Послевоенные немецкие джипы

40
Послевоенные немецкие джипы


«В тяжелых и сложных условиях войны с Россией
речь уже не шла о безупречной в техническом отношении
и впечатляющей конструкции транспортных средств,
здесь важны были простота и большой запас прочности».

В. Освальд

Что такое джип?


Мы очень часто используем слово «джип», даже не задумываясь: а что же оно обозначает? Особенно сильно в этом деле преуспели бравые автомобильные журналисты, норовящие назвать джипом каждый подвернувшийся под их горячую творческую руку полноприводный универсал с увеличенным дорожным просветом. Какой же смысл заложен в этом чарующем и будоражащем кровь каждого истого любителя полноприводных автомобилей магическом слове «джип»?



Слово «джип» часто употреблялось в советской технической литературе и являло собой «полуофициальный» термин, обозначающий определенный тип транспортного средства – легкий автомобиль-разведчик с открытым кузовом ныне позабытого типа «фаэтон», вмещающий 4–5 бойцов (включая шофера) или двух бойцов и груз весом около 250 кг.
Первым советским джипом стал ГАЗ-64, поставленный на мелкосерийное производство в конце 1941 года (всего изготовлено 672 шт.).


В 1943 году путём модернизации ГАЗ-64 (были увеличены мощность двигателя и колея ведущих мостов) был спроектирован новый советский джип ГАЗ-67.


За период с начала производства до 9 мая 1945 года было выпущено 4 851 ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.

Но самым массовым джипом Красной Армии в годы Великой Отечественной войны стал поступивший в СССР из США по договору ленд-лиза «Виллис-МВ» (он же «Форд GPW»). Всего из-за океана в СССР (в виде готовых машин и машинокомплектов) прибыло около 40 000 «Виллисов»:



Жители отвоеванного у фашистов города радуются, а их освободители – вусмерть умотавшиеся бойцы Красной Армии, спят непробудным сном в американском «Виллисе». Вечная им память – вечная слава!

О конструктивных особенностях джипов Второй мировой войны


Как американские, так и советские джипы Горьковского автозавода имели жесткие ведущие мосты и рессорную подвеску. Данное обстоятельство породило в умах многих людей ложное умозаключение, что, мол, все джипы Второй мировой войны оснащались зависимой подвеской. Это не совсем так, а точнее – совсем не так.

Во Вторую мировую использовались и джипы (легкие связные разведывательно-дозорные автомобили) с независимой подвеской всех колес.

Особенно в этом деле преуспели гордые немцы, насмешливо относящиеся к американской конструкторской школе и стремившиеся при разработке своих машин достичь такого высокого технического совершенства, которое даже не снилось небрежным американцам (и надо отдать должное – им это удавалось).

В отличие от США, где перед войной была разработана лишь одна модель джипа, немецкие инженеры сконструировали аж три различных модели легких автомобилей-разведчиков, причем все они имели независимую подвеску колес:

1) КDF-82,


2) КDF-166,


3) типовой стандартизированный разведывательный автомобиль, выпускавшийся фирмами БМВ, «Штевер» и «Ганомаг».


Типовой автомобиль зарекомендовал себя не с самой лучшей стороны. Его конструкция оказалась переусложненной, часто возникали поломки, машина требовала трудоемкого технического обслуживания, и в итоге в 1943 году его производство было свернуто.

А вот КДФ-82, разработанный в КБ знаменитого Фердинанда Порше, выпускался до конца войны и был признан самым лучшим немецким армейским джипом. Великолепно проявил себя и другой выпускник КБ Порше – автомобиль-амфибия КДФ-166, о его высокой проходимости до сих пор ходят легенды.

Послевоенные немецкие джипы


Но вот грянул 1945 год, Германия поиграла войну.

Повергнутый Третий рейх был разделен победителями на 2 части: западную, ставшую ФРГ, и восточную – ГДР. Помимо того, что многие немецкие города представляли собой руины, большой бедой явилось разрушение всех экономических связей бывшей единой страны. Немцев искусственно разделили на «восточных» и «западных», возникло два государства, враждебных по идеологии.

Обе страны долго боролись с разрухой, но врожденное трудолюбие немцев мало-помалу делало свое дело – две Германии, словно сказочная птица Феникс, возродились из пепла.

И вот в 1954 году правительство ФРГ утвердилось во мнении, что страна уже достаточно окрепла и пора вновь формировать собственные вооруженные силы – бундесвер. По приблизительным подсчетам для возрождающейся армии требовалось около 10 000 легких автомобилей-разведчиков с колесной формулой 4х4. Заманчиво было пойти по самому простому пути: закупить «Виллисы М38» у США.

Но правительство ФРГ поступило весьма мудро, решив поручить разработку и производство машин отечественным автомобильным фирмам. Это решение имело следующие достоинства:

1) позволило влить финансовые потоки не в чужую, а в собственную экономику;

2) освободиться от иностранной зависимости в поставке запчастей к будущим автомобилям;

3) создать новые рабочие места для своих граждан.

Вот что такое правильный государственный (а не шкурный) подход.

В 1954 году был объявлен тендер на поставку в бундесвер легких автомобилей-разведчиков, в котором приняли участие три западногерманские автомобильные фирмы: Goliath, Porshe и Auto Union. В этом же году они разработали, собрали и предоставили военным для пробеговых испытаний опытные образцы новых немецких джипов.

Опытные машины фирмы Goliath были сконструированы с передней независимой подвеской и задним мостом в виде цельной балки.


А на джипах фирм Porshe и Auto Union была применена независимая подвеска всех колес (шарнирные ведущие мосты).

Опытный Porsche 597 Jagdwagen:


Все представленные образцы автомобилей имели множество недостатков, фирмы их потихоньку устраняли, и в итоге тендер выиграла фирма Auto Union. Считается, что главными причинами победы на тендере послужили самая низкая цена и наличие у фирмы больших производственных мощностей, позволяющих в кратчайшие сроки развернуть серийный выпуск новоявленных немецких джипов. Но отдельные хохмачи заявляли, что военных пленили четыре соединенных между собой кольца, красующиеся на облицовке радиатора:


Первый послевоенный немецкий джип фирмы Auto Union (фото выше) с независимой подвеской всех колес, получивший впоследствии имя Мunga (от сокращения Mehrzweck Universal Gelandewagen mit Allradantrieb), был поставлен на производство в 1954 году и выпустил по 1968 год общее количество – 46 450 штук. Из них 31 000 с удовольствием взял на вооружение бундесвер, а оставшиеся машины разошлись между мирными государственными службами.

За спиной у немцев был колоссальный фронтовой опыт, на минувшей войне они вдосталь намучились с ремонтом и обслуживанием машин, имеющих независимую подвеску, но тем не менее факт остается фактом: они сделали первый послевоенный джип с шарнирными ведущими мостами.

Эта машина всем была хороша, но общее великолепие сильно испортил двухтактный двигатель, требующий добавления в бензин специального масла. В результате при сгорании топливной смеси выделялось облако удушливого газа, и при движении в колонне следовавшие за машиной пехотинцы нередко испытывали приступы интоксикации.

Примечательно, что в машинах сначала был применен блокированный межосевой привод (без межосевого дифференциала) с возможностью отсоединения от силового потока задних ведущих колес. При этом машина становилась переднеприводной (такое решение было позднее применено советскими конструкторами при разработке военного транспортера переднего края ТПК, ставшего на гражданке ЛуАЗ-969).

Но в 1956 году от такой схемы межосевого привода немецкие инженеры почему-то отказались и организовали еще более оригинальную.

До предела упростив конструкцию коробки передач, они устранили механизм отключения задней ведущей оси, и Мunga стал выпускаться с неотключаемым блокированным приводом двух ведущих мостов, что вызвало ухудшение поворотливости и излишне нагружало механизмы силового привода на дорогах с твердым покрытием. Наверное, не было на свете ни до ни после другого легкового автомобиля с таким типом межосевого привода.

Первый послевоенный немецкий джип так хорошо себя зарекомендовал, что в 1976 году командование бундесвера обратилось к руководству концерна Volkswagen (который в те годы владел заводом ДКВ) с просьбой путем модернизации Мunga разработать новый современный немецкий джип. Руководство пошло навстречу пожеланиям генералов, и в скором времени инженеры фирмы Аudi сконструировали отличный легкий и маневренный автомобиль-разведчик с независимой подвеской всех колес, аналогичной по конструкции подвеске Мunga, в которой упругим элементом служили поперечные рессоры.

Машина, получившая имя Iltis (Хорёк), пошла в серийное производство в 1978 году, была встречена военными на ура и выпускалась по 1988 год.


