Русь изначальная

Русь изначальная


В ЧЁМ изначальные русские праславянские корни? Пожалуй, в том, как отразилась уже на истоках русской истории борьба Добра и Зла в проблеме войны и мира. Как уже было сказано, Россия в истории человечества стоит особняком. Роль и значение войн для неё всегда были принципиально иными, чем для остальных великих держав, а русская история, как никакая другая, даёт нам много поводов для размышлений в этом направлении, потому что Российское государство по критерию «мощь — сдержанность» оказывается уникально миролюбивым на протяжении большинства важных периодов своего существования. И тому есть причины — в отличие от других великих держав, Россия на больших войнах чаще теряла, чем приобретала.

Французы говорят: «На войне как на войне», но это — не философия солдата, защитника Отечества, а оправдание нарушения законов и норм обычной жизни в ситуации, когда пределы вседозволенности определяются лишь грубой силой. Французы говорят: «Труп врага веселит», и они же утверждают: «Труп врага всегда пахнет хорошо»…


У русского народа нет подобных «крылатых фраз». Для русского человека война всегда была тяжёлым испытанием, навязанным извне, и всегда же — трудом. Не знаю, но могу предполагать, что словосочетание «ратный труд» имеется лишь в русском языке! Оно и понятно... Можно ли назвать ратным трудом походы, например, Александра Македонского? Или — Ганнибала и Цезаря? Или — Наполеона? Или — Столетнюю и Тридцатилетнюю войны, Войну за испанское наследство, за независимость североамериканских колоний?

Вряд ли…

А русские всегда предпочитали мирный труд на своей земле вооружённому захвату чужих земель. Но и ратным трудом на своей земле русским приходилось заниматься постоянно — отнюдь не по своему желанию. В том числе и поэтому русский народ, умея воевать, всегда стремился к миру.

Эта наша особая миролюбивая черта проявляется даже в языке. Если слово «война» в русском языке, как и во всех прочих, имеет один — грозный и однозначный смысл, то слово «мир» в русском языке означает два хотя и внутренне родственных, взаимозависимых, но всё же разных понятия.
Современное правописание скрыло характерную деталь, которая в дореволюционном языке была очевидна. Слово «миръ» в словаре Даля определяется как «отсутствie ссоры, вражды, несогласiя, войны; ладъ, согласiе, единодушiе, прiязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствiе».
А слово «мiръ» (через «i»!) тот же Даль трактует как «вселенная; наша земля, земной шаръ, свътъ; всъ люди, въеь свътъ, род человъческiй...» К слову, этим же словом «мiръ» обозначается и «община, общество крестьян».

В английском же, например, языке «мир» — это «peace», a «мip» — это уже «world».

Вообще-то современная русская норма, объединившая два понятия в одном написании, представляется вполне удачной. Она даже более глубока и символична по сравнению со старой нормой. Нет мира людей без мира в мире.

Вряд ли есть другой великий и могучий народ, кроме русского, который воспринимал бы и проводил в жизнь этот принцип так последовательно и «массово» с самого начала своей национальной истории. Но когда началась эта история?

* * *

ЗНАМЕНИТЫЙ наш историк Василий Осипович Ключевский первый раздел 5-й лекции из своего курса русской истории озаглавил «Начальная летопись как основной источник для изучения первого периода нашей истории». Что ж, для конца XIX века такой подход был допустим. И археологические раскопки, и славянский фольклор как источники исторических знаний тогда в ходу ещё не были. Поэтому Ключевский мог отсчитывать нашу историю от её летописного начала…

Плохо то, что и в начале XXI века мы часто воспринимаем русскую историю всё так же — со времён Рюрика, Олега, Игоря, Святослава, Владимира… Однако это — конец первого тысячелетия нашей эры. Помним мы о древлянах и полянах, о русичах и вятичах… Но и это — начальные века нашей эры. То есть — не более двух тысяч лет.

А ведь первый период нашей истории, в котором отыскиваются корни русского народа, начинается не тысячелетие, не два назад, а, по крайней мере, десять-пятнадцать тысяч лет назад! Теперь мы знаем, что праславяне тшинецко-комаровской, например, культуры жили в бронзовом веке. Это десять тысяч лет тому назад. А на берегах Дона в Воронежской области у села Костенки обнаружено древнейшее в Европе поселение людей кроманьонского (то есть современного) типа. На площади в 10 квадратных километров раскопано более 60 стоянок эпохи верхнего палеолита в возрасте от 15 до 45 тысяч (стоянка «Костенки-12») лет. То есть, однажды придя сюда, люди из этих — издревле славянских, русских — мест уже не уходили на протяжении десятков тысяч лет!
У Ключевского о тех временах и слова нет. Он о них просто представления не имел. А его «Древняя» Русь — это, собственно, Киевская Русь раннего Средневековья!

Но русский национальный характер ко временам киевского великого князя Владимира уже давно сложился, и изначально он формировался как осознание глубокой связи с природой. Значит — был в основе своей гармоничен. Потом он был неоднократно искажён и исковеркан, но нечто, входившее в душу русских славян тысячелетиями, оставалось и передавалось из поколения в поколение. И в чём не устарел подход выдающегося нашего историка, так это в соединении истоков русского национального характера с природой России. Ключевский писал так:

«Лес, степь и река — это, можно сказать, основные стихии русской природы по своему историческому значению».
«Лес, — замечает он, — служил самым надёжным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку горы и замки. Степь — широкая, раздольная, воспитывала чувство шири и дали, представление о просторном горизонте. Русская река приучала своих прибрежных жителей к общежитию и общительности. Река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному, артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, обращаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, меняться товаром и опытом, знать обхождение».


Прекрасная, точная характеристика, вполне применимая, между прочим, к СССР. При этом в такой характеристике ничто не указывает на условия, которые подталкивали бы русских славян к мечу, а не к плугу. Держать постоянно в руках меч вынуждали нас не идущие изнутри импульсы Зла, а необходимость отстоять себя от напора внешнего Зла.
Академик Б. А. Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» пишет (отточия, как и выше, для удобства опускаются):

«Праславянам с юга грозили киммерийцы. Приднепровские славяне оказались впервые в своей истории под ударами первых кочевников-степняков. Однако праславяне, жившие в приднепровской лесостепи, нашли в себе достаточно сил для того, чтобы, во-первых, создать по образцу киммерийского своё вооружённое всадничество, а во-вторых, выстроить примерно в IX — VIII вв. до н.э. (это более чем за полторы тысячи лет до святого Владимира! — С.К.) на границе с киммерийской степью целую систему крепостей, в которых могло укрыться от набега все население окрестного племени».


Подчеркну: праславяне защищали именно всех, а не избранных. Так, к VI веку до нашей эры относится постройка — с участием всего населения — громадного укрепления в Поворсколье площадью около 40 квадратных километров, с периметром стен почти 30 км. «Весь комплекс справедливо рассматривают как укрепление, построенное для союза племен, разместившихся по Ворскле. На случай опасности здесь действительно могли укрыться десятки тысяч людей со своими пожитками и стадами», — замечает Рыбаков.

Это — данные раскопок. Но академик Рыбаков проводит и интересное исследование связи с реальными археологическими данными южнорусских, украинских легенд Поднепровья о страшном Змее и Кузнецах-змееборцах. Переходя к связи жизни и мифа, он пишет:

«Праславяне на Тясмине и на Ворскле — на пограничье с киммерийско-скифской степью — строят разнообразные мощные укрепления, требовавшие всенародного участия. Здесь первобытность подходит к своему высшему пределу, и мы вправе ожидать рождения новых представлений и вправе искать их следы в позднейшем фольклоре. Филологи справедливо считают эпоху металла и патриархата, когда происходит этническая и политическая консолидация, временем зарождения новой формы — героического эпоса».


И кто же становится эпическим героем у наших праславянских предков? Рыбаков отвечает на этот вопрос так:

«В праславянской области рождение плуга, кузницы и воинов-богатырей происходит в единое время; культурный герой-кузнец и воин, защищающий свой народ, хронологически слиты воедино».


Итак, славянским героем оказывается не завоеватель, а защитник. Причём защитник, соединяющий в себе и созидательное начало, и силу, способную вооружённой рукой защитить ею же созданное!

Защитить слабых способен лишь добрый, злой их обижает. Не так ли? А русские Кузнецы-богатыри в легендах борются с беспощадным Змеем, пожирающим и старого, и малого. В образе Змея исследователи справедливо усматривают олицетворение степняков-кочевников, выжигавших всё дотла. Как видим, огненные языки внешней беды пылали на Земле Русской задолго до татаро-монгольского нашествия. Глубоки, глубоки истоки Русского Добра!

Победив Змея, божественные Кузнецы запрягают его в выкованный ими плуг и пашут на нем гигантскую борозду. Причём оружием победы становится не меч, а кузнечные клещи. И когда чудесный Кузнец схватил Змея клещами, то Змей предложил: «Довольно, будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина — нашего… переделимся». В ответ же слышит: «Лучше переорать свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей».

Итак, силой Добра создаётся такое положение дел, когда на пути агрессии воздвигается непреодолимая преграда. Соответственно, не агрессивность, а сдерживание агрессии — изначальная воинская философия русского праславянства! Миролюбивая политика России восходит к традициям нескольких тысячелетий.

Равнинная необъятная Русь всегда была удобным полем для нашествия агрессора, поэтому и во время создания праславянских легенд, и много позже русским людям приходилось воевать часто и кроваво. Не всегда, надо сказать, это были лишь оборонительные войны. Но в первооснове нашего национального характера агрессивность не привилась — что видно и по составу пантеона основных языческих русских богов.

Список их составил святой Владимир в 980 году нашей эры — когда готовил крещение Руси. Вот этот список: громовержец Перун, повелитель ветров Стрибог, солнечно-огненные Даждьбог и Хоре, крылатый пёс Симаргл, охраняющий посевы, и богиня Макошь — пряха судьбы. Этот список — некий официальный итог мифотворчества многих поколений.

Через восемь лет языческие «идолы» будут порублены во славу Христа. Лишь среброголового и златоусого Перуна дружинники Владимира с почётом сплавят по Днепру до порогов. Но богу войны в этой компании места не нашлось.

Нет его ни среди основных, ни среди второстепенных русских богов. Сварог-кузнец… «Земной» скотоводческий бог Велес… Ярило — сила зерна… Лада-весна, несущая радость и счастливый брак… Все эти образы наполнены мирными заботами и устремлениями, мирной жизнью и мирным мироощущением. Они наполнены Добром.

В жизни праславян был ещё один бог — Род, значение которого в первых фольклорных исследованиях принижалось до роли чуть ли не простого домового. Однако Род — это не просто олицетворение крепости и неделимости племенного рода, собрания потомков, но и славянский аналог Саваофа, Творца, Создателя.

Бог Род древнее Перуна!

И то, что главное, потаённое, пришедшее из эпохи первого осмысления Бытия божество у славян отождествлялось с идеей рода — большой «семьи», тоже говорит о национальном славянском характере многое. И это «многое» также окрашено не кровью, а мыслью о мире.

Прочно вошел в славянское сознание и сохранившийся до XIX века древний матриархальный культ рожаниц, двух Лосих — матери и дочери. Можно сказать, что идеи вселенской Доброты стали не столько философией русского славянства, сколько жизненным и социальным принципом, глубоко вросшим в быт народа.

Даже в отношении своего героического эпоса Россия в истории мира стоит особняком. У нас нет своего «Сказания о Гильгамеше», нет своей «Илиады», хотя русские и прибивали русский щит к вратам Царьграда. Зато у нас есть былины о витязях — защитниках Руси и народа. Причём это — общерусские герои, герои не только южной Киевской Руси, но и северного Московского государства. Это видно из того, что «киевский» цикл русских былин был открыт в XVIII — XIX веках на великорусском севере как результат записей живого повествования сказителей в Заонежье, на берегах Печоры и Белого моря.

Да, Русский Север стал называться «Исландией русского эпоса», но героями этого эпоса были русские киевские князья и русские богатыри русской киевской дружины. И хотя в былинах фигурируют опоэтизированные образы, они в своей основе историчны. Причём даже из поэтических былин видно, что их герои — деятели вполне централизованного государства. Впрочем, Киевская Русь выступает как единое государство со столицей Киевом (caput regni) и в летописных иностранных хрониках, например, в польском латиноязычном средневековом источнике «Хроника Галла Анонима», относящемся к началу XII века. И эта территория уже тогда была территорией Добра.

В своё время в Советском Союзе чуть ли не в каждой чайной висели васнецовские «Три богатыря». Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович — знаменитая русская былинная троица, родившаяся в разных краях единой Русской земли.

«Малая» родина Ильи понятна уже из его прозвища — он родом из города Мурома, из села Карачарова. И Илья, «тридцеть лет» просидевший на печи, — это образ той Руси, которая — по позднейшей характеристике Бисмарка — «долго запрягает, но быстро ездит».

Что же до Добрыни, то он, как сообщает нам В. И. Калугин, автор-составитель прекрасного сборника «Былины» (М.: Современник, 1991. — Сокровища русского фольклора), имеет, скорее всего, реального исторического прототипа — дядю князя Владимира Святославича, посадника новгородского, а затем воеводу киевского Добрыню. Упоминания о нём есть и в «Повести временных лет».

У Алёши Поповича — сразу несколько исторических прототипов.

И служат все трое, как и их ратные товарищи (а их в былинах упоминается до пятидесяти!), «красну солнышку» «ласкову князю Владимиру», что княжит в «красном Киеве-граде». А ещё точнее — служат они русскому народу.

* * *

СЕГОДНЯ русские былины читаются иначе, чем десятилетия назад — в стабильные времена могучей Советской Руси. Сегодня возник вызов самой исторической будущности Российского государства. И это заставляет нас по-новому посмотреть на идеи «богатырского» цикла русских былин.


«Заставы богатырские — не просто поэтический вымысел, плод народной фантазии, а отражение вполне реальной исторической действительности. Именно такие богатырские заставы веками ограждали Русь со стороны Дикого поля, первыми принимали на себя удары косогов, хазар, половцев, а позднее — языц незнаемых, были, по сути, военными крепостями, пограничными форпостами Руси. И так было не только во времена Киевской и до-киевской Руси, но и в более отдаленные, когда в Приднепровье проходили оборонительные линии праславян… — знаменитые “Змиевы валы”».


То есть былинные богатыри, боевые соратники Владимира по защите Русского Добра, — это продолжатели традиций могучих праславянских племенных союзов, потомки легендарных поднепровских Кузнецов-змееборцев, боровшихся со страшным Змеем.

И стоит ли нам, да и Европе, забывать, что праславянские Кузнецы заслонили от напора Дикого поля не только Русь, но и Европу. А ведь не поддаётся силе лишь Добро. Зло ей всегда уступает!

Конечно, по мере развития и усиления мощи средневековой Руси отношение к проблеме Добра и Зла на княжеском, владетельном уровне начало размываться. Знаменитый князь Святослав Игоревич вёл внешние войны на Балканах и — по мнению, например, советского историка А. Н. Сахарова — имел планы создания империи на Юге, почему и ходил на Византию, прибив щит к вратам Царьграда-Константинополя... Казалось бы — ну чем не восточный аналог западного Карла Великого? Разница в том, что Карл был более удачлив в своих планах, чем Святослав.

Так или иначе, Святослав в истории формирования Русской Вселенной оказался эпизодом. Уже его сын, Владимир I Святославич, крестивший Русь, и внук Ярослав Владимирович Мудрый, при котором была составлена «Русская Правда», были озабочены обустройством собственных земель, а не мечтами о чужих. Внук Ярослава Мудрого, киевский великий князь Владимир II Всеволодович Мономах, в 1108 году основал Владимир-на-Клязьме, положив начало Владимиро-Суздальской земле. А через 130 лет Руси выпал особый жребий — уже в новой исторической обстановке, в Средневековье, нам вновь пришлось оказаться на пути дикой кочевой волны.

И вновь Русь прикрыла Европу. Мы о том часто забываем, а злые силы Европы, мира и «Россиянин» делают всё для того, чтобы мы никогда об этом не вспомнили. Они пытаются выставить русских варварами, чтобы не выплыл на свет Божий тот исторический факт, что ранняя русская цивилизация ничем не уступала только формирующейся новой, средневековой европейской цивилизации и что эта очень перспективная и самобытная цивилизация приняла на себя удар степного кочевого варварства и, не сумев полностью отразить этот удар, была разрушена.

Изначально русские — не варвары, но они были отброшены в варварство варварами, позволив западным европейцам развивать их цивилизацию. Русское Добро вновь приняло на себя миссию противостояния Злу — как и во времена Кузнецов-змееборцев. Хотя на этот раз исход такой миссии оказался трагичным. Для Русского Добра наступила эпоха первых тяжелейших испытаний.
Автор: Сергей Кремлёв
Первоисточник: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KREMLEV_Sergey/_Kremlev_S..html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 47
  1. Волхов 20 ноября 2012 09:44
    "Змей" - это не степняки, а взрыв кометы, выжигающий всё, как на Тунгуске, а извивающийся траекторный след в магнитном поле даёт аналогию змеи.
    Кузнецы - змееборцы - это создатели ПВО тех лет, более продвинутой, чем сейчас - пирамиды, матрёшки, ступы, палицы - техника того времени.
    Замена католического примитива чуть поправленным ничего не даёт в восстановлении и развитии - ложь можно победить правдой, а не размножением видов лжи.
    Волхов
    1. rkka 20 ноября 2012 11:18
      Недавно по телевизору видел сюжет где один тип вертит над головой кошкой и таким образом устанавливает связь с пришельцами )) Вы так часом не делаете ???
      1. Волхов 20 ноября 2012 14:18
        Немцы не постеснялись скопировать древние технологии и почему - то у них базы в космосе и по всей земле, "Металлический луч" как в древних палицах, заряды прямого синтеза как взрыв кометы.
        Недавно объявленный конкурс МО по новым идеям вызван именно невозможностью конкурировать (кроме вращения кошки) - доигрались в одурачивание.
        Волхов
        1. Ван 20 ноября 2012 23:29
          Армия Американцев, явилась как и было предсказано, и Русские, первенцы богов, встали у них на пути. Теперь, Анунахи создавшие всех нас, возвращаются, но что несут они, спасение или гибель. lol
    2. Rebus 21 ноября 2012 00:20
      Цитата: Волхов
      Кузнецы - змееборцы - это создатели ПВО тех лет, более продвинутой, чем сейчас - пирамиды, матрёшки, ступы, палицы - техника того времени.

      Вы это на полном серьёзе? Матрёшка это продукт высоко технологичных нано технологий wassat , её видимо использовали для транс галактических модуляций... belay .
      Открою, для вас, великую тайну происхождения матрёшки:
      в России она появилась в конце IX Начала XX века, то есть ей чуть больше ста лет. Своё имя она получила от распространенного тогда имени Матрёна (с таким же успехом она могла называться агашка, от имени Агафья или например марфушка, от имени Марфа, тоже очень распространенные имена) А. Мамонтова привезла из Японии фигурку лысого старика мудреца Фукурума. Она состояла из нескольких вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звёздочкин, трудившийся в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девушек в русском стиле одежды. Более подробно узнать сможете здесь:
      http://kuznetzova.siteedit.ru/page24
      http://www.gumilev-center.ru/russkaya-matrjoshka/
      http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F2%F0%B8%F8%EA%E0
      http://artorbita.ru/tipy_rospisi/matreshka.html
      А доисторическая система ПВО, это вообще нечто. Вам + , за ваш пытливый ум и не стандартный образ мышления.
      1. Волхов 21 ноября 2012 10:17
        Цитата: Rebus
        Открою, для вас, великую тайну происхождения матрёшки



        Цитата: Ван
        Армия Американцев, явилась как и было предсказано, и Русские, первенцы богов, встали у них на пути.


        Спасибо за внимание, но из дерева типа американского дуба выточено среднерусское мировоззрение, это на самом деле вредно, дубы плохо плавают.
        Изделия в форме матрёшки использовались а Египте, там же "змей" нарисован в разрезе... Написано было для людей с начальной инженерно - физической подготовкой, чтобы заинтересовать, а потом на примерах и схемах объяснить, что и как. Просто когда человек наступает на грабли, он умнеет непосредственно, а при столкновении со "змеем" испаряется и опыт остаётся без применения - некоторые вещи надо понимать умом без личной пробы.
        Волхов
  2. Prometey 20 ноября 2012 10:04
    И стоит ли нам, да и Европе, забывать, что праславянские Кузнецы заслонили от напора Дикого поля не только Русь, но и Европу.

    Автор имел в виду кочевников-скотоводов что ли? Да собственно, думаю, русичам глубоко по фигу было на то, чтобы оборонять Европу от дикого поля. Так же собственно как кочевники не представляли никакой угрозы для славянского государства (разве что быстро налететь на приграничные деревни, пограбить и быстро свалить, пока не подошли тяжеловооруженные витязи). Даже в текстах летописей (или то, что преподносится за них) нет никаких упоминаний о крупных сражениях русичей с кочевниками (кроме печального похода князя Игоря), ибо кочевники не были самоубийцами, чтобы вступать в противоборство с воинами-профессионалами.
    1. rkka 20 ноября 2012 11:29
      Цитата: Prometey
      кочевники не представляли никакой угрозы для славянского государства
      кочевники были главной угрозой русского государства на всем периоде его формирования

      Цитата: Prometey
      пограбить и быстро свалить

      вам мало сожженых деревень и уведенного в рабство населения?

      Цитата: Prometey
      нет никаких упоминаний о крупных сражениях русичей

      зато есть сказки которые, показывают чего боялись наши предки: змей горыныч прилетал из степи и все сжигал, ничего не напоминает, та же баба-яга является искаженным образом военночальницы степных кочевников.

      Цитата: Prometey
      быстро свалить, пока не подошли тяжеловооруженные витязи

      история показывает что тяжелая пехота ничего не может противопоставить конным лучникам

      Цитата: Prometey
      витязи

      Цитата: Prometey
      воинами-профессионалами.

      все это называлось княжеской дружиной и ее численность редко превышала нескольких сотен, остальное русское войско представляло собой плохо вооруженное крестьянство.
      Кочевники же поголовно все были отличными стрелками и наездниками.
      Пожалуйста больше без шапкозакидательства .
      1. Mugs 20 ноября 2012 11:44
        Цитата: rkka
        кочевники были главной угрозой русского государства на всем периоде его формирования

        Есть мнение, что это, мягко говоря, не так. Почитайте Гумилева

        Цитата: rkka
        вам мало сожженых деревень и уведенного в рабство населения?

        В княжеских междоусобных войнах погибло гораздо больше народу, чем от сабель кочевников.

        Цитата: rkka
        баба-яга является искаженным образом военночальницы степных кочевников.

        Это которая в дремучем лесу, в избушке на курьей ножке? Без комментариев...
        1. rkka 20 ноября 2012 12:06
          Цитата: Mugs
          Почитайте Гумилева
          Есть мнение, что , мягко говоря, Гумелев историк-фантазист. Ну это так, к слову.
          1. bart74 20 ноября 2012 19:00
            А это ещё и к тому кто во что верит! Я вот верю в светлое прошлое своих предков. А ВЫ во что верите?
            bart74
          2. Bars90 20 ноября 2012 22:37
            Это тебе Карамзин на ушко шепнул? )))
            Bars90
      2. Prometey 20 ноября 2012 11:51
        Цитата: rkka
        зато есть сказки которые, показывают чего боялись наши предки: змей горыныч прилетал из степи и все сжигал, ничего не напоминает, та же баба-яга является искаженным образом военночальницы степных кочевников.

        Пожалуй лучше вам продолжать читать сказки, чем писать бред.
      3. bart74 20 ноября 2012 18:58
        На самом деле набеги кочевников были просто разбойничьими набегами и не более того. И не было никогда никакого татаро-монгольского ига. Татарами мы сами были (но это не самоназвание, а от названия Тартаря, как нас обзвывал Запад), а монголы те вообще только в 19 веке узнали о Чингисхане. Поэтому нет никакого шапкозакидательства. Мы всегда всех били и будем бить! Но статья согласен очень слабенькая.
        bart74
    2. Жаман-Урус 20 ноября 2012 17:40
      Повнимательнее прочитайте летописи. Осады Киева печенегами, разгром одним из князей половецкой рати несмотря на превосходство половцев в несколько раз( имена и место события запамятовал Гуглить для Вас лень). В общем и рубились и роднились, и торговали и воевали и всё с размахом как и принято у славян и тюрок.
  3. dimitriy 20 ноября 2012 10:30
    "Так или иначе, Святослав в истории формирования Русской Вселенной оказался эпизодом" - офигеть эпизодик! Поставил раком Византию, сравнял с землей Каганат! По моему он достоин намного более высокого места в истории Руси.
    1. carbofo 20 ноября 2012 14:58
      dimitriy,
      Вот такие были пару сотен княжей дружины :))
      Не напоминает 300 спартанцев ? только наоборот :).
      имя Евпатий Коловрат ни о чем не говорит.
      http://everythingaboutrussia.ru/wp-content/uploads/2012/06/EVPATIY-KOLOVRAT.jpg

      А вот воспоминания кое кого и относительно недавние.
      http://svpressa.ru/society/article/56325/
      это не жалкие лягушатники !
      Для солдат 45-й дивизии вермахта начало войны оказалось совсем безрадостным: 21 офицер и 290 унтер-офицеров (сержантов), не считая солдат, погибли в ее первый же день. За первые сутки боев в России дивизия потеряла почти столько же солдат и офицеров, сколько за все шесть недель французской кампании.

      И так далее и так далее.
      1. carbofo 20 ноября 2012 15:24
        В такое просто не поверишь, пока своими глазами не увидишь. Солдаты Красной Армии, даже заживо сгорая, продолжали стрелять из полыхавших домов


        рейд танка по Минску на т28
        http://mechcorps.rkka.ru/files/spravochnik/biblograf/malko.htm
        Любой нормальный человек назвал бы это самоубийством. Но из экипажа в 6 человек 2 выжили.
  4. ИльяКув 20 ноября 2012 10:41
    Да всю историю славяне страдают-народ-мученик.Со всех сторон обложили нас враги как 1000 лет назад ,так и сейчас.
    ИльяКув
    1. bart74 20 ноября 2012 19:04
      Только не надо юродствовать. Что-то я себя страдальцем никогда не ощущал и не собираюсь! fellow Всё зашибись!!! Пока у нас есть атомные подлодки.
      bart74
  5. rkka 20 ноября 2012 11:05
    Статья неплохо бы подошла для школы, на урок патриотизма.
    Научной ценности никакой не имеет. Всегда удивляюсь когда вижу нечто подобное здесь...
    1. carbofo 20 ноября 2012 15:00
      rkka,
      А по моему, очень даже в тему , у нас слишком много людей забыли откуда они.
      1. white_f 21 ноября 2012 13:08
        И с патриотизмом у нас в стране как-то туго. А свою историю знать нужно yes
  6. косопуз 20 ноября 2012 11:34
    Статье однозначно + уже за то, что поднимает тему древней истории русского народа вплоть до стоянки «Костенки-12», которой его официальная наука цинично лишает.
    Вместе с тем надо отметить, что некоторые моменты, освещаемые автором, не изучены им в достаточной мере.
    Например заявление «…Род — это … славянский аналог Саваофа,,,» не корректен, поскольку создателями цивилизаций Ближнего Востока были так называемые кроманьонцы, а будущие поклонники Саваофа были в то время аравийскими неандертальцами, дикими и примитивными козопасами, ещё не знавшими Бога.
    Это потом, внедрившись в кроманьонские этносы, смешавшись с ними и захватив в конце концов власть над этими цивилизациями, они присвоили себе достижения и историю разгромленных цивилизаций, переняв в том числе и имена многих богов предшественников, в том числе и Сварога (Саварога: аналогично Владимир-Володимир), переиначив в Саваофа, поскольку строение их гортани не позволяло выговаривать звук «р».
    И абсолютно неправильно рассмотрена личность Святослава Храброго.
    И самому автору и всем интересующимся предлагаю ознакомиться с работами Ю.Д.Петухова «История руссов» и Л.Прозорова «Святослав Хоробре. Иду на Вы!».
    Но сейчас есть и ещё много другой литературы, вводящей в научный оборот последние данные археологических и исторических исследований.
  7. Dimitr 20 ноября 2012 12:04
    Цитата: косопуз
    косопуз

    Однозначно +, полностью с Вами согласен!
  8. Игарр 20 ноября 2012 12:37
    Прочитать - прочитал.
    Комментарии тоже.
    А мнение......
    Русь изначальная, Костенки-12, Ю.Д.Петухов, Л.Прозоров.
    По памяти могу накидать еще пару-тройку авторов.
    Все толкуют по разному.
    ..
    Да и удивлен, что неандертальцы забрели в Аравию. Считал, что южнее Кавказа их и не было. И за Гибралтаром тоже.
    Всякие там синантропы и остальные гонадо..тропы бродили.
    А неандеры - считал - наши, родные. Русские.
    ..Оказывается, опять не так.
    Ну, ан ладно.
  9. merkel1961 20 ноября 2012 13:55
    Для всех,интересующихся другими мнениями по истории дохристианской Руси,рекомендую заглянуть в Содружество славянских сайтов,да и по не так давно избавившейся от привычек чесаться от укусов блох и справлять нужду на лестницах Лувра евроэлите почитать есть что.
    merkel1961
  10. ЖОРЖ 20 ноября 2012 15:04
    Автору +.Такие темы важны .И отлично подойдут для школы.Хотя сейчас трудно отделить правду от лжи и на людей вылилось море информации, я думаю мы сможем отделить зёрна от плевел.До революции нашу исТОРию писали немцы, потом евреи и все твердят о нашей серости и никчёмности.Наши люди не могут быть такими потому что они БОГаты по своей природе .И я верю в наше Божественное предназначение.Слава РОССИИ!!!!
    1. ser86 20 ноября 2012 20:13
      во всём виноваты евреи))
      1. Fox 070 20 ноября 2012 20:52
        Цитата: ser86
        во всём виноваты евреи

        Сарказм непонятен. Есть сомнения по поводу евреев? Или по поводу иудаизма? request
        Fox 070
        1. ser86 22 ноября 2012 22:37
          есть сомнения что историю жутко исказили евреи а на счёт богоизбранности славян тем более)
  11. kvm 20 ноября 2012 15:40
    Статье +
    Хотя автор написал не серьёзную статью, а какую-то сказку. Но лучше верить в такую сказку, чем охаивать своё прошлое.
    kvm
  12. Никотин 7 20 ноября 2012 16:10
    ,,...святой Владимир...,,.Уж правильнее будет сказать святой Василий,ибо при крещении он принял византийское имя Василий.
    Никотин 7
  13. Чёный 20 ноября 2012 16:41
    "....русский национальный характер ко временам киевского великого князя Владимира уже давно сложился, и изначально он формировался как осознание глубокой связи с природой. Значит — был в основе своей гармоничен!" winked
    Особливо гармонично смотрелся щит на вратах Царь-града.
    Любим мы мифы о себе. "лес, степь, река.." Хотелось бы знать откуда "..одна шестая часть земли с названием кратким -РУСЬ"? Река принесла, степь нашептала? Русь - Родина Великих Воинов!
  14. Boris55 20 ноября 2012 17:31
    Великие русы о реальном прошлом Руси

  15. bart74 20 ноября 2012 19:05
    Слабенькая статейка. Ну всё равно автору уважение за патриотический настрой!
    bart74
    1. Lexagun 21 ноября 2012 18:38
      Статья бездарная, ну и как выражать уважение бездарности?
  16. serge 20 ноября 2012 20:33
    Автор пишет, что Святослав в истории Руси оказался эпизодом (??). Это победитель-то хазар, имя которого благодаря этому стоит вровень с именем Дмитрия Донского, Ивана Грозного и Петра I! Ну, автор, книжки надо внимательно читать, Святослав не только Царьград воевал. Победа над Хазарией в веке первом по значению не меньше победы над Германией в веке двадцатом. По части отсутствия бога войны у славян. Перун - громовержец был покровителем славянских воинов, часто изображался с луком и стрелами. Перун - Сварожич часто представлялся как вооруженный воин на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами. Символом Перуна были скрещенные топор и молот. Культ Перуна уходит в III тысячелетие до н.э. Бог кузнецов, огня и воинов. Так что миролюбие наше во все времена было велико, конечно, но наш бронепоезд всегда стоял на запасном пути.
    serge
    1. carbofo 21 ноября 2012 10:59
      serge,
      Автор просто упомянул об рейде Святослава как единичном эпизоде военной экспансии Руси, такие походы на Руси были редкостью.
      В отличии от любой другой страны особенно европы и ближнего востока которые только и делали что лезли куда-то, мы этим принципиально не занимались.
      Я вот тут думаю, а что за люди были тогда если сейчас в европе столько гомосеков ? по моему в европе ничего не изменилось с тех пор !!!
  17. Егоза 20 ноября 2012 22:07
    Как-то автор сомнительно пишет об Илье Муромце. А ведь это РЕАЛЬНЫЙ человек. И похоронен он в Киево-Печерской Лавре. Ученые с разрешения церковных властей аккуратно исследовали его мумию. Действительно, человек при жизни имел болезнь позвоночника и есть все признаки, что "ноги не ходили". Т.е. скорее всего было какое-то ущемление нервов, которое потом было выправлено, например, талантливым костоправом. Данный человек был воином, имеет множество шрамов от колюще-рубящего оружия. По записям летописей, он пришел в Лавру после службы князю, где и постригся в монахи. Однако, при нападении татар, снова стал на стены Лавры, доблестно сражался и погиб как воин. За его доблесть и был похоронен в пещерах, где со временем получилась его мумия.
  18. Bars90 20 ноября 2012 22:44
    Данная статья довольно таки интересна по своему содержанию. Автору спасибо... Конечно, всё ещё возникают спорные вопросы по поводу происхождения Руси. Конечно, это не удивительно, потому-что сама по себе история Руси насчитывает достаточное количество лет... Как образовалась Русь и сколько ей лет? По видимому много. Сложный вопрос...
    Bars90
  19. Sanok8711 21 ноября 2012 03:48
    Написано красиво, но историю древней Руси автор в школе не учил... Каждый великий князь взойдя на престол считал делом чести повесить свой щит на ворота Константинополя + набеги на тех же половцев и печенегов осуществлялись так же часто как и с их стороны. Да и посмотрите на карты Киевской Руси 9-10 века и 17-18, что то мне кажется земельку то соседнюю не добровольно прехватизировали....
    Sanok8711
  20. GG2012 21 ноября 2012 13:02
    Хорошая и нужная статья. К большому сожалению, таких статей сейчас маловато!
    Статье good good good
    GG2012
  21. Lexagun 21 ноября 2012 14:34
    Статья! Мда... Статья однако wink
    сплошное благолепие. winked восторженно-примерно-приблизительное со слегка озабоченными нотками.
    ну например, цитирую:
    "...Помним мы о древлянах и полянах, о русичах и вятичах. Но и это — начальные века нашей эры. То есть — не более двух тысяч лет....".
    Для тех кто не помнит учебника и в глаза не видел ни каких источников сообщаю что между 1200 (максимально научно предполагаемые) и "не более 2000 лет" (у автора статьи) разница достаточно актуальная. Желающие похихикать могут начинать, но в пору сокрушенно качать головой.

    НУ а любовь к кузнечному делу вообще весьма показательна. Тут ведь вот что имеет значение. Нюансы wink
    Например: где кузнецы брали руду? Варианты с болотной крицей, не годной даже для изготовления кухонного "режика" приемлемого качества прошу не предлагать. А особо настырные могут попробовать повторить процесс. Ну и второй вопрос будет о топливе. Поясню. Если для просто ковки достаточно диапазона температур от 900 до 1200 градусов что достижимо в условиях кузни (очень хорошей кузни) на очень качественном древесном угле. ТО для получения железа из руды необходима 1539 градусов. что требует угля уже каменного и желательно коксующегося wink
    Отсюда вывод. Кузнечное дело в наших условиях могло существовать только на привозных полуфабрикатах. Собственно руду кузнецы не добывали.
    Но в общем то автор как бы нигде и не пишет об источниках сырья для кузнецов wink И вот почему. Он об этом просто не задумывался. А значение это имеет решающее. в силу того что ту роль и положение кузнеца которое он описывает на привозном сырье реализовать не возможно - технически.

    Про богатырей то же очень интересно: начать можно с младшего, им как известно был Попович. wink На всякий случай не "фамилиё" такое а прозвище потому как папа был попом. Как раз самое начало как бы христианизации Руси. Имя Алексей к славянским отношения не имеет в принципе. Обычно считают что оно греческое, хотя вернее то что оно пришло к нам через Грецию, но и это не совсем верно. Имя Библейское, то есть семитское wink по происхождению (если что то я Алексей и не еврей wink ) НУ а профессиональное и конфесиональная принадлежность папы указывают на то что он может быть например греком, но не может быть славянином. Папа - грек, сын кто? Ага понял - попович wink
    1. Lexagun 21 ноября 2012 14:37
      Илья Муромец. не спешите заготавливать камни, еще пригодятся. Имя , хм. опять библейское. wink Муромец - прозвище вполне может быть и имеет отношение к Мурому. Только Муром не имеет отношения к славянам. Мурома - это финоугорское племя (правильнее угорское). ныне считается ославянившимся. (весьма спорное утверждение) тем более совершенно непонятно когда это произошло если вообще происходило.
      Вторым прозвищем было - Чоботок. Надо наверно рассказать что Илья (Эли, Элия - солнце) был в уже зрелые годы еще и монахом (членом военизированного ордена?) Слово Чоботок не характерно для Севера Руси, скорее для Юга, где и происходили большей частью события описываемые в былинах. А вот название родового села весьма показательно. Кара Чарово (раздельно специально) Привычное с детства, но абсолютно нерусское слово? (или русское но уже нуждающееся в переводе?) Кара - черный, Чары - волшебство, колдовство. в общем Карачарово - село черных (смуглых/темных) волшебников. Кстати на юге это название встречается с завидной регулярностью, особенно на Северном Кавказе , и Причерноморье. (опять южные мотивы?). В общем помимо славянского происхождения (основанного исключительно на импритинге, привычности восприятия - в детстве так сказали вот и считаем так далее) вырисовываются и иные варианты wink
      1. Lexagun 21 ноября 2012 14:37
        НУ а Добрыня Никитич и вовсе интересный персонаж wink ДБР и ТВР без огласовок Добро и Товар. Почему без огласовок?, а писали так раньше. Да и значения у этих слов близкие, говорим же забери свое добро, добра не нажил и т.д. (кстати словоформы из старонемецкого, который вот чудо, ближайший родственик идиш, как русский и белорусский например)
        Он, Добрыня, в отличии от двух других имеет родовит, как никак дядя Великого князя и его правая рука. Кстати, а дядя это кто? Брат папы или мамы. У папы Владимира брата с таким именем как бы не было, а у мамы? Был конечно. Кстати кто мама? Говорят чуть ли не рабыня, некая ключница, которую князь под лестницей обиходил и пришлось как честному человеку женится. Глупость несусветная. Малуша ключница княгини Ольги не могла быть персонажем случайным в принципе, за право подавать князю тапочки (а следовательно иметь доступ к князю и шепнуть что-то на ушко или челобитную подать) княжеские рода в нешуточные интриги пускались. Да и термины сами: окольничий, постельничий и т. д. говорят сами за себя. А кроме того и должность не просто значима а архизначима, Завхоз Кремля однако. Так чьих же будет Малуша? Папина дочка она , а папу звали Малом. Это в наших источниках он Мал. Воевода между прочим и не малого города а именно Любеча. Правда в источниках с "той стороны" нет никакого Мала, а есть ... Мальфред (у которого кстати была дочка - .... Мальфрида). Город Любеч отличался не только странным для русского уха именем воеводы и его дочки ставшей ключницей княгини Ольги, но и тем что жил этот город по Магдебургскому праву. и заправляли в нем те кого мы потом будем называть немцами. Папа немец, дочка немка, (условно, конечно немцы как нация еще не сложились, готка вернее было бы) а брат кто?

        Вот мы русские из всего этого да еще с примесью многих других народов и народностей и языков и получились (сколько у нас слов обозначающих одно и то же животное собаку например? Собака, Пес, кобель, сука ,шавка, щенок).
        В общем не пафосная ляпота конечно, не лубочные картинки для упрощенного сознания, но зато это объясняет склонность нашу не к уничтожению других этносов, а к их ассимиляции. Это привычный механизм. У Англо-Саксов другой привычный механизм.

        И чаще пользуйтесь источниками (с отечественными нарративными очень плохое положение, их крайне мало и относительно достоверные начинаются века с 18), и не стесняйтесь проверять академиков. А то вот долгое время считал что все мы славяне, ну как же!? Ведь в повести временных лет примерно так и написано (как бы обнаружена поляками и немцами в 1696 году), что там то живут: "Дреговочи, радимичи, поляне, древляне, меряне, вятичи и другие словене, (славяне в смысле) перевод академика однако - Лихачева. Только в самой повести нет слова - и "другие". Его Лихачев придумал, для связки. Ведь иначе получается что все перечисленные не словене. Действительно они же ведь дреговичи wink или меряне. (фино угорцы, а вернее просто угорцы).
        1. Наводлом 22 ноября 2012 19:50
          Цитата: Lexagun
          Папа немец, дочка немка, (условно, конечно немцы как нация еще не сложились, готка вернее было бы) а брат кто?

          Да что Вы? А говаривают о славянах, проживавших некогда на германских ныне землях.
          1. Lexagun 24 ноября 2012 00:33
            Поговаривают бабки у подъезда wink

            А если серьезно, то "поговаривают" на каких-то основаниях?. Правильно, и основания эти в своей абсолютной массе - лингвистические, в основном топонимика. Именно поэтом у о славянах в Германии вынуждены всего лишь "поговаривать", крайне мало оснований для иных выводов. Только вот имя Мальфред и к этим "поговариваниям" не притянуть, никак, равно как и вариант практикуемого законодательства.
            1. Наводлом 24 ноября 2012 12:31
              А если уж совсем серьёзно, то нельзя на полном серьёзе рассматривать только одну версию происхождения. Что Вы собственно говоря сделали, приведя гипотезу Татищева.
              Бегло почитав, могу сказать что мне больше по сердцу доводы Прозоровского.
              А есть ещё и другие. Так что позвольте отнестись к Вашей информации как к требующей дополнительных доказательств.

              Ну а полабские славяне... Ну что ж, считайте что их не было. Ваше право.
              1. Lexagun 27 ноября 2012 20:20
                Да кроме полабских есть еще и например альпийские норики, этих то куда девать как и прочих венедов? Но еще раз обращу ваше внимание что идея о славянской центральной Европе основывчается прежде всего на фонетических следах, я и сам их большой любитель wink , Но не проще ли предположить что Славяне не этнический термин, а религиозно-культурный. соответствующий предхристианству, раннему христианству. Этносы разные, а письменность общая, межгосударственная, межэтническая, межплеменная, с письменностью распространялась и общая культура. Обратите внимание на то что центрально европейские "славяне" пишут на латинице и являются католиками (причем ревностными). Мы же скорее правильные славяне wink (они неправильно славят бога wink ), то есть при некоторых общих элементах (привнесенных в эпоху церковной реформы преимущественно) весьма и весьма отличаемся от тех же поляков или чехов по укладу экономики, коллективного способа выживания как такового. Нам же ближе Болгары, сербы хорваты, которые кстати к славянам этнически отношения не имеют вовсе и считаются таковыми условно wink
                Так что славяне это термин перевертыш, как например татары. Сегодня татарами мы считаем поволжских булгар, так же этнически очень близких к русским, которые "почему-то" в 16 веке решили начать именовать себя татарами?! и Которые к крымским татарам никакого отношения не имеют. Совсем не имеют, ни капельки, зато к крымским татарам имеют отношение кавказские татары, прямая родня однако, вам не знаком термин кавказские татары? Да сегодня он не употребляется, вот уже чуть более 100 лет не употребляется. Сегодня мы зовем их айзербаджанцы wink (тюрки однако) И крымчаки тюрки и турки тюрки (да не все) и гагаузы. Вот они все действительно татары, но татарами мы сегодня зовем совершенно других, не странно ли?
  22. andrey-tse 21 ноября 2012 18:00
    Мы не европейская цивилизация, мы Русская цивилизация. Из статьи главное мысль - добро. В добре весь смысл, оно по определению правда, его нельзя добиться силой или навязать кому-нибудь. Наши предки не ангелы, но они старались быть справедливыми. Сейчас нет противовеса англосаксам ("великой европейской цивилизации"), раньше можно было хоть СССР пожаловаться, а сейчас либо поешь под дудку "демократии", либо тебя нет.
    andrey-tse
  23. антижид 22 ноября 2012 03:30
    Читая первые два обзаца не укладуеться в голове эта христианская чушь которую нам прививают с детства о том что Славяне, терпилы и что мы от рождения должны только работать и пинать на свою судьбу и только после того как враг разоряет наши земли мы должны объеденииться под христовым знамением и прогнать врага с нашей земли. Только вот как то не укладуеться в эту идиотскую церковную версию то,что Славяно-арии занимали территории от атлантического до тихого океанов,от арктики до китайких гор в азии и черного моря в европе. Это наверное потому что мы такие миролюбивые и совершенно не хотели воевать. Просто с армией славяно-ариев никто не мог сравниться в оснащении войск так и в тактике ведения войны. И все народы котроые не желали войны со Славянами жили в мире и согласии с нами и небыло притеснений и рабского отношения к завоеваным. А точнее наоборот, мы научили эти народы культуре, земледелию, архитектуре и ратному делу. Этого мы добились за счет упорного труда нашего народа и действительно то, что славяно-арии призерали рабский труд. Лишь только стоило принять христианство нашему народу нам начали учить тому что мы должны смериться с тем что нас гнобят, это типо такая судьба котрую мы должны принять и смириться. Мы добрые по духу, но грозные воины по-жизни. Мы СЛАВЯНЕ.
    антижид
    1. Наводлом 22 ноября 2012 19:40
      Цитата: антижид
      Мы добрые по духу, но грозные воины по-жизни.

      Ну да, и как только приняли христианство - сразу воевать разучились.
      Кстати, админами Ваш ник нормально воспринимается? Глаза не режет?
      А то они что-то в последнее время придиряются всё более к мелочам.
      1. антижид 23 ноября 2012 02:40
        Я ни слова не сказал о том, что разучились воевать. Я писал о том что отношение к войне стали прививать иное. И отношение князя к своему народу поменялось, такое отношение и по сей день осталось у наших руководителей к нам. А воевать мы не разучились, как бы не гнобили нашу армию она все одно выполняет свои функции, тому доказательство наш народ. Он как кость в горле стоит у сильных мира сего, своим присутствием, а сделать те ничего с нами не могут)))
        антижид
  24. Наводлом 23 ноября 2012 10:14
    Потому что Русь всегда была сильна своей верой и своими традициями.
    Посмотрите к чему привёл упадок того и другого.
    И не ищите корни этого упадка в христианстве, а задумайтесь лучше на чью мельницу льёт воду неоязычество.
    1. антижид 24 ноября 2012 02:49
      Я б сказал верой в свои традиции, но не как ни верой, будьто вера в христинство, комунизм или демократию. Чувство долга перед своими детьми и родителями, у когото это чувство перед РОДИНОЙ. Хотя каждый в слове РОДИНА подрозумевает свое.
      антижид
  25. Pit 12 декабря 2012 10:29
    Знаменитый князь Святослав Игоревич вёл внешние войны на Балканах и имел планы создания империи на Юге, почему и ходил на Византию, прибив щит к вратам Царьграда-Константинополя... Казалось бы — ну чем не восточный аналог западного Карла Великого? Разница в том, что Карл был более удачлив в своих планах, чем Святослав.

    Это маразм, на хазар он ходил не за землями, а что бы прекратить их набеги с юга. А с византией воевал, так там сам император виноват, то печенегов против Святослава подговорит, то сам лезет. И Крым Святослав завоевывал только что бы прикрыть страну с юга, от тех же печенегов и византийцев.
    Pit
  26. Gunslinger 7 июня 2013 16:57
    С первых строк автор вдохновенно начинает нести антинаучную ахинею и остается верен себе до последнего абзаца. Извините, но всерьез воспринимать это никак нельзя.
    В ЧЁМ изначальные русские праславянские корни? Пожалуй, в том, как отразилась уже на истоках русской истории борьба Добра и Зла в проблеме войны и мира.
    Очень напоминает начало какого-нибудь школьного сочинения laughing
    Как уже было сказано, Россия в истории человечества стоит особняком
    Кем сказано? Когда сказано? request
    В общем, из этого текста можно насобирать немало очень спорных и откровенно нелепых цитат.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня