В Китае разработан экономичный гиперзвуковой прямоточный двигатель

63
В Китае разработан экономичный гиперзвуковой прямоточный двигатель
Сопловой аппарат нового ГПВРД и реактивная струя на разных режимах. Фото ОНТУ НОАК / SCMP


Китайские научные организации активно занимаются тематикой гиперзвуковых технологий для использования в авиации и ракетной технике. Проводятся различные исследования и разрабатываются экспериментальные образцы-демонстраторы технологий. Недавно стало известно о создании нового гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Он построен на основе известных идей и новых решений и отличается повышенными энергетическими характеристиками и эффективностью.



Гиперзвуковой эксперимент


О новой разработке китайских ученых 13 февраля сообщило издание South China Morning Post со ссылкой на публикацию в научном журнале Solid Rocket Technology, вышедшую в середине января. SCMP приводит основные сведения о новом проекте, проведенных исследованиях и полученных результатах.

Как сообщается, гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) разрабатывался специалистами Оборонного научно-технического университета Народно-освободительной армии Китая из г. Чанша. Работы в этом направлении возглавил доцент Ма Ликунь.

В рамках нового проекта специалисты проработали конструкцию перспективного ГПВРД на твердом (порошкообразном) топливе. Отмечается, что от других прямоточных двигателей она отличается большей простотой и несколькими важными нововведениями. Последние должны были обеспечить работу двигателя в широком диапазоне скоростей со стабильным сгоранием топлива. Также целью проекта являлось повышение экономичности.

По такому проекту был изготовлен опытный ГПВРД. Его испытали в аэродинамической трубе с имитацией полета на разных режимах. Скорость такого «полета» достигала 6М, высота – ок. 25 км. В целом двигатель подтвердил расчетные характеристики.


Комплекс DF-17 с планирующим боевым блоком - серийный образец гиперзвукового оружия НОАК. Фото Telegram / Vatfor

По итогам этих исследований ученые из ОНТУ НОАК сообщают, что твердотопливный ГПВРД имеет ряд преимуществ перед другими конструкциями аналогичного назначения. При дальнейшем развитии проекта, наработки могут найти применение на практике в составе тех или иных летательных аппаратов. Примечательно, что в контексте перспектив нового двигателя издание SCMP в первую очередь вспомнило программы военного назначения.

Новые решения


Согласно открытым данным, экспериментальный двигатель от ОНТУ принципиально не отличается от других современных ГПВРД и построен по классической схеме. По сути, это труба переменного диаметра, разделенная на входное устройство-воздухозаборник, воздуховод, камеру сгорания и сопловой аппарат.

Общие принципы работы тоже остаются традиционными. Атмосферный воздух под давлением, образованным скоростью потока, поступает в воздухозаборник и затем попадает в камеру сгорания. Там с ним смешивается топливо. Сгорая, оно образует газы для выброса через сопло и образование тяги.

В проекте от ОНТУ НОАК присутствуют два основных нововведения. Первое касается конструкции воздухозаборного устройства и связанных с ним агрегатов. За счет особой конфигурации устройства и каналов за ним гиперзвуковой воздушный поток замедляется до дозвуковой скорости. Для ГПВРД других типов характерно сжигание топлива в сверхзвуковом потоке. Новый китайский двигатель дополнительно уменьшает скорость потока для оптимизации процесса горения.

Второе нововведение – топливо и способ его подачи. В качестве горючего ГПВРД использует бор в виде мелкого порошка. Через специальные форсунки топливо подается внутрь камеры сгорания, где воспламеняется и высвобождает тепловую энергию. Форсунки выполнены управляемыми и контролируют скорость подачи порошка внутрь двигателя. За счет этого регулируется интенсивность горения, выработка энергии и, соответственно, тяга.


Пуск ракеты DF-17. Кадр из репортажа китайского ТВ

В ходе испытаний на разных режимах и изменения разных параметров удалось определить максимальные параметры экспериментального двигателя. Так, температуру в камере сгорания удалось довести до 3000°C. Это примерно на 50% выше, чем у основной массы современных ПВРД.

Одновременно с этим достигается высокая экономичность. Снижение скорости воздуха на входе до дозвуковой обеспечивает более эффективное сгорание топлива. За счет него эффективность ГПВРД по топливу удалось увеличить на 79%.

К сожалению, точные характеристики опытного двигателя пока не раскрываются. Его размеры и масса, достигнутая тяга и удельное потребление топлива остаются неизвестными. Также неясно, как далеко подвинулся проект: является ли новый ГПВРД сугубо экспериментальным или его можно в разумные сроки довести до практического применения.

Сферы применения


Точные цели и задачи нового китайского проекта не названы. Однако нетрудно догадаться, с какой целью университет при НОАК изучает гиперзвуковые прямоточные двигатели. Очевидно, что опыты и эксперименты проводились в интересах вооруженных сил КНР, и в будущем могут найти применение в реальных проектах гиперзвукового вооружения.

Современные проекты гиперзвуковых ПВРД разрабатываются для использования в составе перспективного ракетного вооружения. Такой двигатель позволяет создать боевую ракету с высочайшими летно-техническими характеристиками и особыми боевыми возможностями. ГПВРД дает большой активный участок полета и обеспечивает максимальную скорость в течение длительного времени. При этом ракета способна маневрировать, а двигатель компенсирует потерю энергии и скорости.


Предположительно, пролет опытной гиперзвуковой ракеты над населенным районом, осень 2021 г. Фото Telegram / ChDambiev

Судя по раскрытым данным, новый двигатель от ОНТУ НОАК представляет интерес с точки зрения использования в реальных проектах ракетной техники. Заявленные возможности такого ГПВРД позволят повысить характеристики гипотетической ракеты и улучшить ее боевые возможности.

Прежде всего, следует обратить внимание на экономичность нового двигателя. Меньший расход позволяет уменьшить запас топлива на борту ракеты без потери в скорости и дальности, либо сохранить его и нарастить боевой радиус. Кроме того, вероятно, появляется возможность для увеличения тяги и скорости без вреда для других параметров.

Как утверждается, экспериментальный двигатель не только показывает высокие характеристики, но и отличается упрощенной конструкцией. Соответственно, проще и дешевле будет ракета с таким ГПВРД. Кроме того, уменьшение количества топлива на борту позволит оптимизировать компоновку ракеты – например, увеличить боевую часть.

Следует отметить, что новый проект может развиваться не только в контексте ракетного вооружения. Он вполне способен стать основой для новых теоретических и экспериментальных разработок. ГПВРД от ОНТУ показал принципиальную работоспособность и большой потенциал новых решений. Все они теперь должны получить развитие. В результате этого появятся новые конфигурации заборных устройств и камер сгорания, а также более совершенные составы порошкового топлива.

Большие перспективы


Китай давно занимается гиперзвуковым направлением и уже демонстрирует реальные результаты. Так, несколько лет назад на вооружение поступил комплекс DF-17 с планирующим гиперзвуковым боевым блоком. Имеются неподтвержденные сообщения о разработке других ракетных комплексов с особыми характеристиками скорости. Они уже могут испытываться, и в ближайшем будущем их примут на вооружение.

Очевидно, что китайские ученые и инженеры будут продолжать развитие гиперзвукового направления. В основу проектов отдаленного будущего лягут нынешние наработки в области двигателей, материалов, систем управления и т.д. Поэтому недавно завершенные эксперименты в ОНТУ НОАК в области двигателей имеют большое значение, и на них следует обратить внимание.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    17 февраля 2023 05:30
    Вот что интересно - ПВРД был разработан и начал использоваться в (барабанная дробь) в 1913 году - в эпоху расцвета дирижаблей и немного раньше высотных аэростатов. Лишний раз подтверждается мысль - всё новое - это хорошо забытое старое. И всё это "новое" может весьма успешно применяться в военном деле. Но есть одно непременное условие - голова и руки должны расти из нужных мест.
    1. +6
      17 февраля 2023 05:55
      Цитата: Вождь_Бармалеев
      ПВРД был разработан и начал использоваться в (барабанная дробь) в 1913 году

      Прямоточным двигателем никого сейчас не удивишь.
      В статье делается упор именно на слове экономичный
      А это важно...
      1. +2
        17 февраля 2023 08:04
        Коммунисты КНР занимаются делом. Мощная экономика - мощная наука.
        1. +4
          17 февраля 2023 10:44
          Цитата: Luminman
          Прямоточным двигателем никого сейчас не удивишь.

          Двигатель предназначен для работы на гиперзвуковых скоростях и имеет дозвуковое сгорание топлива - по-моему, не корректный перевод, или липа. Я не специалист в этой области, но читал, что при таких скоростях, проблема как раз организовать устойчивое сверхзвуковое сгорания топлива (считай, управляемый взрыв). Тем более, на гиперзвуковой скорости, в пределах размера двигателя, затормозить воздух до скоростей ниже звука, сжечь его, а продукты сгорания разогнать опять до гиперзвука (причём выше скорости, чем движется сама ракета) - как это ?
          1. +2
            19 февраля 2023 04:48
            Цитата: Bad_gr
            как это ?

            Вообще то масса газов истекающих из сопла боьше массы входящего воздуха . Во вторых ... температура .
            По поводу топлива .
            Бор . Один из трёх металлов , термопара которых с кислородом имеет большую калорийность , чем водород с кислородом . Причём калорийность сгорания бора выше калорийности лития ... но ниже бериллия . Правда бериллий ТАКОЙ дорогой ... его из изумрудов добывают . lol
            Так что выбор топлива оптимален . Очевидно оптимизирован и размер гранул . И очень похоже , что французы именно его использовали в своей новой ракете ВВ "Метеор" . Потому видимо она такая поджарая - очень калорийное топливо .
            А по поводу сверхзвукового горения ... так эту проблему пока вроде никто не решил ... разве что у нас в "Цирконе" ... но о нём так мало известно ...
            Так что воздушный поток тормозят перед камерой сгорания ВСЕ , и в прямоточниках , и в ТРД .
            1. 0
              12 мая 2023 11:04
              так из за этого и падает их эффективность, лобовое сопротивление находится в квадрате от скорости, а торможение воздуха как раз увеличивает это сопротивление, тем самым снижая эффективность ПВРД
          2. 0
            19 февраля 2023 10:59
            Цитата: Bad_gr
            на гиперзвуковой скорости, в пределах размера двигателя, затормозить воздух до скоростей ниже звука, сжечь его, а продукты сгорания разогнать опять до гиперзвука (причём выше скорости, чем движется сама ракета) - как это ?

            Меня это тоже, так скажем, несколько озадачило... И потом, поднять эффективность (читай КПД !) аж на 79% -- это считай произвести революцию! переворот в ГЗ двигателестроении...
            Что-то здесь "мутят" китайские товарищи, не иначе. Понятно детонационный двигун со внешним горением...но чтобы 3000* С держал длительное время материал (керамика???) камеры сгорания...-- это ФАНТАСТИКА !!!! wassat
          3. 0
            29 марта 2023 19:34
            I undertsnd that Russia has developed an application specific ( hypergolic type) fuel
            a while ago that is intended to solve flame front burn stability at hypersonic speeds.
        2. 0
          17 февраля 2023 19:10
          Это не так. Большая часть науки и инженерии там это профанация. Китайцы крайние индивидуалисты и плохо работают в команде. Начальник прав априори, какие бы безумные требования не выдвигал.
      2. +1
        17 февраля 2023 10:08
        да нет, и гиперзвуковой - это тоже важное слово. Очень сложно летать на таких скоростях.
    2. +3
      17 февраля 2023 06:00
      Цитата: Вождь_Бармалеев
      ПВРД был разработан и начал использоваться

      Про использоваться в качестве двигателя как то не особо верится.
      А про использование бора в качестве топлива впервые прочитал у Лема в "Непобедимом". Там и про дроны есть! Великий писатель!
      1. +1
        17 февраля 2023 09:08
        А про использование бора в качестве топлива впервые прочитал у Лема
        Ну так это широко известные идеи конца 50-х годов, когда Лем писал своё произведение. Потом от боросодержащих соединений отказались и здесь, и там, за оеканом.
      2. +6
        17 февраля 2023 11:41
        Цитата: Владимир_2У
        А про использование бора в качестве топлива впервые прочитал у Лема в "Непобедимом"

        чего то подзабыл.
        А где у него бор используется?
        «Непобедимый», крейсер второго класса, самое крупное судно, которым располагала База в созвездии Лиры, шел на фотонной тяге через крайний квадрант созвездия.

        вы попутали
        – Реакторы на холостой ход! Холодная тяга.

        Голубой атомный огонь угас. Из дюз хлынули косые бороводородные лучи, и мгновенно пустыню, скалистые стены кратеров и тучи над ними залил адский зеленый свет. Базальтовая площадка, на которую должна была опуститься широкая корма «Непобедимого», больше не грозила расплавиться.

        Бороводороды
        B2H6
        BH3
        из них реальное топливо
        B5H11
        Самый большой Iуд и приличная тяга это
        B5H11+OF2 (жуткая агрессивная гадость)
        крейсер класса "Непобедимый" это порядка 5000 штук «УР-700» (выводил на НОО - от 150 т до 225 т ПН), если не больше . Надо искать массу его.
        Но судя по тому, что у "Непобедимого" людей было больше 100 + анабиозные камеры+ полсотни энергоботов
        – тридцатитонные машины, покрытые силиконовой огнеупорной броней

        + "Циклоп" ( он вроде несколько сотен тонн).
        смело можно утверждать, что Станислав Лем...ммм мягко говоря приукрасил и здесь некомпетентен оказался.
        впрчем книга занимательная.
        1. 0
          17 февраля 2023 16:04
          Цитата: Diger
          А где у него бор используется?

          Ну как бы вот
          Цитата: Diger
          Бороводороды
          B2H6
          BH3
          Бор в паре присутствует? Присутствует.


          Цитата: Diger
          крейсер класса "Непобедимый" это порядка 5000 штук «УР-700» (выводил на НОО - от 150 т до 225 т ПН), если не больше . Надо искать массу его.
          "18 000 тонн массы покоя", стартовая масса ЛК-700 4 500 т. Так что всего четыре штуки, а не 5000. Ну и как я понимаю основную тягу давал атом, бороводород только для "мягкого" подъёма и посадки

          Цитата: Diger
          Станислав Лем...ммм мягко говоря приукрасил и здесь некомпетентен оказался.
          Странно что Вы ему в претензию "ферромагнитные ленты для вычислителя" на звездолёте не поставили. )))
          1. +2
            17 февраля 2023 17:26
            Цитата: Владимир_2У
            Бор в паре присутствует? Присутствует.

            в керосине присутвует и С и Н .
            Химическая формула СnН2n-2. Для С12 до С15
            Т.е. С12Н22, допустим.
            Могу ли я назвать керосин водородным топливом? или углеродным (углём)
            "про использования угля, в качестве топлива впервые прочитал у королёва о ракете Р-7" belay
            Цитата: Владимир_2У
            18 000 тонн массы покоя

            точно, +
            Только вот УР-700К , пусть 4500 тонн , поднимала 250 тонн (пусть даже не 150 тн, что ближе к реальности) на НОО.
            Если бы 4500 тонн висело на орбите и попыталось приземлится на землю, то, к земле так же приземлилось бы 250 тонн
            т.е. 250:4500=0,056
            Непобедимый 18000 тн (к=0,056) , получается на Регис III приземлилось бы 1000 тонн
            Он и просто висеть бы не смог над Регис III на ЖРД
            18000тонн *1,36 (Возьмем тяговооруженность УР-500)=24 500 тонн посадочная " холодная тяга"
            ммм потребовалось бы 33 штуки РД-170 (7257 кН)
            секундный расход тк =2,5 тонны в секунду.
            Что бы повисеть секунду "непобедимый" тратил бы под 80 тонн, а секунды мало
            Корабль, словно опрокинутый вулкан, извергающий пламя, повис на высоте полумили над рябой равниной со скалистыми грядами, тонущими в песках.
            Пламя мятежно клокотало под кормой, миллиметр за миллиметром сдавливаемое оседающей тушей ракеты, зеленый ад стрелял длинными брызгами в глубь колеблющихся песчаных туч.

            Что бы не убить людёв и не подломить опоры 800 м он садился точно медленнее парашютиста ( кто прыгал то знает), не быстрее 5 м/с (Сокол Маска, пустой и не 18000 тонн = менее 1 м/с)
            800:5=160сек
            160 сек* 80 тонн=12 800 тонн топлива.
            Пусть это чудесное борное топливо имеет Iуд в 1,5 раза выше (что фантастика) керосин+кислород, те 6500 тонн топлива
            ммм. как-то глупо тащить от другой звезды 18000 тонн массы покоя, забулькав в баки 6500 тонн, потом еще взлететь надо...
            Станислав Лем- медик, даже не инженер, и тем паче не физик и не инженер ракетчик.
            Тогда время другое было. Розовые мечты от ракетной эры.
            А так- ЖРД ( на пентаборате или на фторе) -это откровенная глупость.
            Цитата: Владимир_2У
            Странно что Вы ему в претензию "ферромагнитные ленты для вычислителя"

            - я ему претензий не ставил. Читал,почти все, с удовольствием.
            - феромагнитные ленты это то как раз реальность. Было, может еще и будет. И там вроде перфокарты были,нет?
            ПыСы. арифметика, ничего личного.
            1. 0
              18 февраля 2023 11:00
              Цитата: Diger
              Могу ли я назвать керосин водородным топливом? или углеродным (углём)
              "про использования угля, в качестве топлива впервые прочитал у королёва о ракете Р-7

              Азотным даже можете! laughing Только уголь не трогайте...А то ведь так дело и до алмазов с графитом дойдёт.
              Цитата: Diger
              Непобедимый 18000 тн (к=0,056) , получается на Регис III приземлилось бы 1000 тонн
              "Н" сошёл с орбиты и завис на атомной тяге.

              Цитата: Diger
              Что бы повисеть секунду "непобедимый" тратил бы под 80 тонн
              Чисто размять ум, при использовании атома, а значит высочайшей электро-энерговоружённости и стойких (а стойкость материалов много даёт к улучшению параметров двигателей) к нему дюзах этот бороводород можно как то доразгонять и перегревать, что даст дополнительную скорость истечения, а значит и УД.

              Цитата: Diger
              ПыСы. арифметика, ничего личного.
              hi
              1. +1
                18 февраля 2023 22:14
                Цитата: Владимир_2У
                к нему дюзах этот бороводород можно как то доразгонять и перегревать, что даст дополнительную скорость истечения, а значит и УД.

                в принципе, в гравитационной яме,I уд не столь критичен.
                Там тяга важна ( массовый расход рабочего тела), посему на отметке 0


                тяга РДТТ ограничена лишь геометрией транспортной инфраструктурой.
                и пракитически ни кто не использует LH+LOX на стартовом столе, не смотря на Iуд 4300-4600 против 3200 у РДТТ

                в дюзах ни чем не разгонишь, кроме профиля.
                --------------------------------
                ну ладно, хоть Лема оба (а может ещё кто) перечитали.
        2. +2
          19 февраля 2023 11:06
          Цитата: Diger
          А где у него бор используется?

          Шикарный комент !!! good good good
          Вы наверное Можайку заканчивали? hi
          1. 0
            19 февраля 2023 18:23
            Нет, но бывал.
            А почему именно «Можайка»? ( весь мозг себе сломал пытаясь найти связь)
            PS а крейсер «Непобедимый» ещё в 5 классе читал и на пенсии перечитывал.
    3. +4
      17 февраля 2023 10:14
      Цитата: Вождь_Бармалеев
      Вот что интересно - ПВРД был разработан и начал использоваться в (барабанная дробь) в 1913 году

      в 1860 румын Чурка ( это фамилия) и француз Бюиссон, раскатывали по р.сена на лодке с ПВРД. Бабахнуло. Француз отправился на рандевук Наполеону, а румын чуть было не на нары.
      -------
      новое-старое. Это да.
      Электормобили и авто с ДВС
      В 1889 году инженер Ипполит Романов создал первый русский электромобиль на две персоны. Он имел передний привод, причём пассажиры также располагались впереди экипажа, в то время как водитель сидел сзади и возвышался над ними на высоком сиденье. Отсек с аккумуляторами находился позади салона

      Для сравнения – популярный в те годы «Жанто» (Франция) весил в 2 раза больше.


      в 1898 году по улицам Берлина, Лондона, Парижа и Нью-Йорка уже бегали электрические таксомоторы, а «Le Jamais Contende» поставил рекорд скорости 105 км/ч.
      Цитата: Вождь_Бармалеев
      Лишний раз подтверждается мысль - всё новое - это хорошо забытое старое

      как колесо?
  2. -1
    17 февраля 2023 06:27
    . Снижение скорости воздуха на входе до дозвуковой обеспечивает более эффективное сгорание топлива. За счет него эффективность ГПВРД по топливу удалось увеличить на 79%.

    Снижение скорости воздуха в свою очередь увеличивает сопротивление и расход топлива соответственно увеличивается тоже. А ещё жидкое топливо более энергоэффективное, хотя и менее удобное для хранения.
  3. +4
    17 февраля 2023 06:51
    За счет него эффективность ГПВРД по топливу удалось увеличить на 79%.

    ПрОценты не бывают "сами по себе". Они бывают только от чего-то к чему-то. А когда они "сами по себе", то это совершенно точно определяемый критерий под названием "липа".
  4. -2
    17 февраля 2023 07:36
    А вот если ч.з. форсунки подавать обычное твердое ракетное топливо доведенное до такой же же порошкообразной консистенции то и воздушные потоки тормозить не надо будет, в виду их ненужности )))
    1. +5
      17 февраля 2023 07:49
      Давайте определимся - через форсунки или ламинарные инжекторы? Если использовать форсунки, то любое твёрдое ракетное топливо - вещество нестабильное по определению - рванёт прямо в форсунках. Если использовать ламинарный инжектор, то он буде стоить дороже всей ракеты и малейшее изменение геометрии приведёт к турбулентности потока с непредсказуемыми последствиями.
      1. 0
        17 февраля 2023 07:59
        Цитата: Вождь_Бармалеев
        Если использовать ламинарный инжектор, то он буде стоить дороже всей ракеты

        Используйте тарельчатый клапан )))
        Я не пытаюсь залезть в чужой огород... ну просто пошутил, а вы меня сразу разоблачать ...
    2. +3
      17 февраля 2023 13:58
      Цитата: mark1
      обычное твердое ракетное топливо

      не топливо, а горючее.Окислитель О2 из наружного воздуха
      Ракетное топливо в окислителе не нуждается, горит и в вакууме.
      Можно и не "подавать".
      Газогенератор давно придуман
      22Д ЗРС С-75
      на концах крыльев четырех РПДТТ второй ступени. Каждый из них имел осесимметричный диффузор, твердотопливный газогенератор и камеру дожигания.

      П-270 «Москит»
      1. -3
        17 февраля 2023 16:03
        не топливо, а горючее.
        Топливо и горючее - это синонимы. И то и другое для горения требуют окислитель.
        1. 0
          18 февраля 2023 22:18
          Цитата: Авиатор_
          Топливо и горючее - это синонимы

          ну да, ну да
          Минобороны Рф соврать -то не даст
          https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=14449@morfDictionary
          Двухкомпонентные ЖРТ состоят из окислителя и горючего. В качестве окислителей используются вещества, содержащие преимущественно атомы окислительных элементов.

          И тут ещё требуется окислитель? belay
          Например, для топлива на основе жидких О2 и Н2 при рк/pа=7/0,1 МПа реализуется удельный импульс до 3835 м/с тогда как для наиболее высокоэнергетических твердых топлив его значение не превышает 3000 м/с в сопоставимых условиях.

          Смесевые ТРТ это гетерогенные смеси окислителя (преимущественно перхлората аммония NH4ClO4, перхлората калия КСlO4 или нитрата аммония NH4NO3) и горючего-связующего, представляющего собой пластифицированный полимер (например, бутилкаучук, полибутадиен, полиуретан) с ингредиентами системы отверждения, технологическими и специальными добавками. В состав смесевых ТРТ для повышения их энергетических характеристик могут вводиться мощные бризантные ВВ (гексоген или октоген) в количестве до 50% и до 20% металлических горючих (Al, Mg или их гидридов)

          Так вещает нефтегаз
          Если по -простому, то отличие ракетного топлива от автомобильного в том, что автомобили используют обычный воздух, смешанный с кислородом, для сжигания горючего, а ракеты используют кислород в качестве окислителя ....
  5. +3
    17 февраля 2023 07:53
    Так, температуру в камере сгорания удалось довести до 3000°C. Это примерно на 50% выше, чем у основной массы современных ПВРД.

    За счет особой конфигурации устройства и каналов за ним гиперзвуковой воздушный поток замедляется до дозвуковой скорости.
    При этом внутри ГПВРД возникает скачок уплотнения, в котором температура еще возрастает.
    Так и до бортового МГДГ недалеко..
    1. +2
      17 февраля 2023 08:08
      Цитата: Svetlana
      Так и до бортового МГДГ недалеко..

      Да почему бы и нет, зря что ли в Китай "Аякс" толкнули.
    2. +1
      17 февраля 2023 08:23
      При этом внутри ГПВРД возникает скачок уплотнения, в котором температура еще возрастает.
      Так и до бортового МГДГ недалеко..

      Вот только и в классическом, так сказать, гипердвигателе температура и давление такие, что камера сгорания начинает форсированно разрушаться) На Земле просто нет материалов, которые выдерживали бы такие параметры. Любой гипердвигатель в сущности одноразовый - большая часть его трактов высокого давления уничтожается при работе. А если повысить параметры смеси скачком... все это просто напросто брехня.
      1. 0
        17 апреля 2023 12:10
        И поэтому мне кажутся весьма сомнительными заявление об упрощении и удешевлении.
        Такой большой рост температуры потребует принципиально других материалов для камеры сгорания, а есть ли они вообще?
        И сколько будет стоить, весить новая конструкция?
        Если задача решена китайцами в комплексе, то да, конечно, прорыв.
    3. +2
      17 февраля 2023 09:05
      При этом внутри ГПВРД возникает скачок уплотнения,
      Светлана, в ВУЗовском курсе "Силовые установки летательных аппаратов" детально разобраны принципы создания воздухозаборников, которые тоже относятся к силовым установкам. Так что Вы про скачок не правы. Ваш вариант вообще не допускается.
      1. 0
        17 февраля 2023 23:33
        Цитата: Авиатор_
        Вы про скачок не правы

        Конечно, в гиперзвуковом полёте аэродинамически обтекаемого тела переход в дозвук происходит на косом скачке уплотнения, возникающим в месте расположения на некотором расстоянии перед обтекаемым телом. Сжигать топливо в этом месте - перед обтекаемым телом не получится - т. к. нет возможности топливо доставить в область перед обтекаемым телом. Значит, подбирая форму сечения трубы ГПВРД, надо организовать сжигание внутри обтеваемого тела.
        Известно, что мощность МГДГ пропорциональна квадрату скорости потока плазмы. W=0.25*sigma*v^2*B^2. sigma - электропроводность плазмы, v - скорость, B -магнитное поле. Поэтому поток плазмы в МГДГ выгодней иметь сверхзвуковым и даже гиперзвуковым.
        Если в ГПВРД внутри имеется МГДГ, значит гиперзвуковой поток - внутри ГПВРД должен быть (исключая варианты ГПВРД внешнего сгорания).
        Новый китайский двигатель дополнительно уменьшает скорость потока для оптимизации процесса горения.

        Но чтоб снять больше электроэнергии с потока плазмы в электрическую нагрузку, на выходе из камеры сгорания, в канале МГДГ поток плазмы должен быть опять сверхзвуковой, И этот поток тормозится силой Лоренца в канале МГДГ, отдавая электроэнергию в нагрузку. Кинетическая энергия потока переходит в электроэнергию, выделяющуюся в электрической нагрузке МГДГ.
        Чем сильнее поток в канале МГДГ затормозится, тем большую электрическую мощность МГДГ отдаст в нагрузку. Тормозится потоку в канале МГДГ лучше до дозвуковой скорости. И осуществлять торможение лучше на выходе из МГД канала в районе выходного концевого электрода МГДГ , организуя там скачок уплотнения, повышающий степень ионизации плазмы в районе выходного концевого электрода МГДГ. А далее по потоку - опять разгон потока до сверхзвуковой (или гиперзвуковой) скорости, чтобы повысить удельный импульс ГПВРД и создать реактивную тягу.
        1. 0
          19 февраля 2023 18:38
          Светлана, а чем снять? Из чего должны быть электроды? Вы пишете про сверхзвуковую скорость потока. Но она не может быть сверхзвуковой, вы не заметили? Не получите гиперзвуковых скоростей на сверхзвуковом потоке) Медленный он очень. Можно опять разогнать его, топливом, вопрос лишь в том, какого размера должна быть рабочая камера для этих игрулек? Сколько метров трубы отдать под них? Лишних метров нету.
          А для гиперпотоков сред в рабочей камере основным препятствием являлось загрязнение факела материалами сгорающих стенок камеры. То есть в основном материалами лопаток направляющих аппаратов, необходимых для того, чтобы успеть перемешать компоненты, пока их не вышибло из рабочей зоны наружу. Эту проблему я им решил, прямо тут, на сайте) После чего и появились первые рабочие образцы гипердвигателей по всей планете.
          Из чего вы хотите сделать электроды своего МГДМ, если прочнейшие на свете материалы не справляются с задачей просто быть стенками бочки?) И да, организовать подачу топлива перед обтекаемым телом задача вообще совершенно детская, вот уж где никаких проблем нет)
          1. 0
            19 февраля 2023 21:35
            Цитата: михаил3
            Не получите гиперзвуковых скоростей на сверхзвуковом потоке

            МГДГ могут работать в режиме ускорителя, разгоняя выхлопную струю до гиперзвуковых скоростей для повышения удельного импульса.

            Цитата: михаил3
            Из чего вы хотите сделать электроды

            На гиперзвуке магнитное число Рейнольдса порядка 1, степень ионизации плазмы уже достаточна для применения безэлектродных МГДГ с индуктивным выводом энергии.
            Для электродных МГДГ - электроды обычно изготавливают из высокотемпературных керамик, обладающих электропроводностью при высоких температурах, например из двуокиси циркония, легированной присадками LaCrO3.
            1. 0
              20 февраля 2023 08:40
              Катушка индуктивности исчезнет примерно за полсекунды протекания через нее гиперзвуковой струи. Керамика, это даже не смешно, ее прочность на таких режимах не просто ничтожна, ее вообще нет) Вы не поняли - люди использовали вольфрам, победит, самые прочные на планете сплавы, а их в считанные секунды сжирало до гладкого, потом выедало стенки камеры... И это просто горячая и быстрая струя. Но давайте плазму ионизируем! Нам мало того, что у нас стенки истончаются под влиянием потока, давайте повысим его корродирующие свойства!
              Ваш МГДМ при запуске будет делать ПШИК!! и от него будет оставаться только шильдик с номером) Абстрагироваться от трудностей технической реализации тут никак не получается)
              1. 0
                21 февраля 2023 07:42
                Цитата: михаил3
                Катушка индуктивности исчезнет примерно за полсекунды протекания через нее гиперзвуковой струи.

                В токамаках например используют магнитную термоизоляцию плазмы от стенок плазменной камеры и внешних катушек индуктивности. Дополнительно стенки канала МГДГ, а также секционированные электроды и катушки принудительно охлаждают прокачкой потока холодного теплоносителя. В данном случае плазменного канала МГДГ внутри (или снаружи) ГПВРД теплоизолировать стенки плазменного МГД канала можно нанесением на них слоя борсодержащего абляционного покрытия, одновременно играющего роль горючего ГПВРД.
                1. 0
                  21 февраля 2023 08:25
                  Вы не заметили, какого размера Токамаки? А какой величины электростанции на них работают? Сколько жрут холодильники и какого они размера? Компактифицировать все это нереально. Так что о ракете придется забыть начисто. Набегающий поток воздуха придется заменить компрессором... что в очередной раз вышибает нас из коридора эффективности. Ну, попросту говоря, у нас установка снова жрет больше, чем выдает. Очередной беспонтовый Токамак.
                  Хотя... нет, я дал себе слово не двигать больше технический прогресс. Он все время движется куда то не туда, да и прибыли мне не приносит)
  6. +3
    17 февраля 2023 08:20
    Описание - полная фигня) Замедление воздушного потока для дозвуковой скорости?)) Подача порошка в зону горения камеры гипердвигателя форсунками?!)) Вся статья представляет собой единую операцию дезинформации. Как для противников так и для союзников, если Китай рассматривает хоть кого то как союзника.
    В общем, кусочек информации только один - видимо китайцы все же разработали какой то гипердвигатель. Может быть, это не точно. Все остальное - полный бред.
    1. +1
      17 февраля 2023 08:45
      Цитата: михаил3
      Описание - полная фигня) Замедление воздушного потока для дозвуковой скорости?)) Подача порошка в зону горения камеры гипердвигателя форсунками?!))
      В общем, кусочек информации только один - видимо китайцы все же разработали какой то гипердвигатель. Все остальное - полный бред.

      good drinks
  7. -1
    17 февраля 2023 08:56
    Молодцы Китайцы! Снимаю шляпу.
    Уверен, что наши конструкторы тоже имеют разработки.
    Только вот "властям" продажным наверняка америкосы не разрешили.....
  8. +1
    17 февраля 2023 08:57
    Все смеялись, что Китай копирует технику других стран!
    Уже скоро Китайскую технику начнут копировать!
    теперь смотрим рисунок "Финансирование НИОКР в Китае"

    тут статистика с 09 по 19 гг

    в 4 РАЗА увеличилось финансирование!
    и уверен - там не тырят бюджетные деньги и заметьте - нет мемов как про "британских ученых"!
    Чего стоит космическая программа Китая! Которая обогнала Российскую и догоняет если уже не догнала NASA
    1. +1
      17 февраля 2023 11:44
      Цитата: Бонифаций
      Уже скоро Китайскую технику начнут копировать!

      Не начнут, т.к Великие геополитики знают, что коммунисты могут делать только галоши.
    2. 0
      17 февраля 2023 20:50
      Там тоже тырят, только наказывают за это серьёзно и процент тыреного думаю заметно ниже (моё мнение)
  9. +1
    17 февраля 2023 09:00
    Для ГПВРД других типов характерно сжигание топлива в сверхзвуковом потоке. Новый китайский двигатель дополнительно уменьшает скорость потока для оптимизации процесса горения.
    Сверхзвуковое грение в КС ГПВРД - это не прихоть, а способ организации горения топлива. В дозвуковом потоке в КС ГПВРД топливо будет лишь диссоциировать из-за очень высокой температуры, горение при этом начнётся аж за соплом. А оно нам надо? Тут, по-видимому, дело в том, что китайцы сумели найти твёрдое порошкообразное топливо, не диссоциирующее в КС при высоких температурах.
    1. 0
      17 февраля 2023 11:26
      Цитата: Авиатор_
      горение при этом начнётся аж за соплом

      Я правильно вас понял, что в этом случае скорость распространения топлива будет больше скорости распространения пламени? Из этого следует, что у топлива меньшая скорость сгорания и инженерам надо хорошенько призадуматься о свойствах топлива?
      1. 0
        17 февраля 2023 16:10
        скорость распространения топлива будет больше скорости распространения пламени?
        Неправильно поняли. Откуда Вы это взяли? Пламя - это место реакции окисления (горения). В КС образуются продукты реакции, которые истекают через сопло и создают тягу. Проблема в том, что при гиперзвуке в дозвуковой КС возниает большая температура, препятствующая горению. Гореть нечему - топливо диссоциировало. А рекомбинирует оно далеко за соплом, когда температура понизится. В итоге - тяги нет. Поэтому в КС ограничение по температуре, чтобы топливо остовалось способным гореть. Поэтому и отрабатывают сверхзвуковые КС вот уже 40 лет подряд, где температура ниже температуры диссоциации.
  10. 0
    17 февраля 2023 09:29
    Мда, ну и статья. Китайцы что-то сделали, мы не знаем что, но это будет иметь большие перспективы.
  11. 0
    17 февраля 2023 10:10
    Go China - Go Russia. These war mongering bastards can & will be defeated !
  12. +2
    17 февраля 2023 11:00
    Цитата: автор
    За счет особой конфигурации устройства и каналов за ним гиперзвуковой воздушный поток замедляется до дозвуковой скорости.

    Для оценки аэродинамического нагрева в верхних слоях атмосферы, при торможении, сгодится формула:
    Q=0.5*rho* V^3*cos (beta), где Q — тепловой поток Вт/кв.м, v — скорость, rho — плотность воздуха, beta — угол между вектором скорости потока и нормалью к поверхности, которую он обтекает.
    -пусть угол 75 гр
    -на 20 км rho=0.09 кг/куб.м.
    -V=6М=1 920 м/с
    Q=0,13*0.09*(1920)^3=82 811 289,6 Вт=83 МВт на 1 квадратный метр тракта где тормозится поток
    Пусть тормозится не до нуля, а до 300 м/с, т.е. условно 70%= 58 МВт( на коленке, но это не точно)
    Удельная теплота сгорания бора в воздухе 58 МДж/кг
    в ЧЁМ логика автор?
    Я и без кг бора получу тот же эффект.
    что бы не пинали пианиста: Мощность 1 Вт означает, что работа в 1 Дж выполняется за 1 секунду.
    Цитата: автор
    За счет него эффективность ГПВРД по топливу удалось увеличить на 79%.

    а , что такое "эффективность" реактивного двигателя?
    не знает. Это удельный импульс.
    Удельный импульс показывает, сколько секунд двигатель может развивать тягу в 1 Ньютон на одном килограмме топлива.
    (для ВРД топливо будет горючим, тк окислитель у них везде одинаков и находится за бортом)
    LH2+ О2 (воздуха) даст самый высокий I уд
    ну ни как китайский пврд на боре ( уд. теплота сгорания 1 кг=58 МДж/кг) не даст I уд аж на 79 % больше , чем ПВРД на Н2 (120 Мдж/кг)
    как порошковый китайский ПВРД может быть эффективнее советского ГПВРД Э-57 на Н2 ? загадка..
    Цитата: автор
    Комплекс DF-17 с планирующим боевым блоком - серийный образец гиперзвукового оружия

    ммм. ни какого отношения к ПВРД или к порошку из бора не имеет
  13. 0
    17 февраля 2023 12:30
    Китайцы могут заявить что угодно. Просто они уменьшили габариты двигателя и возможно как то оптимизировали камеру сгорания и выходное сопло. Кроме того экономия - это относительно чего? И с чем сравнивать? Вот будет реальная ракета , тогда по тяго - весовым характеристикам на изделии и можно будет о чём то судить. А пока статья ни о чём.
    Возможно стянули и реализовали чью то разработку. На это они мастера.
  14. 0
    17 февраля 2023 12:55
    Шнековые форсунки? Или как это работает? Сильно похоже на развесистую помесь клюквы с лапшой.
    А уж аэрозоль борного ангидрида - это вообще песня! При сгорании продукты должны расширяться, а у него точка кипения 1860`С. Откуда давление? Шляпа какая-то.
  15. 0
    17 февраля 2023 13:07
    Ну да, китайцы самые умные. Вообще-то, наши и американцы не случайно стремятся перейти к сверхзвуковому горению топлива. Дело в том, что температура в камере сгорания имеет предел в районе 3000 С из за того, что топливо перестает в при таких температурах окисляться (т.е гореть). Возникает равновесный процесс окисления-разложения получающегося соединения, т.е энергия химической реакции не выделяется, использовать топливо бесполезно.
    Воздух при торможении нагревается. Если нагрев торможения достигнет 3000 С, использовать топливо бесполезно. Т.е, чем меньше торможение потока, тем больше польза от использования топлива.
    Но китайцы самые умные, это да.
    1. +1
      17 февраля 2023 14:14
      Цитата: Conjurer
      Дело в том, что температура в камере сгорания имеет предел в районе 3000 С

      На современных космических ЖРД температура в камере превышает 4000°С
      Цитата: Conjurer
      из за того, что топливо перестает в при таких окисляться

      ,ну ерунда
      Температура пламени керосина — 800 °С ,а в ТРД на лопатках ламя 2000К
      А в жрд в КС вообще от 2500К.

      Цитата: Conjurer
      Если нагрев торможения достигнет 3000 С, использовать топливо бесполезно.

      если достигнет такой величины, проще вообще впрыскивать ( "вшнекивать" рабочее тело, произойдет его фазовый переход в газ и расширение и получится скорость истечения.
      в ЯРД ничего не сгорает, а только нагревается от температуры реактора
      тяга ПВРД Р=(dMв/dT) * ( Ve-V)+ (dMt/dt)* Ve
      dMв/dT - массовый расход воздуха
      dMt/dt -массовый расход горючего
      Ve- скорость реактивной струи относительно двигателя
      V- скорость полёта
      Видно из( Ve-V) , что если влоб , то при достижении скорости полёта= скорости истечения (максиммум вроде бы 4400 м/с)... уже и тормозить будет
      А до 10М что-то модно и получить.
      Лиш бы сгорело ( или расширилось с фазовым переходом в газ)
  16. 0
    17 февраля 2023 14:50
    Описание - полная фигня) Замедление воздушного потока для дозвуковой скорости?)) Подача порошка в зону горения камеры гипердвигателя форсунками?!)) Вся статья представляет собой единую операцию дезинформации.

    Это уже традиция - как только какой то вопрос немного сложнее табуретки, так местные авторы продуцируют "дезинформацию", демонстрируя полное техническое невежество.
    В проекте от ОНТУ НОАК присутствуют два основных нововведения. Первое касается конструкции воздухозаборного устройства и связанных с ним агрегатов. За счет особой конфигурации устройства и каналов за ним гиперзвуковой воздушный поток замедляется до дозвуковой скорости.

    Никакого "нововведения" тут нет. Это называется двухрежимный ГПВРД, с возможностью дозвукового и сверхзвукового сгорания и ничего нового тут китайцы не открыли.
    В настоящее время используется либо регулирования геометрии, либо перераспределения с увеличением Мн подачи горючего по длине камеры сгорания, либо и того и другого вместе, либо двухрежимная камера сгорания.
    Второе нововведение – топливо и способ его подачи. В качестве горючего ГПВРД использует бор в виде мелкого порошка.

    И в этом нет никаких нововведений. Кристаллический и аморфный бор давно применяется в качестве горючего для ГПРВД, как и другие металлические порошки. Такие разработки есть и в России (МВТУ Баумана). И способы подачи таких топлив не представляют секрета, например - псевдоожижение металлического порошка каким-либо газом (азот, воздух, водород, пропан и др.).
    1. 0
      17 февраля 2023 15:22
      Цитата: Ruyter-57
      Кристаллический и аморфный бор давно применяется в качестве горючего для ГПРВД, как и другие металлические порошки

      теплота сгорания чистого бора составляет всего лишь
      15.6 МДж/кг, а эффективность сгорания равна 26.5 %.
      (При добавлении в смесь алюминиевого порошка эффективность сгорания бора возрастает)
      максимум образец 3 — примеси Fe, Si, Cu, Mn.

      бор — самый высокоэнергетический из известных сегодня твердых компонентов.
      у простого дешевого,неопасного керосина теплота скорания 40,8 МДж/кг....
      Я бы взял керосин, раз с Н2 геморой (140 МДж/кг)
      Все путают бор с пентабораном ( да и окислитель нужен уже дифторид кислорода)
      Бор, как порошек в РДТТ, во взрывчатых (избыточное давление металлизированных ВВ выше,чем давление от взрыва заряда тротила той же массы и на том же расстоянии.)

      Цитата: Ruyter-57
      такие разработки есть и в России (МВТУ Баумана).

      МВТУ уж давно нет. МГТУ
      Они на Э1.2 (вроде, но это не точно, может Э1.3.) проектировали РДТТ, но химозу не юзали.
      Томский государственный университет- кафедры математической физики там ищите следы бора в РТ.
      1. 0
        17 февраля 2023 19:18
        Почему бы и нет, гиперзвуковой набегающий поток воздуха попадает в двигатель где его скорость падет в несколько раз в результате чего поступательная кинетическая энергия потока преобразуется в тепловую, горячий заторможенный поток содержит кислород который вступает в реакцию с топливом и температура продуктов горения повышается еще выше, а далее в сопле происходи расширение .Почему топливо выбрали бор ? так он очень твердый и температура плавления 2075*С,может камера сгорания сделана из бора она и горит , кстати бор будет реагировать и с азотом воздуха в нитрид бора с положительной энтальпия образования
        1. 0
          19 февраля 2023 15:06
          Цитата: agond
          в результате чего поступательная кинетическая энергия потока преобразуется в тепловую, горячий заторможенны

          почему так происходит?
          он ТОРМОЗИТСЯ (и тормозит ЛА)
          Занятный и неразумный способ получения тепла
          тяга ПВРД Р=(dMв/dT) * ( Ve-V)+ (dMt/dt)* Ve
          dMв/dT - массовый расход воздуха
          dMt/dt -массовый расход горючего
          Ve- скорость реактивной струи относительно двигателя
          V- скорость полёта
          Видно из( Ve-V) ,


          Цитата: agond
          .Почему топливо выбрали бор ? так он очень твердый и температура плавления 2075*С,может камера сгорания сделана из бора она и горит , кстати бор будет реагироват

          вряд ли выбрали бор, тем более твёрдый.
          Зачем "делать" камеру сгорания из бора, когда давно используют газогенератор.
          Да и с твердым горючим одна возня
  17. 0
    17 февраля 2023 22:13
    За счет особой конфигурации устройства и каналов за ним гиперзвуковой воздушный поток замедляется до дозвуковой скорости.
    Тогда это туфта, а не ГПВРД. Весь смысл ГПВРД - обеспечить горение на гиперзвуке. Да, это чрезвычайно сложно (примерно как заставить ураган раздувать пламя спички, а не тушить ее), но это единственный вариант реализовать гиперзвук для коммерческого самолета.
    В качестве горючего ГПВРД использует бор в виде мелкого порошка.
    Это может быть очень плохая идея: когда штаты делали Валькирию, она наработали бороводородное топливо (пентаборан, вроде - не помню), которое было жутко ядовитое, а утилизировать его смогли только в 90-х. Кто знает, что будет образовываться при сгорании бора в этом движке: обычный оксид или еще всякие нехорошие соединения.
  18. 0
    18 февраля 2023 12:09
    Скорее не разработан, а скопирован.
    https://topwar.ru/10517-borba-za-giperzvuk.html
    1. 0
      19 февраля 2023 16:39
      Цитата: Diger
      почему так происходит?
      он ТОРМОЗИТСЯ (и тормозит ЛА)
      Занятный и неразумный способ получения тепла

      От этого не уйти, в любом ТРД вначале происходит торможение воздуха ,в канале воздухозаборника , в компрессоре ,в камере сгорания в турбине и только за турбиной происходит его ускорение и в прямоточном двигателе торможение на входе в воздухозаборник имеет место (торможение относительно самолета) И потом если у них там топливо бор то он горит однозначно медленнее водорода и требуется создать условия, то есть затормозить поток воздуха что бы бор сгорел внутри двигателя , а не где то снаружи с зади двигателя
  19. Eug
    0
    20 марта 2023 06:53
    Торможение потока целесообразно совместить с распылением (и сопутствующим подогревом) порошкового топлива. А если после достижения определенных параметров этого распыления (повышения температуры и понижения плотности) будет происходить самовоспламенение топлива и его сгорание, то будет как раз детонационный ПВРД, сулящий массу преимуществ. Можно достичь выдающихся показателей работы любой технической системы за счет других показателей (как по мне, это как раз и получилось) - но увязать все в комплексе очень непросто.