Любопытно отметить, что лицензию на производство данной модели в 1981 году приобрела канадская фирма Bombardier и наладила выпуск этих джипов под собственной эмблемой для канадской и бельгийской армий.


При разработке нового джипа был исправлен досадный просчет, допущенный при проектировании Мunga – двухтактный 3-цилиндровый двигатель был заменен на четырехтактный мощностью 75 л. с. Схема межосевого привода была тоже изменена: на бездорожье использовался блокированный межосевой привод, а при движении на твердых дорогах можно было отключить переднюю ведущую ось, и машина становилась заднеприводной.

Кроме того, следуя давней традиции немецкой конструкторской школы, инженеры отказались от использования в раздаточной коробке демультипликатора (в РК Мunga имелась понижающая передача числом 1,604), а его функции возложили на дополнительно введенную в коробку перемены передач понижающую передачу числом 7,603. Она использовалась на тяжелом бездорожье и при длительном движении машин в колонне, когда они ехали рядом с бойцами, которые топали пёхом.

Первый джип Германской демократической республики


В начале 50-х гг. (по различным источникам, то ли с 1952, то ли с 1955 года) на заводе IFA был развернут выпуск первого восточногерманского полноприводного джипа Р2М.


Любопытно отметить, что раздаточная коробка автомобиля предусматривала 3 положения рычага, изменяющего режимы работы межосевого привода:

1. Крайнее заднее, при котором весь крутящий момент между ведущим осями перераспределялся на задний мост.

2. Среднее положение: распределение крутящего момента между ведущими осями производилось межосевым несимметричным дифференциалом в пропорции 36,3 % на передний мост и 63,7 % на задний мост.

3. Крайнее переднее: крутящий момент распределялся на обе оси, при этом межосевой дифференциал был заблокирован.

Для движения в тяжелых внедорожных условиях в раздаточной коробке имелся демультипликатор (понижающая передача). В заднем мосту машины был установлен самоблокирующийся червячный дифференциал.

В автомобиле была применена независимая подвеска, упругим элементом служила поперечная рессора.

Производство Р2М было завершено в 1958 году, выпуск составил чуть более 2 000 штук, поэтому данный автомобиль известен лишь автоисторикам.

Итоговый вывод


Из вышеизложенного можно сделать обоснованный вывод: все джипы, служившие в вермахте во время Второй мировой, а также сконструированные в ФРГ и поступившие в бундесвер в первые 35 послевоенных лет, включая первый послевоенный джип ГДР, имели независимую подвеску колес.

Можно ли, основываясь на этом обстоятельстве, делать вывод, что применение шарнирных мостов для джипа более правильное инженерное решение, чем конструирование подвески на жестких мостах-балках?

Ну конечно же, нет. Использование при разработке джипа того или иного инженерного решения обусловлено самыми различными причинами: особенностью сложившейся конструкторской школы страны; стремлением фирмы-производителя обеспечить максимально возможную унификацию создаваемой машины по узлам и агрегатам с серийными моделями; конкретными требованиями заказчика и т. д.

И делать вывод о том, какое инженерное решение лучше, а какое хуже, основываясь лишь на общем количестве выпускавшихся автомобилей, где такие решения применялись, есть самый легкий способ впасть в заблуждение.

Наиболее массовым джипом Второй мировой войны считается американский «Виллис», их было собрано 626 727 штук. Но мало кто знает, что конструкторы при его проектировании творили впопыхах и делали не как лучше, а как быстрее, проще и дешевле.

А самым лучшим джипом Второй мировой многие называют КDF-82, который тоже проектировался с учетом максимально возможной унификации с серийной моделью Volkswagen-38, то есть как дешевле, однако создававший его Фердинанд Порше так умело продумал конструкцию машины, что этот легкий заднеприводный автомобиль с дорожным просветом 290 мм практически не уступал по проходимости «Виллису», а по остальным эксплуатационным свойствам его превосходил.

Что еще раз доказывает известную истину: легковой автомобиль повышенной проходимости, предназначенный для эксплуатации как на дорогах, так и на бездорожье, есть сложнейшая техническая конструкция, к которой предъявляются многочисленные, порой взаимно противоречивые технические требования. И не каждому конструктору удается примирить их меж собой, и на начальном этапе проектирования автомобиля нащупать тот единственно верный инженерный замысел, который в итоге поможет превратить созданную им машину в легенду.

А те немногие конструкторы, кому это наилучшим образом удалось, навсегда вошли вместе со своими четырехколесными детищами в мировую автомобильную историю.
И их имена мы никогда не забудем…

Примечание. При написании статьи были использованы некоторые сведения из книг Е. Д. Кочнева «Военные автомобили Вермахта и его союзников», «Автомобили Красной Армии 1918–1945», а также В. Освальда «Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900–1982 гг.».
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    24 февраля 2023 05:00
    Но самым массовым джипом Красной Армии в годы Великой Отечественной войны стал поступивший в СССР из США по договору ленд-лиза «Виллис-МВ»
    Виллис задал планку, а все остальные пляшут от нее...
    1. +8
      24 февраля 2023 06:34

      Mitsubishi Jeep — компактный внедорожник японской компании Mitsubishi Motors, выпускавшийся с 1952 по 1998 год по лицензии американской фирмы Willys-Overland motors. Первоначально являлся полной копией Jeep CJ3A
      Я на таком отъездил лет 15
      1. +1
        26 февраля 2023 21:15
        Похожие машины выпускали КИА (ASIA Rocsta) и ТАТА... и еще вроде Дайхатсу...
  2. +5
    24 февраля 2023 06:38
    Спасибо за краткую, но интересную статью!
  3. +4
    24 февраля 2023 11:13
    Спасибо автору! С удовольствием прочитал! hi и ещё немного добавлю: чем круче джип, тем дальше бежать в деревню за трактором) bully
  4. +3
    24 февраля 2023 14:39
    Что такое джип?

    Автор в творческой суматохе на этот вопрос так и не ответил. Судя по содержанию статьи, он имел ввиду военный легкий автомобиль, который сегодня именуется LUV, а всяческие современные гражданские полноприводные автомобили и внедорожники оставил "за бортом".
    Кроме всего прочего, автор "оставил за бортом" "реинкарнацию" Typ 82 Kübelwagen - Typ 181, которых было выпущено для Бундесвера в 60-х годах 15200 штук.
    1. +4
      24 февраля 2023 15:08
      Что такое джип?

      Автор в творческой суматохе на этот вопрос так и не ответил
      Я бы вам рекомендовал прежде чем писать отзыв для начала прочитать статью, где в частности указано:
      Слово «джип» часто употреблялось в советской технической литературе и являло собой «полуофициальный» термин, обозначающий определенный тип транспортного средства – легкий автомобиль-разведчик с открытым кузовом ныне позабытого типа «фаэтон», вмещающий 4–5 бойцов (включая шофера) или двух бойцов и груз весом около 250 кг.
      Вот что такое джип с технической точки зрения
      1. +2
        24 февраля 2023 22:18
        Lewww (Лев) Вот что такое джип с технической точки зрения
        Статья хорошая! Можно спросить о продолжении темы ( не количеством, но, качеством статей, пусть и растянутых на год (если ваше здоровье позволяет))?
      2. 0
        27 февраля 2023 12:28
        Правильно ли понял, что сейчас из них всех выпускается только Илтис?
  5. +2
    24 февраля 2023 15:31
    Ruyter-57
    Кроме всего прочего, автор "оставил за бортом" "реинкарнацию" Typ 82 Kübelwagen - Typ 181, которых было выпущено для Бундесвера в 60-х годах 15200 штук.


    В статье перечислялись джипы 4х4, разработанные по заказу Бундесвера.
    Typ 181 это обычный коммерческий автомобиль 4х2, который был закуплен бундесвером скорее от безысходности.
    Т.е. он сначала не был, но в итоге стал немецким армейским джипом и в принципе можно было и его упомянуть для кучи
    1. +2
      24 февраля 2023 18:43
      Typ 82 Kübelwagen тоже был 4х2. А Typ 181 разработали по заказу Бундесвера, а потом уже он попал на коммерческий рынок.
  6. +2
    24 февраля 2023 19:11
    Цитата: Ruyter-57
    А Typ 181 разработали по заказу Бундесвера
    Уж не знаю с чего вы так решили, видимо вычитали в википедии.
    В книге В. Освальда «Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900–1982 гг.» на стр. 458 написано, что глава концерна Фольксваген отклонил предложение бундесвера сконструировать машину для армии.
    То, что Typ 181 разрабатывался не для бундесвера, совершенно очевидно по наличию у него 12-вольтового эл. оборудования и слишком малого запаса хода по топливу. Да и проходимость у него не ахти
    Так что Бундесвер просто закупил для своих нужд обычную коммерческую модель как временное решение для нужд курьерской службы (связи)
    1. +1
      24 февраля 2023 20:45
      Судя по всему, википедией увлекаетесь Вы, притом читаете ее не очень внимательно, как и названную Вами книгу.
      Могу порекомендовать еще Karl Anweiler, Rainer Blank: Die Rad- und Kettenfahrzeuge der Bundeswehr – 1956 bis heute.
      Так вот, если все эти книги почитать внимательно, то мы узнаем, что Хайнц Нордхофф действительно, в 1956 году предложение бундесвера отклонил и бундесвер выбрал DKW ​​Munga.
      А вот когда пришло время менять DKW ​​Munga, то работы в этом направлении, которые вели совместно Франция, Западная Германия и Италия по программе Europa Jeep в итоге закончились ничем, а VW, по просьбе Бундесвера, в 1969 году согласился разработать VW 181 в качестве временной замены. После этого VW 181 появился на гражданском рынке, где, в разных странах продавался названиями Kurierwagen, Trekker, Thing, Safari, Pescaccia.
  7. +4
    24 февраля 2023 22:50
    Цитата: Ruyter-57
    а VW, по просьбе Бундесвера, в 1969 году согласился разработать VW 181 в качестве временной замены.
    Очень сильно в этом сомневаюсь.
    Ежели бы это было так, то согласно стандартизированному требованию Бундесвера Typ 181 получил бы 24-вольтовое эл. оборудование и заодно стандартизированный генератор, как на всех спроектированных по ТТЗ Бундесвера автомобилях тех лет. Ну и еще ряд мелочей типа экранизированного эл. оборудования и бензобака увеличенной емкости (или двух баков)
    Но такового не наблюдалось.
    Поэтому я более склонен верить авторитетному историку немецкой техники Вернеру Освальду, ну а вы можете полагаться на понравившиеся вам источники

    Википедией не увлекаюсь и не читаю, у меня под рукой небольшая личная научно-техническая библиотека, есть где найти достоверные сведения
    1. 0
      25 февраля 2023 00:07
      Очень сильно в этом сомневаюсь.

      Дениализм может приобретать самые разные формы. Не Вы первый, не Вы последний.
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      25 февраля 2023 02:29
      Поэтому я более склонен верить авторитетному историку немецкой техники Вернеру Освальду

      Скажите, а непосредственно фирме VOLKSWAGEN Вы бы поверили?
      1. 0
        25 февраля 2023 13:14
        Цитата: Ruyter-57
        Поэтому я более склонен верить авторитетному историку немецкой техники Вернеру Освальду

        Скажите, а непосредственно фирме VOLKSWAGEN Вы бы поверили?
        Ну если у вы мне покажете ТТЗ, составленное Бундесвером в 60-х гг. для фирмы VOLKSWAGEN, где дословно написано, что требуется разработать джип с колесной формулой 4х2, то я охотно поверю.

        Однако сильно сомневаюсь в наличии такого ТТЗ, ибо по стандартам Бундесвера армейские джипы должны были иметь силовой привод ко всем колесам.
        Надеюсь что хоть с этим спорить не станете?

        Возможно, что на этапе, когда тип 181 уже был спроектирован и поставлен на производство, работники Бундесвера при рассмотрении вопроса о его приобретении выставили какие-то требования.
        Но это не задание на разработку
        1. +1
          25 февраля 2023 13:33
          Сомневаться Вы можете с любой силой, но у фирмы VOLKSWAGEN есть документальная история. Или в том, что там собственную историю знают Вы тоже сомневаетесь?
  8. +4
    25 февраля 2023 12:12
    Мне всегда немного грустно из-за того времени, когда внедорожник был настоящим внедорожником, а не роскошным автомобилем для хвастовства, которым, возможно, управляли прекрасные дамы, для которых единственным препятствием был край тротуара.
  9. +3
    25 февраля 2023 13:17
    Цитата: TANKISTONE
    Можно спросить о продолжении темы
    планирую разместить на ВО еще несколько технико-исторических статей по данной тематике
    1. 0
      26 февраля 2023 21:00
      - А Форд Канада будет? Он же Шевроле С60... нравиться эта машинка.
  10. +1
    25 февраля 2023 13:38
    Цитата: Ruyter-57
    Или в том, что там собственную историю знают Вы тоже сомневаетесь?
    Коллега, меня не интересуют былинные предания немцев по истории родного края.
    Еще раз повторю: если у вы мне покажете ТТЗ, составленное Бундесвером в 60-х гг. для фирмы VOLKSWAGEN, где дословно написано, что требуется разработать джип с колесной формулой 4х2, то я охотно поверю.

    Иное - домыслы и байки, либо в лучшем случае неправильно понятая и не верно истолкованная информация
    1. -1
      25 февраля 2023 14:06
      Да, мегаломания может принимать самые неожиданные формы. Такие тоже. Cadit quaestio.
      1. +3
        25 февраля 2023 14:25
        Коллега Ruyter-57, я тоже когда-то как и вы свято верил всему, что написано в глянцевых релизах производителей и в роскошных автоизданиях.
        Но к счастью я быстро избавился от этого детского комплекса smile

        И если вы верите в то, что в 1968-69 гг Бундесвер действительно заказал фирме VOLKSWAGEN разработать армейский джип с колесной формулой 4х2 и 12-вольтовым электрооборудованием, то пусть так и остается, ничего не имею против hi
        1. 0
          25 февраля 2023 14:58
          Коллега Leo, в силу удачного стечения обстоятельств "свято верить всему написанному", начиная с камня и папируса и заканчивая бумагой, я перестал к исходу третей четверти прошлого века. В дальнейшем профессиональная деформация это качество только усилила. Cadit quaestio.
  11. 0
    26 февраля 2023 20:45
    -Так откуда же взялось это самое "джип"?
    - Отнюдь не от "JEEP"... wink Так звучит сокращение GP ( джи пи) - "General Purpose" (общее назначение, многоцелевой), присутствовавшее в названии автомобиля Ford GPW...
  12. +1
    27 февраля 2023 12:29
    Цитата: saygon66
    Так откуда же взялось это самое "джип"?
    споры по этому вопросу до сих пор продолжаются
    1. +2
      27 февраля 2023 13:17
      Цитата: Lewww
      споры по этому вопросу до сих пор продолжаются

      Может быть проще обратиться к истории самого бренда - Jeep? Как сами янки объясняют?
      saygon66 озвучил только одну из версий образования названия "джип", еще одна версия исходит от индекса Ford GPW, где G - goverment issue (гос.заказ) Р - passanger (легковой/пассажирский) W - Williys blueprint (по чертежам Вильямс). В армиях US, UK или РККА звучало скорее как ДжиПи, так и повелось обзывать легкий внедорожник джипи. Почему J a не G, это к вопросу фонетики. wink
      Вот например HMMWV пока был разработан и производился АМ General, наверное звучал как "Хамви", права перешли к GM, так и бренд придумали - Хаммер. Мастера маркетинга и брендов.
      Всегда было интересно происхождение индекса J в классификации автомобилей, отнесенных в эту категорию: внедорожники и кроссоверы.
      Тема интересная...
      1. 0
        27 февраля 2023 15:07
        - Вообще, в современной классификации автомобильного транспорта (Европа) буквой "J" обозначают внедорожники...
        1. 0
          28 февраля 2023 00:00
          Цитата: saygon66
          - Вообще, в современной классификации автомобильного транспорта (Европа) буквой "J" обозначают внедорожники...

          Знамо дело, об чём и написал, сам владел J автомобилями от Тойоты. Почему J индекс присвоили, это интересно...
          1. 0
            28 февраля 2023 11:48
            Индекс «J» присвоили потому что первый образец автомобиля типа "джип" был разработан фирмой Toyota для участия в тендере, проводимого армией США в 1950 г. и назывался он «Toyota «J»
            Потом, когда ав-ль поступил в продажу он стал называться «Toyota Jeep BJ».
            Впоследствии литера J так и осталась в индексе моделей Toyota и означала "Jeep". Только этот термин означал не тип армейского ав-ля, а ав-ль, который может быть использован для эксплуатации вне дорог.
            Буквы перед «J» обозначали тип двигателя, первая цифра после нее - серию модели.

            На рынке США было не совсем так. В наименовании моделей фирмы Виллис (и их потомков) по инерции присутствовала литера «J», а в других ав-лях, предназначенных (в том числе) для эксплуатации вне дорог (и в их числе больших полноприводных пикапов) могли быть использованы иные литеры.
            Этот тип ав-лей называли SUV, а полноприводные пикапы иногда именовали TRUCK - грузовик.

            В армии США джипы и пикапы 4х4 шли под литерой "М"
            1. 0
              28 февраля 2023 13:04
              Потом, когда ав-ль поступил в продажу он стал называться «Toyota Jeep BJ».
              Впоследствии литера J так и осталась в индексе моделей Toyota и означала "Jeep". Только этот термин означал не тип армейского ав-ля, а ав-ль, который может быть использован для эксплуатации вне дорог.
              Буквы перед «J» обозначали тип двигателя, первая цифра после нее - серию модели.

              Экспортной модели Toyota BJ присвоили наименование Land Cruiser.
              Однако, например, модели Тойоты: ХайЛаксПикап, ХайЛакс Сурф, 4Раннер и ЛК Прадо 90-120, Фортунер ведут происхождение от одной платформы (Hilux), но индексы обозначений серий кузовов различны:
              Land Cruiser II/Land Cruiser Prado J 90(95), 120(125), 150
              FJ Cruiser J15
              Hilux Surf /4Runner N60 - N210/280
              Hilux AN50-AN120
              Fortuner AN60-AN160
              1. 0
                28 февраля 2023 13:18
                Экспортной модели Toyota BJ присвоили наименование Land Cruiser.
                точнее второму поколению «Toyota Jeep BJ».
                Однако, например, модели Тойоты: ХайЛаксПикап, ХайЛакс Сурф, 4Раннер и ЛК Прадо 90-120, Фортунер ведут происхождение от одной платформы (Hilux),
                Нет, ХайЛакс Сурф, 4Раннер это модели на одинаковом шасси, ЛК Прадо 90 шасси другое.
                1. 0
                  28 февраля 2023 13:36
                  Цитата: Lewww
                  Нет, ХайЛакс Сурф, 4Раннер это модели на одинаковом шасси, ЛК Прадо 90 шасси другое.

                  Обоснуйте.
                  Выпуск Toyota Land Cruiser Prado 90-й серии начался в мае 1996 года. В отличие от предыдущего поколения, представлявшего собой "облегченную" версию 70-й серии Land Cruiser II, следующая, 90-я серия получила совершенно новый кузов. За основу была взята платформа, общая с Hilux Surf / 4Runner. Нововведения были значительными: автомобиль приобрел более обтекаемые формы, просторный и комфортабельный легковой салон, большие проемы дверей; передняя подвеска стала независимой (впервые для Land Cruiser). Автомобиль производился в двух типах кузова, с цифровым обозначением 90 у 3-дверной версии и 95 у 5-дверной. Трехдверка для японского рынка также имела отличие в виде круглых фар, что создавало визуальное сходство с машинами 70-й серии. В Японии автомобиль предлагался на выбор с двумя бензиновыми моторами или дизельным силовым агрегатом, РК фулл-тайм или парт-тайм.
  13. +1
    28 февраля 2023 23:25
    Цитата: Lynx2000
    Обоснуйте.
    Какой смысл обосновывать общеизвестное?
    Вы для начала постарайтесь понять, что термин "платформа" применяется при сравнении ав-лей с несущим кузовом.
    У рамных ав-лей 4х4 не платформа, а шасси.
    Исторически сложилось, что ХайЛакс Сурф и 4Раннер это модели на одинаковом шасси, а ТЛК Прадо 90 шасси другое - своё оригинальное.
    Также оригинальное шасси было у ТЛК-80, ТЛК-100 и сейчас у ТЛК-200.
    Пикапов на таком же шасси (с левосторонним рулевым управлением, про японских не знаю) не было.
    1. 0
      1 марта 2023 00:23
      Сама компания Тойота заявляет что модель Hilux является базовой от которой пошли Сурфы/4Раннеры, затем семейство ЛК Прадо. Платформа - это совокупность узлов и агрегатов (ДВС, Трансмиссия, Рама/Кузов и т.п.) на базе которой объединяется семейство типоразмерных автомобилей.
      ТЛК Прадо с 90 серии - среднеразмерный внедорожник, узлы и агрегаты которого частично совместимы с одноклассниками от Тойоты: Сурф, 4Раннер. В середине 90-х годов, Сурф и 4Раннер как и ТЛК Прадо 90 серии имели спереди независимую подвеску, аналогичные мосты и заднюю зависимую подвеску, ДВС, КПП, комплектовались РК разных типов (жесткое подключение переднего моста и постоянный полный привод), ТЛК Прадо 90 были и с парт-таймом.
      Аналогичная ситуация с FJ Cruiser агрегатируемым с ТЛК 120, созданным на его базе, однако кузов ТЛК 120 на раму Фиджика Вы не "оденете".
      Ранее, владел Сурфом в 150 кузове, Раннером в 210 кузове, ТЛК 120, FJ Cruiser с МКПП, большинство запчастей и агрегатов совместимы.
      Цитата: Lewww
      Какой смысл обосновывать общеизвестное?

      Действительно.
      Однако, наверное не имеет смысла засорять Вашу тему. Если имеет смысл обсуждать далее, можно в личку перейти...
      1. +1
        1 марта 2023 01:23
        Платформа - это совокупность узлов и агрегатов (ДВС, Трансмиссия, Рама/Кузов и т.п.) на базе которой объединяется семейство типоразмерных автомобилей.
        Платформа это условное маркетинговое понятие.
        ШАССИ это понятие конкретное техническое
        ТЛК Прадо с 90 серии - среднеразмерный внедорожник, узлы и агрегаты которого частично совместимы с одноклассниками от Тойоты: Сурф, 4Раннер. В середине 90-х годов, Сурф и 4Раннер как и ТЛК Прадо 90 серии имели спереди независимую подвеску, аналогичные мосты и заднюю зависимую подвеску, ДВС, КПП
        Уважаемый, вы плохо знаете конструкцию ав-лей.
        ТЛК Прадо 90 имел постоянный полный привод через межосевой дифференциал.
        В раздаточной коробке Сурф и 4Раннер не было межосевого дифференциала, у них был блокированный межосевой привод, как и сейчас у спроектированных на одном шасси Toyota Hilux и Фортунер
        На каком шасси спроектирован FJ Cruiser не знаю - не разбирался
        1. 0
          1 марта 2023 02:11
          Блин... сама Тойота заявляет что ТЛК Прадо 90 серии создавался на одной платформе с Сурфом и Раннером 185 серии (вышли ранее на полгода): https://toyota-camry-corolla.ru/land-cruiser/prado/istoriya-toyota-land-cruiser-prado/
          Даже в нелюбимой мной Википедии также написано. В конце-концов смотрим каталоги запчастей, где запчасть или агрегат указан как комплект к нескольким моделям.
          Уважаемый, Вам известно что Тойота выпускала ТЛК 80 модификации с РК с жестким подключением переднего моста (part-time)? У знакомого был прульный ТЛК 90 (коротыш) с ДВС 3,4 л. (бенз.), полный привод был по схеме парт-тайма.
          В Сурфах и Раннерах РК с м/осевым дифференциалом или жестким подключением переднего моста зависили от комплектаций.
          Сурф/Раннер в комплектации SSR5 имеют РК с жестким подключением переднего моста (парт-тайм).
          Сурф/Раннер в комплектации Limited имеют РК с межосевым дифференциалом и постоянным полным приводом (фулл-тайм).
          Кроме того, на Сурфах/Раннерах 185 и 210 серий устанавливалась РК т.н. muiti-mode тойотовский ответ раздаточной коробке от Митцы типа Super-select.
          Фортунер первого поколения комплектовался РК с м/осевым диффом приводом фулл-тайм.
          Написал Вам за то о чем знаю, что юзал...
          Еще раз, FJ Cruiser создан на базе ТЛК Прадо 120, однако имеет короткую колесную базу, а модификации FJ Cruiser с АКПП комплектуются РК с жестким подключением преднего моста (парт-тайм), FJ Cruiser с МКПП комплектуются РК с м/осевым дифференциалом и схемой постоянного полного привода (фулл-тайм), при этом "папа" ТЛК 120 на фулл-тайме, это к вопросу Вашего коммента о родстве по РК.
  14. +2
    1 марта 2023 12:04
    Цитата: Lynx2000
    Блин... сама Тойота заявляет что ТЛК Прадо 90 серии создавался на одной платформе с Сурфом и Раннером 185 серии

    Да, согласен с вами, был не прав. Посмотрел по каталогам тех лет, действительно эти машины построены на едином шасси, по крайней мере у Прадо и Раннера-Сурфа одинаковая величина колесной базы.
    Давайте на этом околотойотные вопросы закончим, сильно оф-топ.

    Кстати об истории 4-раннера я 10 лет назад написал статью https://www.land-cruiser.ru/index.php?/topic/100706-skazka-pro-4-ranner/
  15. 0
    1 марта 2023 17:41
    Японцы и Индусы - хорошие ученики Джипа. До сих пор делают и в развитии это Паджеро, Патруль и ЛК