Энергия по лазеру: проект энергоснабжения коптера от китайских инженеров

20
Энергия по лазеру: проект энергоснабжения коптера от китайских инженеров
Опытный БПЛА с солнечной панелью


Беспилотные летательные аппараты вертолетного типа имеют ряд характерных преимуществ, благодаря чему получили широкое распространение. В то же время, имеются и недостатки, главный из которых – ограниченная продолжительность и дальность полета. Предлагаются разные способы повышения этих параметров, и очередную любопытную разработку такого рода представили специалисты китайского Северо-Западного политехнического университета.



Беспилотник и лазер


О новой разработке китайских ученых в начале января написали несколько китайских изданий. Как сообщается, автором проекта являются профессор Ли Сюэлун и его коллеги по СЗПУ. Недавно они разработали и развили оригинальную концепцию беспилотника для продолжительного полета. Затем эти идеи были проверены при помощи опытной техники.

Главная идея проекта заключается в кардинальной перестройке энергетической системы БПЛА. Обычный коптер с электродвигателями, оснащенный аккумулятором, приходится возвращать и сажать для перезарядки или замены батареи. Ли Сюэлун и его коллеги предлагают сохранить аккумулятор на борту беспилотника, а также оснастить его солнечной панелью малой массы. Одновременно с этим в комплекс вводится наземная часть, включающая агрегаты, отвечающие за выработку электроэнергии. Кроме того, разработаны средства для передачи энергии на борт БПЛА.

Отмечается, что лазеры большой мощности пока применяются только для борьбы с беспилотниками. Однако проект от СЗПУ предлагает использовать лазерный луч для передачи энергии от наземной части комплекса на борт БПЛА. Автоматика комплекса должна следить за беспилотником и направлять луч точно на его солнечную панель, обеспечивая постоянное энергоснабжение и подзарядку батареи.

Специалисты СЗПУ разработали все компоненты комплекса, включая особое программное обеспечение, ответственное за отслеживание БПЛА и наведение лазера. При помощи этих изделий уже провели несколько испытаний в разных условиях. Беспилотник получал энергию и летал в помещении, а также на открытом воздухе днем и ночью. Максимальная продолжительность полета достигла 24 ч.


Наземные средства на испытания в разное время суток

Следует отметить, что за рубежом уже разрабатывались системы лазерной передачи энергии на борт БПЛА. Однако тогда использовались беспилотники самолетного типа, и проекты не продвигались дальше расчетов или опытов в аэродинамической трубе и в воздухе.

Элементы комплекса


Согласно опубликованным данным, опытный беспилотный комплекс от СЗПУ включает несколько основных средств. Это наземная система генерации и передачи энергии, операторский пульт и собственно беспилотник. Известны общие принципы работы, но подробности не сообщаются. Основные характеристики комплекса тоже не раскрывают – как для защиты от копирования, так и во избежание использования технологии в военных целях.

В опытах используется малоразмерный квадрокоптер с электрическими моторами. Вероятно, для экспериментов взяли готовый БПЛА, доступный на рынке. Как и предлагает проект, в дополнение к батарее он получил солнечную панель и сопутствующие приборы. Квадратное устройство подвешено под корпусом.

По всей видимости, электроника БПЛА не претерпела изменений, как и операторский пульт. От опытного образца требуется только способность выполнять команды оператора или самостоятельно летать и висеть. Впрочем, могли добавиться новые функции, связанные с взаимодействием с системой энергоснабжения.

Наибольший интерес представляют наземные средства комплекса. В их состав входит система питания – от сети или от генератора. Также имеется оптико-электронная станция с камерами и лазером требуемой мощности. Работой наземных средств управляет автономная цифровая система с особым программным обеспечением.

Сообщается, что ОЭС комплекса способна брать БПЛА на сопровождение и отслеживать все его перемещения в пределах зоны видимости. За слежение отвечает компьютер; оператор может сосредоточиться на выполнении основной задачи. При необходимости подзарядки батареи, система управления автоматически направляет лазерный луч на солнечную панель и удерживает его.


БПЛА в воздухе

Система управления определяет дальность до беспилотника и следит за другими факторами. Учитывая их, автоматика изменяет мощность и фокусировку луча. За счет этого обеспечивается постоянная подача одинаковой мощности вне зависимости от взаимного положения БПЛА и ОЭС, внешних условий и т.д. При обнаружении препятствия на пути луча мощность снижается до безопасного значения.

Желаемые преимущества


Принципы работы такого комплекса достаточно просты. После «обычной» зарядки БПЛА может взлететь и выполнять поставленные задачи. Выработав большую часть заряда батареи, беспилотник должен вернуться в зону зарядки, где его найдет ОЭС и начнет «подсвечивать» лазером. Получив энергию и дозарядив аккумулятор, БПЛА сможет продолжать работу в воздухе. Подобный цикл может повторяться несколько раз подряд, в зависимости от особенностей миссии и текущих потребностей.

Комплекс с такими возможностями имеет очевидные преимущества. В первую очередь, это резкое увеличение возможной продолжительности полета и возможность обойтись без посадок. Беспилотнику не придется возвращаться на землю для подзарядки или замены батареи. В некоторых ситуациях он сможет заряжаться от лазера, даже не покидая рабочую зону и продолжая работу.

Беспилотный комплекс с такими возможностями должен выполнять задачи длительного наблюдения и разведки. При этом БПЛА сможет работать на некотором удалении от наземных средств, позволяющем вовремя вернуться для подзарядки. Разработчики предполагают, что комплекс будет полезен при мониторинге различных ситуаций, при проведении поисково-спасательных работ и т.д.

В дальнейшем не исключается создание крупных БПЛА с лазерным энергоснабжением. На их основе может быть построена полноразмерная воздушная транспортная сеть. Впрочем, большой беспилотник потребует соответствующую наземную инфраструктуру.

Следует отметить, что предложенная СЗПУ система энергоснабжения не лишена недостатков, которые затрудняют ее разработку и развертывание, а также накладывают ограничения на эксплуатацию. С частью затруднений удалось справиться на стадии разработки, и можно ожидать новые успехи. Однако избавление от всех проблем пока не гарантируется.


Работа лазерного энергоснабжения в представлении художника

Практически все трудности связаны с выбранным принципом передачи энергии. Он требует точного сопровождения БПЛА и наведения лазера, для чего необходимы достаточно сложные аппаратные и программные системы. Кроме того, лазерный луч не отличается высоким КПД, и этот показатель может дополнительно сокращаться из-за внешних факторов.

Также следует учитывать, что для быстрой зарядки батареи необходима соответствующая мощность луча. При неаккуратном обращении, наземная ОЭС фактически прекращается в боевой лазерный комплекс и может нанести урон окружающим объектам или даже самому беспилотнику. Так, лазер способен необратимо повредить оптику разведывательного летательного аппарата.

Разработчики проекта из СЗПУ утверждают, что им удалось создать аппаратуру управления с необходимыми функциями. Опытный БПЛА в разных условиях выполнял полеты вокруг наземных средств и поднимался на высоту десятков метров. Сообщается, что во всех случаях обеспечивалась передача достаточной энергии, а окружающая обстановка не получила никаких повреждений.

Пока речь идет только о малоразмерном БПЛА, и в этом масштабе комплекс показал себя неплохо. В дальнейшем планируется развивать проект и увеличивать беспилотник, а также повышать мощность лазера. Поддается ли разработанная система масштабированию или этот процесс может привести к неразрешимым проблемам, пока не ясно. Но первые опыты дают повод для оптимизма.

На новых принципах


Подавляющее большинство современных БПЛА вертолетного типа выполняет полет за счет аккумуляторных батарей. При необходимости увеличения дальности используется принцип привязного полета – за беспилотником тянется кабель, по которому с земли подается электроэнергия. Продолжительность такого полета ограничена только возможностями энергоснабжения, но привязной коптер не может свободно летать.

Новый китайский проект реализует еще один способ повышения продолжительности полета – за счет особого принципа передачи энергии. Работоспособность концепции уже проверяется при помощи опытного БПЛА и другой аппаратуры. Смогут ли специалисты СЗПУ решить все задачи текущего этапа и перейти на следующий, покажет время.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    1 февраля 2023 04:49
    Хайтек конечно, н России вообще хоть какие БПЛА развивать надо, не до этого.

    Продолжительность такого полета ограничена только возможностями энергоснабжения, но привязной коптер не может свободно летать.
    Зато ограничения по дальности (не хуже кабеля), погоде(впрочем сильный ветер для кабеля тоже помеха) и демаскирующим признакам. А кабель можно и отстрелить при нужде, уж разъём всяко легче приёмной панели.
    1. -3
      1 февраля 2023 07:42
      1. Сейчас набегут фанаты парусного флота, аркебуз и греческого огня. Они будут доказывать бесполезность дистанционной перезарядки БПЛА в плохую погоду.
      2. Идея, да к тому же работающая вполне себе замечательна. Например когда дрон выходит из боя и летит на подзарядку заменяя уже заряженный дрон. Или когда БПЛА выполняют роль "минного поля" в ПВО, полностью перекрывая целые сектора воздушного пространства. А то и образуя купол.
      3. Китайские коммунисты передаю пламенный привет строителям развитого капитализма в одной северной бывшей сверхдержаве.
      1. +5
        1 февраля 2023 08:54
        Практическая польза только в случае если критически важно "повесить" дрон в одной близлежащей зоне, например для беспрерывного наблюдения. В остальных проще долететь, приземлиться и спокойно зарядиться. Если нужно срочно, то просто заменить батареи.
        Ну и польза как научный эксперимент, поиск идей и решение технических проблем. Концепт.
  2. +1
    1 февраля 2023 04:55
    И какой мощности должен быть лазер, что бы зарядить АКБ и в тоже время не поджарить сам коптер ! Интересно...
  3. -1
    1 февраля 2023 05:15
    Теоретическая разработка, в ОТДАЛЕННОМ будущем пойдет в практику однозначно, но пока - только инициативная разработка и только для опытных моделей - слишком переусложнено. Такое разрабатывать НАДО, чтоб не отстать, но само-собой не гнать волну в стиле матрасов про "не имеющее аналогов в мире//лучшее в мире" - а давай сто тыщ мильенов - и в серию, будет Ф-35 на минималках
  4. -2
    1 февраля 2023 05:30
    Ну,во первых,что за "термин": ,,вертолётного типа" ? Разве квадрокоптеры,гексакоптеры,октокоптеры именуются вертолётами? Не слышал такого ! В "обобщении" они именуются: "мультикоптеры" ! (Даже "наш" вертолёт-это их хеликоптер! ) Так почему не "озвучивать": "БПЛА мультикоптерного (коптерного) типа" или,лучше, "БПЛА-мультикоптеры...БПЛА-коптеры" !?
    1. -1
      1 февраля 2023 05:58
      Во вторых,как заметил сам автор,идея "лазерного " эл.питания не нова !(Кстати, во время пика интереса к лазерным технологиям , предлагался,даже, "лазерный" ракетный двигатель !) Кроме "лазерной" идеи, предлагались мазер и мощная РЛС ! Есть несколько вариантов реализации "лазерного" эл.питания (и без солнечных батарей...) ! Но,как говорил некий киноперсонаж :"Сложно всё это!"... Имеется в авиации система топливозаправки летательных аппаратов в воздухе...А кто сказал ,что так можно заправлять лишь "керосином" ? На земле ведь ,кроме АЗС, появились и ЭЗС (электрозарядные станции) ! Ну,вот...давайте перенесём ЭЗС на высоту в атмосферу...!
      1. 0
        1 февраля 2023 09:35
        Не сочтите меня занудой, но автор прав. Вы используете не существующие слова состоящие из числительного (например квадро, или неопределённого мульти) и несуществующее КОПТЕР. Дело в том, что слово геликоптер - составное из двух слов - ГЕЛИКОН - винт и ПТЕР - крыло, отсюда - ВИНТОКРЫЛ и поэтому правильно говорить вертолётного типа. Русский язык уже ужасно засорен, и слово коптер (кокрыло) один из комков этого мусора. То, что это слово прижилось в языке не отменяет его бессмысленности.
  5. +4
    1 февраля 2023 06:39
    за счет особого принципа передачи энергии.

    Неужели китайцы придумали "неньютоно-эйнштейновскую" физику? Какую-нибудь Лао цзы II, в которой нет понятия КПД?
  6. +2
    1 февраля 2023 09:33
    Новый китайский проект реализует еще один способ повышения продолжительности полета – за счет особого принципа передачи энергии.

    Никакого "особого принципа передачи энергии" не существует в природе. Есть закон сохранения энергии, согласно которому энергия может быть передана от одного тела к другому, а так же один вид энергии преобразован в другой.
    Еще в 2010 году в США квадрокоптер американской фирмы PowerLight летал 12 часов, получая энергию через лазерный луч.
    В 2012 году БПЛА Stalker, совместная разработка Lockheed Martin и LaserMotive, продержался в воздухе 48 часов.

    Самый существенный недостаток этого способа передачи - низкий КПД - не более 25%.

    Поэтому ничего сенсационного в китайских разработках нет. И "особого принципа" тоже. Все по законам физики.
    1. -1
      1 февраля 2023 18:13
      Ну, на войне КПД - не главное, но если вдуматься - иметь в радиусе прямой видимости мощный лазер (с паразитным теплом, демаскирует) ради чего? На батарейке сэкономить?.. Если речь про постоянный мониторинг с коптера, типа над движущимся кораблём (актуально для КНР) мини-АВАКС подвесить, то и провод - отличное простое решение. Хотя, возможно, начиная с какой-то длины его вес станет неприемлемым и лазер - выгоднее? Например, 1 км - это выше облаков, отлично увеличит радиус обзора.

      Гипотетически, возможно представить корабль будущего с отработанными лазерными технологиями - те же БПЛА сбивать - который на малой мощности может подпитывать свой БПЛА? Или даже иметь выделенный лазер, создание которого стоит недорого, так как технологии (на это будущее время) лазеров уже отработаны и массовы?
  7. 0
    1 февраля 2023 12:38
    Идея хорошая, но самоочевидная и с низким КПД. Предлагаю вариант поинтереснее. Если я не ошибаюсь лазерный луч в воздухе создает ионизированный канал - проводник. Два луча - два проводника. А это уже замкнутая электрическая цепь, по которой передавать энергию можно куда как более эффективно. Осталось довести эту идею до логического тупика. Дарю.
  8. +1
    1 февраля 2023 16:49
    Дарю ноу хау отечественным бпла строителям. Прикручиваем синей изолентой над солнечной панелью фанарик и вуаля, вечный бпла готов)))). Требую все премии мира за столь прорывную разработку! smile
  9. +1
    1 февраля 2023 23:46
    Дело хорошее. Не везде, конечно, применимо. Для боевых действий, разве что в оборонительных мероприятиях (когда враг не способен воздействовать как на питающий луч, так и на генерирующую его установку и персонал). А вот в мирное время пограничникам самое то. Для охраны особых объектов в глубине территории тоже. Опять же нужно считать. Может обычный "мопед" будет экономически более выгоден.
  10. 0
    2 февраля 2023 05:29
    Кто ищет, тот найдёт правильное решение. Лазер или солнечные батареи или доставка нового аккумулятора другим беспилотником в "зону зарядки", которая может быть и в воздухе или на земле. Или подзарядка от Солнца на заоблачной высоте.
    Не одно, так другое, а что - либо придумают они.....
    1. 0
      31 марта 2023 19:12
      Они ничего не придумывают.всё честно.честно украдено и скопировано.
  11. +1
    2 февраля 2023 11:22
    great to get research grants but the laser based energy transmission does not work in cloudy weather, kills birds and makes the drone easily spottable in war situation. So its a total dud im my humble opinion.
  12. 0
    31 марта 2023 19:09
    Похоже китайцы нашли мой чемодан с журналами "техника молодёжи" 80 года
  13. -1
    7 апреля 2023 14:16
    Это полное фуфло. Прикиньте, сколько стоит беспилотник на аккумуляторе и сколько стоит киловаттный лазер с системой прецизионного отслеживания! Причем любое, самое легкое облако дыма или пыли, и - здравствуй, Земля! Эта статья - голимая маниловщина.
  14. 0
    29 апреля 2023 09:35
    Во первых, очень сложно выходит, от того очень дорого выходит! Проще автоматическая сменяемость дронов над объектом для подзарядки, при взлёте заряженного дрона! Пост принял, пост сдал.