MRAP - рождение и создание современной противоминной защиты

21
Развитие ББМ в последнее время шагнуло далеко вперед по сравнению с бронированными машинами прошлого поколения. С самого начала развития бронемашин их создание зависело не столько от технологических решений, сколько от боевого назначения. Боевое назначение машин обуславливало ТТТ по проектированию и созданию бронемашин, их основные характеристики. Со временем характеристики (боевая мощь, бронезащита и мобильность) кардинально менялись. Сегодня современные бронемашины создаются с приоритетом по бронезащите личного состава.

Развитие средств поражения легких бронемашин, потребовало от конструкторов искать пути обеспечение живучести машины и экипажа при выполнение боевых задач. Обеспечить живучесть ББМ одним единственным решением пока на сегодня не представляется возможным, имеющиеся же универсальные решения значительно снижают основные характеристики боевой мощи и мобильности.

MRAP - рождение и создание современной противоминной защиты


Поэтому сегодня применяют комплексный подход при защите бронированных машин - несколько защитных решений, оптимально сочетающихся друг с другом, которые существенно не снижают основных характеристик. На сегодня известно о десятках решений - систем, конструкций и комплексов, повышающих защитные свойства техники, от обычной брони до систем активной защиты. Подбор защитных решений при создании техники становится определяющим фактором совершенства машины.

Подбор защитных решений определяется назначением и будущим применением машины. Из наиболее опасных решений для противодействия бронированным машинам в военном конфликте на сегодня являются системы высокоточного оружия и минные решения. Высокоточные системы характерны для достаточно развитых государств, боевые действия с их применением носят быстрый краткосрочный характер. Минные решения, от самодельных мин или взрывных устройств до современных видов мин имеют широкое применение, носят длительный характер и характерны для всех известных военных конфликтов в мире.

Современные виды военных конфликтов уже давно носят локальный характер. Здесь примером может служить опыт военного конфликта в Ираке, где основные потери бронированной техники задействованных сил Соединенных Штатов пришлись именно на применение противником минных решений - уровень потерь бронетехники составляет примерно 60 процентов потерь всех бронемашин.



Определение оптимальной противоминной защиты выводится из характеристик возможных угроз, по мощности минных решений применяемых в современных военных конфликтах. В большинстве своем, начало боевых действий осуществляется не против высокоразвитых стран, имеющих на вооружение современные виды вооружения, в которые входят противотанковые мины с большой бронепробивной способностью, или имеющих возможность их создания или приобретения, а против слаборазвитых стран, имеющих или большие амбиции или «не демократические» режимы. В таких странах, или на их территории, начинают использовать, со временем, мины и самодельные взрывные устройства. Даже при военным конфликте с участием развитых стран проигрывающая или проигравшая сторона начинает вести партизанскую войну, при которой, опять же начинается использование СВУ против живой силы и бронированной техники противника.

С появлением хорошо защищенных в противоминном отношении ББМ, СВУ тоже стали усовершенствоваться – появляются самодельные минные устройства с элементом поражения по типу «ударное ядро». И хотя их нельзя сравнить с промышленными образцами, способность пробивания брони у них достаточно высокая – до 40мм стали, такими СВУ можно легко вывести из строя или уничтожить практическую любую легкобронированную машину. В основе многих СВУ используется ВВ промышленного производства. Основные отличия минных устройств самодельного и промышленного производства – обладая сравнимой мощностью, самодельные имеют большие габаритно-весовые характеристики, что усложняет их скрытую закладку. Это приводит к тому, что установка СВУ требует более углубленной закладки, что значительно снижает их мощность.

В Соединенных Штатах был проведен анализ данных по тротиловому эквиваленту применяемых минных устройств против бронетехники ВС США во всех последних военных конфликтах. Как оказалось, в основном против бронированной техники подразделений США за последнее десятилетие использовались мины и СВУ обладающие тротиловым эквивалентом порядка 6-8 килограмм. Сам подрыв в основном приходился под днище, колеса/гусеницы. Подрыв под колесом/гусеницей ведет в основном к выводу машины из строя и небольшим динамическим нагрузкам личного состава от взрыва. Подрыв под днищем приводит во многих случаях к нарушению целостности корпуса (днища), большим динамическим нагрузкам на личных состав (от серьезных переломов до смертельных исходов), поражению осколками и ударной волной.



В настоящее время определяющим фактором по противоминной защите становится защита экипажа, обеспечение работоспособности машины и повышение устойчивости оборудования к воздействию последствий подрыва (которое достигается путем обеспечения удароустойчивой составляющей на крепежные узлы и блоки оборудования) уходит на второй план. Вследствие того, что основные нагрузки приходятся на днище машины, основное оборудование на нем не устанавливается, а то оборудование, что невозможно переместить, обеспечивается энергопоглощающими элементами. Сегодня конструкторы и инженеры, при проектировании установки оборудования в машину, применяют различные оригинальные решения, для каждого блока или агрегата, может применяться собственная схема крепления.

При решении защиты экипажа, важной составляющей становиться крепление сидений/кресел к тем местам корпуса, куда по расчетам менее всего передается динамическая нагрузка – борта и крыша корпуса машины. Следующим шагом становится минимизация (исключение) контактов личного состава с днищем машины. Этого добиваются некоторыми конструктивными решениями, основным из них является зазор между днищем, принимающим всю силу подрыва, и полом обитаемой конструкции (модуль). В итоге имеем – амортизирующие сидения, закрепленные на бортах/крыше модуля, отдельно от днища выполненный пол (низ модуля), минимизирующие передачу динамических нагрузок.

Все эти решения привели к появлению нового класса ББМ «MRAP» (в переводе – защищенный от подрывов, атак из засад). Кроме увеличенной противоминной защиты ББМ, «MRAP» также обеспечивают защитой от поражения стрелковым оружием. Первыми, кто принял на вооружение новую концепцию «MRAP», являются Соединенные Штаты, постоянно участвующие в локальных конфликтах по всему миру. Соединенные Штаты оперативно просчитали угрозу исходящую от минных решений типа СВУ и в краткие сроки организовали проектирование, создание и массовое производство ББМ «MRAP». К созданию машин привлекли довольно много известных и не очень корпораций, компаний и фирм, занимающиеся созданием военных бронированных машин. Сегодня ББМ «MRAP» имеют довольно запутанную классификацию, но все же поступают на вооружение и производятся в требуемых количествах, необходимых для нужд ВС США.



ББМ «MRAP» стали основоположниками нового вида бронемашин, имеющих общие особенности:
- оптимизированное днище машины V-образной формы;
- усиление днища за счет использования толстых бронелистов из стальных сплавов;
- установка в десантном отделении энергопоглощающих кресел/сидений;
- установка данной защиты только для десантного отделения (обитаемый модуль).

Моторный отсек, кабина с водительским местом или имеют слабую защиту, или не имеют ее вовсе. Такое решение принято не случайно – основные динамонагрузки при подрыве передается именно на слабозащищенные конструкции, которые под их воздействием начинают разрушаться, в то время как модуль получив минимальную динамонагрузку, обеспечивает высокую живучесть. Однако это не является идеальным решением, ведь высокая живучесть достигается путем уменьшения живучести самой машины и ее мобильности. Другим, тоже не идеальным решением, является выполнение днища из толстых бронелистов, что приводит к увеличению общей массы машины, уменьшению характеристик мобильности. Новейшие методы создания днища пока еще мало применяются и находятся на стадии опытных испытаний.

В России тоже разрабатывают ББМ «MRAP», самой известной российской разработкой в данной сфере является «Тайфун». Основные решения примененные при создании машины:
- оптимизированное днище машины V-образной формы;
- в обитаемом модуле применили многослойное днище с противоминным поддоном;
- верхняя часть пола выполнена на упругих элементах;
- оптимизировали места установки сидений (удаление от мест вероятного подрыва);
- оборудование и вооружение машины защищены от воздействия;
- сидения личного состава энергопоглощающие с подголовниками и ременной системой безопасности.

Как планируется, разработка семейства ББМ «Тайфун» и ее модификаций завершится к 2014 году. Бронемашина проектируется, создается и испытывается в лучших традициях советской школы. Разработкой конфигураций и компоновки обитаемого модуля и кабины, энергопоглощающих кресел занимается компания «Евротехпласт». Компьютерное моделирование и расчеты проводят специалисты Саровского инженерного центра. Основной разработчик комплексов защиты - НИИ Стали. «НИИ Стали» усиленно работает над поисками оптимальных защитных решений, проводит компьютерное моделирование влияния воздействий взрыва на разные структуры и комплексы противоминных решений. Компьютерные модели машин, выполненные из данных структур и комплексов, опять подвергаются подрывам мин и СВУ. Найденные решения будут воплощены в прототипы и испытаны на полигонах.



MRAP «Тайфун» проектировалась и создавалась «с нуля». Основные направления – ББМ с формулой колес 6х6/4х4/2х2, основные модификации ББМ – бескапотная рамная, корпусная бескапотная, капотная. Единственная реализация подхода «модуль-платформа-семейство» до «Тайфуна» - КамАЗ «Мустанг». Модульность исполнения позволит выпускать «Тайфун» в той конфигурации, которая наиболее подходит для предполагаемых условий применения. Этим достигается полная адаптация машины к эксплуатации и существенная экономия, как для производителя, так и для заказчика. По оценкам различных экспертов, «Тайфун», по крайней мере, не уступает зарубежным аналогам «MRAP», а то и превосходит их. Как известно, МО РФ уже сообщило о готовности приобретения для нужд вооруженных сил машин семейства «Тайфун» в самые ближайшие годы.

Источники информации:
http://www.niistali.ru/
http://vpk.name/news/76092_protivominnaya_zashita_sovremennyih_bronirovannyih_mashin__puti_resheniya_i_primeryi_realizacii.html
http://www.military-informer.narod.ru/army-MRAP.html
http://www.military-informer.narod.ru/MRAP-text.html
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 ноября 2012 09:13
    А что, может сработать эффект "отставая - перегнали" как в истребителях 5-го поколения, пока Запад (США) мучился со своим Раптором, наши пережили кризис 90-х, отказались от проектов начала-середины 80-х (того же эффектного, но бессмысленного "Беркута"), и выкатили отличный Т-50 ПаК ФА. Тут лишь бы не застопорилось по финансово-политическим моментам, тьфу-тьфу, и тогда Раптор во многом курит в углу.
    Так и в МРАПах - изучив чужой опыт, обойдя "грабли", пользуясь своими наработками (НИИ Стали рулит!!))), вполне можем выкатить значительно более совершенные машины, и, традиционно, не по цене в бюджет африканской республики))) Надеюсь, нам больше НИКТО никаких сомнительных "Рысек" не купит, которые грязи бояться и от китайской петарды рассыпаются.
    Я ОЧЕНЬ надеюсь...
    1. BRATISHKA
      +1
      20 ноября 2012 09:44
      Ну да) Т-50 просто рвет и мечет.) Неужели вы Американцев за конченых идиотов держите?
      1. bask
        +1
        20 ноября 2012 13:38
        В статье картинка .,,СРОК ЗАВЕРШЕНИЯ -14 ГОД!!! Чего завершения один год,чего завершения????? Но пока МО не закупило не обного ,,Тайфуна,,,Вся надежда на нового МО Шойгу...А как сейчас МРАП-ы жизненно необходимы на С.Кавказе и Дагестане.Где еженедельно происходят подрывы.......
        1. +3
          20 ноября 2012 14:34
          Простите, уважаеный bask, вот вы пишите в своем комменте: "... на С.Кавказе и Дагестане..."
          А что, разве сама Республика Дагестан как таковая находится не на Северном Кавказе?..
          1. bask
            +2
            20 ноября 2012 20:31
            Согласен ,ошибся Chiot .Теперь по теме.МРАП ,,Тайфуны,,это реальный технологический прорыв ВПК Росии ,в новых противоминных технологиях...Одна поправка .ББМ с противоминной защитой в массовом порядке применяли войска ЮАР в войне с Анголой..в 80-х годах.Советскими инструкторами было захваченно много ЮАР-вских ББМ,,Каспир,Мамба.Но налаживать собственное производство ББМ с противоминной защитой ,почемуто не стали.Хотя потери советских войск от СВУ в Афганестане в 80-х ,тагже окодло 60% от всех потерь в бронетехнике.В автомобильном пранспорте. ,ещё больше до 80%.Советский автотранспорт в Афганестане вообще не был бронированным.За исключением единичных ,экземпляров...Сейчас ситуация с ББМ меняется,но катострофически медленно
      2. +1
        20 ноября 2012 22:00
        Не, не держу. Меня тоже за него не надо - за 20(двадцать!!!) лет разницы не будет, не?? Посмотрев, посчитав минусы Раптора - можно сделать выводы, не? И сделать лучше, не наступая на явные грабли, используя колоссальный опыт - нереально?
        40 лет назад мы также догоняли ф-15 Игл, Т-10 СНАЧАЛА был ему вровень, только-только, потом появился тот, что стал су-27, актуальный до сих пор, аппарат-революция в аэродинамике. Отставания электронного борта - это уже в другое ведомство, да и то, там главным минусом был вес, дело своё борт делал.
        Критикуйте подумав, с аргументами, а то может нелепица выйти.
    2. +3
      20 ноября 2012 10:25
      Беркут, вернее схема "обратная стреловидность" - перспективное направление. Правда, дорогое и сложное, наверно поэтому оно буксует по сей день

      Преимущества
      Сравнение обтекания воздухом обычного самолёта и крыла обратной стреловидности

      позволяет улучшить управляемость на малых полётных скоростях.
      повышает аэродинамическую эффективность во всех областях лётных режимов.
      компоновка с крылом обратной стреловидности оптимизирует распределения давления на крыло и переднее горизонтальное оперение
      позволяет уменьшить радиолокационную заметность самолёта в передней полусфере.

      Недостатки

      КОС особо подвержено аэродинамической дивергенции (потере статической устойчивости) при достижении определённых значений скорости и углов атаки.
      требует конструкционных материалов и технологий, обеспечивающих достаточную жёсткость конструкции.
    3. 0
      20 ноября 2012 10:44
      2 Mikhado
      Ждать чего? Будем смотреть как наши парни будут рваться на минах, пока пиндо-сы что-нибудь подходящие изобретут? Вы в корне не правы.
      Чужие ошибки конечно можно нужно изучать, но собственный опыт ни что не заменит...
      То что вы предлагаете, ведет к тупиковой ветке развития. В конечном итоге, с такой логикой можно докатиться до простого копирования чужих технологий, как это делают китайцы. Но да же они пытаются по многим направлениям создать свои собственные "школы" конструкторских КБ, создавать свои собственные технологии.
      То что предлагаете Вы - это деградация. Мы и та этим занимались последние пару десятилетий.
      Нужно оглядываться по сторонам, изучать чужой опыт - но создавать нужно свое.
      1. bask
        0
        20 ноября 2012 20:44
        Hamer с вами полностью согласен ,ждать не надо.Надо налаживать массовый выпуск МРАП на серийных узлах и агрегатах ..Уралов,,Камазов,,усилив их ..А бронекапсилу создавать отдельно и обязательно обьеденённую с кабиной водителя..Тогда ,это действительно станет массовый ББМ-МРАП.для Российских ВС.
      2. +1
        20 ноября 2012 21:51
        Содалось впечатление, что мой коммент не читали. Или читали не мой. ГДЕ написано, что надо чего-то ждать? ГДЕ написано, что я желаю гибели нашим парням в погонах?
        Я про то, что НАШИ МРАПы могут с учетом изучения западного опыта быть лучше и совершеннее, пусть и позднее, привел пример по самолетам 5 поколения. Я про то, что НИИ Стали не спал, а работал.
        Ну Вы хоть логику-то включайте, когда критикуете.
        1. bask
          +1
          20 ноября 2012 22:07
          Mikhado .Познее,,,,, не согласен,, Включаю логигу.,,.Самалёт 5-го поколения создаётся под гепотетические, будущие войны .А война на С.Кавказе идёт вот ,прямо сейчас. И солдаты могут погибнуть в любую минуту...!!!!! Я тоже написал в коменте,как ускорить выпуск ББМ МРАП ,на узлах серийных авто...Бронекапсулу ,создать ,я думаю наши инженеры смогут не хуже западной. Для ускорения работ можно скопировать часть ,технологий МРАП выпускаемых в Азербойджане ББМ ,,Матадор ,,и Марадёр,,компании Парамвунт из ЮАР.Машина МРАП просто супер.Почему их МО не закупает для ознокомления малые партии???
  2. +1
    20 ноября 2012 13:23
    Мне тайфун решительно не нравиться: высокий, вертикальная бронировка и качество завода КамАЗ оставляет желать лучшего, уж об этом и спорить не надо.
    Если честно мне камазовский двигатель очень не нравиться, мощный по характеристикам, но слабый на деле. ЯМЗ-238 намного лучше, и любой дизелист точно так же думает. Недавно пришел новый камаз-поливалка, такое ощущение что его кустарно собирали, качество отвратительное, поломок уйма, вот так и делают, причем это уже второй новый камаз который я встречаю, первый это пожарная АЦ, тоже ломается как собака и тоже кустарно собранная ( такое ощущение что панель ножом подгоняли, то же и с обшивкой дверей).
    1. smprofi
      +1
      20 ноября 2012 22:52
      насчет высокий - посмотри на чудо от хунхузов


      1. bask
        0
        21 ноября 2012 07:51
        Китаёзы RG31 передрали ,точь в точь....
  3. smprofi
    +3
    20 ноября 2012 19:12
    заголовок абсолютно не соответствует содержанию.
    рождение и отработка элементов MRAP произошло в ЮАР. про ЮАР в статье - ни полслова.
    насчет того, что гринго наелись MRAP и не знают теперь как от них избавиться - тоже, почему то не сказано.
    ну и насколько классный MRAP от гринго, смотрите сами:

    1. +2
      20 ноября 2012 20:51
      А это они таким вот нехитрым способом взяли да и смоделировали подрыв на ВУ порядка 5-8 кэгэ в тротиловом эквиваленте... При этом никто не пострадал. Ни один манекен... wink ... laughingггГ
      1. bask
        +1
        20 ноября 2012 20:58
        Сhicot Не чего подобного.Задний мост при резком торможеннии отлетел назад. При реальном подрыве ,мосты авто..работают,,как рычаги.Пробивая днище ББМ.
        1. smprofi
          +1
          20 ноября 2012 22:50
          не совсем понятно как кардан превращается в рычаг. и чем он там пробьет днище? а вот если на ходу передняя часть кардана отвалится (а судя по всему это реально), то кардан, если упрется в грунт, то авто сделает такой кульбит, что мало не покажется
          1. +1
            20 ноября 2012 23:17
            В "Разрушителях мифов" моделировали такю вот ситуацию с последствиями отырва передней части карданного вала. Никаких кульбитов не было. Днище тоже не пробивало...
            Причем, использовали они обычную серийную легковушку (правда, поезженую и потрепанную), а не бронеходку. Что впрочем самой сути дела не меняет. Ибо они рябятишки упрямые и профессиональные до безбашенности, и всегда стараются довести дело до конца...

            А то что просто сорвало задний мост при торможении я прекрасно понял, уважаемый bask... wink smile
            1. smprofi
              0
              20 ноября 2012 23:46
              Цитата: Chicot 1
              профессиональные до безбашенности

              ну да, ну да... смотрел я их. единственная мысль по этому поводу возникла: где бы себе найти такую "работу", чтоб маяться дурью и еще деньги получать.
              насчет кульбита. был у меня коллега, который его совершил. на КрАЗе. только не на дороге с выбоинками (как у разрушителей), а на грунтовке.
              впрочем... веришь разрушителям - дело твое
  4. bart74
    +2
    20 ноября 2012 19:31
    Да всё у нас нормально с новыми видами вооружений, проблем конечно куча, но когда их не было? Надо только в первую очередь в войска закупать, а не китайма с индийцами продавать.

    Да всё у нас нормально с новыми видами вооружений, проблем конечно куча, но когда их не было? Надо только в первую очередь в войска закупать, а не китайма с индийцами продавать.
  5. Evgen2509
    +3
    21 ноября 2012 01:03
    с формулой колес 6х6/4х4/2х2

    Последнее позабавило laughing
  6. Dikremnij
    +1
    22 ноября 2012 04:24
    В современных конфликтах даная бронетехника нужна безусловно. Исходя из советской истории танкостроения и наработаных результатов в данной отрасли думаю Русская армия смело может закупить опытную партию КамАЗов разных колесных формул вместо левых Рысей. Да и вообще имея такое количество предприятий и таких специалистов, которые имеет Россия грех закупать забугорную бронетехнику.