Старейшее спасательное судно Российского Военно-морского флота «Коммуна» отпраздновало вековой юбилей со дня закладки

Старейшее спасательное судно Российского Военно-морского флота «Коммуна» отпраздновало вековой юбилей со дня закладки


Старейшее спасательное судно Российского Военно-Морского флота «Коммуна» отпраздновало вековой юбилей со дня закладки. За свою долгую и насыщенную событиями службу, «Коммуна», нареченная при постройке «Волхов», успешно решала судоподъемные и спасательные задачи в Первую мировую войну, ремонтировала подводные лодки и корабли в годы Великой Отечественной, была плавбазой подводных лодок и носителем сверхмалых подлодок. В настоящее время судно оборудовано современным комплексом подводного телеуправляемого аппарата «Пантера плюс» и успешно выполняет задачи поисково-спасательной службы.


Честь подъема Андреевского флага была предоставлена ветерану спасательного судна «Коммуна» подполковнику в отставке Владимиру Карцеву. На торжественном митинге, посвященном вековому юбилею со дня закладки судна, членам экипажа вручили грамоты и благодарности за бережное отношение к кораблю и сохранность традиций «Коммуны».

Судно «Волхов» было заложено 12 ноября в 1912 года в Петрограде на верфи Путиловского завода и предназначалось для подъема затонувших кораблей и спасения подводных лодок. Судно "Волхов" участвовало в революционных событиях и в гражданской войне, обслуживая субмарины Красного Балтийского флота. В марте 1922 года на общем собрании команды было принято решение переименовать судно, и 31 декабря (в день образования СССР) спасательное судно получило новое название - "Коммуна". За свою службу в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн, судно «Коммуна» оказала помощь более ста кораблям и подводным лодкам.

В Севастополь судно-ветеран прибыло в 1967 году и на «Севморзаводе» было переоборудовано в судно-носитель глубоководных аппаратов.

ПАВЕЛ ДЕЕВ, старший помощник капитана спасательного судна «Коммуна»:
«Водоизмещение лодок возрастало и превышало тысячу тонн, задача «Коммуны» изменилась на спасение экипажей. Недавно на борту стоял подводный автономный аппарат АС 5, который мог спускаться – это маленькая подводная лодка спецназначения – она могла присасываться к подводной лодке. И за один раз 22 человека переходили в этот аппарат и доставлялись на борт.

Этот аппарат был передан на Балтику. «Коммуну» оборудовали современным комплексом подводного телеуправляемого аппарата «Пантера плюс».

ПАВЕЛ ДЕЕВ, старший помощник капитана спасательного судна «Коммуна»:
«Может работать до тысячи метров и передавать на подводную лодку средства жизнеобеспечения, может подключить шланги для вентиляции, электрокабель, может через торпедный аппарат прошлюзовать туда пеналы с продовольствием, медикаментами, теплой одеждой. За счет этого можно продлить срок жизни экипажа».

«Коммуну» называют «жемчужиной» российского судостроения, легендой императорского флота. На сегодняшний день – это единственное судно столь почтенного возраста из действующих.

ПАВЕЛ ДЕЕВ, старший помощник капитана спасательного судна «Коммуна»: «Есть суда старше – но они все не действующие – «Аврора», есть линкоры в Америке. Коммуна единственное судно, которое может выполнять те задачи, которые она выполняла. У нас все в строю. Поэтому мы гордимся».

МАРГАРИТА ПРОНИНА, корреспондент:
«Ходовой мостик расположен на высоте 22 метра от уровня моря. А здесь находится главный командный пункт – гордость Коммуны».
Штурвал, машинный телеграф – здесь удалось сохранить все в (первозданном виде).
Не много в мире кораблей, доживших до столетнего возраста. «Коммуна» не просто остается на плаву, она продолжает выполнять поставленные перед ней задачи. Моряки говорят, секрет живучести судна – в уникальном материале, из которого изготовлен его корпус. Тогда применялась особая вязкая ковкая «путиловская» корабельная сталь. Рецепт изготовления металла, которому нет аналогов в мире, к сожалению, утерян.
Корпус «Коммуны» практически не поддается коррозии и износу.


АНАТОЛИЙ ИШИНОВ, капитан спасательного судна «Коммуна»:
«Если последний доковый ремонт был в 2005 году, производили замер толщин корпуса. Ледовый пояс - первоначально толщина была 16 мм, то на момент марта 2005 года толщина составляла 14,9 мм - минимальный износ»

История старейшего судна имеет много легенд. Одна из них – про золотую заклепку.

ПАВЕЛ ДЕЕВ, старший помощник капитана спасательного судна «Коммуна»:
«На постройку «Коммуны» использовано тысячу триста шестьдесят пудов заклепок. Если все заклепки собрать и взвесить, получится 1360 пудов. Мне кажется, это многовато. Говорят, что среди них одна заклепка золотая. По легенде – это придумали капитаны, чтобы при чистке корпуса судна, народ стремился чистить качественней, стараясь найти эту заклепку. Заклепки вы видели, если одна золотая – там не одна сотня граммов золота будет».

Еще одна интересная история. В 1984 году, когда военный экипаж судна был расформирован, «Коммуну» основательно разграбили. Унести не смогли кабинетный рояль – подарок императора, поскольку заносили инструмент вместе со строительством судна и вынести его теперь невозможно. Рояль старейшей фортепианной фирмы Российской Империи «Diederichs Frиres» (Дидерихс фРэр) с аристократическим дизайном эпохи Николая II украшает кают-компанию «Коммуны» с 1912 года. Внутри инструмента – Герб Российской Империи и дата изготовления – 1898 год.

А в 2010 году на «Коммуне» появилась Свято-Никольская судовая церковь. Экипаж судна надеется, что судовой храм спасет «Коммуну» от распила. У кого поднимется рука на святыню? Хотя, о списании «Коммуны» говорить рано. Несмотря на почтенный возраст, судно достойно несет Андреевский флаг, активно участвуя в различных мероприятиях аварийно-спасательной службы флота, связанных с выходами в море. - передает НТС
Первоисточник:
http://sevastopol.su
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти