«Каир» – не город, а корабль-музей

78
«Каир» – не город, а корабль-музей
Броненосец «Каир», фото 1862 года


«Обыкновенно бывает, что если земля приняла семя,
или море корабль, или какой-либо сосуд пищу или питье,
и если будет повреждено то, в чем посеяно,
или то, в чем помещено»…

Третья книга Ездры, 9:34

Корабли-музеи. Когда началась Гражданская война в США, то, как известно, обе стороны – и северяне, и южане, озаботились созданием речных боевых кораблей, которые и построили в очень большом количестве. Правда, у северян было больше возможностей, и корабли у них были совершеннее. Причем, по своей конструкции это были совершенно уникальные корабли – корпус у них был деревянный, но сверху прикрыт металлической броней. То есть дерево в этих кораблях успешно сопрягалось с металлом, при этом прочность их была такова, что они выдерживали десятки попаданий пушечных ядер без особого вреда для себя. Одним из первых таких американских броненосных кораблей, построенных в начале Гражданской войны в США, и стал броненосец «Кейро» («Каир») – головной корабль из серии судов класса «Сити», названный в честь Каира – города в районе Южного Иллинойса, известного как Маленький Египет.




Карта речного бассейна самых крупных рек США, которая наглядно показывает большую роль речного флота в годы Гражданской войны

«Каир» был построен компанией James Eads and Co. в Маунд-Сити, в штате Иллинойс, в 1861 году по контракту с Военным министерством США. Действовать он начал в составе Западной флотилии канонерских лодок армии Союза, которой командовал лейтенант ВМС США Джеймс М. Причетт.

«Каир» служил в составе Западной армейской флотилии канонерских лодок на реках Миссисипи и Огайо и их притоках, пока 1 октября 1862 года не был передан военно-морскому флоту вместе с другими речными канонерскими лодками.

В начале июня 1862 года он подверг обстрелу гарнизон Конфедерации в форте Пиллоу на Миссисипи, который после этого сдался, что позволило силам Союза занять Мемфис. 6 июня 1862 года «Каир» в составе семи кораблей Союза вел бой с восемью канонерскими лодками Конфедерации у Мемфиса. Во время этого боя пять противоборствующих канонерских лодок были потоплены или выбросились на берег; две были серьезно повреждены, а одной удалось спастись. Той же ночью войска Союза заняли город.

«Каир» вернулся к патрулированию Миссисипи и плавал по ней вплоть до 21 ноября, когда его отправили в экспедицию к реке Язу. 12 декабря 1862 года, готовясь к атаке на Хейнс-Блафф, «Каир» наткнулся на «торпеду» (так тогда называли подводные мины), взорванную добровольцами, прятавшимися на берегу реки. Затонул корабль за 12 минут. Однако все члены его экипажа успели с него спастись!


Бой между речным флотом Конфедерации и броненосцами федеральных войск возле форта Пиллоу, Теннесси, 10 мая 1862 года. Корабли Конфедерации, изображенные справа

Вооружение «Каира» было типичным для боевых судов театра военных действий на Миссисипи. Поскольку строились эти корабли в большой спешке, на них сначала ставились любые орудия, которые удавалось найти, а впоследствии по возможности они уже заменялись на более мощные. У «Каира» меняли вооружение в течение всего срока службы корабля. Причем это относилось ко всем кораблям класса «Сити», так что снабжение их боеприпасами было весьма нелегким делом.


Броненосцы северян атакуют врага. Иллюстрация 1862 года из еженедельника «Харпетс Уикли»

Прежде всего, на них стояли 8-дюймовые (203-мм) гладкоствольные орудия Дальгрена. Они считались довольно современными, но большая часть другого вооружения была явно устаревшей. Например, это относится к 32-фунтовым орудиям или 42-фунтовым корабельным орудиям. Это были старые гладкоствольные орудия, в стволах которых были сделаны нарезы. При этом они по-прежнему заряжались с дула, но стреляли продолговатыми снарядами с «медной тарелкой» на донце снарядов, игравшей роль обтюратора. Эти 42-фунтовые орудия вызывали особое беспокойство у военачальников, поскольку они были конструктивно слабее и более склонны к взрыву, чем специально изготовленные нарезные пушки.


Внешний вид «Каира» в музее Виксбурга в 2010 году

Серьезной опасностью в речной войне являлся… абордаж. Противостоять ему должны были специальные 12-фунтовые гаубицы.

А вот как «Каир» был вооружен в январе 1862 года: три 8-дюймовых гладкоствольных орудия, шесть 42-фунтовых нарезных орудий, шесть 32-фунтовых нарезных орудий, одно 12-фунтовое нарезное орудие, три 8-дюймовые гладкоствольные пушки. То есть в целом это была самая настоящая плавучая батарея, способная вести исключительно сильный артиллерийский огонь. Вот только против мин этот корабль был совершенно бессилен.


Мемориальная табличка у входа в музей

После того, как броненосец был подорван и затонул, место его гибели забылось.

Корпус потихоньку покрывался илом и песком, так что в итоге погруженный в речную грязь, «Каир» превратился в самую настоящую «капсулу времени», в которой все ее уникальные исторические артефакты были защищены от коррозии и биологического разрушения толстым слоем ила. Причем, когда корабль захотели найти, выяснилось, что местные жители не знали точного его местонахождения, а оставшиеся в живых члены его экипажа и вовсе не могли ничего об этом сказать.

И вот, изучив карты Гражданской войны, Эдвин С. Беарсс из Национального военного парка Виксбург решил его поискать при помощи… простого магнитного компаса. И… нашел его в 1956 году. В 1960 году с корабля были извлечены многочисленные артефакты, в том числе рулевая рубка и 8-дюймовая пушка, которые отлично сохранились в грязи реки Язу. При поддержке штата Миссисипи, сенатора штата Х. В. Купера и местных властей, корабль со дна реки подняли и превратили в музей.


Корабль частично восстановлен, чтобы можно было более наглядно представить себе его устройство

Сегодня он находится в Национальном военном парке Виксбург. Был построен деревянный каркас, чтобы поддерживать то, что от него осталось. Причем подъем его сам по себе оказался исключительно сложным делом. Сначала хотели поднять его целиком. Но в октябре 1964 года, когда 3-дюймовые тросы, используемые для подъема «Каира», глубоко врезались в его деревянный корпус, стало ясно, что на воздухе он непременно разломится. Поэтому было принято решение разделить «Каир» на три части.

К концу декабря потрепанные останки корабля погрузили на баржи и отбуксировали в Виксбург, в штате Миссисипи, а летом 1965 года они были переведены на верфь «Ингаллс» на побережье Мексиканского залива в Паскагуле. Там все детали корабля поочередно снимались, очищались от грязи и ржавчины и консервировались. Две паровые машины разобрали, почистили и заново собрали. Секции корпуса были скреплены внутренними распорками, при этом их постоянно поливали водой, чтобы не допустить коробления и деформации деревянных конструкций, сделанных, как выяснилось, из белого дуба.


Командирская рубка

Только 3 сентября 1971 года «Каир» был внесен в Национальный реестр исторических памятников.

В 1972 году Конгресс США принял закон, по которому Служба национальных парков получала право собственности на «Каир» и могла использовать его для демонстрации в Национальном военном парке Виксбург. Запаздывание с финансированием проекта задержало его реализацию до июня 1977 года, когда судно было перевезено в парк и установлено на бетонном фундаменте возле национального кладбища Виксбурга. Укрытие для судна было построено в октябре 1980 года, а в ноябре состоялось открытие музея.


Бортовая броня и орудийные порты

Артефакты с «Каира» представляют настоящую сокровищницу оружия, боеприпасов, различного военно-морского инвентаря и личного имущества моряков, служивших на его борту. Ведь когда корабль тонул, они же все оставили и бросались за борт в одной только одежде.

Правда, поскольку «Каир», хотя и находится под крышей, но открыт для воздействия свежего воздуха, его состояние из-за воздействия стихии… и птичьего помета понемногу ухудшается.

Но этот памятник боевым кораблям Гражданской войны в США не единственный. Кроме него, такими памятниками являются «Монитор», «Нейус» и «Мускоги».


Конечно, деревянные части судна от времени очень сильно пострадали…


Корма


Внутреннее гребное колесо


Гребное колесо и ведущее коромысло


Паровые котлы


Одна из двух паровых машин


Орудийная палуба


Одно из орудий


Орудие и броня из рельсов


«Каир» в парке Виксбурга в 2018 году
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    25 февраля 2023 04:43
    Спасибо Вячеслав Олегович! Канонерская лодка достаточно футуристично выглядит - ничего общего с парусными судами той эпохи.
    Всем доброго дня!!!
  2. +8
    25 февраля 2023 05:10
    Североамериканский кобуксон.
    Броня из совсем узких полос, оказывается у него. Чугун?
    1. +9
      25 февраля 2023 05:48
      Цитата: тлауикол
      Чугун?

      Чугун металл хрупкий. Какая-то науглероженная сталь. Или что-то слегка легированное...
    2. +12
      25 февраля 2023 06:34
      Североамериканский кобуксон.


      Да, что-то общее безусловно есть. smile

      1. +7
        25 февраля 2023 17:01
        А вот как «Каир» был вооружен в январе 1862 года: три 8-дюймовых гладкоствольных орудия, шесть 42-фунтовых нарезных орудий, шесть 32-фунтовых нарезных орудий, одно 12-фунтовое нарезное орудие, три 8-дюймовые гладкоствольные пушки.

        Состав вооружения наводит на мысль - "я его слепила из того, что было"... request
        Серьезной опасностью в речной войне являлся… абордаж. Противостоять ему должны были специальные 12-фунтовые гаубицы.

        Создается ощущение, что даже не абордаж, а предшествующий ему таран. hi Коллектив авторов под общим предводительством многоуважаемого профессора Каторина в своем труде "Уникальная и парадоксальная военная техника" (начало 2000-х, книга писалась в эпоху до-интернета, поэтому может содержать ошибки) упоминает о таранах на реках США во время их Гражданской войны. Пушки были несовершенны в то время, и таранный удар имел место в военной науке до начала XX века. Например, в бою на Хэмптонском рейде в 1862-м году броненосец южан "Вирджиния" попытался таранить "Монитор" северян, ибо враги осыпали друг друга снарядами, но не смогли нанести друг другу крупных повреждений! Не получилось таранить тогда.
        А битва при Лиссе в 1866-м году была, во многом, выиграна австрийцами именно из-за утопления тараном итальянского флагмана.
        Еще мужественный момент из того сражения - огромный австрийский деревянный линкор "Кайзер" наваливается на итальянский броненосец. Утопить не утопил, но крови попортил изрядно!



        А вот абордаж могу навскидку вспомнить лишь один раз - в ответ на таран именно. В 1879-м году в Битве при Икике перуанский монитор "Уаскар" таранил чилийский корвет "Эсмеральда". Как писал профессор Каторин сотоварищи, "капитан чилийского корабля Артуро Прат решил ответить на древний способ атаки - таран - еще более древним способом - абордажем". Он взмахнул палашом, крикнул: "Ребята, за мной!", и ловко перескочил на борт монитора. Команда его не услышала, потом отговаривались - "мол, в грохоте битвы ничего было не разобрать". За ним последовали всего два матроса. Монитор дал задних ход, обнажая пробоину, корвет затонул, а троица абордажников была убита...



        "Смерть Артуро Прата", (Thomas Somerscales, 1880).

        На борту "Уаскара" тогда находился перуанский командующий - Мигель Грау. Он настолько благородно отнесся к своему противнику, что вдове вернули тело, все награды-регалии и даже доску пола монитора, на которой он был убит.
        Сам Грау после этого прожил не долго. Через пять месяцев он погибнет в сражении, а монитор "Уаскар" будет захвачен чилийцами. Теперь это корабль-памятник в Талькауано.



        А капитан-абордажник Артуро Прат стал чилийским национальным героем, и в его честь регулярно называются чилийские военные корабли.
        1. +3
          25 февраля 2023 17:46
          А капитан-абордажник Артуро Прат стал чилийским национальным героем
          А Горацио Нельсон - британским. И оба, на мой взгляд, претенденты на премию Дарвина. Посмертно.
        2. +5
          25 февраля 2023 18:24
          к слову, Уаскар", конечно, монитор, но не такой уж и низкобортный request
          1. +3
            25 февраля 2023 19:05
            Первый монитор конфедератов "в девичестве" был вообще паровым фрегатом "Мерримак". Что интересно, автором проекта "Уаскара" стал Купер Фиппс Кольз, родоначальник концепции "корабля вокруг пушки".
            1. +2
              26 февраля 2023 19:27
              Первый монитор конфедератов "в девичестве" был вообще паровым фрегатом "Мерримак".

              Не совсем точная формулировка. Да, это был фрегат северян "Мерримак", который сожгли, потом конфедераты его подняли и надстроили до броненосца, получившего имя "Вирджиния". Именно в таком виде он и принял участие в знаменитом бою.
              По структуре, видимо - аналог "Каира", только что с винтовым движителем.


              Но это был изначально броненосец, а не монитор. Отличительные черты классический класс кораблей "монитор" (простите за "масло масляное") получил именно от своего родоначальника. Низкий борт, сильное бронирование, одна башня главного калибра с двумя орудиями.
              Что не помешало потом американцам строить мониторы с двумя, и даже с тремя башнями, и - пересекать на них Атлантику! Монитор "Миантономо", например, доплыл с американской делегацией аж до Санкт-Петербурга, и пришел обратно в США.
              Такие корабли были очень популярны во время постройки броневого флота на Балтике нашими в 1860-х годах. Например, броненосные башенные лодки типа «Ураган», построенные по образцу американского "Монитора". Вот, лодка "Единорог".


              Из них сохранилась чудом одна - монитор "Стрелец", который перестроен в дебаркадер, и стоит у Кронштадтского морского завода. Если Ксюша Шойгу со своим проектом "Остров фортов" его реконструирует - будет замечательно. Вот он:



              Тип морских мониторов был и в Англии на рубеже веков. Отличительные черты - низкая скорость, одна башня с двумя очень мощными орудиями. Монитор "Эребус", который засветился у нас на Балтике во время Гражданской войны, принимал участие и во Второй Мировой:

              1. +2
                26 февраля 2023 19:27
                Однако с речными мониторами конца 19 - середины 20 веков все сложнее. По сути, так назывались большие речные канонерские лодки, с низким бортом, вооруженные крупнокалиберными орудиями. Самая сильная "мониторная флотилия" на реках была в СССР - Амурская. Количество башен могло отличаться.

                Монитор "Ленин". Четыре башни главного калибра.
        3. +2
          26 февраля 2023 00:37

          А капитан-абордажник Артуро Прат стал чилийским национальным героем, и в его честь регулярно называются чилийские военные корабли.

          Броненосец "Капитан Прат"


          Лёгкий крейсер "Капитан Прат"
          1. +2
            26 февраля 2023 00:43
            На борту "Уаскара" тогда находился перуанский командующий - Мигель Грау.


            Перуанцы в честь своего адмирала тоже называли корабли.

            Лёгкий крейсер "Альмирание Грау"
            1. +1
              26 февраля 2023 19:28
              Перуанцы в честь своего адмирала тоже называли корабли.

              Именно так, Дядя Костя! yes
        4. +1
          26 февраля 2023 19:36
          Цитата: Пане Коханку
          Состав вооружения наводит на мысль - "я его слепила из того, что было"..

          Уважаемый Пане Коханку. такой мысли не было, этот проект был разработан на основе идей James B. Eads, но к сожалению об этом в статье нет не слова. Если бы уважаемый автор уделил этому внимание, было бы понятно для чего строились и как вооружались эти корабли.
          1. +1
            26 февраля 2023 20:19
            Уважаемый Пане Коханку. такой мысли не было, этот проект был разработан на основе идей James B. Eads, но к сожалению об этом в статье нет не слова. Если бы уважаемый автор уделил этому внимание, было бы понятно для чего строились и как вооружались эти корабли.

            Здравствуйте, многоуважаемый Игорь! К сожалению, я не шибко умен в поиске англоязычных источников, за что Вам спасибо за дополнение! good Да, соглашусь с Вами полностью. yes С уважением, Николай! drinks
            1. +2
              26 февраля 2023 21:02
              История таких кораблей, по "своему очень интересна". drinks
    3. +12
      25 февраля 2023 08:16
      Цитата: тлауикол
      Североамериканский кобуксон.
      Броня из совсем узких полос, оказывается у него. Чугун?

      Чугунными рельсы в США стали катать во второй четверти позапрошлого века. В годы гражданской войны ССША против Конфедерации применялись рельсы из железа (низкоуглеродистый стали).
      1. +3
        25 февраля 2023 13:56
        Чугунными рельсы в США стали катать во второй четверти позапрошлого века.

        Чугунные катаные рельсы? С 1820 года стали катать рельсы из кованого железа. А вот о прокатке чугуна в те далекие времена история сведений не сохранила. Поделитесь источником.
        1. +7
          25 февраля 2023 14:35
          Там наверно имелась в виду известная с 12 века цементация - у рельс науглероживанием при отливе или в печке поверхностный слой превращают в "чугун". Сейчас такое пробуют делать с помощью мощных лазеров.
          https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8
          1. +2
            25 февраля 2023 14:49
            Там наверно имелась в виду известная с 12 века цементация

            Об упрочнении рельсов методом поверхностной закалки в те далекие времена история тоже информации не сохранила. Такие технологии появились в XX веке.
            1. +4
              25 февраля 2023 16:08
              Если только не совмещали газовую цементацию со сваркой в сварочной печи.
              Вообще надо справки наводить по такому вопросу индустриальной археологии и всякие интересные книжки читать по теме, вроде "Timber, Sail, and Rail".
              https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-proizvodstva-rels-nizhnevyksunskogo-zavoda-v-pervoy-polovine-xix-v

              https://en-m-wikipedia-org.translate.goog/wiki/Railway_archaeology?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc
        2. +1
          25 февраля 2023 15:20
          Интересно, что имел ввиду организм, поставивший минус? Или это исключительно на почве личной неприязни, так сказать вековая ненависть олигофрена к нормально мыслящему?
        3. +6
          25 февраля 2023 15:35
          Не судите строго - описался. Чугун насколько я понимаю льют в форму. Железо можно ковать и прокатывать.
          Я больше о том, что первые рельсы были из железа, сначала кованные потом полученные путем проката. Чугунные появились позже.
          1. +5
            25 февраля 2023 15:49
            Чугунные появились позже.

            Чугунные как раз появились раньше. Сперва ленточные - чугунная полоса, закрепленная на деревянном основании. Потом L-shaped rail.



            А потом уже кованое железо.
      2. 0
        26 февраля 2023 20:12
        Цитата: Коте пане Коханка
        В годы гражданской войны ССША против Конфедерации применялись рельсы из железа (низкоуглеродистый стали).

        Можно делать разные выводы, но если исходить из технического проекта на этом корабле для бронирования использовалось "Charcoal iron".
  3. +13
    25 февраля 2023 06:04
    Всем доброго утра и хорошего дня! smile
    Очаровательный плавучий сарай с железнодорожными рельсами и чугунными пушками невольно вызывает снисходительную улыбку, но... дело своё он сделал и в историю вошел вполне заслуженно. soldier
    памятниками являются «Монитор», «Нейус» и «Мускоги».

    Из трёх названных, нашелся только "Монитор".


    Вячеславу спасибо, как и всегда. good
    1. +7
      25 февраля 2023 08:33
      Очаровательный плавучий сарай с железнодорожными рельсами
      Конфедераты и тюками с хлопком свои корабли блиндировали.
      1. +11
        25 февраля 2023 17:01
        Конфедераты и тюками с хлопком свои корабли блиндировали
        Во время нашей ГВ на вооружённых пароходах волжской флотилии и белые и красные тоже пользовались защитой из тюков хлопка. В начале нулевых, когда в моей конторе на нашем баллистическом стенде отрабатывали для МВД глушитель , пользовался пулеулавливателем, состоящим из трубы с обрезками кевлара. Пуля из АК-74 с начальной скоростью 1000 м/с в нём закручивается в кокон на расстоянии 20-30 см и останавливается, при этом остаётся абсолютно целой, что важно для экспертизы. Принцип тот же, что и у тюка хлопка.
        1. +4
          25 февраля 2023 17:51
          Я знаю, пробковые койки по бортам из того же разряда.
          1. +4
            25 февраля 2023 19:29
            Я знаю, пробковые койки по бортам из того же разряда.
            Ну это от безысходности, чтобы мелкие осколки потеряли убойную силу. Наиболее эффективен волокнистый материал, а в пробку осколок не завернётся.
            1. +2
              25 февраля 2023 20:15
              Ну это от безысходности
              Почему же? Вполне эффективное средство от картечи, да от шрапнели.
    2. +7
      25 февраля 2023 10:35
      Из трёх названных, нашелся только "Монитор".

      Это не "Монитор", это макет "Монитора". Сам корабль целиком поднять не смогли, только некоторые части. Чтобы сохранить находящиеся на дне останки корабля от "черных дайверов", место и площадь вокруг него, квадрат километр на километр, объявлены Национальным заповедником, а сам "Монитор" - национальным историческим памятником.
    3. +7
      25 февраля 2023 11:03
      Кроме него, такими памятниками являются «Монитор», «Нейус» и «Мускоги»

      Из трёх названных, нашелся только "Монитор".

      Дело в том, что кораблей - музеев CSS Muscogee и CSS Neuse как таковых нет. Есть их отдельные части, выставленные в музеях.



      Это некоторые деревянные детали CSS Muscogee в National Civil War Naval Museum.



      Нижняя часть корпуса CSS Neuse в историческом музее Северной Каролины.
    4. +13
      25 февраля 2023 11:49
      Очаровательный плавучий сарай с железнодорожными рельсами и чугунными пушками невольно вызывает снисходительную улыбку,

      ,,,для своего времени норм было. А как тебе минные лодки?


      1. +11
        25 февраля 2023 13:26
        Привет, Сергей! hi
        Лодки хороши и, видать, были вполне эффективны.

        Минный катер «Давид» атакует броненосец «Нью Айронсайдз», Чарльстон, октябрь 1863 г.


        А я-то чуть ли не с детства считал, что Шестовая мина, это наше изобретение, стал быть опять наврали, как и с пресловутым слоном. laughing
        1. +11
          25 февраля 2023 14:53
          Цитата: Морской Кот
          А я-то чуть ли не с детства считал, что Шестовая мина, это наше изобретение

          Вроде как и правда наше. smile
          В середине сентября 1862 г на Балтийском флоте проходили необычные учения. К шхуне "Метеор", стоявшей на якоре, медленно подходила броненосная канонерская лодка "Опыт" с необычным тараном. Он представлял собой пороховой заряд весом до полутора пудов, который крепился к концу 15-метрового бревна (шпирона), служившего продолжением форштевня броненосной лодки. Когда дистанция между судами сократилась до нескольких метров, на "Метеоре" раздался сильный взрыв, а "Опыт" отошел от подорванного им корабля, не получив повреждения.
          Так в русском флоте были проведены испытания нового оружия. Его назвали минным тараном.
          Докладывая в Морское ведомство о результатах проведенных испытаний, председатель комиссии адмирал Г.И. Бутаков писал:
          "Всеми этими опытами Комиссия под моим председательством пришла к убеждению, что идея миноносных судов заготовляет нам возможность иметь самое сильное оружие из всех досель придуманных, а заряд в 1 пуд произведет страшное разрушение в неприятельском судне при совершенной безопасности от этого для минного судна" (ЦГА ВМФ, ф. 807, оп. 1, д. 58, л. 265).

          Степанов Ю. Г., Цветков И. Ф. Эскадренный миноносец «Новик». Л.: Судостроение, 1981
          Вика утверждает, что это первое испытание такого оружия.
          Американцы применили шестовые мины в боевых условиях только через год. Влиял ли опыт русских испытаний на проектирование и строительство американских минных катеров, сказать не берусь.
          1. +8
            25 февраля 2023 15:39
            Лодки хороши и, видать, были вполне эффективны.

            Учитывая Дядя Костя, что первая успешная атака Давида, стала последней доя его самого и его экипажа? Спорно, хотя на войне все средства хороши!
            1. +1
              26 февраля 2023 00:48
              Учитывая Дядя Костя, что первая успешная атака Давида, стала последней доя его самого и его экипажа? Спорно, хотя на войне все средства хороши!

              Вы ошибаетесь. После успешной атаки на New Ironsides CSS David повреждений не получил, только котел потух. Рулевой и помощник механика котел зажгли и увели корабль в безопасное место. Два человека экипажа, которые поддались панике и сбежали с корабля, попали в плен.
          2. +2
            25 февраля 2023 21:27
            Вроде как и правда наше.

            Роберт Фултон -1810 год. Только по английски называется Spar torpedo.
            1. +2
              25 февраля 2023 22:07
              Иногда за мишурой истории забывается, что городок Фултон славен не памфлетом "великого прьемера", а местом рождения великого инженера.
              1. +1
                25 февраля 2023 23:27
                Если Вы имеете ввиду Роберта Фултона, то он родился не Фултоне (штат Миссури) где Черчиль выступал, а в городке Little Britain (штат Пенсильвания).
                Кстати, кроме упомянутого Фултона в США еще как минимум 17 населенных пунктов с таким названием, но ни один из них никак с Фултоном не связан.
      2. +8
        25 февраля 2023 17:13
        ,,,для своего времени норм было. А как тебе минные лодки?

        Сергей, между прочим, Ваша тема! wink
        "H.L. Hunley". В Большой Советской Энциклопедии почему-то называлась "Давид". Первая подлодка, осуществившая удачную (в вместе с тем, неудачную!) атаку. Поднята, исследована... what Вам и карты в руки! drinks
        1. +1
          26 февраля 2023 19:24
          Американы в этом смысле молодцы. На свою историю деньги находят
  4. +15
    25 февраля 2023 08:36
    Какая красотищща! Жалко, что вряд ли получится увидеть живьем.
    1. +15
      25 февраля 2023 10:23
      Какая красотищща!
      Это да..
      Жалко, что вряд ли получится увидеть живьем.
      Ну,хоть так увидеть,и то хлеб..
      1. +10
        25 февраля 2023 17:14
        Ну,хоть так увидеть,и то хлеб..

        Можем попросить "Нагана" или "Айслорда" туда съездить. Они как раз в США живут. drinks
    2. +10
      25 февраля 2023 15:42
      Цитата: mmaxx
      Какая красотищща! Жалко, что вряд ли получится увидеть живьем.

      Я очень долгое время искал сборную модель броненосца времен гражданский войны в США, увы, что есть на «рынке» уже готовое и очень дорого.
      1. +7
        25 февраля 2023 19:06
        Цитата: Коте пане Коханка
        что есть на «рынке» уже готовое

        Есть сборная модель из бумаги! Не то, конечно,но все-таки... Корпус можно сделать по технологии ваку-форм, а все остальное - перевести бумагу в пластик!
  5. +14
    25 февраля 2023 08:53
    Спасибо!
    Удивляет, что деревянные элементы всё же сохранились. Видно, что время над ними потрудилось, но всё же не смогло превратить в тлен.
    Интересно, современные (относительно, конечно) деревянные части делали по технологиям 19-го века?
    1. +11
      25 февраля 2023 09:07
      Цитата: Fangaro
      Интересно, современные (относительно, конечно) деревянные части делали по технологиям 19-го века?

      Похоже нет. Клееный брус, ламинат, блестящие болты, оцинкованные уголки... На него же туристов не пускают, а издаля не видно. Но видно на фото wassat Пипл хавает, этого достаточно. Но общее представление о конструкции даёт.
    2. +6
      25 февраля 2023 09:14
      Удивляет, что деревянные элементы всё же сохранились.
      "Васа" в три раза дольше в воде пролежал, однако...
      1. +6
        25 февраля 2023 10:20
        Ил служит консервантом, солнечный свет не проникает и что-то ещё, уже не помню.
        1. +7
          25 февраля 2023 15:23
          «Каир» был построен компанией James Eads and Co. в Маунд-Сити, в штате Иллинойс

          В дополнение к казематным броненосцам, описанным выше, Джэймс Идз также несет ответственность за изготовление казематных броненосцев-таранов «Чоктау» и «Лафанет», а также двух речных мониторов типа «Неошо» («Неошо» и «Осэйг»), трех из четырех мониторов типа «Милуоки». Таким образом, из 18 броненосцев северян Идз построил 13. Заводы Идза не простаивали ни одного дня войны — вот это бизнес!
        2. +9
          25 февраля 2023 15:31
          Он потому и стоит под шатром что дерево под воздействием света трескается (даже в жарких пустынях).
          С деревом в очень сухом воздухе пустыни происходит вот такое вот (а там ослабленная пребыванием в иле древесина):
          [media=https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8F-namib-31363717.jpg]
  6. +14
    25 февраля 2023 09:02
    Кому интересно - на тему истории броненосных кораблей есть шикарнейшая монография Оскара Паркса
    https://www.rulit.me/author/parks-oskar
    1. +13
      25 февраля 2023 12:17
      За что можно любить раздел комментарии, так за возможность получить дельную ссылку. Спасибо.
    2. 0
      26 февраля 2023 19:26
      Весьма занимательное чтиво. Интересно все как раз в развитие. В т. ч. Не побрезговал и по нашим кораблям и Цусиме. Имею всего Паркса. Хвастану.
  7. +15
    25 февраля 2023 10:24
    Присоединяюсь ко всем словам благодарности,прозвучавшим от форумчан в адрес автора!Добавить нечего.Спасибо!
  8. +14
    25 февраля 2023 10:35
    Цитата: paul3390
    Кому интересно - на тему истории броненосных кораблей есть шикарнейшая монография Оскара Паркса
    https://www.rulit.me/author/parks-oskar


    Спасибо!
  9. Комментарий был удален.
  10. BAI
    +12
    25 февраля 2023 11:52

    Каир идет первым. Сзади остальные братья
  11. +11
    25 февраля 2023 12:17
    На такой шаланде только по рекам плавать, ходить по морям у нее плавучести не хватит, утюг для расправы с аборигенами, одна торпеда или мина и лежать ей на дне...
    1. +7
      25 февраля 2023 14:18
      одна торпеда или мина и лежать ей на дне...

      Это, конечно, верно -- одной торпеды им за глаза, болезным. Весь вопрос только в том -- где её взять, эту торпеду? laughing Да и мины тогда были -- сплошные слёзы "сиротки Хаси", одно удовольствие подрываться, потерь нет, а дырка есть, значит домой , корапь на ремонт, а братва к девкам портовым, чем не война? wink
      И с аборигенами они не воевали, индейцы что, ду ра ки что ли, в воду под пушки лезть. Не, с ними воевали по старинке -- "пешим по конному", а уж с новыми-то технологиями, это исключительно с уважением и между собой. yes
      1. +8
        25 февраля 2023 15:16
        На такой шаланде только по рекам плавать, ходить по морям у нее плавучести не хватит,

        Так их в то время и называли - броненосцы "флота коричневой воды", поскольку вода в Миссисипи была коричневого цвета
        1. +4
          25 февраля 2023 20:49
          Цитата: Ричард
          На такой шаланде только по рекам плавать, ходить по морям у нее плавучести не хватит,

          Так их в то время и называли - броненосцы "флота коричневой воды", поскольку вода в Миссисипи была коричневого цвета

          «Гуси лапчатые Дяди Сэма».
  12. +3
    25 февраля 2023 14:13
    Причем, по своей конструкции это были совершенно уникальные корабли – корпус у них был деревянный, но сверху прикрыт металлической броней. То есть дерево в этих кораблях успешно сопрягалось с металлом, при этом прочность их была такова, что они выдерживали десятки попаданий пушечных ядер без особого вреда для себя.

    Не понял, в чем уникальность этой конструкции - так строились все первые броненосцы - железная броня на деревянной подложке.
    1. +9
      25 февраля 2023 15:24
      Дерево с металлом часто и успешно использовалось совместно. Например, на "Авроре" с целью предотвращения обрастания, подводная часть корпуса покрывалась деревянной обшивкой из тика толщиной 120 мм, а поверх тика облицовывалась медными листами 0.8 мм. Это так называемый английский способ крепления предусматривал весьма прихотливую технологию.
      1. +9
        25 февраля 2023 16:19
        hi Приветствую, Владимир. Вот тут поподробнее
        В целях снижения потерь скорости крейсера из-за обрастания подводной части корпуса она была обшита деревом и медными листами. Деревянная обшивка представляла собой один слой тщательно подогнанных к корпусу и проконопаченных тиковых досок толщиной 102 мм и шириной от 254 до 381 мм, закрепленных на корпусе с помощью сквозных бронзовых болтов, общим количеством 19600 штук. Поверх дерева на густо пропитанную смолой бумагу внакрой прибивали медными гвоздями листы медной обшивки толщиной 1 мм. Масса медной обшивки с гвоздями составляла 27,06 т."

        Л. Л. Поленов
        П49 Крейсер «Аврора». Л.: Судостроение, 1987.— 264 с.; ил. (Замечательные корабли)

        Сестрицы "Диана" и "Паллада" разумеется тоже носили такую "рубашку".
        1. +10
          25 февраля 2023 17:23
          Приветствую, Владимир. Вот тут поподробнее

          Борисыч, мы стоим на пороге "схватки двух якодзун". Хорошо, что мессир Ruyter-57 нашел себе достойного собеседника в лице Владимира (умнейший человек!). Почитаем с удовольствием. Оба шибко умные! good drinks Дай Бог - это будет интересное общение без перехода! Достойны оба! good drinks
          И пожелание обоим - пишите статьи, коллеги! yes
          1. +6
            25 февраля 2023 18:03
            Николай, привет. Ну ты даешь. Спасибо за добрые слова, но здорово преувеличиваешь мои способности.
            1. +4
              25 февраля 2023 20:27
              Спасибо за добрые слова, но здорово преувеличиваешь мои способности.

              Не преувеличиваю Ваши, Владимир, не преуменьшаю знания Вашего оппонента, это еще тот знаток в хорошем смысле. yes
              Надобно писать - обоим! good drinks
        2. +6
          25 февраля 2023 17:34
          Так ведь это же недопустимая гальванопара металлов с электротехнической изоляцией! Неужто никто её не узнал?
          Сталь, железо с медью в электролите морской воды.
          Потому их изолировали и разнесли конструкционной древесиной и сменной смоляной бумагой, которая и в "сухой" электротехнике применялась с седобородатых времен.
        3. +6
          25 февраля 2023 17:37
          Точно Поленов? Текст полагаюсь на вас, Поленов, а картинка и кусок текста один в один из В.Н.Буров и В.Е.Юхнин "Крейсер Аврора" 1987 г. стр 52.
          Для меня, жителя Петроградской стороны "Аврора" как придомовой садик. В 1967 мой отец возглавлял рабочую команду, которая осуществляла подготовку к буксировке крейсера к Николаевскому мосту для съемок фильма "Залп Авроры". После этого он водил меня по тем отсекам, куда не пускали посетителей. Это была еще та, старая "Аврора" до реконструкции 1984 года.
          1. +6
            25 февраля 2023 17:41
            Это была еще та, старая "Аврора" до реконструкции 1984 года.

            Подводная часть старой "Авроры" лежит у деревни Дубки, это неподалеку от Усть-Луги. А в желтой прессе в 90-х появлялись статьи, мол, вместо "Авроры" стоит "Диана". Но это лишь "желтые сенсации", тогда, увы, это было модно.
            1. +8
              25 февраля 2023 17:56
              Вот отделение носовой верхней части корпуса. Рез практически по ватерлинии. Литые бронзовые форштевень и ахтерштевень сохранены.

              В подписи все указано. В литературе есть многостраничные описания причин такого ремонта.
          2. +6
            25 февраля 2023 18:40
            Текст Л.Л. Поленова с гарантией yes , а рисунок-схему я взял с https://sir-nigel.livejournal.com/131268.html?view=comments. Возможно, это как раз
            Цитата: balabol
            из В.Н.Буров и В.Е.Юхнин "Крейсер Аврора" 1987 г. стр 52.
            1. +8
              25 февраля 2023 19:08
              Пару копий из книги, пардон,




              качество так себе, но может кому-то будет интересно. Большие файлы не загрузить.
  13. +1
    27 февраля 2023 01:06
    Артефакты с «Каира» представляют настоящую сокровищницу оружия, боеприпасов, различного военно-морского инвентаря и личного имущества моряков, служивших на его борту. Ведь когда корабль тонул, они же все оставили и бросались за борт в одной только одежде.

    А каково это личное имущество, есть сведения?
    Очень интересно было бы узнать о быте экипажа, как они жили, какими предметами пользовались в повседневной жизни.
  14. +1
    27 февраля 2023 18:09
    Например, это относится к 32-фунтовым орудиям или 42-фунтовым корабельным орудиям. Это были старые гладкоствольные орудия, в стволах которых были сделаны нарезы. При этом они по-прежнему заряжались с дула,
    Вот такими?
    Или такими?
    Снято на Кубе.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»