Современные отечественные аэростаты военного назначения

48
Современные отечественные аэростаты военного назначения
Аэростат ВАЛ - самый крупный из нынешних отечественных образцов. Фото ДКБА


В прошлом аэростаты и стратостаты разных типов активно использовались для решения различных задач военного характера. В дальнейшем такие летательные аппараты уступили свое место другой технике, но полностью от них отказываться не стали. Так, в распоряжении российской армии до сих пор имеется определенный парк аэростатов с разными возможностями и функциями. Последние события над Северной Америкой показали, что сохранение и развитие этого парка было правильным решением.



История вопроса


Русская армия начала применять аэростаты еще в начале XX в. Сначала это были привязные воздушные шары, служившие наблюдательными пунктами для разведки и корректировки огня. Такая техника активно использовалась в ходе Русско-японской и Первой мировой войн. В годы Великой Отечественной войны привязные аэростаты продолжили использоваться в качестве наблюдательных пунктов. Также получили большое распространение аэростаты заграждения.

В пятидесятых годах, вскоре после начала Холодной войны, вероятный противник начал использовать свободнолетящие аэростаты / стратостаты для ведения разведки над территорией СССР. В ответ на это в нашей стране начались работы по созданию собственной техники такого рода. К разработке нового поколения аэростатов были привлечены несколько научных и проектных организаций.

Специально для испытаний и отработки техники был сформирован Воздухоплавательный научно-испытательный исследовательский центр ВВС (ВНИИЦ ВВС) в г. Вольск (Саратовская обл.) Сейчас эта организация входит в состав 929-го Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова.


Привязной аэростат "Вега-04" с радиотехнической аппаратурой. Фото Концерн "Вега"

Силами нескольких организаций создавались аэростаты разного назначения. Это были пилотируемые и автоматические аппараты для работы на разных высотах, оснащенные тему или иными приборами. Аэростаты разных моделей могли вести разведку наземных объектов, собирать данные о погоде, нести бомбовое вооружение или агитационные материалы и т.д.

Активное развитие направления продолжалось до семидесятых-восьмидесятых годов. Регулярно создавались, испытывались и принимались на вооружение новые образцы аэростатов с разными функциями. Также разрабатывались новые полезные нагрузки и наземная техника обеспечения. В составе ВВС развертывались новые подразделения для эксплуатации аэростатов.

В девяностых годах воздухоплавательное направление, как и армия в целом, подверглось сокращениям. Были расформированы все аэростатные подразделения, а в 1999 г. временно прекратил свое существование и ВНИИЦ. Однако вскоре его сформировали вновь, и работы продолжились. При этом резкое сокращение ресурсов и возможностей ударило по темпам работ.

К настоящему времени основная часть организационных и иных проблем была решена. Центр в Вольске продолжает работу, проводит различные исследования и помогает промышленности в разработке перспективных летательных аппаратов. С середины прошлого десятилетия обсуждалась возможность запуска полномасштабной программы развития аэростатов с заделом на отдаленное будущее.


Изделие "Дозор" с аппаратурой наблюдения. Фото "Ростех"

Привязные аэростаты


Привязные аэростаты, несмотря на кажущуюся архаичность, сохраняют значительный потенциал и пригодны для решения различных задач. При этом применение современных материалов и компонентов позволяет повышать технические и рабочие характеристики, а также осваивать новые функции.

Как и в прошлом, современные привязные аэростаты строятся на основе баллона-оболочки каплевидной формы с хвостовыми стабилизаторами. При этом баллон может выполняться как из тканей, так и из полимерных материалов, отличающихся более выгодным сочетанием массы и прочности. Заправка аэростата осуществляется водородом, получаемым при помощи специальных станций, в т.ч. в мобильном исполнении.

К аэростату могут подвешиваться разнообразные полезные нагрузки. Так, было разработано несколько вариантов воздушных ретрансляторов с теми или иными возможностями. К примеру, в восьмидесятых появились аэростаты-ретрансляторы серии «Выпь», а в начале прошлого десятилетия концерн «Вега» разрабатывал комплекс «720» / ПАК-РТ / «Мультипликация». Аэростаты для этих комплексов создавались Долгопрудненским конструкторским бюро автоматики (ДКБА).


Аэростат-ретранслятор. Кадр из т/п "Военная приемка", т/к "Звезда"

Аэростат может быть удобной платформой для современных средств разведки. Так, известно, что в Сирии для охраны российских объектов применялись привязные аэростаты с оптико-электронными станциями. Такой летательный аппарат способен нести дежурство сутками или неделями и следить за местностью с наиболее выгодного ракурса.

Ранее сообщалось, что Воздухоплавательный центр в Вольске проводил исследования по теме применения аэростатов в ПВО. Хорошие результаты показало заграждение в виде полимерной сети, поднимаемой в воздух несколькими аэростатами. Такая система предназначается для перехвата крылатых ракет, летящих на малой высоте.

Свободнолетящие аэростаты


Также разрабатываются, производятся и используются различные свободнолетящие аэростаты. Существует достаточно широкая номенклатура подобных изделий, отличающихся размерами, грузоподъемностью, летными характеристиками и т.д. Аэростаты разных типов используются в разных сферах, для чего получают разную нагрузку – от простейших устройств до сложных многокомпонентных систем.

Так, наименее крупные и самые простые в эксплуатации «воздушные шары» получают нагрузку в виде простейшего отражателя и предназначены для ведения метеорологической разведки в интересах артиллерии или других родов войск. Полноразмерные воздушные платформы, в свою очередь, несут разведывательные или исследовательские комплексы.


Процесс запуска свободного аэростата АН-С1. Кадр из т/п "Военная приемка", т/к "Звезда"

Ведущую роль в разработке свободных аэростатов сохраняет Центр в Вольске. Основным разработчиком и производителем таких устройств является ДКБА. В разное время оно выпускало широчайшую линейку оболочек, вспомогательной аппаратуры и средств для них.

Заказчик получал аэростаты с объемом оболочки от 300-325 куб. м до 1800 тыс. куб. м. Полезная нагрузка – от 5-6 до 800-900 кг. В зависимости от конфигурации оболочки и параметров заполнения, возможен подъем нагрузки на высоту от 6 до 40-45 км.

Самым крупным из ныне выпускаемых является «высотный аэростат-лаборатория» ВАЛ. Он получает оболочку объемом 180 тыс. куб. м и заправляется 1950 куб. м водорода. Полезный вес изделия – почти 1800 кг. На подвеску приходится 1400 кг, в т.ч. 900кг полезной нагрузки. Аэростат оснащен средствами электропитания, системой управления и связи. Также имеется система перевозки и сброса балласта. Без балласта аэростат поднимается на высоту более 33 км. Продолжительность полета в теплое время года – до 13 сут.

С определенными перспективами


Аэростаты обоих основных классов имеют объективные ограничения и в большинстве ситуаций проигрывают другой технике. В то же время, они не лишены очевидных преимуществ. При этом все еще существуют ситуации, в которых подобный летательный аппарат способен полностью использовать свои сильные стороны и обойти технику иных классов.


Наземные средства комплекса - станция выработки водорода, газгольдеры и т.д. Кадр из т/п "Военная приемка", т/к "Звезда"

Главным преимуществом аэростата является способность пребывать в воздухе в течение длительного времени – полет длится дни или даже недели. В это время аппарат может оставаться на месте, лететь по ветру или даже выполнять некоторые маневры, перестраиваясь из одного воздушного течения в другое. Однако активный полет исключается из-за отсутствия силовой установки. Кроме того, используемый принцип создания подъемной силы ограничивает грузоподъемность.

В связи со специфическим соотношением характеристик и возможностей аэростаты / стратостаты не могут быть универсальными воздушными платформами для решения широкого круга задач. В то же время, они хорошо справляются с определенной работой, не требующей особо высокой грузоподъемности, маневренности и т.д. Прежде всего, они стали удобной платформой для приборов сбора информации и разведки.

Аэростаты нескольких типов, привязные и свободные, до сих пор состоят на снабжении российской армии и находят применение в разных операциях и мероприятиях. Кроме того, создаются новые образцы такого рода и комплексы на их основе. Масштабы производства и применения таких летательных аппаратов в последние десятилетия серьезно сократились, однако отказываться от них пока не планируют.

Очевидно, что нынешние процессы эксплуатации и развития получат продолжение. Промышленность разработает новые баллоны и средства для подвески на них, а вооруженные силы будут осваивать эту технику и применять ее в разных целях. Последние события над Северной Америкой показывают, что аэростаты пока не устарели морально и могут представлять интерес для армии – если правильным образом использовать их преимущества.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    15 февраля 2023 05:28
    Наиболее полное и яркое последствие применение аэростатов в военных целях описано Ж.Верном в романе "Таинственный остров". wassat
    1. +15
      15 февраля 2023 05:38
      Я очень рад за вас, что вы прочитали обязательную к прочтению каждым юношей весьма познавательную книжку. Но мне очень жаль, что вы упустили момент, что современные аэростаты, легко изменяющие свою высоту с помощью баллона с газом и ультракомпактного компрессора, работающего в обе стороны - это хорошо управляемые и весьма маневренные системы. В пределах всего одного километра высоты вы встретите как минимум три разнонаправленных воздушных потока. Поспрашивайте метеорологов или посмотрите ролики про воздушные экскурсии в Каппадокии - ТЕПЛОВЫЕ аэростаты, пролетев несколько десятков километров приземляются у того же автобуса от которого взлетели. Так что ваш сарказм понятен, но неуместен.
      1. +2
        15 февраля 2023 09:59
        Но все же, вернуться на место старта крайне сложно. это скорее всего индивидуальная особенность ветров в конкретной местности.
  2. +12
    15 февраля 2023 05:30
    На подвеску приходится 1400 кг, в т.ч. 900кг полезной нагрузки.

    А это уже полноценный комплекс ракет воздух-воздух. Если в небе над линией фронта и в тылу противника вне зоны досягаемости ПВО будут постоянно барражировать такие ракетные посты, то хрен чего взлетит с земли. Ракете вниз лететь - это не тоже самое, что вверх. Ну и посты воздушной разведки ИДЕАЛЬНЫЕ, и что не маловажно - за копейки по сравнению со спутниками и самолётами. И с земли хрен достанешь - нет пока и не предвидится систем ПВО, которые могли бы работать по радиопрозрачным целям на высоте 30 км. Единственное, что тормозит тему - на ней много не напилить.
    1. +4
      15 февраля 2023 12:23
      Цитата: Вождь_Бармалеев
      Ну и посты воздушной разведки ИДЕАЛЬНЫЕ, и что не маловажно - за копейки по сравнению со спутниками и самолётами. И с земли хрен достанешь - нет пока и не предвидится систем ПВО, которые могли бы работать по радиопрозрачным целям на высоте 30 км.

      На что сейчас сваливают пропущенные ракеты, БПЛА? Земля им круглая и т.д. Стационарные аэростаты по периметру, исключат подобные пропуски. Не надо в тыл. Свою территорию и аэростаты проще защитить. Это не самолёты - это именно ИДЕАЛЬНОЕ средство защиты территории России. Всех препятствующих, необходимо приравнивать к врагам государства, ибо это самое быстросоздаваемое противодействие диверсиям НАТО, в том числе и укронаци.
      Кстати, операторами этих объектов можно использовать бывших раненых, не способных, по состоянию здоровья, вернуться на передовую.
    2. +5
      15 февраля 2023 14:49
      На подвеску приходится 1400 кг, в т.ч. 900кг полезной нагрузки.

      А это уже полноценный комплекс ракет воздух-воздух.

      А если у ФАБ-250 прикрутить маленькие крылышки и сбросить с высоты 30 КМ. то запросто можно улететь на 150-200 км. И если еще и по ГЛОНАС наводится, то очень высокоточная бомба будет. И 4 штучки можно запустить.
    3. +1
      15 февраля 2023 18:30
      Цитата: Вождь_Бармалеев
      А это уже полноценный комплекс ракет воздух-воздух. Если в небе над линией фронта и в тылу противника вне зоны досягаемости ПВО будут постоянно барражировать такие ракетные посты, то хрен чего взлетит с земли

      это полноценная ерунда (прошу прощения за мой французский)
      Возьмём одну из самых лёгких рвв , допустим Р-23Р ( с приемлемой дальностью)
      Максимальная дальность пуска: 35 км (это при скорости носителя 400 км/ч) и попробуем всё сумировать:
      Р-23 Р масса: 222 кг, их нужно минимум 2(штуки)
      +
      потребуется пусковое устройство.
      пусть авиационное пусковое устройство АПУ-60-II ( АПУ-60-I брать нельзя, мы же не одну РВв собираемся тащить на небеса?)
      Масса - не более 71 кг;
      + потребуется поворотное устройство для АПУ (с приводом)-систему прицеливания ракеты:
      Комплекс функционально объединенных элементов, приборов и автоматических систем, расположенных на ракете и пусковой установке ракеты, предназначенный для предстартового углового ориентирования (выставки) стабилизированной платформы трехосного гиростабилизатора с измерителями параметров движения ракеты (см. Командно-измерительные приборы) в требуемое положение, обеспечивающее наведение ракеты на цель
      Это минимум 200 кг
      +
      РЛС 323-Д «Сапфир-23Д» масса 550 кг (с приемлемой ценой и дальностью) , 45 км

      Суммарная излучаемая мощность : импульсная. ≥ 6 кВт средняя. 1,57 кВт.
      Т.е. "сердце" ей и прочим органам потребуется минмиму 10 Квт

      + генератор электрический - примерно 100 кг.
      + резервный , аварийный источник(АКБ) = примерно 50 кг
      + топливный бак на 100 литров,с трубопроводами = 100 кг
      + для РЛС потребуется поворотное устройство (с приводом) для азимутального наведения, минимум оно будет иметь массу 100 кг
      + потребуются средства связи с землёй (не ИИ же вырабатывает боевую задачу и принимает решение о пуске)= 50 кг
      ИТОГО уже (для 2х Р-23Р) уже имеем 1 665 кг.
      Провода и прочая требуха еще 50кг
      2 РВВ = 1700 кг
      Цитата: Вождь_Бармалеев
      На подвеску приходится 1400 кг, в т.ч. 900кг полезной нагрузки.

      уже надо ДВА пузыря по объёму
      Цитата: Вождь_Бармалеев
      Ракете вниз лететь - это не тоже самое, что вверх.

      ракета с самолёта запускается уже с эшелона 3000-15000 м и меет скорость носителя от 400 км/ч
      Цитата: Вождь_Бармалеев
      И с земли хрен достанешь - нет пока и не предвидится систем ПВО, которые могли бы работать по радиопрозрачным целям на высоте 30 км

      Расскажите это ПВО СССР 1950-1970 годов
      30 км и выше, еще надо достичь и самое главное УДЕРЖАТЬ, достаточно продолжительное время

      «Небесный крюк» , «Гофрировщик»,
      WS-119L "Внук".: ограничение высоты в 17 км, что бы не испугать заранее СССР (У-2) ,а так под 23 км
      Skyhook ( 30 км)
      WS-461L: 30+ км
      Проект Суслик- часть Moby Dick ( MX-1498 )- 21 км
      [center]
      С 1956 по 1977 годы над территорией Советского Союза было идентифицировано в общей сложности 4112 иностранных аэростата, 793 из которых были сбиты

      появились нормальные РВВ и ЗРС средней дальности и все это исчезло, как и У-2

      с БРЛС, генератором, АКУ и прочей требухой оно будет не особо радиопрозрачно (а у китайцев еще и лопухи солнечных батарей фонили,как движители у Ту-95

      не нравится РЛ наведение, наводите по ИК -прекрано себя чуствует.
      Да хоть оптическое с радиокомандным наведением.
      не промахнутся.
      Как то так мыслится
      1. +2
        15 февраля 2023 21:13
        А "французский" то у вас действительно отвратительный. Как много у нас людей, которые как дважды два расскажут вам, что все в этой жизни бесполезно и делать ничего не надо. Во -первых, возвращать полезную нагрузку аэростата вместе с оболочкой можно просто на парашюте, при необходимости. Во- вторых, в России выпускают солнечные панели пленочного типа, которые можно просто встраивать в оболочку аэростата. Солнца на высоте 10 км и более очень много и там 50 вт электроэнергии с квадратного метра можно получить запросто. В -третьих, делать такие высотные дирижабли надо дискообразной формы по принципу летающего крыла. Такой стратостат диаметром 250 м и толщиной 10 м может поднять полезную нагрузку 500 кг на высоту 50 км. Площадь его оболочки, обращенная к солнцу -это порядка 50000 м2, т.е электростанция с мощностью 2500 кВт. С помощью последовательного соединения солнечных панелей можно получать практически любое напряжение, поэтому и аппаратура на таком аппарате должна быть разработана под удобное для эксплуатации напряжение постоянного тока. Поскольку атмосфера на высоте 50 км очень разрежена (1,4 г/м3), то для создания необходимой подъемной силы такой аппарат сначала надо наполнить водородом, а затем на высоте 10 км постепенно стравливать водород в окружающую среду для уменьшения его веса в оболочке по отношению к весу окружающей среды и так до подъема на нужную высоту в стратосфере. Ветра на этой высоте практически нет. Стратостат может висеть в одной точке либо двигаться к заданной области, используя выброс наэлектризованной атмосферы в двигателе плазменного типа. Такой аппарат может не сутками, а годами функционировать в заданном районе. Радиус обзора подобного аппарата порядка 850 км. Зато на высоте 10 км беспилотный аппарат такого размера с электрическими двигателями вентиляторного типа способен нести нагрузку порядка 200 т на практически неограниченные расстояния со скоростью 80-120 км/ч
        1. 0
          15 февраля 2023 23:35
          Цитата: usm5
          Во -первых, возвращать полезную нагрузку аэростата вместе с оболочкой можно просто на парашюте, при необходимости. Во- вторых, в России выпускают солнечные панели

          во первых : ни я, ни кто другой не собирался возвращать полезную нагрузку (дилетантский термин при дискуссии о шарах/дирижаблях), ни на парашюте, ни ни как. (Вы видимо заблудились?)
          во- вторых не плёночного, а гибкого, хоть и выпускают, но не представляю их "встраивать", и не так много в них российского.
          Цитата: usm5
          Площадь его оболочки, обращенная к солнцу -это порядка 50000 м2,


          830 × 1620 мм = 1,3446 м^2
          50000:1,3446 =37 186
          37 186*2.8 кг=104 121 кг= 104,1 тонны (Карл, тонны и это без проводов " соединять"

          37 186*49932 рублей=1 856 771 352 рублей= 2 млрд рублей
          Не знаю каков поток солнечной энергии на высоте, но ночью его точно нет и совсем мало его в высоких широтах.
          Значит? Значит акб или генератор
          там еще всякие противные обледенения бывают, воздействие УФ на материал (деградация) и остатков косм. облучения( у меня пластик на солнце редко живет больше 3 х лет, и это только летом облучается)
          Цитата: usm5
          Радиус обзора подобного аппарата порядка 850 км. Зато на высоте 10 км

          belay
          чья бы корова мычала

          Цитата: usm5
          А "французский" то у вас действительно
          отвратительный

          Геометрический горизонт
          dg =356.96 км
          Радиогоризонт
          dr=412.18 к
          Не очень понятно вы со своим блином на высоте 50 км летать собрались (а есть такеи путешественники с электромоторами) или на 10?
          И, да. Плотность атм на высоте 50 км 1,03⋅10^−3 кг/м^3 ( от бишь и тут вы со своим изумительным французским приврали на 40%... бывает)
          ну и тд и тп
          1. -1
            17 февраля 2023 12:45
            По поводу расчета видимого горизонта даю ссылку:https://planetcalc.ru/1198/
            По поводу веса солнечных панелей хочу вам сказать, что нельзя вес конструкций принимать за вес пленок. Вес пленок сопоставим с весом оболочки стратостата. Нельзя расчет цены проводить на основе коммерческих цен на изделия, в которых может быть заложено до 1000 % прибыли. Ну и наконец вот вам плотность атмосферы в зависимости от высоты:https://topwar.ru/uploads/posts/2017-11/1510712282_8-13.gif
            Вообще-то вы меня не удивили. Подобных Вам лжеобразованных людей в нашем обществе более чем достаточно. Именно благодаря таким "индивидам" наша страна прослыла невежественной.
      2. 0
        17 февраля 2023 08:36
        Для боевых платформ подобного типа можно разработать и оружие, адаптированное под такие носители. Ракетам, запускаемым с таких платформ, в полете будет помогать большая высота запуска и гравитация: потому им нужно меньше топлива, что снижает общую массу ракеты. Собственно, не вижу причин, почему не использовать планирующие боеприпасы, которым топливо вообще не нужно, но должная дальность поражения будет обеспечена.
        Энергию для (электро)движка дирижабля, как и для работы бортовых систем могут дать пленочные солнечные батареи. Лучше, если дирижабль будет иметь форму диска (батареи - на верхней поверхности).
        Для защиты от средств поражения противника дирижабль можно оснастить комплектом ЛЦ. Учитывая малую ЭПР (и свечение в ИК-диапазоне) такого ЛА, ЛЦ могут быть тоже очень компактными и иметь малый вес.
        Борьбу с подобными аппаратами могут вести в настоящее время очень немногие виды вооружений. Их количество и размещение известно, так что выработать тактику противодействия им вполне реально.
    4. +3
      15 февраля 2023 20:02
      Цитата: Вождь_Бармалеев
      А это уже полноценный комплекс ракет воздух-воздух.


      Выгоднее иметь не ракеты там а хоть какой то радар, пусть даже просто излучатель а не приемник. И вот тогда таким аэростатом можно хоть как то заменить АВАКС в зоне с неподавленной ПВО - а это дорогого стоит.
  3. +4
    15 февраля 2023 05:38
    Добавлю пару строк: имеется несколько воздухоплавательных рот в составе ВВС, а также филиал Вольского воздухоплавательного испытательного центра на Камчатке. В июле 1988 года аэростат из п. Ключи Камчатка... долетел до пролива Категгаг... Балтийского моря, из-за отказа пиропатронов.. не удавалось посадить на территории СССР.. Поднятые на его перехват Миги-23 и 25...визуально проводили до границы, но больше ничего не смогли сделать. Полёт аэростата длился 9 суток. В последствии Дания передала всю аппаратуру. Ещё примечательно, так как, это был крайний старт командировочной команды, по традиции к подвеске привязали старые офицерские ботинки. Насколько мне известно Датская сторона их не вернула. Наверно посчитали их секретным оружием.
    1. +1
      15 февраля 2023 13:05
      Про ботинки-вам респект!!!Тысячелетие крещения..А как были язычниками так и остались-ведь старая обувь-дар богу удачи!
  4. +1
    15 февраля 2023 05:40
    Когда действительно НАДО у нас всё само появляется. Вспомните Сочинскую олимпиаду, сколько аэростатов над горами висело
  5. 0
    15 февраля 2023 05:54
    "Аэростат-ретранслятор. Кадр из т/п "Военная приемка", т/к "Звезда""
    Какой-то грустный уж очень вид у него здесь, как у использованного резинотехнического изделия))
    "Русская армия начала применять аэростаты еще в начале XX в. Сначала это были привязные воздушные шары, служившие наблюдательными пунктами для разведки и корректировки огня..."
    Всё это прекрасно, прошло больше 100 лет с тех пор, но как аэростаты используются сейчас, в частности в зоне СВО?
    Может, для разведки, как ретрансляторы, для подсветки целей, как??
    1. +8
      15 февраля 2023 06:36
      как ретрансляторы
      Висящий на высоте 33км на условной передовой аэростат-ретранслятор позволит БПЛА уверенно работать минимум на 650 км вглубь тыла.
      1. -1
        15 февраля 2023 19:09
        Цитата: Болторез
        Висящий на высоте 33км на условной передовой аэростат-ретранслятор позволит БПЛА уверенно работать минимум на 650 км вглубь тыла.

        не позволит.
        - Теоретический вес 1 километра кабеля КГ 4х4(питание) : 345,07 кг килограмм
        33*345=11 385 кг. Пусть не требуется такое энергопотребление..
        но я бы не стал рисковать с соплёй в 33 км и потерями на дальность передачи и нагрузками (даже от самого кабеля)- порвется...
        это не СИП м/у столбами на 100 м.
        Т.ч. надо умерить аппетиты нминимум на 1/3
        + учесть надо наклон, т.е. не 33 км. а 33/ cos (угла наклона)
        - такая дальность прямой радиовидимости цели будет только если бпла на высоте 5 км и ретранслятор на 33 км. Причем в милях в км это за 1000
        Если БПЛА на 900 м, то это уже другие значения, а если шарик на 3 км (реальность)- тем паче..
        Теоретическая причем дальность радиоканала.
        D=3,57(√H1+√H2).
        Мощность передатчика всегда падает пропорционально 1/ R^2
        и либо на БПЛА надо ставить 10 кВт излучатель и лопух с приемлемой апертурой антены, либо на шарик вообще типа П-14 прикручивать... со всеми вытекающими
    2. +8
      15 февраля 2023 10:03
      Сейчас для улучшения связи стали применять "привязные" квадрокоптеры. Наверное, можно применять и шары.
  6. Комментарий был удален.
  7. +1
    15 февраля 2023 07:31
    Аэростаты при соответсвующем оборудовании могут и А -50 заменить.
    1. +1
      15 февраля 2023 09:54
      Аэростаты при соответствующем оборудовании могут и А -50 заменить.

      Нет оборудования. На А-50 даже не хватает. sad
      1. +2
        15 февраля 2023 13:10
        Для дирижабля\аеростата массо-габаритная составляющая не такая жесткая как в авиации..а относительно тяжелое и соответственно габаритное но производящееся у нас оборудование вероятно есть(тот же наземный комплекс после небольшой модернизации)..Может действительно прикол в том что откат маловат?
  8. 0
    15 февраля 2023 09:32
    Вопрос, почему они ещё не кошмарят НАТО?
    1. +1
      15 февраля 2023 10:03
      В нашем полушарии преимущественен западный перенос ветров и кошмарить ими мы можем разве что Японию и Аляску. А вот лёгкие дирижабли с двигателями другое дело.
    2. +2
      15 февраля 2023 10:06
      Вопрос, почему они ещё не кошмарят НАТО?

      Ответ очевиден - три блока оборудования: разведывательное (камера, цифровой передатчик, антенна), баростатическое (компрессор, баллон, бародатчик, процессор), позиционирующее (ГЛОНАСС, система обнаружения воздушных потоков) + баллон из тонкой плёнки + газгольдер, производящий водород - цена всему этому КОПЕЙКИ - сам аэростат с оборудованием стоит как три хороших сотовых телефона. Газгольдер стоит около миллиона, но он ВЕЧНЫЙ. И вот скажите мне - можно с темы, финансирование которой измеряется не в миллиардах и миллионах, а всего лишь в десятках и сотнях тысяч рублей поиметь хороший бакшиш (табаш, хабар) да ещё и так, чтобы никто не заметил? Вот и не летят стаи аэростатов к НАТО.
      1. +3
        15 февраля 2023 12:34
        И что немаловажно, их можно наделать быстро и разных. Да, юзабельность их гораздо хуже чем БПЛА (которые мы делаем и покупаем с большим трудом), но если на укров двинется рой дирижаблей на разных высотах, кто с БЧ, кто с разведкой, кто просто как ложные цели - не расчехлить ПВО они не смогут. А это и должны ждать наши самолёты с противорадиолокационными ракетами и ракетами воздух-воздух.
        Но, да, для этого к этому должны допустить кого-то кроме Ростеха. Да и не возьмётся он за это, не хватит у них фантазии как при себестоимости 100 тыс. попросить 1 млрд. рублей финансирования.
  9. 0
    15 февраля 2023 10:01
    Цитата: Кем1972
    Насколько мне известно Датская сторона их не вернула


    Вот сволочи! не простим.....
  10. +2
    15 февраля 2023 11:56
    Самое лучшее применение на настоящий момент - это кошмарить ов запуская надутые презервативы размера ХХХХХХХХХХХХХХХХХХL в сторону их территории. Полезная нагрузка - уголковый отражатель.
    1. -1
      15 февраля 2023 22:31
      Цитата: Дмитрий22
      Самое лучшее применение на настоящий момент - это кошмарить ов запуская надутые презервативы размера ХХХХХХХХХХХХХХХХХХL в сторону их территории. Полезная нагрузка - уголковый отражатель.

      laughing laughing laughing laughing good
  11. 0
    15 февраля 2023 12:00
    Хорошо, что не всё разворовали в период безвременья. Но аэростатов, даже самых современных, недостаточно для решения всех задач. Для устойчивости система должна быть комплексной и включать в себя, кроме аэростатов и самолётов, ещё и дирижабли. Наши враги на Западе дирижабли давно и успешно используют...
    1. +2
      15 февраля 2023 12:37
      Цитата: Dormidontych
      Но аэростатов, даже самых современных, недостаточно для решения всех задач.

      Так у нас получается замкнутых круг: у нас нет аэростатов и дирижаблей (и БПЛА) потому, что у нас есть АналоГовнет (на бумаге). В итоге у нас получается ничего нет и вместо комплексной системы сейчас получить бы хоть что-то.
  12. +5
    15 февраля 2023 12:54
    Ограничивает применение аэростатов: зависимость от метеоусловий (ветер, атмосферное электричество), сложность и громоздкость систем запуска и удержания, взрывоопасность. Имеет смысл обратить внимание на малогабаритные (менее 100 м3) аэростаты, заполняемые гелием и используемые в качестве радиоретрансляторов. Во многих случаях они позволят решать задачи связи, которые должны решаться с помощью низкоорбитальных спутников. При нынешнем состоянии космической отрасли мы таких спутников не дождемся.
  13. -1
    15 февраля 2023 13:10
    Универсальный, автономный, комплекс
    «РУБЕЖ»
    Постоянного воздушного базирования.

    Представляю Вашему вниманию автономный, универсальный, комплекс контроля и охраны удалённых мест, в силу их неблагоприятных условий, для размещения личного состава ВС (побережья северного ледовитого океана, малонаселенных и территорий находящихся под особым контролем ).
    Описание комплекса:
    Верхняя полусфера – металлическая сетка с усилительными профильными балками, сформированными в виде параболической чаши, залитая полимерным пластиком (предполагается использование вторичного, переработанного, пластика). На внешней стороне полусферы располагаются панели солнечной батареи (в дальнейшем, после доработки и выхода на промышленное производство – печатное размещение гибких солнечных батарей), с внутренней стороны полусферы, по центру размешается приборно- аккумуляторный отсек, представляющий из себя, усечённый конус, широкой частью жёстко закреплённый к внутренней стороне полусферы. Нижний срез полусферы окаймляет профильная балка с размешенными внутри неё тросами и выступами на ней с размещёнными там лебёдками, в количестве трёх штук, разнесёнными по кругу с шагом 120 градусов.
    Нижняя полусфера – представляет из себя радиопрозрачную, мягкую оболочку. , состоящею из помещенных «Бублик в бублике» и разделённых на отдельные отсеки емкостей заполненных: внешние гелием, внутренние водородом.
    Форма нижней полусферы повторяет форму обратной стороны верхней полусферы и имеет симметричное отображение обратной стороны нижней полусферы, за счёт чего достигаете плотное сопряжение полусфер. В целом достигается аэродинамическая форма (Летающая тарелка)
    Полусферы сопрягаются между собой при помощи быстро съёмных креплений.
    Так же в комплект поставки входят три типа винтовых свай:
    1. Сваи для рыхлых, неустойчивых грунтов
    2. Сваи для грунтов с «вечной мерзлотой»
    3. Сваи для скальных парод.
    Предполагается выпуск двух модификаций комплекса различающимися:
    1. Размер: 280 метров – 130 метров
    2. Размещением ветрогенераторов:
    Большой диаметр- интегрированный маховик с подвижными лопастями, размещаемый над лебедочным сегментом. Малый диаметр – ветрогенератор размешается в нижней части приборно- аккумуляторный отсека с откидываемыми (убираемыми) лопастями.
    3. По мимо штатного оборудования носители несут:
    Большой – размещены ракеты воздух-воздух, воздух-поверхность, оборудование РЭБ, радиолокационное оборудование, видео - оптическое оборудование для контроля окружающего пространства.
    Малый – универсальный зенитно-пушечный комплекс, оборудование РЭБ, радиолокационное оборудование, видео - оптическое оборудование для контроля окружающего пространства.
    Так же, комплексы, оборудованы дистанционными снайперскими модулями, предназначенными для охраны и контроля оборудования (свай, тросов), размещаемых на поверхности.

    Если отбросить всю "мишуру", то вот она универсальная воздушная платформа для размещения как гражданского, так и военного оборудования ( сотовая, радиолокационная, видео и т.д.)
    1. 0
      15 февраля 2023 21:21
      Хорошая идея, хотя и имеются определенные нестыковки, которые можно устранить в процессе конкретных технических решений. Поддерживаю дирижабли дискообразной формы по типу летающее крыло. Выше я дал размеры и примерные расчеты по реализации подобного устройства.
    2. 0
      22 марта 2023 13:54
      По поводу, "баллонных" аэростатов - нет в природе аналогов, а вот дискообразные формы имеются., это раз. Во вторых - если вдумчивый человек задается вопросом, зачем стационарному (привязанному к определённому месту) лебедки - то он должен принять во внимание что воздушные потоки на разных высотных уровнях бывают разнонаправлены, могут быть ураганны, что позволяет АС маневрировать по высоте и в случае экстремала прижимать к поверхности. Плюс ко всему они обеспечивают направленное радарное поле, массовая установка обеспечивает сплошное радарное поле от 0 до 5 километров над землёй и покроет ( при массовом размещение ) всю, повторюсь, всю территорию странны.
  14. 0
    15 февраля 2023 13:36
    Казалось,что в 21 веке,аэростат уже себя изжил,но так же ,как в начале,20векв,аэростат предназначен для наблюдения поднятия сетей,чтоб останавливать неприятельские дроны,
  15. +2
    15 февраля 2023 15:54
    Наиболее перспективные, на мой взгляд - это привязные аэростаты. Можно использовать многократно, и если получать с него разведданные по кабелю, то он мало заметен для противника. В остальных случаях они получаются накладными, плохо управляемыми, и уязвимыми для ПВО противника.
    1. +1
      15 февраля 2023 16:29
      Вот как раз для современных средств ПВО высотные аэростаты практически недосягаемы!
      Посмотрите на этого уродца

      Это очень медленно летающий самолёт для борьбы с вертолётами - двигатель у него на одной стороне, а пушка на другой, чтобы помпажа не было, но для гонок за вертолётами он всё равно был быстроватым. А аэростат висит неподвижно и самолёт, чтобы удержаться на высоте с которой он может достать этот шар должен лететь на примерно двух махах с нулевой маневренностью, то есть из пулемёта он шар может сбить только случайно, а ракета аэростат НЕ ВИДИТ ВООБЩЕ!!! Так что не всё так страшно hi
      1. +1
        15 февраля 2023 17:13
        Вот как раз для современных средств ПВО высотные аэростаты практически недосягаемы!

        Стратостаты. С высот так км 20. Ниже сбить уже есть чем, недавний случай тому в пример.
        В РФ сбить есть чем, даже выше 20 км, уже сейчас. МиГ-31, например.

        Обычные аэростаты, дирижабли и тп. современной авиацией сбиваются вполне легко.
      2. 0
        15 февраля 2023 18:19
        У нас для этих целей был более продвинутый пепелац под названием Геофизика.
  16. 0
    15 февраля 2023 19:17
    А почему бы не использовать аэростаты для защиты различных обьектов военной и не только инфраструктуры.Вспомните военные фото неба Москвы и Ленинграда .Есть специалисты, а почему бы и нет против всяких летающих беспилотников.
  17. +1
    15 февраля 2023 21:06
    Вспомнили опыт ВОВ, а теперь его ещё и дополнят.
  18. ata
    0
    15 февраля 2023 22:10
    Цитата: Diger
    Цитата: Болторез
    Висящий на высоте 33км на условной передовой аэростат-ретранслятор позволит БПЛА уверенно работать минимум на 650 км вглубь тыла.

    не позволит.
    - Теоретический вес 1 километра кабеля КГ 4х4(питание) : 345,07 кг килограмм
    33*345=11 385 кг. ... со всеми вытекающими



    Технические вопросы, я думаю, вполне можно было бы доработать и даже улучшить, развернув на разбросанных шарах огромный локатор, на разных высотах, заодно и обеспечивая промежуточные воздушные опоры для кабелей, например, нечто в таком роде:


    А шарики самого нижнего уровня могли бы подсоединяться альтернативным источникам зелёной электроэнергетики:



    Такого рода большой трёхмерный локатор мог бы давать хорошую и подробную трехмерную картинку на большую глубину и в реальном времени.

    1. ata
      0
      15 февраля 2023 22:39
      Для полноты картины, по этим данным получается более чем в два раза легче:

      Таблица веса меди в кабеле силовом ВВГ.
      Кабель ВВГ 4х4 142,40 кг

      Таблица веса меди в кабеле КГ.
      Кабель КГ 4 x 4 142,40 кг

      если здесь не закралась ошибка:

      https://www.calc.ru/Ves-Kabelya.html
      1. 0
        15 февраля 2023 23:22
        Если вес ограничен, а потери не... не волнуют, можно снижать сечение и увеличивать напряжение.
        А вообще были расчёты длины стального троса, который порвётся под собственным весом. Там что-то порядка 18 км. Так что - только полимеры, те же свм-нити, и переменного сечения.
    2. 0
      17 февраля 2023 20:57
      Браво. Замечательная идея. Предлагаю дополнить эту идею оболочками, в которых встроены пленочные солнечные батареи. Тогда и привязываться не надо ни к каким источникам. На таких высотах можно принимать 50 Вт с одного квадратного метра подобной оболочки.
  19. 0
    17 февраля 2023 04:24
    Газгольдер - средство хранения газа, а не производства
  20. 0
    21 апреля 2023 23:07
    А заградительные противодррновые сети, почему не вешаем?