Military Review

18 November 1699, Peter I issued a decree "On admission to the Great Sovereign service as a soldier from any free people"

4
18 November 1699, Peter I issued a decree "On admission to the Great Sovereign service as a soldier from any free people"

18 November 1699, Peter I issued a decree "On admission to the Great Sovereign service as a soldier from any free people" and the first recruitment. Initially, the army was tried to be built on a mixed basis (voluntary and coercive), free people fit for military service began to be written into it. Those who wished to become soldiers were promised an annual salary of 11 rubles and “grain and feed stocks”. Initially, entry into the army was in the assembly of the soldier’s hut in the village of Preobrazhensky and was supervised by Auton Golovin. Then recruitment to the army began to be made, not only in the capital, but also in Pskov, Novgorod, Smolensk, Belgorod and the Volga cities. The result of this decree was the formation of three infantry divisions, commanders of which were appointed generals Golovin, Weide and Repnin. At the same time, the formation of regular cavalry — the dragoon regiments — was going on. Recruits of the army were armed and maintained at the expense of the state. The 1699 recruitment of the year was the first step towards a regular army recruitment system. The reform itself was completed during the Northern War.

Tsar Peter considered the elevation of the Russian state and the strengthening of its military power as a matter of his life. From the very beginning of his state activity, he paid great attention to military affairs. Researchers note that belligerence was undoubtedly the innate tendency of Peter Alekseevich. In the years of early youth, the prince was interested only in toys of a military nature. In the royal workshops for the prince produced all sorts of children weaponthat little Peter laughed at and armed the children, "funny children." It must be said that such upbringing was traditional for Russian princes, since ancient times the rulers of Russia have been warriors. The first military leader of the prince was the commander of one of the foreign soldiers' regiments - Menezius (Mikhail Skopin-Shuisky began to form the "foreign system" regiments during the Time of Troubles, the second organization began in 1630 year).

After Streletsky revolt in May 1682, the transfer of rule into the hands of Princess Sophia, new conditions of life for the young prince were created. Removed from a large court, eliminated from any participation in public affairs, freed from court etiquette, Peter received complete freedom. Living in the suburban villages of Vorobiev and Preobrazhensky, the prince devoted himself almost exclusively to war games. Around "Peter" gather "amusing" - the children of the boyars, the nobles who surrounded Tsarina Natalya Kirillovna, the children of the yard people. Peter together with them indulged in the “fun of the Mars”. Gradually, "amusing" began to acquire the appearance of a military unit.

In 1684, a fortress is built on the Yauza River, with towers, walls and a moat. "Presburg" will be a collection point for "fun". A whole town arises around it. At this time, the prince went through a real military school: in any weather, he defended in the guards, built field fortifications with all of them, was at the forefront in archery, musket, javelin throwing, got acquainted with drum art, etc.

The absence of court rules allowed Peter Alekseevich to get close to foreigners, which contributed to his military education. Among foreigners a special influence on the king had the commander of Butyrsky soldiers' regiment, General Patrick Gordon. Scotsman Gordon spent a long time looking for happiness in various European countries, he passed an excellent military school in the Swedish army, served in the Polish-Lithuanian Commonwealth. He took part in the fight against the Russians, but soon accepted the offer of the Russian diplomatic agent Leontyev and entered the Russian service - a major. He distinguished himself in the Chigirin campaigns, for military skills and prowess he was awarded the rank of major general and was appointed commander of the Butyrsky regiment. Having passed practical military school, Gordon had a great knowledge and in theory - artillery, fortification, the device of the armed forces of European countries. Wise with great combat experience, Gordon was a very useful adviser and leader for the young king. Friendships have been established between them.

In addition, the Genevant Franz Lefort had a great influence on Peter's military training. From 14 years he served in the French army, received combat experience in wars with the Dutch. Lefort arrived in Russia at the suggestion of Tsar Alexei Mikhailovich and quickly mastered the Russian language, familiarized himself with the customs of Russia. Comprehensively educated, cheerful, sociable Lefort could not help but draw the attention of the king to himself. He quickly took his place among the comrades of the king. The young king listened attentively to Lefort's stories about the life and customs of European countries, studied fencing, dancing, riding, and learned Dutch. There were other foreign officers who had a significant influence on Peter, but Gordon and Lefort were the most prominent figures.

Soon, Peter from fun and fun began to move on to more serious matters. The "amusing" Preobrazhensky and Semenovsky regiments are adjoined by the Moscow regiments of Gordon and Lefort. Peter under the leadership of Gordon acquires knowledge from stories military art, at the same time passes a practical school, participating in the field activities of his squad. Conversations and lessons are combined with field exercises and maneuvers. Field maneuvers were carried out every year, starting from 1691 to 1694, and not only infantry but also cavalry and artillery participated in them. The exercises ended with exemplary battles. One of these exercises is Kozhukhovsky campaign 1694 of the year (held in the vicinity of the village Kozhukhova). The detachment of the defenders consisted of the troops of the old system - archers, and the detachment of the attackers - was a mixed, of new troops and local cavalry. The attackers crossed the Moscow River and began to storm the fortifications that the archers had built. The teachings almost turned into a real battle, so everyone was passionate about this action.

During the Azov campaigns, Peter received great military practice. After the first unsuccessful campaign, the king energetically set about building a river and sea flotilla. In a hurriedly built Voronezh shipyards under the leadership of the sovereign, work was in full swing. By the spring of 1696, thirty large ships were built, and about 1000 small, for the transport of troops, weapons and ammunition, were ready for the campaign. In May, the ground forces and the flotilla moved down the Don. As a result, the Turkish fortress blocked from the sea and land lasted only two months. July 19, 1696, Azov surrendered. Azov campaigns were the first personal combat experience for Peter. They became the best evidence that in order to fight the Ottoman Empire in the Black Sea or Sweden in the Baltic Sea, Russia needs a fleet. Peter also realized that the archery regiments and the local cavalry were no longer a first-class tool for realizing broad plans in the field of foreign policy.

Peter's journey as part of the “great embassy” (the king went to foreign lands under the modest name of the “Preobrazhensky regiment of the constable Pyotr Mikhailov”) was of great importance in terms of his personal improvement in various sciences. During the trip, the king paid special attention to military and naval affairs. Polish-Lithuanian troops in Kurland did not impress him. In Koenigsberg, Peter Mikhailov studied artillery, in Dutch shipyards - shipbuilding practice, in England - the theory of building ships, in Austria - the organization of imperial troops. On the way back, the sovereign studied the organization of the Saxon army.

Upon returning to the Russian state, the king immediately proceeds with the reorganization of the armed forces. An active assistant of Peter in the construction of the regular army was General Adam Weide. Peter begins to destroy the Streltsy army, starting with the mass executions of participants in the Streltsy Riot 1698 of the year, and the transfer of part of the archers to "live" in the county town. Part of the archers was transferred to the position of soldiers, others were sent to remote cities for garrison service (city archers in some places remained almost until the end of the century). The sovereign has an intention to form on the maintenance of the state 60 thousand infantry army.

8 (18) On November 1699, a royal decree was promulgated on the voluntary registration of regular soldiers' regiments "from all sorts of free people" and the first recruitment recruitment. "Hunting" people (volunteers) were taken with a salary of 11 rubles. per year in full state content. “Tender” people (recruits) were recruited from a certain number of yards: one warrior with 100 coch. In the village of Preobrazhensky, the Main Commission was set up to recruit, regiment, supply and train. Its leader was Golovin. Repnin was instructed to recruit people in the lower cities along the Volga. Recruitment began in December 1699. During the first set 32 was taken by thousands of people, they were sent to the formation of 27 infantry and 2 dragoon regiments.

The Russian army, before the defeat at Narva, received the following organization. The infantry regiment consisted of ten mouths of the Fusilier (from the "fusseys" - guns). In some regiments, one company was grenadier. The composition of the infantry regiment: three head officer, 35 chief officers and 1200 front combat ranks. The infantryman was armed with a 14-pound rifle, baginet (dagger with a flat, less commonly faceted blade, used as a bayonet) and a sword. Part of the infantry was armed with pikes - pikemen. In addition, corporals, sergeants, corporals, and non-combatant lower ranks were armed with pikes and halberds. The dragoon regiments consisted of about 1 thousand people. The cavalry regiment was also divided into the 10 mouth. Armed with dragoons were 12-pounder rifles without bayonets, two pistols and a broadsword.

Back in 1698, General Weide, following the German model, was drafted the first charter - the article. The main for the infantry was a system of six deployed ranks. Allowed doubling of rows and ranks. Rifle techniques were established for loading, firing, saluting, carrying a gun during a campaign, etc. For the cavalry, initially there was no charter, the dragoons were guided by infantry training. The main system for the cavalry was a full line of three ranks.

All formed regiments brought together the three highest tactical units - generals (divisions). They were headed by: Avton Golovin, Adam Weide and Anikita Repnin. The commanders of the formations were originally foreigners who formerly commanded the regiments of the "foreign system." Foreigners also prevailed among the officers. This was a mistake, as often foreigners were in a hurry to take a grain place, having neither relevant experience nor a desire to fight and, if necessary, die for Russia. Therefore, the bosses tried to teach the Russians in order to replace the foreigners more quickly.

The newly formed military units were hastily trained and after three months they showed positive results in combat training. However, the process of creating a new army only gained momentum. A real army, ready to hold back and deliver powerful blows, will be formed during the Northern War. Within a few years, the Russian army will get stronger, be tempered and surpass the first-class Swedish army in all the basic parameters.
Author:
4 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Volkhov
    Volkhov 19 November 2012 10: 57
    +1
    The tradition of replacing Russian leaders with foreigners (Andropov - Glen Miller) began from Peter 1, and mercenaries and foreign orders are accordingly needed. It is this (commissar's business trip) style of ruling Russia that marks the 100-meter monument "Peter 1" in Moscow.
  2. omsbon
    omsbon 19 November 2012 10: 59
    +3
    foreigners were in a hurry to take a bread place, having neither the corresponding experience, nor the desire to fight and, if necessary, die for Russia.

    In this phrase, the whole essence of foreign aid to Russia. So it was, it is.
    Russia can rely only on itself, on its people and on its resources.
  3. sq
    sq 19 November 2012 13: 55
    0
    The most important thing is that Peter introduced the..bill principle: everything abroad is the best. And diligently planted it.
    Like in that movie: it all starts with chopping wood, and ends with such a windbreak. or something in that sense.
  4. vladimirZ
    vladimirZ 19 November 2012 17: 09
    +3
    Peter did the right thing. that he took the best from the West. Why reinvent the wheel if it is already invented by a neighbor.
    The correctness of Peter's actions was once again confirmed by Stalin's industrialization, when thousands of factories with Western technology were bought in the West and 10 years later the USSR had its own industry that survived the most difficult war.
    Similarly, China has been operating quite successfully over the past decades, having already taken the 2nd place in terms of industrial production in the world and is rapidly catching up with the United States.
    1. Nagaibak
      Nagaibak 20 November 2012 18: 29
      0
      The Japanese also fenced off. And what? The Americans sent a monitor, he banged a couple of times and hello !!! It reached them, they killed the rebellious samurai. And they founded a fully combat-ready army. Even more!!!

18 ноября 1699 года Петр I издал указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей»

18 ноября 1699 года Петр I издал указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей»

18 ноября 1699 г. Петр I издал указ «О приеме на Великую Государеву службу в солдаты изо всяких вольных людей» и первом рекрутском наборе. Первоначально армию попытались построить на смешанной основе (добровольной и принудительной), в нее стали записывать свободных людей, годных к воинской службе. Пожелавшим стать солдатами обещали годовое жалованье в 11 рублей и «хлебные и кормовые запасы». Первоначально запись в армию шла в съезжей солдатской избе в селе Преображенском и руководил ею Автоном Головин. Затем набор в армию стал производиться, не только в столице, но и в Пскове, Новгороде, Смоленске, Белгороде и поволжских городах. Результатом этого указа стало формирование трех пехотных дивизий, командирами которых были назначены генералы Головин, Вейде и Репнин. Одновременно шел процесс формирование регулярной кавалерии — драгунских полков. Рекруты армии вооружались и содержались за счет государства. Набор 1699 года стал первым этапом на пути к регулярной системе комплектования армии. Сама же реформа была завершена уже в ходе Северной войны.

Царь Петр считал делом своей жизни возвышение Российского государства и усиление его военной мощи. С самого начала своей государственной деятельности он огромное внимание уделял военному делу. Исследователи отмечают, что воинственность была несомненно врожденной склонностью Петра Алексеевича. В годы ранней юности царевича интересовали только игрушки военного характера. В царских мастерских для царевича изготовляли всевозможное детское оружие, которым тешился маленький Пётр и вооружал детей, «потешных ребяток». Надо сказать, что такое воспитание было традиционным для русских княжичей, с древнейших времен правители Руси были воинами. Первым военным руководителем царевича был командир одного из иноземных солдатских полков — Менезиус (полки «иноземного строя» начал формировать во время Смутного времени Михаил Скопин-Шуйский, вторая организация началась в 1630 году).

После Стрелецкого бунта в мае 1682 г., перехода правления в руки царевны Софьи, были созданы новые условия жизни малолетнего царевича. Удаленный от большого двора, устраненный от всякого участия в государственных делах, освобожденный от придворного этикета Петр получил полнейшую свободу. Живя в пригородных селах Воробьеве и Преображенском, царевич предался практически исключительно военным играм. Вокруг Петра собираются «потешные» - дети бояр, дворян, окружавших царицу Наталью Кирилловну, дети дворовых людей. Пётр вместе с ними предавался «потехам Марсовым». Постепенно «потешные» стали приобретать облик воинской части.


В 1684 г. на реке Яузе строят крепость, с башнями, стенами и рвом. «Пресбург» станет сборным пунктом для «потешных». Вокруг неё возникает целый городок. В это время царевич прошёл настоящую военную школу: в любую погоду отстаивал в караулах, строил со всеми вместе полевые укрепления, был в первых рядах в стрельбе из лука, мушкета, метании копья, ознакомился с барабанным искусством и т. д.

Отсутствие придворных правил позволило Петру Алексеевичу сблизиться с иностранцами, что способствовало его военному образованию. Среди иностранцев особое влияние на царя оказал командир Бутырского солдатского полка генерал Патрик Гордон. Шотландец Гордон долго искал счастья в различных европейских странах, прошёл отличную военную школу в шведской армии, служил в Речи Посполитой. Принял участие в борьбе с русскими, но вскоре принял предложение русского дипломатического агента Леонтьева и поступил на русскую службу – майором. Он отличился в Чигиринских походах, за военные умения и доблесть был отмечен чином генерал-майора и назначен командиром Бутырского полка. Пройдя практическую боевую школу, Гордон имел большие познания и в теории – артиллерийском деле, фортификации, устройстве вооруженных сил стран Европы. Умудренный большим боевым опытом Гордон являлся для молодого царя очень полезным советником и руководителем. Между ними установились дружеские отношения.

Кроме того, большое влияние на военную подготовку Петра оказал женевец Франц Лефорт. Он с 14 лет служил во французской армии, получил боевой опыт в войнах с голландцами. Лефорт прибыл в Россию ещё по предложению царя Алексея Михайловича и быстро овладел русским языком, ознакомился с нравами России. Всесторонне образованный, жизнерадостный, общительный Лефорт не мог не обратить на себя внимания царя. Он быстро занял место среди соратников царя. Молодой царь внимательно слушал рассказы Лефорта о жизни и нравах стран Европы, учился фехтованию, танцам, верховой езде, получал уроки голландского языка. Были и другие иностранные офицеры, которые оказали на Петра значительно влияние, но Гордон и Лефорт были наиболее яркими фигурами.

Вскоре Пётр от потех и забав стал переходить к более серьёзным делам. К «потешным» Преображенскому и Семеновскому полкам, примыкают московские полки Гордона и Лефорта. Пётр под руководством Гордона приобретает знания из истории военного искусства, одновременно проходит практическую школу, участвуя в полевых занятиях своего отряда. Беседы и уроки сочетаются с полевыми учениями и маневрами. Полевые маневры проводились каждый год, начиная с 1691 по 1694 гг., и в них участвовала не только пехота, но и кавалерия, артиллерия. Учения завершались примерными сражениями. Одно из таких учений – это Кожуховский поход 1694 года (проходил в окрестностях села Кожухова). Отряд обороняющихся состоял из войск старого строя – стрельцов, а отряд атакующих – был смешанным, из новых войск и поместной конницы. Атакующие переправились через Москву-реку и стали штурмовать укрепление, которую построили стрельцы. Учение чуть не превратилось в настоящий бой, настолько все были увлечены этим действием.

Во время Азовских походов Петр получил большую военную практику. После первого неудачного похода царь энергично приступил к строительству речной и морской флотилии. На спешно устроенных воронежских верфях под руководством государя кипела работа. К весне 1696 года было построено тридцать крупных судов и около 1000 малых, для перевозки войск, оружия и боеприпасов, были готовы к походу. В мае сухопутные войска и флотилия двинулись вниз по Дону. В результате блокированная с моря и суши турецкая крепость продержалась только в течение двух месяцев. 19 июля 1696 г. Азов капитулировал. Азовские походы стали первым личным боевым опытом для Петра. Они стали лучшим свидетельством, что для борьбы с Османской империей на Черном море или Швецией на Балтийском море, России необходим флот. Пётр также понял, что стрелецкие полки и поместная конница уже не были первоклассным инструментом для реализации широких замыслов в области внешней политике.

Путешествие Петра в составе «великого посольства» (в чужие края царь отправился под скромным именем «Преображенского полка урядника Петра Михайлова») имело большое значение в смысле личного усовершенствования его в различных науках. Во время путешествия царь особо пристальное внимание обратил на военное и морское дело. Польско-литовские войска в Курляндии его не впечатлили. В Кенигсберге «Пётр Михайлов» изучал артиллерийское дело, в голландских верфях – судостроительную практику, в Англии – теорию постройки судов, в Австрии – организацию имперских войск. По пути назад государь изучил организацию саксонской армии.

По возвращению в Российское государство царь немедленно приступает к реорганизации вооруженных сил. Деятельным помощником Петра в строительстве регулярной армии стал генерал Адам Вейде. Пётр начинает уничтожать стрелецкое войско, начиная с массовых казней участников Стрелецкого бунта 1698 года, и перевода части стрельцов на «житье» в уездные города. Часть стрельцов была переведена на положение солдат, другие направлялись в отдалённые города для несения гарнизонной службы (городовые стрельцы кое-где сохранялись почти до конца столетия). У государя возникает намерение сформировать на содержании государства 60 тыс. пехотное войско.

8 (18) ноября 1699 года был обнародован царский указ о добровольной записи в регулярные солдатские полки «изо всяких вольных людей» и первом рекрутском наборе. «Охочие» люди (добровольцы) принимались с жалованьем по 11 руб. в год на полном государственном содержании. «Даточных» людей (рекрутов) набирали с определённого числа дворов: один ратник со 100 сох. В селе Преображенском была учреждена Главная комиссия по набору рекрутов, формированию полков, их снабжению и подготовке. Её руководителем был Головин. Репнин получил задание набирать людей в низовых городах по Волге. Набор людей начался в декабре 1699 года. За время первого набора было принято 32 тыс. человек, они были направлены на формирование 27 пехотных и 2 драгунских полков.

Русская армия, до поражения под Нарвой, получила следующую организацию. Пехотный полк состоял из десяти фузилерных рот (от «фузеи» - ружья). В некоторых полках одна рота была гренадерской. Состав пехотного полка: три штаб-офицера, 35 обер-офицеров и 1200 строевых нижних чинов. Пехотинец был вооружен 14-фунтовым ружьем, багинетом (кинжал с плоским, реже граненым клинком, применявшийся в качестве штыка) и шпагой. Часть пехоты была вооружена пиками – пикинеры. Кроме того, пиками и алебардами были вооружены капралы, сержанты, ефрейторы и нестроевые нижние чины. В составе драгунских полков было около 1 тыс. человек. Кавалерийский полк также делился на 10 рот. Вооружены драгуны были 12-фунтовыми ружьями без штыков, двумя пистолетами и палашом.

Ещё в 1698 году генералом Вейде по немецкому образцу был составлен первый устав - артикул. Основным для пехоты был строй из шести развёрнутых шеренг. Допускалось сдваивание рядов и шеренг. Были установлены ружейные приёмы для заряжания, стрельбы, отдания чести, ношения ружья во время похода и т. д. Для кавалерии первоначально своего устава не было, драгуны руководствовались при обучении пехотным уставом. Основным строем для кавалерии был развёрнутый строй в три шеренги.

Все сформированные полки свели три высшие тактические единицы – генеральства (дивизии). Во главе них были поставлены: Автоном Головин, Адам Вейде и Аникита Репнин. Командирами соединений первоначально были иностранцы, которые раньше командовали полками «иноземного строя». Среди офицерского состава также преобладали иностранцы. Это было ошибкой, так как часто иностранцы спешили занять хлебное место, не имея ни соответствующего опыта, ни желания воевать и при необходимости умирать за Россию. Поэтому начальники старались обучать русских, чтобы быстрее заменить иностранцев.

Вновь сформированные войсковые части спешно обучали и уже через три месяца они показывали положительные результаты в боевой подготовке. Однако процесс создания новой армии только набирал обороты. Настоящая армия, готовая сдерживать и наносить мощные удары, будет сформирована уже в ходе Северной войны. В течение нескольких лет русская армия окрепнет, будет закалена и превзойдёт первоклассную шведскую армию по всем основным параметрам.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Волхов 19 ноября 2012 10:57
    С Петра 1 пошла традиция замены русских руководителей на иностранцев (Андропов - Глен Миллер), соответственно нужны наёмники и иностранные порядки. Именно этот (комиссарский командировочный) стиль управления Россией отмечает 100 метровый памятник "Петру 1" в Москве.
    Волхов
  2. omsbon 19 ноября 2012 10:59
    иностранцы спешили занять хлебное место, не имея ни соответствующего опыта, ни желания воевать и при необходимости умирать за Россию.

    В этой фразе вся суть иностранной помощи России. Так было, так и есть.
    Рассчитывать Россия может только на себя, на своих людей и на свои ресурсы.
  3. kvm 19 ноября 2012 13:55
    Самое главное в том, что Пётр ввёл д..бильный принцип: всё заграничное - лучшее. И старательно насаждал его.
    Как в том фильме: начинается всё с колки дров, а заканчивается таким буреломом. или что-то в этом смысле.
    kvm
  4. vladimirZ 19 ноября 2012 17:09
    Пётр правильно делал . что брал у Запада все лучшее. Зачем изобретать велосипед, если он уже изобретен у соседа.
    Правильность действий Петра ещё раз подтвердила сталинская индустриализация, когда на Западе покупали тысячи заводов с западной технологией и через 10 лет у СССР была своя промышленность, выдержавшая тяжелейшую войну.
    Аналогично последние десятилетия действуют и весьма успешно Китай, уже вышедший на 2 место по объему промышленного производства в мире и стремительно догоняющий США.
    1. Нагайбак 20 ноября 2012 18:29
      Японцы тоже отгараживались. И чего? Американцы монитор прислали, тот пару раз бахнул и привет!!! Дошло до них, перебили взбунтовавшихся самураев. И основали вполне боеспособную армию. Даже очень!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня