Как Александр I упустил возможность использовать Грецию для раздела Османской империи

30
Как Александр I упустил возможность использовать Грецию для раздела Османской империи
Александр Павлович на фоне Камероновой галереи. Джордж Доу


Греческий вопрос


Бухарестский мир 1812 года не был окончательным (Как Кутузов спас Россию от войны на два фронта). Новое военное столкновение России и Турции было неизбежным. Слишком много вопросов и противоречий оставалось неразрешенными. Османская империя ветшала, разрушалась, возникали вопросы, кто будет её наследником. Турки контролировали много стратегических регионов, пунктов, коммуникаций, которые хотели заполучить другие державы. Также западным державам было выгодно натравливать османов на русских.



Очередной точкой раздора стал греческий вопрос. В 1820–1821 гг. началось восстание в Греции. Турция ответила массовым террором против мирного населения. Так, в Кандии на Крите янычары убили митрополита и пять епископов прямо в алтаре кафедрального собора. Султан Махмуд лично приказал повесить константинопольского патриарха Григория (его подозревали в связях с повстанцами) на воротах собственного дворца. Казнили и трёх митрополитов. За то, что греческие корсары захватили турецкое судно у острова Хиос, османы перебили или продали в рабство всё христианское население острова (около 100 тыс. человек). Это были только эпизоды кровавой бойни. Справедливости ради надо помнить, что и греческие повстанцы с османами не церемонились.

Греческая революция затронула экономические и стратегические интересы Российской империи. После войны 1812 года начался бурный экономический рост Южной России. В 1817 году Одесса стала порто-франко, вроде нынешней свободной экономической зоны. Город превращается в крупный международный торговый центр. В порт ежегодно прибывало по 500–600 торговых судов. Значительная часть торговых судов, которые посещали Одессу, Таганрог, Мариуполь и другие русские порты, принадлежала грекам. Большая часть греков были подданными Турции, часть – России. Теперь же торговля была нарушена. Турецкие каперы захватывали и грабили торговые суда, не разбирая, какое подданство имели их хозяева.

Из-за войны в Греции и нехватки хлеба в столице султан Махмуд наложил эмбарго на провоз зерна и ряда иных товаров через проливы. У нарушителей хлеб и другие товары изымали и продавали в Стамбуле по твёрдым ценам. Русский посланник в Константинополе Строганов неоднократно заявлял протесты Порте по поводу нарушения прав русских подданных и торговых интересов России. В июле 1821 года русское посольство в знак протеста покинуло турецкую столицу.


Прибытие Лорда Байрона в Грецию. Картина Т. Вризакиса, 1861 г.

Александр I упускает отличный шанс


Война с Турцией отвечала военно-стратегическим, национальным интересам России (Упущенный шанс России: Царьградская операция Екатерины Великой). Повод был отличный. Можно было использовать благоприятную ситуацию, когда Турция была связана борьбой с греческими повстанцами. А Русская армия была самой сильной в Европе – Россию тогда называли «жандармом Европы». Франция после «кровопускания» в войнах Наполеона выступить против России не могла. Англия не имела серьёзных возможностей на суше и предпочитала стравливать между собой народы и страны. Пруссия и Австрия формально были нашими союзниками по Священному союзу. Очевидно, что Вене и Берлину не нравилось усиление России за счёт Порты. Однако ничего серьёзного пруссаки и австрийцы предпринять не могли.

Таким образом, Россия могла решить в свою пользу ситуацию на Дунае, на Балканах в целом, в проливной зоне и на Кавказе. В России образованное общество (дворяне, купечество, духовенство и интеллигенция) поддерживало борьбу греческих патриотов.

Однако русский император Александр I в очередной раз проигнорировал национальные интересы. Он придерживался принципа легитимизма – законные династии должны были сохранить свои территории. То есть с точки зрения национальных, стратегических интересов России – нам было выгодно разрушение Османской империи, её раздел, при котором мы получали Босфор и Дарданеллы, контроль над христианскими и славянскими народами Балкан, восстанавливали под своим руководством историческую Грузию и Армению. А легитимизм был выгоден нашим западным «партнерам» – Австрии, Англии и Франции, которые не имели наших возможностей в этих регионах, но хотели остановить движение Русской империи на юг и юго-запад.

Священный союз – консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815 г.) международного порядка, только мешал России, сдерживал её. В результате царь Александр Павлович с подачи хитроумного австрийского канцлера Меттерниха, который приложил массу трудов, чтобы ослабить Россию, отказался поддержать Грецию.

Как писал современник, князь Пётр Долгоруков:

«Грекам отказано было во всякой поддержке по той будто бы причине, что они нарушили обязанность подданных, восстав против своего законного (!) государя, султана турецкого!!! Христиане преданы были в жертву оттоманам, и русский царь поступил, как мог только поступить шах персидский или какой-нибудь другой поклонник Магомета».

Так Петербург упустил возможность добиться независимости Греции и получить прорусское Греческое государство на Балканском полуострове. С нашими военными базами. Русские и греки вместе могли возродить Царьград-Константинополь. В это время многие греки тянулись к России, видели в ней Третий Рим – защитницу православия, христиан от оманских угнетателей. Греки становились русскими подданными, изучали русский язык и культуру. То есть имелся серьёзный потенциал для русско-греческого союза.

Кончилось это тем, что Греция в итоге получила независимость, но с подачи западных держав. Затем Греция стала дрейфовать в сторону Запада, сохраняя традиционные симпатии простого народа к русским, России.

В итоге сейчас Греция – член блока НАТО, поддерживает и вооружает украинский нацистский режим против Русского мира. Вот так «византийщина» и «хитрые планы» вредят Русской державе и русскому народу.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    3 марта 2023 07:19
    На мой взгляд,автор погорячился со своими выводами (хитрые планы,византийщина,блок НАТО и наш Босфор)
    Не Александр I, а царская власть при любом самодержце,не была заинтересована в поддержке любых революционных движений.
    1. +1
      3 марта 2023 17:22
      Да, выводы спорные, они даются с позиции правящего класса.
      Из-за войны в Греции и нехватки хлеба в столице султан Махмуд наложил эмбарго на провоз зерна и ряда иных товаров через проливы. У нарушителей хлеб и другие товары изымали и продавали в Стамбуле по твёрдым ценам

      То есть турецкие власти боролись с голодом, мешая провозу хлеба и продаже го по спекулятивным ценам. Интересный момент! Налицо забота о простом населении.
      получали Босфор и Дарданеллы, контроль

      Над проливами означал беспрепятственный вывоз хлеба и вообще всего, то есть еще более сильное разграбление населения, более сильный голод. Интересы правящей верхушки были противоположны интересам крестьянского населения. Возможно, что Александр I знал что-то об этом и предпочел избежать голода, голодных бунтов, а потом и войны всего мира против Руси. Принцип нерушимости границ все же давал хоть какой-то мир и возможность развития промышленности.
    2. 0
      18 мая 2023 08:26
      Не Александр I, а царская власть при любом самодержце,не была заинтересована в поддержке любых революционных движений
      - не соглашусь. Тот же Николай I, в отличии от своего старшего брата, активно поддерживал революционную борьбу греков, несмотря на то что у них до 1832 была республика
  2. +2
    3 марта 2023 08:07
    Можно готовить аналогичную статью "Как Николай I упустил возможность использовать Венгрию для раздела Австрийской империи", убрав только про защиту православия
  3. +2
    3 марта 2023 09:04
    Кратко и точно. Хорошая статья о малоизвестных черных пятнах русской истории.
  4. +2
    3 марта 2023 09:26
    В статье крайне неудачно упомянут князь П.Долгоруков,как эксперт и борец за христианство,здесь дело в том,что сама его личность была довольно "мутной" - балагур и весельчак,умел радоваться жизни,не без талантов был - борзописец был знатным,успел убежать за границу,оттуда грязью поливал всех и вся, жаль - не успели его цари на каторге сгноить.
  5. +7
    3 марта 2023 10:25
    После Петра 1 абсолютизм и царизм в России становятся главным тормозом её развития и причиной прогрессирующей отсталости.

    Крепостное право - позор и главный тормоз России цари сохраняли до 1861 года. Паразитирующее в своих имениях дворянство - "верная опора трона" - православных единоверцев продавали через газетные объявления. особенно ценились красивые девушки. Одичавшие в своих имениях помещики засекали крепостных насмерть. Повсеместно "Хруст французской булки...". Православие, самодержавие, народность - три главных фейка царской илеологии.

    Сколько в русской классике об этом понаписано. От Тургенева до Толстого. И ничего, ни слова про "доброго батюшку царя".
    Для любителей требовать доказательства - почитайте архив знаменитого журнала "Колокол" за тот период. Толстенные номера каждого выпуска и всё о русских безобразиях с ссылками на документы. А есть полно и других архивов - была бы охота читать...

    Доведенные до крайности крестьяне поднимали уже не восстания, а целые крестьянские войны - от Болотникова до Пугачева. Цари всё это жестоко подавляли, охраняя крепостничество - никакие выводы не делались.
    Последний "звонок" и последний шанс для царизма - восстание уже самих дворян-декабристов. Реакция та же - виселицы, шпицпрутены, каторга. Результатом стал позор Крымской войны.
    https://www.kommersant.ru/doc/3343241

    Православная церковь среди всего этого кровавого безобразия и дворянского разврата (гаремы из крепостных девушек) молчала - "господь терпел и нам велел!". А вот в 1918 церковь вдруг осмелела, не поскупилась на анафему для большевиков (Патриарх Тихон).

    В тех же отчаянно сейчас ругаемых США против рабства негров активно боролись многочисленные религиозные движения - от баптистов до квакеров. Америкашки конечно плохие (современный распространенный взгляд), но чтобы избавиться от рабства сами затеяли целую кровопролитную гражданскую войну (около миллиона только убитых)..
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0

    А в России известные политики до сих пор украшают кабинеты бюстами "Батюшек-царей". "Народ радуется, царя требует...".
    https://www.youtube.com/watch?v=4Xbq5l682mE
    1. +3
      3 марта 2023 11:07
      Цитата: Тимофей Чарута
      почитайте архив знаменитого журнала "Колокол" за тот период.

      Кто,и где издавался данный журнал ? Правильно, Герценом в Лондоне.
      Почти два столетия прошло,а ничего не меняется - борцы за народную справедливость так же вещают из Лондона
      1. +4
        3 марта 2023 11:13
        Так пробовали вещать и из Питербурга, из Москвы пробовали - чем это "вещание" закончилось? Иных уж нет, а те далече...
        Кому "Колокол" не нравится, читайте другие архивы, Гугл в помощь...
        1. +2
          3 марта 2023 11:17
          Цитата: Тимофей Чарута
          Так пробовали вещать и из Питербурга, из Москвы пробовали

          И,из Риги пытались вещать,но латвийские товарищи прикрыли очень быстро и оперативно, это в Москве с ними нянчились.
          1. +3
            3 марта 2023 14:31
            "И,из Риги пытались вещать,но латвийские товарищи прикрыли очень быстро и оперативно, это в Москве с ними нянчились..." - типа, в огороде бузина, а в одном проблемном сейчас городе - дядька.

            Понятно, что многим хочется поговорить о временах нынешних. Гони современную политику в дверь, она влезет к нам в окно. Время такое, стрёмное...

            Но вот досада, статья-то про провальную политику царя и мой пост о том же. Герцен, его "Колокол" и прочие критики царизма - Х1Х век.
            "И,из Риги пытались вещать,но латвийские товарищи прикрыли очень быстро и оперативно, это в Москве с ними нянчились..." - это вы о чём и о ком?
            И с кем "няньчились" в царские времена ? С Герценом, с Радищевым ("Бунтовщик хуже Пугачева !" - Екатерина 2). Горького за крамолу в Петропавловку законопатили, пока не заступились и т.д. и т.п. Чернышевского-крамольника за "Что делать?" туда же.

            И не понял я - а Рига "с латвийскими товарищами" сюда, в царские времена, в Х1Х век, каким боком? О чём это вы, уважаемый?
            1. +3
              3 марта 2023 20:24
              Цитата: Тимофей Чарута
              И,из Риги пытались вещать,но латвийские товарищи прикрыли очень быстро и оперативно, это в Москве с ними нянчились..." - это вы о чём и о ком?

              Это,о товарищах с "Дождя",им там - в Риге,сразу показали,что такое западная демократия,это не сиволапая и тоталитарная Россия.
    2. +2
      3 марта 2023 13:01
      Цитата: Тимофей Чарута
      А в России известные политики до сих пор украшают кабинеты бюстами "Батюшек-царей". "Народ радуется, царя требует...".

      Такими действиями эти политики снижают свои возможности перевыборов. Обратите внимание, что только Михалков открыто демонстрирует свой монархизм. Но Михалков прямо заявляет, что он служит и служил как его семья тем кто в данный момент у власти. 80% лиц во власти это потомки выходцев из кулацкого сословья примерно с 1975 года. В этих кругах монархистов на самом деле недолюбливают. Думаю именно поэтому Путин и не привечает по полной ни Михалкова, ни Стрелкова предпочитая взаимодействовать с евреями или Кадыровым. В России с 1902года началом крестьянских восстаний отождествляют монархистов с 2картофельным обществом" и с паразитирующим классом вроде кружка Чубайса. Чубайсу, Березовскому, Черномырдину и Собчаку тоже был удобен "недомонарх Ельцин" как громоотвод народного гнева. Думаю те кто вывешивает портреты царей просто этим стремятся переложить ответственность за свои нечистоплотные делишки на самый верх. При Петре 2 и Екатерине 2 таких проверяли на оселке госслужбы выметая рохлей и полных паразитов. Это ярко показано в пьесе Фонвизина "Недоросль", где бравый спецназовец спасает свою невесту от попытки ее изнасилования местной властью.
  6. +2
    3 марта 2023 12:58
    В итоге сейчас Греция – член блока НАТО, поддерживает и вооружает украинский нацистский режим против Русского мира. Вот так «византийщина» и «хитрые планы» вредят Русской державе и русскому народу.
    Тут автор явно погорячился, контраргумент, Россия освободила Болгарию и болгарский народ и результат? В обеих мировых войнах, Болгария была противником России, и да сейчас она также член НАТО со всеми вытекающими последствиями. hi
  7. 0
    3 марта 2023 13:22
    Перескочить через 200 лет это конечно сильно.А если вспомнить,что после Второй мировой СССР ничего не сделал чтобы поддержать коммунистов в Греции?А если вспомнить,почему Турция в НАТО вступила?У вас как всегда проклятое самодержавие виновато,которое после ряв два флота за 10 лет отстроило
    1. +1
      3 марта 2023 14:29
      hi Приветствую, Михаил. Плач об "утраченных возможностях" достает уже хотя бы тем, что "альтернативщина" и вообще рассуждения "постфактум" никакого прямого отношения к истории не имеют...
      Ах, если бы сбылась моя мечта,
      Какая жизнь настала бы тогда.
      Ах, если бы мечта сбылась,
      Какая жизнь тогда бы началась.
    2. +2
      3 марта 2023 15:00
      "У вас как всегда проклятое самодержавие виновато,которое после ряв два флота за 10 лет отстроило...".

      Миль пардон, опять захрустела пресловутая "французская булка".

      "Проклятое самождержавие" так классно отстроило за 10 лет два флота, на иностранные займы - что всё закончилось крахом самого этого самодержавия и арестом царской семьи в феврале 1917 года. А надоедливые противные французы до сих пор требуют обратно у России свои денюжки, взятые царским режимом, мучали судами.

      https://www.forbes.ru/biznes/355819-franciya-ne-budet-trebovat-ot-rossii-eu30-mlrd-po-carskim-dolgam

      P.S. И чем же таким, особенным, отличился "отстроенный" батюшками-царями российский флот, например, в ПМВ? Взрывом линкора "Императрица Мария"?

      1. -1
        3 марта 2023 15:25
        Цитата: Тимофей Чарута
        "У вас как всегда проклятое самодержавие виновато,которое после ряв два флота за 10 лет отстроило...".

        Миль пардон, опять захрустела пресловутая "французская булка".

        "Проклятое самождержавие" так классно отстроило за 10 лет два флота, на иностранные займы - что всё закончилось крахом самого этого самодержавия и арестом царской семьи в феврале 1917 года. А надоедливые противные французы до сих пор требуют обратно у России свои денюжки, взятые царским режимом, мучали судами.

        https://www.forbes.ru/biznes/355819-franciya-ne-budet-trebovat-ot-rossii-eu30-mlrd-po-carskim-dolgam

        P.S. И чем же таким, особенным, отличился "отстроенный" батюшками-царями российский флот, например, в ПМВ? Взрывом линкора "Императрица Мария"?


        А чем отличился флот СССР и России?Взрывом линкора Новороссийск?Или Таллинским переходом?В том то и дело что закончилось все и для РИ и для СССР очень печально.А чем закончится для России неизвестно.
      2. 0
        3 марта 2023 19:11
        Цитата: Тимофей Чарута
        А надоедливые противные французы до сих пор требуют обратно у России свои денюжки, взятые царским режимом, мучали судами

        Зато как хорошо сейчас,никаких судов не надо
      3. +2
        3 марта 2023 20:32
        Кстати,эта картинка из гнусных британских газетенок XIX века, Йозеф ! я же говорю,ещё раз повторяю - столетия проходят,а ничего не меняется,старая заезжанная пластинка.
    3. Eug
      +1
      3 марта 2023 16:37
      Сталин и Черчилль "разменяли" Польшу и Грецию - по взаимным обязательствам не вмешиваться во внутреннюю политику. Англы, конечно же, безукоризненно эти обязательства "соблюдали"
      (если что - саркзЬм), а у СССР сначала не было возможностей, потом - желания вождей (боролись за власть), а за это время в Греции коммунистов и их поддерживающих основательно "отфильтровали" - как сейчас "пророссийцев" в Украине..
  8. +6
    3 марта 2023 15:40
    Как там гласит народная мудрость -
    Раз в году и грек правду скажет

    Или
    Мужика обманет цыган, цыгана - жыд, жида - армянин, армянина - грек, а грека обманет только чорт, да и то лишь Божьим попущением


    Так что вечно веселят наши "православные патриоты" и их сказочки про греческую любовь к русским и как благодарны они были бы за освобождение.
    Греки только себя любят, всю свою историю.

    Впрочем, для "патриотов" это обычное дело: облагодетельствованные им в рожу плюют, а они харчки размазывают, блаженно улыбаются да приговаривают "это их Запад совратил/испортил, они хорошие".
  9. Eug
    +1
    3 марта 2023 16:27
    Выход из проливов контролирует греческий порт Александрополис, несколько лет назад, по-моему, еще при Трампе, мелькала инфа, что США предлагали или купить, или взять этот порт ну в очень долгосрочную аренду (как и Гренландию). Потом все стихло. Так что контроль над проливами - только первый шаг к свободному выходу в Средиземное море. А ведь была возможность... (это я про Александра).
  10. 0
    3 марта 2023 18:33
    сашка первый ая скотина бездарь кес кесе кес кесе комар муху укусе парлеву ла франсе
  11. +2
    3 марта 2023 19:04
    Так Петербург упустил возможность добиться независимости Греции и получить прорусское Греческое государство на Балканском полуострове.
    С Болгарией не упустил. И толку?
  12. +2
    4 марта 2023 11:10
    По той же самой причине в 1814 году не сожгли дотла Париж и не наложили на Францию контрибуцию, чтобы лет 50 пришлось выплачивать.
    Типа, воевали не против Франции, а против узурпатора Наполеона, поддерживая законную династию Бурбонов.
    Интересы правителей практически всегда идут вразрез с интересами народа.
    1. 0
      4 марта 2023 20:55
      По той же самой причине в 1814 году не сожгли дотла Париж


      Ну такие были подписанные им условия капитуляции Парижа. Да и зачем жечь город, который хочешь занять?
      А еще на условия такие он согласился, потому что нужно было поскорее занять Париж. Наполеон спешил с армией к осажденному городу и был уже близко к Фонтенбло.

      не наложили на Францию контрибуцию


      Это было совместное решение союзников, а не одного Александра.
      Англия например по условиям мира вернула Франции практически все захваченные ранее у нее колонии при условии отмены рабства во французских колониях.
      А Александр взамен контрибуции зато забрал себе почти все герцогство Варшавское.
  13. 0
    4 марта 2023 20:24
    Кончилось это тем, что Греция в итоге получила независимость, но с подачи западных держав. Затем Греция стала дрейфовать в сторону Запада, сохраняя традиционные симпатии простого народа к русским, России.


    Автор, и что бы изменилось?
    Вспомните историю и отбросьте иллюзии.
    Вот Болгария освободилась от турок исключительно силой русского оружия и к чему это привело?
    1.Болгары звали русских "братушками"
    2.Болгария в обоих мировых войнах была против России
    3.Болгария сейчас член НАТО
  14. 0
    5 марта 2023 05:25
    The text fails to mention that the first prime minister of Greece was Ioannis Kapodistrias, former foreign minister of Russia. Capable and good organizer, he tried to create a modern state. He was assassinated in 1831 with the possible involvement of the Anglo-French. It is worth mentioning that the British had already financed two civil wars, in 1823 and 1825.
  15. 0
    14 апреля 2023 22:54
    Ерунда, болгар освободили и они же против нас в пмв воевали вместе с Турцией. Константинополь нереально было удержать, арабы те или другие его точно захватили бы .