Бюджетное управление Конгресса США о готовности истребителей F-35

20
Бюджетное управление Конгресса США о готовности истребителей F-35
F-35A для ВВС США


Вооруженные силы США продолжают получать новые истребители F-35 Lightning II трех модификаций, но освоение и эксплуатация такой техники сталкивается с серьезными проблемами. Несколько дней назад Бюджетное управление Конгресса выпустило новый доклад, описывающий текущее состояние имеющегося парка таких самолетов. Как оказалось, его боеготовность и другие показатели не соответствуют требуемому уровню и даже дополнительно сокращаются.



«Доступность и использование»


Бюджетное управление Конгресса (Congressional Budget Office – CBO) подготовило новый доклад в первых числах февраля. Документ получил название «Availability and Use of F-35 Fighter Aircraft: An Update» («Доступность и использование истребителей F-35 – дополнительная информация»). Несмотря на известную чувствительность темы, доклад подлежит открытой публикации.

CBO напоминает, что предыдущий доклад о состоянии парка F-35 вышел в апреле прошлого года. В нем рассматривались все основные показатели 2021 финансового года (с октября 2020 г. по сентябрь 2021-го включительно). Теперь Управление собрало данные за прошлый финансовый год и представило обновленную статистику. Изучению подверглись парки авиационной техники военно-воздушных и военно-морских сил, а также корпуса морской пехоты.

Общие выводы доклада достаточно просты. Состояние парка постепенно изменяется, но наблюдается разнонаправленная динамика. Одни показатели растут, тогда как другие сокращаются. Так, по сравнению с 2021 ф.г. вырос средний годовой налет в пересчете на один самолет. Увеличивается возраст техники, но связанные с ним выводы делать пока рано.


F-35B авиации КМП

Наилучшую боеготовность в прошлом году показала палубная версия истребителя F-35C. При этом в сравнении с 2021 ф.г. ее «доступность» улучшилась, а у самолетов морской пехоты F-35B этот показатель упал. С точки зрения полной готовности к выполнению любых миссий наилучшие результаты в 2022 ф.г. показали истребители из состава ВВС – F-35A.

Налет и готовность


В Управлении определили общую боеготовность парка. Следует отметить, что в таких подсчетах боеготовым считается самолет, способный выполнять хотя бы один тип миссий из всего предполагаемого диапазона задач. Как следствие, этот показатель лишь ограниченно отражает реальный потенциал и возможности авиации.

Наилучшую боеготовность по таким расчетам показала авиация ВМС. Для F-35C этот параметр находится на уровне 58%. Это на 5% выше, чем годом ранее. Готовность истребителей ВВС и КМП находится на уровне 54%, причем за год она сократилась. Так, в КМП показатель упал на 7%, а в ВВС – на все 11%.

Согласно подсчетам Бюджетного управления, в прошлом финансовом году самый высокий средний налет на машину показали флотские F-35C – более 250 ч. Отмечается, что палубные истребители вышли на первое место по этому показателю еще в 2019 г., и с тех пор только улучшают свои показатели.


Готовность самолетов разных модификаций (вверху) и среднегодовой налет (внизу)

Истребители F-35A и F-35B в недавнем прошлом демонстрировали разные показатели и динамику. Однако в 2021-22 ф.г. они вышли практически на один уровень – средний самолет летал не более 175 ч. в год.

Готовность ко всем задачам


Отдельно CBO рассчитала полную боеготовность самолетов, т.е. их способность выполнять полный спектр предполагаемых боевых задач – вести воздушный бой, атаковать наземные цели и т.д. Управление отмечает, что такой показатель более точно отражает реальные возможности боевой авиации и позволяет делать более объективные выводы финансового и иного характера.

К любым миссиям в 2020 ф.г. было готово более 40% истребителей F-35A. С 2016 г. ВВС обходят другие рода войск по этому показателю и пока не собираются уступать. За последние годы готовность их самолетов сократилась на несколько процентов, но отрыв остается большим.

На втором месте оказались F-35С, и чуть хуже себя показали F-35B. К любой работе готово порядка 20% таких самолетов. Любопытно, что ранее более высокую готовность показывала авиация КМП, но в этом году она отстала от морской авиации.

Процессы старения


Поставки самолетов F-35 всех версий вооруженным силам США стартовали в начале прошлого десятилетия. В 2015 г. истребитель F-35A официально поступил на вооружение ВВС. Две другие модификации поступили в полноценную эксплуатацию в 2016 и 2019 гг.


Зависимость готовности (вверху) и среднемесячного налета (внизу) от продолжительности службы

По данным CBO, на октябрь 2022 г. в трех родах войск имелось 532 самолета F-35. Их них 87 поступили в эксплуатацию в течение прошлого финансового года. Больше половины от всего парка имеют возраст не более четырех лет. Десятилетие на службе пока смогли отметить всего 44 борта.

При помощи специальных формул Управление определило зависимость боеготовности и налета от возраста техники. Отмечается, что из-за относительной новизны рассматриваемого парка пришлось незначительно изменить методику расчета. Тем не менее, на итоги это не повлияло.

Интересно выглядит график боеготовности. Все три модификации истребителя начинают с показателей в пределах 65-75 проц. По мере службы, готовность сокращается практически одинаково и уходит на уровень 45-50 проц., хотя линии на графике имеют разную кривизну. Кроме того, к концу пятого года эксплуатации готовность палубных самолетов начинает медленно расти.

Боеготовые самолеты F-35A на второй-третий год службы начинают использоваться интенсивнее, но затем налет постепенно падает. Впрочем, во всех случаях он остается на уровне 20 ч в месяц. Налет F-35B изначально не дотягивает до 20 ч в мес., а затем в течение шести лет падает почти вдвое. У флотских F-35C наблюдается иная тенденция. Они стартуют с показателя не менее 25 ч в мес., на второй-четвертый год налет снижается до 20 ч и после незначительно растет.

На фоне предшественников


Бюджетное управление также сравнило возраст и готовность современных F-35A с соответствующими показателями двух других истребителей ВВС – F-22A и F-15E. Строевая служба F-22A продолжается уже 13 лет, а F-15E скоро отметит тридцатилетие в войсках. Оба самолета хорошо освоены и в целом показывают неплохую готовность. F-35A на их фоне пока выглядит не лучшим образом.


Сравнение готовности и налета F-35A и других самолетов ВВС США

Старый F-15E на протяжении всего срока службы имеет средний налет не менее 25-27 ч в месяц. Два истребителя следующего поколения стабильно не поднимаются выше 15-20 проц.

У нового F-35A «доступность» за пять лет упала с 75% до 45%. F-22A тоже демонстрирует снижение показателей, и нынешнее парка таких самолетов незначительно лучше. Однако на такое снижение ушло 13 лет. Более старый F-15E начинал с готовности почти 90% и за три десятилетия плавно вышел на 60%.

Истребитель F-35B сравнили с более старым AV-8B, тоже состоящим на вооружении КМП. Среднемесячный налет обеих машин в первые годы службы не превышает 18-20 ч. Однако налет нового F-35B за пять лет опускается до 8-10 ч, а показатели AV-8B остаются примерно на том же уровне. Готовность меняется иначе. Оба самолета начинают на уровне 60% и опускаются до 40-45 проц. При этом F-35B проделал такой «путь» за пять лет, а AV-8B – за 20.

В палубной авиации, несмотря на все обновления, основная летная работа ложится на более старые истребители F/A-18E/F. За 10 лет службы они летали в среднем до 25-30 ч в мес. Примерно такие же показатели имеет самолет РЭБ EA-18G, работающий уже семь лет. Налет современного F-35C тоже начинался на уровне 25-27 ч в мес., но уже на второй-третий год службы упал до 18-20 ч и до сих пор не вернулся к прежним значениям.

Истребители F/E-18E/F сначала показывали «доступность» более 60%, а за следующие 10 лет этот параметр упал до 40-42 проц. В случае с F-15C требованиям готовности соответствовало ок. 70% самолетов, но за несколько лет службы этот показатель ушел на уровень 45%.


F-35C морской авиации

Объективные трудности


Таким образом, одна из самых дорогих программ Пентагона до сих пор сталкивается с различными трудностями и не дает все желаемые результаты. Несмотря на все вложения и потраченное время, сотни построенных F-35A/B/C не оправдывают надежд и показывают недостаточную готовность. Кроме того, в ряде случаев имеется тенденция к будущему ухудшению ситуации.

В докладе Бюджетного управления Конгресса приводятся только числа, графики и тенденции. Причины сложившейся ситуации остались за рамками доклада. Впрочем, они и так давно известны. Уже на стадии разработки проекты серии F-35 столкнулись с существенными затруднениями.

Главной проблемой проектов F-35A/B/C считается их чрезмерная сложность. От перспективного самолета, несмотря на изначальный курс на упрощение, требовали слишком многое. Кроме того, вместо одного истребителя планировалось сделать три унифицированных. В результате проект оказался слишком сложным и дорогим.

Основную массу технических и эксплуатационных проблем уже удалось решить, но часть ограничений сохраняется. Как следствие, эксплуатационные и оперативные показатели парка F-35 оказываются на недостаточном уровне. При этом стоимость техники и эксплуатации остаются высокими, а предпосылки к сокращению расходов отсутствуют.

Как будет развиваться ситуация в будущем, неизвестно. Но Пентагон продолжает закупку новых самолетов F-35A/B/C для трех родов войск. Объективные проблемы и ограничения разного рода не останавливают его, и перспективы такого перевооружения в целом понятны. ВВС, ВМС и КМП в средней перспективе должны будут получить все желаемые самолеты. Но какими будут показатели их боеготовности и реальные возможности – большой вопрос.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    21 февраля 2023 03:45
    (Зевая) Вообще-то если подумать головой(но это не для сектантов), то ничего удивительного в провале программы Ф-35 нет. Если учесть, что изначально концепт создавался как слабо видимый С ОДНОГО НАПРАВЛЕНИЯ истребитель-бомбардировщик для удара по ПВО, в угоду чему принесены ЛТХ, что даже не скрывалось... То это тупо развитие концепции Гроулеров-Праулеров. Кстати тоже могут нести боевую нагрузку и даже вести воздушный бой...
    Но потом у де Биллов шелкнуло в положение "напарить лоха" - и вылетела замечательная концепция - заменить самолетами РЭБ вообще ВСЕ, включая даже штурмовики... Итог немного ясен. Хотя сектантам, особенно в пустынях Азраиловки, там с водой туго, и если обычное туловище на 80% состоит из воды, то тамошняя секта Пингвинов - из тормозной жидкости, эту мысль не понять...
    Равно как и то, что плохо видимый С НОСА самолет прекрасно виден сверху или сбоку... А с обрезанными ЛТХ - для завоевания неба - ни разу не Ф-22 и тем более не семейство Су.
    1. -1
      21 февраля 2023 06:30
      А с обрезанными ЛТХ - для завоевания неба...

      А это зависит от того, как вам видится завоевание неба.
      Можно скопом в полторы тысячи самолетов попытаться выявить и разбить ПВО.
      Можно, как думают они, не влетая в зону ПВО, вернее находясь в зоне, где захват и (само)наведение ракеты имеют вероятность попадания 10% и менее, пускать ракеты по цели, вероятность поражения которой 50%. Вы же понимаете, что вероятность поражения (легкость сброса захвата) зависит от сигнатуры цели? И что обнаружение цели это совсем не то, что ее поражение?
      Подобные вещи неплохо моделируются, зная параметры самолетов, ракет и целей - но все, конечно, дураки и распильщики бюджета.
      Или все дураки и будут использовать машины - созданные по этой концепции - не по своим методикам, а по нашим? Догфайт например, с пушками, заход в хвост? Бомбардировки чугуниевыми бомбами до полного подавления ПВО?
    2. +1
      21 февраля 2023 08:29
      Цитата: Bingo
      то ничего удивительного в провале программы Ф-35 нет

      А что за провал программы?
      Цитата: Bingo
      То это тупо развитие концепции Гроулеров-Праулеров

      Да, именно так.
      Цитата: Bingo
      вообще ВСЕ, включая даже штурмовики

      Штурмовики заменены беспилотниками.
      Цитата: Bingo
      тамошняя секта Пингвинов - из тормозной жидкости, эту мысль не понять...

      Куда уж ВВС АОИ вас понять.
      Цитата: Bingo
      тем более не семейство Су.

      Куда уж ему до самолётов 50-летней давности.
      1. 0
        21 февраля 2023 09:47
        Цитата: Негритенок
        Куда уж ему до самолётов 50-летней давности.

        Т.е. Ф-35. которые с начала 80-х разрабатывались.
        Цитата: Негритенок
        Штурмовики заменены беспилотниками.

        Вот ща А-10 удивились!
        Цитата: Негритенок
        Куда уж ВВС АОИ вас понять.

        Тормозной жидкости много, хотя одно возобновление производства дог файтера Ф-16 должно намекать
        1. 0
          21 февраля 2023 10:25
          Цитата: Bingo
          Т.е. Ф-35. которые с начала 80-х разрабатывались

          Если считать от начала разработки двигателя то да, так и получается. Как там с двигателями Су-57 дела?
          Цитата: Bingo
          Вот ща А-10 удивились!

          Не удивились, ВВС они бесят с самого начала. Их согласились сделать, поскольку армейские заявили, что если авиаторы будут на них плевать и дальше, они заведут себе отдельную авиацию. Чем заканчивается штурмовка в современных условиях как раз СВО показывает очень хорошо.
          Цитата: Bingo
          хотя одно возобновление производства дог файтера Ф-16 должно намекать

          Ну так пингвин кому попало не продают, и даже так он в дефиците.
          1. +2
            21 февраля 2023 11:12
            Цитата: Негритенок
            Если считать от начала разработки двигателя

            ...то с Ф-35 ситуация еще дольше. Кстати, и сейчас у Су-57 крейсерский сверхзвук, как с этим дела у Пингвина? а то он просто мало того, что провалившийся проект, так еще и не 5-го поколения получился - это необходимое, но невыполненное, условие
            Цитата: Негритенок
            Ну так пингвин кому попало не продают

            Логику тут найти невозможно, потому как Ф-16 производство возобновили для армии США - видать как раз ей и не продают laughing
            1. +2
              21 февраля 2023 14:10
              Цитата: Bingo
              то с Ф-35 ситуация еще дольше

              Нет, как раз с 81-го года.

              Цитата: Bingo
              Кстати, и сейчас у Су-57 крейсерский сверхзвук, как с этим дела у Пингвина?

              Американцы не могут себе позволить заниматься настолько наглым мухлежем, как "крейсерский режим" в котором дальность падает в 2+ раза. Всё-таки им нужно продавать самолёт, в отличие от.
              Цитата: Bingo
              потому как Ф-16 производство возобновили для армии США

              1. Под "возобновлением" имеется в видуперенлс производства фалконов в Калифорнию из Техаса. Потому что завод в Техасе занят производством вы не поверите чего.
              Цитата: Bingo
              производство возобновили для армии США

              У армии свои самолёты? Интересные новости.

              Что до ВВС, то новых фалконов не вижу. В Калифорнии работы по контрактам с Бахрейном, Словакией, Болгарией, Марокко. По крайней мере когда была это новость 3 года назад.
              1. +4
                21 февраля 2023 18:45
                Цитата: Негритенок
                Американцы не могут себе позволить заниматься настолько наглым мухлежем, как "крейсерский режим" в котором дальность падает в 2+ раза.

                F-22 ржет в голос
                1. +3
                  21 февраля 2023 18:58
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  F-22 ржет в голос

                  Да? Интересно, что это с ним.
                  1. +4
                    21 февраля 2023 22:40
                    Сверхзвуковой крейсерский бесфорсажный режим
                    1. +1
                      22 февраля 2023 07:28
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      Сверхзвуковой крейсерский бесфорсажный режим

                      Никто точно не знает, что это такое и зачем это вообще может быть нужно. Истребитель - не Конкорд. Обгонять звук научились ещё деды, а как происходит подача в двигатель топлива - второстепенная деталь.
                      1. +2
                        23 февраля 2023 21:10
                        Цитата: Негритенок
                        Никто точно не знает, что это такое и зачем это вообще может быть нужно.

                        Бред не пишите пожалуйста. Сверхзвуковой крейсерский бесфорсажный режим - это способность развивать сверхзвуковую скорость не выходя на режим форсажа, в котором резко возрастает расход топлива. И это - одна из важных "фишек" F-22. которая колоссально снижает время реагирования, и увеличивает боевой радиус самолета
                      2. +1
                        23 февраля 2023 22:55
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        в котором резко возрастает расход топлива. И это - одна из важных "фишек" F-22. которая колоссально снижает время реагирования, и увеличивает боевой радиус самолета

                        Беда в том, что это мало снижает время реагирования и кратно уменьшает боевой радиус самолёта - так как на сверхзвуке расход топлива кратно возрастает. Законы физики не обманешь, это же не мультики про гиперзвуковые ракеты.

                        "Бесфорсажный сверхзвук" означает, что топливо в этом режиме идёт не в форсажную камеру, а в турбину обычным образом. Что за счёт увеличения двигателя (его веса, диаметра, худших взлетно-посадочных характеристик) позволяет увеличить его КПД в сверхзвуковом режиме. Как раз идея упоминавшегося Конкорда, конец 60-х годов. Есть ли смысл в таком решении на истребителе вообще и истребителе-бомбардировщике в особенности? Да в общем-то нет. Если есть - пусть будет, но в целом толку немного.

                        Скажу больше, сверхзвуковые режимы в текущих условиях гораздо менее важны, чем в былые годы.
  2. +4
    21 февраля 2023 09:00
    В общем, подтверждается то, что было понятно изначально - грандиозный распил бюджета и ничего более. Пожелаем матрасникам вообще и фирме "Локхид", в частности - творческих узбеков)))
  3. +2
    21 февраля 2023 09:59
    Имхо. Главное - что ЮСА открыто публикуют эти, секретные для других стран, сведения.

    Ну а проблемы у нового поколения самолетов, маленьких стелс бомберов-истребителей с грузоподъемностью больших 2х двигательных, неизбежны.

    ПРичем в наших СМИ - это якобы провал, а для Израиля, Турции, Европы - это успех и предел мечтаний
    1. 0
      22 февраля 2023 19:48
      Якобы, это самое козырное слово у журналистов ВО laughing
      "Главное - что ЮСА открыто публикуют" !!!
  4. +1
    21 февраля 2023 14:08
    Цитата: tsvetahaki
    Можно, как думают они, не влетая в зону ПВО, вернее находясь в зоне, где захват и (само)наведение ракеты имеют вероятность попадания 10% и менее, пускать ракеты по цели, вероятность поражения которой 50%.


    А с чего вероятность поражения наземной цели составит 50%? Из каких расчетов?
    ЗРК большой дальности работают в связке с ЗРК малой дальности, которые и будут работать по этим ракетам. А ракеты эти должны быть довольно габаритны (поскольку должны иметь большую дальность, превосходящую дальность ракет ЗРК) и потому удобны для перехвата. Так что не факт, что сработает. Ну и плюс РЭБ и РЭП в придачу.

    Думать можно что угодно, но гладко лишь на бумаге.
  5. 0
    21 февраля 2023 14:14
    Цитата: Bingo
    Логику тут найти невозможно, потому как Ф-16 производство возобновили для армии США - видать как раз ей и не продают


    Да нет, логика как раз есть. Для себя - проверенную временем "рабочую лошадку", а лохам иностранным - дорогущую игрушку, которую разве что на парадах показывать.
    Хотел бы я посмотреть на генерала ВВС какой-нибудь европейской страны, когда он будет принимать решение об отправке "боевого пингвина" на реальную миссию. Холодным потом и крупными мурашками спина покроется при мысли о возможной потере столь дорогой и пафосной боевой единицы в реальной операции... прощай погоны, прощай карьера, однако...
    1. +1
      21 февраля 2023 15:22
      Цитата: Illanatol
      Для себя - проверенную временем "рабочую лошадку", а лохам иностранным - дорогущую игрушку, которую разве что на парадах показывать.

      1. Главный эксплуатант пингвинов, естественно, USAF.
      2. Он стоит примерно как Ф18. Дороже Ф16, но не слишком.
      3. В европейских конкурсах участвует и пингвин, и остальные самолёты, как американские, так и европейские.
      4. Что за боевые миссии?
  6. +1
    21 февраля 2023 22:54
    Человек я в основном добрый. Но почему то любая плохая новость из тана поднимает мне настроение))

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»