Комбриг «Востока» назвал ключевые принципы эффективного производства БПЛА для ВС РФ

22
Комбриг «Востока» назвал ключевые принципы эффективного производства БПЛА для ВС РФ

Наличие у российской армии регулярной и объективной полевой аэроразведки значительно повысило бы боевую эффективность подразделений. Но решение данной задачи требует совершенствования производства беспилотных летательных аппаратов. Об этом пишет в своем Telegram-канале командир батальона «Восток» Александр Ходаковский.

По утверждению офицера, если сравнить производство БПЛА с историей производства автомобилей, то можно провести некоторые параллели. Например, дофордовская автомобильная линейка отличалась предельной пестротой, но затем в организацию производства внедрили концепцию конвейера. Следствием этого подхода стал выпуск в годы Великой Отечественной войны танков Т-34 в огромных количествах.



Как пишет Ходаковский, в вопросах создания БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) Россия сейчас стоит на «дофордовском» уровне. Многие предприятия и конструкторские коллективы пытаются сейчас конкурировать друг с другом в создании БПЛА, но при ознакомлении с опытными образцами становится ясно, что большинство беспилотников дублирует друг друга. Да еще и продукт получается не тот, который нужен военным.

Изготовители делают продукт, который в большинстве своём не соответствует нашим тактическим задачам. Простой вопрос: а как вы летаете в дни с низкой облачностью, которых у нас восемь дней из десяти? - часто ставит производителя в тупик

- пишет командир «Востока».

Ходаковский отмечает, что изделия отечественных производителей не летают ниже 200 метров в облачную погоду. Но что делать, если погода еще не поменялась, задается вопросом комбриг. Ответа на этот вопрос производители дать не могут.

Поэтому Ходаковский предложил собственные принципы организации производства беспилотных летательных аппаратов в современной России: достаточность, воспроизводимость, тиражность. Далее он раскрывает суть каждого принципа. Достаточность, по мнению Ходаковского, подразумевает соответствие беспилотника потребностям подразделения и относительно низкую стоимость. Воспроизводимость позволяет изготавливать беспилотники в промышленных количествах, то есть – добиться тиражности.

Самое важное на данном этапе, делает вывод Ходаковский, заключается в том, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей в БПЛА не отдельных подразделений, а фронта в целом. Но выполнение этой задачи требует отступления от капиталистических принципов – стремления заработать деньги на поставках вооружений и техники в армию и тяги к утверждению бренда компании или изобретателя.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -8
    8 февраля 2023 09:14
    У автора (или у уважаемого Александра Сергеевича) смешались люди-кони. Сначала шел разговор про пром.производство и потом вдруг резко проблемой этого производства стала минимальная высота полета БПЛА.
    По поводу многосортицы - это все понятно. Сейчас, когда в эту сферу полились государственные молочные реки, то понятное дело многие решили реализовать свои профессиональные идеи и возможности. Но дело не в разработчиках и производителях. Вся эта разномастная кодла приплывет в МО и именно там должны системно подойти в выбору требуемой машины.
    По поводу минимальной высоты полета - ну есть простое понятие: ниже высота полета - больше рисков и меньше дальность полета. Любой средний БПЛА может летать на h=200, но просто зачем его туда толкать? Его там уронит первый же стрелок ПЗРК
    И да, понятие низккая облачность это не только 200м, это может быть и 80м вполне. А это уже низковысотный полет, больше от квалификации оператора зависит. Или от удачи - риск влететь в сопку 50/50
    1. +4
      8 февраля 2023 09:21
      Потому что автор, - на все руки блогер.
    2. +2
      8 февраля 2023 13:37
      Если там электродвигатель, то из пзрк его могут взять только старстрик... На высоте до 200 метров опаснее пулеметный или даже автоматный огонь, сосредоточеный... Это на 500 метров по нему может палить весь взвод, потратить весь БК и не сбить...
      А вот метрах на 150 реально взять упреждение, особенно если трассеров хватает.
  2. -2
    8 февраля 2023 09:19
    Без обид.! Есть комбриги, как комбриги. А есть Ходаковский - ну во все щели тракторист.
    1. +6
      8 февраля 2023 09:44
      Про БПЛА говорят все.....без Мавиков, которые купили гражданские организации, было бы все очень плохо. На данный момент и с Орланами все плохо - их мало (а это не самый технически сложный аппарат) а его разновидность Орлан30 - наводит лазером - Краснополь. Где МО с поточным производством Орлана?
      1. +1
        8 февраля 2023 09:53
        Наш премьер, как бывший налоговик, заточен только для того чтоб деньги и пособия распределять. К великому сожалению он не имеет опыта заниматься производстенными вопросами, особенно в условиях военного времени
        1. +1
          8 февраля 2023 10:54
          Наш премьер, как бывший налоговик, заточен только для того чтоб деньги

          Наш премьер пожалуй единственный, кто имеет изначально техническое образование из наших верхов и имеет опыт управления техническими структурами. Как мы видим он и в налоговой сфере и в правительстве неплохо управляется. Я думаю, что если ему будет поставлена задача как председателю правительства, подобрать кадры которые смогут разобраться со всеми техническими проблемами наших производств в том числе и военных, то он это сможет сделать. Задача найти кадры, отсечь демагогов и авантюристов и далее вперёд под контролем. Я думаю ему как технарю трудно будет пустомелям навешать лапши на уши невероятными проектами. Видимо задачу чётко ему никто не поставил.
      2. +1
        8 февраля 2023 13:40
        Так орланы производятся давно, на начало СВО их было более 1000 единиц в войсках
  3. +5
    8 февраля 2023 09:19
    На тактическом уровне, он безусловно прав - нужен новый "Т-34", но необходимо понимать, что одновременно с ним были и ИСУ, и КВ, и ИС - каждый для своих целей. Также и нам нельзя концентрироваться только на тактической глубине. Архинеобходимо не отставать от США, а лучше всего превосходить их над БПЛА разного предназначения и ТТХ. Не в одно сегменте, а по уровням - стратегические, разведывательные и т.д. Тот же "Охотник" - пример крайне необходимой концепции, которая точно не должна пострадать из за смещения вектора. Потому, что это будущее, которое позволит потом не догонять,а быть лидерами.
    1. +3
      8 февраля 2023 09:31
      ИСУ делались на базе серийных шасси танков ИС.
      Так что автор прав.
      На базе 2-3 (условно) серийных типов БПЛА нужно строить специализированные беспилотники.
      Так можно снизить себестоимость и добиться взаимозаменяемости комплектующих.
      Экспериментальных типов БПЛА может быть тысячи, но серийно выпускаться должны единицы самых удачных типов.
  4. +5
    8 февраля 2023 09:19
    Достаточность, воспроизводимость, тиражность. Этот Ходаковский неплохой организатор. Осталось понять: какое из управлений МО отвечает у нас за эти принципы. Кто заказывает бпла? У кого в обязанностях решать вопросы бпла в армии? Во вопрос! Покруче тяги к утверждению бренда what
    1. -4
      8 февраля 2023 09:37
      Кто заказывает бпла?

      вот вам на вскидку три фамилии. Можете их славить или проклинать, в зависимсоти от вашей объективности
      Дудкин Александр Владимирович
      Кравцова Наталия Александровна
      Рыженков Вячеслав Анатольевич
    2. +1
      8 февраля 2023 09:40
      У МО проблем с БПЛА нет. Пару месяцев назад уже ответили.
  5. +4
    8 февраля 2023 09:39
    Но выполнение этой задачи требует отступления от капиталистических принципов – стремления заработать деньги на поставках вооружений и техники в армию и тяги к утверждению бренда компании или изобретателя.


    Ни какого отношения капитализм к этому не имеет. Капитализм не мешает Мавикам продаваться в гигантских количествах по все стороны фронта.
    Частники делают то, что могут делать. Если частник сделал аппарат, который получил хорошую оценку в МО(Подразделения) , то у МО и государства есть все рычаги и средства для организации массового выпуска этого изделия......кредиты, выкуп лицензии, строительство завода, выдача кредита т.д.
    Для этого и нужны Стартапы и их финансирование на раннем уровне.
    1. 0
      8 февраля 2023 10:01
      Но еще нужны люди, способные на высоком уровне принимать необходимые управленческие решения для реорганизации и строительства таких заводов для массового выпуска подобных изделий военного назначения
      1. +4
        8 февраля 2023 11:03
        9 женщин не родят одного ребенка за месяц. Нужны специалисты( их нужно оказывается учить), предприятия, оборудование, понимание МО......даже много денег не даст нам завод и БПЛА.
  6. Комментарий был удален.
    1. -4
      8 февраля 2023 10:08
      КГБ восстановить необходимо, также нарезав им функции управления диверсионными группами и партизанским движением в тылу врага, организации ликвидации представителей нацистской верхушки у бандерлогов
    2. +1
      8 февраля 2023 11:03
      Это вторая крайность. А воевать вы будете?
  7. AAC
    +2
    8 февраля 2023 10:55
    Написана всякая ерунда. Размышления на тему "Война и мир или влияние Н.Ростовой на политическую обстановку в мире начала 19 века". Я просто в теме и имею много, что заявить, но ограничимся общими тезисами.
    1. Конкуренция мелкосерийного производства возникает ввиду отсутствия реальной конкуренции продукции DJI (если брать для примера коптеры). Они их разрабатывали лет 10 в коммерческом виде. Улучшали, внедряли, продавали, опять улучшали. Это не мелкая фигня, а сочетание целого ряда факторов и деталей. Что бы дойти до этого нужно собрать воедино конструкцию, проверить ее качества и посчитать стоимость. И при одинаковых характеристиках наша мелкая серия оказывается дороже раза в 1.5 серийного мавика. Как снизить стоимость? Нужны закупки более дешевых комплектующих. А где их взять? Только в Китае. Они могут делать хорошие дисконты на колоссальные партии, но где взять разово столько денег? Можно делать свои, но это та же палка, только с другого конца. Мелкая серия дешево не получится, а крупную кто закажет? Для решения вопроса нужно включение Минпромторга. Но они еще не чухнули.
    2. Если рассматривать БПЛА как легкомоторную авиацию, то я скажу, что все пилоты мечтают о GARMIN. У нас даже худосочных аналогов нет. Эту отрасль нужно поднимать с нуля. Ничего особо умного там нет, нужно соединить несколько датчиков и цифровую карту с навигатором и тогда можно летать хоть на 10 метров над землей (вопросы безопасности я не учитываю). Они конечно есть у военных в виде больших секретных ящиков, но кто будет делится военными технологиями истребителя Су-75 с коммерческим производителем БПЛА?
    3. В целом как явление отделения по работе с БПЛА появились недавно. У каждого свой опыт. Методички еще очень тонкие. Все (и мы, и противник) нарабатывают опыт по использованию. Приходится изобретать целую науку по использованию как коммерческих так и военных БПЛА в военных целях. Единого мнения я пока не видел. Очень много нюансов. Больше всего мне интересно в тактической единице двое: пилот и штурман. Они кто? Летчики или разведчики?

    Поэтому нужен целый институт (это не сарказм), который соберет опыт и создаст техзадание, а другой институт разработает оптимальный набор, а третий институт разработает комплектующие. И в итоге мощный радиозавод (а может и не один) наладит выпуск комплектующих и сборку. И нужно будет еще создать целый институт, который будет отслеживать рекламации и допиливать прошивки. И может быть, лет через 5-10 получится, что то похожее на сегодняшний DJI. А для прогресса нужно будет пинать первый институт, а потом второй, третий. Но если мгновенного успеха не случилось, то дядьки в высоких кабинетах будут всех ругать и искать кто украл все деньги. Ничего не напоминает? Примерно так живет наша автопромышленность. Да и не только она.

    Итого. Пусть другие придумывают. Нам сегодня проще купить и использовать, чем ждать и плеваться. В крайнем случае научится копировать и со временем внедрять, что то новое. Лучше научится использовать, то что есть.
  8. +1
    8 февраля 2023 10:56
    Достаточность, по мнению Ходаковского, подразумевает соответствие беспилотника потребностям подразделения и относительно низкую стоимость.

    Для этого нужна обратная связь от подразделений в режиме, желательно, реального времени
  9. -1
    8 февраля 2023 11:50
    Забавно, что подобных мыслителей дофига, но связаться с ними для уточнения глубин их философских исследований невозможно. Видимо, подразумевается, что их работа только болтать/писать.
  10. +1
    9 февраля 2023 00:19
    если у беспилотника есть хорошая оптика, современный тепловизор, зачем ему опускаться ниже 200 метров, даже при низкой облачности. Чтобы получить пули от стрелковки. Проблема у наших разработчиков БПЛА в том, что в нашей стране нет производства высококачественных камер, тепловизоров, средств защищенной связи, аккумуляторов и двигателей для них. Если бы все это у нас создавалось в достаточном количестве то и проблемы в создании любых современных БПЛА у нас не было. Начинать надо с технологий создания и производства выше названных комплектующих. Надеяться и рассчитывать на то, что нам кто то сейчас продаст и поставит современные комплекты для них не стоит. Самим надо в это впрягаться.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»