Китайская палубная авиация ДРЛО и БПЛА радиолокационной разведки

39
Китайская палубная авиация ДРЛО и БПЛА радиолокационной разведки

Китай по темпам развития военного флота сейчас обгоняет все другие страны, и авианесущие корабли в ближайшей перспективе должны стать одной из основ боевой мощи ВМС НОАК.

Решение о создании собственных авианосцев в КНР было принято в начале 1990-х. В связи с тем, что опыта проектирования и строительства таких кораблей в КНР не имелось, на первом этапе для изучения в России были осуществлены закупки списанных авианесущих крейсеров пр. 1143 «Киев» и пр. 1143.2 «Минск».



В апреле 1998 года, не достроенный авианесущий крейсер пр. 1143.6 «Варяг» был куплен у Украины за 20 млн долларов. Согласно официальной китайской версии этот корабль планировалось превратить в плавучий центр развлечений с казино. Однако после прибытия к китайским берегам крейсер был поставлен в сухой док судостроительного предприятия в городе Далянь. В начале 2011 года стало известно, что Китай завершил достройку и модернизацию корабля, а в августе уже начались ходовые испытания.

25 сентября 2012 года в порту Далянь состоялась церемония принятия на вооружение ВМС Китая первого авианосца. Корабль получил название «Ляонин» – в честь провинции на северо-востоке Китая, и бортовой номер 16.

Получив необходимый опыт, китайские корабелы продолжили строительство авианосцев. В апреле 2017 года был спущен на воду, а в декабре 2019 года введён в строй второй китайский авианосец – «Шаньдун». В настоящее время третий авианосец «Фуцзянь» спущен на воду и проходит испытания. Ведётся строительство четвёртого авианосца.

В состав авиационной группы авианосцев, помимо палубных истребителей, самолётов радиоэлектронной борьбы, транспортных, поисково-спасательных и противолодочных вертолётов, должны входить вертолёты и самолёты радиолокационного дозора.

Палубные вертолёты радиолокационного дозора Ка-31 и Z-18J


По всей видимости, первой специализированной палубной машиной радиолокационного дозора, используемой ВМС НОАК, стал российский Ка-31. Контракт на строительство девяти вертолётов был заключён за несколько лет до начала испытаний авианосца «Ляонин». Первый Ка-31 передали заказчику в ноябре 2010 года, исполнение контракта было завершено в 2016 году.


Для обнаружения воздушных и надводных целей Ка-31 оснащён радиолокационной станцией дециметрового диапазона. Вращающаяся антенна длиной 5,75 метра помещена под фюзеляжем. В нерабочем положении и во время посадки антенна складывается. Чтобы шасси не препятствовало вращению антенны, его доработали: передние опоры убираются в обтекатели, а задние, основные опоры, получили механизм, подтягивающий их вверх. От транспортно-боевого Ка-29 вертолёт радиолокационного дозора также отличается топливными баками большей ёмкости и мощной вспомогательной силовой установкой ТА-8К, запускаемой при работе РЛС.


Вертолёт с максимальной взлётной массой 12 500 кг развивает скорость до 255 км/ч. Максимальная дальность полёта составляет 680 км при продолжительности 2,5 часа. Патрулирование возможно на высоте до 3 500 км. Экипаж – 3 человека.

Радиотехнический комплекс Е-801 «Око», разработанный НПО «Вега», давал возможность обнаруживать воздушные цели на дистанции 100–150 км и надводные цели типа «ракетный катер» на удалении в 250 км, при сопровождении одновременно 20 целей. Вертолёты Ка-31, поставленные в КНР, получили новый РТК БКС-252, но его характеристики не раскрываются.

В 2009 году стало известно об испытаниях китайского вертолёта ДРЛО Z-18J с антенной радиолокатора, расположенной в зоне откидной хвостовой рамы и опускаемой в рабочее положение при нахождении машины в воздухе. Согласно справочным данным, по состоянию на 2022 год в строю могло находиться 8–9 вертолётов этого типа.


Вертолёт Z-18Y со сложенной антенной радиолокатора

Базой для китайского вертолёта ДРЛО послужил морской транспортный Z-18 со складывающейся хвостовой балкой и лопастями несущего винта. Эта машина в свою очередь создана на базе Z-8, который является лицензионной копией французского вертолёта Aérospatiale SA 321 Super Frelon.


