Он мог бы стать Ан-181 – экспериментальный самолет с арочной конструкцией крыла

22
Самолет, построенный в единственном экземпляре, известен как изделие-181, сегодня находится в авиамузее в Жулянах. Начало разработки относится к концу 1980 годов. Основной разработчик - конструкторское бюро имени О. Антонова. С 1989 года, работы продолжались уже в АНТК имени О. Антонова. Самолет разительно отличался от всех создаваемых летательных аппаратов – он создавался с применением в конструкции арочного типа крыла (комбинированное крыло).

Он мог бы стать Ан-181 – экспериментальный самолет с арочной конструкцией крыла


Основная идея арочного крыла впервые была разработана американским конструктором У. Кастером, работавшим над идеей с 1930 года. Он даже построил несколько самолетов с подобным крылом. Идея арочного крыла заключалась, по мнению конструктора, в получении дополнительной подъемной силы за счет необычной формы. У. Кастер так и не смог доказать и полностью воплотить свою идею, не успел добиться от самолета с арочным крылом расчетных характеристик. Именно поэтому, сама идея, хоть и была известна, но испытать ее в реальном летательном самолете брались немногие. Сам автор рассчитал и стремился доказать, что арочное крыло способно обеспечить летательному аппарату почти вертикальный взлет при достаточно низкой взлетной скорости.

Почему киевские конструкторы выбрали данную схему крыла для нового самолета, точно не известно, но, зная историю создания самолетов в Советском Союзе, можно предположить, что конструкторы, в конце концов, своего бы добились, если бы не произошел распад Советского государства в 1991 году. Последствия разделения республик привел к полному прекращению финансирования всех разработок в уже в АНТК имени О. Антонова, что в полной мере относится и к данному проекту.



На момент прекращения работ, уже был построен в одном экземпляре экспериментальный самолет «Изделие 181», которому был присвоен бортовой номер «CCСР-190101». Он прошел ряд наземных испытаний, успешно провел скоростные пробежки. Известно, что методический совет который бы определил дату первого взлета должен был состояться через 1 месяц после вынужденного закрытия проекта.

Интерес вызывают характеристики самолета, которые выглядят и сегодня достаточно заманчиво – скорость взлета до 40 км/ч, длина взлетного разбега - не более 50 метров. Сегодня понятно, что даже если бы самолет взлетел, то обнаружились бы весьма существенные проблемы, которые бы в дальнейшем предстояло решать конструкторам и инженерам, но самолет точно бы полетел.

Почти полное забвение самолету обеспечило не только прекращения разработки, но и связанные с разработкой трудности реализации проекта. Понятно, что разрабатывать требуемое комбинированное крыло пришлось бы долгими усилиями и постоянными испытаниями, но после распада Советского Союза, денег на подобные эксперименты не было. В ряде источников экспериментальный самолет смело называют Ан-181, но это не соответствует действительности – самолету официально не присваивали такого индекса.



Широкой общественности самолет представили только раз в близ лежащем Гостомеле при проведения авиационного шоу в 1991 году. В 2010 году экспериментальный самолет под названием «Изделие 181» был передан в государственный авиамузей в Жулянах.

Устройство и конструкция
Самолет получил фонарь с возможностью отбрасывания в случае непредвиденных обстоятельств. Крыло комбинированное. Шасси не убираемого типа. Киль самолета V-образной конструкции. Двигатель – поршневой М332/М337 чехословацкого производства с воздушным охлаждением. Мощность 140/210 л.с. На комбинированное крыло установили два винта связанные с двигателем через редуктор. Кабина двухместного исполнения. Хвостовое оперение расположено «под струей» винтов имеет широкое исполнение для повышения устойчивости.



Итог
Согласно проекту, коэффициент подъемной силы должен был составить Су=17. Однако уже при создании прототипа, данного значения добиться не удалось, и его снижают до Су=10. Существует мнение, что отказ от дальнейшей разработки, как и от проведения летных испытаний связан с тем, что ко времени проведения первого полета коэффициент подъемной силы для данного комбинированного крыла упал до Су=4 и от проекта просто отказались. «Су» достигается при прохождение воздушных потоков под поверхностями крыла от работающих винтов.

Коэффициент вычисляется по известной формуле, на результат влияют несколько факторов. Так, установка 2 двигателей становится невозможной без потери «Су», к тому же различия в тяге винтов, приводит к многим проблемам, которые достаточно трудно решить. Существует вероятность, что проблемы присущие данной схеме не были решены, двигатель не оправдал надежд конструкторов. Управление хвостовым оперением было сложным делом, самолет был малоустойчив почти на всех используемых скоростях (по данным аэродинамических испытаний) Это в итоге и привело к закрытию проекта.

Интересная разработка самолета с арочным крылом имеет все шансы жить, ведь имеется некоторый опыт в создании экспериментальной базы. Возможно, когда возникнет необходимость создания самолета взлетающего на малых скоростях с малых ВВП, разработка будет продолжена. Ведь все не так уж и плохо, ведь американские конструкторы смогли добиться хороших результатов при создании самолетов серии «CCW».

Первые самолеты с арочным крылом серии «CCW» начал строить еще сам автор идеи У. Кастер:
- CCW-1 – создан в 1942 году. Имел двигатель мощностью 75 л.с. Совершил несколько испытательных полетов;
- CCW-2 – второй вариант самолета с комбинированным крылом. Создан на базе «Taylorcraft BC-12». Показал хорошие результаты, особенно при взлеты на встречный ветер;
- CCW-5 – последняя разработка самолета с арочным крылом. Полетел в 1953 году. Создан на базе «Baumann Brigadier». Продемонстрировал отличные результаты и характеристики. Пошел в серию. Был выпущен 1 экземпляр.



Основные характеристики «Изделия 181»:
- длина – 7.31 метра;
- крыло – 7.3 метра;
- высота – 2.5 метра;
- экипаж – 2 человека;
- вес норма/макс – 820/900 килограмм;
- двигатель – М-332/337А мощностью 140/210 л.с;
- винт – два винта диаметром 1.5 метра;
- скорость до 225 км/ч;
- дальность до 530 километров;
- высота – 4.2 километра;
- взлет/посадка – 70/80 метров.



Источники информации:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=-Sn5JL9t_C4
http://igor113.livejournal.com/48107.html
http://ru-aviation.livejournal.com/2145579.html
http://ru-aviation.livejournal.com/2453050.html
http://www.ukraviaforum.com/index.php/topic,4436.15.html
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=-Sn5JL9t_C4
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    14 ноября 2012 11:06
    Для сравнения. Из книги П. Бауэрса "Летательные аппараты нетрадиционных схем".
    1. +2
      14 ноября 2012 11:15
      "Кастер" CCW-5
  2. Splin
    +2
    14 ноября 2012 11:06
    Харьков сохранял возможности для дальнейшей разработки ии Ан-180 и Ан-218, причем эти проекты не закрыты а заморожены. Думается здессь с арочным крылом - другая причине - нежели недофинансирование.
  3. 0
    14 ноября 2012 11:25
    Машина оригинальная, но не жизнеспособная. Одна из причин - непременная авария при остановке одного из двигателей при взлете или посадке.
    1. +1
      14 ноября 2012 15:45
      Да? belay А как же тогда быть с остальными двухмоторными самолетами?
      ЗЫ. Этот как раз одномоторный, читаем внимательно:
      На комбинированное крыло установили два винта связанные с двигателем через редуктор.
      1. 0
        14 ноября 2012 15:52
        Спасибо, прошляпил!
  4. +1
    14 ноября 2012 12:27
    Если бы, да кабы......................................во рту выросли бы грибы, а я взял бы их и съел, померла, так померла!
    зная историю создания самолетов в Советском Союзе, можно предположить, что конструкторы, в конце концов, своего бы добились, если бы не произошел распад Советского государства

    Может и добились бы, но цена какая была бы и "отбили" бы эти бабки потом или создать что бы потешить себя, своё самолюбие? Для чего ?
  5. +2
    14 ноября 2012 12:37
    Прекрасный образец, один салон и крыло большого удлинения чего стоят, прямо сейчас и только в путь.
  6. +2
    14 ноября 2012 14:06
    для беспилотника такая конструкция самое то
  7. +3
    14 ноября 2012 14:12
    Сразу видна конструкторская ошибка которая привела к резкой потере эффективности в сравнении с "Бауман Бригадир" - Наличие прямого участка крыла над арочным его участком полностью обнуляет его эффективность. Разрежение от быстрого потока над арочным участком полностью блокируется прямым участком крыла.
    1. +1
      14 ноября 2012 15:29
      мне кажется верхняя плоскость крыла находится позади арки, и не мешает. тут нужна четкая схема, чтобы нормально
      рассмотреть. да бывают и похлеще конструкции -
      ВВА-14
      1. +1
        14 ноября 2012 16:01
        Ну то что показано, это вообще обрубок гидросамолета, уже без крыльев.
        А в рассматриваемом самолете потерь бы было меньше, если бы верхняя плоская часть крыла опережала арочный его участок, а винт бы находился в начале, или в центре арочного участка.
      2. webdog
        +1
        16 ноября 2012 17:14
        гидроплан без крыльев))
        поэтому выглядит так одиозно...
        1. 0
          25 ноября 2012 16:15
          Он и с крыльями на летающий сэндвич похож. Это гидросамолет, бомбардировщик и торпедоносец вертикального взлета и посадки, "Бериевский монстр"
  8. 0
    14 ноября 2012 14:27
    [b]stolbovsn,
    - Наличие прямого участка крыла над арочным его участком полностью обнуляет его эффективность

    Браво! Не успел об этом написать!
  9. +3
    14 ноября 2012 15:25
    Надо обратить внимание и еще на адин аспект конструкции - участок арочного крыла на "Бауман Бригадире" - имеет вид крыла толстого профиля с высокой кривизной участка над крылом, а участок арочного крыла на "изделии 181" - фактически плоский в плане, что тоже влияет на снижение величины подъемной силы аппарата.
    1. +1
      14 ноября 2012 16:01
      Абсолютно верно. В данном случае это всего лишь половина кольца Тауненда, которое должно увеличивать КПД винта. Но так как от него только половина, а профиль практически не подъёмный, то и результат будет нулевой. Такое впечатление, что это курсовая работа первокурсников.
      А вот на последнем снимке уже виден прогресс.
      1. +1
        14 ноября 2012 16:25
        Последний снимок это как раз и есть снимок самолета Кастера "Бауман бригадир", но только в каком - то заброшеном сарае или музее.
        1. 0
          14 ноября 2012 18:13
          Что-то не складывается с рулем высоты - он стоит не на фюзеляже, а на руле направления. Что бы это было?
          1. 0
            14 ноября 2012 19:52
            На корпусе, кажется видна буква N. Вероятно это CCW-2.
  10. Комментарий был удален.
    1. 0
      14 ноября 2012 18:15
      Описание такой игрушки было несколько лет тому назад в журнале "Популярная механика"
  11. Комментарий был удален.
  12. 0
    16 декабря 2014 12:42
    Цитата: rudolff
    Кому интересна данная тематика, обратите внимание на белорусский легкомоторный самолет с овальным крылом замкнутого типа. Официально он разрабатывался под крышей некоего предприятия "Камертон", на самом деле просто группой энтузиастов. Работа пока еще не закончена. Ссылок у меня под рукой нет, но если загуглить должен отыскаться быстро.



    http://old.kv.by/index2009092101.htm


    На минском предприятии "Камертон" создан рабочий макет легкомоторного летательного аппарата с овальным крылом замкнутого типа, сообщает "Белорусская военная газета".

    Обычный самолёт может позволить себе сравнительно небольшой угол атаки - всего около 13°. Если это число будет превышено, машина может потерять управление. Но агрегат, оснащённый овальным крылом замкнутого типа, может увеличить этот угол. Видеозаписи доказывают, что аппарат весом 1360 кг с двигателем мощностью всего 260 л/с отрывается на углах атаки 17-19°. Такая манёвренность позволяет совершать посадку или осуществлять взлёт со сравнительно небольших площадок.

    Следующее достоинство - экономичность. При полёте обычного самолёта на концах крыльев возникают вихревые потоки. Овальное крыло не имеет такого недостатка, что даёт выигрыш в мощности двигателя на 30-40%, потому и разгоняется он при малой тяге.

    Макет оказался устойчив и к воздействию бокового ветра на взлёте и посадке. Обычный Ан-2, когда ему в борт дует ветер со скоростью 6 м/с, вынужден либо изменить курс взлёта, либо вообще отменить полёт. А этот летательный аппарат выдерживает боковой ветер вдвое сильнее.

    По словам минских изобретателей, идея подобного устройства давно витала в воздухе. Немецкие, французские, американские конструкторы многократно и безуспешно пытались оснастить летательные аппараты крылом замкнутого типа. Все результаты их опытов были тщательно проанализированы, а ошибки исправлены. Вся работа от начала теоретических расчётов до воплощения идеи в макете заняла 15 лет.

    В настоящее время на самолёте выполняются наземные испытания с пробежками и подлётами (то есть модель разгоняется и подлетает на метр). Идёт процесс патентования изобретения в Беларуси и России.

    Кстати, начальник бюро перспективных технологий "Камертон" полковник в отставке Александр Михайлович Анохин говорит, что проектирование и создание принципиально новых летательных аппаратов - это не приоритетное направление деятельности, "Камертон" занимается разработкой систем навигации.