Спасибо, ЦРУ, за наш воздушный щит!

42
Спасибо, ЦРУ, за наш воздушный щит!

Кто о чем, а мы опять о баллонах, аэростатах, зондах, воздушных шарах и дырках в них. Хотя нет, мы все-таки о самолетах. Но о самолетах, появлением которым мы обязаны именно баллонам и аэростатам. Именно из-за них и появился венец творения советского авиастроения, истребитель-перехватчик МиГ-31, равному которому до сих пор нет в мире. Но – обо всем по порядку.

Все началось примерно через 10 лет после окончания Второй Мировой войны, когда Советский Союз и его сателлиты из Организации Варшавского Договора оказались в осаде. Причем, осада была такая реальная, да еще и в воздухе.



Все правильно, страны НАТО устроили все это именно с помощью различных летательных аппаратов типа аэростат. На больших высотах, вне досягаемости зенитных орудий и ракетных систем, и тем более, самолетов, с территории западных стран дрейфовали в воздушное пространство аэростаты, несущие разведывательную аппаратуру, листовки, а могли в перспективе нести и бомбы.


За 67 лет до того, как над территорией Соединенных Штатов истребитель F-22 ВВС США сбил китайский разведывательный воздушный шар у побережья Южной Каролины, летавший над территориями США и Канады на протяжении недели, Советский Союз сошелся в битве с воздушными шарами в гораздо большем масштабе.


Некоторые из этих воздушных шаров проникали более чем на 1 500 километров от советской границы вглубь территории. Согласно российским архивам, в период с 1956 по 1977 год над территорией Советского Союза было обнаружено в общей сложности 4 112 воздушных шаров, из которых всего 793 были сбиты истребителями. Хотя некоторые из этих воздушных шаров принадлежали гражданским исследовательским организациям, большинство из них ожидаемо использовались в военных целях.

Пик активности шпионских воздушных шаров пришелся на январь и февраль 1956 года, когда было запущено почти 2 000 воздушных шаров. После этого они наблюдались гораздо реже, за исключением коротких периодов повышенной интенсивности. Много лет спустя, в декабре 1980 года и январе 1981 года, советская система ПВО зафиксировала присутствие нескольких сотен воздушных шаров.


Воздушный шар, несмотря на простоту, способен на многое. Например, взять пробы воздуха над определенными объектами. Очень интересны были ядерные предприятия и полигоны Советского Союза.

В течение одного периода отбора проб, с 11 августа по 14 сентября 1975 года, над советской территорией на высоте от 10 000 до 15 000 метров было обнаружено 11 дрейфующих воздушных шаров. Они были атакованы перехватчиками советских войск ПВО, в том числе истребителями МиГ-19, МиГ-21, Ту-128, Су-15ТМ и Як-28П. Иногда против одного воздушного шара действовала целая эскадрилья из 12 самолетов. Из этих 11 воздушных шаров 8 были сбиты.

В двух случаях было установлено, что несмотря на то, что шар сбит не был, оборудование, перевозимое воздушными шарами, было уничтожено. Еще один воздушный шар не был поврежден. Средний расход боеприпасов был высоким: 1,4 ракеты класса «воздух-воздух», 26 неуправляемых ракет и 112 пушечных снарядов на воздушный шар. В принципе, расход не такой уж смертельный, однако если умножить цифры на сотни запущенных воздушных шаров, становится понятно, что война была весьма жестокой.


Когда воздушные шары практически заполонили воздушное пространство СССР, вполне естественно, что правительство начало принимать срочные меры.

В ударном темпе были модернизированы зенитные ракеты комплексов С-25 «Беркут» и С-125 «Нева» с тем, чтобы научить их «видеть» и поражать такие объекты, как воздушные шары. КБ столь же спешно работали над радарами, способными обнаруживать столь неудобную и неконтрастную цель, как аэростат.


Естественно, не сидели, сложа руки, в авиационных КБ. Там тоже шла работа над перехватчиками воздушных шаров, тем более что ПВО уже имело представление о том, какой самолет им нужен. И в начале 50-х годов прошлого века закипела работа над весьма своеобразными проектами.

Разработка советских самолетов-перехватчиков, способных бороться с высотными аэростатами, началась в августе 1951 года, когда Совет Министров поручил нескольким КБ подготовить предложения. От самолетов-перехватчиков аэростата не требовалась высокая скорость, так как их цели не отличались высокой скоростью, зависевшей исключительно от ветра. Важнейшим фактором была возможность достичь очень большой высоты, а также маневрировать, оказавшись там.

Поскольку радар был не очень эффективен для обнаружения и сопровождения воздушных шаров, самолет должен был быть оснащен электрооптическим прицелом. Вооружение должно было представлять собой скорострельную пушку, способную поражать аэростаты, летящие значительно выше потолка истребителя.

Яковлев Як-25ПА



В ноябре 1951 года КБ Яковлева, которое специализировалось на высотных разведчиках, представило проект самолета-перехватчика аэростатов Як-25АШ (Як-25ПА), который делался на базе высотного самолета-разведчика Як-25РВ, имевшего прямое крыло большего размера, чем стреловидное крыло у Як-25. Вооружение самолета должно было представлять собой двухствольную пушку ГШ-23 в подвижной башне.

Однако от проекта отказались из-за двигателей Р-11В-300, которые не смогли поднять самолет на высоту более 14 000 метров.

А вот Як-25 сбивали автоматические дрейфующие аэростаты (АДА) довольно часто. Причем работать по АДА приходилось не только приграничным полкам, но и тем, что находились в глубине советской территории. Так в 1960 г. летчики 146-го ГвИАП сбили AДA в районе Черкасс. Но работа летчиков-истребителей на Як-25 вообще достойна отдельного повествования.


Уничтожить медленно плывущий и обладающий относительно небольшой радиозаметностью зонд-разведчик было непростой задачей. Захватить цель с помощью РП-6 удавалось с расстояния около 2 км. Причем отметку на экране РЛС давала подвеска, а стрелять следовало по шару, прицеливаться по которому приходилось визуально по отметкам на лобовом стекле. Увлекаться атакой было опасно, так как самолет мог столкнуться с аэростатом, поэтому на открытие огня оставались считанные секунды. И тем не менее, экипажи Як-25 справлялись с такими задачами, хотя случались и потери.

От проекта Як-25ПА отказались в пользу разработки другого КБ, Мясищева. Да, к 70-м годам Як-25 окончательно сошел со сцены, поэтому работа группы инженеров КБ Мясищева, которую вели в инициативном порядке, пришлась кстати.

Мясищев М-17 «Геофизика»



М-17 представлял собой двухбалочный самолёт, оснащённый одним турбореактивным двигателем, установленным в задней части короткого фюзеляжа. Был выбран самый мощный из доступных советских турбореактивных двигателей, РД36-51В КБ Колесова. Самолет мог быстро подниматься на большую высоту (35 минут до 20 000 м), но его полет длился всего два часа, в отличие от американского U-2, который медленно набирал высоту, но летал на очень большие расстояния.

Для М-17 был изготовлен специальный электрооптический прицел, способный обнаруживать воздушный шар диаметром около 30 метров с расстояния 20 км и затем автоматически отслеживать его. Плюс в оснащении был еще и лазерный дальномер с дальностью действия около 7 км.

Нацелить пушку с помощью всего самолета, как это было характерно для истребителя, в данном случае было невозможно. Маневренность на таких высотах оставляла желать лучшего. Поэтому специально для М-17 была разработана орудийная башня БД-59 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 и запасом в 500 патронов. Это позволило бы самолету бороться с воздушными шарами, летящими на высоте более 4- 5 тысяч метров над перехватчиком, потолок которого был зафиксирован в 21 500 метров.

Испытания систем вооружения проводились очень интересным способом: носовая честь М-17 была встроена в нос бомбардировщика Ту-16. Именно так изучались и отрабатывались такие сложные маневры, как подход к практически неподвижному шару на большой скорости. Времени на прицеливание было катастрофически мало, поэтому такие вещи отрабатывались в сходных условиях.


Экспериментальный самолет Ту-16 с носом М-17 на заводе Мясищева в 1990-х гг.

На одном из двух экспонируемых в Монино М-17 несколько лет назад на верхней части фюзеляжа был установлен макет орудийной башни. На самом деле этот самолет никогда не летал в таком виде, до башни дело не дошло. С пушками летал третий экземпляр М-17, причем на испытаниях весьма успешно сбивал аэростаты на высотах от 9 до 21 км.


Весной 1990 года самолёт установил 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъёмности для самолётов массой 16-20 тонн, оснащённых одним турбореактивным двигателем.


В целом, задача по созданию истребителя аэростатов была решена, но произошло это тогда, когда надобность в нём отпала. К тому времени были заключены соглашения о незапуске АДА в воздушные пространства других стран. Накопленный опыт за время работы над М-17 «Стратосфера» был использован при создании следующего высотного самолёта, М-55 «Геофизика».

Бериев А-60 «Дрейф»



В далеком 1975 году, когда первый М-17 все еще находился в стадии строительства, а на Западе о «Звездных войнах» только мечтали, в СССР началась работа над еще одним планом борьбы с высотными воздушными шарами. Московская компания НПО «Алмаз» (Да, теперь корпорация «Алмаз-Антей»), в основном занимающаяся зенитными и противоракетными системами, приступила к проектированию углекислотной лазерной пушки, которая должна была быть установлена на транспортном самолете Ил-76, создав таким образом систему борьбы с аэростатами «Дрейф».

Лазер. В 1975 году


Задачу по поднятию в воздух лазерной системы поставили перед конструкторским бюро Бериева в Таганроге. В рамках работ предстояло переоборудовать транспортный самолет Ил-76МД в носитель лазерной пушки под названием А-60. Бериев, помимо традиционной гидроавиации, которой в основном занималось КБ из Таганрога, делал и самолеты специального назначения. Ту-142МР, А-50 и А-100 так или иначе были разработками КБ Бериева.


Первый экспериментальный А-60, известный как «Изделие 1А», совершил свой первый полет 19 августа 1981 года. Лазерная пушка самолета размещалась в грузовом отсеке. На фюзеляже имелся большой обтекатель, прикрывающий зеркальную систему, с помощью которой лазерный луч направлялся на цель. Лазерная пушка имела дальность около 40 километров и была способна «стрелять» в общей сложности 50 секунд, по крайней мере, в соответствии с проектной спецификацией. Результаты испытаний показали меньшее время работы: около 11 секунд.

Система целеуказания состояла из РЛС «Фазотрон-НИИР Ладога» с направленной вверх антенной Кассегрена диаметром 1,5 метра, установленной под большим ламповым обтекателем в носу самолета, и лазерного дальномера. Воздушный шар можно было обнаружить и отследить с расстояния до 60 км.


РЛС «Ладога-3» для самолета А-60 в музее компании «Фазотрон-НИИР» в Москве. Фото: Петр Бутовский

27 апреля 1984 года состоялось боевое испытание А-60. Лазерная установка повредила летевший на высоте 10 000 метров шар-мишень. "Повредила" - думается, что успешно прожгла какое-то количество отверстий. Не фатальных, потому что давление гелия в любом шаре невысокое, а потому выходить он будет медленно. Для борьбы с этим явлением пришлось даже для авиационных снарядов изобретать высокочувствительные взрыватели, потому что просто дырок от снарядов было мало.

Конец истории с советскими самолетами-перехватчиками АДА


История М-17 Мясищева и А-60 Бериева как воздушных перехватчиков закончилась довольно резко, еще до завершения их испытаний. Во второй половине 1980-х годов интерес ВВС к этим самолетам начал угасать, так как сами воздушные шары появлялись все реже и реже. Один из последних подобных инцидентов произошел 3 сентября 1990 года, когда дрейфующий аэростат был сбит перехватчиком Су-15ТМ на высоте 12 000 метров в районе Мурманска.

Для обоих этих самолетов были найдены и другие применения. Аэростат-перехватчик М-17 был преобразован в высотный разведывательный самолет М-17РМ, иначе известный как М-55. Самолет получил два двигателя Д-30В12 вместо одного РД-36-51В и было изготовлено 5 машин, одна из которых под названием «Геофизика» летает и в настоящее время. Правда, используют самолет в научных целях.

А-60 по-прежнему является платформой для лазерной пушки, но больше не предназначен для сбивания воздушных шаров. После долгого перерыва проект воздушного боевого лазера был возобновлен 23 декабря 2002 года, когда Министерство обороны России заключило контракт с компанией НПО «Алмаз» на новую научно-исследовательскую программу «Сокол-Эшелон». Это обеспечило А-60 новую роль: теперь ожидается, что его лазерная пушка будет «ослеплять» инфракрасные датчики вражеских разведывательных спутников.

Летные испытания обновленного А-60-1А2 возобновились примерно в 2006 году. Заключительная часть испытаний включала «боевой» эксперимент 28 августа 2009 года, когда А-60-1A2 сделал выстрел против японского спутника Ajisai на высоте 932 мили, и отраженный сигнал был зарегистрирован.


А-60 на аэродроме КБ Бериева в Таганроге в мае 2021 года

Это, конечно, совсем другая история.

На данный момент история с советскими самолетами-перехватчиками АДА подошла к концу, но поскольку воздушные шары наблюдения вновь появились в воздушном пространстве, и шары, и перехватчики рано списывать со счетов.

И вот тут мы вплотную подходим к тому, о чем говорилось в начале. О МиГ-31



Все тот же 1975 год. КБ Бериева испытывает лазер на Ил-76, КБ Мясищева работает над М-17. Воздушные рубежи СССР охраняет МиГ-25, просто шикарная машина, тем более, практически новый истребитель-перехватчик, вставший на вооружение в 1970 году. То есть – самое начало карьеры.


Высотный. Именно на МиГ-25ПУ 31 августа 1977 года лётчик-испытатель А. Федотов установил абсолютный мировой рекорд высоты полёта 37 650 м. Быстрый. Скорость полёта строевого перехватчика МиГ-25П на полном форсаже двигателей Р-15 соответствует 3000 км/ч с полным ракетным вооружением — 4 ракетами Р-40, создающими большое лобовое сопротивление и весящими около 2 тонн.

Без ракет МиГ-25П мог летать еще быстрее, до M=3,2 (3400 км/ч) и даже больше. Наверное, это единственный в мире самолет, для которого существовало реальное ограничение скорости. Причиной стал нагрев конструкции планера при скоростях выше 2500 км/ч, потому скорости свыше 3000 км/ч допускалось развивать на коротких отрезках времени.

Но и этого хватало, чтобы МиГ-25 спокойно уходил от любых самолетов и ракет своего времени.


Вооружение – 4 ракеты, обычно 2 с тепловыми ГСН, 2 с радиолокационными. Достаточно для поражения практически любого самолета (и даже не одного), но…

В 1975 году впервые оторвался от земли МиГ-31. Построенный на базе МиГ-25, но принципиально новый самолет, взявший от предшественника все лучшее и ставший первым советским истребителем четвертого поколения.


Если не смотреть в конструктивные различия (а их достаточно много), то от МиГ-25 новый перехватчик отличался в первую очередь тремя вещами:
- новое электронное оборудования (имеется в виду РЛС «Заслон» с ФАР);
- второй член экипажа;
- пушка ГШ-6-23.

«Заслон» - прорывная система, которая сделала МиГ-31 первым истребителем с ФАР и одним из лучших самолетов в мире в целом, а не только в немногочисленном классе перехватчиков. И, как показала практика переоборудования МиГ-31 в гиперзвуковой комплекс «Кинжал», у самолета изначально был заложен просто огромный потенциал для развития.

Второй член экипажа – полезное решение, летчик не отвлекается от управления самолетом, а оператор выполняет свою работу, которая и сделала МиГ-31 столь могущественной машиной в плане взаимодействия с другими самолетами и наземными комплексами. То есть, фактически МиГ-31 стал предтечей сетецентрических комплексов 21 века, сыграв роль именно базового элемента такого комплекса.

Все довольно логично, в картину не вписывается пушка.


Действительно, шестиствольная ГШ-6-23, установленная на МиГ-31, вызывает удивление. МиГ-25 вполне нормально решал свои задачи вообще без пушки, одними ракетами. Перехватчик – это не истребитель, «собачья свалка», в которой можно применять пушку – не его специализация, наоборот, быстрый, но не очень маневренный перехватчик всеми силами должен избегать таких боев, где у него много шансов не выйти из схватки.

ГШ-6-23 вообще до МиГ-31 устанавливалась на одном самолете, на Су-24. И там, на фронтовом бомбардировщике, она смотрелась уместно, потому что Су-24 с его ЛТХ мог использовать шестиствольного монстра для штурмовки. Более того, Павел Сухой был настолько удовлетворен ГШ-6-23, что в дополнении к штатно установленной в боекомплект Су-24 пушки, были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов.


Предполагалось, что с таким вооружением, а всего на фронтовом бомбардировщике планировалось размещать две такие установки, он сможет за один заход полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу, или уничтожить колонну мотопехоты в боевых машинах протяженностью до одного километра.

Но штурмовка на земле – это не то, чем может заниматься перехватчик. Это он совсем не умеет. Оно и у 30-тонного Су-24 со штурмовкой из пушки могли бы быть определенные проблемы, а вот МиГ-31, которые весит на 10 тонн больше и вообще в этом точно не преуспел бы.

Крылатые ракеты, на перехват которых вроде бы изначально был ориентирован МиГ-31? Ну так себе затея. Что-то из оперы про рукопашный бой для десантника. КР летят на довольно небольших высотах, где МиГ-31 – утюг утюгом, а обнаруженную КР проще обезвредить с помощью обычной ракеты с тепловой ГСН, так как что-то, а двигатель у крылатой ракеты, в отличие от баллистической, работает на протяжении всего маршрута. А гоняться на перехватчике за крылатой ракетой и пытаться сбить ее из пушки…

Беспилотники. Конечно, когда создавали МиГ-31 о дронах-камикадзе таких размеров если и думали, что самые отмороженные фантасты. Но вот через 50 лет все так изменилось, что в воздухе летает столько смертоносного пластика (металла-то там минимум в конструкциях), что оторопь берет. А МиГ-31 остался прежним. И, учитывая, что БПЛА прочно заняли эшелон до 1 км, перехватчик тут бесполезен. А уж с пушкой и тем более.

Конечно, если речь идет о том, чтобы найти в безбрежном воздушном океане что-то типа RQ-4 «Global Hawk» и аккуратно так уронить вниз – да, тут МиГ-31 хорош.


И размерчики у стратегического шпиона самое то, и высоты, на которых он оперирует. На такое можно и ракету потратить, не обязательно догонять и пушкой пробовать на зуб.


Тем более, что нормальная дистанция применения пушки от 200 до 1200 метров. То есть – практически в упор по нашему времени.

И вот возникает вполне логичный вопрос: зачем на МиГ-31 установили оружие, которое не по кому применять?


Можно, конечно, при необходимости поковырять пушкой американские бомбардировщики. Но это уже совсем из области фантастики, и дело даже не в том, что в случае глобального замеса стратегические бомбардировщики просто не успеют долететь до места пуска своих ракет, как все уже будет закончено, а в том, что у американцев скоро летать будет не на чем. Да и вообще, как показала недавняя практика, статегов намного проще перехватить на их аэродромах, а не когда они в воздухе с полной нагрузкой.

Ответ, возможно, будет несколько притянут и покажется не совсем логичным, но МиГ-31 начал создаваться именно в те годы, когда в небе еще шатались десятки воздушных шаров, шпионящих за всем, что происходило на нашей территории. Штатный перехватчик МиГ-25 просто не мог в силу только ракетного вооружения эффективно бороться с АДА, потому что навести ракету было очень непросто. Вот и установили ГШ-6-23, способную залить потоком снарядов некоторый объем пространства.

А потом цели как-то исчезли, а пушка осталась. Убрать? Смысла нет, не так уж она и много весит.

И вот нам судьба уготовила возвращение «блудного шара» в исполнении китайских военных. Да, это уже не просто шар, который летит по воле ветра, он может подруливать, перемещаться при полном штиле, менять высоту и так далее. Да еще на такой высоте, на которую обыкновенные истребители просто неспособны забраться.

А металла по-прежнему минимум. И ракеты все так же плохо наводятся. А если еще кто-то сможет небольшой модуль РЭБ запихнуть в корзину, чтобы он пел радарам: «Я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь» - и вообще все будет просто прекрасно. Для шара. Который просто потерял управление, батарейки у него сели, а солнышка нет. Или солнечные элементы поломались.

Не зря же наши прагматичные соседи аж взвыли от восторга: «Дайте, дайте нам!»
Китай, правда, ответил в духе «Окститесь, у нас их всего пять штук, самим не хватает», но почти незаметный шар, который на высоте 20 км потащит взрывчатку и сбросит ее – это как? Ладно, если там на Барвиху или Рублевку, а если на Курскую АЭС? Или на какой-нибудь заводик?

Тут и так, простите, долетает так, что мало не кажется. ПВО, конечно, делает все, что может, но вот ситуация, когда не сможет?

В общем, МиГ-31 со своими высотными характеристиками и всем остальным, еще долго будет актуален и востребован.


Удивительно, но заложенное в семидесятых годах прошлого века внезапно оказалось востребованным через 50 лет!

Вот уж спасибо американцам из ЦРУ, которые тиранили страну своими разведывательными аэростатами и шарами! Худо-бедно, но у нас есть, чем защититься.

Почему-то есть уверенность, что сейчас все, кто наблюдал это увлекательное шоу в небе над Северной Америкой, задумались на тему того, что вот оно, весьма интересное решение многих проблем. И начнут либо сами делать шары, либо искать тех, кто сделает.

Откуда такая уверенность? От загруженных на три года вперед иранских производителей «Шахедов». От внезапно взлета интереса к южнокорейским солнечным элементам.

Практика, которая лучше всяких выкладок, показала, что небольшой и очень дешевый БПЛА, который на мотоциклетном моторчике тарахтит на высоте от 50 до 500 метров и несет 50 кг взрывчатки – страшное оружие, которое не так просто сбить. Это преимущество перед противником, не важно, явным или потенциальным.

Воздушный шар, который сложно берется радарами и по которому сложно навести ракеты, который может нести все, что угодно – это тоже преимущество.

И такие преимущества надо нивелировать. Чем – это отдельный вопрос, но надо.


В нашем случае, для МиГ-31 действительно какое-то «Назад, в будущее» получилось. Но, в отличие от многих, у нас есть этакая машина времени весом за 40 тонн. Но есть, и это в целом радует.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    13 февраля 2023 04:57
    заложенное в семидесятых годах прошлого века внезапно оказалось востребованным через 50 лет!
    Ну до чего же башковитые были Советские авиаконструкторы ! good
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
    2. +4
      13 февраля 2023 11:49
      Силен был СССР... все мог и все делал... ну кроме галош естественно
      1. +1
        14 февраля 2023 00:16
        ну кроме галош естественно
        И туалетной бумаги
        1. +1
          15 февраля 2023 12:51
          Цитата: Arsen1
          И туалетной бумаги

          Вся туалетная бумага в СССР шла в колбасу ... Поэтому варёная колбаса в СССР была такой вкусной . yes
          1. 0
            8 апреля 2023 22:46
            Да колбасу московских заводов кошаки ели с опаской а то и вообще отворачивались в зависимости от длинны голодовки, провинциальные выпускали нормальную мясную колбасу которая жарилась без добавления жира.
      2. +1
        29 марта 2023 12:51
        Не , калошами всё было завалено в любом сельмаге полно было и газеты были мягкие. Жувачки не было, вот в чём проблема.
    3. +6
      13 февраля 2023 13:41
      Мясищев М-17 «Геофизика»
      В статье раздел "Мясищев М-17 «Геофизика»" написан с ошибкой:
      Мясищев М-17 (одномоторный) имел название «Стратосфера»
      А «Геофизикой»"стал двухмоторный М-55
      (в конце статьи об этом говорится, но название подраздела этому противоречит)

      М-17 «Стратосфера»

      М-55 «Геофизика»
      1. +2
        13 февраля 2023 14:23
        .....Самолет мог быстро подниматься на большую высоту (35 минут до 20 000 м), но его полет длился всего два часа, в отличие от американского U-2, который медленно набирал высоту, но летал на очень большие расстояния. ....
        Мнение в статье противоречит высказыванию генерального конструктора мясищевского ОКБ В. К. Новикова:
        Генеральный конструктор мясищевского ОКБ В. К. Новиков, отвечая на вопросы корреспондента еженедельника "Советский патриот" - одного из авторов книги, так охарактеризовал нашу машину:
        "Самолет М-17 единственным в Советском Союзе и один из немногих в мире позволяет производить длительные исследования в атмосфере на высотах 20 - 22 км.
        "Длительные" - это совсем не 2-а часа.
        http://www.airwar.ru/enc/spy/m17.html
    4. +2
      14 февраля 2023 10:38
      Цитата: Uncle Lee
      до чего же башковитые были Советские авиаконструкторы !

      И не только авиа
      Кишинёв, спальный район Ботаника.
      Административное здание НИИ Луч, позже Счётмаш.
      В нём работали и программисты. Говорят, одни из лучших в Союзе.
      Их основным изделием была элетроника для ПКР П-700 «Гранит» и П-1000 «Вулкан»
      ЭВМ и системы управления.
      Производили на заводе и блоки управления для станков с ЧПУ.
  2. +26
    13 февраля 2023 05:00
    Проблема в том, что МиГ-31 у нас ПОКА есть. Новых самолетов не выпускается, а старые все равно не смогут вечно стоять на боевом дежурстве.
    1. +9
      13 февраля 2023 06:53
      Целиком согласен, статья хорошая, но хотел добавить , была модификация Миг 25 БМ, войсковые испытания проводились и по этой тематике, мой отец участвовал в этом, описав события в своей книге.
  3. +9
    13 февраля 2023 05:33
    Про МиГ-31 целиком согласен, это самолёт, равных которому на всей Земле нет... Но Россия, увы, уже разучилась делать 31-вые МиГи. Поддерживать свой парк мы можем, но не более того. А новых разработок в этой области попросту и не ведётся. Да и МиГ-31 у нас относительно немного, для столь крупнейшей в мире страны с её необъятными просторами.
    1. KCA
      0
      13 февраля 2023 05:38
      Или есть, программу ПАК-ДП, вроде, никто не отменял
    2. +2
      13 февраля 2023 11:12
      в разработке миг-41, или как его там назвали, пак дп
  4. -6
    13 февраля 2023 06:36
    Пока у нас есть МиГ-31, пока. В будущем я думаю себя покажет и МиГ-41, если правильно адаптировать его под этот случай.
  5. +2
    13 февраля 2023 06:39
    Вот я подумал, а если Украина примется косплеить китайцев с их воздушными шарами? Если к шару подвесить хотя бы ручную гранату и GPS-приемник, получится весьма дешевая и неприятная хрень, которую придется сбивать, тратя ракеты и ресурс самолетов ПВО.
    В смысле дрейфует себе такой шарик, пока его координаты не уложатся в координаты какого нибудь подходящего объекта на земле, да хоть деревни, после чего производится сброс гранаты или мины.
    1. 0
      13 февраля 2023 10:23
      В годы Второй мировой Япония пыталась запускать в сторону США воздушные шары с зажигательными и взрывными устройствами. Результаты по сравнению с затратами оказались ничтожными и себя абсолютно не оправдали.
      1. -2
        9 мая 2023 23:34
        Джапы даже для линкоров типа Ямато разработали 460-мм зенитные снаряды зажигательного действия. Пишут, что эффектны были - куда там салюту. Вот с эффективность дела были куда хуже
  6. -4
    13 февраля 2023 07:09
    Надо возобновить и строить МиГ- 25 ; МиГ-31 БМ ; и летать на Ближнем и Дальнем Космосе . Просто дам вихревой космический двигатель ... .
  7. 0
    13 февраля 2023 10:50
    были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов.


    Что то не видел таких.


    На МиГ 25 предел был 2,72М по данным в прессе.
    1. 0
      11 апреля 2023 21:16
      Что то не видел таких.

      Были. Но вроде как отказались. Использовать огромный дорогущий бомбер как пушечный штурмовик а-ля Ил-2 - мягко говоря нерационально.
    2. -2
      9 мая 2023 23:32
      Встречал в сети инфу, что максималка 31-го ограничена прочностью остекления фонаря кабины
  8. +1
    13 февраля 2023 10:53
    Кстати, америкосы, которые надоели всему миру своими "сказками" про боевые лазеры, почему то по шарику их не применяли.
  9. +3
    13 февраля 2023 11:24
    носовая честь М-17 была встроена в нос бомбардировщика Ту-16

    Админы, поправьте ляп в статье, плиз. "Часть" но не "честь"!!!
  10. +4
    13 февраля 2023 11:50
    Пушка перехватчику нужна еще чтобы стрельбой поперек курса намекать принуждаемым к посадке самолетам, что им лучше делать что говорят.
  11. +2
    13 февраля 2023 13:08
    А теперь посчитаем. Сколько полков МиГ-31 успешно порезали в конце 90-х- начале 2000-х? Да и не только 31-е.
    1. +4
      13 февраля 2023 13:36
      В основном на Севере резали, в Архангельской и Мурманской областях. Теперь там все фактически открыто настежь.
  12. +3
    13 февраля 2023 13:45
    Сейчас у России нет вообще каких-либо специализированных самолетов прорыва ПВО/постановки помех.
    Результат за год виден уже всем что тактическая авиация можно сказать небоеспособна и почти не повлияла на исход компании где основную работу делают штурмовики и вертолеты у линии фронта.

    А вот ВВС СССР имели специализированный самолет прорыва ПВО МиГ-25БМ и активно разрабатывался постановщик помех Су-24МП.
    МиГ-25БМ был вполне серьезным самолетом для этих задач, до конца 80-х годов было выпущено штук 40 таких.
    Потом все порезали...

    Получается что спустя 35-40 лет у нас не смогли не то что восстановить, но и посчитать в военном ведомстве что такие самолеты в современной войне нужны.
  13. -2
    13 февраля 2023 13:49
    Цитата: Дед-дилетант
    Проблема в том, что МиГ-31 у нас ПОКА есть. Новых самолетов не выпускается, а старые все равно не смогут вечно стоять на боевом дежурстве.


    Это ПОКА может еще долго продлится. Корпус - крепкий, сталь и титан. Движки - можно поменять, а БРЭО - нужно хотя бы раз в 10 лет.
    А когда ПОКА кончится, поспеет МиГ-41 или еще какой...
    1. -1
      29 апреля 2023 22:26
      Или не поспеет и тогда нам будут рассказывать, что такой самолёт и не нужен, да и финансирования нет и тд. Эпопея с ПАК-ФА ещё не закончилась, а тут даже не начиналась, к выборам по появлялись статейки про ПАК ДА, МИГ41 и ШахМэйт, ну и так думаю до следующих выборов никакой новой информации про них не услышим
    2. -2
      9 мая 2023 23:28
      А производство двигателей на 31-й сохранилось? А то как бы ремоторизация самолета - тот ещё гемор
  14. 0
    13 февраля 2023 15:59
    Цитата: Kashev_76
    Целиком согласен, статья хорошая, но хотел добавить , была модификация Миг 25 БМ, войсковые испытания проводились и по этой тематике, мой отец участвовал в этом, описав события в своей книге.
  15. +1
    13 февраля 2023 16:38
    МиГ-31 начал создаваться именно в те годы, когда в небе еще шатались десятки воздушных шаров
    Миг-31 создавался для борьбы с крылатыми ракетами и их носителями, причем в тех местах, где никого никогда не бывает (по северу), и мог это делать ракетами В-В большой дальности, и атаковать мог этими ракетами одновременно несколько целей, плюс у всех его предшественников были офигенные проблемы с обнаружением целей на фоне подстилающей поверхности, которых у него не было!!! А все эти шарики - побочный эффект, на который даже внимание обращать не стоит...
  16. 0
    13 февраля 2023 18:23
    Отличная статья! (хоть и с ошибками).
  17. +4
    13 февраля 2023 19:26
    За 67 лет до того, как над территорией Соединенных Штатов истребитель F-22 ВВС США сбил китайский разведывательный воздушный шар у побережья Южной Каролины, летавший над территориями США и Канады на протяжении недели, Советский Союз сошелся в битве с воздушными шарами в гораздо большем масштабе.

    Гораздо раньше. С 1947 по 1949 год США реализовывало Operation Mogul - запуск высотных аэростатов, оборудованных микрофонами для обнаружения испытаний ядерных бомб. Впоследствии эти испытания стали обнаруживать с помощью сейсмодатчиков. Четвертое и пятое фото - как раз из Operation Mogul.
    А вот второе фото - это вообще Вторая мировая - британцы запускают аэростат с листовками в сторону Франции.
  18. 0
    13 февраля 2023 19:56
    К тому времени были заключены соглашения о незапуске АДА в воздушные пространства других стран.


    Технологии на месте не стоят и, скорее всего шарики будут заменены миниатюрными дронами-солнцелетами, на которых ограничения ещё не наложены. Причем они, в отличие от шариков, полностью управляемы и значит - годны для создания роев сверхвысотных бомбардировщиков; таким образом и нежданно сбудется та старая страшилка про бомбы с аэростатов.
    А шарики сбивали особыми снарядами зря - зря денег потратили на разработку такого взрывателя. Ведь дешевле было использовать, чуть обновленные, старинные книппели из эпохи парусного флота...

  19. 0
    18 февраля 2023 18:54
    Миг31 никогда не создавался для работы по зондам. Будучи модификацией Миг25, самолет создавали для сопровождения SR71, которые по 4-5 часов летали вдоль границ СССР, особенно на севере с а.б. Милденхолл. В Миг31 поставили менее прожорливые двигатели, которые позволили не менять пары сопровождения каждые 50-55 минут. Для работы по зондам, как раз, скорость нужна низкая, как у М17
    1. 0
      18 марта 2023 21:59
      самолет создавали для сопровождения SR71, которые по 4-5 часов летали вдоль границ СССР


      Не мог он их "сопровождать" так долго, по 4-5 часов.
      На скорости 2.35М и высоте 18 км самолет МиГ-31 способен лететь никак не более 35 минут. За это время он сожжет свой полный запас топлива. А ведь ему еще на чем-то на аэродром вернуться надо.
      1. -2
        9 мая 2023 23:25
        Да и 71-е вряд ли у границы столько пилили. И у СССР не было границ с дружественными США странами такой протяжённости. Да и сам дрозд не имел такой дальности полёта на сверхзвуке - только если с дозаправками
  20. 0
    17 марта 2023 07:15
    В прошлом веке после окончании Второй Мировой Войны СССР вынуждена была догонять США и страны НАТО. В этом 21 веке всё на оборот, Россия вырвалась вперёд с большим отрывом. Единственное слабое звено, что показал 2020 год это сопротивление России биологическому оружию созданному США и это коронавирус и другие пакости, которые продолжает готовить США. Всё это потому, что Россия продолжает действовать в рамках запрещения биологического оружия. В остальном Россия впереди как минимум на 10 лет.
  21. 0
    18 марта 2023 21:43
    Много слов.
    А факты таковы.
    МиГ-31 строился строго под определенную задачу.
    Эта задача исчезла, а вот уникальные самолеты спроектированные под нее остались.
    Они действительно совершенно уникальные, очень сложные и дорогие.
    Ужасно хочется их куда-то применить, как-то использовать.

    Придумали наконец комплекс Кинжал.
    Но переделанную под Кинжал модификацию МиГ-31К нельзя использовать ни для чего другого, и вообще никак не используется в этом случае его уникальная РЛС. Да и несет он всего 1 ракету, а например Ту-22М3 может взять целых 4 таких ракеты.

    И поэтому сильно хочется еще что-нибудь придумать....
  22. -2
    9 мая 2023 23:21
    По идее, реакторные помещения АЭС должны, быть рассчитаны на падение самолёта. Так что одной бомбочкой, сброшенной с шара, их повредить невозможно. Равно как и нанести серьёзный ущерб крупному производству. В 1943 для бомбардировки подшипниковых заводов Третьего Рейха союзники около 500 Б-17-х привлекали. А это пару килотонн нагрузки. Понятно, что было заложено, что часть бомберов на цель не выйдет, часть сбросит мимо. Но по-любому это не одна бомбочка с аэростата

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»