Поэзия Древней Греции: военная и не только

211
Поэзия Древней Греции: военная и не только
Г. Моро. Странствующий поэт


Самыми знаменитыми образцами древнегреческой поэзии, безусловно, являются произведения, относящиеся к Троянскому циклу – поэмы Гомера, Стесихора, Квинта Смирнского, неизвестного автора «Киприй», некоторые другие. О них мы уже говорили в предыдущих статьях. Многие исследователи даже называют знаменитое начало «Илиады» («Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына...») первой строкой европейской поэзии.



И, вероятно, с полным основанием можно говорить, что европейская поэзия начиналась именно с описания битв и подвигов «шлемоблещущих» героев. Само слово «стихи» в переводе на русский язык означает «боевые шеренги» – подразумевался ряд слов, связанных, подобно воинам, особым строем. Этот строй назывался ритмом, слова «ритм» и «рифма» – однокоренные, однако следует указать, что рифмы в современном значении этого слова в древнегреческой поэзии не употреблялись.

Силу поэтического слова греки понимали и ценили. Аристофан (которого называли «отцом комедии»), вполне серьезно говорил, что именно Эсхил своей поэзией воспитал бойцов Марафона и Саламина. А драматург Софокл после представления пьесы «Антигона» был избран стратегом – и оправдал доверие граждан: успешно провел несколько военных операций.

Поговорим о некоторых поэтах Эллады, в том числе и о военной поэзии, не относящейся к Троянскому циклу.

Военная поэзия Тиртея


Предание гласит, что в середине VII века до н. э. во время тяжелейшей для Спарты Второй Мессенской войны послы Лакедемона получили в Дельфах оракул, предписывающий искать вождя в Афинах. К указаниям пифий тогда относились очень серьезно, и спартанцы якобы действительно просили афинян прислать им опытного стратега. В качестве издёвки они получили хромого школьного учителя и по совместительству поэта Тиртея. Однако стихи, написанные Тиртеем, так воодушевили спартанцев, что после его прибытия они в первом же сражении разбили неприятельские войска.


Г. Моро. Тиртей, поющий во время битвы

Любопытно, что гораздо позже (примерно через 2 400 лет) Руже же Лилль в строках своей «Марсельезы» интуитивно повторил строки одного из стихотворений Тиртея – и добился похожего результата. Тиртей писал:

«Вперед, о сыны отцов-граждан,
Мужами прославленной Спарты!»

А это первые строки «Марсельезы»:

«Вперед, сыны отчизны милой!
Мгновенье славы настает!»

Но большинство современных исследователей все же полагают, что Тиртей был уроженцем Спарты, а легенду о его афинском (или в другом варианте – милетском) происхождении считают примером древнегреческого черного пиара. Дело в том, что селение с названием Афидна, которое называют родиной Тиртея, существовало не только в Аттике, но и в Лаконии. А стихотворения Тиртея – яркий пример не афинского и даже не общегреческого, а именно спартанского патриотизма.

Существовали 5 книг стихов Тиртея, но сохранились лишь 150 стихотворений, кроме того, некоторые из них известны по изложениям других авторов, например, Аристотеля, Павсания, Стобея, Ликурга (в данном случае – оратор, а не спартанский законодатель). В этих произведениях Тиртей прославляет воинов, одержавших верх над врагами, и пишет об унижении побежденных, восхваляет героев и резко осуждает трусов. В программной элегии «Благоустройство» говорится о гармоничном порядке жизни в Спарте, установленном самим Аполлоном, и содержится предостережение: «Корыстолюбие, ничто иное погубит Спарту».

Согласитесь, трудно было бы ожидать такого от пришлого афинянина.

При этом, в отличие от Гомера, акцент в стихах Тиртея делается все же не на подвигах отдельных героев, а на важности общей победы, боевом единстве всего спартанского войска и жертвах, которые следует приносить на алтарь общих интересов. Так и учили гоплитов в Спарте: не обращай внимания на то, что происходит на других участках – в центре или на флангах, держи строй, не лезь вперед, но и не отставай от идущих рядом товарищей.

Нетипичные военные стихи Архилоха


Создание большинства современных стихотворных размеров греки приписывали другому поэту VII века до н. э. – Архилоху.

Если верить источникам, именно в творчестве Архилоха получили законченное оформление такие жанры, как элегия и басни. Его басню о волке, не пожелавшем носить ошейник, считают первым произведением этого жанра всей европейской литературы.

Кроме того, Архилоха считают создателем шестистопного ямба (основной стихотворный размер греческой и римской драматургии), эпода (двустрочный размер, в котором за большим стихом следует меньший) и трохея (архаичный хорей).


Предполагаемое скульптурной изображение Архилоха, римская копия с греческого оригинала

А еще именно профессиональный воин Архилох считается создателем жанра лирической поэзии – в современном понимании, поскольку в тот период лирикой назывались, независимо от содержания, те стихи, чтение которых сопровождалось игрой на лире.

«Своей прекрасной розе
С веткой миртовой
Она так радовалась.
Тенью волосы
На плечи ниспадали ей
И на спину».

Тут впору, конечно, вспомнить строки А. Твардовского:

«Кто сказал, что нету места песням на войне?»

Архилох был уроженцем острова Парос и современником Тиртея: в одном из стихотворений он упоминает о солнечном затмении, которое астрономами датируется 6 апреля 648 года до н. э.

Его отец был свободным человеком знатного происхождения (и даже руководил колонизацией острова Фасос), а мать фракийка – простой рабыней. Будучи незаконнорожденным, Архилох не получил наследства и вначале был жрецом храма Деметры, вероятно, первыми его стихотворениями были гимны в честь этой богини и ее дочери Персефоны, а также в честь Диониса. Но позже Архилох предпочел карьеру наемного воина – о чем он и сообщает в одном из стихотворений:

«Острым копьем у меня замешан мой хлеб,
и копьем же
Я добываю вино.
Пью, опершись на копье».

При этом, в отличие от того же Гомера, Архилох не стал возвышенным певцом великих героев. Напротив, его описания битв реалистичны, а порой проскальзывает и нескрываемая ирония:

«Мы настигли и убили счетом ровно семерых,
Целых тысяча нас было...»

По этим строкам, кстати, можно судить об истинном масштабе сражений того времени: тысяча воинов – это, вероятно, вся армия греческого полиса, включая отряды наемников.

Стихами Архилоха современники восхищались, но многие и осуждали его за приземленное и совсем не героическое описание битв и сражений.

«Победишь – своей победы напоказ не выставляй,
Победят – не огорчайся, запершись в дому, не плачь.
В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй».

Говорили даже, что он оправдывает трусость. Вот как рассказывает Архилох о потере своего щита:

«Волей-неволей пришлось
Бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал.
И пускай пропадает
Щит мой.
Не хуже ничуть
Новый могу я добыть».

Архилох погиб, не дожив до старости – в одном из сражений на родном острове Парос. Как это часто бывает, признание пришло после смерти. В начале V века до н. э. на острове Парос было даже построено святилище Архилоха (Архелохейон) с высеченными на камнях отрывками его стихотворений. А в 100 году до н. э. на Паросе была установлена статуя этого поэта.

Гесиод



Г. Моро. Гесиод и муза

Другой знаменитый древнегреческий поэт – Гесиод, жил в VIII–VII вв. до н. э.

Именно в его изложении известен нам миф о четырех «веках» (исторических эпохах): золотом, серебряном, медном и современном – железном (об этом рассказывается в поэме Гесиода «Труды и дни»). Между медным и железным веками Гесиод выделил век героев, в жилах которых текла божественная кровь. К веку героев он отнес события Троянской войны. А в поэме «Теогония» Гесиод попытался систематизировать и привести к общему знаменателю противоречивые легенды о богах. А в «Каталоге женщин» он привел список красавиц, вступивших в связь с олимпийскими богами, сыновья которых стали основателями знатных греческих родов. Философ и поэт Ксенофан, кстати, осуждал и Гомера, и Гесиода. Он говорил:

«Всё, что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман».

Рассказывают, что однажды Гесиод в состязании победил самого Гомера. Победу ему присудил царь Халкиды Панед – на том основании, что Гесиод «повествовал о земледелии и мире, а не войнах и побоищах». Современники же, напротив, хотели слушать стихи о героях и сражениях и потому Панеда порицали, он даже стал героем пословицы – как пример и воплощение слабоумного человека.

Пиндар



Пиндар с лирой, фреска в Помпеях

Еще один великий поэт Эллады, Пиндар, был представителем знатного фиванского рода. Он родился около 517 года до н. э. в Киноскефалах (Беотия) – близ знаменитой горы Геликон, которая считалась обителью муз.

Согласно преданию, еще ребенком Пиндар уснул в тени деревьев, проснувшись, увидел пчел над своей головой и почувствовал на губах вкус меда. По другой версии, это происшествие случилось с ним еще в младенчестве – когда он лежал в колыбели. Услышав об этом, отец отправил мальчика на обучение к лучшим музыкантам, в числе которых оказались его дядя Скопелин, хорошо игравший на авлосе, афинский музыкант Аполлодор, поэтесса Миртис Анфедонская и поэт Лас Гермионский.

Очень скоро Пиндар приобрел славу одного из лучших аэдов Эллады. Говорили даже, что бог Пан выучил песни Пиндара и танцевал под них с нимфами. А в Дельфах для поэта был предназначен трон, на который никто не мог всходить – кроме Пиндара. Высшей наградой победителю на Олимпийских (и других) играх считалась эпиникия (ода), составленная Пиндаром. До нашего времени дошли 45 таких од: 14 написаны в честь победителей Олимпийских игр, 12 посвящены победителям игр Пифийских, 11 – Немейских, 8 – Истмийских. Но был у Пиндара и гимн, написанный им в честь гетер.

За всю жизнь Пиндар лишь 5 раз потерпел поражение в состязаниях певцов, причем победительницей выходила некая Коринна. К сожалению, ни одного стихотворения этой женщины не дошло до нашего времени. Александр Македонский, как известно, приказал разрушить восставшие Фивы, а граждан этого города продать в рабство – кроме потомков Пиндара, и людей, связанных с македонцами узами гостеприимства.

Со смертью этого поэта связана очередная легенда. Якобы Персефона упрекнула его во сне:

«Ты воспел всех богов, кроме меня, но скоро воспоёшь и меня».

Через 10 дней Пиндар умер, еще через 10 – одна из его родственниц заявила, что поэт явился к ней во сне и продиктовал гимн в честь Персефоны.

Позже стихи Пиндара высоко оценивали в Риме, Гораций, например, сравнивал их с горным потоком. Однако в Новое время Пиндар уже особой популярностью не пользовался, и Вольтер называл его

«возвышенным певцом греческих наездников и кулачных боев», «прославившим в былые дни лошадей достойнейших мещан из Коринфа или из Мегары» и «обладавшим несравненным даром без конца говорить, ничего не сказав».

Арион


Многие исследователи полагают, что именно Арион первым художественно обработал торжественные песни в честь Диониса (дифирамбы) и предложил исполнять их по очереди разным (чередующимся) хорам. Из такого исполнения позже и развилась классическая древнегреческая трагедия. Овидий, римский поэт I века н. э., который жил примерно через 700 лет после Ариона, писал:

«Море какое, какая земля Ариона не знает?»

Но вот до нашего времени стихотворения Ариона (которых, как полагают, было около двух тысяч) не дошли, так что приходится верить древним авторам на слово. Знаменитая легенда утверждает, что брошенный морскими разбойниками за борт Арион был спасен дельфином.


Арион на римской мозаике, Сицилия, IV в. н. э.

В городе Тарант, с которым предание связывает путешествие Ариона, была выпущена монета с изображением человеческой фигуры, сидящей на дельфине.


Монета Тарента, около 510–500 гг. до н. э.

Впрочем, другая легенда связывает появление этой монеты с Фаланфом – вождем покинувших Спарту парфениев («дети дев» – незаконнорожденные дети спартанок в период Первой Мессенской войны), которого считают основателем Тарента. Он также после кораблекрушения был спасен дельфином.

Ивик


Этот поэт, живший во второй половине VI века до н. э., был современником и, вероятно, хорошим знакомым другого известного древнегреческого лирика – Анакреонта: они в одно время жили при дворе тирана Поликрата Самосского. Его родиной считается греческая колония Регий, находившаяся в Южной Италии.


Ивик на барельефе в Реджо-ди-Калабрия

Считается, что этот поэт, излагая очередную легенду, часто снижал героический тон повествования. В III–II вв. до н. э. в Александрии его стихотворения были собраны в 7 книг. Долгое время считалось, что стихов Ивика не сохранилось, но близ египетского города Эль-Бахнас были найдены папирусы, содержащие фрагменты 40 его стихотворений, которые сейчас считаются самыми ранними образцами хоровой лирики.

В настоящее время этот поэт известен главным образом благодаря легенде, изложенной в балладе Шиллера «Ивиковы журавли» (1797 г.): поэт якобы был смертельно ранен разбойниками, когда направлялся на Истмийские игры (в честь Посейдона) в Коринф. Пролетавшие мимо журавли стали появляться в городах, куда заходили убийцы, которые в конце концов были изобличены. Так появилось «крылатое выражение» «ивиковы журавли». Однако сохранилась надпись, свидетельствующая, что Ивик умер в родном городе.

Сапфо



Бюст Сапфо, начало V века до н. э., римская копия греческого оригинала, Musei Capitolini

Настоящее имя этой поэтессы из города Митилены (остров Лесбос) – Псапфа, что можно перевести, как «Ясная» или «Светлая». Сапфо – это уже ставшая традиционной адаптация, иногда это имя произносят и пишут, как Сафо.

Она жила в VII–VI вв. до н. э. (предположительно в 630–570 гг. до н. э.). Имя Сапфо было включено в канонический список «Девяти лириков», а земляки настолько уважали поэтессу, что выбивали монеты с её изображением. В современной Греции также в 2017 году была выпущена коллекционная серебряная монета номиналом в 10 евро.


Платон писал о ней:

«Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду, разве мы в ней не должны музу десятую чтить?»

Неизвестный поэт-современник называл Сапфо «средь муз бессмертных смертной музой», её дом именовали «домом служительниц муз», а позднее сокращенно – музеем.

У Страбона можно прочитать:

«Напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать хотя бы приблизительное сравнение с Сапфо в поэзии».

Солон – афинский политик, законодатель (и поэт), один из «семи мудрецов» Древней Греции, услышав стихи Сапфо уже в глубокой старости, просил внука декламировать их в его присутствии – потому что не хотел покинуть мир прежде, чем их выучит.

Сапфо собрала вокруг себя девушек благородного происхождения, давая им уроки музыки, поэтического искусства, танца – именно поэтому её потом и стали изображать как поклонницу нетрадиционных отношений. На самом деле Сапфо была замужем, родила дочь Клеиду, её воспитанницы вступали в брак – и для каждой из них она по этому случаю писала свадебную песню.


Сапфо и её воспитанницы на картине Фрэнсиса Коутса Джонса

Одним из отвергнутых поклонников Сапфо был знаменитый поэт Алкей, стихи которого оказали большое влияние на Горация, высказывалось даже предположение, что многие оды Горация являются переводом не дошедших до нас песен Алкея. В одном из стихотворений Алкей называет Сапфо «фиалкокудрой, сладкоулыбающейся, чистой».

Аристотель цитировал какой-то не дошедший до нас источник, в котором упоминается о чувствах Алкея к Сапфо. О любви этого поэта к Сапфо писал и Гефестион. Афиней сообщает, что Алкей «часто пел о своей любви к Сапфо», об этом мы знаем из «Списка вещей о любви» Гермесианакта.

Во времена поздней Античности и раннего Средневековья история любви Алкея к Сапфо была популярной темой в искусстве. Сохранились такие стихи Сапфо, обращенные к Алкею:

«Ты мне друг. Но жену
в дом свой введи более юную.
Я ведь старше тебя.
Кров твой делить
я не решусь с тобой».


Алкей и Сапфо. Краснофигурная вазопись, ок. 480 г. до н. э. Мюнхен, Государственный музей античных коллекций

Рассказывают, что умирающая Сапфо запретила своей дочери плакать, поскольку скорбь и слезы неприличны в доме, посвященном служению музам. А по другой легенде она погибла, бросившись в море с посвященной Афродите Левкадской скалы – считалось, что человек, выживший после такого прыжка, исцеляется от несчастной любви.


П. Лоусон. Сапфо на скале. Северный фасад Лувра

Таков далеко не полный рассказ о некоторых поэтах Эллады.
211 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    5 марта 2023 05:33
    Всем доброго утра и такого же дня!

    Нет у людей ничего долговечного. Истину эту
    Выразил лучше всего славный хиосец, сказав:
    «Так же, как листья деревьев, сменяются роды людские».
    Редко, однако же, кто, слушая эти слова,
    Воспринимает их сердцем своим — потому что надежда
    В каждом живет, с юных лет укореняясь в груди.
    …Каждый, пока не увял еще цвет его юности милой,
    Много несбыточных дум носит в наивном уме;
    Мысли о старости, смерти грозящей его не тревожат,
    Нет до болезней ему дела, пока он здоров.
    Жалок тот неразумный, кто даже подумать не хочет,
    Что ненадолго даны смертному юность и жизнь!
    Ты же, постигнувший это, ищи до самой кончины
    Благ, от которых душе было б отрадно твоей.

    Если короче,то Симонид прав - жизнь одна.Она здесь и сейчас.
  2. +18
    5 марта 2023 05:37
    Читал взахлеб эту прекрасную статью и не переставал радоваться - неужели "вернулся" прежний Шпаковский, Сегодня он ИМХО, к сожалению становится больше - иллюстратором, чем автором. Но когда дошел до конца статьи - все сразу стало на свои места smile
    Автор: Рыжов В. А.

    Статья очень понравилась. Материал, изложение, иллюстрации - все good
    Спасибо Валерий!
    1. +13
      5 марта 2023 05:45
      Привет,Дима!
      Всё где-то , когда-то было и всё это описано.
      Ни что не ново по Луной!
      Но это корни европейской культуры.
      Присоединяюсь к благодарности автору.
      1. +12
        5 марта 2023 06:13
        Доброе утро друзья!
        Цитата: ee2100

        Ни что не ново по Луной!
        Но это корни европейской культуры.
        Присоединяюсь к благодарности автору.

        Наверное всё-таки обще мировой культуры, а не европейской.
        1. +12
          5 марта 2023 07:31
          Доброе утро, Владислав!

          А вот за мир не решился бы говорить.
          У Китая и Индии может быть своё.
          А мир - не только Европа и Азия.
          1. +12
            5 марта 2023 08:23
            Цитата: Korsar4
            Доброе утро, Владислав!

            А вот за мир не решился бы говорить.
            У Китая и Индии может быть своё.
            А мир - не только Европа и Азия.


            Я не в этом ключе. История Древней Эллады изучается во всех, если не школах, то ВУЗах мира, так-что не отрицая самобытности и самостийности это обще мировое достояние.
      2. +12
        5 марта 2023 07:02
        Привет, Саша!
        Ни что не ново по Луной!

        Эта истина актуальна только для нашего поколения и тех кто постарше. А у молодежи - все в новинку.
        Да и народное образование, убитое ЕГЭ свою лепту вносит
        Вот похвали сейчас какого ни будь молодого поэта, сравнив его с Архилохом.
        В лучшем случае скажет - Я не лох, а то и заявление накатает за оскорбление личности.
        1. +12
          5 марта 2023 07:57
          Образование, конечно у молодежи страдает и мы становимся ворчливыми. И это не ново под Луной.
          У них другие герои и другие ориентиры. И это не ново drinks
          1. +10
            5 марта 2023 08:13
            Вопрос - насколько часто меняются и герои и ориентиры. И сейчас смена поколений, похоже, быстрее проходит, чем за 25 лет.
            1. +9
              5 марта 2023 08:23
              Самая большая проблема для России и не только,что нет ни героев ,ну и ориентиров тоже нет или они ложные.
              Самое страшное,на мой взгляд, утрачено уважение к старшим.
              1. +10
                5 марта 2023 08:32
                У К. Лоренца была статья. Один из моментов. Если при сельскохозяйственном укладе знания старших были востребованы. То сейчас - гораздо меньше. Разрыв поколений.

                Когда-то была идея портретов персонажей на денежных купюрах.

                Думаю, бесспорны были бы отечественные учёные и писатели. Да и то - своими работами, а не биографией.
                1. +10
                  5 марта 2023 09:30
                  Когда-то была идея портретов персонажей на денежных купюрах.


                  Вот один из эскизных проектов. laughing

                  1. +10
                    5 марта 2023 09:47
                    Княгиня Ольга пришла бы в голову первой.

                    А что это у тебя за гламурное создание?
                    1. +11
                      5 марта 2023 10:40
                      Так это не у меня, просто так некоторые милые барышни представляют себе волшебную купюру, когда мнлго-много всего и ничего за это не надо. laughing
                      1. +9
                        5 марта 2023 16:43
                        Очень поучительно. Правда жизнь вводит свои коррективы.
                    2. +11
                      5 марта 2023 13:59
                      Княгиня Ольга пришла бы в голову первой.

                      День княгини Ольги - день города Пскова. Празднуется в начале августа. Уроженку Изборска очень чтят там. soldier Я лично в 2016-м отстоял всю праздничную службу в главном Троицком соборе на территории псковского Крома. Служил сам митрополит, его под руки водили - шибко старенький... sad
                      1. +10
                        5 марта 2023 14:24
                        Цитата: Пане Коханку
                        Служил сам митрополит, его под руки водили - шибко старенький.

                        Это не тот митрополит, который раньше на Чайке ездил?
                        хотя скорее всего уже другой, давно это было. hi
                      2. +10
                        5 марта 2023 16:44
                        Август и правда особый месяц.

                        А День Равноапостольной княгини Ольги на июль приходится.
                      3. +1
                        6 марта 2023 20:32
                        А День Равноапостольной княгини Ольги на июль приходится.

                        Наврал я, Сергей! Точно на конец июля. Просто обычно празднования еще со днем Пскова объединяют. drinks
              2. +11
                5 марта 2023 10:06
                hi Приветствую, Александр.
                Настроения у смертных, друг мой Главк, Лептинов сын,
                Таковы, какие в душу в этот день вселит им Зевс.
                И, как сложатся условья, таковы и мысли их.
                Кто падет, тому ни славы, ни почета больше нет
                От сограждан. Благодарность мы питаем лишь к живым,
                Мы, живые. Доля павших — хуже доли не найти.
                Но каждому другое душу радует.
                (с) Архилох.
                Похоже, это большая проблема не только для России. Она всеобщая и, судя по всему, очень-очень старая
    2. +12
      5 марта 2023 09:31
      Цитата: Ричард
      Статья очень понравилась.

      Я давно обратил внимание, что мне нравятся статьи Валерия, посвященные темам, в которых я разбираюсь слабо. Как только Валерий касается тем, по которым мои личные знания более глубоки, начинаются претензии, причем иногда - существенные, вплоть до подозрений в сознательном искажении исторической действительности, манипуляциях и т.п. Поэтому лично я решил относиться к творчеству Валерия с максимальной осторожностью и по сути статей комментариев не давать.
      Но в случае с его "древнегреческим циклом" ситуация, лично для меня сложилась иная - мне он нравится. Автор просто излагает информацию, не пытается заниматься "историческими разоблачениями", демонстрировать, не побоюсь этого слова, "альтернативный" взгляд на историю, переставлять всё с ног на голову, не увлекается "историческими байками", выдавая их за достоверные факты, не делает "сенсационных выводов".
      Так что в кои-то веки, оценю труды Валерия положительно и присоединюсь к благодарностям читателей. smile
      1. +13
        5 марта 2023 09:49
        Похожие чувства были при чтении Детской энциклопедии. Все прекрасно, особенно то, в чем не разбираешься.

        Как описание речи орангутанга из «Убийства на улице Морг».
        1. +14
          5 марта 2023 11:09
          Похожие чувства были при чтении Детской энциклопедии.
          Привет, Сергей! Детских энциклопедий (ДЭ) было две - оранжевая хрущёвская и серая (потом разноцветная) брежневская. В хрущёвской в математическом разделе даже описана методика умножения и деления на счётах. В младших классах нас этому тоже учили. В брежневской этого уже не было. А для первого знакомства с предметом ДЭ - самое то. До сих пор иногда за завтраком чисто ностальгически перечитываю брежневскую.
          1. +16
            5 марта 2023 11:57
            В младших классах нас этому тоже учили.
            Тоже застал.А еще застал парты с углублениями для чернильниц и перьевых ручек.Помню глубочайшее возмущение народных масс в третьем классе,когда учитель..Нет,не так - Учитель.Да,именно так.С Большой буквы. сказала: "Так,всё.Заканчиваем с этим делом и чтоб наказали родителям купить шариковые.Двадцатый век на дворе,в конце-то концов."Сам тоже ворчал вместе со всеми: "Да как так-то,Ксения Силаньтиевна,мы же только вот стали писать нормально,даже промакашками практически не пользуемся,а тут опять привыкай.Ишь,чего удумали - а запас чернил куда девать прикажете?"
            1. +11
              5 марта 2023 13:18
              Перьевых ручек не застал, но парты с углублениями были. 1980-1990 - моя школьная жизнь.
          2. +11
            5 марта 2023 12:37
            День добрый Сергей!
            Вы о ней?

            Или это более свежее переиздание 80-х.
            1. +11
              5 марта 2023 13:41
              hi Приветствую Владислав. Нет. Что такое, кто такой - это другое.
              Речь идет об этом:



              Хрущевская "Детская энциклопедия" (второе издание) - средняя картинка. Тома ДЭ по тематике, а не по алфавиту
              У вас на фото - второе, скорей всего издание "алфавитной" Что такое кто такой (1974-75 гг). Просто не могу показать (нет фото) как были оформлены 3 и 4 издания, вполне допускаю, что совершенно так-же.
              1. +11
                5 марта 2023 14:49
                Хрущевская "Детская энциклопедия" (второе издание) - средняя картинка.
                Хрущёвская на первой картинке. На средней - первое издание брежневской. Хрущёвская и брежневская сильно отличаются по тексту.
            2. +10
              5 марта 2023 13:42
              Это переиздание. Та у сына, а он на даче, снимка поэтому не могу пока представить. И было их 10 томов, кажется. А в брежневской - 12
            3. +10
              5 марта 2023 13:58

              Вот брежневская 1966-1971 года издания
              1. +12
                5 марта 2023 15:21
                Согласен. Первое издание ~ 1959. Виноват, ошибся в "датировке". Упустил, что Никиту Сергеевича отправили на пенсию в 64-м yes
                Впрочем, я пользовался уже 3-м изданием, ЕМНИП первый том пришел в 1972, но и более ранние доводилось листать.
          3. +12
            5 марта 2023 14:05
            Приветствую, тёзка!

            А после этого уже в перестроечное время Аванта+ выпускала.
            1. +8
              5 марта 2023 20:32
              hi Сергей Аванта плюс выпускала "Энциклопедия для детей" с 1993 по 2012... с 2005 года совместно с АСТ.
              К советской ДЭ этот массовый проект не имеет совершенно, но тоже неплохо, хотя и не без чересчур либеральных "закидонов"
              Директор издания (1993—1995) — Мария Аксёнова.
              Главный редактор (председатель редакционного совета, шеф-редактор, зав. редакцией) — Мария Аксёнова (1996—2000, 2005—2009 годы), Светлана Исмаилова (1993—1995), Виктор Володин (2001—2002), Елена Хлебалина (Журавлёва) (2003, 2005—2006), Елена Ананьева (2004), Дмитрий Володихин (2007), Анна Голосовская (2008—2012)
              Методологический редакторы, заместители главного редактора — Александр Элиович, Виктор Володин, Дмитрий Володихин.
              Главный художник — Елена Дукельская (1993—2003 годы), Татьяна Евсеева (2004—2012 годы).
              Сотрудники, удостоенные премии Президента РФ в области образования: М. Аксёнова, В. Володин, Д. Володихин, А. Грязнов, Е. Дукельская, Л. Петрановская, В. Санюк, Г. Храмов, А. Элиович
              Не нравится мне категорически.
              https://www.avanta.ru/#rec521195110
              1. +3
                5 марта 2023 21:43
                Поскольку советской детской энциклопедии дома не было, начали подборку. Первый том был подарок.

                Тома истории читать почти невозможно. Даже побор иллюстраций в духе: что такое хорошо? И что такое плохо?

                А с биологией, физикой и прочем сложнее политический глянец навести.

                Вообще, люблю энциклопедии. Даже если это энциклопедический словарь.
    3. +12
      5 марта 2023 13:54
      Сегодня он ИМХО, к сожалению становится больше - иллюстратором, чем автором.

      Зато профессиональный иллюстратор - Арон Соломонович Шепс - сегодня опубликовал статью на "мнениях", "Путь в номенклатуру", ну, Вы, Дмитрий, видели. Рекомендую всем, многие вспомнят молодость, особенно те, кто жил в Ленинграде. Затронуты и сам Ленинград, и Луга, и Гатчинский район. Для меня это знаковые места. soldier
      Чудеса в решете - вчера Алексей Подымов опубликовал прогулку по Москве, сегодня Шепс - про Ленинград. Очень хорошо! good
      Уважение как авторам, так и администрации сайта! good Так держать, больше экскурсий! drinks
      1. +9
        5 марта 2023 15:34
        hi Приветствую, Николай. Это уже вторая статья "из воспоминаний" Арона Соломоновича. Уговорил таки Шпаковский поделиться.
        Впрочем, https://topwar.ru/186255-skorostrelki-baranovskogo-vs.html А.С. Шепса тоже очень даже... good drinks
      2. +8
        5 марта 2023 17:59
        Да, Петроградская, даже я кое-что добавил в комментарии.
  3. +18
    5 марта 2023 05:39
    Спасибо Валерий!
    Обзор правда получился далеко не хрестоматийным, но ярким и познавательным. Видно, что сами с удовольствием почитали работы древних греков и лично расставили приоритеты!
    Однозначно плюс!
    1. +12
      5 марта 2023 10:27
      А мне при этих строках
      , Архилоха считают создателем шестистопного ямба

      Сразу вспомнилось
      Упиваясь своим горем, Лоханкин даже не замечал, что говорит пятистопным ямбом, хотя никогда стихов не писал и не любил их читать.
  4. +20
    5 марта 2023 05:42
    Всем доброго утра и доброго дня. smile
    Оказывается и в те времена было "много поэтов, хороших и разных"(с) yes
    1. +20
      5 марта 2023 05:52
      Полно.Всегда были лодыри,кто воевать и работать не хотел.Сидели себе в теньке да вирши свои сочиняли.Да еще денег требовали с работяг за это.А что у Вас на картине за сборище,та самая #секташпаковского?Вы вполне себе неплохо рисуете.Не бросайте это дело.
      1. +18
        5 марта 2023 06:18
        Привет, Алексей. hi
        .А что у Вас на картине за сборище,та самая #секташпаковского?

        Да почти. Это "сектагомера", а он декламирует свои вирши. smile
        Всегда были лодыри,кто воевать и работать не хотел.Сидели себе в теньке да вирши свои сочиняли

        Ну, про Архилоха этого не скажешь, работал, так сказать и "пером и шпагой". wink
        именно профессиональный воин Архилох считается создателем жанра лирической поэзии


        Рисовать порою пытаюсь, но "твёрдость руки" далеко уж не та. drinks
        1. +14
          5 марта 2023 06:37
          Точные даты жизни Архилоха неизвестны, а сообщения источников на эту тему противоречивы и не всегда однозначны

          Однако есть кое какие зацепки - Корнелий Непот называет Архилоха современником третьего царя Рима, - Тулла Гостилия (правил в 673—641 годах до н. э.). Расцвет поэта, согласно Паросской хронике, пришёлся на четвёртый год 24-й Олимпиады (681 год до н. э.), а согласно хронике Евсевия Кесарийского — на четвёртый год 28-й Олимпиады (665 год до н. э.). Надпись на надгробии некоего Главка (именно так звали друга Архилоха), обнаруженном на Фасосе в 1955 году, выполнена алфавитом VII века до н. э.
          На основании этих данных современные учёные датируют жизнь Архилоха примерно серединой или второй четвертью VII века до н. э.
          Он мог родиться около 689 - 680 года до н. э., а умереть около 640 года до н. э.
        2. +20
          5 марта 2023 06:54
          Рисовать порою пытаюсь
          Я тоже балуюсь иногда.Вот,набросал сейчас на скорую руку..Оцените
          Отец-основатель и любитель кликбейта животворящего вроде хорошо получился у меня,не находите?
          Тогда в простор небес он длани простирает –
          Туда, где Вечный Трон торжественно горит;
          Он полчища врагов безумных презирает,
          Лучами чистыми и яркими залит
          1. +16
            5 марта 2023 08:55
            Отец-основатель и любитель кликбейта животворящего вроде хорошо получился у меня,не находите?
            У меня более приближено к оригиналу получилось.
            1. +11
              5 марта 2023 09:32
              Ты ещё нейросети задействуй. Попадались современные картинки городов? Есть любопытные.

              Впрочем, и не сомневался, что Москва - женщина.
              1. +10
                5 марта 2023 11:28
                Цитата: Korsar4
                Попадались современные картинки городов?

                Специально сейчас пересмотрел.
                Москве польстили с возрастом явно. smile
                А Петербург мне всегда представлялся в образе этакого кавалергарда с идеальной осанкой и выправкой при оружии. Впрочем, в этом проекте вся концепция такая - фэнтезийно-стимпанковская, так что эполеты и эспонтоны в неё, наверное, не вписываются. И ещё не понравилось, что для всех "городов" выбраны почему-то очень мрачные фоны.
                1. +12
                  5 марта 2023 14:25
                  Картина моего университета вообще приводит в изумление. А по подмосковным городам с удовольствием пробежался.
              2. +8
                5 марта 2023 12:29
                Честно говоря, не понял о чем идет речь, пока Михаил не пояснил.
            2. +13
              5 марта 2023 12:26
              У меня более приближено к оригиналу получилось.
              Вы же друганы - там с натуры писали,походу..Конечно лучше получилось.Я-то по памяти...Ну,я художник,я так вижу.Как видел,так и отобразил на холсте.Себя написал слева,у стены.Бьюсь об нее и словно вопрошаю: "Господи,что несут эти люди!" Порой возникают подобные мысли,скрывать не буду.А на переднем плане у меня человек из секты #сталинвсегдаживойсталинвсегдастобой как бы намекает нашему с Вами известному противнику и xулитeлю советского прошлого: "афтoр,выпей йаду."А у Вас,да..прекрасная работа вышла.Словно живой.Вылитый.
              Гордый профиль, твердый шаг,
              Со спины — дак чистый шах!
              Только сдвинь корону набок,
              Чтоб не висла на ушах!..
              1. +11
                5 марта 2023 13:23
                Вы же друганы
                Я Шпаковского ни разу не видел воотчию. Более того, даже голоса не слышал!
                Мы так, "друзья по переписке"... Помните, было такое понятие в советской школе?
                1. +13
                  5 марта 2023 14:39
                  А то!У нас целый класс был отведен под это дело - "КИД" назывался.Клуб (Комитет?) Интернациональной Дружбы.Вроде так.Я переписывался с одним "гэдээровским" пацаном.А так со всем Варшавским Договором!Обменивались мнениями о проклятых империалистах,о Гондурасе опять же.Интересно было.Всякими нужными мелочами обменивались,как-то: пионерскими галстуками,жевачками,ручками,значками и тэдэ и тэпэ!
            3. +11
              5 марта 2023 14:01
              У меня более приближено к оригиналу получилось.

              Ты зачем фото Шпаковского опубликовал? lol
        3. +12
          5 марта 2023 08:15
          Хорош рисунок. Это недавний?

          Гулиа вспоминается: «Твой меч, разрезающий пушинку». Хотя у тебя о другом.
          1. Комментарий был удален.
          2. +12
            5 марта 2023 09:07
            кликбейт животворящий



          3. +12
            5 марта 2023 09:13
            Привет, Сергей! smile
            Хорош рисунок. Это недавний?

            Это, увы, не мой рисунок, нашёл в сети и скачал, показалось удачно.
        4. +10
          5 марта 2023 15:43
          Константин, наверняка вы знаете, что исполнение рисунка кисти по сложности сравним с лицом. Поэтому классический портрет включает обязательно руки. Даже в лице можно "наврать", а невнятный рисунок рук подсознательно определяется. ( Ни в коем случае не отношу это замечание к рисунку выше.)
      2. +15
        5 марта 2023 06:18
        Лодырю как минимум надо было иметь крупицу таланта, причем не в денежном эквиваленте, а - творческом.
        Думаю помидором, прошу прощения яйцом в лоб мог получить любой бездарь на сцене полиса Греции!
      3. +15
        5 марта 2023 06:21
        та самая #секташпаковского

        Ночь прошла, настал рассвет, я включаю интернет-
        Там, же, все мои друзья…Здравствуй, секта, это я!(с) smile
        1. +12
          5 марта 2023 07:48
          Цитата: Ричард
          Здравствуй, секта, это я!(с)

          Ну,что же...Как сектант сектанту. bully
          Утро доброе Дмитрий!
          Как ты вчера выразился?*нервно покурить в сторонке...*?Сегодня моя очередь попить чайку,покурить на балконе/народ пока массово окна не открывает/ и?Плюсовать,плюсовать,плюсовать вам собравшимся под статьей Валерия. hi
      4. +19
        5 марта 2023 06:46
        Цитата: не тот
        А что у Вас на картине за сборище,та самая #секташпаковского?

        Класс!!!Продолжение вчерашнего хорошего настроения после московских переулков!!! laughing laughing laughing
        1. +14
          5 марта 2023 07:03
          #секташпаковского

          Помнится нас ещё "ТРИЛОБИТЧИКАМИ" называли. laughing

          Привет, Сергей! drinks
          1. +12
            5 марта 2023 07:12
            Помнится нас ещё "ТРИЛОБИТЧИКАМИ" называли.

            Почему? Типа - ископаемые smile
            1. +12
              5 марта 2023 07:20
              Цитата: Ричард
              Почему? Типа - ископаемые

              Вполне возможно.Предпочитаем ругани-убеждение,анонимному *минусованию*-свои аргументы,оскорблениям-подчёркнутую вежливость к оппоненту.Можно ещё кое-какие нюансы найти.
              Конечно ископаемые. laughing
              1. +11
                5 марта 2023 10:26
                Привет, Сергей
                Цитата: АрхиФил
                ,анонимному *минусованию*

                Хм-м. А как ты относишься к анонимному "плюсованию"? Частенько грешу, особенно когда добавить нечего. laughing
                1. +11
                  5 марта 2023 11:02
                  Цитата: Толстый
                  анонимному "плюсованию"?

                  Приветствую Борисыч!
                  Объясню.
                  Анонимный *плюс* уже заведомо несёт в себе положительную энергию,в отличии от...Посему.Отношусь к этому очень и очень положительно. bully hi
            2. +17
              5 марта 2023 07:28
              Так у Михаила ник "Хозяин трилобита", а все урякалки его терпеть не могли за ехидное остроумие. smile
              1. +14
                5 марта 2023 12:00
                а все урякалки его терпеть не могли за ехидное остроумие
                А они здесь были,разве?Они же в "новостях" любили кучковаться,дальше этого раздела вроде не разбредались никуда..
                Все с волнением в крови
                Ждут царевниной любви,
                Конкуренция такая -
                Прям хоть дустом их трави!
                1. +12
                  5 марта 2023 13:30
                  А они здесь были,разве?Они же в "новостях" любили кучковаться,дальше этого раздела вроде не разбредались никуда..
                  Еще как были!
                  И будут. Я, с "Хозяином трилобита" еще полгода назад нострадамусил "нашествие хомячков".
            3. +10
              5 марта 2023 10:16
              Цитата: Ричард
              Почему? Типа - ископаемые

              Там не просто "трилобитчик" был, там был "русофоб-трилобитчик". laughing Именно так - через дефис. Был такой персонаж, кто помнит - Бар2, он же Бар1, он же ещё кто-то, уже не помню. Термин - его изобретение. laughing
              1. +11
                5 марта 2023 11:03
                Точно -- "русофоб-трилобитчик"! good Когда увидел, сразу пришел в полный восторг и побежал к жене хвастаться. laughing
                А вот Бара совсем не помню. Так и бывает, люди уходят, а слава остаётся, хоть и такая.
                1. +12
                  5 марта 2023 11:37
                  Цитата: Морской Кот
                  А вот Бара совсем не помню.

                  Помню этого персонажа: любитель Тартарии.... hi
          2. +13
            5 марта 2023 07:52
            Цитата: Морской Кот
            Привет, Сергей!

            Привет Константин!
            Трилобитчик?Это звучит гордо!Это своего рода звание. soldier
            1. +13
              5 марта 2023 08:17
              Ник самый запоминающийся. Не поспоришь.
            2. +12
              5 марта 2023 08:28
              Цитата: АрхиФил
              Цитата: Морской Кот
              Привет, Сергей!

              Привет Константин!
              Трилобитчик?Это звучит гордо!Это своего рода звание. soldier

              Угу, учитывая, что добрая часть оппонентов не знают кто это такие и чем мы им обязаны.
              1. +7
                5 марта 2023 09:19
                Учитывая, что добрая часть оппонентов не знают кто это такие и чем мы им обязаны.

                ЕМНИП, пора кстати отказаться от негласного соглашения ни кому не ставить минусы, иногда такую бредятину несут или откровенное хамство
                1. +8
                  5 марта 2023 10:03
                  Я, например, от минусов никогда не отказывался. Просто ставлю их редко и всегда поясняю за что.
                  1. +8
                    5 марта 2023 10:20
                    Цитата: Хозяин Трилобита
                    Просто ставлю их редко и всегда поясняю за что.

                    То есть аргументировано.Что уже не анонимно. hi
            3. +6
              5 марта 2023 09:07
              Это своего рода звание.


              И почётное! good drinks
              1. +6
                5 марта 2023 09:34
                Цитата: Морской Кот
                И почётное!

                Если почётное то необходимо вводить отличительный знак.Как вариант:*Почётный трилобитчик*.Трёх степеней.И молоко!Бесплатно. laughing
                1. +6
                  5 марта 2023 10:21
                  Если почётное то необходимо вводить отличительный знак. Как вариант:*Почётный трилобитчик*.Трёх степеней

                  почему трех? по орденской традиции - четырех.
                  И если у трилобита уже есть хозяин, то и степени надо обозвать соответственно - например по иерархии в купеческой лавке: yes laughing
                  4 степень - трилобит-мальчик
                  3 степень - трилобит-дядька
                  2 степень - трилобит-приказчик
                  1 степень - трилобит-ключник
                  1. +6
                    5 марта 2023 10:45
                    Идея любопытная. Чем торговать наденем?

                    И
                    Когда мы будем делить наши деньги?!
                    1. +9
                      5 марта 2023 11:09
                      как мы будем делить наши деньги?!

                      по классике - "честно-благородно" smile
                  2. +7
                    5 марта 2023 13:34
                    5 степень - эффективный менеджер?
                    Извините, я не достаточное умён, чтобы написать нормальный комментарий
                    Ну какой есть, уважаемая Администрация...
                    1. +7
                      5 марта 2023 13:52
                      Угу, с муаровой лентой через левое плечо, с мечами и дубовыми листьями, на звезде. wassat
                      Привет, Антон.
                      1. +3
                        6 марта 2023 06:48
                        Помнится нас ещё "ТРИЛОБИТЧИКАМИ" называли.

                        А почему не рыцарями? С рыцарями хлопот больше? Или это пересекающиеся интересы?

                      2. +5
                        6 марта 2023 07:24
                        Да и сами рыцари как-то тоже... wink



                        Привет, Дима! smile
        2. +18
          5 марта 2023 07:06
          после московских переулков!
          Сейчас только забрел туда,а вчера не стал заходить.Дабы настроения людям не портить.Ну не люблю я этот Ваш город,хоть убейте.Да еще и Мавзолей всегда закрыт был.Со службы царской с земой ехали домой,решили зайти,а тут облом-с..Больше я к вам с тех пор и не ездок.
          Продолжение вчерашнего хорошего настроения
          Присоединяйтесь,барон.Присоединяйтесь.
          1. +15
            5 марта 2023 07:23
            Цитата: не тот
            Дабы настроения людям не портить.Ну не люблю я этот Ваш город,хоть убейте.

            Ну собственно на той статье мы больше вспоминали *город которого нет*.Вот тот город Вам бы определённо понравился. hi
          2. +15
            5 марта 2023 07:50
            Москву почувствовать хорошо. «Исходить пешком, молодым шажком» (с). Часто угадывая прошлое сквозь настоящее.

            Впрочем, каждый кулик своё болото хвалит.

            А если говорить о тех городах, где видишь детство Москвы, назвал бы Суздаль, Псков, Кологрив.
            1. +9
              5 марта 2023 11:21
              Москву почувствовать хорошо. «Исходить пешком, молодым шажком»
              Оно всё так, но даже близкую мне Москву 70-х уже трудно найти (спасибо "точечному застройщику" городничему Лужкову). Тут даже мой родной Оренбург исчезает. Строительная мафия бессмертна!
              1. +10
                5 марта 2023 11:32
                Цитата: Авиатор_
                точечному застройщику" городничему Лужкову).

                Очень навредила Москве Олимпиада-80.Если бы Вы знали сколько на Самотёке зданий было уничтожено!Ради?Олимпийского проспекта!И это только один район. hi
              2. +13
                5 марта 2023 12:15
                Да некогда было её прочувствовать.В восьмидесятые часто ездили к отцову брату,да по музеям и переулкам некогда было ходить - больше по магазинам.Помню,зимой раз целый чемодан мандаринов привези.Такой,помните,из фанеры с железными углами.Дом в наше отсутствие промерз наскрозь,два дня оттаивали печью и "голландкой", а вы говорите "переулочки Арбата"...
                1. +10
                  5 марта 2023 13:45
                  а вы говорите "переулочки Арбата"...
                  Москва, она такая, "бьет с носка"...
                  Я еще застал московские "коммуналки", это реальная "жесть", с питерскими несравнимо!
                  1. +16
                    5 марта 2023 14:24
                    А наши дома старые,купеческие,тоже помню.Из них сделали некое подобие коммуналок - очень скучаю.По людям...По отношению друг к другу...Представляете - до девяностых на замки не закрывались никогда - ворота во дворы настежь всегда у всех.Зачем..Все же свои вокруг...Эх,были времена.Рад,что застал.
              3. +8
                5 марта 2023 12:33
                Строительная мафия бессмертна!!!!!
                30 лет уже в этом бизнесе.
                1. +9
                  5 марта 2023 15:09
                  30 лет уже в этом бизнесе.
                  Всё ясно. Российская "Якудза". В тяжёлое время я тоже на строительстве поработал - руководил рабочими-высотниками (промальп), которые герметизировали швы в доме в Ногинске. Дом строился для наших войск из ГСВГ.
              4. +10
                5 марта 2023 16:57
                И по Сокольникам прошлись, и по Мясницкой.

                Недавно понял, что и Дом Болконского на Воздвиженке «капитально переделан».
                1. +10
                  5 марта 2023 19:37
                  Цитата: Korsar4
                  Недавно понял, что и Дом Болконского на Воздвиженке «капитально переделан».

                  Недавно?Аж в 2013-ом!Не менее интересна особа кому он ...принадлежит.Некая Людмила,некая бывшая того *чьё имя нельзя произносить*.

                  Этажность возросла,некие переделки внутри.Словом...не ТЦ конечно,но бизнес-центр. bully
                  1. +9
                    5 марта 2023 19:59
                    Десять лет уже. Только на Воздвиженке не так часто бываю. Скорее пробегал.

                    Но какая красотища была. И что?

                    - Бережливость - прекрасное качество, - удовлетворенно проговорила герцогиня. - Когда я вышла за Пейсли, у него было одиннадцать замков и ни одного дома, пригодного для жизни.
                    - А теперь у него двенадцать домов и ни одного замка! - отозвалась леди Уиндермир.
                2. +10
                  5 марта 2023 19:45
                  Цитата: Korsar4
                  Мясницкой

                  Очень красива усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой.
                  1. +8
                    5 марта 2023 19:56
                    Она сейчас заиграла.
                    Первое знакомство с пешеходной Москвой, пожалуй, с Мясницкой началось. Она ещё Кирова называла.

                    И Покровка с Маросейкой были Чернышевского и Богдана Хмельницкого.
                    1. +7
                      5 марта 2023 20:02
                      Цитата: Korsar4
                      Она сейчас заиграла.

                      Согласен.Очень долгая реставрация была.
                      Цитата: Korsar4
                      И Покровка с Маросейкой были Чернышевского и Богдана Хмельницкого.

                      И рядышком расположенная Лубянка ещё имя Дзержинского носила.
                      1. +8
                        5 марта 2023 20:39
                        Да. «Детский мир» интереснее смотрелся.
                        И «Фарфор-хрусталь» с «Книжным миром», который сейчас «Библиотек-глобус».
                  2. +2
                    6 марта 2023 02:02
                    В советское время Московское управление КГБ. Приходилось бывать не по собственной воле.
      5. +12
        5 марта 2023 07:33
        Мне страх не нравится,
        Что ты поэт,
        Что ты сдружился
        С славою плохою.
        Гораздо лучше б
        С малых лет
        Ходил ты в поле за сохою.
      6. +12
        5 марта 2023 08:36
        Всегда были лодыри,кто воевать и работать не хотел.Сидели себе в теньке да вирши свои сочиняли.
        "Я снова в деревне, хожу на охоту,
        Пишу свои вирши, живется легко,
        Вчкра, утомленный ходьбой по болоту,
        Зашел я в сарай и уснул глубоко" (С)
      7. +10
        5 марта 2023 11:31
        hi Доброго дня
        Цитата: не тот
        Полно. Всегда были лодыри,кто воевать и работать не хотел.Сидели себе в теньке да вирши свои сочиняли.Да еще денег требовали с работяг за это.

        Можно начать с римского поэта Горация "К Мельпомене" (Exegi monumentum с латинского — "я воздвиг памятник), которая восходит к древнеегипетскому гимну "Похвала писцам" (или "Прославление писцов").
        Мудрые писцы
        Времен преемников самих богов,
        Предрекавшие будущее,
        Их имена сохранятся навеки.
        Они ушли, завершив свое время,
        Позабыты все их близкие.

        Они не строили себе пирамид из меди
        И надгробий из бронзы.
        Не оставили после себя наследников,
        Детей, сохранивших их имена.
        Но они оставили свое наследство в писаниях,
        В поучениях, сделанных ими.

        Писания становились их жрецами,
        А палетка для письма — их сыном.
        Их пирамиды — книги поучений,
        Их дитя — тростниковое перо,
        Их супруга — поверхность камня.
        И большие и малые —
        Все их дети,
        Потому что писец — их глава.

        Построены были двери и дома, но они разрушились,
        Жрецы заупокойных служб исчезли,
        Их памятники покрылись грязью,
        Гробницы их забыты.
        Но имена их произносят, читая эти книги,
        Написанные, пока они жили,
        И память о том, кто написал их,
        Вечна.
        Поэзия и проза Древнего Востока. Библиотека всемирной литературы. Т. 1. М., 1973. С. 102-104.
        Возможное авторство:
        1. Ахтой (также Хети; древнеегип. "Толстый") (ок. середины — 2-й половины 20 в. до н. э.), египетский сановник и писатель при фараонах Аменемхете I и Сенусерте I. Занимал видный пост ("заведующий выдачами") в царском хозяйстве. Автор т. н. "Поучения" (которое адресовал своему сыну Пепи), где превозносится образование, позволяющее занять вольготное положение чиновника — "писца", и описана тяжелая жизнь трудового люда. Принадлежащими Ахтою также считаются "Поучение Аменемхета I своему сыну Сенусерту" (описание дворцового заговора, приводящее к мысли о том, что царь должен укреплять собственную власть, не полагаясь ни на кого в своем окружении) и гимн Нилу. В более позднее время произведения Ахтоя стали образцами для подражания. [Энциклопедический словарь. 2009.]
        2. Возможно - это жрец и писец Джед-джехути, который упоминается в папирусе Анастаси II(7.6).
        3. Жрец, автор "Размышления Хахаперрэсенба" (перевод М. А. Коростовцева)
        4. Неизвестный древнеегипетский мудрец...
        Если урезать марш то: "Поэт не должен умирать от скромности"
        Горацию вторили следующие известные русские поэты
        1. М. Ломомоносов
        2. Г. Державин.
        3. А Пушкин
        Впрочем из перечисленной группы только АС Пушкин начинал запрашивать соответствующего денежного вознаграждения от издателей laughing
        1. +10
          5 марта 2023 11:50
          Впрочем из перечисленной группы только АС Пушкин начинал запрашивать соответствующего денежного вознаграждения от издателей
          Ну так он единственный на госслужбе не состоял, жил литературным трудом и оставил кучу долгов, его поместья, похоже, убыточными были.
          1. +10
            5 марта 2023 12:29
            hi Приветствую, Сергей. Состоял Александр Сергеевич на госслужбе. Однако очевидно, что должность, не обеспечивала потребностей Пушкина. Очень любил поэт в карты перекинуться потому и долгов наделал, что пришлось выкручиваться. yes
            Пушкин был титулярным советником. По окончании царскосельского лицея в 1817 году он имел право получить именно этот чин, однако был выпущен "по второму разряду" коллежским секретарем (чин 10 класса) и получил "титулярного" только в 1831, когда году он снова поступил на службу в качестве историографа, получив высочайшее задание написать "Историю Петра".
            Семья росла, у Пушкиных было уже двое детей, последние же книги Пушкина большого дохода не принесли. Исторические занятия поглощали всё больше времени, жалование историографа было незначительным, но только император мог разрешить издание новых произведений Пушкина, которые упрочили бы его материальное положение, поэтому до отставки дело так и не дошло.

            Камер-юнкер АС Пушкин с супругой в компании Николая I.
            1. +8
              5 марта 2023 14:43
              Привет, Андрей! Конечно, был на госслужбе Пушкин, это я ошибся. Но особого дохода это ему не приносило, опять же, любил поэт острые ощущения (карты, дуэли). Поэтому с таким реализмом писал, и обо всём этом в частности.
            2. +9
              5 марта 2023 16:03
              Александр Сергеевич был, к сожалению, плохим управленцем и издателем в отличие от Фаддея Булгарина, которым Пушкин был "в контрах".
              "Не то беда, что ты поляк:
              Костюшко лях, Мицкевич лях!
              Пожалуй, будь себе татарин,
              И тут не вижу я стыда;
              Будь еврей — и это не беда;
              Беда, что ты Видок Фиглярин."
              После смерти Пушкина его долги были покрыты Николаем I. Не помню точно, но по-моему, не из казны, а из личных средств императора. Николая I и Александра Сергеевича связывали не простые отношения. В какой-то степени Николай относился к Пушкину как старший брат к младшему. В специальной литературе эта тема довольно подробно рассматривается.
          2. +7
            5 марта 2023 12:36
            его поместья, похоже, убыточными были.
            Да какое там поместье! Лачуга должника!
            1. +7
              5 марта 2023 13:24
              Да какое там поместье! Лачуга должника!

              Какое именно поместье, Антон, имеется ввиду?
              1. +8
                5 марта 2023 14:08
                Авиатор (Сергей) верно пишет - поместья.
                У Пушкина было не только Болдино.
                Свое первое поместье Кистенево с 200 душ, полученное в 1831 году от отца в качестве свадебного подарка, собравшийся жениться Пушкин тут же продал:
                «Благодаря отца моего, который дал мне способ получить 38 тысяч, я женился»
              2. +8
                5 марта 2023 14:13
                Какое именно поместье, Антон, имеется ввиду?
                Михайловское.
                Мое почтение, Дмитрий!
                1. +8
                  5 марта 2023 14:26
                  Цитата: 3x3zsave
                  Михайловское.

                  Какое благословенное для уха слово! laughing
          3. +7
            5 марта 2023 12:41
            Ну так он единственный на госслужбе не состоял, жил литературным трудом и оставил кучу долгов, его поместья, похоже, убыточными были.

            Сергей, доброго дня hi
            А.С. Пушкин состоял на государственной службе в ведомстве коллегии по иностранным делам в чине титулярного советника (IX класс).
            И зарплату получал, и даже известно сколько:
            4 июля 1832 года канцлер Нессельроде писал Николаю I:
            «… г. Бенкендорф объявил мне высочайшее повеление о назначении из государственного казначейства жалования титулярному советнику Пушкину. По мнению г. Бенкендорфа в жалование Пушкину можно было бы положить 5000 рублей в год. Я осмеливаюсь испрашивать по сему поводу Высочайшего повеления Его Императорского Величества»

            Повеление, видимо, в виде грозного рыка Николая Павловича, последовало очень быстро, так как буквально через день Нессельроде уже обратился к министру финансов Канкрину с просьбой выдать положенные Пушкину деньги за полгода.
            1. +7
              5 марта 2023 14:21
              Ничего в России не меняется, "административный ресурс" - "наше все".
        2. +10
          5 марта 2023 12:14
          . Принадлежащими Ахтою также считаются "Поучение Аменемхета I своему сыну Сенусерту" (описание дворцового заговора, приводящее к мысли о том, что царь должен укреплять собственную власть, не полагаясь ни на кого в своем окружении)...

          И добавить нечего!
          Разве только то, что прогрессивная часть человечества, перемешиваясь с отсталой, глупеет, и должно пройти много веков, пока смесь не поднимется хотя бы до прежнего уровня.
          Вопрос в выживаемости смеси, в пропорциях.
          На глазок не получится.
          Ровно так, как тесто.
  5. +15
    5 марта 2023 05:50
    Существовали 5 книг стихов Тиртея, но сохранились лишь 150 стихотворений, кроме того, некоторые из них известны по изложениям других авторов, например, Аристотеля, Павсания, Стобея, Ликурга

    стихотворение Тиртея:
    Будем за родину храбро стоять и, детей защищая,
    Ляжем костьми, не щадя жизни в отважном бою.
    Юноши, бейтесь же, стоя рядами, не будьте примером
    Бегства постыдного иль трусости жалкой другим.
    Дух сохраняйте в груди навсегда удалой и могучий
    И не жалейте души, выйдя с врагами на бой…
    Пусть же, широко шагнув и ногами упершися в землю,
    Каждый на месте стоит, губы зубами прижав.
    (советский школьный учебник 5 класс: Коровкин Ф. П. История древнего мира.)

  6. +17
    5 марта 2023 05:58
    . А драматург Софокл после представления пьесы «Антигона» был избран стратегом – и оправдал доверие граждан: успешно провел несколько военных операций.

    Читая эти строки невольно вспоминаешь Рональда Рейгана, Арнольда Шварцнегира и нашу клику спортсменов и артистов в государственной думе.
    Первые два зоть чего-то добились, отечественные заседатели у своих соотечественников вызывают улыбку. Если честно как личность воспринимаю только Валуева. Он хоть редко, но излагает свои суждения.
    К слову, в древнегреческом примере про Софокла все предельно жестко - «назвался груздем - полезай в кузовок». Мужи Эллады были практичны - воспеваешь патриотизм - докажи. Обмишуришся?
    В Афинах и победителя могли лишить головы, а проигравшего …..
    Перегибы демократии!
    1. +22
      5 марта 2023 06:22
      А я никого там не воспринимаю,даже Валуева.Хорошо один товарищ сказал в свое время: "Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо её притеснители выходят из её же недр." Это не только к интеллигенции можно отнести,всех этих слуг и радетелей народных в полной мере касается.
    2. +17
      5 марта 2023 06:43
      Цитата: Коте пане Коханка
      Если честно как личность воспринимаю только Валуева. Он хоть редко, но излагает свои суждения.

      Добрейшего всем утра!
      Ну из спортсменов там ещё Света Журова *зажигала*.Как не вспомнить про то,что все её 70-летние знакомые буквально умоляли её о повышении пенсионного возраста. laughing А вообще профессиональный спортсмен это...сложно. bully
      1. +17
        5 марта 2023 07:36
        Не часто был в этом заведении. Но заметил, что вживую Журова гладко говорит.
        Только цена этих слов, как и многих других.
        Впрочем, любое умение и навык - ценны.
      2. vet
        +19
        5 марта 2023 08:42
        профессиональный спортсмен это...сложно

        А что они с раннего детства видели, кроме спортивных баз, стадионов, аэропортов? Какой у них жизненный опыт? И какое образование? Даже опыта полноценного общения с сверстниками нет. Свадебные генералы в Думе.
        1. +2
          5 марта 2023 23:37
          У профессиональных спортсменов огромный жизненный опыт, только не такой как у нас. Очень рано взрослеют. Это жесткие, целеустремленные люди заточенные на результат. С детства. Среди есть разные с моральной точки зрения, но не слабаки.
          А в управлении государством должны быть профессиональные политики вне зависимости от их первого образования.
  7. +15
    5 марта 2023 06:08
    Первая картинка Моро к статье навеяла:

    Погиб и кормщик и пловец! -
    Лишь я, неведомый певец,
    На берег выброшенный мастер, -
    Я гимны прежние пою,
    И здесь, у моря на краю,
    Сушу Дефендер Стратокастер

    Уж очень на гитару похоже lol
  8. +15
    5 марта 2023 06:46
    Вторая картина Моро. Тиртей am
    "Эльфы, вот здесь, среди серой мазни,
    Ляжем костьми, срамоту прикрывая,
    Я же вам песню без слов пропою,
    Рот не открыв, и губы зубами прижав "
    1. +12
      5 марта 2023 10:12
      "Эльфы идут в западные гавани"(с)

      Никогда не читал эту книгу, но фразу откуда-то помню. request smile
      1. +10
        5 марта 2023 17:10
        Я вам завидую, вы можете её прочитать и окунуться в мир, созданный "отцом" фэнтази.
        1. +4
          5 марта 2023 21:35
          Я вам завидую, вы можете её прочитать и окунуться в мир, созданный "отцом" фэнтази.
          "Отец фэнтази" - Томас Мелори.
          1. +4
            5 марта 2023 23:28
            Ну нет, Антон, я так не играю. Томас Мелори тоже не на пустом месте сочинял, были и до него рыцарские романы. Но пусть так будет по вашему, ученому.
            А для таких простых и незамысловатых людей как я, на роль отцов классического эпического фэнтези отлично подходят два товарища Джон Рональд Руэл Толкин вместе с Клайвом Стэйплзом Льюисом.
            1. +3
              6 марта 2023 10:09
              Мне всегда казалось, что родоначальником этого жанра следует считать Роберта Говарда.
              1. +2
                6 марта 2023 18:30
                Ох Михаил и Антон, Какие вы правильные.
                1. Ну во-первых, суть моего заявления следующая - лично я бы с удовольствием перечитал "Властелина Колец" внове. Будто и не читал раньше. А на средневековые романы и Конана не стал бы тратить времени.
                2. Термин "отец фэнтези" использован больше как фигура речи для придания эмоциональной окраски фразы, а не научно обоснованный критерий оценки автора.
                3. Мы трое высказали свое личное мнение по вопросу этого жанра литературы в объеме своего понимания. Я не литературовед, Антон и Михаил, по-моему, тоже.
                4. Чтоб затеять предметный спор нужно договориться о базовых понятиях (например, кто есть "отец" направления в литературе), сформулировать задачу (что хотим установить), определить критерии (какие источники используем, кому верим, какие методы литературного исследования привлекаем) и тогда можно конструктивно. Оно того стоит?
  9. +12
    5 марта 2023 07:28
    Спасибо, Валерий!

    Многих поэтов знаю лишь по именам. И очередной раз понимаешь, что Древняя Греция - колыбель европейской цивилизации.
  10. +12
    5 марта 2023 07:39
    Третья картина Моро. Гесиод.
    "- День кончен, Гесиод, пора и за труды!
    Лети со мной, поэт, покинем эту гору..
    - Кто верит женщине - тот верит вору!
    Но, все же унеси меня в свои сады"
  11. +16
    5 марта 2023 07:41
    Как-то в этот список не попал реформатор Солон(ок. 640-560 до н. э.). Его элегии пронизывают общегражданские чувства. В своих стихах он рассказывает о бурной, раздираемой противоречиями жизни афинского полиса, о своих реформах и об уже сложившихся представлениях о гражданских ценностях. А у муз он просит:
    "Мне от блаженных богов вы даруйте достаток, от ближних -
    Вечно, и ныне, и впредь доброю славой владеть…"(с)
  12. +16
    5 марта 2023 07:42
    "Волчица ты, Тебя я презираю. К любовнику уходишь от меня. К Птибурдукову от меня уходишь. К ничтожному Птибурдукову нынче ты, мерзкая, уходишь от меня. Так вот к кому ты от меня уходишь! Ты похоти предаться хочешь с ним. Волчица старая и мерзкая притом."
    известный греческий поэт В.Лоханкин, первая половина 20 века.
    1. +15
      5 марта 2023 07:52
      Упиваясь своим горем, Лоханкин даже не замечал, что говорит пятистопным ямбом, хотя никогда стихов не писал и не любил их читать.
    2. +15
      5 марта 2023 09:28
      известный греческий поэт В.Лоханкин, первая половина 20 века.
      Приписывается ему же yes


      Здорово сынок ты я вижу опять
      С губною помадой на роже
      Я сколько просил тебя не оставлять
      Штаны на диване в прихожей

      Тебе 18 а ей-45? Всего 32- поздравляю!
      Ты знаешь, не надо ее провожать,
      Сама доберется
      Трамваем

      Послушай-ка лучше отцовский рассказ
      Об этом ты знаешь едва ли
      Мы строили БАМ, Уренгой и КАМАЗ
      Мы Ленина с Марксом читали

      Я "Малую землю" прочел девять раз
      Она- десять раз "Возрождение"
      Ив этих твореньях черпали мы с ней
      Источники для наслажденья

      Мы ленинским курсом шагали вдвоем,
      Цитируя классиков смело
      Как только я кончил двенадцатый том
      Она от меня залетела...

      Когда ты на свет появился, сынок
      Я Маркса отнес на помойку
      Запомни сынуля, батин урок
      Не впутывай в сeкc перестройку!
      1. +7
        5 марта 2023 10:56
        С губною помадой на роже

        Анекдот smile
        прапорщик, под шофе, возвращается домой и раздевается, чтобы нырнуть под одеяло к супруге. Та просыпается и включает ночник:
        - А почему это у тебя все трусы в помаде?!!!Ты где был?!!!
        - Я это, я это.... Я на губе сидел!!!
        1. +6
          5 марта 2023 11:08
          Цитата: Ричард
          прапорщик, под шофе, возвращается домой и раздевается, чтобы нырнуть под одеяло к супруге. Та просыпается и включает ночник:
          - А почему это у тебя все трусы в помаде?!!!Ты где был?!!!
          - Я это, я это.... Я на губе сидел!!!

          Ох!А есть ещё похлеще.Про жену горевшую желанием заставить мужа бросить пить,трусы и презерватив. bully
          На грани фола.
          1. +8
            5 марта 2023 12:40
            На грани фола.


            Может, это:
            Когда жену застал с поличным,
            её любовник общим стал.


            Или вот это:
            Попался карлсон в руки геям,
            кричал он тщетно «От винта!»
            1. +3
              5 марта 2023 13:10
              Послал в личку.Хохотайте на здоровье. bully
  13. vet
    +10
    5 марта 2023 08:40
    Обнаженная девушка рядом с Тиртием явно тоже вдохновляет на подвиги. Вопрос только кого: одного Тиртея или вообще воодушевляет все спартанское войско? Напоминает, кто их ждет дома - с победой, разумеется.
    1. +9
      5 марта 2023 08:49
      Цитата: vet
      Обнаженная девушка рядом с Тиртием явно тоже вдохновляет на подвиги. Вопрос только кого: одного Тиртея или вообще воодушевляет все спартанское войско? Напоминает, кто их ждет дома - с победой, разумеется.

      Это мужик
      1. +8
        5 марта 2023 09:56

        тлауикол (Иван)
        Сегодня, 08:49
        НОВЫЙ

        +4
        Цитата: vet
        Обнаженная девушка рядом с Тиртием явно тоже вдохновляет на подвиги. Вопрос только кого: одного Тиртея или вообще воодушевляет все спартанское войско? Напоминает, кто их ждет дома - с победой, разумеется.

        Это мужик


        Еак ты разглядел-то? belay Я тоже решил что это баба. wassat
        1. +6
          5 марта 2023 10:26
          Цитата: Морской Кот
          это баба.

          Это мужик.Даже со спины видно. bully bully bully
          Вьюнуш.
          1. +11
            5 марта 2023 10:50
            "- Это Жазель. Француженка. Я признал её. По ноге.
            - Не-е, это не Жазель. Жазель была брунетка, а эта вся белая(с)"
            "- С кого ж такую лепили?
            - С обеих. Её мой папаша ставил, прости господи. А папаша мой был ловелас отменный, светлая ему память."(с)
      2. +13
        5 марта 2023 10:05
        Это мужик

        Дочитала стенограмму заседания секты до этого места и расхохоталась! wassat )))
        Такой вот оживляющий контраст между ожиданием и реальностью.

        Один человек, проснувшись поутру, хлебнул пива из открытой с вечера банки. Допил почти до конца, а там тараканы!
        1. +13
          5 марта 2023 10:08
          Цитата: депрессант
          Это мужик

          Дочитала стенограмму заседания секты до этого места и расхохоталась! wassat )))
          Такой вот оживляющий контраст между ожиданием и реальностью.

          Один человек, проснувшись поутру, хлебнул пива из открытой с вечера банки. Допил почти до конца, а там тараканы!

          Сволочи! angry И много отпили?
          1. +11
            5 марта 2023 11:02
            И много отпили?

            Да это не я -- не употребляю.
            Жалобу когда-то подслушала в чужом разговоре. А оно достойно поэмы.
            Но стих не пошёл wassat )))
        2. +11
          5 марта 2023 10:21
          Дочитала стенограмму заседания секты
          laughing good Вспомнилось:
          "Постеснялся хоть посла б!..
          Аль совсем башкой ослаб?..
          Где бы что ни говорили -
          Все одно сведет на баб"(с) love
        3. +11
          5 марта 2023 10:47
          Это точно. Стенограмма. Иногда пару заседаний в лень.
          Самое забавное, свою стенограмму тоже перлами украшал.
          Зам председателя Совета потом вычеркивала.
        4. +14
          5 марта 2023 12:10
          Дочитала стенограмму заседания секты
          Попрошу занести в протокол - я ни в каких сектах не состоял никогда.
          «Не состоял.
          Не был. Не был. Не был. Не был. Даже рядом не стоял!
          »
          1. +12
            5 марта 2023 14:02
            Поздно. Со стенограммой не поспоришь. Придётся в Каноссу отправиться.
          2. +11
            5 марта 2023 14:27
            Попрошу занести в протокол - я ни в каких сектах не состоял никогда.
            Поздняк метаться, прокомпостировали.
            1. +12
              5 марта 2023 15:42
              Как мы одинаково отреагировали. Пора членские взносы вводить. Кто будет казначеем?
              1. +3
                5 марта 2023 21:39
                Пора членские взносы вводить. Кто будет казначеем?
                Несомненно, ты.
                1. +2
                  5 марта 2023 21:55
                  Роль Остапа Бендера.
                  «Прошу делать взносы!».

                  Так себе идея. Дотошным требуется быть.
                  И не допускать никого до кассы.
                  Потом ещё ревизионную комиссию проверять пускать.

                  Место необходимо для золотого запаса.
                  Впрочем, кто тут членские билеты изготавливать будет?
          3. +12
            5 марта 2023 14:55
            Цитата: не тот
            я ни в каких сектах не состоял никогда.

            Теперь в это уже никто не поверит... laughing
  14. +12
    5 марта 2023 08:47
    «Волей-неволей пришлось
    Бросить его мне в кустах.
    Сам я кончины зато избежал.
    И пускай пропадает
    Щит мой.
    Не хуже ничуть
    Новый могу я добыть».

    Вот интересно, более позднее творение Горация связано с этих стихотворением Архилоха?
    Ты помнишь час ужасный битвы,
    Когда я, трепетный квирит,
    Бежал, нечестно брося щит,
    Творя обеты и молитвы?
    Квинт Гораций Флакк (перевод А.С. Пушкина)
  15. +10
    5 марта 2023 10:05
    И, вероятно, с полным основанием можно говорить, что европейская поэзия начиналась именно с описания битв и подвигов «шлемоблещущих» героев. Само слово «стихи» в переводе на русский язык означает «боевые шеренги»

    Тут автор несколько увлекся, так как в европейских языках, на которых "начиналась европейская поэзия", слово "стих" отсутствует. В них есть слова verse, verset, vers, родословная которых восходит к латинскому versus - против. Да и поэзия европейская в начале своего пути была все же не "шлемоносная", а религиозная.
    1. +11
      5 марта 2023 14:58
      hi
      Цитата: Asriel
      слова verse, verset, vers, родословная которых восходит к латинскому versus - против.

      Не восходит так как вы трактуете, это не означает "против"
      Этимология
      Происходит от лат. versio "поворот", от гл. vertere "поворачивать", из праиндоевр. *wer- "вертеть"...
      Так-же, стихи на Руси порой называют "вирши" и это возможно восходит к слову "вихрь" (нечто закручивающееся) Причина такого, скорее всего, - использование рифмы.
      Текст песни в английском называют "lyrics", совсем не "poem" или "verse" или "rhyme"
      Цитата: Asriel
      поэзия европейская в начале своего пути была все же не "шлемоносная", а религиозная.

      И это спорно. Были гимны в честь богов и оды героям, причем вероятнее всего одновременно. request
  16. +16
    5 марта 2023 10:32
    Сразу вспомнились знаменитые кадры из Покровских ворот:
    1. +12
      5 марта 2023 11:17
      из Покровских ворот


      А это пародия на Бэллу Ахмадулину
      wassat )))
      1. +12
        5 марта 2023 11:38
        А это пародия на Бэллу Ахмадулину
        Первая,но в мультипликационном формате, у И.Савиной. smile
    2. +13
      5 марта 2023 12:03
      Класс!Спасибо,добрый человек - один из любимейших моих фильмов!А раньше почему-то не нравился...Не дорос тогда до него,наверное..Шикарный фильм...
  17. +15
    5 марта 2023 10:42
    Замечательно! И статья и комментарии. Как же иногда этого не хватает ..
    1. +13
      5 марта 2023 11:12
      Как же иногда этого не хватает ..

      А Вы заходите почаще! )))
      Тут иногда можно живот надорвать от смеха, облиться слезьми, погрозить кулаком, мол, "Доколе!", пуститься в отвлеченные теоретические расуждения и даже порассуждать об альтернативных ходах истории, вызвав гнев сообщества и получить тумаки...
      Зато весело.
      И жизнь бурля течёт по руслу,
      А там уж близок водопад.
      1. +16
        5 марта 2023 12:05
        А там уж близок водопад.
        Ты, Марусь, того, не трусь!
        Образуется, Марусь!
        Сполню царское заданье
        И целехоньким вернусь!

        Без меня не унывай!
        Чаще фикус поливай!
        Хошь — играй на балалайке,
        Хошь — на пяльцах вышивай!

        Ну, а сунется такой,
        Кто нарушит твой покой, —
        Мне тебя учить не надо:
        Сковородка под рукой!..
        1. +14
          5 марта 2023 12:47
          А Маруся ему -- стихами пламенной Сапфо:

          Близ луны прекрасной тускнеют звезды,
          Покрывалом лик лучезарный кроют,
          Чтоб она одна всей земле светила
          Полною славой.

          Представляю удивление: "Не знал, не знал, что ты читаешь запрещённую литературу!"
          1. +14
            5 марта 2023 14:20
            Наш человек.Да нет,нормально всё."Нормально, Григорий! Отлично, Константин!" love
  18. +13
    5 марта 2023 13:26
    Кстати, Сапфо считается родоначальницей свадебной песни -- эпиталамы:

    Свадебная песнь, бытовавшая в античной музыкальной практике как часть художественного оформления свадебного обряда. Исполнялась перед брачным покоем хором, иногда и двумя хорами (юношей и девушек). Тематика сохранившихся текстов Э. свидетельствует о связи с фольклорной традицией. Существовали величальные Э. (epitalamios ymnos и epitalamios odn) и Э.-плачи. Нередко в Э. использовались мифологич. сюжеты (напр., в одной из эпиталам Сапфо описывается свадьба Гектора и Андромахи).
    1. +9
      5 марта 2023 17:05
      Кстати, Сапфо считается родоначальницей свадебной песни

      Вот значит кому мы обязаны мартовским кошачьим концертам feel
      Зря написал. what Сейчас наши кошатники накинутся и будут гневно доказывать, что я ничего в хорошей музыке не понимаю laughing
      1. +10
        5 марта 2023 17:59
        А кошатник от не-кошатника отличаются только наличием кота?

        Мало ли кто поёт. Вот Шерлок Холмс на скрипке играл. Правда, хорошо играл.
        1. +5
          5 марта 2023 21:45
          А кошатник от не-кошатника отличаются только наличием кота?
          Отличаются массовостью.
          "Котиков все любят, а рыцарей не все" (С)
          1. +4
            5 марта 2023 21:57
            С рыцарями хлопот больше?

            Или это пересекающиеся интересы?
      2. +10
        5 марта 2023 18:24
        Цитата: Ричард
        Сейчас наши кошатники

        Люди живущие рядом с пушистым народом отнюдь не гневливые.Ошибочка вышла.
        1. +7
          5 марта 2023 19:09
          У хозяев людей не забалуешься. Поэтому и к людям терпимее получается относиться.
        2. +9
          5 марта 2023 19:15
          Первого марта коты, видать, напраздновались так, что до 4-го сыто молчали. А вчера вдарили -- кто эпиталаму, кто героическую песнь с призывом к битве за невесту.
          Но тут пошёл снег.
          1. +8
            5 марта 2023 19:23
            Потому, что по старому стилю Весна наступает верней.
            1. +7
              5 марта 2023 20:01
              А если бы мы жили в Средневековье, на котов можно было бы подать в суд -- за то, что мешают спать.
              Известно по меньшей мере 85 судебных процессов над животными, и каждый из них был либо трагическим, либо абсурдным.
              Вот примеры абсурдных:

              в 1474 году суд признал петуха виновным в “противоестественном преступлении”, заключающемся в откладывании яйца. Крысы часто оказывались адресатами судебных повесток с требованиями покинуть помещение. В 1596 году в Марселе и вовсе состоялся суд над… дельфинами.
              1. +7
                5 марта 2023 20:37
                Цитата: депрессант
                в 1474 году суд признал петуха виновным в “противоестественном преступлении”, заключающемся в откладывании яйца. Крысы часто оказывались адресатами судебных повесток с требованиями покинуть помещение. В 1596 году в Марселе и вовсе состоялся суд над… дельфинами.

                Интересно.А о дальнейшей судьбе *фигурантов дел* нет информации? bully Петуха-то наверное в суп отправили/ишь извращенец с гребнем!Панк недоваренный./,а вот с остальными как? bully
                1. +8
                  5 марта 2023 20:43
                  А с домашними питомцами всегда проще расправляться. Так что опасно попадать в зависимость.
              2. +7
                5 марта 2023 20:42
                Дельфины-то чем не угодили?

                Идея на кого-то жаловаться всегда претила. Не конструктивно.

                У каждого человека бывает Министерство дипломатии, но и Министерство обороны.
                1. +8
                  5 марта 2023 20:52
                  Цитата: Korsar4
                  Дельфины-то чем не угодили?

                  Выяснил.Они,дельфины,заплыли в бухту и?Распугали местным рыбачкам всю рыбу.Те ребята простые пошли в суд.Судья слегка охренел и....призвал епископа Кавайонского на лодке выйти в море и обратиться к неразумным с пламенным божьим словом.Мол,изыдьте,окаянные!
                  Окаянные вникли и уплыли.В неизвестном направлении. bully
                  А петуха действительно судейские сожрали.Ибо?Извращенец. laughing
                  Крыс потравили.
                  1. +6
                    5 марта 2023 20:59
                    В общем, еду - съесть, конкурентов - устранить. Остальное - детали и эмоции.
                    1. +4
                      5 марта 2023 21:30
                      Да... У разных домашних питомцев -- разная судьба. К примеру, прирученный сокол.
                      На Руси -- это был самый престижный, самый дорогой подарок. Подарить сокола означало оказать получателю дара глубочайшее уважение.
                      Цена охотничьего сокола приравнивалась тогда к цене трёх породистых скакунов. Во времена Золотой орды дань платили в том числе соколами.
                      Узнав об этом когда-то, но не владея полной информацией, я не очень поняла: как это -- "птичками" расплачивались? И лишь много позже узнала, что охотничьи "птички" -- дорогущие!
                      1. +4
                        5 марта 2023 21:49
                        Вячеслав Олегович даже цитировал - кому по сану с кем охотиться дозволялось.

                        А история Москвы - Ширяево поле, где сокол Ширяй «заразился».

                        А церковь Трифона по обретению утраченного сокола. Это и в «Князе Серебряном» упоминается.
                      2. +3
                        6 марта 2023 05:51
                        Цитата: Korsar4
                        А история Москвы - Ширяево поле, где сокол Ширяй «заразился».

                        Утро доброе Сергей!
                        А у него ещё и футбольная слава имеется.На нём был построен один из старейших московских стадионов.Сейчас?Теннисные корты. hi
                      3. +3
                        6 марта 2023 08:03
                        Доброе утро, Серёжа!

                        Теннисные корты со славной долгой историей.

                        Мои старшие занимались. Хотя очень дорогой вид спорта. Со средним и мелким поколением уже не потянул.

                        Да и у нас поблизости бассейны и ледовые дворцы построили.
                      4. +2
                        6 марта 2023 13:26
                        Цитата: депрессант
                        что охотничьи "птички" -- дорогущие!

                        И вновь, Людмила Яковлевна,заинтересовали Вы меня!
                        В 2020-ом году на аукционе сокол-сапсан был продан за...173000 долларов. hi
                      5. +1
                        6 марта 2023 22:44
                        заинтересовали Вы меня!

                        У соседей через забор, абхазов, младший сын уехал в Россию учиться в каком-то ПТУ, и его отец, смеясь, показывал нам фотографию: "Посмотрите на это чучело! Это что такое?"
                        Парень длинные волосы отпустил!
                        И вот он приехал на каникулы, и вскоре я увидела у него в руках сокола -- охотника, очевидно, на перепёлок. У кого он его взял, не знаю, но так или иначе парень его потерял.
                        Разразился шумный скандал. Неясно, чем там всё закончилось, мне это неинтересно было, но после вашего сообщения подозреваю, что он его тогда продал кому-то.
                        В своё время я этой истории никакого значения не придала.
              3. +3
                5 марта 2023 22:06
                в 1474 году
                Какое это Средневековье?!
                Самый махровый и циничный Ренессанс!
                1. +4
                  6 марта 2023 11:03
                  Цитата: 3x3zsave
                  в 1474 году
                  Какое это Средневековье?!
                  Самый махровый и циничный Ренессанс!

                  Разве что в Италии. И, может, с натяжкой, в Нидерландах... В остальной Европе, еще типичное "мрачное Средневековье".
                  В Англии идут Войны Роз, во Франции - Бургундские войны, в Центральной Европе ураганят венгры, терзая всех соседей, и регулярно огребая при этом от турок, Влад Цепеш активно зарабатывает своë прозвище, на севере ещё жива Кальмарская уния, Иван Великий на Руси замыслил недоброе относительно Новгорода... И даже Торквемада ещё не Великий Инквизитор.
                  Да, согласен, вот-вот начнется, но пока не началось, вернее началось только в Италии с их Медичи, Борджиа, Маккиавели и прочими Микеланджело.
                  В остальной Европе пока ещё прагматичный гуманизм не сменился кровавым романтическим.
                  smile
            2. +4
              6 марта 2023 06:51
              Korsar4 (Сергей): Потому, что по старому стилю Весна наступает верней.

              ждем-с fellow
              1. +4
                6 марта 2023 07:19
                Кады погоды нелётные приходится и пешком... wink

              2. +4
                6 марта 2023 09:28
                На Евдокию будет. Ещё на 2,5 часа ближе.
                1. +5
                  6 марта 2023 10:10
                  На Евдокию

                  День св. Евдокии -14 марта. В казачестве говорят - Явдоха. Для станичниц это "казачье 8 марта".
                  По старинному преданию - ранее казаки жен не имели, возьмут полонянку, поживут с ней, потом в набег - новую возьмут, а прежнюю прогонят. А один не стал прогонять Явдоху с которой жил и которую любил- обвенчался с ней. Так появились казачки.
                  Кстати - это первое женское имя, упоминаемое в казачьем фольклоре
                  Как у брега, возле броду
                  вир Явдоха собирала
                  С братанами-молодцами
                  Со гостей, и со прохожих...
                  (стар. гребенской напев XVв.

                  От этой былины появилась русская нар. песня "Перевоз Дуня держала" и гипотеза Гумилева о происхождении казаков от летописных бродников.
                  Евдокия - одно из самых распространенных женских казачьих имен. У меня у самого в роду- сестра прадеда, родная бабушка и дочь - Евдокии
                  1. +5
                    6 марта 2023 10:13
                    Моя бабушка - Евдокия. Это её именины. Так что все близко и живо ощущается.
                    1. +5
                      6 марта 2023 10:23
                      Значит вместе в этот день Сергей, будем чествовать живых и поминать тех кого не стало
                      1. +3
                        6 марта 2023 15:27
                        Верно. С детства на эту дату обращал внимание. И сейчас всегда вспоминаю.
        3. +4
          5 марта 2023 21:55
          Есть люди, которые служат одному существу, и есть люди, которые чувствуют ответственность за стаю.
          1. +4
            5 марта 2023 21:59
            Хорошая фраза. Без ответственности главой стаи не станешь, Даже маленькой.
          2. +3
            6 марта 2023 07:19
            Цитата: 3x3zsave
            существу

            Существу?Я бы не назвал своего друга-кота *существом*.Или во всей этой фразе есть иной смысл?
            Цитата: 3x3zsave
            и есть люди, которые чувствуют ответственность за стаю.

            Люди?Стая?На ум приходит некий Маугли. laughing
            1. +4
              6 марта 2023 11:30
              Полагаю, что Антон имел в виду не кота или собаку, а некое двуногое существо и двуногое же стадо, которое ему поклоняется.
              1. +3
                6 марта 2023 11:45
                есть люди, которые чувствуют ответственность за стаю.

                1. +4
                  6 марта 2023 12:07
                  есть люди, которые чувствуют ответственность за стаю.

                  Да уж, ответственность...
              2. +3
                6 марта 2023 12:10
                Цитата: Морской Кот
                Полагаю,

                Эту мысль я не решился озвучить. request