Максимальный взлётный вес вертолёта Z-18Y составляет 13 800 кг. Максимальная скорость – 336 км/ч. Дальность полёта – около 900 км. Экипаж – 4 человека. Заявлено, что китайский вертолёт Z-18Y по своим характеристикам превосходит российский Ка-31. При удалении до 100 км от корабля-носителя продолжительность патрулирования на высоте 3 000 м составляет 2,5 часа. Радиотехнический комплекс способен фиксировать цели на больших и средних высотах на дальности до 270 км. Цели, летящие на малой высоте, обнаруживаются с дистанции 90 км.

По дальности и продолжительности полёта, а также характеристикам бортового радиотехнического комплекса вертолёты ДРЛО, безусловно, уступают самолётам аналогичного назначения. Но в любом случае в части своевременного обнаружения воздушных целей они многократно превосходят возможности корабельных радаров. Важным достоинством таких вертолётов является возможность базирования не только на авианосцах, но и на относительно небольших кораблях, имеющих вертолётные площадки.

Палубный самолёт ДРЛО KJ-600


Изначально на первых двух китайских авианосцах «Ляонин» и «Шаньдун» планировалось использовать вертолёты радиолокационного дозора. Но на третьем более крупном корабле «Фуцзянь» – было решено разместить специально разработанные палубные самолёты ДРЛО, что позволяло существенно увеличить дальность обнаружения воздушных и морских целей, а также лучше управлять действиями авиакрыла.

Как известно, в СССР в деле создания палубного самолёта ДРЛО Як-44 дальше постройки макета не продвинулись, и китайским конструкторам пришлось создавать такую машину самостоятельно.

Первый прототип, известный как JZY-01, поднялся с заводского аэродрома ХАС в городе Сиань в 2011 году. Эта машина, созданная на базе транспортного Y-7 (копия Ан-26), предназначалась для отработки конструктивных решений, которые в дальнейшем планировалось использовать при создании палубного самолёта. Ряд авторов пишет, что самолёт не нёс радиотехнического комплекса, а антенна радиолокатора являлась муляжом.


Опытный самолёт ДРЛО JZY-01

Вопреки муссируемым слухам, JZY-01 не предназначался для испытаний на авианосце. Слишком крупная для палубного базирования машина не имеет складывающегося крыла и не оснащена тормозным посадочным гаком и усиленными шасси. Кроме того, этот весьма тяжелый самолет, не обладающий высокой тяговооруженностью, не способен подняться в воздух с палубы авианосца без помощи катапульты или твердотопливных ускорителей.

В ходе первых испытательных полётов выяснилось, что громоздкий диск радиолокатора затеняет хвостовое оперение, и это негативным образом сказывается на управляемости. После доработки прототип получил разнесённое хвостовое оперение с шайбами на законцовках.


Кроме того, для улучшения взлётно-посадочных характеристик и повышения топливной эффективности на втором опытном самолёте установили двигатели WJ-6C с 6-лопастными винтами JL-4 – аналогичные тем, что используются на новом транспортном Y-8-600 и самолётах ДРЛО KJ-200 и ZDK-03.


Спутниковый снимок Google Еarth: самолёт JZY-01 на хранении на заводском аэродроме компании ХАС в городе Сиань

Активные испытания JZY-01 продолжались до 2015 года, после чего опытный самолёт поставили на хранение.

В начале 2017 года появилась информация об испытаниях нового палубного самолёта ДРЛО KJ-600. Судя по фотографиям этой машины, её геометрические размеры близки к габаритам американского Е-2 Hawkeye, а складывающееся крыло позволяет компактно размещать во внутренних отсеках и поднимать самолёты лифтами. На форумах можно встретить дилетантские заявления, что KJ-600 – это переделанный Y-7. Но для специалистов совершенно очевидно, что планер KJ-600 создан заново, а не заимствован у транспортного самолёта Y-7. При этом активно использованы новые композитные материалы.


Макет KJ-600 со сложенным крылом

На этапе проектирования были заложены следующие требования: длина самолёта около 18 м, размах крыла не более 22 м (должно складываться не менее 25 % от длины крыла), высота по верхнюю плоскость обтекателя РЛС – 6 м. Диаметр обтекателя антенны РЛС – не более 7 м. При таких размерах максимальная взлетная масса самолета не должна превышать 35 т. Максимальный запас топлива – 6 т. Экипаж: 5–6 человек. Максимальная скорость полёта – до 700 км/ч.

Большинство экспертов, писавших об этом самолёте, ранее сходились во мнении, что обтекатель РЛС выполнен не вращающимся, и внутри него, как и на более крупных самолетах ДРЛО KJ-2000 и KJ-500, размещены три активные фазированные антенные решетки, обеспечивающие круговой обзор. Однако недавно в китайских СМИ появилась информация, что в состав РТК KJ-600 входит бортовая РЛС KLC-7 с активной фазированной антенной решеткой из двух комплектов фазированных антенн. Станция работает в двух диапазонах и выполняет как электронное, так и механическое сканирование воздушного пространства. В совокупности это позволяет обнаруживать единовременно более 100 воздушных целей, в том числе и таких, как крылатые противокорабельные ракеты.

При полете на высоте 11 000 м бортовая РЛС с АФАР KLC-7 может обнаруживать воздушные цели на дальности до 550 км. При снижении до 6 000 м максимальная дальность обнаружения воздушной цели уменьшится до 300 км, а при выполнении разведывательно-патрульного полета на высоте 1 000 м дальность обнаружения самолета противника составляет 40–50 км.

При патрулировании на высоте 11 000 м самолёт KJ-600 способен выполнять патрульные полеты продолжительностью 6–8 часов. В ходе патрулирования на средних высотах длительность нахождения в воздухе не превышает шести часов, а при полетах на малых и предельно малых высотах продолжительность полета составляет 4–5 часов. Китайские адмиралы считают, что наиболее рационально планировать маршрут патрулирования палубного самолета KJ-600 в виде прямоугольника с длинной стороной 300 км и короткой 200 км.


Спутниковый снимок Google Еarth: палубный самолёт ДРЛО KJ-600 на площадке готовой продукции аэродрома компании Xi'an Aircraft Company в городе Сиань

Известно, что сборка KJ-600, как и других китайских самолётов ДРЛО, осуществляется на предприятии Shaanxi Aircraft Corporation в городе Ханьчжун. Доработка и заводские испытания палубных самолётов ДРЛО ведутся на аэродроме компании Xi'an Aircraft Company в городе Сиань.


Спутниковый снимок Google Еarth: палубный самолёт ДРЛО KJ-600 на стоянке аэродрома компании Xi'an Aircraft Company в городе Сиань

В конце 2022 года на разных площадках заводского аэродрома ХАС в городе Сиань было замечено два самолёта KJ-600. С учётом того, что в ВМС НОАК планируется иметь четыре авианосца, потребность в палубных самолётах ДРЛО оценивается как 10–12 единиц.

Беспилотные летательные аппараты радиолокационной разведки


В настоящее время на вооружение ВМС НОАК поступают дальнобойные противокорабельные ракетные комплексы берегового, морского и авиационного базирования. Для успешного применения тяжелых противокорабельных ракет с дальностью стрельбы несколько сотен километров и баллистических противокорабельных ракет с дальностью более 1 500 км требуются надежные средства разведки и целеуказания. Для этого планируется использовать загоризонтные радиолокаторы, разведывательные космические аппараты, дальние самолёты-разведчики и беспилотники.

Основными достоинствами тяжелых БПЛА является их способность вести длительное патрулирование на значительном удалении от берега и при помощи спутниковых каналов связи передавать полученную информацию в режиме реального времени. При этом нет риска потери экипажа, а расходы существенно ниже, чем при использовании пилотируемых разведывательных самолётов.

В 2008 году в Ченду начались испытания тяжелого разведывательного БПЛА WZ-7 Xianlong («Парящий дракон»), построенного китайской компанией Chengdu Aircraft Corporation (CAC).


БПЛА WZ-7 Xianlong

Китайский «Парящий дракон» оснащен крылом оригинальной формы, которое сочетает замкнутое крыло обычной и обратной стреловидности. Крыло представляет собой две плоскости, расположенные друг над другом и соединенные между собой загнутыми кольцами. Такая форма крыла имеет большую подъёмную силу и позволяет в крейсерском режиме значительно снизить расход топлива и увеличить продолжительность полета.


Согласно американским данным, при взлётном весе до 8 000 кг, БПЛА WZ-7 Xianlong
способен подняться на высоту 18 300 метров и покрыть расстояние более 7 000 км. Максимальная скорость – до 750 км/ч. Общий вес полезной нагрузки составляет 650 кг.

Для поиска надводных целей «Парящий орёл» оснащён радаром с синтезированной апертурой. При полёте на большой высоте дальность обнаружения цели типа «эсминец» может превышать 450 км. По спутниковым и радиоканалам, через самолёты-ретрансляторы и другие беспилотники данные об обнаруженных целях должны передаваться в штабы, а также на береговые и морские противокорабельные комплексы. По мнению американской военно-морской разведки, БПЛА WZ-7 Xianlong наряду с разведывательными космическими аппаратами является частью системы целеуказания противокорабельных баллистических ракет берегового базирования DF-21D.


Мобильный пункт управления БПЛА и мобильные станции космической связи

Основным является автономный режим полёта с использованием китайской спутниковой навигационной системы «Бэйдоу» и аппаратуры передачи данных по спутниковым каналам связи.

Развертывание БПЛА WZ-7 Xianlong было осуществлено в 2018 году. Согласно китайским источникам, для эксплуатации дальних беспилотников подготовлено 11 авиабаз, главным образом на восточном побережье КНР.


Спутниковый снимок Google Еarth: БПЛА HQ-4 Xianglong на авиабазе Иштунтунь

«Парящие драконы», размещённые на авиабазе Шигадз, использовались во время кризиса в Докламе в августе 2017 года. Китайские беспилотники с «замкнутым крылом» также замечены на авиабазе Лингшуй, расположенной на острове Хайнань и на острове Вуди в Южно-Китайском море. Очень часто БПЛА WZ-7 Xianlong действуют вместе с дальними разведчиками на базе самолётов Y-8, Н-6 или с самолётами ДРЛО KJ-200 и KJ-500. В конце июня 2019 года тайванские СМИ сообщили, что БПЛА HQ-4 Xianglong использовался для слежения за американским ракетным крейсером USS Antietam CG-54 типа Ticonderoga, прошедшим через Тайваньский пролив.

В 2015 году появились снимки тяжелого реактивного БПЛА Divine Eagle («Божественный орёл»), который должен был превзойти американский RQ-4 Global Hawk. Об этом китайском аппарате стало известно после того, как его начали испытывать в Шеньяне, и он попал в объективы камер спутников наблюдающих за земной поверхностью и уже после этого был сфотографирован наблюдателями на заводской ВПП.


БПЛА Divine Eagle на заводском аэродроме в Шеньяне

Тяжелый БПЛА Divine Eagle имеет тандемный корпус с одним турбореактивным двигателем посередине и двумя килями. Согласно экспертным оценкам, «Божественный орёл» оснащён ТРДД с тягой от 3,5 до 5 т, чего достаточно для подъема беспилотника со взлетной массой 12–18 т.


Модель БПЛА Divine Eagle

Достоверной информации о точных размерах и лётных данных тяжелого двухкилевого БПЛА нет. Но, судя по спутниковым снимкам, полученным на заводском аэродроме Шеньянской авиационной корпорации Shenyang Aircraft Corporation (SYAC), длина его фюзеляжа может составлять от 15 до 18 м, а размах крыльев оценивается в 40–45 м.


Спутниковый снимок Google Еarth: БПЛА Divine Eagle на заводском аэродроме в Шеньяне. О размерах беспилотника можно судить по истребителю J-11 в левой части изображения

Судя по габаритам и компоновке БПЛА Divine Eagle, можно предположить, что практическая дальность его полёта будет не меньше, чем у американского тяжелого разведывательного беспилотника RQ-4 Global Hawk. Точные лётные данные «Божественного орла» не известны, но считается, что высота патрулирования может превышать 20 км, а крейсерская скорость находится в диапазоне 750–800 км/ч.

В китайских СМИ пишут, что на внешних поверхностях БПЛА Divine Eagle размещены 7 антенн АФАР. Передача радиолокационной информации должна происходить в реальном режиме времени по радиорелейным и спутниковым каналам связи. Принято считать, что основным назначением самого крупного китайского беспилотного аппарата является слежение за американскими авианосными ударными группами.

Судя по всему, в отличие от БПЛА HQ-4 Xianglong, беспилотников типа «Божественный орёл» построили не много, и в настоящее время они находятся в опытной эксплуатации, после чего будет принято решение о дальнейшем использовании.


Спутниковый снимок Google Еarth: БПЛА Divine Eagle и HQ-4 Xianglong на авиабазе Аньшунь. Справа от беспилотников расположены мобильные пункты управления и станции спутниковой связи с параболическими антеннами

Тяжелые беспилотники «Парящий дракон» и «Божественный орёл» замечены на авиабазе Аньшунь в провинции Гуйчжоу, где находится китайский центр управления беспилотными летательными аппаратами, использующими спутниковые каналы передачи информации. В этом районе к 2015 году возведена вся необходимая инфраструктура, установлены стационарные параболические антенны и имеется несколько мобильных комплектов управления беспилотниками.

В непосредственной близости от авиабазы Аньшунь находятся цеха авиастроительной корпорации Guizhou Aircraft Industry Corporation (GAIC), где ведётся сборка тяжелых китайских БПЛА.

С 2018 года в южных и юго-западных районах КНР ведётся развёртывание мобильных комплексов космической связи. По мнению иностранных наблюдателей, это связано с массовым поступлением в войска тяжелых беспилотников с большой дальностью полёта.

Продолжение следует…
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    9 февраля 2023 07:40
    Вот так. Работают люди. А у нас одно топтание на месте и очковтирательство.
    1. +9
      9 февраля 2023 08:23
      Китайские коммунисты передают нам пламенный привет!
      Ну что, дорогие нищающие строители развитого капитализма в одной отдельно взятой олигархами северной стране? Все еще коммунисты плохие? А французская булка хрустит еще? "Проклятые 90-е" уже 23 года как прошли.
      Напомню, если к 1945 году прибавить 23 года, то будет 1968 год. Советские коммунисты показали как надо проводить СВО в Чехословакии. Так сказать, мастер класс по проведению Специальной Военной Операции.
    2. +3
      9 февраля 2023 09:26
      Кто мешает нашим инженерам работать, а не переливать из пустого в порожнее?
      1. +8
        9 февраля 2023 09:29
        Цитата: Beaver
        Кто мешает нашим инженерам работать, а не переливать из пустого в порожнее?

        Мешает отсутствие современной промышленной и элементной базы, а также невменяемая налоговая политика и чиновничий произвол, что делает реальное производство экономически не выгодным.
        1. +2
          9 февраля 2023 09:48
          Где-то мелькала новость, что у вас на заводе им. Гагарина шевеление началось на предмет Су-35 (но это не точно).
          1. +5
            9 февраля 2023 10:05
            Цитата: 3x3zsave
            Где-то мелькала новость, что у вас на заводе им. Гагарина шевеление началось на предмет Су-35 (но это не точно).

            Ты это мне рассказываешь? Поинтересуйся судьбой египетских Су-35СК. wink
            1. +4
              9 февраля 2023 11:27
              Я не рассказываю, а скорее, спрашиваю. Ты же знаешь, что не имею обыкновения что-то лопотать по темам в которых разбираюсь меньше автора.
              1. +4
                9 февраля 2023 11:36
                Цитата: 3x3zsave
                Я не рассказываю, а скорее, спрашиваю.

                В силу того, что ты забыл поставить вопросительный знак я этого не понял.
                Цитата: 3x3zsave
                Ты же знаешь, что не имею обыкновения что-то лопотать по темам в которых разбираюсь меньше автора.

                Ты обычно "лопочешь" исключительно в тему, и зачастую в теме разбираешься гораздо лучше многих авторов.
                1. +5
                  9 февраля 2023 11:46
                  Меж тем, тебе с Ольгой привет от дяди Кости, только что созванивались.
                  1. +3
                    9 февраля 2023 12:12
                    Цитата: 3x3zsave
                    Меж тем, тебе с Ольгой привет от дяди Кости, только что созванивались.

                    Спасибо! Кланяйся от нас! Оля тоже привет передаёт!
                    1. +3
                      9 февраля 2023 12:19
                      Считай, что передал, он как раз собирался твой материал читать.)))
                    2. +2
                      13 февраля 2023 00:50
                      Здравствуйте!
                      Про элементную базу я на этом сайте не раз писал в комментариях что устойчивого техпроцесса КМОП 0.18 мкм и ниже в России нет.
                      0.25 мкм и 0.35 мкм (а это уровень 2000-2002 года) есть только в московском НИИСИ и Курчатовском институте. Но там объемы мизерные.
                      Потому производство разработанных в России микросхем по 0.35 мкм это минский "Интеграл".

                      Современных техпроцессов в России нет вообще. Даже ПЛИС и микроконтроллеры делались почти полностью на зарубежных фабриках- Тайвань и Германия.
                      Сейчас все с этим.

                      А то что могут делать лучшие российские фабрики вроде Ангстрема или Микрона это уровень 20-летней давности.
                      И это в лучшем случае.
                  2. +2
                    9 февраля 2023 12:42
                    Цитата: 3x3zsave
                    Меж тем, тебе с Ольгой привет от дяди Кости, только что созванивались.

                    Антон, здравствуйте! Дяди Кости на сайте очень не хватает!
                    1. +3
                      9 февраля 2023 12:54
                      Привет, Оля! Черз пару недель он появится.
        2. Комментарий был удален.
      2. +7
        9 февраля 2023 14:00
        Цитата: Beaver
        Кто мешает нашим инженерам работать

        предположу,что у вас инженеров очень мало осталось:старая гвардия уходит,молодые мыслят о другом.
        Поразили вступительные 2022 в Бауманку: у ведущего инженерного вуза по двум направлениям — «Электроэнергетика и электротехника» и «Специальное машиностроение» — проходной балл упал более чем на 100 пунктов. На электроэнергетике, например, с 257 до 149 пунктов.
        149 баллов по трем дисциплинам значит, что у абитуриента по 50 баллов по каждому ЕГЭ. Круглый троечник...
        и плюс еще не на чем делать:

        Из воспоминаний Н.А. Паничева — министра станкостроительной и инструментальной промышленности СССР:
        «В начале 1992 года я с трудом пробился на приём к и.о. премьера Гайдару, пришёл к нему с детально отработанным планом сохранения станкостроения. Он даже смотреть ничего не стал, брезгливо сморщился:
        — Да кому нужны ваши дерьмовые станки?! Понадобятся — мы всё за рубежом купим."

        Олег Попцов. «Момент истины», ТВЦ, 23.06.2006:
        «В начале реформ я сказал Гайдару: Вы ищете средний класс. Но он же есть: это учителя, врачи, техническая и творческая интеллигенция. И услышал в ответ: это не средний класс, а иждивенцы».

        «В России не нашлось ответственной политической силы, которая отважилась бы заявить, что с точки зрения целей самосохранения и воспроизводства русского народа распад СССР явился самой крупной удачей за последние полвека».
        (Егор Гайдар. «Гибель империи. Уроки для современной России»).
        а у вас ему еще и памятники ставят... Парадоксально.
        1. Комментарий был удален.
          1. +6
            9 февраля 2023 17:01
            посоветую поискать на территории бывшего СССР
            https://www.avito.ru/kostroma/fototehnika/teleskop_alkor_sssr_1986_g_2466188014

            МШР РТМ-60 попадаются

            Человек же нашел
            https://star-hunter.ru/rtm-60/
  2. +3
    9 февраля 2023 07:41
    Завидую китайцам белой завистью, ну а автору как всегда плюс... good
  3. +1
    9 февраля 2023 08:11
    китайского вертолёта ДРЛО Z-18J
    Возможно я сильно не в теме или в текст вкралась техническая ошибка, но мне показалось, что далее эта модель именуется Z-18Y...
    Спасибо Сергей!
    1. +3
      9 февраля 2023 09:31
      Антон, здравствуй!
      Цитата: 3x3zsave
      Возможно я сильно не в теме или в текст вкралась техническая ошибка, но мне показалось, что далее эта модель именуется Z-18Y...

      В разных источниках вертолёт ДРЛО именуется как Z-18Y и Z-18J.
      1. +5
        9 февраля 2023 09:44
        Привет, Сергей!
        Значит первое, я не в теме.
        1. +4
          9 февраля 2023 09:50
          Цитата: 3x3zsave
          Значит первое, я не в теме.

          Мне представляется, что китайские авторы и западные эксперты с учётом закрытости китайских разработок сами не в теме. Хотя возможно, что Z-18Y и Z-18J - это внешне сходные вертолёты одного назначения с разными РТК.
          1. Комментарий был удален.
            1. +12
              9 февраля 2023 11:24
              Цитата: wanna
              Z-8J является чисто военно-транспортным

              наверное всё же не так.... (или не совсем так)
              Chinese sources speculate that the preliminary task for the Z-18A helicopter is to carry and transport the AH-4 155 mm Z-18A — utility ( по русски наверное -служебный) вариант для китайской армии. Армейская версия имеет еще более выступающую носовую часть. Под носом установлен радар слежения за местностью.

              Вариант радиоэлектронной борьбы или радиоэлектронного противодействия. Он имеет большие антенны, установленные по обеим сторонам средней части фюзеляжа. Этот вертолет используется для радиоэлектронного подавления на поле боя.


              The Z-18F is the third variant to emerge, alongside a utility/VIP transport version and an airborne early warning (AEW) platform, possibly with the designation Z-18J.
              а F точно ПЛО: есть радар надводного поиска. Башня FLIR/TV была перемещена. Этот вертолет оснащен новым погружным гидролокатором. Также в нем есть около 30 отверстий для выпуска гидроакустических буев. Эта версия может нести до 4 легких торпед или противокорабельных ракет. Вертолет оснащен каналом передачи данных и может наводить крылатые ракеты с фрегатов и эсминцев сопровождения на обнаруженные им надводные цели.


              «Летучая мышь»: Z-18J naval airborne early warning helicopter. It has been developed for the Chinese navy. It has a redesigned rear door with retractable radar antenna. When not in use the antenna is retracted into the fuselage. This helicopter is stationed onboard the Liaoning aircraft carrier. Prototype of this helicopter was first spotted back in 2009


              а "Y" это похоже ошибка


              Цитата: wanna
              что на китайском пиньине означает "раннее предупреждение".

              yùjǐng
              belay
              но в связке с радиолокацией будет
              jǐnggào
              китайцы шифруются:
              - пишут и думают официально на рǔtōnghuà, затем его траслитируют на слух романизмами в Hànyǔ pīnyīn, затем пишут латиницей (что проговорил чей-то рот и
              услышало чьёто ухо). Соответсвенно в двойной иттерации-конвртации, и погрешностей ухов,ротов -возникают такие коллизии
              1. Комментарий был удален.
                1. +8
                  9 февраля 2023 13:37
                  я же картинки китайские привел. Там все вроде бы расписано
                  вы-то писали
                  Цитата: wanna
                  Z-8J является чисто военно-транспортным
                  1. Комментарий был удален.
                    1. +7
                      9 февраля 2023 14:33
                      Цитата: wanna
                      В качестве аналогии, если в кабину МИ-17 добавить пулемет или гранатомет для операций по прикрытию поля боя, мы не назовем его "Ми17-ABCDEFG"

                      МИ-171 не корректный пример.
                      вертолет дальнего радиолокационного обнаружения, модифицированный на базе транспортного вертолета армейской авиации Ми-171- очень серьёзная переделка , но абвгд нет.

                      видно сразу (даже если посчитать РЛС с ФАР за чемодан китайского генерала, транспортируемый на его дачу)



                      Цитата: wanna
                      На самом деле, Z-8y может быть еще одним производным от Z-8, AC313.

                      всякое может быть. Но желательно бы на что-нить ссылку.
                      Иначе я скажу, что есть Z-8ABCDEFG
  4. 0
    9 февраля 2023 08:18
    размах крыла не более 22 м (должно складываться не менее 25 % от длины крыла)
    Фигасе "не менее 25%! Судя по модели тут можно смело о 75% говорить! И очень интересная геометрия складывания. Китайское ноу-хау или уже где-то было реализовано?
    1. +11
      9 февраля 2023 11:44
      Цитата: 3x3zsave
      Фигасе "не менее 25%! Судя по модели тут можно смело о 75%

      ошибка. KLC-7 / KJ-600 / Air Police 600. Складывается 2/3 крыла ( примерно 60-65%)
      вы сами можете (с помощью китайской линейки и китайского же калькулятора) определить размеры и сколько % складывается.


      (хотя тут ключевое "должно"! наверное это из техзадания. задали 25% получили 65%
      Цитата: 3x3zsave
      или уже где-то было реализовано?

      уже и давно
      [/center][/center]
      1. +6
        9 февраля 2023 12:24
        Огромное спасибо! Не моя тема, сам бы информацию искать не стал...
        1. +6
          9 февраля 2023 13:33
          hi
          Цитата: 3x3zsave
          Не моя тема, сам бы информацию искать не стал...



          ну уж Fairey Swordfish (1934 года биплан!) у всех на слуху:
          именно благодаря их второму удару заклинило рули у "ужаса Британии) левого руля на 12 °. Bismarck стал неманевренным и неспособным уйти в порт во Франции
          + первая документированная потопленная авиацией FAA подлодка:
          13 апреля 1940 года Swordfish, запущенный с HMS Warspite,кроме артнаводки на 8 эсминцев засёк U- 64 сбросил бомбы c пикирования и потопил её.
          Правда складываются консоли не совсем так, но почти так. Биплан всё же.
          PS хочешь прописку на авианосце получить: приложи изобретательность.
          "квартирка" малогабаритная, а подъемник вообще звереет по ограничениям.
          1. +3
            9 февраля 2023 14:20
            "у всех на слуху:"
            Да наверно и я читал, просто, не задумывался, как у него крылья складывались.
            1. +7
              9 февраля 2023 14:39
              рад был помоч восполнит незначительный пробел.
              япросто часто наш сабатон слушаю и бисмарк,чаще всего.
  5. +4
    9 февраля 2023 08:41
    Ранний вертолет раннего оповещения китайской армии Ми 171

    AWACS неизвестного назначения, некоторые предполагают, что это была ранняя тестовая версия балансира, другие говорят, что это был второй комплект военно-морских AWACS.


    1. +2
      9 февраля 2023 09:37
      Цитата: wanna
      Ранний вертолет раннего оповещения китайской армии Ми 171

      Уважаемый китайский друг, эта статья называется "Китайская палубная авиация ДРЛО и БПЛА радиолокационной разведки" - т. е . ключевое слово "Палубная". Вертолёт Ми-171 в ВМС НОАК никогда не использовался в качестве палубного.
      Цитата: wanna
      AWACS неизвестного назначения, некоторые предполагают, что это была ранняя тестовая версия балансира, другие говорят, что это был второй комплект военно-морских AWACS.

      Я предлагаю оперировать только достоверными фактами. Кроме того, как мне представляется англоязычная аббревиатура AWACS в данном контексте не вполне уместна. В русском языке есть аббревиатура ДРЛО. Это ведь русскоязычный сайт, не так ли?
      1. Комментарий был удален.
        1. 0
          9 февраля 2023 10:52
          Цитата: wanna
          Посмотрите на тон вашего голоса, на что вы сердитесь?

          С чего мне на Вас сердиться? Когда Вы действительно пишете по делу, я всегда ставлю Вам "+" . Я лишь хочу, что бы комментаторы (в том числе и Вы) оперировали проверенной и достоверной информацией.
    2. +8
      9 февраля 2023 12:36
      Цитата: wanna
      это был второй комплект военно-морских AWACS.

      не та фотка
      JZY-01 на базе транспортного Y-7 (первая попытка)

      Y-7 очень габбаритен+тяжёл для авианосца+ затенение килей шайбой. Да их и не производят вроде бы.
      укороченный и с шайбами -это frankenstein по сути из Y-7J (03) и 2/5 новой задней части
      [center]
      и нагадаю,что 03 не последний
      1. Комментарий был удален.
  6. +2
    9 февраля 2023 09:46
    Чувствую, китаезы наштампуют флот таких "Орлов" и будут они летать онлайн вокруг Северной Америки, Австралии, ЕС......Запад сам окажется в роли РФ. Когда все видно и наглядно во все время. С учетом большого количества БРСД и точности конвенциональных боеголовок - это опасная угроза.
  7. +4
    9 февраля 2023 10:30
    hi
    Как всегда, замечательная статья!
    ИМХО, конечно же, но вариант "дальний БПЛА-разведчик + БПЛА-ретранслятор" смотрится выгоднее, чем космическая система для разведки и целеуказания.
    1. +2
      9 февраля 2023 10:55
      Здравствуйте!
      Цитата: Wildcat
      ИМХО, конечно же, но вариант "дальний БПЛА-разведчик + БПЛА-ретранслятор" смотрится выгоднее, чем космическая система для разведки и целеуказания.

      Понятно, что БПЛА дешевле и гибче, чем спутниковая система разведки. Но беспилотники уязвимы к ПВО и истребителям, хотя после появления в боекомплекте американских эсминцев ЗУР SM-2 и SM-3 спутники неуязвимыми считать тоже нельзя.
      1. Комментарий был удален.
  8. +2
    9 февраля 2023 11:04
    После прочтения статьи что то грустно, в какой же мы в опе, особенно в развитии БПЛА, зла не хватает, после видео из под Угледара, где отсутствуют так необходимые ударные БПЛА против артиллерии. Мда
    1. +1
      9 февраля 2023 16:25
      Написал бы кто то статью - где ОРИОНы наши? Их так или иначе, штук уже 30-40 должно быть даже с опытного производства.