Экспериментальный истребитель с УВП Т-58ВД Сухой

2
Т-58ВД – разработанный в ОКБ Сухого экспериментальный истребитель, имеющий укороченный взлет и посадку. Данная машина к совершенствованию Су-15 не имела никакого отношения. Т-58ВД использовался как летающая лаборатория по программе создания Т-6-1 – ударного самолета укороченного взлета и посадки, от которого ведет свою родословную фронтовой бомбардировщик Су-24. В то время в мире сама идея улучшить взлетно-посадочные характеристики за счет установки дополнительных ПД (подъемных двигателей) была очень популярной. Например, во Франции испытывали опытный самолет Dassault Balzac, в Англии – Short SC.1. За улучшение взлетно-посадочных характеристик пришлось заплатить снижением боевой нагрузки и существенным уменьшением дальности полета, однако неэффективность выбранной схемы тогда очевидной не казалась. Это было «болезнью роста» военной авиации, симптомы которой были отмечены в различных странах.

Экспериментальный истребитель с УВП Т-58ВД Сухой


6 мая 1965 года вышел приказ МАП, по которому ОКБ Сухого поручалась постройка летающей лаборатории для натурных проверок режимов КВП. Машине дали обозначение Т-58ВД. Самолет создавался на базе первого опытного истребителя Су-15. При этом был доработан фюзеляж самолета. Между воздушными каналами, в один ряд, под углом 10 градусов к вертикали установили 3 подъемных двигателя РД-36-35 (тяга каждого 2540 кгс). Верхняя часть фюзеляжа оснащалась двумя открывающимися створками воздухозаборника: передняя для одного двигателя, задняя для двух. В нижней части установили управляемые профилированные жалюзи, имеющие два рабочих положения, обеспечивающих отклонение струи газов. Постройку Т-58ВД завершили в декабре 1965 года, после чего начались отработки на спецстенде. Стенд представлял собой площадку, имеющую металлическое покрытие, к которой швартовался самолет, а также двигатель НК-12, установленный перед площадкой в качестве вентилятора создавая некое подобие профилированной аэродинамической трубы. Поток на выходе из трубы давал возможность имитировать разбег самолета на скорости до 400 км/ч. Стендовые испытания позволили отработать все основные системы истребителя Т-58ВД. Без ЧП, к сожалению, не обошлось: в феврале 1966 года погиб Ухов, механик лаборатории силовых установок, неосторожно приблизившийся к носовой части самолета при работе вентиляторной установки.

26 апреля 1966 года самолет был перебазирован на ЛИиДБ. Ведущим инженером по испытаниям оставили Ярмаркова, а ведущим летчиком назначили Соловьев. В июне провели рулежки и подлеты с включением ПД. 6 июля Соловьев выполнил первый полет на Т-58ВД, при этом подъемные двигатели не задействовали. Летные испытания с включением ПД начали в конце июля. До конца года осуществили 19 рулежек и подлетов, включая рулежки на грунтовой полосе и 37 полетов. Было установлено, что при включенных подъемных двигателях взлетная скорость снижалась с 390 до 285 километров в час, а посадочная - с 315 до 225, длина разбега уменьшалась с 1170 метров до 500, а пробега - с 1000 метров до 560. На взлете поведение самолета с включенными подъемными двигателями от обычного Су-15 практически не отличалось. Однако посадка, выполняемая на меньших скоростях, существенно затруднялась значительным кабрирующим моментом, для устранения которого нужно было отключать передний РД-36-35.



Испытания экспериментального самолета продолжались до конца 1967 года. Они показали, что выгоды, получаемые от улучшения взлетно-посадочных характеристик, с лихвой перекрываются недостатками. Струя горячего воздуха от подъемных двигателей негативно влияла на элементы машины, взлетно-посадочную полосу и не позволяла подвешивать полезную нагрузку под фюзеляжем. Существенными также оказались снижение весовой отдачи и уменьшение запаса топлива (3970 кг). На Т-58ВД кроме Соловьева летал только Ильюшин, выполнивший в марте 1967 года 3 полета в рамках подготовки к испытаниям опытного Т6-1. В период с 1968 по 1969 годы летающая лаборатория в воздух поднималась эпизодически, затем долго стояла «у забора» ЛИиДБ. В 1976 году ее передали в МАИ для использования в качестве учебного пособия. Однако век Т-58ВД и там оказался недолгим: уже в 1980 году его разрезали на металлолом.



Летно-технические характеристики:
Модификация - Т-58ВД;
Размах крыла – 8,62 м;
Длина самолета – 22,07 м;
Высота самолета – 5,00 м;
Площадь крыла – 34,56 м2;
Масса пустого самолета – 10800 кг;
Максимальная взлетная масса – 15500 кг;
Тип основных двигателей - 2 ТРДФ Р-11Ф2С-300;
Тип подъемных двигателей - 3 ТРД РД-36-35;
Тяга основных двигателей - 2 х 6175 кгс;
Тяга подъемных двигателей – 3 х 2540 кгс;
Максимальная скорость – 2000 км/ч;
Посадочная скорость - 225 км/ч;
Практический потолок – 18500 м;
Практическая дальность – 1550 км;
Длина разбега с ПТБ – 500 м;
Длина пробега – 560 м;
Максимальная эксплуатационная перегрузка – 6,5;
Экипаж – 1 человек;
Вооружение – 2 управляемые ракеты класса воздух-воздух средней дальности, оснащенные полуактивной радиолокационной и инфракрасным системами наведения Р-98 или Р-8М. ПТБ могут быть заменены двумя контейнерами УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л (250 снарядов, калибр 23 мм).

2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    15 ноября 2012 11:46
    Интересно!!!
  2. Милафон
    -1
    15 ноября 2012 15:52
    Самолёты Dassault Balzac(Франция) и Short SC.1(Великобритания) - самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП ) поэтому уместней здесь был бы МиГ-23 ПД (ведущий инженер В.А. Микоян).
    А УВП Т-58ВД Сухой надо сравнивать с Миг-21 ПД .
    Статье +