых ГТД (по аналогии со схемой "Сметливого") !!!, так никто и не озаботился !!! request Иначе уже давно бы сделали редуктор, для четырёх М-70ФРУ !!! yes
                  1. +1
                    2 февраля 2023 04:01
                    Цитата: Немчинов Вл
                    мне кажется, что если бы ГТД М-75РУ, был реально дееспособен (!), то проблем скажем с ремонтом (модернизаций) серии 1155-х, было бы гораздо меньше !!

                    Приветствую , Владимир ! hi
                    Боюсь утверждать и настаивать , но мне попадалось , что при ремонте первых 1155 таки решена задача с заменой турбин . Глубже копнуть не удалось , но раз модернизации состоялись , причём в рекордный для современной РФ срок и тут же в модернизацию пошла вторая пара ... значит не всё так безнадёжно . И даже если на "Шапошникове" в ходе модернизации просто откапиталили турбины и редуктор , то ... это могло быть вызвано срочностью работ и незавершенностью испытаний М75РУ . Но повторю - мне попадалось сообщение о том , что решен вопрос замены турбин на проектах 1155 .
                    Может и соврали злые пишущие языки .
                    Но тем не менее в линейке отечественных ГТУ эта турбина стоит . И она востребована даже без нужд модернизации 1155-х .
                    Цитата: Немчинов Вл
                    2. и главное (!). НИКТО судя по всему, не заинтересован в развитии ВМФ.

                    Всё течёт , всё изменяется , в том числе и времена . Вот и сейчас - прежде безалаберно-беззаботные вдруг забегали как ужаленные . Уже и "Головко" в марте заказчику передают ... а ведь только на заводские ходовые вышел .
                    Ускорились процессы .
                    Цитата: Немчинов Вл
                    Иначе уже давно бы сделали редуктор, для четырёх М-70ФРУ !!!

                    Возможно именно такую ГЭУ готовят для двух строящихся в Керчи УДК . Во всяком случае на странной картинке\плакате при закладке , я разглядел на виде сверху две одинаковые пары газоходов . А четырьмя турбинами для такого корабля с одинаковыми газоходами могут быть только М70ФРУ .
                    Но . Нужно ведь помнить каких усилий и трудов стоило доведение до ума ГЭУ для "Головко" . Но получилось . А при такой авральной работе , когда на стапелях и у стенки зависли аж шесть новейших фрегата без ГЭУ , наверняка работы по другим ГЭУ были отложены или велись не в столь приоритетном режиме . Но именно успех с ГЭУ для "Головко" и всех остальных фрегатов серии , внушает надежду и даже уверенность , что делать ходовые редукторы у нас научились , и новые задачи так же будут по плечу .
                    Думаю мы ничего не слышали о работах над другими ГЭУ потому , что самым приоритетным заданием была ГЭУ для 22350 и на неё были брошены все силы .
                    А так как сейчас выявились проблемы с дизелями для ... 22350 , 20380 , 20385 , УДК что в "Янтаре строят" ... а у корветов ещё и с "Заслоном" ... самое время рассмотреть предложенный мной облик лёгкого фрегата эскорта и ПЛО . Всё предложенное в корпус 11356 влезет вполне , все компоненты серийны , а после успеха с ГЭУ для 22350 , ГЭУ для "поженить" М75РУ и М70ФРУ можно будет получить в вполне приемлемые сроки .
                    ... Но КАК было бы проще , если бы как в прежние времена , на наши судостроительные программы работал бы блистательный "Заря-Машпроект" !
                    hi
                    1. 0
                      3 февраля 2023 01:20
                      Цитата: bayard
                      .. Но КАК было бы проще , если бы как в прежние времена , на наши судостроительные программы работал бы блистательный "Заря-Машпроект" !

                      давно было пора озаботиться созданием ТАКОГО же, на своей террритории (!)...
                      Кажется, о том, что без создания своего (такого) - "Центра морского газотурбинного моторостроения и сборки редукторов" , все кораблестроительные программы РФ будут обречены, на такое же жалкое и поштучное, мелкосерийное строительство... yes
                      не менее 4-х лет назад мы ещё об этом с Вами в переписке обсуждали ... hi
            3. 0
              2 февраля 2023 10:10
              третий корпус 11540 на янтаре разве уже утилизировали
            4. 0
              5 мая 2023 15:46
              Цитата: bayard
              Проблемы с дизелями может привести к замене маршевых дизелей в ГЭУ маршевыми турбинами М-75РУ . Полученная таким образом ГЭУ из М-75РУ и М-90ФР с плюсованием крутящего момента на единый вал , даст нам мощность (7 500 + 27 500) х 2 = 70 000 л\с. А это уже практически мощность как у пр. 1155

              Почему вы всегда пишите о двигателях в ГЭУ, но при этом забываете, что в ГЭУ кроме двигателей есть еще и редукторы и межредукторные передачи. А вот с ними как раз огромная проблема, нет у нас таких заводов, они на Украине остались. Это и к вопросу почему на 22350 ГЭУ по CODOG, а не CODAG.
          2. 0
            2 февраля 2023 21:35
            Хороший ответ у вас . Нужна политичская воля ! Крым есть , верфи есть , что не так ? Может надо быть государственником настоящим и меньше верить свите ?
        4. +2
          1 февраля 2023 11:08
          Фрегаты проекта 11356 отличный малый фрегат для дальней морской зоны.
        5. +2
          1 февраля 2023 12:00
          Итак - лёгкий фрегат на базе пр. 11356

          Идея хорошая но лучше бы вместо 11356 переделать 20350 и поставить вместо дизелей экономхода газотурбинную установку и запустить этот фрегат в большую серию помимо ССЗ на Янтаре, АСЗ и возможно на Заливе в Керчи, отказавшись пока от закладки десантных кораблей.
          А Корвет должен быть дешевым и массовым и конечно правильнее и дешевле его делать на базе Каракурта.
          1. +8
            1 февраля 2023 12:03
            Спасибо автору за отличную статью! Как показала СВО Тимохин и Климов оказались правы во всем, и лучше бы такие как они стали главкомом ВМФ чем те необучаемые предатели и казнокрады что последние десятилетия.
          2. +1
            1 февраля 2023 13:45
            Цитата: ramzay21
            Идея хорошая но лучше бы вместо 11356 переделать 20350 и поставить вместо дизелей экономхода газотурбинную установку и запустить этот фрегат в большую серию

            Можно и так - заменить коломенские дизеля маршевыми турбинами М-75РУ и обойтись без плюсования крутящего момента . Тем более что версия 22350.1 (начиная с 5-го корпуса серии) с 4-мя УКСК , выглядит вполне достойно . Можно и несколько пересмотрев проект расширить ангар для двух вертолётов , что лишним никогда не будет .
            но я выше уже рассмотрел вариант с такой ГЭУ , но при условии плюсования крутящего момента на полном форсаже , и такая ГЭУ позволяет строить уже более крупный фрегат ДМ и ОЗ ВИ до 7000 \ 8000 т. (стандартное \ полное) . А это , как Вы уже понимаете , совершенно другой корабль , пусть и с тем же составом вооружения , РЛК , ЗРК , но увеличенным БК ЗУР и ударного вооружения . Такой "тяжелый фрегат" способен нести 6 УКСК на 48 ячеек , до 4 ПУ по 4 ПКР Х-35 и два вертолёта . при этом цена увеличится с 550 млн. дол. (у 22350) до 650 млн. , ибо все основные системы и вооружение остаются прежними , увеличивается только ВИ и БК .
            Так что если модернизировать проект 22350 под чисто газотурбинную ГЭУ , то и брать от неё по полной ... А это уже получается вовсе не лёгкий фрегат . К тому же если на предложенный мной 1135Х(7?) установить РЛК "Полимент" , то и БК ЗУР у него может получиться таким же как у 22350 . Чуть попроще ГАК , но зато ДВА вертолёта . И ценник при этом вполне может уместиться в 450 - 480 млн. дол. ... против 650 - 700 млн. дол. для тяжелого фрегата . А это разница в полтора раза . И у обоих кораблей разные ниши . Такие лёгкие фрегаты были бы очень хороши для обеспечения ПЛО в районе боевого развёртывания наших РПКСН в Баренцевом и Охотском морях . Благодаря хорошей мореходности и автономности , по сравнению с корветами 20380\20385 .
            Цитата: ramzay21
            А Корвет должен быть дешевым и массовым и конечно правильнее и дешевле его делать на базе Каракурта

            Совершенно верно . Поэтому когда промышленность выйдет на нормальный выпуск высокооборотных дизелей-звёзд для "Каракуртов" и будет закрыт контракт на МРК , самое время запустить серию лёгких корветов БМЗ на базе несколько подросшего в ВИ "Каракурта" . Причём строить их можно будет сразу на нескольких верфях - "Пелла" , Зеленодольск и в Приморье .
            1. bayard
              Итак - лёгкий фрегат на базе пр. 11356
              Я хоть и не понимаю в кораблестроение, но вы очень доходчиво объяснили и интересно было почитать. Вам бы руководить этими проектами думаю и проблем поменьше было. В руководстве очень важно, знания, опыт, решимость и определённость цели и т.д. Отлично вы прокомментировали данную тему.
            2. 0
              2 февраля 2023 12:54
              Можно и так - заменить коломенские дизеля маршевыми турбинами М-75РУ и обойтись без плюсования крутящего момента . Тем более что версия 22350.1 (начиная с 5-го корпуса серии) с 4-мя УКСК , выглядит вполне достойно . Можно и несколько пересмотрев проект расширить ангар для двух вертолётов , что лишним никогда не будет .

              Если возможно просто заменить дизеля коломенские маршевыми турбинами то лучше остановиться на этом и пустить этот фрегат в максимально возможную серию в варианте 22350.1 с 4-мя УКСК или же все же постараться импортозаместить недостающие части коломенских дизелей, тем более что дизеля нам эти все равно нужны.

              Что касается стоимости, то если национализировать предприятия ВПК и металлургические предприятия а так же побороться с хищениями, плюс большая серия, то вполне по силам снизить цену фрегата процентов на 30-40 и если запустить производство этого фрегата на ССЗ, АСЗ, Янтаре и Заливе, то лет через 10 наш ВМФ вполне может получить десятка три таких фрегатов а еще через пять лет довести это количество до 50-60 штук. Такое количество современных фрегатов значительно повысит боеспособность нашего флота и позволит не только надежно прикрыть наши РПКСН, но и появятся силы для выполнения других задач.

              По фрегату 11356 вы возможно и правы, но ведь МПК с их небольшими размерами в свое время отличено выполняли задачи ПЛО баз и маршрутов выхода РПКСН, к тому же количество стапельных мест для фрегатов у нас ограничено и лучше их занять современным и гораздо более боеспособным фрегатом 22350.
              Поэтому корвет ПЛО на базе Каракурта с буксируемой ГАС и УКСК с возможностью стрельбы ПЛУР а так же установкой Пакета и систем ПВО нам необходим и строить его можно и на Пэлле и в Зеленодольске и на других верфях на внутренних реках.
              Поэтому когда промышленность выйдет на нормальный выпуск высокооборотных дизелей-звёзд для "Каракуртов" и будет закрыт контракт на МРК , самое время запустить серию лёгких корветов БМЗ на базе несколько подросшего в ВИ "Каракурта" . Причём строить их можно будет сразу на нескольких верфях - "Пелла" , Зеленодольск и в Приморье .

              Абсолютно согласен с вами, только разработку и строительство таких корветов надо начинать сейчас, вместо строительства МРК. Отряд из фрегата 22350 и бригады из шести таких корветов сможет очень многое в обеспечении охраны наших РПКСН, а если на СФ и ТОФ будет возможность создать по 6 таких соединений, то задача с охраной наших РПКСН и их баз будет решена.
        6. 0
          3 февраля 2023 17:25
          Виталий, глазам своим не верю!
          Я все таки убедил Вас строить свое, а не заказывать у китайцев! Хотя Китай нам сейчас ничего военного уже не продаст...
    2. +4
      1 февраля 2023 15:52
      Цитата: сайгон
      Вот читаю и удивление просто не вероятное .
      Идут БД армии надо и то и се и всего надо , однако флотским край при пирает пароходы мастерить

      Как раз сейчас корветы нужны как воздух, как хлеб. Потому что сейчас они единственные из серийных кораблей, кто может закрыть зияющую дыру в БМЗ, образовавшуюся после фактической смерти "Альбатросов" как МПК и отмены Чирковым всех работ по новому корвету ОВР в пользу приснопамятных 22160.
      По сути нам сейчас нечем обеспечивать выход РПКСН. А это - 40% стратегических СБЧ РФ, являющихся гарантом мира и порядка.
      И об этом в статье прямо говорится:
      Самое главное, чего это не изменило – с 2016 по 2021 у нас не был заложен ни один корабль для ближней морской зоны, способный решать противолодочные задачи. Фрегаты проекта 22350 бороться с подлодками могут, но это не массовые корабли БМЗ, и строятся они небольшой серией.
  2. +8
    1 февраля 2023 06:02
    Вот это да. Дожили катера построить не можем. Вот так встали с колен.
    1. +1
      1 февраля 2023 06:26
      Конечно встали с колен…в коленно-локтевую позу, но согласитесь, уже не на коленках
    2. -2
      1 февраля 2023 15:12
      Для Вас стакан наполовину пустой!
      Корабли строили, строим и будем строить!
      Посмотрите информацию, сколько строят и когда сдадут, корветы 20380, 20385 и фрегаты 22350.
      1. 0
        1 февраля 2023 19:58
        а для Вас стакан, в котором воды на донышке - все равно стакан с водой?
      2. 0
        2 февраля 2023 00:59
        Цитата: Sergey39
        Корабли строили, строим и будем строить!
        belay , ну точно, -
        Цитата: Sergey39
        ..стакан наполовину пустой!
        wink
        а когда сойдёт угар, -
        Цитата: Sergey39
        Посмотрите информацию, сколько строят и когда сдадут, корветы 20380, 20385 и фрегаты 22350.
        и сколько РАЗ сдвигалось всё это "вправо" .. !!! wink yes
  3. sot
    +18
    1 февраля 2023 06:11
    Вопрос здесь один - ответственность!! Пока можно творить подобное и не отвечать - ничего не поменяется! Ущерб флоту и бюджету очевиден от действий и бездействия руководства отраслью и что? Сажают за кражу сотового телефона, а за пространные миллиарды отправляют на пенсию руководить производством! Непостижимо!

    И спасибо автору за реальный патриотизм, такой о котором уже подзабыли!
  4. -14
    1 февраля 2023 06:23
    Очередные "помои на вынос из избы".
  5. -3
    1 февраля 2023 06:32
    . Внимание – «Военное обозрение» не имеет ничего общего с автором цитируемого текста и его содержанием, он просто скопирован со стороннего источника


    Кое-кто не слишком умен для написания нормального комментария?
    1. +6
      1 февраля 2023 13:23
      Серго 1914 не слишком умён для нормального комментария, да.
  6. +7
    1 февраля 2023 07:59
    Лучший план переложить часть расходов на заинтересованных лиц и их друзей/родственников (после проверки на нетрудовые расходы).
    Это предотвратит появление "белых/золотых слонов". А если эти индивиды еше и запороли проекты лучше и дешевле (в чем почти уверен) - ВМН без вариантов.
  7. +1
    1 февраля 2023 08:51
    Все вроде правильно, но только в теории. Во всех армиях так, шкурные интересы, лоббирование. Никуда не денешься от этого, америкосы воюют постоянно, поэтому более гибко реагируют на потребности флота. Где нибудь в мире такое было чтоб первоначальная цена постройки оставалась неизменной в конце постройки. А то что оборудование допиливается уже в эксплуатации да так всегда было. Сколько сырых систем вооружения ставили в серию. Это плохо? Конечно, но как говорится не ошибается тот кто ничего не делает. Тем более сейчас, в 90 годы потеряли школы конструирования, думали что за забором очередь стоит. Поэтому не все получается, начальство как обычно отчитались, а исполнитель с маленькой зарплатой по выходным работает в аврале. Ну и желание чтоб универсальный был, это неистребимое желание начальства всех стран. Вот и приходиться впихивать невпихуемое.
  8. +9
    1 февраля 2023 08:51
    20386 - чемодан без ручки. «Спасибо» нашим адмиралам, что столько народных денег ухлопали и боеспособность флота затормозили! Воистину 5 колонна...
  9. +2
    1 февраля 2023 09:01
    Зачем играть в инновационность? Тем более не РФ законодатель моды в ВМФ (ПЛ не беру).....Есть Западные проекты (концепции) , известны их плюсы и минусы....конструктив и устройство в доступе.. Проведите анализ - делайте. Китай так нарастил флот в рекордные сроки до второго флота в мире!
    Тем более при таком подходе будет комплексный взгляд на флот, корабли будут унифицированы.
    1. +4
      1 февраля 2023 09:50
      Игра в "инновационность" - это только повод или предлог , можно по разному сказать, для большего распила бабла!!!!
      Где есть слово "инновационность" - так там сразу можно предположить увеличение бюджета.
      А когда начинаешь разбираться с "инновационностью" - так там получается "ЧТО НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".
      С инновационностью можно доиграться до мразма.
      Простой пример - грузовые вагоны от УВЗ для РЖД.
      Там тоже "инновационность" приплели.
      Для "инновационных" вагонов были свои, особые требования.. ну там и ценник был отличный от обычных. Ну так "инновационные" вагоны не смогли проездить без ремонтов и половины задекларированного гарантийного пробега.
      Но зато везде красиво все отчитались.
      Но РЖД начала разборки с УВЗ по этому поводу, чтоб бабло вернуть , не всё канешно а лишь то, которое было уплочено за "инновационность".
      1. 0
        1 февраля 2023 13:55
        Я еще отметил в статье про ГТУ для кораблей у США, что они используют стандартные турбины - генераторы. Чего так же не поступать. У нас приличный ассортимент турбин на основе ТРД
    2. -1
      1 февраля 2023 15:16
      РФ не законодатель моды, но кто Нам передает технологии, если Мы не отработаем сами.
      В СССР, сколько было экспериментальных кораблей и лодок не вошедших в серию? Так и отрабатывали конструкторские задумки и технологии.
      1. 0
        2 февраля 2023 15:03
        Построить корпус мы можем, ГТУ делаем, с дизелями , при желании, вопрос решаемый. Но зачем ошибаться в типоразмерах и назначении кораблей? Или делать не унифицированные машины.
  10. -3
    1 февраля 2023 09:22
    Выход всегда есть, да затратен- перестроить в корабль арсенал мини
    Два «Панциря» для самообороны, минималистическую надстройку с комплектом РЛС от Каракурта, как вариант виньетку и 2х4 та от комплекса Пакет НК артустановку 1 × 1 - 76,2 мм АК-176МА а всё свободное пространство перепроектировать под установку просчитанного по количеству пусковых 8 × 8 УВП 3С14 64 ячеек , под всеми любимыми "Калибр" "Циркон" "Оникс" и прочие ударные средства. В СССР были СР 280 на электро-движении на основании создать 2 вальную установку применив электродвигатели Варшавянки , получим приблизительно 17-22 узла .ДГУ отработанные от Варшавянки тоже И вот вам мини арсенал как боевая единица на 64 пусковых. В современных условиях СВО востребована даже очень.
    1. 0
      2 февраля 2023 00:11
      Для нужд "арсеналов" уже МРК настроили, да сразу двух проектов. А ВМФ реально не хватает многофункциональных кораблей, да желательно массовых и дешевых.
  11. +3
    1 февраля 2023 11:24
    Это хорошо, когда пишутся такие статьи. Вопросы подняты правильно.
    Осталось заострить внимание на ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ВСЕХ РАНГОВ, связанных с военным производством.
    Особое внимание уделять руководству, связанному с проектами и продвижениями таких проектов, которые потом оказываются невыполнимыми...
    А ещё есть зависимость себестоимости конечного изделия от зарплат тех эффективных менеджеров, что крепко присосались к российскому бюджету, ибо в частных структурах таких упырей давно бы подняли «на вилы».
  12. -1
    1 февраля 2023 12:11
    Эта надстройка, собственно, первый образец, сделанный по новой технологии. Электродвижением очень увлекаются британцы, у них на малых ходах так тише получается. Первый корабль проще достроить "как есть", за исключением Заслона, если с ним такие проблемы. На место контейнеров "воткнуть", что получится.
    1. +1
      1 февраля 2023 13:23
      малых ходах так тише получается


      Не получается, там просто погремушка, а не корабль.
      У нас тоже так будет.
      1. 0
        1 февраля 2023 15:52
        А почему погремушка електрохода ?
        Технология подвела ?
        Так електроход задумали специально для кораблей ПЛО штоб лучше/эфективнее подлодки выявлять.
        Спасибо за ответ.
        1. 0
          2 февраля 2023 12:20
          Тихими являются только те корабли, у которых малооборотистый электродвигатель работает прямо на валолинию. А не на редуктор.
          У англичан дело не в этом, а вто м, что они в принципе сделали очень шумными свои корабли.
      2. 0
        2 февраля 2023 12:10
        Цитата: timokhin-a-a
        Не получается, там просто погремушка, а не корабль.
        У нас тоже так будет.

        А у китайцев тоже погремушка ? У них на электродвижении оба типа эсминцев , да и фрегат Тип. 054А собираются перезапускать в серию на электродвижении . Правда чинийцы за электродвижение на эсминцах взялись , чтоб не париться над сложными и мудрёными редукторами ... и с прицелом на размещение боевых лазеров в будущем , которым избыток эл.энергии на борту как нельзя кстати .
        Так гремят китайцы ?
        У нас же на электродвижении все ледоколы , так что опыт есть какой-никакой ... но то , что предлагалось для 22160 ... это просто сюр какой-то .
  13. +1
    1 февраля 2023 13:56
    Что делать? Сажать, чтобы другим неповадно было.
    Раньше таких называли вредителями.
    Безнаказанность порождает безответственность и вседозволенность.
    Это касается всех сфер деятельности государства.
    Но кто же на своего руку поднимет.
    Семейственность и кумовство всё губят.
  14. +4
    1 февраля 2023 14:15
    Прежде чем что-либо делать с этим проектом, надо убрать из руководства тех, кто его продвигал. Почему - понятно?
    Затем определиться с тем, что НУЖНО на ближайшее время.
    Определить, что МОЖНО из этого "нужного" сделать.
    И лишь тогда думать, как и куда пристроить этого уродца.
    Если купил ботинки 42 размера, а к тому времени, как и привезли, нога стала 43, их или продать, или выбросить.
  15. 0
    1 февраля 2023 17:57
    Из проекта 20386 уже суперкорвета не получится. Из него можно сделать учебно-боевой / опытовый корабль. По мере создания каких-либо новых морских комплексов, на этом корвете можно было бы проводить их испытания. Но это редкое явление. Основное время он мог бы служить как навигацкая школа для курсантов.
    Переделывать корпус и надстройку уже не стоит. Это слишком трудозатратно. Из трюма нужно выбросить вертолетоподъемник и в освободившемся помещении оборудовать кубрик или учебный класс. Палубу над трюмом заварить и на палубе сделать раздвижной ангар для вертолета.
    Там же в трюме установить по бортам ПТЗ ,,Пакет-НК,, с опускаемыми ГАС.
    Вместо РЛК ,,Заслон,, нужно поставить РЛС ,,Позитив,, и РЛС ,,Минерал,,.
    Основную ГАС и БуГАС нужно поставить на 20386-й аналогичные корветам 20380/85. Вот и все преобразования.
    Корабль плюс к тому же будет иметь 8 ПКР ,,Уран,, 16 ячеек ЗРК ,,Редут,, 100 мм артустановку. и пулеметы. По мере необходимости в раздвижном ангаре будет стоять противолодочный вертолет. Но увы, ПЛУР на корабле не будет.
    Это менее затратный вариант и более реальный.
  16. +2
    1 февраля 2023 18:53
    Ооо заслононом руководит Турчак младший, старший связан с ВВП, дальше даже читать не стал(((.Кумовство и результат(((
    1. 0
      2 февраля 2023 15:27
      Это понятно, что руководит, но дело в том что Заслон не вывозит.
      1. 0
        2 февраля 2023 15:45
        Они тему другим конторам перебили, более толковым!
  17. -1
    1 февраля 2023 21:50
    На мой провинциальный взгляд- беседы о перспективах постройки тех или иных проектов в свете последних событий, малость не актуальны. Бо, если у бойцов снаряжения и прочего обустройства не хватает. О каких там проектах может речь идти?... Война нынче не на море идёт. И решение будет не на море.
    Хотя, наш завод что-то экстренно выполняет из стали. Для неких надводных мероприятий. Причём довольно громоздкое. Надо сказать. Господ конструкторов туда бы засунуть. Для понимания того, что вы конструируете. И как это выполнить в реале...
    Но, это однозначно- не корветы, фрегаты и авианесущие крейсера.
  18. 0
    2 февраля 2023 01:17
    Прекрасная статья, впрочем как всегда, интересные комментарии, ни как всегда). Многие говорят о том, что фронту снаряжение нужно, не до кораблей… Или война не на море идет. Но вот ведь какая штука: при наличии нормального ЧФ и отсутствии вменяемого руководства того же ЧФ, какую цену мы будем вынуждены заплатить за Одессу, Николаев, Очаков? А какую уже заплатили? А на чем из США везут Бредли и Абрамсы и прочий металлолом, не говоря о Хаймерсах и прочих приблудах. Так что господа война идет не на суше, а самое главное: нам никто не даст вести ее только на Суше! Рвется всегда там где тонко, и наши «уважаемые партнеры» отлично знают о наших проблемах как на воде, так и под водой, а так же в воздухе (морская авиация которой нет). И именно поэтому японцы чуть ли не ультимативно требуют разрешения на лов морепродуктов в нашей экономической зоне, а турки диктуют условия «Зерновой сделки».
    1. 0
      2 февраля 2023 10:37
      Цитата: Andrey Андреев
      Но вот ведь какая штука: при наличии нормального ЧФ и отсутствии вменяемого руководства того же ЧФ, какую цену мы будем вынуждены заплатить за Одессу, Николаев, Очаков?

      Эти города в прошлую войну брались противником вообще без участия флота. А затем освобождались нами при моральной поддержке ЧФ... из портов Кавказа.
      Цитата: Andrey Андреев
      А на чем из США везут Бредли и Абрамсы и прочий металлолом, не говоря о Хаймерсах и прочих приблудах.

      А что - флот может как-то пресечь перевозки?
      Дело-то не в технических возможностях, а в политической воле. И при наличии оной воли южный маршрут пресекается опять-таки без флота - ударами по портовой инфраструктуре.
      И да - технику на Украину гораздо проще везти через Польшу. Чем разгружать её в порту в радиусе досягаемости КР и БР.
      1. 0
        2 февраля 2023 18:28
        Одесса бралась при помощи блокады, в том числе и морской и воздушной.
        Что же касается поставок из Польши, то до Польши из Северной Америки тоже есть только морской путь доставки танков (по крайней мере Абрамсов). И да нужна политическая воля для перехватов судов с вооружением, но это только при условии наличия флота и морской авиации, кстати А. Тимошин в нескольких статьях раскрывал данную тему. А нас нет ни флота, по крайней мере на Балтике если мы о Польше, ни воли, если мы обо всем остальном.
        1. 0
          3 февраля 2023 16:00
          Цитата: Andrey Андреев
          Одесса бралась при помощи блокады, в том числе и морской и воздушной.

          И кто же блокировал Одессу с моря? Могучий румынский флот в 1941 г.? Или оставленные приказом Ставки в портах Кавказа корабли ЧФ?
          Вся морская блокада Одессы была заслугой ВВС. Корабли использовались для снабжения и эвакуации. Или Вы предполагаете, что в Одессе и Николаеве нам придётся косплеить оборону 1941 года?
          Цитата: Andrey Андреев
          Что же касается поставок из Польши, то до Польши из Северной Америки тоже есть только морской путь доставки танков (по крайней мере Абрамсов).

          Вот на этом пути проблем от нашего флота противнику можно вообще не ожидать. Ибо если флот БМЗ ещё можно воссоздать в разумные сроки, то по ДМЗ сроки будут измеряться десятилетиями. Просто потому, что работа в этой зоне потянет за собой ПВО вне радиуса береговой авиации, ПЛО вне радиуса береговых систем, разведку, целеуказание, снабжение, и т.д., и т.п. А у нас даже "Лиану" за почти полтора десятка лет не смогли подвесить в полном составе.
  19. 0
    3 февраля 2023 01:25
    с повышенной шумностью на электродвигателях.
    __________________

    автор, обычно всегда приятно вас читать.

    но что это было сейчас????? электродвигатели шумные??? вы серьезно????
    1. 0
      3 февраля 2023 12:58
      но что это было сейчас????? электродвигатели шумные??? вы серьезно????


      Там жужжалки по 1800 об/мин, которые работают на понижающие редуктора на жёстком основании.
      Поэтому вот так.

      Были бы низкооборотистые двигателя с прямой работой на вал, это была бы другая история. Но у нас вот так.
  20. 0
    5 февраля 2023 13:33
    Хм... читаешь и понимаешь, что великий князь Романов Алексей Александрович был не таким уж и плохим флотоводцем.
    1. 0
      5 февраля 2023 18:36
      А Алексей Романов был не таким уж плохим флотоводцем: в частности, он выступал за замену 254 мм орудий на кораблях типа "Пересвет", на 305 мм орудия... Что было вполне разумной мерой... Не разумными в данном случае, показали себя адмиралы..
  21. 0
    5 февраля 2023 17:23
    Не нужно сгущать краски. Радиолокационные комплексы производства АО «Заслон», которые собирались ставить на корвет "Дерзкий", уже производятся серийно: два корвета с ним уже введены в строй. Газотурбинные двигатели М90ФР производятся серийно и уже поставлены на два корабля, надстройка для корвета "Дерзкий" поставлена. Вооружение корабля производится серийно. Все разговоры о санкциях, которые вот вот парализуют наше судостроение ничего не стоят, т.к. наше судостроение давным давно под санкциями и вполне нормально развивается, идет импортозамещение. Можно с уверенностью сказать, что худшие времена в этом отношении миновали. Так ли уж нужно, как уверяет автор статьи ломать уже почти построенный корабль? Другое дело, что фрегаты серии "Адмирал Горшков" лучше чем корветы серии "Дерзкий", так никто и не спорит, но это не значит, что "Дерзкий плох, просто "адмиралы" - лучше.
    1. 0
      8 февраля 2023 20:57
      Чёрт его знает, конечно, сам я лично далёк от истины, но читал в интернетах от знающих людей, что Заслон на Алдаре показал себя от очень хорошей стороны, и что реальные его возможности выше заявленных. Да, детские болезни никто не отменял, но работы идут. Так говорят, по крайней мере.
      С другой стороны, все мы помним как "филигранно" Гремящий сбивал на высоте в 100 метров ракету-мишень размером с небольшой автобус, и какой засвет давал при этом рлк
  22. 0
    8 апреля 2023 17:33
    Думаю, военным- оно виднее. Что, сколько и зачем.
    Хотя, не факт, но тем не менее.
    Наше дело- выдать заказчику то, что он просит. Времена досужих бесед закончились Точка.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»