Боевая экспедиционная машина EFV – нерожденный БТР для корпуса морской пехоты США

В начале 1990-х годов у командования корпуса морской пехоты (Соединенные Штаты) меняется доктрина применения боевой техники на поле боя и тактика применения подразделений. Согласно новой концепции, десантирование подразделений с кораблей-носителей на боевой технике должно происходить на безопасной дальности от берега, примерно 35-40 километров. Сама боевая техника должна обеспечить скоростной подход к берегу и высадку подразделений морпехов, скорость передвижения по воде примерно 45-50 км/ч. Такая концепция обеспечивала уменьшение потерь боевой техники, личного состава МП и надводных кораблей при проведении боевых операций. Ранее, при проведении боевых операций, десантирование техники и людей проводилось на расстоянии, не превышающем 5 километров. Боевая техника могла обеспечить передвижение к берегу на скоростях не более 15 км/ч.

Боевая экспедиционная машина EFV – нерожденный БТР для  корпуса морской пехоты  США



Начинаются проектные поиски наиболее подходящей современной боевой плавающей техники на основе имеющегося опыта и предварительных технических требований. Некоторые компании, занимающиеся производством боевой техники, уже занимались разработкой подобной техники с середины 1980-х годов. В процессе разработок подбираются ТТТ к новой плавающей машине, с помощью компьютеров строятся модели будущей машины, испытываются новые технологические и аппаратные решения, которые будут включатся в конструкцию машины, проводятся различные эксперименты. В начале 1990-х годов проводятся согласования между конкурирующими фирмами, отрабатывается концепции нового БТР по программе «AAAV» и его применения в МП, отрабатываются вопросы возможности совместного массового производства. С середины 1990-х годов проводится отработка ТТТ согласно контракту, с построением прототипов БТР и КШМ по программе «AAAV(C)». Проводятся первые испытания и проработка технических вопросов серийного запуска. В начале 2000-х годов начинается строительство малой серии прототипов для основных испытаний. С 2006-2007 года было запланировано серийное производство принятого на вооружение образца.

Начало разработки EFV - середина 1996 года. На создание трех опытных образцов компании «General Dynamics» выделили почти 217 миллионов долларов (в 2001 году заключен новый контракт на создание 9 прототипов БТР EFV – стоимость контракта более 700 миллионов долларов). За планами военного командования серийно должны были выпустить 935 БТР и 78 КШМ.



Устройство и конструкция EFV
Бронетранспортер выполнен на гусеничном шасси, плавающий. Корпус в основном выполнен из сплавов алюминия. Дополнительно, отделения десанта и боевое защищены броней из керамико-композитных материалов. Она обеспечивает защиту экипажа и морпехов от бронебойных боеприпасов калибра 14.5мм и осколков снарядов (до 155мм). Имеется возможность установки навесной брони. Корпус имеет достаточно классическую форму, прямые борта, развитую НЛД. Верх корпуса плоский, башенная часть смещена немного вперед. Десантный люк выполнен в кормовой части, люки экипажа - в носовой части корпуса. Для обеспечения высокого глиссирования днище профилировано.



В носовой части находится отделение трансмиссии. Трансмиссия механического типа с АКПП, гидротрансформаторами и раздаточной коробкой, которая обеспечивает возможность работы гусеничного и водометных движителей. Далее идет боевое отделение с водителем-механиком слева и командиром морпехов справа, за ними находится башенная часть, несущая основное вооружение с местами наводчика и командира машины. Центральная часть отведена для силового отделения, с дизелем MTU 883, системой охлаждения, вентиляцией и агрегатами трансмиссии. Двигатель объемом 27 литров, с турбонаддувом. Имеет два режима работы: обычный для наземного движения в 850 л.с., и морской для движения на воде в 2700 л.с. При движении по воде, дизель подает всю мощь на водометы, с обязательным охлаждением забортной водой. Водометные движители установлены побортно в кормовой части, вода поступает на движители с центральной части корпуса снизу. Сопла движителей имеют заслонки, с помощью которых происходит управление движение на воде. Общая тяга движителей равна 10 тоннам. Кормовую часть занимает десантное отделение для 16 экипированных морпехов или для 2500 килограмм груза. Основной вход/выход в десантное отделение располагается в задней стенке как одностворчатый люк овальной формы, откидывающийся вниз. Люк в открытом состоянии выполняет роль аппарели для выгрузки морских десантников или перевозимого груза. Баки с топливом расположены в средней верхней части корпуса по бортам.

Ходовая: семь опорных и три поддерживающих катка, передним ведущим катком на каждый борт. Подвеска независимая гидропневматическая. Гусеничная лента также выполнена из алюминиевых сплавов мелкозвенная. Обеспечена обрезиненными шарниром и протектором. При осуществлении передвижения по воде с помощью подвески опорные катки выставляются в верхнее крайнее положение, гусеничные ленты убираются в отведенные ниши. Это позволяет снизить сопротивление при движении по воде. Для увеличения характеристик скорости в морском режиме, опускают щиты, установленные в носовой и кормовой части корпуса. Кормовой щит в верхнем положении находится на крыше корпуса. Гусеничные ленты прикрыты бортовыми откидывающимися щитами, обеспечивающими их защиту. В вернем положении могут выполнять роль дополнительной защиты корпуса машины.



Основным калибром БТР EFV является автоматическое 30-мм орудие «Bushmaster II», установленое в башенной части. Орудие является модификацией 25-мм пушки «Bushmaster», которая установлена на M2 «Bradley». Питание орудия ленточного типа, боезапас 600 выстрелов, из которых 450 выстрелов фугасных и 150 выстрелов бронебойно-подкалиберных. С орудием спарен пулемет калибра 7.62 мм М240, боекомплект 2400 боеприпасов. На корпусе и башенной части по бортам стоят 32 гранатомета с дымовым выстрелом. Пушка стабилизирована в обеих плоскостях. Вертикальные углы наведения позволяют экипажу вести стрельбу по воздушным объектам типа вертолетов и БПЛА.

Основное и дополнительное оборудование БТР:
- оборудование обнаружения лазерного излучения;
- прицельные приспособления дневного и ночного типа для всех членов экипажа;
- обзорная инфракрасная система FLIR;
- лазерный дальномер для наводчика машины;

- автоматическая СУО;
- навигационная система? совмещенная с GPS;
- системы связи для внешней/внутренней связи;
- БИУС, обеспеченная обзорными и тактическими дисплеями;
- система автоматического пожаротушения;
- система защиты экипажа и морпехов от ОМП, включающая в себя системы кондиционирования и очистки;
- дополнительный дизель и электрогенератор.



Отличия КШМ от БТР:
- семь оборудованных рабочих мест в отделении десанта;
- дополнительные системы и оборудование;
- отсутствие основного калибра.

Судьба EFV
Машина создавалась с большими трудностями, как технического, так экономического и в итоге политического характера. Первоначально конструкторы никак не могли добиться выполнения требований по скоростным характеристикам. В дальнейшем, когда скоростные характеристики более менее приближались к требуемым, возникла проблема надежности эксплуатации.

Сроки выполнения программы были полностью сорваны. Возникает большое сомнение у командования КМП в продолжении разработки плавающей экспедиционной машины. В 2009 году в Министерстве обороны все же принимается решение продолжать разработку машины в рамках существующей программы.

В 2011 году, после аналитических расчетов, Министерством обороны принимается решение остановить выполнение программы. Общая стоимость разработки и серийного производства оценивается в 16 миллиардов. На момент остановки программы на нее уже было потрачено не менее 3 миллиардов. Аналитики пришли к выводу, что серийное производство данного БТР могло бы начаться не ранее 2015 году с существенным увеличением общей стоимости. На фоне кризиса и жесткой экономии, «долгоиграющая» программа EFV была обречена на закрытие.

Командование КМП, остро нуждающееся в плавающем БТР, до конца 2012 года выдаст новые ТТТ на боевую плавающую машину, которые будут менее требовательными, чем ТТТ на EFV. Возможно, компания «General Dynamics» будет представлять командованию корпуса МП обновленный прототип EFV согласно новым требованиям.

Основные характеристики:
- вес – 34.4 тонны;
- длина – 9.2 метра;
- ширина – 3.6 метра;
- высота -3.2 метра;
- дорожный просвет – 40 сантиметров;
- топливо – 1500 литров;
- дальность хода – 640 километров;
- скорость суша/вода – 72/46 км/ч.

Источники информации:
http://war.mk.ua/showthread.php?t=812
http://www.rusarmy.com/forum/topic5052.html
http://www.army-guide.com/rus/product2709.html
http://www.vestnik-rm.ru/news-4-2151.htm
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=Jv9Eq1vopbc
Автор:
Роман Джерелейко
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти