Его помнят как Дракулу – правда и ложь о Святом Владе III

76
Его помнят как Дракулу – правда и ложь о Святом Владе III


Правда


Про графа Дракулу знают или хотя бы слышали, наверное, все.Но мало кто знает о его военных подвигах и о том, как его оценивает Православная церковь. Владимир Третий Басараб, как звучит его настоящее имя, фактически спас Восточную Европу от османского нашествия.



Но это не помешало насочинять про него кучу мифов. Владимир Третий Басараб получил прозвище Влад Цепеш из-за привычки сажать политических противников на кол. А по-румынски и по-молдавски кол называется словом «цяпэ».

Соответственно, Владимир получил кличку, которая в русском переводе соответствует фразе «сажатель на кол». Другое его легендарное прозвище «Дракула» пошло от отца, которого за буйный нрав прозвали «Драк», что по-румынски означает «чёрт». Когда Владимир вернулся из турецкого плена, он повелел боярам вскрыть могилу его отца.

Когда вскрыли, он увидел, что Дракул перевернулся в гробу. «Добрые люди» сказали ему, что его отца перед таким захоронением ещё и ослепили. Дракул был похоронен живым. Владимир за отца отомстил, что и должен был сделать любой адекватный человек.

Собрав бояр на пир, он спросил у них, сколько они знали господарей, пока его не было. На тот момент он уже был на троне, как сын господаря, поскольку Валахия на некоторый момент смогла отбиться от османов. Он смог вернуться на родину, сначала в Трансильванию, потом в Валахию, где и стал господарем.

Бояре на его вопрос ответили неоднозначно. Все называли разное количество господарей. Из этого Владимир сделал моментальный вывод о том, что в княжестве происходит, выражаясь современным языком, беспредел. По его взмаху руки в зал, где происходил пир, ворвались воины, повязали бояр и тут же по его приказу посадили их на колы.


Далее после такого жесткого очищения властных органов от потенциальных предателей последовала кровопролитная война с Османской империей. Фактически после победы Валахии в этой войне от оттоманского нашествия была спасена вся Восточная Европа. То, что делали литовские князья на средних рубежах, на южном направлении сделал Влад.

Ложь


Ныне главная лживая информация про Владимира Третьего базируется не на документах или мемуарах современников, даже не на легендах, а на фильме «Граф Дракула». Именно в кино он однозначно представлен вампиром.

Самое интересное, что роль Влада исполнял венгерский актер Бела Лугоши. Как друг друга ненавидят венгры и румыны, отлично известно.

Опровергая ложь, начнём с того, что Владимир никак не мог быть графом. Хотя когда-то в Молдове даже выпускалось вино «Конте Дракула».

Но как раз это и есть полнейшая фальсификация истории. Сын господаря никак не мог носить титул «конте», что в романских языках соответствует графу. Он мог быть уже от рождения только «дука» или на итальянский манер – «дуче», что соответствует герцогу и это выше. Никаким мифическим графом он не был. Он был в действительности наследником валашского престола.

По поводу вампиризма – еще большая мистификация, а точнее фальсификация. Владимир после нахождения в плену у османов и в подземелье у венгерского короля Яноша Хуньяди заработал болезнь порфирию, которая многими связывается с вампиризмом.

Она выражается в фотофобии, то есть очень светлом цвете кожи, и прочих признаках, которые в силу средневековых суеверий связывали именно с этой довольно мифической патологией. Что касается того, что Владимир якобы пил кровь врагов – вполне возможно, это была обычная традиция на Балканах.


Так, болгарский хан Крум, имя которого носит даже марка местного бренди, действительно пил кровь убитого византийского военачальника из его же черепа. Факт подтверждённый документально, хотя о каких документах тех времён вообще можно говорить.

Несмотря на то, что румыны относятся к романской языковой группе, а многие лингвисты и вовсе считают румынский язык самым близким к солдатской латыни, они заимствовали многое у соседних народов. Это выражается и в народной одежде, и в музыке, и в еде, и даже в языке. Только во времена последнего романтика Европы Михая Эминеску славянские слова в румынском языке стали заменять на латинизмы.

Более-менее близок к реальности фильм «Отважное сердце Восточной Европы» (про румынский фильм «Господарь Влад» говорить не приходится, это пропаганда времён Чаушеску). Но и там содержатся ошибки. У летописцев того времени нет информации ни про какого мифического Бруно, да и среди румын такое имя практически не встречается.

Эпизод с прибиванием турецким послам чалмы, которую они не пожелали снять, ко лбам, – также явный фейк. Владимир долго прожил в Турции, знал османские обычаи и, скорее всего, он бы на это не пошёл. Хотя предания такие и существуют, но вряд ли их следует считать правдивыми.

Даже в медицинской элементарной правде там содержатся ошибки. Боярин Андрей, сидя на колу, пытается что-то говорить, при том, что кол уже пробил у него грудную клетку. В действительности, при такой казни смерть наступает уже при прободении диафрагмы. Так что Андрей в таком положении говорить уж точно бы не мог – скорее всего, вообще бы никаких звуков не издавал.

Обстоятельства смерти жены Владимира точно не известны. Возможно, доморощенные «историки» путают теплое с мягким: то есть её смерть с самоубийством Мастера Маноле, который сбросился с колокольни храма, который сам же и построил. Два мифа переходят в один.


Про рукопашный бой Владимира с его младшим братом Раду Красавчиком (Раду чел Фрумос) история, скорее всего, тоже выдуманная. Опять тёплое с мягким попутали. У средневековых историков не сведений о том, что Влад и Раду после бегства Влада из Порты где-то встречались. И то, что Раду был гомосексуалист – факт как раз известный.

А вот что касается боя на мечах – по всей видимости, за него выдают другое событие, которое случилось уже после смерти Владимира. При осаде Килии (кто не знает, это где катались на лодке герои Евгения Сидихина и Юлии Рутберг в «Танго над пропастью-2») Раду Красавчик схлестнулся со своим двоюродным братом Штефаном чел Маре.

Это по матери, по отцу Владимир и Раду были из династии Басарабов, а Штефан был по отцу из династии Мушатов. Итог рукопашной схватки оказался печален для Штефана Великого и Святого, который, как и Владимир, был канонизирован. Он получил крайне тяжёлое ранение мечом в ногу, и скончался от его последствий, хотя и через пять лет.


Обстоятельства смерти Владимира также не ясны. Якобы его убили за то, что он принял католицизм в Венгрии, которая была союзницей Валахии в борьбе против османского нашествия. Сведения историков тут очень и очень противоречивые, и им явно есть над чем работать.

Память


После смерти господарь Владимир Третий Басараб Дракула Цепеш был канонизирован святым Румынской православной церковью и Молдавской православной церковью Московского патриархата. Интересно, что и двоюродный его брат, Штефан Великий и Святой, также был канонизирован обеими церквями.

И канонизирован не только и не столько за боевые заслуги, но также за перечисление отвоеванных у османов огромных средств на строительство в Молдавском княжестве церквей и монастырей. В центре Кишинёва Штефану чел Маре поставлен памятник, который является неофициальным символом города.

Именем Влада Цепеша названы улицы в Бухаресте, Кишиневе и ряде других крупных городов Румынии и Молдовы. Фактически поэма «Третье письмо» Михая Эминеску посвящена была именно его военным подвигам, хотя упоминание о нем находится только в ее конце.

Увы, но у румынского поэта больше фигурируют оттоманский султан Баязид, а также явно вымышленные персонажи вроде старика Мирчи и видения султана в образе плачущей девушки. В любом случае имя Влада вошло в историю, даже несмотря на все попытки её переписать, выставить его психически больным и чуть ли не маньяком.
76 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    14 февраля 2023 05:20
    Статья , ни о чем,большая часть посвящена как создавался миф о Цепеше, ну пара известных фактов и совсем ничего, как Цепеш,остановил османов.
    1. +13
      14 февраля 2023 06:05
      Согласен! Работа больше для рубрики мнения.
      Всем доброго дня!
      1. +12
        14 февраля 2023 06:15
        Вчера, в разделе История, не было ни одной статьи,видимо,кризис жанра,вот сегодня ,"испекли".. На, вторую,"галеру",не заходил,там по заголовку понятно,кто автор и что там написано.
        1. +15
          14 февраля 2023 09:17
          и совсем ничего, как Цепеш,остановил османов.
          Было бы интересно как раз об этом почитать.А так да,это скорее для рубрики "мнения".Ну,на безрыбье и рак килька.
          1. +12
            14 февраля 2023 09:31
            Цитата: parusnik
            как Цепеш,остановил османов.

            Цитата: не тот
            Было бы интересно

            Да, мне тоже. laughing
            Хотя нет, я не люблю альтернативную историю и фантастику, а такое возможно только в этих жанрах.
            Я не специалист по Дракуле и его эпохе, но даже моих сугубо базовых и исключительно фрагментарных знаний по этому вопросу хватает, чтобы понять, что автор или авторы не озаботились хоть сколь-нибудь ничтожным исследованием вопроса. Не могу сказать, из какого именно источника они черпали вдохновение, но есть подозрение, что даже Брэма Стокера авторы не читали, не говоря уж об источниках постарше.
            1. +10
              14 февраля 2023 11:25
              Другое его легендарное прозвище «Дракула» пошло от отца, которого за буйный нрав прозвали «Драк», что по-румынски означает «чёрт»

              Неверно. черт по румынски - la naiba.
              Влад был вторым законным сыном Влада II Дракула, который сам был незаконным сыном Мирчи I Валахии. Влад II получил прозвище "Дракул" за свое членство в Ордене Дракона, воинствующем братстве, основанном Сигизмундом Люксембургским, королем Венгрии. Орден Дракона был посвящен остановке продвижения османов в Европу
              1. +8
                14 февраля 2023 11:35
                Он был в действительности наследником валашского престола.

                Он был коронован 26 ноября 1476года
                1. +7
                  14 февраля 2023 11:47
                  Могила Цепеша была найдена и исследована археологом Дину Россетти в 1932 году. Настоящая могила Цепеша находится в Снаговском монастыре, под полом церкви. Цепеш был ктитором (по современной терминологии - генеральным спонсором) монастыря, и по всем правилам должен был быть похоронен именно там. Все же у Дину Россетти, проводившего раскопки, встретились определенные трудности при поиске могилы. По рассказам монахов в Снагове, Цепеш был похоронен под полом церкви у царских врат, чтобы священник, выносящий святые дары, каждый раз попирал ногами нечестивца. Объяснение явно изобретено, чтобы оправдаться: на самом деле такое положение могилы было почетным и вполне приличествовало господарю, к тому же вложившему в монастырь значительные средства.
                  Могила Цепеша находится перед алтарём в храмовом полу. Он завещал похоронить себя на виду, чтобы потомки переступали через него, чтобы никогда ему не знать покоя и смерти.

                  По мнению видного румынского историка Константина Rezachevici расположение могилы Дракулы - монастырь Комана, основанный князем, - ещё одна версия... )
                  фото.Могила Влада Дракулы в часовне монастыря Снагов
            2. +1
              14 февраля 2023 11:57
              и совсем ничего, как Цепеш,остановил османов.
              Было бы интересно как раз об этом почитать

              Альтернативная история? belay
              уважаемые авторы, до вашего сведения, да он и трон то свой получил благодаря османам
              1. +3
                14 февраля 2023 12:02
                Владимир Третий Басараб Дракула Цепеш был канонизирован святым Румынской православной церковью

                Это неправда.
                Все stop больше нет сил читать-статьи данных авторов в разделе История для меня перестали существовать
                1. +4
                  14 февраля 2023 17:07
                  Прям звучит песня в исполнении Градского:
                  Прощай, прощай, навек прощай....
              2. 0
                15 февраля 2023 11:20
                Цитата: Ричард
                и совсем ничего, как Цепеш,остановил османов.
                Было бы интересно как раз об этом почитать

                Альтернативная история? belay
                уважаемые авторы, до вашего сведения, да он и трон то свой получил благодаря османам

                Дмитрий Кантемир тоже благодаяря османам получил трон Моолдавии, но был союзником Петра и после неудачного похода уехал в Россию
            3. +4
              14 февраля 2023 12:38
              Цитата: Хозяин Трилобита
              но есть подозрение, что даже Брэма Стокера авторы не читали

              Судя по всему, они ограничились только фильмом, причем без титров)))
      2. +1
        16 февраля 2023 21:58
        Цитата: Коте пане Коханка
        Согласен! Работа больше для рубрики мнения.

        Да нет тут ни кого мнения. Есть факты, и только на этом ресурсе он подаются как небылицы. Съездите в те края (Буковина, Бесарабия, Молдова,..) Роды (фамилии) Басарабы и Мушатов самые распространённые в тех местах.
        Битва в Козьминском лесу 1497 года, а на шесть лет раньше разгром турков у Волоки. Есть история записанная на оригинальных грамотах и хранящихся в гос архивах трёх стран, и Влад там не абстрактный "вампир", а вполне обычный человек.
        Влад бы отсыпал Стокеру пол "фасольного" мешка серебра из под Михайловского городища (где он турков под Волокой взгрел ) за такую рекламу)))
        Даты правда не совпадают))) но он же тогда уже "умер" а потом воскрес.
        Румын ..одним словом)))
    2. +1
      15 февраля 2023 11:19
      Цитата: parusnik
      Статья , ни о чем,большая часть посвящена как создавался миф о Цепеше, ну пара известных фактов и совсем ничего, как Цепеш,остановил османов.

      Уверен, что для очень многих это не было известно. Так что статья полезная.
  2. +15
    14 февраля 2023 07:21
    Да ладно, камрады! Вы чего?! Очень объемно и информативно!!! Давно такого не читал! Лет 40-45 наверно...
    1. +19
      14 февраля 2023 09:27
      Я помладше буду,вероятно..Столько лет я всего лишь просто читать могу..Научился в четыре,когда старший в первом классе дома азбуку учил,то я в перевернутый букварь (напротив сидел) подглядывал и тоже учился.Потом в садике заставляли какую-нибудь книгу со сказками всем читать или диафильмы "комментировать",когда воспитательницы в очередях стоять уходили.Отвлекся,простите.Согласен - чего это мы тут все...Это называется "зажрались".
    2. +11
      14 февраля 2023 10:09
      Очень объемно и информативно!!!
      А главное,обо всём и ни о чем.
      1. +5
        14 февраля 2023 16:15
        Цитата: kor1vet1974
        А главное,обо всём и ни о чем.

        Взял за пример выступления наших
    3. +9
      14 февраля 2023 11:52
      Цепеш много воевал. И против Венгрии и против трансильванских саксов, и против турков,и в союзах с турками, и в союзах с венграми. Об этом у автора к сожалению ничего
  3. +12
    14 февраля 2023 08:01
    Как-то все запутано, отрывочно и бессистемно написано. Хотя сведения интересны. Неудивительно, что Дракула превратился в мем. Западной Европе плевать, что там творилось на восточных окраинах, нужны были только сенсации для развлечения публики.
    1. +11
      14 февраля 2023 09:20
      Как будто наспех..Может быть,что в этом причина
      Вчера, в разделе История, не было ни одной статьи,видимо,кризис жанра
  4. +4
    14 февраля 2023 08:02
    Приведенная в статье карта не увеличивается, а так ничего не разобрать
    1. +1
      14 февраля 2023 20:49
      Здравствуйте, Михаил.
      Будете долго смеяться. но приведенная в статье карта - это карта Восточной Европы 10 века.
      Какое отношение она имеет к Владу Цепешу , который правил Валахией в период с 1448 по 1476 год тайна скрытая мраком

      Лучше приведу Вам карту фактических владений Влада-III, господарем которых он был в пик своих успехов
      1. +1
        15 февраля 2023 14:49
        Северная Добруджа, колобель болгарского госудрство никогда не входила в состав Валахии! Ни времена,правление Цепеша, ни до его, ни потом! Валахи получили Добруджа из рук Росси после война 1877-1878 в обмен, Россия забрала для себе Бессарабия!
        1. +2
          15 февраля 2023 16:25
          Здравствуйте, Богатур. Ставлю Вам заслуженный "+"
          Спасибо за уточнение, но тут - мы оба правы.
          После смерти Добротицы (около 1385—1386) на престол взошёл его сын Иванко, которому пришлось стать вассалом правителя Османской Империи султана Мурада I, осадившего новую столицу Добруджи Варну. Однако после поражения небольшого турецкого войска от валашского воеводы Мирчи Старого, ссылаясь на то, что ни тырновский царь Иван Шишман, ни Иванко не выслали войско, как вассалы, султан Мурад I, отправил большое войско и Добруджанский деспотат прекратил своё существование, войдя в состав Османской империи. Согласно легенде, крепость Калиакра на одноименном мысе пала последней. Север провинции Нижняя Мёзия (Добруджа) во времена правления Влада Цепеша, ялялась ареной многочисленных сражений между ним и турками и периодически переходила из рук в руки. Поэтому на карте она и показана прерывистой линией. Да и я конкретно написал:
          приведу Вам карту фактических владений Влада-III, господарем которых он был в пик своих успехов
          .
          С уважением
          Дмитрий
  5. +9
    14 февраля 2023 08:14
    Мдя ну такое, на днях смотрел передачу старую ещё на 365 тв, про Цепеша , там говорили, что репутацию ему испортили немецкие купцы, права которых ограничил и убийство турецких послов.
    1. +14
      14 февраля 2023 08:27
      Цитата: Cartalon
      репутацию ему испортили немецкие купцы, права которых ограничил

      Да,все эти рассказы про него - немецкое авторство, например,собирает Дракула огромное количество нищих,накормил всех,говорит......... хотите ли избавиться от земных страданий ? ...... хотим,хотим! Всех запер и сжёг.
  6. +11
    14 февраля 2023 08:21
    Авторы не упомянули русского посла Курицына,а ведь именно с него и начались на Руси все эти вампирные байки про Дракулу, всеми этими сказаниями зачитывался Иван III,сам Курицын был еретиком,из жидовствующих.
    1. +12
      14 февраля 2023 09:32
      Да здесь много чего не упомянули.Но,с другой стороны,ведь на то и есть комментаторы с комментариями..Иногда ,правда, комментарии интереснее бывают, но "это уже совсем другая история", как майор Томин говорит...
  7. +10
    14 февраля 2023 08:45
    Был один православный орден. Отсюда и Дракула,отсюда и ненависть и заказуха по дискредитации. На нее такие деньги и завязки были использованы- поболе, чем сейчас в "атомную войну девятнадцатого века " вкладывают. Те же методы прослеживаются. Навроде орден этот и сейчас есть, в реорганизованном виде, разумеется. Но тут уж все в тумане. Не одна сотня лет борьбы -кгб отдыхает.
  8. +10
    14 февраля 2023 09:31
    Судя по статье, к созданию контента уже привлекают школьников средних классов, притом успевающих довольно посредственно, а читающих и того хуже.
    Другое его легендарное прозвище «Дракула» пошло от отца, которого за буйный нрав прозвали «Драк», что по-румынски означает «чёрт».


    Символ рыцарского Ордена Дракона (Societas Draconistarum), основанного в 1408 году королем Венгрии Сигизмундом I Люксембургом. В 1431 году в Нюрнберге в рыцари этого ордена был посвящен и Владислав II, отец Влада III, после чего его и прозвали Vlad Draco, соответсвенно Dracul - сын Draco.
    Что касается значения румынского слова dracul - дьявол, то в это значение оно приобрело уже в современном языке, в средневековом румынском языке такого значения оно не имело.
    1. +6
      14 февраля 2023 11:55
      Лучшая крыша на тот момент на данном направлении...

      Чтой то там на шлеме до реорганизации, а может и после было)
      1. -3
        14 февраля 2023 13:01
        Вас прямо плющит от желания прилепить горбатого к стене в виде какой то фольхисторической совы на глобусе, типа Великого Турана, но Вы никак не сформируете внятную мысль. Помочь?
        1. +3
          14 февраля 2023 13:17
          Конечно помочь. Дают-бери, бьют-беги.
          1. -2
            14 февраля 2023 13:38
            Понятно. Crepusculum obnubilatio conscientiae. Тут таких сейчас много. Вы не одиноки.
            1. +2
              14 февраля 2023 14:03
              Зря. Я вполне серьезно. Можно даже не вдаваясь в подробности дел семьи Цилли и Лазаревичей.
              1. 0
                14 февраля 2023 14:25
                Я вполне серьезно

                Если бы серьезно, Вы бы не лепили Barbara Celjska, императрицу Священной Римской империи и королеву Венгрии и Богемии по браку с императором Священной Римской империи Сигизмундом к православию, а внятно изложили свою мысль, а не генерировали некие "таинственные полунамеки".
                1. +4
                  14 февраля 2023 15:57
                  Так почитайте его историю.Кем он создавался,когда ,какое вероисповедание было у Дракул,у Лазаревичей,как относилась к религии Целли и какое влияние она имела на Сигизмунда и благодаря чему. Таинственного здесь нет ничего. Вы же обещали помочь, а такие вопросы задаете.
                  1. +5
                    14 февраля 2023 17:17
                    Так почитайте его историю

                    Его - это кого - ордена Дракона? Читал, притом на разных языках. Католический Орден, в который принимали и православных, что, с учетом цели его создания, вполне логично. В чем тайна?
                    1. +4
                      14 февраля 2023 18:08
                      Не знаю в чем-это вы про таинственные полунамеки. Вот вы обещали помочь,но пока не помогли. Кстати действительно,а почему и православных то же принимали,да еще этот дракон "подозрительный"?) В этом поможете?А то пишут о каких то теориях, что де мол где-то в Румынии дракон положительный герой и т.п. ,что явно не соотносится с католицизмом да и вообще с христианством...
                      1. +1
                        14 февраля 2023 23:05
                        а почему и православных то же принимали

                        Потому что орден был не духовно-рыцарский, как, например, тамплиеры, а светский, монархический. Первые создавались с ведома и под контролем католической церкви. Вторые - монаршими особами и высшей аристократией для решения своих интересов, чаще всего - для борьбы за власть. Хотя в уставе формально фигурировали защита католической церкви и борьба с неверными, в такие ордена принимали всех, даже язычников, что тем же уставом и разрешалось. Главное - готовность служить организатору, быть "институциональным воплощением королевской фракции, созданной его основателем".
                        да еще этот дракон "подозрительный"

                        Что касается дракона. Полное название ордена - Орден Поверженного Дракона. Я его символ не случайно вставил в комментарий выше - дракон ведь не простой, а уроборос с крестом Святого Георгия на спине - дракон, поверженный Георгием Победоносцем.
                      2. +2
                        15 февраля 2023 08:57
                        Вот видите,поверженного дракона.Но я вижу такое название лишь в сербской и черногорской традициях( эпосе) , а в венгерской нет. Конечно можно провести параллель с орд. Св. Георгия Победоносца,основанном там( у мадьяр) почти на сто лет раньше,но это уже натяжка,тем более дракон. Можно предполагать что Целли слишком увлекалась науками нехорошими, но сами понимаете, это то же не выдерживает критики.А вот в сербской да и вообще традиции балканских славян данное название вполне может уходить к языческим культам, чьи "уши" и вылезли в критический момент истории. Католики в данном ордене не более ,чем прикрытие. И да орден сильно "позеленел" после данной реорганизации( т.е стал монархическим,о чем есть намеки даже и в 20м веке) Опять же это не имеет никакого значения( просто крыша) Более того,если уходить к языческой традиции и мистериям,которые исследованы неважно, то мы упираемся именно в Георгия на коне и "змея", который оказывается и не змей вовсе.Но это не на балканах, по балканам данных нет,если не считать косвенных признаков( имя Змай, термин змайоносец и т.п.)
    2. 0
      14 февраля 2023 13:09
      Судя по минусам, недоучки не только среди писателей, но и среди читателей. То есть ахинея в виде этой статьи определенной аудиторией воспринимается как "история" и агрессивно защищается. Тенденция эта на сайте стремительно прогрессирует. Не удивлюсь, если в ближайшее время некто, рискнувший в комментарии упомянуть, что Земля круглая, будет заминусован и забанен, дабы не оскорблял чувства местной интеллектуальной гопоты.
  9. +7
    14 февраля 2023 09:38
    Ныне главная лживая информация про Владимира Третьего базируется не на документах или мемуарах современников, даже не на легендах, а на фильме «Граф Дракула». Именно в кино он однозначно представлен вампиром

    Впервые однозначно представлен вампиром Vlad Drăculea в романе Брэма Стокера "Дракула", вышедшем в 1897 году. Это было произведение в жанре, который впоследствии назовут "литература ужасов". Естественно, ни о какой историчности повествования речи не велось изначально.
    По этому роману в 1927 году на Бродвее поставили спектакль "Дракула" в котором главного героя играл Лугоши. В 1930 году студия Universal Pictures спектакль экранизировала.
    1. +10
      14 февраля 2023 10:23
      Кстати - еще о фильмах. О Дракуле снято на сегодняшний день 272 фильма, из них 155 полнометражных, из них 10 конкретно о Владе Цепеше. Может авторы учинят разбор всем этим фильмам с точки зрения историчности? Статей хватит надолго.
      1. +2
        14 февраля 2023 13:22
        Цитата: Ruyter-57
        Может авторы учинят разбор всем этим фильмам с точки зрения историчности?

        Вы смеетесь? laughing
        Авторам некогда читать и смотреть кино - они историю исправляют.
        Поветрие Рыжова, объявившего беспощадную войну Дюма и другим авторам художественной литературы начало распространяться. Следующий труд авторов, вероятно, будет посвящен фильму "Волшебная лампа Алладина" и нам самым серьезным образом докажут, что джин, вылетающий из лампы - тоже выдумка киноделов (джины были вовсе не такие), а настоящий Алладин женился не на царевне Будур, а на прoститyтке Жасмин, дочери золотаря с Гончарной улицы в Западном Багдаде и пел вовсе не так красиво, как в американском мультфильме. wassat
        "Дочь наша Буду-у-ур..."
        wassat wassat wassat
        1. +2
          14 февраля 2023 13:35
          Да какой тут смех? Тут рыдать впору. Ведь корень проблемы не в авторах. Милан Кундера еще в 1979 году предупреждал, что графомания примет характер эпидемии. Но заботящийся об элементарной репутации ресурс ведь должен как то фильтровать этот мутный поток! Притом не только публикаций, но и комментариев. Иначе ведь движение по наклонной обеспечено.
          1. +1
            14 февраля 2023 14:01
            Деньги не пахнут. А клики и комментарии - это деньги. Никто от них отказываться не будет. А где вы найдете столько умных и незанятых другими делами людей, чтобы обеспечить сайт не только качественными статьями, но и качественными комментариями?
  10. +6
    14 февраля 2023 10:07
    По его взмаху руки в зал, где происходил пир, ворвались воины, повязали бояр и тут же по его приказу посадили их на колы.
    Да, конечно. smile Их просто ,там же на месте и зарезали.Трупы,да, посадили на колы,для устрашения и назидания.Кроме того,как Цепеш,мог сдерживать осман,если последние 20 лет находился в изгнании,а 12 лет и вовсе провел в плену у венгерского короля? Печальна его судьба.Когда он попытался вернуть престол и вошел с войском в родные пределы,его армия,терпит поражение,сам Влад погибает в бою.Во время битвы, он был разрублен на куски, голову его отправили османскому султану. Останки правителя похоронили монахи.Стоило бы авторам написать и о любви Цепеша,довольно романтическая история. Но видно не владеют материалом.
  11. +8
    14 февраля 2023 10:16
    Владимир Третий Басараб Дракула Цепеш был канонизирован святым Румынской православной церковью и Молдавской православной церковью Московского патриархата.

    Среди святых Румынской православной церкви Влада Цепеша нет. Откуда авторы почерпнули это факт - знают только они сами. В списке святых этой церкви есть только один Басараб - валашский господарь Иоанн Нягое Крайовеску.
    1. +5
      14 февраля 2023 11:26
      Среди святых Румынской православной церкви Влада Цепеша нет.
      Да, нет..Но молва,сделала его святым,но а делее по накатанной информация пошла гулять по источникам.
  12. +13
    14 февраля 2023 10:37
    "[i][/i]Так, болгарский хан Крум, имя которого носит даже марка местного бренди, действительно пил кровь убитого византийского военачальника из его же череп " Ради,Бога! Прежде,чем писать, хорошо кое что прочитать! После разгром армии император Никифор Геник 26.07.811 г. . Крум приказка очистит череп Василева, обковат золото и сделал стакан для питие вина. Ето связано с т.наз."оренда", пит из голова поверженого врага, принимаеш его сила! Так поступил Кан Куря с череп Светослав Игоревич... Обичай не только и болгар, в езически времена!
  13. +16
    14 февраля 2023 11:02
    Чтобы критиковать статью предметно, нужно написать целый цикл статей. Объемный цикл.
    Коротко.
    Владимир Третий Басараб, как звучит его настоящее имя

    Влад - это Владислав, а не Владимир. Во всяком случае, предков героя статьи звали именно Владиславами, это одно из родовых имен семьи Бесарабов. Владимиров среди них не было.
    из-за привычки сажать политических противников на кол

    Крестьян, например, политическими противниками можно считать весьма условно и только в рамках радикального марксизма. smile
    он увидел, что Дракул перевернулся в гробу. «Добрые люди» сказали ему, что его отца перед таким захоронением ещё и ослепили. Дракул был похоронен живым.

    Вообще-то его отца и брата казнили по приказу Яна Хуньяди. Вряд ли после казни путем отсечения головы Влад-старший мог переворачиваться в гробу.
    Далее после такого жесткого очищения властных органов от потенциальных предателей последовала кровопролитная война с Османской империей. Фактически после победы Валахии в этой войне от оттоманского нашествия была спасена вся Восточная Европа.

    wassat laughing
    Всего-то, не больше, не меньше? Ничего, что после смерти отца на валашский трон Влада возвели турки? Что потом его выгнали оттуда венгры и пока он с ними не примирился снова получить этот трон не мог? Валахия тогда была типа независимым государством, склоняясь к вассальной зависимости то от Венгрии, то от Польши, то от Османской империи. Её правители воевали как на той, так и на другой стороне, в зависимости от политической обстановки на текущий момент.
    главная лживая информация про Владимира Третьего базируется не на документах или мемуарах современников, даже не на легендах, а на фильме «Граф Дракула».

    Имя Брэма Стокера авторам, видимо ничего не говорит. Ну и труды современников Влада Цепеша тоже авторам, как видно, неизвестны.
    Самое интересное, что роль Влада исполнял венгерский актер Бела Лугоши.

    Аргумент, ничего не скажешь...
    Как друг друга ненавидят венгры и румыны, отлично известно.

    Мне - нет. Расскажите, а?
    Опровергая ложь, начнём с того, что Владимир никак не мог быть графом.

    С точки зрения просвещенного европейца он мог быть только графом. Титул герцога мог получить только родственник коронованной особы. Среди предков Влада Цепеша таковых не было.
    По поводу вампиризма – еще большая мистификация, а точнее фальсификация.

    Кто бы мог подумать? Неужели он и спал не в гробу? И в летучую мышь не превращался? Авторы, вы в своем уме? wassat laughing
    якобы пил кровь врагов – вполне возможно, это была обычная традиция на Балканах.

    wassat
    Возможно? Потому что за полтысячелетия до этого какой-то болгарский хан якобы пил кровь врага из черепа? О-ох, грехи наши тяжкие, за что нам такое наказание? crying
    Даже в медицинской элементарной правде там содержатся ошибки.

    Ничего не слышал о таком источнике. "Русская правда" - слышал, "Саллическая правда" - слышал, "Медицинская элементарная правда" - не слышал.
    При осаде Килии (кто не знает, это где катались на лодке герои Евгения Сидихина и Юлии Рутберг в «Танго над пропастью-2»)

    Не смотрел. Мне должно быть стыдно?
    Раду Красавчик схлестнулся со своим двоюродным братом Штефаном чел Маре.
    Это по матери, по отцу Владимир и Раду были из династии Басарабов, а Штефан был по отцу из династии Мушатов. Итог рукопашной схватки оказался печален для Штефана Великого и Святого, который, как и Владимир, был канонизирован. Он получил крайне тяжёлое ранение мечом в ногу, и скончался от его последствий, хотя и через пять лет.

    Осада Килии была в 1465 г. Стефан Великий умер в 1504 г. Раду Красавчик - в 1475 г.
    Это так, навскидку с привлечением самых простых источников, типа Википедии и труда Матея Казаку "Дракула". Википедия, впрочем, тоже большую часть сведений взяла именно из этого труда.
    Короче, кошмар. Единственное, с чем готов согласиться из написанного авторами, так это с тем, что
    Возможно, доморощенные «историки» путают теплое с мягким

    Очень возможно. С мягким, а также зелёным и ещё кислым.
    1. +5
      14 февраля 2023 11:54
      День добрый Михаил!
      Опровергая ложь, начнём с того, что Владимир никак не мог быть графом.

      Сточки зрения просвещенного европейца он мог быть только графом. Титул герцога мог получить только родственник коронованной особы. Среди предков Влада Цепеша таковых не было.
      Владислав II Цепеш носил титул Господаря. Причем первым из его предшественником с данным титулом был Мирча Старый (1397-1418 г.г.), вторым - Ваш тезка Михаил I. В 12-13 веках валашские правители называли себя - воеводами.
      Так что с «европейской точки зрения» Влад был наверное - Князем или Конфюстом. Титул графа предполагает прямой вассалитет.
      1. +5
        14 февраля 2023 12:56
        Приветствую, Влад. smile
        Так он и был вассалом, приносил присягу то туркам, то венграм, даже, по-моему, полякам при случае. Суверенным правителем, в отличие от того же Стефана Великого, князя Молдавского формально не был. И уж, во всяком случае, титул герцога ему никак не подходит, особенно для реалий XV в. и позже.
        На Руси он назывался бы боярином, в Западной Европе - графом.
        А вообще, насколько я понимаю, строгих правил наречения тем или иным титулом в Европе никогда не было. Взять императора - у него непосредственно в вассалах могли быть и короли, и герцоги, и курфюрсты. Во Франции и Англии герцоги - члены королевской семьи. В Восточной Европе - короли, князья, господари, паны, бояре, и везде со своей спецификой, нюансами... Русских князей в канцелярии Папы Римского называли то дюками, то рексами, причем одних и тех же...
        Цепеш суверенным правителем не был, членом королевской семьи не был, его отец был казнен как изменник с титулом "воевода"... Так что все-таки, по моему мнению, титул графа ему лучше подходит.
        А по уму, так вообще всеми этими "переводами" титулов с одного языка на другой заниматься не стоит. "Господарь" - вполне самодостаточный титул со своим содержанием, отличным от остальных.
        smile
        1. +5
          14 февраля 2023 14:49
          Цитата: Хозяин Трилобита
          Так он и был вассалом

          А с другими герцогами разве такого не случалось? В Европе все чьи-нибудь да вассалы)
          Цитата: Хозяин Трилобита
          На Руси он назывался бы боярином

          Господь с Вами, а это еще почему?
          К слову, в тамошних краях бояре были и это вполне можно было назвать титулом...
          Цитата: Хозяин Трилобита
          А по уму, так вообще всеми этими "переводами" титулов с одного языка на другой заниматься не стоит. "Господарь" - вполне самодостаточный титул со своим содержанием, отличным от остальных.

          ППКС!
          1. +4
            14 февраля 2023 16:18
            Цитата: Старший матрос
            Господь с Вами, а это еще почему?

            Да просто другого титула для него не было бы. smile Князем он быть не мог, ибо не Рюрикович, не Гедеминович, а раз землей владеет - значит боярин. smile
            Хотя тут тоже есть вопросы - бояре все служили...
            Короче - на герцога он по любому не тянул. smile
            1. +4
              14 февраля 2023 17:43
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Да просто другого титула для него не было бы.

              Почему не было? Князь... feel
              Цитата: Хозяин Трилобита
              Хотя тут тоже есть вопросы - бояре все служили...

              Так в том то и цимес, что "боярин" не титул, а чин. request
              1. +2
                14 февраля 2023 18:08
                На Руси в то время и князей обояривали. smile
                Был, вроде, термин "служилый князь", но я уже запутался, по-моему, он появился позже у историков, современники его не употребляли. Князей вместе с их землями принимали именно на службу. Уделы ликвидировались, какие-то сразу при приеме, какие-то через некоторое, очень короткое время. И происходило это как раз в этот период с особой активностью. Последние собственно уделы в пределах Московского государства, фактически были ликвидированы в ходе междоусобицы внуков Дмитрия Донского. Иван Великий уже, присоединяя какие-то земли, тут же раздавал их в держание мелким дворянам.
                Согласен, чин боярина Цепешу тоже не шибко подошел бы, но ничего другого для него не было бы. Князья - только Рюриковичи или Гедеминовичи, хотя применительно к XV в. в последних не уверен.
                1. +2
                  14 февраля 2023 18:29
                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  Князья - только Рюриковичи или Гедеминовичи

                  Вы почто потомков Едигея обидели? belay
                  Урусовы, Юсуповы и несколько позже присоединившиеся к ним иналиды Черкасские смотрят на Вас с некоторым недоумением.
                  В общем, если бы Влад бежал не в Венгрию, а к Ивану Васильевичу, скорее всего, был бы князем. Хотя, быть может, что и царевичем.
                  Цитата: Хозяин Трилобита
                  На Руси в то время и князей обояривали.

                  И даже на кол сажали, так что Владу бы понравилось)))
                  1. +5
                    14 февраля 2023 18:51
                    Завершить сию баталию мне захотелось в мажорном тоне (не, парни, вы конечно можете бодаться и дальше, под предельно токсичным материалом, но мне кажется, что лучше свернуть дискусию, дабы не давать повода администрации, считать авторов этого текста, действительно "Авторами"):

                    Мое почтение, камрады!
                    1. +1
                      14 февраля 2023 21:03
                      Завершить сию баталию мне захотелось в мажорном тоне (не, парни, вы конечно можете бодаться и дальше,

                      Чем ты хуже Императоров Восточной и Западной римских империй обсуждавших титул Кагана? laughing
                      Не знаю как ребята, но я точно не благородных корней! laughing
                  2. +2
                    14 февраля 2023 18:56
                    Да, про Чингизидов мне что-то не подумалось.
                    Цитата: Старший матрос
                    был бы князем. Хотя, быть может, что и царевичем.

                    Да не такой у него статус был. Пришел бы со своими землями - может и звался бы князем, но род в следующем поколении уже точно обоярили бы. Хотя, кто его знает... Нормативных документов, регламентирующих этот вопрос у нас нет, прецеденты есть совершенно разные, систематизации они поддаются с трудом... Предлагаю сойтись на том, что могло быть и так, и иначе.
                    Но царевичем уж точно не мог быть - не царского рода. Тут вообще никак. no
                    1. 0
                      15 февраля 2023 15:32
                      Цитата: Хозяин Трилобита
                      Да не такой у него статус был. Пришел бы со своими землями

                      С какими землями к нам пришли царевичи Грузинские?
                      Да и царевичей Татарских (Кучумовцев) на Касимовский стол наши подсадили.
                      Так что, да, "царевич" в данном случае очень возможен. Если помните, статус с таким титулом довольно высокий, но у Думу их не сажали.
                      Цитата: Хозяин Трилобита
                      Предлагаю сойтись на том, что могло быть и так, и иначе.

                      А по трен... дискутировать? yes
                2. +1
                  14 февраля 2023 20:59
                  Князья - только Рюриковичи или Гедеминовичи, хотя применительно к XV в. в последних не уверен.

                  Княжеский титул был в золу у правителей болгар, сербов, чехов и в великой моравии.
                  Сам титул князя подразумевает ограниченные суверенитета, без прямого вассалитета. Наиболее близкое понятие в западной традиции - конфюст.
                  Впрочем Священная Римская Империя так же использовала данный титул. Князьями били правители Лихтенштейна.
                  Дореволюционный литературе использовался термин «природный князь» и «светлый князь». Например, Ющекова природными князьями были члены правящего дома: Рюриковичи, Гедеминовичи и др. «по обычаю», а светлыми князьями «вопреки обычаю», например Древлянский князь Мал. Очень близко к древнегреческому понятию «Демагог».
        2. 0
          15 февраля 2023 11:27
          Так он и был вассалом, приносил присягу то туркам, то венграм, даже, по-моему, полякам при случае. Суверенным правителем, в отличие от того же Стефана Великого, князя Молдавского формально не был. И уж, во всяком случае, титул герцога ему никак не подходит, особенно для реалий XV в. и позже.
          На Руси он назывался бы боярином, в Западной Европе - графом.

          Боярин на престоле это сильно. Бояр было полно, кк и на Руси
          Вообще-то было принято называть господарь, что в принципе и означает правитель. На Руси иногда тоже пользовались таким термином
          его отец был казнен как изменник с титулом "воевода"...

          В Молдави и Валахии всегда у господарей после имени добавляли слово Водэ, что и означает воевод - Штефан Водэ, Куза Водэ и т.д. Поэтому воевод это титул правителя, а не какой-то военный титул как вы наверное подумали. Иногда правителя просто называли Водэ. Основанные ими населённыйе пункты могли содержать его имя, а могли только титул: Вадул луй Водэ, Штефан Водэ - два населённых пункта, связанный со Штефаном Великим.
      2. 0
        15 февраля 2023 14:57
        Валахия входила в состав Болгарское царства. Потом XIV в валахские правители "воеводи" приорели самосоятелность, формално они васали болгарская корона. На перевали в Трансилвании, стояли болгарские таможение. После падение Болгарии под осман уже самостоятельно и с поддержка Венгрия и Польша отбивали натиск осман. До конце 17 в.староболгарский язик являлса официален для канцелярия правители Валахия!
  14. +10
    14 февраля 2023 11:39
    - Мне скучно, Бес.
    - Что делать, Фауст?
    <...>
    - Что там белеет? говори.
    - Корабль испанский трехмачтовый,
    Пристать в Голландию готовый:
    На нем мерзавцев сотни три,
    Две обезьяны, бочки злата,
    Да груз богатый шоколата,
    Да модная болезнь: она
    Недавно вам подарена.
    - Всё утопить.
    - Сейчас. (с)
  15. +5
    14 февраля 2023 16:22
    Suus vicis prodigiosus fabulas

    настало время удивительных историй
  16. +1
    16 февраля 2023 06:42
    Даже в медицинской элементарной правде там содержатся ошибки. Боярин Андрей, сидя на колу, пытается что-то говорить, при том, что кол уже пробил у него грудную клетку. В действительности, при такой казни смерть наступает уже при прободении диафрагмы. Так что Андрей в таком положении говорить уж точно бы не мог – скорее всего, вообще бы никаких звуков не издавал.

    Должен уточнить технологию сажания на кол. Сначала в районе копчика клиенту надрезали кожу. Затем под кожу вставляли острый кол. Ноги казнимого привязывали к лошадям и кол аккуратно продевали между кожей и позвоночником. После этого кол с клиентом закапывали вертикально. Поэтому клиент на колу мог не только разговаривать, но даже петь песни. Сняться с кола самостоятельно было невозможно. Это была особо мучительная казнь, продолжавшаяся много дней.
    Говорят, что когда труп казнимого высыхал, то он вращался на колу как флюгер.
    Также говорят, что к некоторым клиентам на колу приходило помилование, их снимали, и некоторые из них после кола даже оставались живы. Насколько это было часто, сказать не могу.
  17. 0
    17 февраля 2023 08:53
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Титул герцога мог получить только родственник коронованной особы.


    Это достоверно? Все герцоги были родственниками монархов?
    А то я наивно полагал, что герцоги образовались независимо, от племенных вождей.
  18. 0
    17 февраля 2023 18:43
    Cтатья неудачная. Разбирать лень, но много сомнительных утверждений. Например, Влад- это точно не Владимир. И Владимиром Дракулу никто не называл. Преступников, которых он сажал на кол, трудно считать политическими противниками, в отличие от бояр. И Восточную Европу от османов он не спас. Да, сопротивлялся, но в итоге проиграл. Тот же Стефан Великий воевал с турками куда успешнее. И откуда утверждение, что церковь причислила его к лику святых?
  19. 0
    21 февраля 2023 22:23
    "...По его взмаху руки в зал, где происходил пир, ворвались воины, повязали бояр и тут же по его приказу посадили их на КОЛЫ..."
    Может на колья, не?
  20. -1
    25 марта 2023 03:21
    Ну вообще то современный Дракула стал таким не благодаря фильму, а из-за книги ирландца Стокера. Стыдно такое не знать. После этого остановил чтение очередного графомана.
  21. 0
    25 марта 2023 04:53
    И посмотрел румынский фильм Господарь Влад. Так вот где автор черпал вдохновение. Поэтому наверное и нелестно о фильме отозвался, чтоб другие не смотрели и не вывели графомана на чистую воду