Старейшее спасательное судно Российского Военно-морского флота «Коммуна» отпраздновало вековой юбилей со дня закладки

8
Старейшее спасательное судно Российского Военно-морского флота «Коммуна» отпраздновало вековой юбилей со дня закладки


Старейшее спасательное судно Российского Военно-Морского флота «Коммуна» отпраздновало вековой юбилей со дня закладки. За свою долгую и насыщенную событиями службу, «Коммуна», нареченная при постройке «Волхов», успешно решала судоподъемные и спасательные задачи в Первую мировую войну, ремонтировала подводные лодки и корабли в годы Великой Отечественной, была плавбазой подводных лодок и носителем сверхмалых подлодок. В настоящее время судно оборудовано современным комплексом подводного телеуправляемого аппарата «Пантера плюс» и успешно выполняет задачи поисково-спасательной службы.

Честь подъема Андреевского флага была предоставлена ветерану спасательного судна «Коммуна» подполковнику в отставке Владимиру Карцеву. На торжественном митинге, посвященном вековому юбилею со дня закладки судна, членам экипажа вручили грамоты и благодарности за бережное отношение к кораблю и сохранность традиций «Коммуны».

Судно «Волхов» было заложено 12 ноября в 1912 года в Петрограде на верфи Путиловского завода и предназначалось для подъема затонувших кораблей и спасения подводных лодок. Судно "Волхов" участвовало в революционных событиях и в гражданской войне, обслуживая субмарины Красного Балтийского флота. В марте 1922 года на общем собрании команды было принято решение переименовать судно, и 31 декабря (в день образования СССР) спасательное судно получило новое название - "Коммуна". За свою службу в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн, судно «Коммуна» оказала помощь более ста кораблям и подводным лодкам.

В Севастополь судно-ветеран прибыло в 1967 году и на «Севморзаводе» было переоборудовано в судно-носитель глубоководных аппаратов.

ПАВЕЛ ДЕЕВ, старший помощник капитана спасательного судна «Коммуна»:
«Водоизмещение лодок возрастало и превышало тысячу тонн, задача «Коммуны» изменилась на спасение экипажей. Недавно на борту стоял подводный автономный аппарат АС 5, который мог спускаться – это маленькая подводная лодка спецназначения – она могла присасываться к подводной лодке. И за один раз 22 человека переходили в этот аппарат и доставлялись на борт.

Этот аппарат был передан на Балтику. «Коммуну» оборудовали современным комплексом подводного телеуправляемого аппарата «Пантера плюс».

ПАВЕЛ ДЕЕВ, старший помощник капитана спасательного судна «Коммуна»:
«Может работать до тысячи метров и передавать на подводную лодку средства жизнеобеспечения, может подключить шланги для вентиляции, электрокабель, может через торпедный аппарат прошлюзовать туда пеналы с продовольствием, медикаментами, теплой одеждой. За счет этого можно продлить срок жизни экипажа».

«Коммуну» называют «жемчужиной» российского судостроения, легендой императорского флота. На сегодняшний день – это единственное судно столь почтенного возраста из действующих.

ПАВЕЛ ДЕЕВ, старший помощник капитана спасательного судна «Коммуна»: «Есть суда старше – но они все не действующие – «Аврора», есть линкоры в Америке. Коммуна единственное судно, которое может выполнять те задачи, которые она выполняла. У нас все в строю. Поэтому мы гордимся».

МАРГАРИТА ПРОНИНА, корреспондент:
«Ходовой мостик расположен на высоте 22 метра от уровня моря. А здесь находится главный командный пункт – гордость Коммуны».
Штурвал, машинный телеграф – здесь удалось сохранить все в (первозданном виде).
Не много в мире кораблей, доживших до столетнего возраста. «Коммуна» не просто остается на плаву, она продолжает выполнять поставленные перед ней задачи. Моряки говорят, секрет живучести судна – в уникальном материале, из которого изготовлен его корпус. Тогда применялась особая вязкая ковкая «путиловская» корабельная сталь. Рецепт изготовления металла, которому нет аналогов в мире, к сожалению, утерян.
Корпус «Коммуны» практически не поддается коррозии и износу.

АНАТОЛИЙ ИШИНОВ, капитан спасательного судна «Коммуна»:
«Если последний доковый ремонт был в 2005 году, производили замер толщин корпуса. Ледовый пояс - первоначально толщина была 16 мм, то на момент марта 2005 года толщина составляла 14,9 мм - минимальный износ»

История старейшего судна имеет много легенд. Одна из них – про золотую заклепку.

ПАВЕЛ ДЕЕВ, старший помощник капитана спасательного судна «Коммуна»:
«На постройку «Коммуны» использовано тысячу триста шестьдесят пудов заклепок. Если все заклепки собрать и взвесить, получится 1360 пудов. Мне кажется, это многовато. Говорят, что среди них одна заклепка золотая. По легенде – это придумали капитаны, чтобы при чистке корпуса судна, народ стремился чистить качественней, стараясь найти эту заклепку. Заклепки вы видели, если одна золотая – там не одна сотня граммов золота будет».

Еще одна интересная история. В 1984 году, когда военный экипаж судна был расформирован, «Коммуну» основательно разграбили. Унести не смогли кабинетный рояль – подарок императора, поскольку заносили инструмент вместе со строительством судна и вынести его теперь невозможно. Рояль старейшей фортепианной фирмы Российской Империи «Diederichs Frиres» (Дидерихс фРэр) с аристократическим дизайном эпохи Николая II украшает кают-компанию «Коммуны» с 1912 года. Внутри инструмента – Герб Российской Империи и дата изготовления – 1898 год.

А в 2010 году на «Коммуне» появилась Свято-Никольская судовая церковь. Экипаж судна надеется, что судовой храм спасет «Коммуну» от распила. У кого поднимется рука на святыню? Хотя, о списании «Коммуны» говорить рано. Несмотря на почтенный возраст, судно достойно несет Андреевский флаг, активно участвуя в различных мероприятиях аварийно-спасательной службы флота, связанных с выходами в море. - передает НТС
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Lavrik
    +3
    14 ноября 2012 08:35
    Вот так вот надо строить суда! Сто лет нипочем. И еще будет служить!
    1. путник
      0
      14 ноября 2012 09:00
      Понимаю, что достойный корабль с богатой историей, но мне кажется, что надо строить современные спасательные суда с новейшими технологиями по спасению, чтобы не повторилась трагедия "Курска", когда л/с лодки погибал без оказания помощи. На базе "Коммуны" хорошо бы было создать музей и у причала он наверняка также сможет выполнять какие либо функции (по ремонту, обучению ...) принося пользу
      1. 755962
        +2
        14 ноября 2012 10:59
        Цитата: путник
        надо строить современные спасательные суда с новейшими технологиями по спасению, чтобы не повторилась трагедия "Курска",


        Они и строяться... Судно-спасатель "Игорь Белоусов" спустили на воду в Петербургеhttp://topwar.ru/20544-sudno-spasatel-igor-belousov-spustili-na-vodu-v-peterburg
        e.html#comment-id-677124



        Как сообщил ранее представитель ВМФ, было принято решение оснастить судно современным серийным глубоководным водолазным комплексом DIVEX. Этот глубоководный комплекс будет поставлен, смонтирован на корабле и испытан специалистами российской компании "ТЕТИС ПРО", которая будет осуществлять пятилетнее гарантийное обслуживание и обучение специалистов по управлению комплексом.

        "В рамках программы Минобороны РФ по модернизации поисково-спасательных средств ВМФ в 2013 году планирует оснастить строящееся спасательное судно "Игорь Белоусов" двумя автономными двухместными обитаемыми подводными аппаратами АРС-600", - заявил он.

        Как сообщил РИА Новости представитель оборонно-промышленного комплекса, подводные аппараты АРС-600, поставщиком которых является компания "ДайвТехноСервис" (Санкт-Петербург), предназначены для выполнения различных работ, включая поиск, обследование, подъем и помощь в подъеме со дна объектов, поддержание жизнедеятельности личного состава аварийных подлодок, обеспечение стыковки с ними спасательных подводных аппаратов.
  2. +9
    14 ноября 2012 08:38
    У кого поднимется рука на святыню?

    У кого поднялась рука на уничтожение военных училищ и академий? Разогнаны три военно-медицинских института, расформировываются госпитали, сдали союзников оставили Кубу Министр обороны Кубы Рауль Кастро не без оснований заявлял, что 70 процентов развединформации российские спецслужбы получали с помощью Лурдеса…сдали Камрань о чем вы какие святыни?
    1. +4
      14 ноября 2012 08:44
      Прям так и подмывает сказать :"Золотые слова Юрий Венедиктович!" (надеюсь не обидел этой фразой).
      Вы абсолютно правы, сейчас наша страна находится в глубочайшей клоаке, масштаб бедствия можно сравнить только с Россией 20-30х годов. Но тогда у народа хоть идея была и общая цель, а сейчас ни цели ни идеи... хотя нет есть цель....как обмануть ближнего и поднять желательно на халяву денажкаф.
    2. +1
      14 ноября 2012 09:55
      Vadivak,


      ну если нет денег на подобную роскошь ... только на яхты
  3. Братец Сарыч
    +1
    14 ноября 2012 08:43
    Ну, не знаю, не знаю - уважаю старость, но не в вареном и жареном виде...
    Я бы предпочел видеть этот корабль в виде очередного музея достижений отечественного флота! Как подумаешь, сколько уникальных кораблей было уничтожено - больно становится! Та же история с Авророй - от злости на стенку лезть тянет...
  4. +4
    14 ноября 2012 08:50
    Слава богу урода из минобороны выгнали, у него то уж точно рука поднялась бы, для того и брали его туда, чтоб мог резать по живому. ууух гадина
  5. 0
    14 ноября 2012 09:02
    Первый раз слышу, чтобы где-то, когда-то, кто-то отмечал закладку судна. Это как праздновать День Зачатия. Конечно повод веский и цифра круглая, но надо набратся терпения и подождать до 16 года....
  6. enkor
    +1
    14 ноября 2012 09:46
    После стольки и продолжающихся лет обсиралова со стороны известных дерьмокретинов и иха холуев. На тебе ! Не зря вытравляют русских и россиян жидасакнутые массоны. Ведь пока мы есть эти твари не покорят весь мир.
  7. vagabond
    0
    14 ноября 2012 10:39
    все это замечательно, но столетнее судно в активе флота-не повод ли призадуматься?
  8. prunx
    0
    14 ноября 2012 13:55
    Цитата: vagabond
    А в 2010 году на «Коммуне» появилась Свято-Никольская судовая церковь.

    Красота. Осталось еще синагогу, костел, мечеть на этом корабле построить и он станет вообще - неуязвимым. И название подходящее, да и страна у нас многоконфессиональная. Оборудование демонтировать и спасать экипажи судов молитвами верующих. Молитвами верующих четырех конфессий - эффект будет кумулятивный - утопшие вообще воскресать будут! Магазинчик с церковными расходниками и аксессуарами, естественно, прилагается, чтоб воскресшие могли тут же отблагодарить своих спасителей не только словом. lol
  9. 0
    14 ноября 2012 14:11
    Умели строить... и как сердюковцы просмотрели токой МОРАЛЬНО устаревший корабль.