Military Review

Weapon Affairs Master - Igor Yakovlevich Stechkin

12
"A badly crafted thing always makes me protest."
Igor Stechkin


Igor Yakovlevich Stechkin was born in 1922 year. The young years of the Soviet designer were held in the Tula region (Aleksino), but his family moved to TNU at 1935. For a long time, Stechkin’s friends and relatives could not understand how an intelligent young man who grew up in a family of a forensic expert who had never been apt to be in military business could have a desire to take part in the development weapons. At the same time, many noted the passion of the grandfather of the future designer of both cold and firearms. Giving his beloved work a lot of time and effort, the pensioner managed to infect them and his close relatives - family friends were surprised to note how easily his wife handled fishing gear, and his grandson could easily repair his gun by the age of twelve, and later even got several personal trunks.

“They said that right after birth, they began to swaddle me on the pedestal where my father’s revolver was kept. Maybe it influenced the choice of craft. "


The uncle of the designer, an outstanding scientist who left a noticeable mark in the field of hydrodynamics and heat engineering, was not deprived of an inventive talent. Thanks to the theory of thermal calculation put forward by him aviation, as well as - air rocket engines he entered history as one of the founders of the Central Aerohydrodynamic Institute (TsAGI). On the maternal line, Academician Nikolai Yegorovich Zhukovsky, known as the first director of TsAGI in history, was a relative of Stechkin. That is why the desire of Igor Yakovlevich already in his youth to devote himself to science, namely, the design of weapons became a natural event. The extraordinary abilities of this person extended to everyday life - he easily repaired complicated equipment, electrical appliances, and even built furniture himself, cast jewelry, and even drew well. On the table and in Stechkin's closet there were always stored construction tools, to which he addressed on the very first free minute.

After graduating from high school in 1941, he entered the Tula Mechanical Institute. Even then, the bright abilities of the future designer of weapons allowed him to loudly declare himself. Successful defense of the thesis on the topic “7.65 mm caliber self-loading pistol” in 1941 under the guidance of N.F. Makarov brought him the opportunity to take a seat in the CDB-14, where his duties included the development of small arms. The members of the department of small arms were surprised not only by the student’s ability to easily navigate complex drawings and diagrams; but also the innovative ideas put forward by him, many of which even seemed to them very implausible. However, the point in all doubts was put by a blank cartridge from a pistol, the creation of which took about two years of hard work of the brilliant young man. Stechkin received an "excellent" and in May 1948, he became an engineer. Nine-centimeter pistol, equipped with a large-capacity store and giving the opportunity to conduct both single and automatic firing - this is exactly what the first task looked like, which the designer started at the new workplace.

A distinctive feature of the classic submachine gun is shooting from the rear sear, in which the primer is broken by a rigidly fixed drummer, while the bolt reaches the front position and in parallel is sent to the cartridge chamber of the cartridge itself. The significant mass of the shutter, which is from 500 to 700 grams, causes a change in the position of the weapon itself during its direct movement to the front position. When firing single shots, this significantly affects its performance. When maintaining continuous fire, the design of automatic weapons, especially involving a change in the firing mechanism, does not give a high accuracy rate. The reason for this is that the high rate of fire, carried out in the conditions of the moving parts of the extreme positions, provokes significant fluctuations of the weapon, because of which the ultimate goal is reached no more than one or two bullets fired from the weapon. Thus, an improvement in the design of the pistol had to be implemented in two directions: reducing the rate of fire to approximately 600-800 beats per minute, and also ensuring the possibility of firing from a closed bolt. This problem could be solved by introducing a new element in the design - the retarder. Its main task was to increase the response time for the trigger mechanism.

Later, the designer recalled that the number of requirements for a new type of weapon included the ability to conduct both single and automatic long-range shooting (up to 200 meters), the presence of a large magazine of cartridges, and the ability to use a holster as a butt. The first prototype, submitted by Stechkin after the approval of diagrams and drawings, had a magazine with twenty cartridges available. Factory testing took place from 24 January 1948 to 14 January 1949. Despite the fact that, in general, the results of the work were highly appreciated by the test commission, significant design flaws were discovered: a very large mass of the pistol and holster, low accuracy of the fight, unwanted self-switching of the translator. Based on the results of these tests, it was decided to make two samples of the new pistol for conducting field tests, which took place in 1949 during the period from April 16 to June 22.

A comparative analysis of the new development with the Sudadev submachine gun and the Mauser "Astra" convincingly proved that the national model of the weapon was not inferior to the PPS and even surpassed the Mauser in many respects. The sighting range up to 200 meters, the possibility of conducting lengthy skirmishes without the need for frequent reloading of weapons, a wooden holster were essential arguments in favor of developing Stechkin. Despite the flaws of the model found and noted during the test, the commission members recognized the pistol’s compliance with the technical and tactical requirements and recommended that the model be sent for further improvement work.

“This gun is like first love. Later I wondered where so much strength and skill came from. Fidel Castro kept Stechkin under the pillow, Rutskoi found him the most suitable weapon. And who and where else applied it, I do not even remember. ”


On the court of the commission were also presented models of weapons, developed by Voevodin PV, as well as - Kalashnikov MT. During the competition, the Vojvodina model was withdrawn from further participation due to the fact that it did not pass the basic tests. The technical and tactical characteristics of the model presented by Kalashnikov were found to be inappropriate to the requirements put forward even after it was finalized. As a result, the Stechkin model has emerged as the absolute leader, demonstrating the optimal fit of the design to the actual order at that time.

Performed according to the classical scheme, the first sample assumed the presence of a recoil spring under the barrel, as well as a trigger mechanism equipped with an open trigger. The fuse levers located on the casing gate served in parallel as a translator of fire and a magazine of cartridges. However, the design of the gun still needed serious refinement: in addition to the above deficiencies associated with the substantial weight and unreliability of the holster and the pistol itself, it was characterized by instability of the moderator operation, the low life of the spring of the sear and the transmitting lever, as well as the presence of sight installations only on 25 75 meters. Separately, significant time spent on assembling the model and its unattractive appearance were also noted.

The result of Igor Stechkin's hard work was a more sophisticated model of a pistol. The mass of the holster and of the entire weapon itself was significantly reduced. Shock, trigger and deceleration mechanisms were significantly refined; the time for parsing and assembling the pistol was reduced about four times. The number of parts has been reduced, the elements that make up the structure are considerably simplified, and the accuracy of shooting is increased due to the improved design of the holster-butt. Additionally, the installation capabilities of the sight at twenty-five, fifty, one hundred, and two hundred meters were introduced; the head of the flag is significantly increased, and the return spring is already placed on the trunk. Changing the shape of the bolt, the angle of the handle and the change in the overall length of the gun significantly influenced the appearance of the weapon. After testing the improved model, the commission was completely satisfied with the result and decided on the need to issue a large batch of weapons in order to conduct tests in various weather conditions.

Finally, the Stechkin pistol was adopted by the Soviet Army on December 3, 1951. The new type of weapon was given the name APS (Stechkin automatic pistol). It was intended to equip crews tanks, border guards, officers departing for “hot spots”, as well as for soldiers of a number of special forces. The high demand for Stechkin’s pistol was explained by its good firepower and compact size, making it suitable in situations in which the use of more bulky weapons is impossible (among tankers, pilots, etc.). The development of Stechkin had no analogues in the West until the end of the fifties of the twentieth century. Due to an unprecedented increase in crime in the 80-90s of the last century, the APS was widely used among the Ministry of Internal Affairs as a more powerful replacement for the standard Makarov pistol. Even today, this gun is successfully used in many military operations around the world, representing a high-quality alternative to personal self-defense weapons.

“I absolutely do not understand politics. Once Chernomyrdin arrived in Tula. I was entrusted to hand him a Cobalt pistol. I had to go to my brother and find out who this Chernomyrdin was after all. Fortunately, this was the first and last time I met a politician. ”


The result of many years of labor I.Ya. Stechkin became the honored Order of the Red Banner of Labor, medals "For Labor Difference", "For conscientious work in the Great Patriotic War", "Badge of Honor", a badge of Tula "For merits to the city". Also, an outstanding scientist became the winner of the Stalin Prize, USSR State Prize, as well as the SI Prize. Mosin. The last award awarded to Stechkin was the title of "Honored Designer of Russia", awarded to him by the President of the Russian Federation at 1992.

As a developer of very popular weapons, Stechkin has always recognized that his true role is not in attack, but in defense. Friends remember him, first of all, as a humble person who did not like undue attention to himself and was not seeking either for wealth or luxury. He lived with his wife and youngest son named Yaroslav in a simple two-room apartment, where most of the furniture was bought for the Stalin Prize and has never been updated since that period.

“I can firmly say that I am Monogamous. In my life there was one wife, one apartment, one work, one car. I have a pencil that I have been using for a hundred years. ”


Igor Yakovlevich until the last day worked at the Central Design Research Bureau of sports and hunting weapons, which was a branch of the notorious Instrument Design Bureau of the city of Tula. Even a serious illness could not stop this person. Having confined himself to a sick-list, in spite of his advanced age and deteriorating state of health, he continued to work. The list of his works includes guns "Berdysh", "Dart", "Pernach"; Cobalt revolver; the shortened “Modern”, “Abakan” submachine guns, as well as the “Fagot” and “Konkurs” anti-tank missile systems. In total, the scientist is the author of more than fifty inventions and over sixty developments.

“By order of special services in the fifties, I made a spy gun. For him, a special cartridge was invented, which does not produce any noise, smoke or flame at the moment of the shot. During the test of the pistol, we blurted out the wall of the workshop, almost immediately realizing that on the other side of the wall was a portrait with Stalin. The bullet passed just a couple of centimeters from the portrait. We are very lucky.


After Stechkin's health condition deteriorated significantly, he was transported home, where his son and ex-wife were caring for him until the last day. TsKIB supported the talented designer by allocating money for drugs, but this did not help. Igor Yakovlevich died on November 28 of 2001 cancer in the hands of his own son. He was seventy-nine years old. This happened almost on the eve of the 50 anniversary celebration of the adoption of the famous Stechkin pistol, the first creation of a genius developer. He was buried at the Tula City Cemetery. A lot of people came to the funeral. They carried red carnations to the coffin as a token of memory to a talented person who left a noticeable mark in the history of Russian weapons business.
Author:
12 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Alex65
    Alex65 15 November 2012 08: 38
    +2
    Aleksin, Tula region, the Stechkin’s house in Aleksin is in a dilapidated condition / Radbuzhskaya street /, and how many more developments on the shelves left ,,,
  2. borisst64
    borisst64 15 November 2012 08: 53
    +3
    The man was funny! A cool gun! Replacing the revolutionary Mauser.
  3. bistrov.
    bistrov. 15 November 2012 12: 36
    +5
    I still want to remind the TTX of the 9-mm automatic pistol Stechkin APS: - entered service in1951 at the same time as the Makarov pistol and was created under the same 9X18 caliber cartridge and built according to the same layout scheme, they are even similar in appearance, but have significant structural differences from PM. The principle of operation of automation is the use of recoil of a free shutter with a moderator. The mechanism allows you to fire as with a preliminary cocking of the trigger, and self-cocking, single shots or automatic fire with a rate of fire of 700 rpm. Power supply from a magazine with a capacity of 20 rounds with a checkerboard arrangement. Sector sight with four positions-25,50,100 and 200 meters. The gun comes with a plastic (early wooden series) hard butt holster that adjoins to increase the stability of the weapon and accuracy when firing automatic fire. The weight of APS without cartridges is 1,02 kg, with an equipped magazine 1,22 kg, with an adjoined holster-butt 1,78, length 225 mm, with a holster butt-540 mm. Initially, the APS was created as a weapon of crews of combat vehicles and soldiers of certain specialties, for which the carrying of a carbine and an assault rifle was inconvenient. In fact, the aim was to combine the qualities of an army pistol and a submachine gun in one model of armament. However, the APS was inconvenient for the crews of tanks, and its combat qualities were clearly insufficient to conduct combat operations in the modern war, and in the troops it was gradually replaced by an AKMS submachine gun. In the early 70s, a silencer was developed for the pistol, a light wire butt and a soft holster, the modification was called APSB (AO-44), which was adopted by special forces and was subsequently widely used in Afghanistan. The APS is currently in service with the Russian and post-Soviet armies, however, with the advent of new powerful models of pistols and submachine guns, they will be gradually replaced by them. APS, as well as MP, is part of our history and it is not without reason that we veterans are excited to see these familiar forms!
  4. DeMBel
    DeMBel 15 November 2012 14: 02
    +2
    C APS fought in DRA, a good car, Glory to Stechkin !!!
  5. bazis
    bazis 15 November 2012 14: 05
    +4
    I used APSB a bit and honestly am a fan of this weapon
    1. Cynic
      Cynic 15 November 2012 17: 17
      +1
      Quote: bazis
      Used APSB a little

      Unfortunately I didn’t use it, I just managed to hold it several times in my hands, but I am no less a fan of it!
    2. Lieutenant colonel
      Lieutenant colonel 16 November 2012 02: 33
      0
      Butt is successful at APSB, at APS full-time - horror))))))) Feel yourself Chapa! But I loved him!
  6. Comrade1945
    Comrade1945 15 November 2012 18: 09
    +1
    Great weapon. Especially, of course, APS. I love only the TT-33 more good
  7. IRBIS
    IRBIS 15 November 2012 18: 10
    +1
    APS is a wonderful weapon! I had a chance to use it, there were zero complaints. A very successful design, I was "in love" with this pistol.
  8. mazdie
    mazdie 15 November 2012 20: 57
    0
    Great thing! I shot a couple of times from the original, and a lot from the traumatic version. I like him more than Yarygin, although the comparison is probably not correct.
  9. Trevis
    Trevis 15 November 2012 21: 08
    0
    A few good photos of APS



  10. Lieutenant colonel
    Lieutenant colonel 16 November 2012 02: 29
    +3
    My room was beautiful - PS 110 !!! Cool machine, more than once rescued. I wonder who he is with now. God forbid that they would not be melted. For a long time I could not find a cabaret loincloth for him - but still I got it! It is a pity that they do not release more. For BM crews, that is. The animals respected them very much, especially to glaze and leather cabarets to wear, animals in one word. HUGE thanks to Stechkin for the weapon you want and can be proud of!

Оружейных дел мастер - Игорь Яковлевич Стечкин

«Плохо смастеренная вещь всегда вызывает у меня протест».
Игорь Стечкин


Оружейных дел мастер - Игорь Яковлевич СтечкинИгорь Яковлевич Стечкин родился в 1922 году. Молодые годы советского конструктора прошли в Тульской области (городе Алексино), однако в 1935 его семья переехала в Тулу. Друзья и родственники Стечкина долгое время не могли понять, как у интеллигентного молодого человека, выросшего в семье судебно-медицинского эксперта, никогда не отличавшегося склонностью к военному делу, могло проснуться желание принимать участие в разработке оружия. В то же время многие отмечали страстное увлечение деда будущего конструктора как холодным, так и огнестрельным оружием. Отдавая любимому делу немало сил и времени, пенсионер сумел заразить им и ближайших родственников – друзья семьи с удивлением отмечали, как легко его жена управлялась с рыболовными снастями, а внук уже к двенадцати годам мог с легкостью отремонтировать ружье, а впоследствии – даже обзавелся несколькими личными стволами.

«Говорили, что сразу после рождения меня стали пеленать на тумбе, где хранился револьвер отца. Может быть, это и оказало влияние на выбор ремесла».



Изобретательским талантом не было обделен и дядя конструктора – выдающийся ученый, оставивший заметный след в области гидродинамики и теплотехники. Благодаря выдвинутой им теории теплового расчёта авиационных, а также – воздушно-ракетных двигателей он вошел в историю как один из основателей Центрального Аэрогидродинамического института (ЦАГИ). По материнской линии родственником Стечкина приходился академик Жуковский Николай Егорович, известный как первый в истории директор ЦАГИ. Именно поэтому стремление Игоря Яковлевича уже в молодые годы посвятить себя науке, а именно конструированию оружия стало закономерным событием. Незаурядные способности этого человека распространялись и на повседневную жизни – он с легкостью ремонтировал сложную технику, электроприборы и даже собственноручно строил мебель, отливал ювелирные изделия, даже неплохо рисовал. На столе и в шкафу Стечкина всегда хранились строительные инструменты, к которым он обращался в первую же свободную минуту.

После окончания средней школы в 1941 году он поступил в Тульский механический институт. Уже тогда яркие способности будущего конструктора оружия позволили ему громко заявить о себе. Успешная защита дипломной работы на тему «Самозарядный пистолет калибра 7.65 мм» в 1941 году под руководством Макарова Н.Ф. принесла ему возможность занять место в ЦКБ-14, где в его обязанности входила разработка стрелкового оружия. Члены кафедры стрелкового оружия были немало удивлены не только умением студента легко ориентироваться в сложных чертежах и схемах; но и выдвинутыми им новаторскими идеями, многие из которых даже показались им весьма неправдоподобными. Однако точку во всех сомнениях поставил выстрел холостым патроном из пистолета, на создание которого ушло около двух лет упорной работы гениального юноши. Стечкин получил «отлично» и в мае 1948 года занял должность инженера. Девятисантиметровый пистолет, оснащённый магазином большой ёмкости и дающий возможность вести как одиночную, так и автоматическую стрельбу – именно так выглядело первое задание, к выполнению которого приступил конструктор на новом рабочем месте.

Оружейных дел мастер - Игорь Яковлевич СтечкинОтличительной особенностью классического пистолета-пулемета является стрельба с заднего шептала, при котором капсюль разбивается жёстко закрепленным ударником, при этом затвор достигает переднего положения и параллельно досылает в патронник сам патрон. Значительная масса затвора, составляющая от 500 до 700 грамм, становится причиной изменения положения самого оружия при его непосредственном движении в переднее положение. При ведении стрельбы одиночными выстрелами это существенно сказывается на её результативности. При ведении непрерывного огня конструкция автоматического оружия, особенно, предполагающая изменение ударно-спускового механизма, не дает высокого показателя кучности. Причиной этого является то, что высокий темп стрельбы, осуществляемый в условиях достижения подвижными частями крайних положений, провоцирует существенные колебания оружия, из-за чего конечной цели достигают не более одной-двух пуль, выпущенных из оружия. Таким образом, усовершенствование конструкции пистолета должно было реализовываться в двух направлениях: снижения темпа стрельбы приблизительно до 600-800 ударов в минуту, а также обеспечения возможности стрельбы с закрытого затвора. Решить эту проблему могло внесение в конструкцию нового элемента – замедлителя. Основной задачей его становилось увеличение времени срабатывания для ударно-спускового механизма.

Позже конструктор вспоминал, что к числу требований, предъявляемых к новому типу оружия, числились возможность вести как одиночную, так и автоматическую стрельбу на дальней дистанции (до 200 метров), наличие большого магазина патронов, а также возможность использовать кобуру в качестве приклада. Первый опытный образец, представленный Стечкиным после утверждения схем и чертежей, имел в наличии магазин с двадцатью патронами. Заводские испытания происходили с 24 января 1948 до 14 января 1949 года. Несмотря на то, что в целом результаты работы были высоко оценены испытательной комиссией, обнаружились существенные недостатки конструкции: весьма значительная масса пистолета и кобуры, невысокая кучность боя, нежелательное самопереключение переводчика. По результатам этих испытаний было принято решение изготовить два образца нового пистолета для проведения полигонных проверок, проходивших в 1949 году в период с 16 апреля по 22 июня.

Сопоставительный анализ новой разработки с пистолетом-пулеметом Судаева и Маузером «Астра», убедительно доказали, что отечественная модель оружия ни в чем не уступала ППС и даже превосходила Маузер по многим показателям. Прицельная дальность до 200 метров, возможность ведения длительных перестрелок без необходимости частой перезарядки оружия, деревянная кобура были существенными аргументами в пользу разработки Стечкина. Несмотря на недостатки модели, найденные и отмеченные в ходе испытания, члены комиссии признали соответствие пистолета предъявляемым к нему технико-тактическим требованиям и рекомендовали направить модель на дальнейшие работы по улучшению.

«Этот пистолет – как первая любовь. Позже я удивлялся, откуда бралось столько сил и умений. Фидель Кастро хранил Стечкина под подушкой, Руцкой находил его самым подходящим оружием. А кто и где еще применял его, я уже и не помню».


На суд комиссии были также представлены модели оружия, разработанные Воеводиным П.В., а также – Калашниковым М.Т. В ходе конкурса модель Воеводина была снята с дальнейшего участия по причине того, что не прошла базовых испытаний. Технико-тактические характеристики модели, представленной Калашниковым, были признаны несоответствующими выдвинутым требованиям даже после её доработки. В результате этого модель Стечкина вышла в абсолютные лидеры, демонстрируя оптимальное соответствие конструкции актуальному на тот момент заказу.

Выполненный по классической схеме первый образец предполагал наличие под стволом возвратной пружины, а также ударно-спускового механизма, оснащенного открытым курком. Расположенные на затворе кожуха рычаги-предохранители служили параллельно как переводчиком огня, так и магазином патронов. Однако конструкция пистолета все еще нуждалась в серьезной доработке: помимо вышеуказанных недостатков, связанных с существенным весом и ненадежностью кобуры и самого пистолета, ему были присуща нестабильность работы замедлителя, низкий срок службы пружины шептала и передающего рычага, а также наличие установок прицела лишь на 25 и 75 метров. Отдельно были отмечены также существенное время, затрачиваемое на сборку модели, и её непривлекательный внешний вид.

Результатом упорного труда Игоря Стечкина стала более совершенная модель пистолета. Масса кобуры и непосредственно всего оружия были значительно снижены. Ударный, спусковой и замедлительный механизм были значительно доработаны; время разбора и сборки пистолета сократилось примерно в четыре раза. Количество деталей было уменьшено, входящие в состав конструкции элементы значительно упрощены, а кучность стрельбы увеличена благодаря улучшенной конструкции кобуры-приклада. Дополнительно были введены возможности установки прицела на двадцать пять, пятьдесят, сто, а также двести метров; головка флажка существенно увеличена, а возвратная пружина размещена уже на стволе. Изменение формы затвора, угла наклона рукоятки и изменившаяся общая длина пистолета существенным образом повлияли на внешний вид оружия. После проведения тестирования усовершенствованной модели комиссия осталась полностью довольна результатом и приняла решение о необходимости выпуска большой партии оружия с целью проведения испытаний уже в различных погодных условиях.

Оружейных дел мастер - Игорь Яковлевич СтечкинОкончательно на вооружение Советской армией пистолет Стечкина был принят 3 декабря 1951 года. Новому виду оружия было присвоено наименование АПС (автоматический пистолет Стечкина). Он предназначался для вооружения экипажей танков, служащих погранвойск, офицеров, отправляющихся в «горячие» точки, а также для солдат ряда спецподразделений. Высокий спрос на пистолет Стечкина объяснялся его неплохой огневой мощью и компактными размерами, делающими его пригодным в ситуациях, при которых использование более громоздкого вооружения является невозможным (у танкистов, летчиков и т.д.). Разработка Стечкина не имела аналогов на Западе вплоть до конца пятидесятых годов двадцатого века. В связи с небывалым ростом преступности в 80-90-ых годах прошлого века АПС получил широкое распространение среди сотрудников МВД как более мощная замена стандартного пистолета Макарова. Даже на сегодняшний день этот пистолет с успехом используется во многих военных операциях по всему миру, представляя собой качественную альтернативу личного оружия самообороны.

«Я совершенно не разбираюсь в политике. Как-то раз в Тулу приехал Черномырдин. Мне доверили вручить ему пистолет «Кобальт». Пришлось идти к брату и выяснять, кто же все-таки такой этот Черномырдин. К счастью это был первый и последний раз, когда я встречал политика».


Результатом многолетнего труда И.Я. Стечкина стали заслуженные орден Трудового Красного Знамени, медали «За трудовое отличие», «За добросовестный труд в Великой Отечественной Войне», «Знак Почета», знак города Тулы «За заслуги перед городом». Также, выдающийся ученый стал лауреатом Сталинской премии, Государственной премии СССР, а также премии имени С.И. Мосина. Последней наградой, вручённой Стечкину, стало звание «Заслуженного конструктора России», выданного ему Президентом Российской Федерации в 1992.

Являясь разработчиком весьма популярных моделей оружия, Стечкин всегда признавал, что его подлинная роль заключается не в нападении, но в защите. Друзья вспоминают его, прежде всего как скромного человека, не любившего излишнего внимания к себе и не стремившегося ни к богатству, ни к роскоши. Он жил со своей женой и младшим сыном по имени Ярослав в простой двухкомнатной квартире, где большая часть мебели была куплена еще на Сталинскую премию и ни разу не обновлялась с того периода.

«Могу твердо сказать, что я однолюб. В моей жизни была одна жена, одна квартира, одна работа, один автомобиль. У меня имеется карандаш, которым я пользуюсь уже лет сто».


Игорь Яковлевич до последнего дня работал в Центральном конструкторском исследовательском бюро спортивного и охотничьего оружия, которое являлось филиалом небезызвестного КБ приборостроения города Тулы. Остановить этого человека не могла даже тяжелая болезнь. Ограничившись больничным листом, несмотря на преклонный возраст и ухудшающееся состояние здоровья, он продолжал работать. В список его произведений входят пистолеты «Бердыш», «Дротик», «Пернач»; револьвер «Кобальт»; укороченный автомат «Модерн», «Абакан», а также – противотанковые ракетные комплексы «Фагот» и «Конкурс». В общей сложности ученый является автором более пятидесяти изобретений и свыше шестидесяти разработок.

«По заказу специальных служб в пятидесятые годы я делал шпионский пистолет. Для него был изобретен особый патрон, не производящий ни шума, ни дыма, ни пламени в момент выстрела. Во ходе проверки пистолета мы выпалили в стену мастерской, почти сразу же поняв, что на другой стороне стены висит портрет со Сталиным. Пуля прошла всего в паре сантиметров от портрета. Нам здорово повезло».


После того, как состояние здоровья Стечкина существенно ухудшилось, его перевезли домой, где за ним до последнего дня ухаживал сын и бывшая жена. ЦКИБ оказал поддержку талантливому конструктору, выделив деньги на лекарства, но это не помогло. Игорь Яковлевич умер от рака 28 ноября 2001 года на руках собственного сына. Ему было семьдесят девять лет. Это произошло почти накануне 50-летнего юбилея взятия на вооружение знаменитого пистолета Стечкина, первого творения гениального разработчика. Он был погребен на Тульском Городском кладбище. На похороны пришло множество людей. Они несли к гробу красные гвоздики в знак памяти талантливому человеку, оставившему заметный след в истории отечественного оружейного дела.
Автор: Игорь Сулимов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 12
  1. Alex65 15 ноября 2012 08:38
    г.Алексин Тульской обл, дом Стечкиных в Алексине находится в полуразрушенном состоянии/ ул Радбужская/, а сколько ещё разработок на полках оствил,,,
  2. borisst64 15 ноября 2012 08:53
    Мужик был юморной! А пистолет классный! Замена революционному Маузеру.
    borisst64
  3. bistrov. 15 ноября 2012 12:36
    Хочу все-таки напомнить ТТХ 9-мм автоматического пистолета Стечкина АПС:- поступил на вооружение в1951 году одновременно с пистолетом Макарова и был создан под тот же патрон калибра 9Х18 и построен по той же компоновочной схеме, они даже похожи внешне, однако имеет существенные конструктивные отличия от ПМ. Принцип действия автоматики- использование отдачи свободного затвора с замедлителем. Механизм позволяет вести огонь как с с предварительным взведением курка, так и самовзводом,одиночными выстрелами или автоматическим огнем с темпом стрельбы 700 в/мин. Питание из расположенного в рукоятке магазина емкостью 20 патронов с шахматным расположением. Прицел секторный с четырьмя положениями-25,50,100 и 200 метров. К пистолету прилагается пластмассовая( у ранних серий-деревянная) жесткая кобура-приклад, примыкающаяся для повышения устойчивости оружия и кучности при ведении автоматического огня. Масса АПС без патронов 1,02 кг, со снаряженным магазином 1,22кг, с примкнутой кобурой-прикладом 1,78, длина 225 мм,с кобурой прикладом-540 мм. Первоначально АПС создавался как оружие экипажей боевых машин и солдат некоторых специальностей, для которых ношение карабина и автомата было неудобно. Фактически преследовалась цель совместить в одном образце вооружения качества армейского пистолета и пистолета-пулемета. Однако АПС оказался неудобным для экипажей танков, а его боевые качества были явно недостаточными для ведения боевых действий в современной войне и в войсках он был постепенно заменен автоматом АКМС. В начале 70-х для пистолета был разработан глушитель,,легкий проволочный приклад и мягкая кобура, модификация получила название АПСБ(АО-44),которая была принята на вооружение спецподразделений и впоследствии широко применялась в Афганистане. АПС и внастоящее время состоит на вооружении российской армии и армий постсоветского пространства, однако с появлением новых мощных моделей пистолетов и пистолетов-пулеметов будет постепенно вытеснятся ими. АПС , также как и МП, является частью нашей истории и недаром мы ,ветераны, испытываем волнение увидев эти знакомые формы!
  4. DeMBel 15 ноября 2012 14:02
    C АПС-ом воевал в ДРА, хорошая машина-Слава Стечкину!!!
    DeMBel
  5. bazis 15 ноября 2012 14:05
    Немного пользовался АПСБ и честно являюсь фанатом данного образца оружия
    bazis
    1. Циник 15 ноября 2012 17:17
      Цитата: bazis
      Немного пользовался АПСБ

      К сожалению не пользовался , просто удалось подержать несколько раз в руках , но являюсь не меньшим его фанатом !
    2. Подполковник запаса 16 ноября 2012 02:33
      Приклад удачен у АПСБ, у АПСа штатный - жуть ))))))) Чувствуеш себя Чапаем! Но я любил его!
  6. Comrade1945 15 ноября 2012 18:09
    Замечательное оружие. Особенно, несомненно, АПС. Больше него люблю лишь ТТ-33 good
  7. IRBIS 15 ноября 2012 18:10
    АПС - замечательное оружие! Довелось пользоваться, нареканий - ноль. Очень удачная конструкция, я был "влюблен" в этот пистолет.
  8. mazdie 15 ноября 2012 20:57
    Отличная вещь! Пару раз стрелял с оригинала, и очень много из травматической версии. Мне он нравится больше Ярыгина, хотя сравнение наверно не корректное.
    mazdie
  9. Trevis 15 ноября 2012 21:08
    Несколько хороших фото АПС



  10. Подполковник запаса 16 ноября 2012 02:29
    У меня номер был красивый - ПС 110!!! Классная машинка, не раз выручала. Интересно с кем он сейчас? Дай бог чтобы не переплавили Долго не мог найти кабуру набедренную для него - но все же нащёл! Жалко что не выпускают больше. Для экибажей БМ само то. Зверки их очень уважали, особенно пазировать да кабуры кожанные носить, зверки одним словом. ОГРОМНОЕ спасибо Стечкину за оружие которым хочется и можно гордится!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня