Большие беспилотные планы «Рособоронэкспорта»

Большие беспилотные планы «Рособоронэкспорта»С 13 по 18 ноября в китайском городе Чжухай проходит девятый международный аэрокосмический салон Airshow China-2012. Китайская выставка значительно моложе своих зарубежных конкурентов, поэтому каких-либо рекордов в области посещаемости или суммарной стоимости подписанных контрактов от нее никто не ждет. Тем не менее, уже в первые дни мероприятия прозвучало несколько интересных заявлений, касающихся российской авиационной промышленности.

Как оказалось, «Рособоронэкспорт» имеет большие планы на освоение новых рынков. В первую очередь интерес для этой организации представляет рынок беспилотных летательных аппаратов. По словам главы департамента ВВС «Рособоронэкспорта» Сергея Корнева, в ближайшие десять лет, до 2022 года, российские производители беспилотников могут значительно увеличить свою долю на международном рынке. Ожидаемая часть поставок отечественных БПЛА в общем объеме рынка может дойти до уровня в пять процентов. При этом никто не спорит с тем фактом, что достигнуть таких показателей будет достаточно сложно из-за высокой конкуренции в беспилотной части авиационного рынка.

Причиной этой конкуренции, в первую очередь, является интерес потенциальных покупателей к беспилотной технике. К примеру, сейчас общие желания и нужды стран Латинской Америки оцениваются в 5-5,5 миллиардов долларов, а европейские страны могут закупить беспилотники на девять миллиардов. Однако самым «вкусным» для производителей является азиатский рынок – более 14 миллиардов в течение нескольких лет. При этом европейский и азиатский рынки имеют одну интересную особенность: ряд стран этих регионов имеет собственное производство БПЛА, из-за чего на импорт приходится не более 30-40 процентов от общего объема покупок. Латиноамериканские страны, в свою очередь, пока только строят свое производство серьезной беспилотной техники. Таким образом, любая желающая страна может предложить какому-либо южноамериканскому государству свою продукцию. Естественно, это скажется на конкуренции.


В более отдаленной перспективе рынок беспилотных летательных аппаратов, как минимум, не уменьшит свой объем. Все чаще звучат предположения о том, что в будущем большая часть авиации, в первую очередь боевой, будет соответствовать концепции дистанционного управления или даже полной автономности. Вполне понятно, что появление и распространение беспилотных истребителей или ударных самолетов с характеристиками на уровне нынешней боевой авиации повлечет за собой рост объема контрактов и всего рынка в целом. Однако пока подобные проекты существуют только на уровне предварительных задумок и еще рано строить коммерческие планы.

Пока же основная масса экспортных и импортных поставок касается легких разведывательных беспилотных аппаратов, предназначенных для использования в сухопутных войсках. Практика использования подобной техники в войнах последнего времени продемонстрировала их перспективы и в настоящее время большое количество государств создает свои конструкции такого класса или закупает чужие. Благодаря таким покупкам бойцы различных сухопутных подразделений получают возможность заранее узнать ряд особенностей местности и расположения противника, что значительно увеличивает эффективность последующих действий.

Собственно говоря, легкие беспилотники со взлетным весом не более 12-15 килограмм являются одним из основных направлений развития всей отрасли, в том числе и в нашей стране. В качестве разработок этого класса, имеющих определенный экспортный потенциал, Корнев назвал БПЛА Т10 «Элерон-10» и «Орлан-10». Оба этих аппарата имеют взлетный вес на уровне 12-14 килограмм и могут барражировать над местностью в течение нескольких часов. Полезная нагрузка в несколько килограмм позволяет указанным аппаратам осуществлять теле- и тепловизионную разведку. При этом конструкция обоих комплексов позволяет разбирать сам беспилотник и пусковую установку для более удобной переноски, в том числе и силами расчета.

Что касается других БПЛА, то нередко их особенности становятся причиной претензий. К примеру, главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Д. Федутинов пожаловался на комплекс «Груша». По его словам, за недолгое время эксплуатации было потеряно не менее полутора десятков таких беспилотников, причем примерно половина из них пропала по причине потери сигнала с пульта управления. По мнению Федутинова, более удобным и перспективным является аппарат «Искатель», который при тех же габаритах и летных данных имеет немного более широкие возможности по проведению разведки. В частности, он способен фиксировать координаты обнаруженных объектов, что увеличивает эффективность разведывательного полета.

Такие, казалось бы, небольшие нюансы конструкции и эксплуатации могут значительно сказаться на экспортных перспективах конкретного беспилотного аппарата. В свете особенностей рынка БПЛА любая мелочь может стать причиной проигрыша в тендере. Кроме того, для достижения планируемой «планки» в пять процентов российским производителям беспилотной авиатехники придется создать по-настоящему конкурентоспособные конструкции мирового уровня. В противном случае ведущие страны отрасли – Израиль и США – могут не только не уменьшить свои доли на рынке, но и увеличить их. В настоящее время они обеспечивают порядка 70% международного рынка БПЛА и не факт, что в ближайшие годы эта доля уменьшится. Согласно различным прогнозам, за следующие десять лет рынок беспилотников вырастет в несколько раз. К примеру, аналитики из Forecast International оценивают объем «внутренних» и экспортных поставок БПЛА на начало двадцатых годов на уровне 70 миллиардов долларов за год. Как видим, бурный рост отрасли вполне стоит нынешних вложений и нужно пожелать удачи «Рособоронэкспорту» и отечественным фирмам-разработчикам в осуществлении его планов.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://airshow.com.cn/en/
http://lenta.ru/
http://enics.ru/
http://bla-orlan.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 15
  1. Димон-Львов 15 ноября 2012 08:59
    Надо не пытатся догнать США по их наработкам, а придумать что-то своё, новое, нестандартное. Например, их беспилотники сейчас используются как бомбардировщики и разведчики - значит, разрабатывать надо истребитель - убийцу американских БПЛА.
    Димон-Львов
    1. RedDragoN 15 ноября 2012 09:26
      Ну, прицепи к тем же БЛА ракеты класса воздух-воздух и станут они истребителями. Можно даже на самолеты soldier
      1. 11черный 15 ноября 2012 09:55
        Цитата: RedDragoN
        Ну, прицепи к тем же БЛА ракеты класса воздух-воздух и станут они истребителями.

        да не скажи - ракеты ведь надо както наводить, а у их БЛА (ударных я имею в виду) кроме камеры и нет ничего, а нужен как минимум мощный радар ВОЗДУХ - ВОЗДУХ и совершенно другое ПО позволяющее воздушные цели обстреливать...
        1. Гражданский 15 ноября 2012 11:54
          11черный,

          еще лучше один беспилотный радар и к нему несколько универсальных БПЛА
          1. Каа 15 ноября 2012 16:26
            Цитата: Гражданский
            еще лучше один беспилотный радар и к нему несколько универсальных БПЛА

            Что-то вроде такого? "Штаты планируют развернуть в Афганистане гигантский беспилотный дирижабль Blue Devil. "Голубой Дьявол" должен будет таскать многочисленное оборудование наблюдения и радиоэлектронной разведки вместе с бортовым суперкомпьютером, который будет обрабатывать данные и проводить их комплексирование. Предполагается, что суперкомпьютер существенно снизит нагрузку на аналитиков (системы типа недавно появившейся Gorgon Stare требуют 2000 человек для обработки поступающей с одного БПЛА информации) и нагрузку на коммуникационные каналы за счет обработки и хранения данных на борту". http://gunm.ru/news/gigantskij_bespilotnyj_dirizhabl_blue_devil/2011-01-27-66
            Плюс к нему подвеска БПЛА -разведчиков и несколько ударных? И пусть висит на страх супостату, к примеру, в пограничном режиме на Дальнем Востоке, в Приморье, да мало ли где сгодится. Так сказать, "летающий авианосец".
        2. Завтрак Туриста 15 ноября 2012 13:32
          Американцы "Стингеры" уже давно вешают на свои ударные БПЛА.
          1. Димон-Львов 15 ноября 2012 18:09
            В ближнем бою толку от этих БПЛА нету. И пока нет ни одного случая, когда БПЛА сбил истребитель. А "Стингер", кстати, ракета именно ближнего боя, у него дальность что-то около восьми километров.
            Димон-Львов
            1. Завтрак Туриста 16 ноября 2012 19:58
              Лиха беда начало. В 2003-ем уже был воздушный бой между "Предатором" и иракским Миг-25.
              Миг победил, но БПЛА таки успел запустить "Стингер", который на счастье иракского пилота повёлся за его ракетой, а не за самолётом.
  2. karmin 15 ноября 2012 10:07
    Для начала хотя бы ВС РФ насытить БПЛА, а уже потом думать об экспорте...
    karmin
  3. леликас 15 ноября 2012 10:54
    Ничего кроме ОЛОЛО заявления типа 2022 года, российские производители беспилотников могут значительно увеличить свою долю на международном рынке. не вызывают, сами сидим с "голым задом" юзая израильскую технику и свои авиамодели , но мировой рынок уже делим.....
    С начала надо построить что-то достойное , а потом что-то конкурентоспособное, потом дать это своей армии , а вот тогда уже и мир у ваших ног .
    Пока можно только подивиться , откуда у Корнева так много оптимизма .Может тайну какую знает?
  4. snek 15 ноября 2012 10:59
    Кричим то мы громко, осталость сущий пустяк - делами это все подтвердить.
    snek
  5. Astartes 15 ноября 2012 12:10
    Мне кажется надо продумать тактику применения БЛА, найти им место в системе войскового управления, а потом уже под конкретные задачи разрабатывать технику. Для себя нужно делать а то что останется сверх необходимого можно и продавать.
    1. пацантрэ 15 ноября 2012 18:18
      Цитата: Astartes

      Мне кажется надо продумать тактику применения БЛА, найти им место в системе войскового управления,


      Открыли америку,что сказать.Вообще-то,если по нормальному,то сначала в войсках как раз и продумывается тактика применения,назначение,специализация,требования к технике,после чего составляется ТТЗ,в соответствии с которой и создаётся новая техника.
  6. негоро 15 ноября 2012 12:56
    В идеале ,БЛА необходимо иметь всем полевым подразделениям начиная с роты.Поле не паханное.Своих бы вооружить,а потом о экспорте думать.
    негоро
  7. Setrac 15 ноября 2012 15:19
    Фраза "к 2022 году могут увеличить" подразумевает что могут и не увеличить.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня