Средневековые корабли и средневековые миниатюры

127
Средневековые корабли и средневековые миниатюры
Типичный ганзейский когг – вот что изображено на этой миниатюре из манускрипта «Роман де Брют; Эдуард III; Разрушение Рима; Фирабрас», 1325–1350 гг. Англия. Британская библиотека, Лондон


Мы миновали Кипр,
оставив его слева и держа курс на Сирию.
Мы пристали к берегу в Тире,
потому что там наш корабль
должен был оставить груз.

Деяния Апостолов, 21:3

История в средневековых миниатюрах. Так уж получилось, что средневековые художники-миниатюристы, оформляя свои манускрипты, отразили в своих иллюстрациях едва ли не все аспекты окружающей их жизни. А одним из её важных моментов было… транспортное сообщение между странами и отдельными городами.



Понятно, что чаще всего люди в то время путешествовали по земле. Но нападения разбойников и тяготы долгого пути по плохим дорогам были настолько велики, что находилось немало людей, которые предпочитали передвигаться и перевозить свои товары по морю. В прибрежных районах в море выходили рыбаки, так что искусство строить лодки и корабли вовсе не умерло после крушения могущественной Римской империи и гибели Западной Римской империи в 476 году.

Правда, морская торговля в средиземноморском бассейне тогда оказалась в упадке. Забылось и былое искусство строить великолепные парусно-гребные триремы и пентеры. Да они были, в общем-то, теперь и не нужны. Ведь кто теперь противостоял всё той же Византии, оставшейся форпостом цивилизации среди безбрежного моря затопивших Европу варварских племен? Славяне на своих ладьях-однодеревках были опасны только своей численностью. Но для борьбы с ними хватало и знаменитого «греческого огня» – горючей смеси, продолжавшей гореть даже на воде. Арабы, немало досаждавшие византийцам, также не могли противостоять «греческому огню», пусть даже у них уже и были корабли с парусами.

А вот на севере Европы, и прежде всего в Скандинавии, сухопутных дорог не было вообще, и здесь главным средством сообщения стали корабли. Именно в этих местах обитали норманны – северогерманские племена, отличные кораблестроители, морские пираты, воины и торговцы, сыгравшие важную роль в истории многих государств и народов Европы.

Благодаря находкам археологов, откопавших целые корабли вождей викингов*, долгое время державших в страхе всю Европу, мы знаем, что северяне строили в то время корабли двух видов: боевые – драккары, называвшиеся «длинными кораблями», и торговые суда – кнорры, меньшие по размерам и более короткие. Кнорры были в ходу на протяжении всей эпохи викингов; в период заселения Исландии они могли нести до 30 тонн полезного груза, а позднее, в XII веке, норвежцы ходили в Исландию уже на кноррах с полезной нагрузкой до 50 тонн.

На первых драккарах викингов ещё не были оборудованы скамьи для гребцов. Во время штиля на море они гребли веслами, сидя на своих сундуках. Наличие большого паруса придавало этим кораблям небывалую по тем временам быстроходность. Встретив в море чужие корабли, викинги обычно брали их на абордаж.

Так что плавание в IX–XI вв. вдоль побережья Северного и Балтийского морей было сопряжено с немалой опасностью, не говоря уже о том, что на своих мелкосидящих судах они поднимались даже вверх по Сене и девять месяцев держали в осаде Париж! Ну, а потом они и вовсе отвоевали у французского короля часть побережья, где затем основали собственное герцогство – Нормандию и сумели добраться на своих кораблях даже до Северной Америки!

Вот только изображений этих «длинных кораблей» на миниатюрах в средневековых манускриптах почему-то не встречается. Единственным артефактом, где можно их увидеть, причем даже на стадии строительства, является «гобелен из Байё», но вот с их изображениями на миниатюрах историкам не повезло.


Одно из наиболее ранних изображений средневекового европейского судна, полного воинов с миндалевидными щитами, относящееся к 1000–1100 гг. Сент-Обен, Франция. Национальная библиотека Франции, Париж

Но в северных морях к XIII веку драккары плавать уже перестали. Появились новые корабли – пузатые высокобортные одномачтовые парусники, служившие прежде всего для перевозки товаров. Их называли «круглыми кораблями» – коггами (от древнегерм. luigg – круглый). С высокой скоростью они плавать не могли, но зато перевозили большой груз, что и требовалось купечеству, постепенно укреплявшему свое положение. Кроме того, конструкция и такелаж коггов были таковы, что обеспечивали этим судам, когда они были тяжело нагружены, отличную остойчивость.


На этой миниатюре изображено судно с украшенными разными головами птиц оконечностями. Однако на нем уже стоит требушет – боевая метательная машина. То есть размер этого судна такое вооружение устанавливать уже позволял. «Романс об Александре», 1250 г. Сент-Олбанс, Англия. Библиотека Кембриджского университета

Характерной особенностью североморских коггов стали башенноподобные площадки – кастли («замки») – на носу и на корме для стрелков из лука. Причем корабельные кастли устанавливалась как на военных, так и на купеческих кораблях. Точно посредине судна располагалась мачта, собранная из нескольких бревен. На мачте крепилась специальная «бочка» для наблюдателей и лучников, оборудованная системой блоков, чтобы поднимать наверх боеприпасы. Позже «бочка» была конструктивно усовершенствована на каракках и получила название марса, в котором могли разместиться до 12 лучников или арбалетчиков.


Важным техническим достижением судостроителей Северной Европы стал руль, закрепленный на заднем штевне и управляемый румпелем. Миниатюра из манускрипта из Северной Франции, 1280–1290 гг. Национальная библиотека Франции, Париж

Прочные шпангоуты на расстоянии 0,5 м друг от друга, дубовая обшивка толщиной 50 мм и палуба, настилавшаяся на бимсах – поперечных балках набора корпуса, концы которых часто выводились наружу через обшивку – вот важные особенности этих судов. Новизной стал и руль, сменивший в XIII веке рулевое весло, располагавшееся на борту сбоку, и прямые, сильно скошенные к линии киля штевни – носовая и кормовая оконечности судна. Форштевень стал заканчиваться наклонной мачтой – бушпритом, служившим для растяжки паруса спереди. Наибольшая длина коггов Ганзейского торгового союза составляла примерно 30 м, длина по ватерлинии – 20 м, ширина – 7,5 м, осадка – 3 м, грузоподъемность до 500 т.


О том, что башенноподобные надстройки-кастли на носу и на корме в то время на кораблях уже появились, свидетельствует множество миниатюр, и вот эта – одна из них! «Цикл Ланселота» 1290–1300 гг. Франция. Бодлианская библиотека Оксфордского университета

Интересно, что многие крупные суда того времени, так же как и современные паромы и автомобилевозы с горизонтальной разгрузкой, оборудовались боковыми портами, служившими для загрузки и выгрузки товаров. Это позволяло им принимать груз на палубу и одновременно через этот же порт привезенный товар выгружать.

Во второй половине XV века появились двухмачтовые, а позже даже и трехмачтовые когги. Их водоизмещение составляло 300–500 т. Для защиты от пиратов и вражеских кораблей торговые суда Ганзы имели на борту арбалетчиков и даже по несколько бомбард – мощных для того времени артиллерийских орудий, стрелявших каменными ядрами. Длина военных коггов достигала 28 м, ширина – 8 м, осадка – 2,8 м, а водоизмещение – 500 т и более.

На корме и в носовой части торговых и военных коггов по-прежнему располагались высокие надстройки. На Средиземном море иногда встречались двухмачтовые когги с косыми парусами. В то же время, несмотря на все усовершенствования, когги оставались каботажными кораблями – пригодными для плавания только вблизи берегов. Между тем Европе требовалось все больше пряностей, а их поток через порты Средиземноморья начал иссякать из-за того, что ещё до падения Константинополя в 1453 году турки захватили все побережья Сирии и Палестины, а также Северной Африки и стали препятствовать европейской торговле.


Сохранились до нашего времени и миниатюры, изображающие средневековые византийские галеры с тараном на носу. «Рассказ Александра», 1300–1350 гг. Архив Греческого института Византийских и поствизантийских исследований в Венеции

Византийские галеры, известные с VII века, представляли собой боевые суда, имевшие один-два ряда весел и одну-две мачты с косыми треугольными парусами. Рулевых весла, как и раньше, было два, а в носовой части по-прежнему сохранялся таранный выступ. Впрочем, теперь его уже практически не использовали, поскольку галеры византийцев, помимо традиционных метательных машин, имели на борту еще и установки для пуска своей таинственной огнесмеси – «греческого огня». Рецептов его до нас дошло очень много, поэтому трудно сказать, каким из них пользовались сами византийцы. Но вот его долгая и устойчивая горючесть (его нельзя было потушить) сомнений не вызывает.

Главной особенностью как больших, так и малых судов Средиземноморья были, как уже отмечалось, треугольные, или «латинские», паруса: они создавали «эффект крыла» и позволяли двигаться под углом к направлению ветра (до 30 градусов по отношению к оси судна). Такой парус преобразует в полезную тягу дуновение даже самого легкого бриза. Особенно выросли размеры судов в эпоху Крестовых походов 1096–1270 гг., когда потребовалось перевезти через море множество тяжеловооруженных крестоносцев, солдат и паломников из Европы в Палестину.


Венецианский неф – судно паломников и крестоносцев. «Роман о Тристане», 1320–1330 гг. Милан, Италия. Национальная библиотека Франции, Париж

Галеры, большую часть которых занимали прикованные к своим скамейкам невольники-гребцы, перевозить в Палестину крестоносцев и паломников не могли. Поэтому средиземноморские корабелы начали строить огромные, неуклюжие, но очень грузоподъемные суда-нефы. Обшивка у них была внакрой, зато паруса применялись латинские, а корпуса имели возвышающиеся на 10–15 м над водой жилые надстройки для пассажиров. В кормовой части было два коротких и широких рулевых весла. Экипаж нефов состоял из комита с серебряным свистком для подачи команд; патрона, управлявшего парусами; пилота, прокладывающего курс; двух рулевых и физически крепких галиотов-гребцов.


Морской бой, якобы происходивший в древние времена «до Цезаря». На самом деле здесь изображены средиземноморские корабли XIV века. Миниатюра из манускрипта «Древняя история до Цезаря». 1325–1359 гг. Неаполь, Италия. Британская библиотека, Лондон

Плавание от Венеции до Яффы в Палестине длилось десять недель. Уже побывавшие в Святой земле паломники рекомендовали отъезжающим взять с собой свои одеяло, подушку, чистые полотенца, запас вина и воды, сухарей, а также клетку с птицами, свиных окороков, копченые языки и вяленую рыбу. На кораблях все это выдавалось, но, как рассказывали пилигримы, белье и полотенца были несвежими, прогорклые сухари – жесткими, как камень, да ещё и с личинками, пауками и червями; а вино больше походило на уксус. Но чаще говорили о необходимости взять с собой благовония, ибо на палубах в жару стоял нестерпимый смрад от конского навоза, поскольку на этих же кораблях перевозили ещё и лошадей, и испражнений паломников-пассажиров, которые страдали морской болезнью. Палубы покрывали песком, но выгребали его только по прибытии в порт.

На подходе к острову Родос корабелы могли столкнуться с пиратами, от которых нередко откупались. Во время путешествия были случаи гибели пассажиров от болезней. И все же, несмотря на все трудности, плавания к берегам Ближнего Востока и Африки совершались все чаще. Во время путешествия богатые пассажиры позволяли себе роскошные трапезы и увеселения. Они брали с собой пажей, мажордома и камердинера, и даже музыкантов, которые развлекали их во время еды. По пути паломники приставали к острову Корфу, где охотились на коз. Высаживались и на другие острова: поразмять ноги и передохнуть.


Изображение средиземноморского корабля с рулевым веслом и «вороньим гнездом» на мачте. Миниатюра из манускрипта «Древняя история до Цезаря». 1325–1359 гг. Неаполь, Италия. Британская библиотека, Лондон

В то же время очень многие корабли на Средиземном море строились с обшивкой вгладь, при которой доски плотно пригонялись кромками одна к одной, а не накладывались друг на друга, как у викингов, на коггах и на венецианских нефах. При таком способе строительства судна экономился строительный материал, так как досок на корпус требовалось вполовину меньше, а главное – суда с такой обшивкой были легче и быстроходнее. Новые способы строительства, распространяясь по странам Европы, способствовали и появлению новых судов. В первой половине XV века крупнейшим европейским судном, применявшимся для военных и торговых целей, стала каракка.


Если внимательно посмотреть на средневековые иллюстрации с кораблями, становится очевидным то, что художники, их рисовавшие, совершенно не заботились о том, чтобы изображать их в масштабе по отношению к фигуркам людей, да и вообще – рисовали их кто как хотел. В целом они достаточно точны в отдельных деталях, но и не более. Роль у них в миниатюрах всегда подчиненная по отношению к изображаемым людям. А вот и один из примеров подобного подхода: миниатюра из манускрипта «Жития святых Эдмунда и Фремунда», 1433–1434 гг. Бери-Сент-Эдмундс, Англия. Британская библиотека, Лондон


Совершенно фантастическое изображение персонажей Троянской войны и… столь же фантастическое изображение корабля. «История Троянской войны», 1441 г. Германия. Германский национальный музей, Нюрнберг


Одно из наиболее реалистично выполненных изображений корабля. «Завоевание и завоеватели Канарских островов», 1405 г. Париж, Франция. Бодлианская библиотека Оксфордского университета

Она имела развитые надстройки на носу и на корме, прикрытые сверху специальными крышами из брусьев, на которые для защиты от солнца натягивали ткань, а для защиты от абордажа – сеть. Она не позволяла врагам прыгать на палубу с надстроек своего судна и в то же время не мешала в них стрелять. Борта у этого судна загибались внутрь, что затрудняло абордаж.

Длина такой каракки могла достигать 35,8 м, ширина – 5,7 м, осадка – 4,1 м, грузоподъемность – 540 т. Экипаж судна: 80–90 человек. Торговые каракки имели по 10–12 пушек, а на военных их могло быть до 40! Такие корабли уже выходили в дальние и долгие плавания. Позднее по типу каракк и коггов с тремя мачтами и гладкой обшивкой в Европе в XV веке начали строить каравеллы – корабли эпохи Великих географических открытий.


«Битва при Слейсе». Миниатюра из «Хроники» Жана Фруассара, где присутствуют, пожалуй, наиболее реалистически выполненные изображения кораблей XV века. Национальная библиотека Франции, Париж

Считается, что первое такое судно построил корабельный мастер – француз Юлиан, на верфях Зейдер-Зее в Голландии в 1470 году. Каравеллами были и корабли Колумба «Пинта» и «Нинья». А вот его флагманский корабль «Санта-Мария» (в своих записках он именует его «нао» – «большой корабль»), скорее всего, был караккой, а значит – относился все к тем же «круглым» кораблям.

* Откуда произошло слово «викинг», ученые ведут споры до сих пор. Его переводят и как «дети бухт» – от норвежского слова «vile» – «бухта», и от норманнского корня, значение которого сводится к русскому слову «бродить». Так или иначе, речь идет о людях, оставлявших надолго свои дом и очаг и уходивших в далекие плавания под руководством своего военного вождя – конунга. Возможно, что викингами их называли, если хотели сказать об их характерном образе жизни, а норманнами – когда подчеркивали, что они относятся к народам Севера. Ведь «норманн» в переводе с древнескандинавского как раз и означает «северный человек».
127 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    3 марта 2023 04:11
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Парусные корабли с детства завораживают. Хочется смотреть на них во всех проявлениях.
    1. +5
      3 марта 2023 04:36
      Утро доброе друзья!
      Вячеславу спасибо за очерк!
      Полностью поддерживаю Сергея, хотя описываемая Автором эпоха считается «переходной от весла к парусу».
      Любопытно другое. Помню в конце 80-х долго смаковали «космическую регату под парусами», за счет «солнечного ветра» к 500 летию открытия Америки.. Тема как-то умерла, а жалко.
      1. +5
        3 марта 2023 04:49
        Владислав, согласен.

        Только большинство определений ограничивает. Парус есть - можно сказать, что парусные.
        И вёсла есть.

        А возможность связать один берег с другим - открывают новые миры. Особенно, если берега морские.
        1. +7
          3 марта 2023 08:25
          Вот только изображений этих «длинных кораблей» на миниатюрах в средневековых манускриптах почему-то не встречается.

          Из зловредности или обиды? wassat )))

          Доброго утра всем и хорошего дня! love
          "Набежали в избу дети..." )))
          1. +1
            3 марта 2023 09:44
            Цитата: депрессант
            "Набежали в избу дети..."

            Второпях зовут отца? smile
            1. +4
              3 марта 2023 10:01
              Второпях зовут отца?


              Наша мать -- История, наш отец -- Вячеслав Олегович )))
              1. -5
                3 марта 2023 10:39
                Тогда дом Ваш - тюрьма? laughing
                +-++++-++++++++++++++(
              2. 0
                3 марта 2023 12:19
                В ответ на такое откровение непонятно поздравить или посочувствовать.
                1. +4
                  3 марта 2023 12:38
                  В ответ на такое откровение непонятно поздравить или посочувствовать.

                  Просто пересмотреть старый- добрый фильм "Берегись автомобиля" или крылатые цитаты из него yes smile
                  1. +2
                    3 марта 2023 15:40
                    Дима, ты только и спасаешь!
                    Как соломка, которую забыл постелить.
                    Ну и конечно твои знания и раньше удивляли,а сейчас просто поражают.
                    Год для тебя не прошёл зря!
                    Без всякой лести,просто от чистого сердца.
                    Народ который меня знает лично подтвердит,что я не льстец,да и не умею.
                    Вон вроде с Мишей к паритету подошли,но нет да опять,как сегодня , выскажем свои мнения.
                    Мне жаль,что Шпаковский начал писать для наживы и естественно уровень статей резко упал.
                  2. +1
                    3 марта 2023 15:41
                    Если человек делает своеобразный каминг-аут и признается в том что является бастардом Шпаковского, то уж давайте уберем местоимение "НАШЕ". Данное признание относится исключительно к автору, вовсе не ко всем участникам сайта, по крайней мере надеюсь
                    1. +2
                      3 марта 2023 15:50
                      Наверно все таки адептом а не бастардом?...
                      1. +2
                        3 марта 2023 16:27
                        Тоха! Ты не прав. Она созналась, что она его дитятя!
                      2. +3
                        3 марта 2023 16:36
                        Это какой-то многоуровневый английский юмор, недоступный моему невежественному средневековому сознанию.
                      3. +3
                        3 марта 2023 16:52
                        Ладно, сочтемся!!!
                        Без обид,а то ещё нам в апреле стол накрывть!
                      4. +1
                        3 марта 2023 16:59
                        Отец Людмилы Яковлевны - Вячеслав Шпаковский, те отчество иное, стало быть непризнанное дитя. Как это называется?
                      5. +3
                        3 марта 2023 17:11
                        "Шел по дворами. Смотрю, дети в песочнице играют. Подошел, раздал конфеты. Может мои... "
                      6. +1
                        4 марта 2023 00:49
                        "С утра переспи с женой, будешь знать, что, по крайней мере, сегодня ты у неё первый.
                        Встретил ребенка - дай ему конфетку, вдруг это твой.
                        Встретил старика - поздоровайся, вдруг это твой отец.
                        Вечером пришел - дай в глаз жене, можешь быть уверен, она знает за что."(с)
                      7. +2
                        4 марта 2023 00:57
                        Милитаризация социума набирает обороты. Это я к вчерашнему.
                      8. +1
                        4 марта 2023 04:58
                        Это я к вчерашнему.


                        А к чему именно?
                        Кстати, оружия у народа всегда хватало, правда зарегистрированного, теперь, думаю, будет полно и всякого другого.
            2. +3
              3 марта 2023 23:56
              "Набежали в избу дети..."

              Второпях зовут отца?


    2. +9
      3 марта 2023 08:34
      "Когда наскучат ей лукавые новеллы
      И надоест лежать в плетеных гамаках,
      Она приходит в порт смотреть, как каравеллы
      Плывут из смутных стран на зыбких парусах"
      и дальше по тексту, Э.Багрицкий "Креолка"
    3. +3
      3 марта 2023 12:18
      Korsar4: Парусные корабли с детства завораживают. Хочется смотреть на них во всех проявлениях.

      Сергей hi
      учитывая Вашу увлеченность и Вашу профессию, небольшая подборка специально для Вас






      1. +4
        3 марта 2023 18:39
        Спасибо большое, Дима!

        Дети могут и в ореховой скорлупке корабль увидеть. И это замечательно.
      2. +2
        3 марта 2023 23:20
        Дима, привет!
        Сразу вспомнилось почти забытое с юных лет: "Подводная лодка в степях украины" laughing
  2. +9
    3 марта 2023 04:31
    Очень странные посылы в статье.
    "Забылось и былое искусство строить великолепные парусно-гребные триремы и пентеры"(с)
    А как же с Византийской империей?
    Византийская империя - это продолжение существования Восточно Римской империи .
    И получается,что византийцы не умели строить суда?
    И далее.
    "кто теперь противостоял всё той же Византии, оставшейся форпостом цивилизации среди безбрежного моря затопивших Европу варварских племен? Славяне на своих ладьях"(с)
    Получается, что всё-таки строили суда. Или это были какие-то новые?
    "борьбы с ними хватало и знаменитого «греческого огня» "(с)
    До сих пор ни состав огня, ни "сифоны" для его метания не смогли повторить реконструкторы .
    Не ставлю под сомнение существование его самого.
    И ещё один пассаж
    "севере Европы, и прежде всего в Скандинавии, сухопутных дорог не было вообще"(с)
    Может автор и источники приведёт!
    1. +10
      3 марта 2023 04:56
      Византия упоминается в первых строках.

      Дочка дарила книгу Акунина «Огненный перст».

      Отношусь к циклу Фандорина достаточно критически.

      А вот эпизод из повести, как византийский корабль с ладьями расправляется, запомнился.
    2. +8
      3 марта 2023 05:20
      Цитата: ee2100
      "севере Европы, и прежде всего в Скандинавии, сухопутных дорог не было вообще"(с)

      В Скандинавии жили разрозненные германские и угро-финские племена, находившиеся на стадии разложения родового строя. Никакой сколько-нибудь серьезной экономической деятельности между ними не было. Зачем им нужны дороги? Впрочем, тропинки наверняка, какие-то и были...
      1. +13
        3 марта 2023 09:49
        Здесь не согласен. И экономичесукую деятельность вели внутри страны, и дороги были. А где не было возможности дорогу проложить, настилали гати. Самой известной гатью из обнаруженных считается настил через болота в Тэбю в Швеции. Длина его около 150 метров, а ширина 6,5 метра. Зачем так заморачиваться, если не было
        Никакой сколько-нибудь серьезной экономической деятельности между ними
        Все там у них было, не только же на побережье жили.
        1. +4
          3 марта 2023 15:32
          Цитата: не тот
          Все там у них было

          Было натуральное хозяйство. Этим все сказано. Ленточка дочери с ярмарки в Провене в обмен на мешок шерсти это не серьезная экономическая деятельность.. А так - да, даже доспехи рыцарям на заказ возили в замки...
    3. +3
      3 марта 2023 05:43
      Привет, Саша!
      Относительно дорог. Большинство дорог в средневековой Европе являлись наследием Римской империи, только в одной Англии их насчитывается около 10 тысяч километров. Соответственно все они находятся в границах римского лимеса.
      1. +3
        3 марта 2023 06:31
        Привет Антон!
        Про римские дороги я даже и не вспоминаю.
        Дороги или путь,направление были всегда. Простой вопрос,как огромное количество войск передвигалось?
        У меня давно созрело предложение для историков изучать старые дороги , мосты, топонимику и т.д.
        Можно смело сказать,что вдоль любого большого водоёма шла дорога.
        1. +5
          3 марта 2023 07:50
          Нужно было договориться об определениях. То что я подразумевал под термином "дорога" - искуственное сооружение транспортной инфраструктуры. А ты, вероятно, традиционные миграционные пути.
        2. +7
          3 марта 2023 08:21
          У меня давно созрело предложение для историков изучать старые дороги , мосты, топонимику и т.д.

          Саша, салют-алейкум hi
          очень интересная статья "Ушедшие под землю древние дороги Европы"
          Они похожи на окопы, оставшиеся после войны, или туннели, протянувшиеся через леса. Эти древние дороги, называемые холлоуэйз, которые протянулись по всей Европе. Изначально они появлялись на ровном месте, но на протяжении веков, под поступью миллионов ног и копыт торговцев и путников, дорожное полотно стиралось и все глубже уходило в землю, создавая рвы, которые сегодня расположены ниже уровня окружающего ландшафта. Многие из этих древних магистрали затем стали временными водными путями во время дождей, которые в дальнейшем углубили и расширили дороги, делая их постоянными особенностями ландшафта...


          ссылка https://masterok.livejournal.com/5799098.html
      2. +12
        3 марта 2023 07:23
        на севере Европы, и прежде всего в Скандинавии, сухопутных дорог не было вообще"(с)

        Я конечно дико извиняюсь, а древний «хярка» - Воловьий тракт (или Бычью дорогу) упоминать уже запрещено?
        Кстати национальный объект культурного наследия!
        Не знаю как другие древние дороги, но эту я видел лично, даже фотки остались.
        фото «хярка» памятник


        Свое начало история дороги берет во времена викингов, когда те заселили прибрежные районы озера Меларена. Викинги основали в тех местах город Бирки и наладили тесные торговые связи с финнами, которые проживали в то время на берегах Ботнического залива. Викинги покупали у местного населения мясо и мех диких животных, которое те добывали охотой, а в ответ древний народ Суоми получал от них соль, изделия из металла и оружие. В том месте, где велась наиболее оживленная торговля и обмен товарами в XIII веку была заложена крепость Або, современная Турку. В эту крепость охотники из лесов Хяме, где вскоре появится крепость Хямеенлинна, поставляли ценные меха горностаев и соболей.

        Существует несколько версий появления названия Воловьей дороги. Первая основывается на том факте, что часть пути торговцы преодолевали на воловьих упряжках, хотя, как правило, основным средством передвижения в те времена были лошади. Вторая версия больше лингвистическая, и строится на том, что свое название дорога получила от слова «хярка» (на финском языке это вол), которое было видоизменено от шведского слова «хэрвег», которым обозначался военный путь. Дорога действительно имела военное значение, так как соединяла две крепости и на ней постоянно происходили военные стычки. Со временем по бокам дороги начали возникать места религиозного поклонения, которые привлекали много паломников.Ещё до того, как большая часть нынешней Финляндии сделалась частью Шведского королевства, страны Хяме и Суоми оказались связанными дорогой, которую называли Бычьей или Воловьей, быть может, потому, что проехать по ней можно было только на повозках, запряжённых быками. Потом по этой дороге пройдёт ярл Биргер со своими рыцарями, и дорога окончательно свяжет две главных половины изначальной шведской Финляндии.
        1. +3
          3 марта 2023 08:14
          Здравствуйте, Дмитрий!
          Я выше ответил Александру: нужно договариваться о терминологии.
          1. +8
            3 марта 2023 09:20
            нужно договариваться о терминологии.
            То что я подразумевал под термином "дорога" - искуственное сооружение транспортной инфраструктуры. А ты, вероятно, традиционные миграционные пути.

            Антон hi
            "Сага о Халльфреде Трудном Скальде" (ок. 967 – ок. 1007 г.) в одной из песен упоминает о дороге из Тронхейма в Йомталанд шириной в 10 шагов, частично "грязной"(?), частично белой травяной просекой(?), частично - платной(путник должен был заплатить за каждое колесо своей телеги), проходившей по землям бонда Бьерна, но зато безопасной от разбойников и оборудованной постоялыми дворами ,насыпными бродами через речушки и деревянными мостами (?) через топи (может - гатями ?).
            Короче, понятно что эта дорога была местами - искусственным сооружением, местами -традиционным необорудованным маршрутом, местами просекой, местами "платной автострадой".
            Вот под какой термин подобную "трасса подводить?
            1. +14
              3 марта 2023 09:43
              "Сага о Халльфреде Трудном Скальде"
              Это где с Бьерном и его удалой супрогой встретился на постое?Читал, читал. Что можно сказать - и дороги были какие- никакие (скорее второе),и сеть придорожных хостелов и гостиниц была развита.
            2. +10
              3 марта 2023 10:44
              Вот под какой термин подобную "трасса подводить?
              Смешанный тип, но очевидно, что инженерная составляющая наложилась на естественную. Иначе дорогами можно признать и маршруты перегона коров в САСШ.
              1. +13
                3 марта 2023 10:50
                Навеяло: "У нас нет дорог, есть только направления". В России две беды, и одна из них постоянно ремонтирует другую.
                1. +1
                  4 марта 2023 06:05
                  В России две беды, и одна из них постоянно ремонтирует другую.
              2. +6
                3 марта 2023 19:19
                А чем отличается человечья тропа в лесу от тропы копытных?

                Например, создают лесные культуры сосны. Глухарь идёт по борозде и аккуратно вершинки скусывает. Для него это просто тропа.
                1. +2
                  4 марта 2023 05:48
                  Глухарь идёт по борозде и аккуратно вершинки сосен скусывает....

                  идет и приговаривает: Якщо не з’їм, так понадкусюю (с) smile
        2. +5
          3 марта 2023 08:54
          Дмитрий,привет!
          То, что пишет Антон, что надо договариваться о терминологии, может и верно,но это все равно отговорка.
          Все известные сражения ,если они проходили у крепостей, все на определенных путях,дорогах.
          У татар,если не ошибаюсь было всего три пути на Русь.
          В ливонских хрониках это конкретно дороги.
          Да и по нашим летописям,хоть не конкретно,но читая их ты понимаешь,что это дороги,мосты,броды,переправы.
          1. +2
            3 марта 2023 22:50
            У татар,если не ошибаюсь было всего три пути на Русь.

            На Руси, три пути было не только у татар - это извечная дилемма всех россиян
            В.Румянцев и группа СВ -старинная казачья песня "Три дорожки. три пути"
    4. +8
      3 марта 2023 05:45
      hi Приветствую Александр.
      Цитата: ee2100
      И ещё один пассаж
      "севере Европы, и прежде всего в Скандинавии, сухопутных дорог не было вообще"(с)
      Может автор и источники приведёт!

      Судя по частоте упоминания значимых средневековых чисто сухопутных торговых путей в регионе, источники прямо указывающие на их существование найти значительно легче. Ни одного не нашел. Может у Вас есть пример?
      1. +5
        3 марта 2023 06:35
        Доброе утро.
        Этот вопрос ни кто не изучает. Города или другие населенные пункты были не только по берегам водоемов
        но и в глубине территории,а значит были и дороги.
        Для определения места Раковорской битвы мне надо было проследить старую дорогу от р.Нарва до Раквере и всё сраслось.
        Многие не согласны,но аргументированно предложить другой путь не могут.
        1. +7
          3 марта 2023 09:41
          Цитата: ee2100
          Этот вопрос ни кто не изучает.

          Да, специальных исследований, посвященных внутриконтинентальным путям сообщения на русском языке я не нашел. По территориям вне пределов Римской империи, я имею в виду. Римские дороги изучены, информация по ним есть.
          Возможно, имело бы смысл обобщить информацию, имеющуюся в разрозненных источниках. Навскидку попробую. smile
          Раннее Средневековье - время, когда населенные пункты располагались, в основном, на берегах водоемов, соответственно, основными путями сообщения были водные пути. Но все время на одних лодках не походишь, поэтому между ближайшими деревнями силами самих поселян пробивались дороги, которые, получается, шли вдоль берегов водоемов. Силами же самих поселян эти дороги поддерживались в рабочем состоянии, поскольку они были тупо нужны. Двигаясь по таким дорогам от деревни к деревне можно было уйти очень далеко, в принципе - куда угодно.
          От деревень также отходили в разные стороны дороги на различные покосные угодья, делянки под строевой лес, под дрова, на рыболовные тони, на мельницы и т.п. Эти дороги могли быть тупиковыми, то есть вести в медвежий угол. Все подобные дороги существовали ровно до тех пор, пока ими регулярно пользовались.
          С образованием государств власть, для которой пути сообщения с окраинами означали, фактически, возможность управлять этими окраинами и взимать соответствующие подати, должна была озаботиться если не созданием новых путей - это время наступит нескоро, то поддержанием в рабочем состоянии уже существующих - точно. Для этого жителей некоторых деревень освобождали от определенных повинностей, ставя взамен им в обязанности содержать пути сообщения - ремонтировать мосты и гати, причалы, чистить русла рек от завалов и т.п.
          Отдельно нужно сказать о волоках.
          Волок в те времена - совсем не то, что подразумевается под этим словом сейчас. Волок в Раннем, да и в Высоком средневековье - центр цивилизации, перманентная ярмарка с постоялыми дворами, корчмами, артелями грузчиков, тележным парком, тягловым конским составом и т.п. Это деньги, причем немалые. Именно на волоках чаще всего располагались мытные дворы, там же часто возникали погосты.
          Отметим, что крестьяне были до крайности заинтересованы, чтобы транзитный торговый путь проходил именно через их деревню, поэтому старались всё обустроить с наибольшим комфортом для гостей - конкуренция. smile
          Со "взлетом на холмы" люди стали уходить в верховья малых рек и ручьев, по которым водное сообщение было либо невозможно совсем, либо ограничено - только в высокую воду. Поэтому сухопутная дорожная сеть, стала бурно развиваться превратившись именно в сеть, - опять по принципу "от деревни к деревне". Появились дороги, связывающие верховья небольших рек, пролегавшие вдоль водоразделов, параллельно "старым" дорогам вдоль русла рек, таким образом сформировались "направления", то есть появились различные варианты пути в одном направлении, можно было выбрать по какой из параллельных дорог удобнее двигаться до назначенного пункта.
          Всё это происходило стихийно и никак властью не регулировалось и не направлялось.
          Военные действия происходили именно вдоль таких путей. Суть и цель средневековой войны - грабеж населения. Войско двигалось по дороге от деревни к деревне, а с появлением сети дорог - нескольким отрядами по параллельным дорогам, постоянно ведя разведку и поддерживая связь в готовности объединиться для решающего сражения, если противник на такое решится.
          Многое при формировании, подчеркиваю, не строительстве, а именно формировании дорожной сети, конечно, зависело от ландшафта. В зависимости от него в дорожной сети появлялись "узкие места", где сходилось несколько дорог, и которые обойти было нельзя, либо очень долго. Например, густые леса, дефиле между озерами или болотами, широкая глубокая река с болотистым руслом и малым числом мест для переправы - всё это нужно было учитывать при составлении плана военной компании.
          1. +4
            3 марта 2023 10:30
            Привет, Михаил!
            Развиваешь свою теорию " от деревни к деревне" , да верно,но можно и по другому посмотреть - деревни возле дороги.
            "Уход за холмы" это как раз бегство от речных (морских) разбойников. Т.е.чужих. Своих они знали и не очень боялись. Чужие приплыли и если желание ограбить кого-то,то надо суда оставить и плюс охрану судов,а то не на чем домой возвращаться будет и двигаться в сторону от воды,а там ещё городище со стеной. Удовольствие не особо .
            Читал одну, правда художественную книгу, "Однажды в XIII веке" - там конкретно описаны дороги. drinks
            И последнее.
            К нашему всё - Александру Ярославовичу.
            Последнее описанное его воинское выступление.
            Нашествие литовцев на территорию новгородского княжества.
            Где точно они вторглись не известно,но это минимум 500 км от Новгорода. Гонец скачет 5-6 дней и Александр собирает дружину 2-3 дня и те же 500 км обратно и догоняет их не далеко от границы и громит.
            Вывод прост - без нормальных дорог это не возможно.
            Можно много примеров привести.
            1. +7
              3 марта 2023 12:43
              Да, привет, Саша.
              Цитата: ee2100
              можно и по другому посмотреть - деревни возле дороги.

              А тогда нужно выдвинут внятную и внутренне непротиворечивую гипотезу о том кому, куда и зачем понадобилось прокладывать дорогу в абсолютно безлюдном месте - через леса, болота и прочие препятствия. Честно говоря, я такой гипотезы придумать не смог. smile
              "Взлет на холмы" - это не реакция на внешнюю агрессию, а следствие изменения способа хозяйствования и роста населения - стало нужно больше земли в связи с массовым переходом на трехполье, в поймах рек земли уже не хватало, а людей прибывало.
              Что касается литовского похода Александра Невского 1245 г., я так понял, ты имеешь в виду его, то тут есть много вопросов, на которые в источниках нет ответов, а без них сделать вывод о скорости передвижения войска невозможно.
              Обычные маршруты литовских вторжений пролегали через Усвят (граница новгородской и полоцкой земель), и далее на север, через Луки вдоль Ловати, или несколько восточнее вдоль речки Кунья вплоть до Русы (в 1234 г. литовцы дошли и дотуда) либо на Торопец и далее на восток в пределы суздальской земли.
              В 1245 г. литовцы пошли на Торопец, и дальше через Торжок аж до Бежецка. Там они развернулись и стали отступать обратно на Торопец, где и засели. Александр из Новгорода подоспел уже только к Торопцу, освободил его и погнал литовцев в сторону Усвята, по дороге громя отставших и окончательно разбив их под самим Усвятом.
              По километражу:
              от Усвята до Торопца 100 км.
              от Торопца до Бежецка - 350 км.
              от Торопца до Новгорода - 120 км.
              Все расстояния по прямой, на местности нужно прибавить около 30-50%
              Но самое главное - то, что сколько времени ушло у сторон на все эти маневры мы не знаем. В источниках нет ни даты начала налета, ни каких-либо иных дат. Известно только, что всё это произошло в календарном 6754 г. На все про все могло уйти несколько месяцев, как, скорее всего и было. С какой скоростью двигались войска нам неизвестно.
              И совершенно непонятно в этой связи, что мешало войскам, что литовским, что русским, перемещаться по тем дорогам, что я описал в предыдущем комментарии - от деревни к деревне.
              1. +2
                3 марта 2023 14:19
                Всё и так ясно - дороги были и их содержали вт.ч. мосты переправы и др. Плюс соответствующая инфраструктура,ну охрана естественно.
                1. +2
                  3 марта 2023 15:27
                  Дороги были, как же без них? Их содержали - те кто по ним постоянно ездил. Исключительно на добровольных началах: срыть ухаб, разобрать завал, наладить объезд большой лужи и т.п. С мостами сложнее. В Новгороде Великий мост содержался и ремонтировался за счет городской казны, в сельской местности мосты, вероятно, по той же логике, содержались за счет сельской общины, которая, собственно, этим мостом и пользовалась.
                  Об инфраструктуре, сиречь, о ямах, первые сведения у нас появляются только в XIII в. и то, в связи с монголами, которые на подвластных землях налаживали систему связи. Возможно, и до этого на дорогах имелось какое-то подобие постоялых дворов, но сведений об этом нет никаких, никто нигде о них не упоминает, так что это маловероятно.
                  О какой охране может идти речь, я вообще не понимаю. В Новгородской земле были небольшие городки, типа Кайболовского, Тесовского, Лужского, Тиверского, видимо, с небольшими же гарнизонами. Но возможно, никаких гарнизонов и не было, хотя в некоторых из таких городков находят, в том числе и то, что можно интерпретировать как оружие. Но уверенности, повторяю, нет.
                  Пока, на том уровне знаний, что имеется у исторической науки, с уверенностью можно утверждать только то, что дороги были, что их было много, что по ним могли передвигаться крупные для того времени массы войск, причем в описании некоторых компаний отчетливо видно, что двигались он разными путями. В случае с раковорской компанией, так предметно сказано, что русские шли, разделившись "на три пути". Если судить по этой компании, кстати, то от Новгорода до Раквере русские шли с 23 января по 18 февраля, это порядка 400 км, то есть в среднем 15 км в день.
        2. +15
          3 марта 2023 09:57
          Совершенно справедливо.И мосты на этих дорогах были.Самым большим мостом викингов считается мост через реку Вейле в Ютландии. Длина его была около 800 метров, ширина 5,5 метра, а общая площадь проезжей части около 35 тысяч квадратных метров!
          Вот мост Равнинг


          Сколько дуба ушло!И следов ремонта не обнаружили, на века строили люди.Сразу и навсегда, а не как у нас каждый год асфальт с плиткой перекладывают.
    5. +12
      3 марта 2023 06:20
      Утро доброе Александр!
      Очень странные посылы в статье.
      "Забылось и былое искусство строить великолепные парусно-гребные триремы и пентеры"(с)

      На Средиземном море корабелы утратили ряд навыков и компетенций. В частности до 12 века исчез утлегарь для выноса точки крепления весла. Упростился такелаж. Появились корабли с бортами собранными в нахлест, а не стык. Деградация наблюдалась не только в южной европе, но и Византии. Особенно после паления Константинополя в начале 13 века.
      И да норманнская, северо-европейская, вищантийская, арабская и славянская судостроительные традиции разные. В ряди слоучаев от слова - срвсем!
    6. +10
      3 марта 2023 08:35
      Статья неплохая, но для детей. Поэтому и так много странных выводов и умозаключений - на уровне курсовика пятикласника.
      1. +15
        3 марта 2023 10:05
        Согласен.Особенно про викингов на сундуках сидящих улыбнуло. Всегда скамьи были, норвежский "Закон Гулатинга" предписывал, чтобы длинные корабли имели от 20 до 25 лавок Но если при сборе в поход, сказано в законе, какой-нибудь корабль нельзя снабдить достаточным числом людей, то надлежало обрубать корабельный руль и убавлять длину корабля, сообразно с числом готового для него экипажа. Однако ни один корабль не мог иметь менее 13 лавок. Саги упоминают о кораблях в 30 и даже в 60 румов. На Длинном Змее, самом большом корабле, построенном на Севере, было 34 рума.
        1. +9
          3 марта 2023 10:39
          Ну сундуки морские были такой формы, что как раз под банку ровно входили. Так что теоретически - сидя на банке, викинг и на сундуке сидел.
          1. +13
            3 марта 2023 10:55
            Да так можно тогда о чем угодно сказать,не находите)) Викинг мог и на бочке сидеть,да и просто на палубе.Статьи у автора хорошие,конечно..Но не сегодня.Не смог присоединиться к благодарственным речам,уж простите за ради бога))
            1. +8
              3 марта 2023 11:44
              Цитата: не тот
              Да так можно тогда о чем угодно сказать,не находите

              У меня здесь был цикл статей о кораблях викингов. На основе данных раскопок... Там и про сундуки было. Это не выдумка...
        2. +3
          3 марта 2023 20:41
          Согласен.Особенно про викингов на сундуках сидящих улыбнуло. Всегда скамьи были, норвежский "Закон Гулатинга" предписывал, чтобы длинные корабли имели от 20 до 25 лавок

          Это времена Магнуса Эрлинссона (примерно третья четверть 12 века). Какие драккары были в эпоху Хакана Доброго или Олафа Святого мы не знаем. В устной скандинавской традиции сундук всегда был местом гребца..
          Так что Длинный (Великий) змей на 34 (рума) банки - это пик эволюции драккаров. Что из себя представляли его братья в Х веке бы можем догадытаться.
          1. -1
            4 марта 2023 08:33
            Какие драккары были в эпоху Хакана Доброго или Олафа Святого мы не знаем.

            Гокстадский корабль - IX век, корабль Roskilde 6 - начало XI века.
        3. +1
          4 марта 2023 06:12
          Какие сундуки на драккарах были в эпоху Хакана Доброго или Олафа Святого мы не знаем. В устной скандинавской традиции сундук всегда был местом гребца..Что из себя представляли его братья в Х веке мы можем только догадываться..

          Чего то вдруг резко расхотелось быть гребцом на драккаре в эпоху Хакана Доброго feel laughing
    7. +7
      3 марта 2023 08:49
      на севере Европы, и прежде всего в Скандинавии, сухопутных дорог не было вообще"(с)

      ee2100 (Александр): Может автор и источники приведёт!

      "Сага о Халльфреде Трудном Скальде" (ок. 967 – ок. 1007 г.) сойдет?

      Правда эта сага идет в полное противоречие с авторским утверждением.
      Она, в частности упоминает что возле дорог строились специальные усадьбы для ночлега проезжающих, своеобразные гостиницы. Такое пристанище находилось, например, на дороге из Тронхейма в Йомталанд (Емтланд). Эти "гостиницы в дремучих лесах, по которым пролегали торговые дороги, были довольно большими, может быть, потому, что купцы ездили многочисленными «компаниями» для безопасности.
      В одной из песен говорится, что однажды вечером 12 купцов прибыли в гостевой двор у дороги вдоль Йомталандского леса и нашли там ночлег для себя и лошадей и помещение для товаров, хотя в эту же ночь остановились там и другие проезжие. После ночевки считалось обязательным при отъезде оставить в доме наколотые дрова, чтобы будущие проезжие тотчас же могли развести огонь, обогреться и приготовить еду.
      1. +7
        3 марта 2023 09:11
        hi Приветствую, Дмитрий. Тогда, наверно стоит припомнить
        Цитата: Ричард
        После ночевки считалось обязательным при отъезде оставить в доме наколотые дрова, чтобы будущие проезжие тотчас же могли развести огонь, обогреться и приготовить еду.

        Тогда наверно стоит припомнить утраченные в 11 веке "торговые центры".
        Хедебю, Кауп...
        1. +4
          3 марта 2023 10:49
          Тогда наверно стоит припомнить утраченные в 11 веке "торговые центры"-Хедебю, Кауп....

          Хедебю, это про который сага пишет - "в серпе фьорда Шлей"?
          А я , честно, когда читал не понял что это.
          А теперь, благодаря Вам , заглянул в вику. Спасибо, Андрей, - не знал good
          Хедебю ( дат. Hedeby, др.-исл. Heiðabýr — от heiðr = пустошь, и býr = поселение, двор) — важнейший торговый центр датских викингов, расположенный в глубине фьорда Шлей, на пересечении торговых путей из бассейна Балтийского в бассейн Северного моря (здесь суда перетаскивались волоком в обход Зунда) и из Каролингской империи в Данию — так называемый Воловий путь (Оксенвег) или Хервайен[en] (Hærvejen — «дорога воинов»)
          Археологический комплекс Хедебю включает в себя полукруглый вал городища, соединённый с системой оборонительных сооружений Даневирке (Датский вал), городище, южное поселение, ряд могильников, камерное погребение в драккаре и четыре рунических камня.
          фото.Archaeological Border complex of Hedeby and the Danevirke
          Реконструированные дома в зоне старого поселения

          Впервые Хедебю упоминается в «Анналах королевства франков» в связи с военной деятельностью датского короля Гудфреда против империи Карла Великого. В 804 году он собирает в Слиесторпе (так латиноязычные источники называют Хедебю) войско и флот.
    8. +6
      3 марта 2023 16:54
      Мне кажется автор рассказав много интересны фактов сделал это несколько бессистемно, по крайней мере, с моей точки зрения.
      На историю развития кораблестроения влияют масса базовых факторов, таких как политика, экономика, военное дело, развитие технологий, итд. Все эти моменты оказывают влияние на конструкцию корабля в конкретное время и в конкретном месте. Что сегодня хорошо в Средиземном море не подходит в северной Атлантике. На временном отрезке от раннего средневековья к позднему есть ряд общих тенденций
      1. Уход от прибрежного плаванья к дальнему, развитие навигации
      2. Развитие технологических возможностей кораблестроения как индустрии.
      3. Увеличение объемов грузоперевозок в следствии роста рынков.
      4. Дифференциа́ция в судостроении.
      Поэтому каждый новый шаг в конструкции кораблей был чем-то вызван, как правило целым рядом причин.
      Западноевропейское судостроение в средние века начинало с простых судов прибрежной зоны. Плаванье в неподготовленных портах, возможность пристать где угодно, экипаж гребцы, прямой парус для хождения по ветру. Можно вытащить на берег командой, небольшая осадка, низкая грузоподъемность. Конструкция набора простая, жесткость корпуса не высокая. Грубо говоря с этого начинали. Естественно, латинский парус позволивший идти против ветра (удобнее говорить "корабли" это военные и "суда" это торговые и иные не военные, все они "ходят" в плаванье и по морю) потребовал изменения корпуса, не сразу, а постепенно корпус становится уже и возрастает осадка, изменяются обводы, появляется бушприт и оконечности становятся вертикальнее, чтоб держать бушприт и перо руля. Увеличивается парусность и растут мачты, чтоб компенсировать опрокидывающий момент увеличивается балласт на дне. Мощнее и большей площади нужны киль и руль, для того чтоб держаться круче к ветру. Стремительно растут нагрузки на корпус, набор усложняется появляются новые элементы набора, переборки и палубы, увеличивают жесткость. Выход в открытое море требует снова упрочить корпус, нарастить борта, создать водонепроницаемую палубу полностью закрывающую внутренний объем. И снова по кругу - больше парусов, крепче набор, поиск новых обводов для повышения мореходности.
      Навигация - новые знания, собранные в лоции, компас, часы, астрономия, "магический" кристалл скандинавских мореходов крепкий корпус и профессиональный экипаж дали возможность оторваться от береговых ориентиров.
      Развитие технологии обработки дерева, железа, индустрия ткачества позволили строить более быстроходные, грузоподъемные, мореходные корпуса. При этом эти корпуса все более и более отличались. Новые материалы в парусном оснащении и такелаже. Верфи растут, увеличивается профессииональный состав работников верфей, наука приходит со своими расчетами в судостроение.
      Военные корабли , как и сейчас вершина кораблестроения. Дороги, крепки, обладают особенностями корпуса, определяемым боевым применением. Большая команда. При этом надо заметить, что в ряде случаев военными кораблями становились дооборудованные торговые суда.
      В то же время торговые суда строились максимально дешевыми, очень разными по характеристикам, тоннажу и парусному вооружению. Рынки перевозок были разными. Оптимизировалось парусное вооружение с целью минимизировать экипаж. До 17 века аренда перевозки более чем на 50% составляла оплата экипажу, а не собственно аренда судна. Англичане выиграли конкурентную войну за морские перевозки в том числе и за то, что их команда стоила почти вдвое дешевле французской и в полтора раза дешевле голландской.
      И вот каждый гвоздь вбитый в корпус нового корабля - плод удач и промахов, расчета и интуиции.
      1. +7
        3 марта 2023 17:14
        Статья писалась не специалистом. Автор очень неплох как просветитель и популяризатор, но быть специалистом во всем - нереально, поэтому можно понять и простить.
        Что касается кораблестроения (и не только его) - любой продукт человеческих рук - это результат достаточно длительной эволюции, а не сиюминутных желаний, как многие представляют - "появились вдруг викинги и решили строить драккары". А эволюция зависит от очень многих факторов - технологии, материалы, капиталовложения и трудозатраты и т.д. Почему вдруг северное судостроение имело клинкерную обшивку, а средиземноморское - обшивку вгладь. Почему на драккарах прямые паруса, а в средиземноморье были и прямые, но чаще косые. Это прямое следствие особых условий и особых технологий.
    9. +5
      3 марта 2023 17:30
      Борта у этого судна загибались внутрь, что затрудняло

      Встречал мнение, что загнутые внутрь борта были предназначены для борьбы с поборами, так как тогдашние портовые коррупционеры требовали деньги исходя из длины и ширины палубы, так как подсчитать водоизмещение им не хватало образования.
      1. +4
        3 марта 2023 18:16
        Трудно сказать почему так сделали без конкретного указания когда сделано, чертежа, сравнения с другими кораблями аналогичного назначения. Нужен исторический контекст. Иначе это случай сам по себе. Как серебряная старинная монетка. Без понимания где нашли, в каком окружении, слое совместно с чем - толку в ней нет.
        Так и здесь. Завал бортов внутрь должен повышать жесткость корпуса и влиять на характеристики остойчивости при крене, может быстрее в шторм вода скатывалась с палубы или сказались иные аспекты.
    10. 0
      4 марта 2023 11:34
      Про все эти триремы и пентеры, мнение о которых составлено историками, как-то не хотелось бы упоминать. Достаточно того, что решили построить копию этого чуда. И построили. Очень сомнительно, чтобы такой корабль был ходовым. Т. к. как корабль, трирема просто барахло. Можно использовать только как понты для какого-нибудь местного царька. Не более.
      В одном месте пишут про ее чудесные маневренные качества, а на копии прекрасно понятно, что у этой хрени маневренности полный ноль. И тд и тп.
  3. +10
    3 марта 2023 04:43
    Немного по статье.
    У Вячеслава - «Одно из наиболее ранних изображений средневекового европейского судна, полного воинов с миндалевидными щитами, относящееся к 1000–1100 гг. Сент-Обен, Франция. Национальная библиотека Франции, Париж».

    Это так называемый «нормандский боевой корабль», ответ французов на набеги викингов. Ниже его реконструкция.
    1. +11
      3 марта 2023 09:08
      Это не ответ французов - это эволюция драккаров - переходной тип от драккара к коггу.
      1. 0
        4 марта 2023 05:37
        Цитата: ИванИванычИванов
        Это не ответ французов - это эволюция драккаров - переходной тип от драккара к коггу.

        Да встречал подобные предположения, но:
        1. Когг - это эволюция фризких судов, которая отслеживается с 7-8 века.
        2. Боевой норманнский корабль - побочная эволюция когга, после знакомства французов не с даккарами, а кноррами и снеками викингов.
        По сути, попытка сделать боевой корабль из торгового судна.
        3. В 12 веке по аналогичным причинам появился хольк.
        Если грубо, о где-то так.
        1. 0
          4 марта 2023 18:29
          Если смотреть хронологию, то четко прослеживается эволюция драккара - Нимме, Квальзунд, Осеберг, Гокстед. В Скульделеве уже найдены и драккары и кнорры сделанные по одним технологиям. Потом линия драккаров заканчивается, а линия кнорров развивается - палубные суда, кастли, кастли сращиваются со штевнями - и вот идет линия коггов. Понятно, что было сильное влияние всех прибалтийских верфей друг на друга, стандартов тогда не было и все делали корабли подсматривая друг за другом, но со своими особенностями и ответвлениями. Но эволюция - драккар - кнорр - когг четко видна.
    2. +1
      3 марта 2023 15:49
      Это так называемый «нормандский боевой корабль», ответ французов на набеги викингов. Ниже его реконструкция.

      Да, только иллюстрация из La Vie de Saint Aubin d'Angers показывает высадку именно викингов в Бретани в 919 году.
      На самом деле, автор написав
      мы знаем, что северяне строили в то время корабли двух видов: боевые – драккары, называвшиеся «длинными кораблями», и торговые суда – кнорры, меньшие по размерам и более короткие

      тему не раскрыл ввиду недостаточной в данной теме компетенции. Это не упрек, тема сложная и требующая серьезной работы с широким кругом источников, притом русскоязычные среди них практически отсутствуют. Если кратко, то типов кораблей было гораздо больше.
      Longship (длинный корабль) - это обобщающий термин, объединяющий несколько типов боевых кораблей, которыми пользовались викинги - karvi, snekke, skeid, drakkar.
      На иллюстрации в статье - snekke или snekkja викингов.
      1. 0
        4 марта 2023 05:42
        Спасибо за фотографию снекка.

        Обращаю внимание камрадов, что вопреки мнению многих на реконструкции нет банок (скамей) гребцов. Только одна для кромчего.
        1. 0
          4 марта 2023 09:30
          Это драккар из Усеберга. Он найден по палубу, все что выше палубы - сгнило и было реконструировано с разной степенью достоверности. И так почти со всеми драккароподобными судами.
  4. +10
    3 марта 2023 05:04
    У Вячеслава -«Забылось и былое искусство строить великолепные парусно-гребные триремы и пентеры. Да они были, в общем-то, теперь и не нужны. Ведь кто теперь противостоял всё той же Византии, оставшейся форпостом цивилизации среди безбрежного моря затопивших Европу варварских племен? Славяне на своих ладьях-однодеревках были опасны только своей численностью. Но для борьбы с ними хватало и знаменитого «греческого огня» – горючей смеси, продолжавшей гореть даже на воде. Арабы, немало досаждавшие византийцам, также не могли противостоять «греческому огню», пусть даже у них уже и были корабли с парусами.».
    Любопытно, но факт. Европейцы на Средизимноморье до 12 века по сути эксплуатировали биремы (диремы) - двухрядные галеры, которые эволюционировали сначала в галеры с тремя гребцами на один вёсельный порт каждый со своим веслом. В 15 веке данная система изменилась на один порт, одно весло, 3-4 гребца на весло.
    К слову роль Арабских - доу переценить трудно, именно они подарили мореплавателям косой парус.
    Уход со цены триер и пентер более всего связан с экономической составляющей. При многих плюсах у них был один существенный минус, точнее два:
    1. Большие экипажи, в связи с чем низкая автономность. В античном мире нижний ряд гребцов использовался только во время боя.
    2. Малая грузоэфективность, появление косых парусов и «вундерфавли» в виде греческого огня позволило отойти от практики таранных ударов. Дормоны стали «откармливаться» в ширь. По сути это корабли двойного назначения.
    1. +10
      3 марта 2023 08:46
      Цитата: Коте пане Коханка
      К слову роль Арабских - доу переценить трудно, именно они подарили мореплавателям косой парус.

      Совсем не факт. Косой "латинский" парус там активно использовали.
  5. +5
    3 марта 2023 05:13
    Поэтому в Европе и лесов уже не осталось - все пустили на корабли...
    1. +14
      3 марта 2023 05:24
      Остались Леса.
      А вот корабельных попробуй поищи.
      1. +4
        3 марта 2023 05:27
        Цитата: Korsar4
        Остались Леса

        Если вы небольшую рощицу, наполовину закатанную в асфальт считаете лесом, то леса остались... Исключение - Скандинавия
        1. +7
          3 марта 2023 05:37
          Давайте будем честными - леса «ушли на флот» в 17-18 веках, а не в эпоху средних веков. Впрочем нам хватило убить свой лес в Поволжье четверти 19 века. Причем не на корабли, а на дрова для пароходов.
          1. +9
            3 марта 2023 05:55
            Владислав, это по регионам смотреть необходимо.

            Подсечно-огневое земледелие сильно снижало лесистость.

            В Московском регионе она восстанавливалась в Смутное время, с уменьшением резким народонаселения.
            1. +9
              3 марта 2023 06:46
              Первым из государей который задумался о сохранении лесов был Петр I. В данный перечень входили дубовые рощи Казанского царства, позднее губернии. В Казани было даже свое Адмиралтейство, для нужд Каспийской флотилии. Воровали «татары» правда «страшно». Так что основной массив информации о данной организации - это доносы, дела о воровстве и «худом лесе»! laughing
              После отмены запрета на вырубку корабельного леса в 70-х годах позапрошлого века, дубы пустили на дрова для пароходов «Волжских товариществ». Про уголь и нефть задумались уже через пятнадцать лет.
              1. +7
                3 марта 2023 07:21
                И из 4 лесных знателей, приехавших из немецких земель - 3 отправились в Казанское адмиралтейство. А один в Петербурге остался.

                Правда самый известный - Фердинанд Габриэль Фокель - создатель Линдуловской рощи.
        2. +8
          3 марта 2023 05:52
          Хорошо, что вспомнили про Скандинавию.

          В Швеции и Финляндии лесистость около 70 %.

          В Латвии и Эстонии - около 60%.

          В Германии и Франции более 30 %.

          Одни горные леса чего стоят.

          Так что даже есть, где заблудиться.

          Понятно, что масштабы не наши.
          Но и у нас лесистость регионов неоднородна.
          1. +2
            3 марта 2023 06:34
            и Финляндии
            Севернее Рованиеми она такая себе лесистось, весьма условная.
            1. +12
              3 марта 2023 06:37
              Лапладния - отдельная песня.

              Теплее в Финляндии по сравнению с нами. Одна из причин, что ельники там продуктивные.
              Но ковёр из зелёных мхов вполне замечательный.

              Их даже волнует, что лесных пожаров не бывает.
              Поэтому охраняют как ценность участок, где он произошёл сколько-то лет назад.
              1. +4
                3 марта 2023 06:43
                В любом случае думаю имеет смысл рассматривать плотность растительной массы на гектар. Как говорят в Мурманске: у нас грибы выше деревьев.
                1. +8
                  3 марта 2023 06:51
                  Есть обычный, легко запоминающийся показатель - запас, м3/гектар.

                  И тогда выделяются. Отдельно тундра. Отдельно предтундровые леса.
                  И потом уже северная тайга.

                  А среднетаежные леса уже достаточно продуктивные.
                2. +7
                  3 марта 2023 07:08
                  Не договорил перед выходом.
                  А если показатель полнота ниже, чем 0,3, то это называется редина.
              2. +4
                3 марта 2023 16:38
                Цитата: Korsar4
                Теплее в Финляндии по сравнению с нами. Одна из причин, что ельники там продуктивные.

                Это да, среднегодовая температура "ужасно холодной приполярной" Финляндии 5.4 градуса, а России -5,5 градусов со всякими Крымами и Сочами
                1. +6
                  3 марта 2023 18:34
                  Мы самая холодная страна мира. В этом Паршев прав.

                  И то что на западе привычка зимой без шапок ходить - тоже не случайность.
      2. +14
        3 марта 2023 08:43
        Уже в 11 веке в Норвегии был дефицит хорошего дуба. В дубовых драккарах находят доски, которыми их чинили из любого подходящего по размерам дерева - типа ольхи, осины, что совсем нехорошо для несущей обшивки.
        1. +12
          3 марта 2023 11:02
          Конечно. Для дуба ограничение - тепло. И растёт он медленно.

          А латать пробоины, судя по всему, приходилось оперативно.
    2. +12
      3 марта 2023 05:37
      Леса в Европе исчезли по другой причине, именуемой "энергетический кризис Средневековья".
      1. +11
        3 марта 2023 05:56
        И это тоже. Мы уже тему поднимали, но от этого она не становится менее интересной.
      2. +15
        3 марта 2023 10:58
        Здесь соглашусь.Деревьев больше в печках да каминах пожгли, чем на корабли пустили..
      3. +4
        3 марта 2023 18:31
        Антон, поддержу. Многие непонятные измельчания поселений и городов ряд исследователей связывают с утратой доступных источников энергии. Примерно лет за 40 условное поселение 10 000 человек выбрало запасов древесины для хозяйственной деятельности в радиусе суточной доставки. Цена на энергию становилась слишком высокой для конкурентного производства, ремесла вымирали, переезжали и город мельчал. Была пословица дрова для котелка с похлебкой стоят дороже самой похлебки. Все, народ разбегался лет на 50 пока снова не вырастут дрова.
        Спасали реки, доставка по воде, но не все города так удачно возводились.
        Металлургия средневековья уничтожала леса на порядок быстрее чем население. Печи разжигались от силы 3-4 месяца в году, иначе не успевали накапливать древесный уголь. Описывают серьезные трения между металлургами и местным населением из-за уничтожения запасов древесины при выплавке железа.
        1. +2
          3 марта 2023 18:43
          В свое время викинги колонизировали Гренландию, но через какое-то время, помучившись, вернулись на родину - тяжко было все возить из Исландии, даже дрова.
        2. 0
          4 марта 2023 00:02
          Доброй ночи, Владимир!
          У Симоны Ру читал, в Париже конца четырнадцатого века какой-то невообразимый ценник на дрова! Причем продавались поштучно, пополенно.
  6. +10
    3 марта 2023 05:44
    Дошли от Венеции до Корфу и остановились на несколько дней отдохнуть и поохотиться. Да, это откат на пару тысячелетий в мореплавании.
    А в это время люди, не знавшие металла, пересекали тихий океан
    1. +7
      3 марта 2023 07:10
      Какие интересные сегодня комментарии!
      1. +7
        3 марта 2023 08:50
        hi Здравствуйте Вячеслав Олегович. Судя по тому, что
        А одним из её важных моментов было… транспортное сообщение между странами и отдельными городами.

        Приближается время бесед о геодезии и картографии
        1. +16
          3 марта 2023 11:14
          О,это как раз моя тема!В пух и прах разобью сторонников в корне неверной и ложной теории,что земля на ките стоит.Все же вменяемые научные умы нашей с вами современности совершенно справедливо полагают,что земной диск находится на трех слонах и покрыт небесной твердью.Хорошая будет тема,с нетерпением ожидаю!
          1. +8
            3 марта 2023 13:27
            hi Упрощаете! на самом деле все гораздо сложнее! smile
  7. +12
    3 марта 2023 09:35
    "Морской бой, якобы происходивший в древние времена «до Цезаря». На самом деле здесь изображены средиземноморские корабли XIV века. Миниатюра из манускрипта «Древняя история до Цезаря». 1325–1359 гг. Неаполь"
    А может быть Цезарь - это средневековый персонаж?
    1. +15
      3 марта 2023 11:01
      Здесь всё может быть!Самый интересный раздел,так что "Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь."©
      1. +8
        3 марта 2023 11:26
        А может быть Цезарь - это средневековый персонаж?

        Первое, что сразу приходит в голову - Цезарь Борджиа. Правда он родится только спустя сто лет после выхода манускрипта «Древняя история до Цезаря» smile
        Так что эта кандидатура не подходит. Может у Вас самого , Дмитрий, есть какие-то варианты?
    2. +8
      3 марта 2023 11:29
      Цитата: Дмитрий_Кресс
      А может быть Цезарь - это средневековый персонаж?

      А Андрей Боголюбский - Иисус Христос, а Вещий Олег - Клеопатра?
      Ой, не надо... Правда, не надо.
      Я имею в виду - не надо тащить сюда Фоменко с его бредовыми "открытиями". Этот мусор здесь точно никому не нужен.
      1. +10
        3 марта 2023 13:48
        А Андрей Боголюбский - Иисус Христос, а Вещий Олег - Клеопатра

        А Вещий Олег щит свой не прибивал к вратам Царьграда, а намазывал на них. И легенду мы знаем ошибочно из-за неправильного перевода со средневековой британской рукописи из Даремского собора. yes Так усе и було! drinks
        1. +8
          3 марта 2023 14:28
          В контексте этого исследования британских ученых решил перечитать "Слово о полку Игореве". И знаете, оно просто заиграло новыми красками! Если, как считают британцы слово "щит" следует считать как английское "shit", то произведение обретает совершенно новый смысл.
          Судите сами (даю перевод Жуковского):
          Бесовы дети кликом поля прегородили,
          А храбрые русские shitами червлеными.

          Где ж ты, великий князь Всеволод!
          Иль не помыслишь прилететь издалеча,
          отцовский златой престол заshitить?

          Зашитить...
          Да...
          Все-таки наука - сила.
          laughing
          1. +8
            3 марта 2023 16:00
            shitами червлеными

            Щиты червленые тоже звучит... Впрочем, в Африке до сих пор шоколадные воины наслаждаются паразитами. request
            Меня сейчас вырвет... laughing drinks
            Все-таки наука - сила.

            Аминь, монсеньор граф! good
      2. 0
        6 марта 2023 20:05
        Цитата: Хозяин Трилобита
        А Андрей Боголюбский - Иисус Христос, а Вещий Олег - Клеопатра?

        Тогда и Янукович это Мазепа?
        щит свой не прибивал к вратам Царьграда, а намазывал на них.

        Тогда понятно и переименование города в Стамбул - жители увидели измазанные ворота, огорчились, сильно выпили и спьяну переименовали город.
  8. m-z
    +11
    3 марта 2023 10:03
    Кое-где автор преувеличил возможности кораблей тех времен.
    Например: Наибольшая длина коггов Ганзейского торгового союза составляла примерно 30 м, длина по ватерлинии – 20 м, ширина – 7,5 м, осадка – 3 м, грузоподъемность до 500 т.
    Даже если принять форму близкую к параллелепипеду: 20х7.5х3 = 450 куб.м - примерно 460 т водоизмещение. Грузоподъемность хорошо если 120-150 т будет при таких размерах.
    1. +6
      3 марта 2023 15:38
      Цитата: m-z
      Даже если принять форму близкую к параллелепипеду: 20х7.5х3 = 450 куб.м - примерно 460 т водоизмещение. Грузоподъемность хорошо если 120-150 т будет при таких размерах.

      Не ко мне претензия. Я же это не придумал, а взял где-то, возможно Курти. Я же не пишу приставив палец ко лбу. А проверять все цифры, что встречаются у серьезных авторов - просто глупо.
  9. +1
    3 марта 2023 10:54
    Обращение автора к такой не избитой теме, как история кораблестроения можно только приветствовать, тут статье однозначно плюс.
    Но есть и минус - для таких статей скажем так - теоретическая подготовка должна быть значительно серьезнее. Это не в упрек, просто тема технически сложная.
    В этом плане несколько уточнений.
    Но в северных морях к XIII веку драккары плавать уже перестали. Появились новые корабли – пузатые высокобортные одномачтовые парусники, служившие прежде всего для перевозки товаров. Их называли «круглыми кораблями» – коггами (от древнегерм. luigg – круглый)

    К XIII веку коги действительно сменили драккары в северных морях, но появились то они еще в IX веке на Нижнем Рейне, во всяком случае именно там найдены самые "древние" на сегодняшний момент экземпляры. Естественно, за три века ког претерпел значительную эволюцию, но в статье описан только "финальный" этап, к сожалению.
    Что касается происхождения названия, то версия автора тоже вызывает серьезные сомнения. Сами немцы утверждают, что "круглый" в старом верхненемецком - runt, от которого и произошло современное rund. А авторы многочисленных публикаций об этих кораблях сходятся во мнении что
    from Proto-Germanic "kuggō"

    kuggō - зубец.
    1. Комментарий был удален.
      1. +10
        3 марта 2023 16:54
        Цитата: Ruyter-57
        Минусующие индивиды умиляют. Яркая иллюстрация сегодняшнего сайтовского невежественного контингента, который оценивает комментарии или по принципу личной неприязни, или корпоративной солидарности, не имея что сказать по сути.

        Очередное испражнение сверхразума. А где тут написаны правила постановки плюсов-минусов? Тут вроде не семинар докторов наук и академиков с личной и персональной ответственностью за каждый коммент. Люди тут, действительно, разные, каждый со своими знаниями и умениями - часто весьма специфическими и уникальными. Это и делает статьи и комментарии (а также систему плюсов-минусов) достаточно интересными. Опять же, ни разу не видел комментарии (кроме Ваших) с оскорблениями за выкладку каких-то данных. К чему бы это?
        1. +8
          3 марта 2023 17:54
          Цитата: ИванИванычИванов
          . К чему бы это?

          Потрудитесь получить от меня *+*, уважаемый Иван Иванович!За чётко обозначенную позицию.К тому же я сам ревностный противник анонимного *минусования*.
          С уважением. hi
          1. +7
            3 марта 2023 20:36
            Я с интересом смотрю как ставятся эти плюсы/минусы, пытаясь понять логику. Можно отминусовать не тематический пост без объяснений, нормально. Но по теме если минус, то ведь можно добавить что-то умное. Нет? Или тоже личная неприязнь?
            1. +2
              3 марта 2023 21:46
              Цитата: balabol
              Но по теме если минус, то ведь можно добавить что-то умное. Нет? Или тоже личная неприязнь?

              Да.Но вероятно всё зависит от конкретного человека.Пост внизу тому подтверждение. laughing Новоселье, коттедж,иконы.... no
              1. +2
                4 марта 2023 00:59
                Новоселье, коттедж,иконы....


                В огороде, стал быть, бузина, а в Киеве дядька. laughing
            2. +3
              4 марта 2023 01:05
              Я с интересом смотрю как ставятся эти плюсы/минусы, пытаясь понять логику.


              Это бессмысленно, проще не обращать внимания. wink

  10. +3
    3 марта 2023 12:56
    Всем доброго дня. Извините, что не в тему.
    Меня взбесили вчерашний рейд фашистов. Во первых, это, мягко говоря, хамство.
    Во вторых личные мотив : если не будет обострения на фронте до 8-гр,у меня будет новоселье:двух уровней коттедж 60 кв, м!
    С мужем условлено : грех будет праздновать новоселье.
    Как бы я хотела видеть всех вас в числе своих гостей!
    Вот было бы весело, но условие : политических разногласий не хочу!
    У меня полный политический калейдоскоп :отчим коммунист, но голосует за Путина, старики велели. Свекровь "молится" на Навального, постоянно мозги компосирует, муж был вне политики а теперь в ЛДПР. У него на столе, портрет Жириновского. Меня агитирует, а я сочувствую Справедливороссам, но на столе, будут:Казанская ИБМ, возможно, Екатерина 2?
  11. +3
    3 марта 2023 13:02
    Вячеслав Олегович, Вы меня удивили :все таки "коги" не замки
    Ещё вопрос, муж спрашивает, когда будут новые выпуски :"Вооружение"?
    1. +5
      3 марта 2023 15:40
      Цитата: lisikat2
      Ещё вопрос, муж спрашивает, когда будут новые выпуски :"Вооружение"?

      Трудно сказать. Это зависит от многих обстоятельств.