Как Александр I погубил русский Средиземноморский флот и отдал французам Архипелагскую губернию

44
Как Александр I погубил русский Средиземноморский флот и отдал французам Архипелагскую губернию
А. П. Боголюбов «Афонское сражение 19 июня 1807 года»


Турецкий флот пытается снять блокаду


В 1807 году Россия вела кровопролитную войну с Францией на территории Пруссии. Император Александр Павлович считал, что опасно вести сразу две войны. Он решил предложить Порте мир и направил для переговоров в Константинополь корсиканца на русской службе Поццо ди Борго.



Однако переговоры затянулись по ряду причин. В частности, в Стамбуле восстали янычары. Султан Селим был свергнут и убит. Окружение нового султана Мустафы IV хотело продолжения войны.

Турецкое командование снова решило попытаться снять блокаду с Дарданелл (Как Сенявин одержал блестящую победу над турками на Средиземноморском театре). Турки собирались отбить остров Тенедос.

10 июня 1807 года из Дарданелл вышла турецкая эскадра Сеид-Али-паши – 10 линейных кораблей, 5 фрегатов и несколько малых боевых кораблей. Из-за постоянных сильных северных ветров Русская эскадра не могла приблизиться к неприятелю и оставалась у острова Тенедос. Лишь 12 июня ветер стал более благоприятным, Сенявин выступил с эскадрой в 10 кораблей и 1 фрегатом. Русские корабли пошли не прямо на противника, а стали огибать о. Имброс с запада, проходя между этим островом и островом Самофраки. Видимо, русский адмирал, как ранее в ходе Дарданелльского сражения, хотел отрезать врага от пролива.

15 июня 1807 года турецкий флот вышел к Тенедосу и обнаружил здесь лишь бриг «Богоявленск» и два небольших судна. Одновременно с приближением турецких кораблей турецкие войска начали переброску десанта с анатолийского побережья. Турецкая корабельная артиллерия бомбардировала укрепления Тенедоса. 16 июня на острове было уже более 7 тыс. турецких солдат. Русский гарнизон численностью в 600 бойцов контратаковал врага в момент высадки, артиллерия крепости и брига вела по врагу огонь.

17 июня эскадра Сенявина вышла к Дарданеллам и обнаружила противника, который стоял между материком и островом Тенедос. Наши корабли начали сближение. Турецкий флот не решился принять бой и стал уходить. Турецкие адмиралы хотели отвлечь Русский флот на себя, пока десант закончит захват крепости. Сенявин перебросил на остров подкрепления, боеприпасы. Русские малые суда частично уничтожили, частично разогнали турецкую десантную флотилию.


Афонское сражение


18 июня русский флотоводец выделил для усиления обороны Тенедоса фрегат «Венус», шлюп, два греческих корсара и с остальными кораблями пошёл на поиск противника. Сначала эскадра пошла к Имбросу, а затем стала спускаться к Лемносу. 19 июня (1 июля) турецкий флот нашли на якоре между островом Лемнос и Афонской горой. Русская эскадра имела на вооружении от 728 до 754 орудий, турецкая – от 1 138 до 1 200.

Перед сражением Сенявин дал установку разбить турецких флагманов, так как пока они сражаются, то и остальные корабли будут упорно драться. Поэтому каждый турецкий флагман атаковали по два наших корабля. У турецкой эскадры было четыре флагмана: 120-пушечный «Мессудие» («Величество султана») – флагман капудана-паши Сеит-Али; 84-пушечные «Анкай-Бахри» («Величество моря») – под флагом вице-адмирала Шеремет-Бея, «Таусу Бахри» («Морская птица») – под вымпелом командора Гуссейн-бея и «Седд Аль-Бахр» («Оплот морской») – капитан-бея Бекир-Бея.

Турецкие корабли построились в линию. Во второй линии были фрегаты, корветы и малые суда. В 7 часов 30 минут русские корабли парами двинулись к турецкой линии. Через час бой шёл вовсю. «Рафаил» пересёк первую вражескую линию и оказался между турецкими линкорами и фрегатами. Турецкий главный флагман пытался взять на абордаж «Рафаил». Капитан «Рафаила» Лукин был убит вражеским ядром.

Около 9 часов русские корабли, кроме «Рафаила», смогли построить линию и вели артиллерийскую перестрелку с противником, сосредоточив огонь на флагманах. Около 10 часов османы не выдержали и стали отходить к мысу Афон. Линкор капитан-бея Бекира-бея, на котором были сбиты все реи и все паруса, шёл на буксире за кораблем и двумя фрегатами. Когда русские корабли приблизились, другие османские корабли бросили флагман и ушли. Сильно повреждённый османский флагман «Седд Аль-Бахр» был к 17 часам 45 минутам блокирован русскими кораблями. Турецкий адмирал Бекир-Бей и его штаб сдались.

Утром 20 июня было обнаружено, что вся турецкая эскадра, поймав попутный ветер, уходит на север к острову Тасос. А корабль и два фрегата, ранее помогавшие кораблю капитан-бея, отрезаны у мыса Афон. Сенявин отправил в погоню отряд Грейга – 3 корабля. Видя безвыходность своего положения и боясь плена, турецкие моряки выбросили свои корабли на мель и уничтожили. 22 июня в отступающей турецкой эскадре погибли сильно поврежденные линкор и фрегат. Ещё два фрегата затонули позднее.

Общие потери турецкого флота: 3 корабля, 4 фрегата, 1 шлюп. Более 1 700 человек погибли или взяты в плен. Османская империя потеряла боеспособный флот. Русские потери: более 260 человек убитыми и ранеными.

Сенявин не стал преследовать противника, вернулся к Тенедосу. В это время турецкий десант занял почти весь остров, кроме главной крепости. После прибытия русских кораблей турецкий десант капитулировал на условиях его эвакуации на материк. Это решение Сенявина подвергали критике Чичагов, ди Борго и многие офицеры флота. Считалось, если бы Русский флот начал преследовать врага, то он мог его добить. Турецкие корабли в этот момент полностью утратили организацию и не могли оказать серьёзное сопротивление. Возможная потеря крепости на Тенедосе была бы тактической неудачей. Русский флот мог сравнительно легко вернуть этот пункт.


Атака турецкого флота эскадрой контр-адмирала А. Грейга – картина из книги В. Б. Броневского «Записки морского офицера»

Тильзит и его последствия на Средиземноморье


После Афонского сражения британцы предложили Сенявину организовать общую операцию против Турции. Однако вскоре царь Александр I подписал Тильзитский мир с Наполеоном. Предусматривалось посредничество французского императора в русско-турецких мирных переговорах.

Русские войска должны были уйти из Молдавии и Валахии. Русские отдавали французам район Котора. Ионические острова, жители которых приняли русское подданство, передавались под власть Франции. Россия теряла свои базы в Средиземном море и должна была уйти из региона. Петербург признавал французскую оккупацию Южной Италии. То есть русские победы, усилия и кровь оказались напрасными. Тильзит сделал Англию врагом России. Вот во что обошлась России европейская, прогерманская политика правительства Александра.

Александр I приказал Сенявину вернуть корабли в Россию: корабли Балтийского флота уходили в Кронштадт, Черноморского флота – через проливы в Севастополь. Этот указ дошёл до русского адмирала лишь 23 августа 1807 года, то есть Русский флот должен был пойти в поход во время осенних и зимних бурь.

19 сентября Сенявин вышел из Корфу пошёл к Гибралтару. В эскадре было 9 кораблей и 1 фрегат. Русский адмирал надеялся дойти до Копенгагена без захода в европейские порты. Но после Гибралтара начался сильный противный ветер, который продолжался 20 суток. Русские корабли были вынуждены 30 октября зайти в Лиссабон. Португальские власти встретили русских доброжелательно, обещали помочь с ремонтом. Но в это время французская армия вторглась в Португалию и в ноябре вошла в Лиссабон. Португальское правительство с казной погрузилось на корабли и бежало в Бразилию.

Между тем в октябре 1807 года Александр объявил войну Англии. Англичане захватили фрегат «Спешный», который был в Англии и вёз деньги сенявинской эскадре. Сначала Александр по просьбе Наполеона подчинил эскадру Сенявина русскому послу в Париже Толстому, в марте 1808 года лично французскому императору. В это время британцы стали теснить французов на Пиренейском полуострове. Французский командующий Жюно предлагал Сенявину выступить против англичан, но адмирал несколько раз отказывался.

В сентябре 1808 года Жюно был разгромлен и подписал капитуляцию. Его войска были эвакуированы на английских транспортах во Францию По условиям капитуляции порт Лиссабон оставался нейтральным для русской эскадры. Но командующий английской эскадрой, блокирующей Лиссабон, адмирал Коттон, отказался признать этот пункт и требовал сдачи русских кораблей. Англосаксы всегда традиционно соблюдали лишь те соглашения и договоры, которые были им удобны.

Русские корабли стояли на реке Тахо в Лиссабоне. Английские силы заняли оба берега реки. В море стояло 15 английских кораблей и 10 фрегатов. У Сенявина могли выйти в море 7 кораблей и 1 фрегат. Два корабля могли потонуть в любой момент. 23 августа 1808 года Коттон подписал с Сенявиным особую конвенцию. Русская эскадра должна была отправиться в Англию и находиться там до заключения мира между Англией и Россией, после чего возвратиться в Россию. 31 августа 1808 года эскадра Сенявина под русским флагом вышла из Лиссабона и 27 сентября 1808 года прибыла на портсмутский рейд. В 1809 году русские экипажи вернулись на Родину. В 1813 году англичане вернули два корабля, остальные пришли в негодность.

Вернувшись в Петербург, талантливый адмирал попал в опалу и фактически был понижен в должности: Сенявин исполнял обязанности командира Ревельской флотилии. В 1813 году отправлен в отставку. Александр I не простил ему лиссабонской неудачи.

Остальные корабли Средиземноморского флота также были потеряны для России.

Эскадра Салтанова (5 кораблей, 4 фрегата, 4 корвета, 4 брига, 20 призовых судов), состоявшая из кораблей Черноморского флота, не была пропущена османами через проливы. Два корабля («Москва» и «Св. Пётр») вышли из Корфу и собирались прорваться через Гибралтар в Россию. Но попали в сильный шторм, задержались у острова Эльба. Французы не пустили их дальше. Корабли перешли в Тулон и в 1809 году были проданы Франции.

Фрегат «Венус» был блокирован англичанами в Палермо и его капитан решил передать корабль сицилийскому королю Фердинанду. Один старый корабль и фрегат были проданы в 1809 году на Корфу. Остальные корабли и суда (4 корабля, 2 фрегата, 2 корвета и др.) были собраны в Триесте, где их сдали французам.

Так, благодаря «мудрой» политике Александра, мы потеряли Средиземноморский флот свою губернию в Средиземноморье – Ионические острова, базу на Корфу.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    19 февраля 2023 05:08
    а что , фрегаты уже не корабли , поскольку автор несколько раз повторяет , что в море могло выйти , например , 15 кораблей и 10 фрегатов .
    1. +1
      19 февраля 2023 07:05
      Скорее всего под словом «корабль» (старый корабль) подразумевается корабль, не попадающий под классификацию.
      Список из названий кораблей русского флота за период с 1698 г. (когда он был официально создан) до 1860 г. (когда парусный флот фактически перестал существовать) позволил составить структуру имен, состоящую из групп, объединяющих родственные но смыслу названия. Эти названия образовались в эпоху парусного флота, когда впервые зародилась неофициальная, но вполне устойчивая система наименования кораблей всех рангов. ... После ухода из Корфу 12 декабря 1807 г. эскадры капитан-командора И.О. Салтанова «Св. Михаил» был оставлен в Корфу вместе с другими старыми кораблям, корпус его продали за 5000 талеров.

      Фрегат «Григорий Великия Армении» и старый корабль «Св. Михаил» за ветхостью были в 1809 г. проданы в Корфу. А остальные корабли и суда Средиземноморского флота собрались в Триесте, где в сентябре 1809 г. были сданы французам. Среди них были корабли «Азия», «Уриил», «Св. Параскева», «Сед-эль-Бахри» (бывший турецкий); фрегаты «Легкий» и «Михаил»; корветы «Дерзкий», «Версона» и «Павел»; бриги «Феникс», «Богоявленск» и другие суда.
    2. +13
      19 февраля 2023 08:04
      Да фрегаты не корабли, корабль это тип военного судна, он же линейный корабль.
      Тогда ещё тупого снобизма о том что любая вооружённая посудина есть корабль не придумали.
      Тогда не поверите ещё даже плавали, а не ходили аки по суху.
      1. +6
        19 февраля 2023 09:49
        Тогда не поверите ещё даже плавали
        разумеется плавали - по ветру, по течению. Т.е. были напрямую зависимы от погодных условий.
        а не ходили аки по суху.
        таки да. Именно ходят мало завися от ветра и течений. И, наверное для Вас будет откровение но суда совершают переходы - из порта А в порт Б, из порта в район к примеру промысла, в районе промысла рыболовные суда осуществляют поиск рыбы идя по изобате (поиск минтая к примеру), прописав эхолотом косяк делает заход на постановку трала, поставив трал идет с ним по изобате и т.д. Термин "переход" официальный, и используется при заполнении вахтенных журналов, что судового что машинного - "12:20 - выбрали якорь. 12:30 дали малый ход, взяли курс на выход из залива. 13:30 перевели машины на тяжелое топливо. 13:35 - дали полный ход. Начали переход в Охотское море в район промысла..." и т.д.
        Предчувствую вопрос (обычно задающийся с кривой ухмылочкой) - "А пАчему если пароходы ходят то капитан называется "дальнего плавания"? Скажу сразу - ответы, их есть у меня! wink Причем, его можно (при желании) найти самому в моем посте)))
        1. +4
          19 февраля 2023 10:44
          кроме минуса я так понимаю аргументации (внятной ) не предвидится? Ну ладно.. раз сказать нечего laughing
        2. +4
          19 февраля 2023 11:57
          Действительно, а за что минус. Примеры профессионального арго вполне уместны и правильны. В любой профессии есть устоявшиеся термины и определения. В ряде случаев они стандартизованы специальными документами. Их уместное и правильное употребление подтверждает профессионализм.
          1. 0
            19 февраля 2023 15:13
            Примеры профессионального арго вполне уместны и правильны.
            благодарю за понимание hi Просто часто, профессионализмы вроде "ходить", "компАс" и прочее некоторыми.. так сказать... (промолчу) принимается просто за какие-то понты... Но не будем об этом! Как Вы правильно заметили -
            В любой профессии есть устоявшиеся термины и определения
            и тем более -
            В ряде случаев они стандартизованы специальными документами
            и не только)))
            а насчет -
            а за что минус
            .. ну действительно.. за что?)) Ну хотя бы за то, что кто-то посмел возразить "мнению" "уникальной снежинки знающей ВСЕ и обо ВСЕМ" ... вот как-то так)))
        3. +3
          19 февраля 2023 12:53
          Цитата: Region-25.rus
          разумеется плавали - по ветру, по течению. Т.е. были напрямую зависимы от погодных условий.
          Ну да, а если галсами, против ветра, то не плавают, а уже ходят? Плавают по воде, ходят по палубе. (Минус не мой)
          1. +1
            19 февраля 2023 15:11
            Ну да, а если галсами, против ветра, то не плавают, а уже ходят?
            но от ветра-то все равно зависят)))) И да, под парусами тоже как сейчас (не знаю как в прошлых веках) говорят (знакомые камрады кто проходил плав.практику на паруснике) тоже ходят)) "Шли под парусами". И по вантам не "лазают" а "бегают" )) hi
            1. 0
              20 февраля 2023 12:33
              Кто вам там кинул минус, я не знаю, если вы так переживаете, за него.
              Только вот ни какой профессиональный сленг, не отменяет русского языка, а потому корабль это судно, потому что это тип военного судна, а эти самые суда ходят в плаванье, и в этом самом плаванье они плывут, ежели не тонут.
        4. 0
          19 февраля 2023 16:08
          Цитата: Region-25.rus
          Именно ходят мало завися от ветра и течений.


          Во времена парусников слово "плавать" моряками-профи и юристами морского права применялось без затей.
          Во времена Фернана Магеллана его употребляли.
          Например, в профессиональном переводе одного точного юридического документа, имеющего к мореплавателю отношение, присутствует слово "отплыть".
          https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Spain/XVI/1500-1520/Karl_V/dogovor_magellan_1518_03_21.htm
        5. +5
          19 февраля 2023 17:52
          Принципиального значения, разницы между "плавать" и "ходить" нет. Все дело в понтах "настоящих мореманов",которые, как правило, и не плавали и не ходили толком. Для отплававшего не один год все это по фигу и может вызвать только усмешку.
      2. +1
        19 февраля 2023 13:07
        Цитата: Cartalon
        Да фрегаты не корабли, корабль это тип военного судна, он же линейный корабль.

        Корабль - это крупный боевой парусник с сильным артиллерийским вооружением, имевший 3 мачты с прямыми парусами (нет сухой мачты с косыми парусам).
        1. m-z
          +1
          19 февраля 2023 14:12
          Фрегат и линейный корабль имеют одинаковое парусное вооружение. Между ними разница только в размерах и количестве пушек: фрегат одна-две орудийные палубы, линкор - две-три.
        2. 0
          19 февраля 2023 17:47
          А бриг это не корабль по-вашему?
          Цитата: carpenter
          Корабль - это крупный боевой парусник с сильным артиллерийским вооружением, имевший 3 мачты с прямыми парусами
          1. +2
            19 февраля 2023 19:37
            hi Бриги чаще использовали как коммерческие суда. Однозначно называть бриги кораблями никак не получается.
            В общем-то, бриг - это тип парусного вооружения 2х мачтового судна.
            1. 0
              19 февраля 2023 19:56
              Про бриг "Меркурий" не слыхали? 18 пушек, однако. Или со шхуной перепутали. Вот их как раз строили как правило, не для использования в бою.
              1. +1
                19 февраля 2023 22:48
                Посыльный корабль наш Меркурий изначально, я не путаю, камрад, А вот Бриг Лексингтон (USS Lexington) времен войны американских штатов за независимость, с 16 пушками - переделка коммерческого брига. Бриги много ближе к бригантине, а шхуна вообще несет преимущественно косое парусное вооружение. У бригов парусное вооружение - прямое + гаф-трисель на грот мачте. На картинке вспомогательные "корабли" Континентального Конгресса
      3. 0
        19 февраля 2023 15:24
        Тогда ещё тупого снобизма
        тупой снобизм.. это у таких же снобов! А во флоте есть специализация и назначение кораблей и судов.
        что любая вооружённая посудина есть корабль
        опять же.. к чему тут снобизм? - "Отряд боевых кораблей (крейсер, эсминец, корвет) в сопровождении вспомогательных судов (танкер, судно снабжения, буксиры) вышел из Балтийского море и взял курс на пролив Гибралтар".. а в курсе что вспомогательные суда тоже несут какое-никакое а вооружение? Так.. для самообороны. Те-же легендарные транспорты типа "Либерти" вооружались 20-мм "Эрликонами" и 40-м "Бофорсами".. а то и покрупнее чем... и что-то ни кто их кораблями не называл... Так что? Будут возражения по существу или просто очередной минус из-под тишка.. по крясятнически? laughing
        и да.. если не дошло -в ВМФ, разделение на корабли и суда делается из его прямого предназначения - выполнение непосредственной боевой задачи и обеспечения выполнения этой задачи бункеровка топливом, прием раненных, буксировка поврежденных кораблей и т.д.... я понимаю.. это сложно для таких "эксПердов как Вы и тех кто лайкал Вас.. но увы (для вас и них) это так и есть. Живите теперь с этим laughing
        1. 0
          19 февраля 2023 17:45
          Интересный вопрос по терминам и определениям.
          Возник спор о терминах даже с привлечением испанского языка. А что если обратиться к нашим документам? Я люблю читать законы петровских времен, поэтому заглянем в Воинский морской устав от 13 января 1720 года.
          1. Сразу же видим таблицу со штатным расписанием для КОРАБЛЕЙ различного ранга. Нет деления на линейный или фрегат (хотя термин фрегат встречается в тексте). Те подразумевается что корабли - это военные. Далее в п.11 на вопрос "Где стоять ластовым (собирательное название разнообразных малотоннажных плавсредств (барж, плашкоутов) вставка моя ) и маркитантским СУДАМ" говорится - "в стороне от Нашего флота, а не между КОРАБЛЯМИ ВОИНСКИМИ."
          2. Явного уточнения "плыть" или "идти" не нашел, может есть. Но, фраза с использованием термина есть. В обязанностях Командира - "Когда получит указ ИДТИ, тогда б ничего не мешкав, ШЕЛ в свой путь с первым удобным ветром"
          1. 0
            19 февраля 2023 17:49
            Цитата: balabol
            Когда получит указ ИДТИ, тогда б ничего не мешкав, ШЕЛ


            Петровские морские уставы писаны по образцу голландских. Видимо термин "идти" надо искать в голландских старых уставах.
            1. 0
              19 февраля 2023 18:20
              Может быть, но там другой язык, хотя "калька" в переводе возможна. Но ведь дискус возник вокруг вопроса: слова "Корабль идет" это понты морские или специальный регламентированный термин.
              Вот вы, например, как считаете? Устав 1720 года доказывает законность и обоснованность употребления этого термина? Причем, если не профессионал говорит "плывет", то это понятная и обще употребимая норма русского языка.
              1. 0
                19 февраля 2023 19:11
                Эти оба слова - изначально термины. Потому что приведены в формальных исторических документах - в юридическом договоре с Магелланом и в Уставе (которые не есть записки каких то частных лиц). А вот происхождение их разное и пришли они из разных стран и культур, языков. Но сейчас их точное значение уже заменил новообразованный термин "идет". Именно потому что это тоже термин и и заполняют вахтенные журналы.
                1. 0
                  19 февраля 2023 20:51
                  Спор родился из двух утверждений:
                  1. Да фрегаты не корабли, корабль это тип военного судна, он же линейный корабль.
                  Тогда ещё тупого снобизма о том что любая вооружённая посудина есть корабль не придумали.
                  2. Тогда не поверите ещё даже плавали, а не ходили аки по суху[quote=Cartalon]
                  Cartalon (Михаил)
                  Сегодня, 08:04

                  Обоснование иного мнения находим в Уставе 1720 года.
                  А. По поводу первого утверждения в Уставе присутствуют 9 рангов кораблей, все они военные и на самом младшем нет даже офицера в звании капитана, должность командира исполняет капитан-лейтенант. А чинов офицеров и прочих морских служителей - 14 человек. Деления на линейные, фрегаты, и др нет.
                  Б. Выше и ниже приведены примеры с терминами "идти", "ходить". Плыть - не употребляется.
                  Информацию о договоре с Магелланом никак комментировать не могу. Считаю этот довод, во-первых, относится к иному времени, во-вторых, особенности перевода с иностранного (испанского языка) 15 века делают этот довод неубедительным без экспертизы специалиста-лингвиста.
          2. 0
            19 февраля 2023 18:16
            Еще пункты нашел, думаю с документальным обоснованием термина "корабль идет" ситуация прояснилась.
            "Об осторожности в ХОДУ"
            "О смотрении ходу корабельного"
            "Флоту надлежит в хождении и на якоре по определенному ордеру быть"
      4. Комментарий был удален.
    3. 0
      19 февраля 2023 18:48
      Ну типа да. Кораблик средненький такой. Пушек маловато. То же самое что и щас, эсминец уже гуд, а фрегат такое себе непонятное- смотреть надо.
    4. +1
      19 февраля 2023 21:56
      "Кораблем" в 19 веке для краткости называли линейный корабль. То есть, следует читать "15 линейных кораблей и 10 фрегатов". "Линейными" корабли назывались, потому что предназначались для использования в линии при больших сражениях. Впрочем, фрегаты зачастую тоже ставились в линию. В битве при Наварине французский адмирал даже сделал фрегат "Сирена" своим флагманом, хотя имел три более сильных линейных корабля.
  2. +4
    19 февраля 2023 06:02
    Чесма , Афон и Наварин -эти три великие победы Русского флота , в результате которых стало возможным появление Архипелагской губернии . А началом послужило решение Екатерины Великой начать практические шаги по возрождению Византийской империи , только уже под названием Российская Империя ... То что на греческих островах русские адмиралы по разрешению просвещённой Екатерины внедряли институции республики в составе империи , об этом сегодня в Греции забыли . По сути , в сегодняшней Греции плюют на историю и на то , что четыре года присутствия России в Греции в лице Архипелагской губернии, во много заложило основы современной греческой государственности .
    Я был в городе Микoносе и очень обидно было , когда гид специально нас подвёл к зданию мэрии ,в котором раньше была резиденция графа Орлова , и перевела с греческого на русский , что там написано на доске висящей на стене этого здания. А написано там было то , что с 1770 по 1774 была "русская оккупация". Говорят , что такой доски на этом здании в Микoносе раньше не было и она появилась только в Ельцинские времена в России ...
  3. +2
    19 февраля 2023 07:08
    Оказывается, недоумков и среди венценосных особ было много.
    А GB гадила России ещё с тех времён...Да и Франция далеко не уходила. Это всё наше русское великодушие...
  4. +8
    19 февраля 2023 07:47
    Как Александр I отдал французам Архипелагскую губернию

    Так Александр I просто не знал существовании такой губернии в своей империи. Наверное поэтому и отдал. laughing Это даже "ляпом" сложно назвать. Это какое-то другое слово.
    Так называемая "Архипелагская" губерния (официально таковой не признанная) существовала в период до 1774 года пока в Средиземноморье экспедиция Орлова-Чесменского кошмарила турок. Эта "губерния" располагалась совсем в другом месте - на островах Андрос, Наксос, Парос и других в Эгейском море.
    Александру I от отца в наследство осталась не губерния, а отдельный субъект международного права под названием "Республика Семи Островов" под совместным протектратом Турции и России - острова Керкира, Закинф и другие в Ионическом море.
  5. +7
    19 февраля 2023 08:54
    Цитата: север 2
    а что , фрегаты уже не корабли , поскольку автор несколько раз повторяет , что в море могло выйти , например , 15 кораблей и 10 фрегатов .


    Под кораблями подразумеваются "линейные корабли", т.е. линкоры, способные сражаться в линиях (основное боевое построение). Фрегаты рассматривались как вспомогательные боевые единицы, мало значимые в генеральных баталиях.
  6. -1
    19 февраля 2023 13:15
    Между тем в октябре 1807 года Александр объявил войну Англии.
    Из всех императоров Российской империи, Александр I был самым бездарным императором, который для России сделал больше зла, чем добра.
    1. +2
      19 февраля 2023 19:10
      Цитата: carpenter
      Из всех императоров Российской империи, Александр I был самым бездарным императором, который для России сделал больше зла, чем добра.
      Не соглашусь...
      Был ещё император Николай 2 - так он смог угробить саму Империю...
      sad
    2. +1
      19 февраля 2023 20:00
      А Екатерина 2 разве не сделала огромнейшее зло, закрепостив титульную нацию (отчасти и сейчас есть последствия) или Николай 1 что ли лучше был, который проспал индустриальную революцию, проспал необходимость реформ самой абсолютной монархии, так и отмены ужасного (на то время ) крепостного права, что заложило по сути обратный отсчет империи.
      1. 0
        19 февраля 2023 20:25
        Цитата: Fabrizio
        Николай 1 что ли лучше был, который проспал индустриальную революцию, проспал необходимость реформ самой абсолютной монархии, так и отмены ужасного (на то время ) крепостного права, что заложило по сути обратный отсчет империи.


        Во времена Н. 1 эта проблема была нерешаемой в мирных нереволюционных рамках: надо было отнять у правящего класса источник его существования, но дать взамен ему было нечего (хотя бы потому что он просто забрал бы альтернативу, будь она в природе, и не расстался бы и со старым способом хозяйствования - на то он и правящий, чтобы все под себя грести). Присмотритесь к французским и немецким революциям - на чужом историческом материале своя проблема будет понятнее.
        1. +2
          20 февраля 2023 00:04
          Николай 1 и не пытался хоть как-то решать эти проблемы, за время его правления страна отстал технологически (железные дороги, флот, производство, сельское хозяйство) финалом стало поражение в Крымской войне, в том числе и по логистическим причинам. Плюс все эти “спасения” монархий в Европе привели к тому что Россия еще и в политической изоляции оказалась, ужасная бюрократия практически везде и главным образом в армии, казнокрадство.
  7. 0
    19 февраля 2023 18:48
    А что были варианты после Аустерлица?Накиньте хоть пару? Австрийцы слились.Русская армия в европе разбита.Тут на любые условия пойдешь чтоб отечество спасти.
    1. +1
      19 февраля 2023 19:24
      Цитата: leit
      А что были варианты после Аустерлица?Накиньте хоть пару? Австрийцы слились.Русская армия в европе разбита.Тут на любые условия пойдешь чтоб отечество спасти.
      В 1812г оставив Москву на растерзание Наполеону 1 - смогли найти варианты спасти Отечество и выиграть Отечественную войну 1812г, а в 1814г уже Русская Императорская Армия маршировала по Парижу.
      Кстати в 1812г и Австрийская империя и Прусское королевство встали на сторону Наполеона 1 и предоставили свои войска для войны с Россией - вот такие "союзники" у России...
      Можно было попробовать на Венском конгрессе 1814-15г "поставить вопрос ребром" и убедительно потребовать вернуть Ионические о-ва России - главное было не забывать про интересы флота России.
      1. 0
        25 февраля 2023 19:23
        Можно было попробовать на Венском конгрессе 1814-15г "поставить вопрос ребром" и убедительно потребовать вернуть Ионические о-ва России - главное было не забывать про интересы флота России

        Англичане забрали себе Мальту , часть нынешней ЮАР и Цейлон , а также протекторат над этими самыми Ионическими островами, свои куски также получили и воевавшие против нас в 1812г Австрия и Пруссия, кое что получили Швейцария и Швеция. Короче, все было ,как в 1945 , когда уже на готовенькое слетелись США и Англия , а также в союзной коалиции внезапно оказались почти все союзные Гитлеру государства , радостно грабившие и убивавшие советских граждан. Александр же удовлетворился очередным кусочком Польши (тоже мне приобретение) , льстивыми речами в стиле похвал Мишке Меченому, и по видимому обещанием англичан не публиковать документы о его причастности к смерти императора Павла "от апоплексического удара" в тесном сотрудничестве с британским послом.
  8. +1
    28 марта 2023 19:18
    Что-то подарить - в русском духе, как тогда так и теперь, а также приближая конец советской власти. Это было как два пальца намочить.
  9. 0
    30 марта 2023 14:17
    Всем добрый день! hi
    Традиционное спасибо за статью! hi
    Разрешите мне вам озвучить мнение А.С.Пушкина о Александре I :

    Властитель слабый и лукавый,
    Плешивый щёголь, враг труда,
    Нечаянно пригретый славой
    Над нами царствовал тогда.
    А.С. Пушкин "Евгений Онегин"

    Хорошего всем дня! hi
  10. 0
    5 мая 2023 11:23
    Вернувшись в Петербург, талантливый адмирал попал в опалу и фактически был понижен в должности: Сенявин исполнял обязанности командира Ревельской флотилии. В 1813 году отправлен в отставку. Александр I не простил ему лиссабонской неудачи.

    При чем тут какая-то неудача ?
    Автор же сам выше писал, что Сенявин отказался выполнять распоряжения Императора Александра.
    Между тем в октябре 1807 года Александр объявил войну Англии. Англичане захватили фрегат «Спешный», который был в Англии и вёз деньги сенявинской эскадре. Сначала Александр по просьбе Наполеона подчинил эскадру Сенявина русскому послу в Париже Толстому, в марте 1808 года лично французскому императору. В это время британцы стали теснить французов на Пиренейском полуострове. Французский командующий Жюно предлагал Сенявину выступить против англичан, но адмирал несколько раз отказывался.

    И что ? Россия в союзе с Францией находится в состоянии войны с Англией. Эскадра Сенявина официально находится в подчинении Наполеона. Англичане высадились на Пиренейском полуострове и начали гасить там французов. Французы предлагают Сенявину выполнить свои союзнические обязательства и помочь предотвратить разгром французской армии, что было вполне реально, выступи Сенявин с эскадрой на стороне французов. Но Сенявин, который видите ли, был англофилом, отказался. То есть по сути Сенявин объявил бунт против Императора Александра.
  11. 0
    5 мая 2023 11:38
    Цитата: ycuce234-san
    Во времена Н. 1 эта проблема была нерешаемой в мирных нереволюционных рамках: надо было отнять у правящего класса источник его существования

    Вообще-то к 1861 г. помещики умудрились заложить 2/3 своих владений под обеспечение взятых у государства ссуд.
    На самом деле одна из целей крестьянской реформы 1861 года в России состояла как раз в освобождении дворянства от массовых задолженностей перед государством.

    Накануне 1861 года в России насчитывалось около одного миллиона дворян обоего пола. Треть из этого числа принадлежала к личному дворянству, которому по закону запрещалось иметь крепостных. Число потомственных дворян составляло 610 тысяч человек, из них более половины (323 тысячи человек) приходилось на польскую шляхту. Из оставшегося числа 274 тысячи официально считались русскими (великороссы, малороссы и белорусы). При этом две трети русских дворян (184 тысячи человек) вообще не имело крепостных.

    В 1831 году Николай I своим указом подтвердил, что право голоса в дворянских собраниях имеют только обладатели более чем 100 крестьянских душ. Но большинство дворян являлись владельцами гораздо меньшего числа крестьян: 38 тысяч русских дворян (43,8%) обладали менее чем 20 крестьянами; 30 тысяч (35,1%) имели от 21 до 100 крестьян. Зажиточных русских крепостников было не так много — 15,7 тысячи (18%) владели от 101 до 500 душ, а богатейших крепостников (в собственности более 500 душ) было чуть больше тысячи — 1032 человека (1,1%).

    В результате в России почти не было по-настоящему крупных земельных собственников, которые могли бы разбогатеть на продукции своих владений. Большинство земель постоянно дробилось на все более мелкое число участков.

    Хорошим примером того, как разорялось дворянство, является биография Александра Сергеевича Пушкина. Его отец в 1830 году выделил ему 200 душ мужского пола с семьями в селе Кистенево в Нижегородской губернии. У самого Сергея Львовича Пушкина в этом имении уже было 474 души, из которых уже 200 были заложенными за долги — оставшиеся души отец и передал своему сыну как подарок на его свадьбу с Натальей Гончаровой. Только завладев эти крепостными, поэт поспешил заложить их в Опекунском совете, получив за них 38 тысяч рублей. Из них 11 тысяч рублей Пушкин отдал своей теще, которая не хотела выдавать дочку замуж без приданого. Еще 10 тысяч рублей поэт одолжил своему другу Нащокину. На обустройство семейной жизни оставалось 17 тысяч рублей. Пушкин планировал на них жить в Москве в течение года, но деньги закончились уже через три месяца. Поэт писал в письме к другу: «Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок я не в состоянии».
    В результате после свадьбы Пушкин до конца жизни оставался в долгах, а его крестьяне неоднократно перезакладывались.

    Итак, к 1861 году ⅔ дворянских имений и ⅔ крепостных душ были заложены для обеспечения государственных ссуд.
    Большинство крестьян таким образом рано или поздно могло освободиться без вмешательства государства, что привело бы к окончательному обеднению опоры самодержавия — дворянства.
    В итоге долго разрабатываемая крестьянская реформа Александра II предусматривала выкупные платежи, благодаря сложной системе которых крестьяне оказались наделенными землей; дворянство уплатило долги, а государство возместило убытки, понесенные на выдаче ссуд бывшим крепостным.
  12. 0
    5 мая 2023 11:49
    Цитата: ROSS 42
    Фрегат «Григорий Великия Армении

    Был построен в Херсоне в качестве торгового судна, спущен на воду в 1782 году под именем «Пчела».
    Корабль под командой С. А. Пустошкина, замаскированном под купеческое судно, провёл в 1886 году разведку средиземноморских турецких портов.
    В 1788 году в Херсоне был переоборудован инженером М. Л. Фалеевым в «новоизобретённый» фрегат и включён в состав Черноморского флота России под именем «Григорий Великия Армении».
    Принимал участие в русско-турецкой войне 1787—1791 годов. В 1788 году вошёл в состав Лиманской эскадры. 20 и 21 мая в составе отряда принимал участие в преследовании судов противника в Днепровском лимане. 17 июня в составе эскадры Поля Джонса участвовал в сражениях с турецким флотом у Очакова, в 1789 и 1790 годах находился на Очаковском рейде в составе эскадры.
    29 августа 1790 года в составе отряда вышел из Днепровского лимана, и присоединившись Гаджибея к эскадре контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова, 8 сентября прибыл в Севастополь. В течение 1791 года фрегат нёс брандвахтенный пост на Севастопольском рейде ну и так далее.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»