Military Review

Unmanned strategy

2
Discussions about the quality of Russian UAVs are poured into the purchase of foreign technology

In mid-October, it became known that the assembly of Israeli drones would begin soon in Kazan. This message caused a mixed reaction, and its discussion once again demonstrated the entire set of problems of the development of UAVs in Russia.

The Oboronprom Corporation 13 of October entered into an agreement with the Israeli IAI concern for the supply of components to the Kazan Helicopter Plant, which will be producing UAVs. The contract runs in the year 2011 and is designed for three years. The exact amount of the transaction is not disclosed, but the press of the Jewish state already calls the numbers within 400 million dollars.

Separately, it was clarified that the drones are intended "for the needs of civilian consumers." This form of politeness once again exacerbated the discussion about the development and supply of domestic drone for the Russian power structures.



DO YOU HAVE A DOMESTIC?

Information that the Russian unmanned vehicles do not suit the military has been circulated by the media for a long time. Last year, arrows directed at domestic metal manufacturers by the Air Force Commander of the Russian Federation Alexander Zelin, declaring their refusal to purchase the UAVs they created for our military aviation. In April 2010, First Deputy Minister of Defense Vladimir Popovkin sharply criticized Russian UAV designers. Five billion rubles allocated for research and development and military tests, he said, were actually wasted. “We have gathered from all over the country all that was. Not a single drone could stand the test program, ”Popovkin was indignant.

In September, 2010, at the 252 training ground of the Ministry of Defense in the Nizhny Novgorod region, another “review” of domestic drones took place. According to the results of the tests, the Ground Forces Commission made a number of streamlined comments about “UAV manufacturers that have advanced significantly in their work” and “interesting samples” that can be put into service in the future - “with appropriate revision”. Translated into Russian, these stationery language apparently should mean that, according to the military, Russia still does not have unmanned equipment of the level that the army needs.

Domestic companies involved in UAVs, with a harmonious chorus, criticize the very idea of ​​buying foreign cars. About a month before the conclusion of a deal on the Kazan project, the general director of the Vega concern, Vladimir Verba, said that the industry could independently create functional analogues of Israeli UAVs already by 2013 year. “Give us the money, we will do it ourselves” - the position of Russian businessmen working in this field can be understood: the industry has suffered extremely heavy losses in the 90s and needs to be stabilized through elementary stimulating state order ... But you can understand Vladimir Popovkin, when he claims that the state has already spent billions of rubles on military unmanned programs and has not received anything even closely resembling a decent machine.

For those samples that have already been adopted, the army also has a lot of complaints. A lot of unflattering words were said about the Stroy-P complexes with the Bee UAV, despite the fact that this heavy drone with a bulky base and launch system was a loyal assistant to the intelligence of the Airborne Forces during both Chechen campaigns. Even after modernization (on the R & D on which they spent over 400 millions of budget rubles), the complex, according to military estimates, shows completely insufficient possibilities for the removal and prompt transfer of intelligence information.

The new Tipchak apparatus, which passed military trials right during the “five-day war” 2008, also causes skepticism. First of all, due to the extremely small effective range (total 40 kilometers, which, according to General Vladimir Shamanov, in full-scale hostilities will immediately be halved due to the need to divert Tipchakov launchers from the impact of enemy artillery artillery) , complaints against the electronic components base and the poor stabilization of surveillance cameras (which results in extremely poor-quality pictures). Secondly, to put it mildly, the cost confuses - 300 million rubles for the complex. “We still need to see if the machine needs this troops,” he hinted at the ambiguous future of Tipchak Shamans, holding a meeting on the development of military UAVs in 2009.



STRATEGIC ISSUE

Today, drones are becoming a key link in the tactical situation lighting systems, a critical component of modern military infrastructure. Russian law enforcement agencies, it seems, are not yet ready to directly buy drones abroad, preferring to achieve results from domestic designers. The FSB, represented by its border guards, has repeatedly stated that, despite the dire need for unmanned control of state borders, it will not acquire foreign UAVs, although tests of such samples have been carried out. After the war with Georgia, the Ministry of Defense is in much more constrained conditions: modern UAVs are needed by the army like air.

"Screwdriver assembly" of Israeli UAVs at a Russian plant is an attempt to get technical solutions that are not available from our manufacturers. This, of course, is not yet a full-fledged transfer of an important defense technology, but at least the first step towards it. In addition, such a move should also encourage domestic developers - in fact, this contract has made the “last Chinese warning”, and looming, if not, then at least a sensitive reduction of the desired state order looms ahead.

However, the “licensed” assembly of Israeli UAVs cannot even be considered a palliative solution to the problem of supplying drones to Russian law enforcement agencies. The inconsistency of the statements of the FSB and the Ministry of Defense points to the absence of a unified coordinated strategy uniting the interests of all interested government agencies in the design and operation of unmanned vehicles. And this problem with the strategy certainly has nothing to do with the ability of our developers to issue ordered products accurately and on time.

On the other hand, it is impossible to allocate whatever large-scale funding for the development and production of UAVs in Russia without an understanding of what devices are necessary for law enforcement agencies, how much, for what purposes, what their characteristics should be and how production and technological capabilities and operational interests of departments should be deployed in a single line of samples of domestic unmanned vehicles. Otherwise, as world practice shows, it has a habit of blooming haphazard lobbying of individual manufacturers and intermediaries, gradually leading to inadequate spending of the military budget and setting systems for weapons that do not meet the real needs of the army and special services.

Therefore, before agreeing on a unified approach to the construction of unmanned aerial fleet the law enforcement agencies can only accumulate experience in operating foreign machines, and the industry that has received the "three with a plus" can study their structural and technological features. If everything is done as it is now, then in a few years we will see domestic samples suitable for wide operation, created by repeating Israeli technologies at our production base. The development of original Russian drones of the latest generation by this time is also possible, but a conservative inertial scenario with copying foreign solutions still seems more likely.
Author:
Originator:
http://www.vpk-news.ru"rel =" nofollow ">http://www.vpk-news.ru
2 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. dred
    dred 28 November 2011 18: 12
    0
    It is interesting to us that there are no minds.
  2. Honory
    Honory 21 July 2012 16: 08
    0
    Yes, in a couple of years, you can learn how to copy Israeli UAVs. But who said that the cycle would be complete? Not the aircraft builders, but suppliers of materials, electronics, engines, etc. would mess up. 1 Over the years, they will have something new. And you get an eternal game of catch-up. This is a dead end. Or we can, or we need to reconcile ourselves and buy imported goods. But before, they might not have bought it.

Беспилотная стратегия

Дискуссии о качестве российских БПЛА выливаются в закупку иностранной техники

В середине октября стало известно, что скоро в Казани начнется сборка израильских дронов. Это сообщение вызвало неоднозначную реакцию, а его обсуждение в очередной раз продемонстрировало весь набор проблем развития беспилотников в России.

Корпорация «Оборонпром» 13 октября заключила соглашение с израильским концерном IAI на поставку комплектующих Казанскому вертолетному заводу, который и будет выпускать БПЛА. Контракт запускается в 2011 году и рассчитан на три года. Точная сумма сделки не раскрывается, однако пресса еврейского государства уже называет цифры в пределах 400 миллионов долларов.


Отдельно было уточнено, что беспилотники предназначаются «для нужд гражданских потребителей». Эта форма вежливости вновь обострила дискуссию о разработках и поставках отечественных дронов для российских силовых структур.

Беспилотная стратегия


ПОКУПАТЬ ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ?

Информация о том, что российская беспилотная техника не устраивает военных, распространяется СМИ достаточно давно. В прошлом году стрелы в адрес отечественных производителей метал главком ВВС РФ Александр Зелин, заявив об отказе закупать созданные ими БПЛА для нашей военной авиации. В апреле 2010 года первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин обрушился с резкой критикой на российских конструкторов БПЛА. Пять миллиардов рублей, выделенных на НИОКР и войсковые испытания, по его словам, оказались фактически потрачены впустую. «Мы собрали со всей страны все, что было. Ни один беспилотник программу испытаний не выдержал», - возмущался Поповкин.

В сентябре 2010 года на 252-м полигоне Минобороны в Нижегородской области прошел еще один «смотр» отечественных дронов. По итогам испытаний комиссия Сухопутных войск сделала ряд обтекаемых замечаний про «существенно продвинувшихся в своей работе производителей БПЛА» и «интересные образцы», которые в будущем могут быть приняты на вооружение - «при соответствующей доработке». В переводе на русский язык эти канцелярские формулировки, по-видимому, должны означать, что, по мнению военных, у России по-прежнему нет беспилотной техники того уровня, который необходим армии.

Отечественные компании, занимающиеся БПЛА, стройным хором критикуют саму идею закупок иностранных машин. Примерно за месяц до заключения сделки по казанскому проекту генеральный директор концерна «Вега» Владимир Верба заявил, что отрасль может самостоятельно создать функциональные аналоги израильских беспилотников уже к 2013 году. «Дайте нам денег, мы сделаем сами» - позицию российских бизнесменов, работающих в данной сфере, можно понять: отрасль понесла исключительно тяжелые потери в 90-е годы и нуждается в стабилизации путем элементарного стимулирующего госзаказа... Но можно понять и Владимира Поповкина, когда он утверждает, что государство уже потратило миллиарды рублей на военные беспилотные программы и не получило ничего даже близко похожего на приличный аппарат.

К тем образцам, которые уже приняты на вооружение, у армии тоже масса претензий. Про комплексы типа «Строй-П» с БПЛА «Пчела» сказано немало нелестных слов, несмотря на то, что этот тяжелый дрон с громоздкой системой базирования и запуска был верным помощником разведки ВДВ во время обеих чеченских кампаний. Даже после модернизации (на НИОКР по которой затратили свыше 400 миллионов бюджетных рублей) комплекс, по оценкам военных, демонстрирует совершенно недостаточные возможности по снятию и оперативной передаче разведывательной информации.

Новый аппарат «Типчак», проходивший войсковые испытания прямо во время «пятидневной войны» 2008 года, также вызывает скепсис. В первую очередь из-за крайне незначительной эффективной дальности (всего 40 километров, которые, по мнению генерала Владимира Шаманова, в условиях полномасштабных боевых действий сразу сократятся вдвое вследствие необходимости увести пусковые установки «Типчаков» из-под воздействия ствольной артиллерии противника), высокой шумности, нареканий в адрес элементной базы элект-роники и плохой стабилизации камер наблюдения (что приводит к получению крайне некачественной картинки). Во-вторых, мягко говоря, смущает стоимость - 300 миллионов рублей за комплекс. «Надо еще посмотреть, нужна ли эта машина войскам», - прозрачно намекнул на неоднозначное будущее «Типчака» Шаманов, проводя в 2009 году совещание по развитию военных БПЛА.

Беспилотная стратегия


СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Сегодня беспилотники становятся ключевым звеном в системах освещения тактической обстановки, критически важной составляющей современной военной инфраструктуры. Российские силовые ведомства, похоже, пока еще не готовы напрямую закупать дроны за рубежом, предпочитая добиваться результата от отечественных конструкторов. ФСБ в лице подчиненных ей пограничников неоднократно заявляла, что несмотря на острейшую потребность в беспилотном контроле за государственными рубежами, не станет приобретать иностранные БПЛА, хотя испытания таких образцов проводились. Министерство обороны после войны с Грузией находится в куда более стесненных условиях: современные беспилотники нужны армии как воздух.

«Отверточная сборка» израильских БПЛА на российском заводе является попыткой заполучить технические решения, отсутствующие у наших производителей. Это, конечно же, пока еще не полноценный трансфер важной оборонной технологии, но по крайней мере первый шаг к нему. Кроме того, подобный ход должен подстегнуть и отечественных разработчиков - фактически этим контрактом им сделано «последнее китайское предупреждение», а впереди все отчетливее маячит если не отмена, то во всяком случае чувствительное сокращение столь желаемого госзаказа.

Однако «лицензионную» сборку израильских БПЛА нельзя считать даже паллиативным решением проблемы поставок беспилотников российским силовым ведомствам. Противоречивость заявлений ФСБ и Минобороны указывает на отсутствие единой согласованной стратегии, объединяющей интересы всех заинтересованных госструктур в вопросе проектирования и эксплуатации беспилотной техники. И эта проблема со стратегией уж точно никак не связана со способностью наших разработчиков выдавать заказанную продукцию точно и в срок.

С другой стороны, нельзя выделять сколь бы то ни было масштабное финансирование для разработки и производства БПЛА в России без понимания того, какие аппараты нужны силовым структурам, в каком количестве, для каких целей, каковы должны быть их характеристики и как производственно-технологические возможности и эксплуатационные интересы ведомств должны развертываться в единую линейку образцов отечественной беспилотной техники. В противном случае, как показывает мировая практика, имеет привычку расцветать бессистемный лоббизм отдельных производителей и посредников, постепенно приводящий к неадекватным тратам военного бюджета и постановкам на вооружение систем, не удовлетворяющих реальным потребностям армии и спецслужб.

Поэтому до согласования единого подхода к строительству беспилотного воздушного флота силовым ведомствам остается только накапливать опыт эксплуатации заграничных машин, а получившей «тройку с плюсом» промышленности - изучать их конструктивно-технологические особенности. Если все будет делаться так, как сейчас, то через несколько лет мы увидим пригодные для широкой эксплуатации отечественные образцы, созданные за счет повторения израильских технологий на нашей производственной базе. Разработка оригинальных российских беспилотников самого последнего поколения к этому времени также возможна, но консервативный инерционный сценарий с копированием иностранных решений все же представляется более вероятным.
Автор: Кирилл БЕЛОВ
Первоисточник: http://www.vpk-news.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. dred 28 ноября 2011 18:12
    Инетресно у нас что своих умов нет.
    dred
  2. Gonoriy 21 июля 2012 16:08
    Да за пару-тройку лет можно научится копировать израильские БПЛА.Но 1кто сказал что цикл будет полным?Влруг накосячат не авиастроители, а поставщики материалов, электроники, двигателей и т.д.2 За эти самые годы у них появится что-то новое.И получится вечная игра в догонялки.Это тупиковый путь.Или можем сами, или нужно смирится и покупать импортное.Но раньше-то могли и не покупали.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня