18 ноября 1775 г. был издан манифест о новом областном делении империи

2
18 ноября 1775 г. был издан манифест о новом областном делении империи 18 ноября 1775 г. был издан манифест о новом областном делении России, империя была разделена на 50 губерний. Документом, который определил направление новой губернской реформы, стал указ Екатерины II «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи».

Первые восемь губерний – Ингерманландская (Петербургская), Московская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская, были созданы ещё в ходе областной реформы Петра Алексеевича 1708—1715 гг. До этой реформы Российское государство делилось на уезды. Губернаторы получили широкие права: выполняли административную, полицейскую, финансовую, судебную и даже военную функции. Губернии были разделены на доли, управляемые ландратом (дворянин-советник). В 1713—1714 гг. были учреждены Рижская и Нижегородская (была выделена из Казанской) губернии, а Смоленскую губернию разделили между Московской и Рижской. В 1717 году из Казанской губернии вычленили Астраханскую, а Нижегородскую — ликвидировали. В 1719 году Петр провёл новую областную реформу: Нижегородскую губернию восстановили, учредили Ревельскую губернию. Губернии были разделены на провинции, а провинции — на дистрикты. Во главе провинций были поставлены воеводы, а во главе дистриктов — земские комиссары.

В 1725 году Азовскую губернию переименовали в Воронежскую, а в 1726 году восстановили Смоленскую губернию. В 1727 году была проведена ещё одна реформа. Уезды были восстановлены, а дистрикты упразднены. В большинстве случае границы дистриктов и «новых» уездов совпадали. Из Киевской губернии выделили Белгородскую, а из Петербургской – Новгородскую губернии. В дальнейшем тенденция к разукрупнению губерний сохранилась. Кроме того, обычно новые губернии учреждались на новоприобретённых землях. К реформе Екатерины II в России было 23 губернии, которые делились на 62 провинции и 276 уездов.

Проводимая реформа решала задачу разукрупнения российских губерний, в губернии должно было проживать 300—400 тыс. человек, а в уезде — 20-30 тыс. человек. В результате число губерний было удвоено (как и уездов), через двадцать лет после ее начала число областей достигло пятидесяти. Деление на губернии и уезды было осуществлено по строго административному принципу, без учета географических, экономических и национальных факторов. Старые территориальные органы были ликвидированы, упразднены провинции, как территориальные единицы.

Руководителем губернии был губернатор, которого по своей воле назначал и смещал монарх. В своей службе губернатор опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и дна сотника. Финансовые и налоговые функции в губернии были в ведении казенной палаты. Приказ общественного призрения решал вопросы здравоохранения, образования, решал другие задачи социального характера. За законностью в области следили губернский прокурор и два губернских стряпчих, в уезде схожие задачи решал уездный стряпчий. Во главе уезда стоял земский исправник, которого избирало уездное дворянство (один раз в три года). Одновременно действовал, нижний земский суд, он был коллегиальным органом управления (в нём кроме исправника действовали два заседателя). Земскому суду подчинялась земская полиция. Земской суд также следил за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была создана должность городничего. В городах вводился более жесткий полицейский контроль. Город был разделён на части (районы), которые находившиеся под наблюдением частного пристава, а части в свою очередь делились на кварталы, их контролировал квартальный надзиратель.

Полиция вообще получила очень широкие права. В её сферу входило соблюдение порядка при религиозных обрядах, цензура, нравственность, кулачные бои, контроль за народными развлечениями, экология, санитарное состояние, снабжение города продовольствием, порядок торговли, борьба с бродягами, грабителями, пожарная безопасность, сохранения спокойствия в городе. На аппарат по охране «благочиния, покоя и добронравия» возложили обязанности по организации праздников, налогообложению, архитектурной планировке города, соблюдения мер и весов и т. д.

Несколько губерний поручалось генерал-губернатору. Ему напрямую подчинялись губернаторы, генерал-губернатор признавался главнокомандующим на своей территории. Если в генерал-губернаторстве, в данный момент отсутствовал государь, генерал-губернатор мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к монарху.

Одновременно с областной была проведена и судебная реформа. Сенат сохранил положение высшей судебной инстанции. Для дворян в каждом уезде был учрежден уездный суд. В него входили: уездный судья и два заседателя (они избирались на 3 года). Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верховный земской суд (его учреждали в каждой губернии). Он состоял из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верховный земской суд обладал правом контроля над уездными судами и мог проводить ревизию. Состав верховного земского суда: председатель и вице-председатель, назначенные государем и избранные на три года дворянством десять заседателей.

Горожан судили городские магистраты, их члены избирались на три года. Высшей апелляционной инстанцией для магистратов были губернские магистраты, которые состояли из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан губернского города. Государственных крестьян судили в уездной нижней расправе, где дела рассматривали назначаемые чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы являлась верхняя расправа. Кроме того, в губерниях создавались совестные суды, которые состояли из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян — по делам дворян, горожан — по делам горожан, крестьян — по делам крестьян. Совестные суды носили примирительный и специальный характер (в частности, рассматривали дела малолетних, умалишенных и т. д.). Апелляционные и ревизионные функции в губернии выполняли судебные палаты (по уголовным и гражданским делам). В их компетенцию входили дела, рассмотренные в верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе.

Во многом реформа была связана с нестабильной внутриполитической ситуацией в стране (крестьянская война 1773-1775 гг.). Существовавшие местные власти не могли справиться с ростом недовольства в стране. Фактически на всей территории Российского государства вводился чрезвычайный режим управления, когда генерал-губернаторы обладали неограниченной властью во вверенных ему губерниях. Административный аппарат на местах был усилен. С той же задачей учреждались специальные полицейские, карательные органы и реформировалась судебная система. Это привело к росту бюрократического аппарата в империи. Соответственно резко выросли расходы на него. Даже по предварительным расчетам Сената, осуществление реформы должно было привести к росту общих расходов казны на 12-15 %. Сразу после завершения реформы начались хронические дефициты государственного бюджета. В целом же расходы на содержание бюрократического аппарата империи за годы правления императрицы Екатерины II увеличились в более чем в 5 раз: с 6,5 млн. рублей в 1762 году до 36,5 млн. рублей в 1796 году. Для примера, траты на армию возросли в 2,6 раза, это с учётом значительного количества войн, которые вела Россия в правление Екатерины II.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Волхов
    -3
    19 ноября 2012 11:48
    Реформа совпала с 1000 - летием гибели Гипербореи и славянских Богов, разгромом Перми Великой на Урале.
    1. FreZZZeR
      +2
      19 ноября 2012 13:12
      изыди, сектант!
      1. Волхов
        0
        19 ноября 2012 23:43
        Нас примерно треть (по настроению), даже при нынешней пропаганде, а узнав реальность, в маньяки запишут академиков.
  2. yurasumy
    0
    19 ноября 2012 17:08
    Сибирскую правильнее было бы назвать Уральской судя по карте

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»