Финская зенитная артиллерия в послевоенные годы

39
Финская зенитная артиллерия в послевоенные годы

В первые послевоенные годы основой финской противовоздушной обороны являлись 20-мм, 40-мм и 88-мм зенитные орудия, произведённые в конце 1930-х – начале 1940-х годов. Значительная часть этих зениток служила 30–40 лет, и последние орудия эпохи Второй мировой были списаны в 1980-е годы.

В конце 1950-х на вооружение поступили 35-мм зенитные автоматы швейцарского производства с радиолокационным наведением. В 1960-е годы финская зенитная артиллерия была усилена советскими 57-мм самоходными и буксируемыми установками. В 1970-е Финляндия закупила крупную партию 23-мм спаренных зениток. В конце 1980-х, начале 1990-х поступали башенные модули с 35-мм орудиями для зенитных самоходных установок, которые монтировали на шасси танков Т-55АМ. Начиная с 2015 года эти зенитные модули устанавливают на базу Leopard 2A4.



После окончания Второй мировой войны на вооружении войск ПВО Финляндии сохранились 88-мм немецкие зенитные орудия Flak 37, 40-мм шведские Bofors L 60 и 20-мм автоматы нескольких типов, собственного и иностранного производства.

Зенитная артиллерия эпохи Второй мировой


88-мм орудия Flak 37 поставлялись в двух вариантах, первая партия включала в себя 18 зениток на колёсном лафете, ещё 72 пушки, полученные в июне 1944 года, предназначались для монтажа на стационарных бетонированных основаниях. В Финляндии эти зенитки получили местное обозначение 88 ItK/37.


Зенитное орудие 88 ItK/37 в музее войск ПВО в Туусула

В отличие от более ранних моделей Acht-Komma-Аcht Zentimeter, орудия Flak 37 были оборудованы системой автоматической наводки Ubertransunger 37, по данным, передаваемым по кабелю с аппаратуры управления огнём зенитной батареи. Благодаря этому увеличились скорость и точность наводки. Одновременно с первой партией Flak 37 немцы предоставили радары управления огнём FuMG 62 Wurtzberg 39, которые, помимо корректировки, могли использоваться для обнаружения воздушных целей в заданном секторе.

Массовое производство зенитного орудия 8,8 сm Flak 37 началось в 1939 году. Внешне от 8,8 cm Flak 36 эта модель почти не отличалась. От более ранних моделей Flak 18 и Flak 36 орудие Flak 37 разнилось конструкцией лафета и технологией изготовления ствола, разработанного фирмой Rheinmetall. Модернизация также коснулась системы наведения орудий. Зенитки Flak 37 были оборудованы системой автоматической наводки Ubertransunger 37 по данным, передаваемым по кабелю с аппаратуры управления огнём батареи. 88-мм зенитные орудия данной модификации первыми получили возможность сопряжения с РЛС управления огнём.

Максимальная дальность стрельбы по воздушным целям составляла 14 800 м. Масса орудия в боевом положении – 5 000 кг. Скорострельность – до 20 выстр./мин. Осколочный снаряд массой 9 кг мог поражать цели на высоте до 10 600 м.

В отличие от немецкой армии, финские 88-мм зенитки никогда не использовались в противотанковой обороне. Высокие боевые характеристики зенитных пушек немецкого производства позволили им долго оставаться на вооружении. Служба орудий 88 ItK/37 в финской ПВО продолжалась до 1967 года, после чего их распределили по частям береговой обороны, где они находились до начала 1990-х.

Во второй половине 1930-х буксируемые и морские 40-мм зенитки фирмы Bofors пользовались популярностью у иностранных заказчиков. В Европе их закупили или получили лицензию на производство: Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Финляндия, Франция и Югославия. 40-мм «Бофорс» являлся одним из лучших зенитных автоматов периода Второй мировой, что предопределило значительные объёмы его выпуска и активное использование противоборствующими сторонами.

В годы Второй мировой войны в финских подразделениях ПВО имелось несколько сотен 40-мм зенитных автоматов Bofors L60, закупленных в Швеции, Венгрии и Германии (захваченные немцами в Дании, Норвегии и Польше). Кроме того, около 300 «Бофорсов» произвели на финских предприятиях. В Финляндии 40-мм зенитный автомат получил обозначение 40 ITK/35-39 Bofors.


40-мм орудие 40 ITK/35-39 Bofors на огневой позиции

Артиллерийская часть была смонтирована на двухосной буксируемой повозке, которая при переводе в боевое положение вывешивалась на домкратах. В случае острой необходимости стрельбу можно было вести прямо с колес, без дополнительных процедур, но с меньшей точностью. Масса зенитной установки в боевом положении – около 2 400 кг. Темп стрельбы: от 120 до 140 выстр./мин. Боевая скорострельность – около 60 выстр./мин. Расчёт: 5–6 человек. Заряжание зенитной установки производилось из вертикально вставляемой обоймы на 4 патрона.

Основным считался осколочно-трассирующий 900 г снаряд, снаряженный 60 г тротила, покидавший ствол со скоростью 850 м/с. Сплошной бронебойно-трассирующий снаряд массой 890 г, с начальной скоростью 870 м/с, на дистанции 500 м мог пробить 50-мм броню. По дальности эффективного выстрела и массе снаряда зенитная установка Bofors L60 немного превосходила немецкие и советские 37-мм автоматы 3,7 сm Flak 36 и 61-К, имела близкую с ними боевую скорострельность, но была тяжелей.

Значительная часть финских 40-мм зенитных автоматов оснащалась приборами автоматизированной наводки, данные на которые поступали по кабелю с оптических дальномеров.

В Финляндию также было поставлено 6 шведских ЗСУ Landsverk II. Лёгкие зенитные танки массой 9,5 тонны, защищенные бронёй 6–20 мм, были вооружены одним 40-мм орудием Bofors L60. Эти машины состояли на вооружении до 1966 года.


ЗСУ Landsverk II

В 1959 году часть 40-мм буксируемых зениток оснастили гидравлическими приводами, связанными кабелями с централизованной аппаратурой наведения. Для автономного энергоснабжения каждый зенитный автомат имел бензоэлектрический агрегат. После модернизации финские «Бофорсы» получили обозначение 40 Itk 36/59.


РЛС Thomson-Houston Mark VII

Для выработки данных о воздушных целях в Великобритании закупили 6 РЛС управления огнём Thomson-Houston Mark VII и станции орудийной наводки Command 43/50R. Зенитные батареи с модернизированными Bofors L60 были выведены их боевого состава в конце 1990-х.

В первое послевоенное десятилетие в финских зенитных подразделениях и на складах имелось несколько сотен 20-мм зенитных автоматов датского, итальянского и собственного производства.

В годы Второй мировой финны приобрели 362 зенитные установки, произведенные на заводе Madsen. Для датских зениток в Финляндии был налажен выпуск боеприпасов размерности 20х120 мм.


Финский 20-мм зенитный автомат 20 IT/39М (Madsen) на огневой позиции

Питание автомата 20 ITK/39М осуществлялось из 40 или 60-зарядных барабанных магазинов. Практическая скорострельность: 200–250 выстр./мин. Дальность эффективного огня – до 1 500 метров.

До начала 1980-х на хранении находились автоматы 20 ItK/35 Breda (итальянские 20-мм Canon mitrailleur Breda de 20/65 mod. 35) под патрон 20х138В. Партия этих орудий численностью 88 единиц поступила летом 1940 года.


Финский расчёт перекатывает 20-мм зенитный автомат 20 ItK/35 Breda

Благодаря мощному боеприпасу 20-мм зенитный автомат 20 ItK/35 Breda имел прекрасную баллистику и высокую для такого калибра бронепробиваемость. Снаряд с начальной скоростью 850 м/с на дистанции 200 метров по нормали пробивал броню толщиной 26 мм. Питание осуществлялось из жестких обойм на 12 выстрелов, которые можно было стыковать между собой. При массе в боевом положении 330 кг и темпе стрельбы 550 выстр./мин, зенитка могла бороться с воздушными целями на дальности до 2 200 метров.

Помимо закупки зениток за рубежом, в годы Второй мировой в Финляндии велись работы по созданию собственных образцов. Так, на базе противотанкового ружья L-39 конструктором Аймо Лахти была создана двуствольная 20-мм зенитка 20 ItK/40 VKT. В этом оружии использовались снаряды 20х138В, такие же, как в немецких и итальянских автоматах.


Спаренная 20-мм зенитная установка 20 ItK/40 VKT в музейной экспозиции

Установка получилась тяжелой, её вес в боевом положении составлял 652 кг. Суммарный темп стрельбы двух стволов достигал 700 выстр./мин. Боепитание происходило из коробчатых магазинов ёмкостью 20 выстрелов. Транспортировка спаренного автомата осуществлялась на двухколёсном прицепе. Ввиду небольшого дорожного прицепа и не слишком прочной конструкции, буксировка могла осуществляться только по хорошим дорогам и на скорости не более 30 км/ч.

Всего финская промышленность выпустила немногим более двух сотен 20 ItK/40 VKT. Несмотря на некоторые недостатки, зенитная установка 20 ItK/40 VKT нравилась финским военным и оставалась на вооружении до середины 1970-х годов.

Послевоенная зенитная артиллерия


В 1958 году в Швейцарии были закуплены шестнадцать 35-мм спаренных зенитных установок GDF-001 и РЛС управления огнём Superfledermaus. Установки, получившие местное обозначение 35 ItK 58, проходили регулярный ремонт и модернизацию. Сейчас это оружие в финской армии известно как 35 ItK 88.


35-мм зенитная установка 35 ItK 88 ведёт огонь

Зенитная установка 35 ItK 88 считается вполне эффективным и современным оружием. Огонь ведётся 35-мм снарядом массой 535–750 г с начальной скоростью 1 050–1 175 м/с, что позволяет обстреливать цели, летящие на высоте до 4 000 метров. Установка 35 ItK 88 обладает очень хорошей для такого калибра скорострельностью – 550 выстр./мин. Масса орудия в боевом положении достаточно велика – 6 700 кг, что требует для буксировки полноприводного трёхосного тягача, грузоподъёмностью не менее 5 тонн.

Значительный вес установки связан с её высокой степенью автоматизации и объясняется наличием многочисленных гидравлических и электрических приводов и исполнительных механизмов, функционирующих по командам с центрального пульта управления без участия расчётов. В состав зенитной батареи 35-мм орудий введёна автономная оптоэлектронная прицельная система с лазерным дальномером, перезарядка запасных коробок и досылание снаряда в ствол происходит автоматически, при этом присутствие расчётов на огневой позиции не обязательно. Боекомплект ранних моделей составлял 112 снарядов, готовых к применению. На поздних модификациях, благодаря применению системы автоматической перезарядки, его удалось довести до 280 снарядов.

В 1960-е годы между СССР и Финляндией началось активное военно-техническое сотрудничество. В 1961 году финская армия получила 12 советских зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 на шасси среднего танка Т-54, которые под обозначением ItPsv SU-57 служили более 30 лет. В начале 1990-х их вывели на хранение, где 57-мм зенитные самоходки находились до 2006 года.


ЗСУ ItPsv SU-57

Эффективность огня самоходных установок ЗСУ-57-2, оснащенных очень простыми прицельными приспособлениями, была ниже, чем у зениток, снабженных станциями орудийной наводки и радарами управления зенитным огнём. В связи с этим в 1980-е годы в Финляндии была предпринята попытка модернизации ItPsv SU-57 путем установки РЛС и внедрения снарядов с программируемым подрывом. Однако в связи с высокой сложностью и снижением военной угрозы эта тема так и не была реализована.

В 1975 году Финляндия закупила двенадцать 57-мм зенитных орудий АЗП-57 (С-60) и 3 радиолокационно-приборных комплекса РПК-1 «Ваза» на шасси «Урал-375». Аппаратура РПК-1 обеспечивала автосопровождение цели по угловым координатам и по дальности и могла вести самостоятельный ручной круговой или секторный поиск цели на дальности до 50 км. РЛС сопрягалась с телевизионно-оптическим визиром, что давало возможность взятия на сопровождения быстро перемещающихся воздушных целей.


Зенитное орудие АЗП-57 и РПК-1 «Ваза» в Музее ПВО в Туусула

57-мм зенитные орудия имели эффективную дальность стрельбы до 6 000 метров и скорострельность 100–120 выстр./мин, оснащались комплектом следящих приводов ЭСП-57 для наведения по азимуту и углу возвышения по данным РПК-1.

Принятие на вооружение зениток С-60 позволило вывести из состава сил противовоздушной обороны 88-мм орудия немецкого производства. Советскими 57-мм автоматами был вооружен зенитный дивизион, дислоцированный в Турку на юго-западе страны. Эксплуатация С-60 продолжалась до 2000 года.

В 1970-е годы Финляндия приобрела 400 23-мм спаренных буксируемых зенитных установок ЗУ-23. В финской армии они получили обозначение 23 Itк 61 и быстро вытеснили старые 20-мм автоматы. Благодаря хорошим служебно-эксплуатационным характеристикам, 23-мм установки пользуются популярностью у финских военных.


В боевом положении установка ЗУ-23 весит около тонны. Суммарный темп стрельбы – около 1 800 выстр./мин. Дальность по воздушным целям – до 2 500 м, досягаемость по высоте – до 2 000 м. Бронебойный зажигательно-трассирующий снаряд массой 190 г имеет начальную скорость 970 м/с и на дистанции 1 000 м по нормали способен пробить 20-мм стальную броню. Осколочный фугасно-зажигательный снаряд весит 188,5 г и содержит 18,5 г взрывчатки.


Как и в других странах, где на вооружении имелись ЗУ-23, в Финляндии их часто устанавливали на грузовые автомобили. Такие машины могут использоваться как для защиты от воздушного противника при сопровождении транспортных колонн, так и для стрельбы по легкобронированным целям и живой силе.

В конце 1990-х часть финских 23-мм зенитных установок была модернизирована. Они получили баллистический процессор, тепловизоры и лазерный дальномер. Это позволило увеличить эффективность более чем в два раза. После модернизации 23 Itк 61 стали именоваться 23 ItK 95.


Модернизированная 23-мм зенитная установка 23 ItK 95

Согласно данным Military Balance, в войсках имелось 50 модернизированных зениток. Общая их численность, с учётом находящихся на хранении, может достигать 300 единиц. Осенью прошлого года стало известно, что Финляндия передала часть своих 23-мм зенитных установок Украине.

В середине 1980-х в связи с устареванием зенитных танков ItPsv SU-57 и провалом программы их модернизации, командование финской армии стало искать им замену. В итоге вместо самоходной зенитной установки, вооруженной двумя 57-мм автоматами с обойменным заряжанием, в которой данные о параметрах цели вводились вручную и определялись визуально, на вооружение приняли ЗСУ ItPsv 90 (Ilmatorjuntapanssarivaunu 90 – зенитный танк образца 1990 года) с двумя 35-мм пушками Oerlikon и автоматизированной системой управления огнем. Ввиду высокой эффективности стрельбы в войсках эта машина получила наименование Marksman.


ЗСУ ItPsv 90

Боекомплект составляет 460 осколочных и 40 бронебойных подкалиберных снарядов с бронепробиваемостью до 80 мм на дистанции 300 м. Максимальная дальность стрельбы по воздушным целям – 4 000 м. Потолок – 3 000 м. Эффективная дальность по целям, летящим со скоростью до 400 м/с – 2 500 м. Два 35-мм автомата делают 18 выстрелов в секунду.


Согласно рекламным данным, истребитель, летящий со скоростью 1 200 км/ч на высоте 1 500 м, при пролёте зоны поражения уничтожается с вероятностью около 50 %. Согласно экспертным оценкам, финская ЗСУ ItPsv 90 по своим возможностям близка к немецкой Gepard A2.

На момент создания башенный зенитный модуль, разработанный британской компанией Marconi Radar and Control Systems совместно с Oerlikon Contraves, был оснащён весьма совершенным СУО, состоящим из комбинированной РЛС обнаружения и сопровождения целей Marconi 400, двух гиростабилизированных оптоэлектронных прицелов с лазерным дальномером Sagem VS 580-VISAA. Комбинированный радар, работающий в Х и J-диапазонах, способен обнаруживать маловысотные воздушные цели на дальности 12 км и брать их на сопровождение с 10 км. Также в распоряжении экипажа из трёх человек имелась инерциальная навигационная система SIFM.

Особенностью зенитного башенного модуля является возможность его установки на любое подходящее по грузоподъёмности гусеничное шасси. В Финляндии для этого использовались Т-55АМ польского производства. В период с 1988 по 1991 год было получено 10 зенитных башен.


По сравнению с базовым танком ЗСУ ItPsv 90 стала тяжелей. Масса машины в боевом положении достигает 41 т. Дизельный двигатель мощностью 620 л. с. обеспечивает скорость по шоссе до 48 км/ч. Запас хода – до 480 км.

После 20 лет службы стало ясно, что базовое шасси зенитных танков ItPsv 90 устарело, а башенные модули требуют ремонта. В 2010 году рассматривалась возможность проведения капитального ремонта и модернизации системы управления огнем, но по финансовым соображениям от этого отказались, после чего все машины были переданы на хранение.

Однако после роста международной напряженности к идее модернизации зенитных самоходок вернулись. В 2015 году финский военный журнал Panssari опубликовал фотографию модернизированного варианта ЗСУ на шасси танка Leopard 2A4.


ЗСУ Marksman на шасси Leopard 2A4 в боевом положении весит 49 т. По шоссе эта машина способна разогнаться до 72 км/ч. Запас хода – до 550 км. Согласно справочным данным, в настоящее время на шасси Leopard 2A4 установлено семь зенитных башен. Информации о том, производилось ли улучшение аппаратной части прицельно-навигационного комплекса зенитных модулей, в открытых источниках найти не удалось.

Продолжение следует...

Статьи из этой серии:
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    7 марта 2023 04:51
    Отличная статья, скучал по вашим работам. Привет от Петропавловска-Камчатского )
    1. +8
      7 марта 2023 06:09
      Цитата: IImonolitII
      Отличная статья, скучал по вашим работам. Привет от Петропавловска-Камчатского )

      Спасибо за добрые слова! drinks
      Живу от Вас относительно недалеко. Пару лет назад решали с женой куда поехать в отпуск, на Камчатку или Курилы. Выбрали острова, но планы побывать на Камчатке имеются.
      1. +8
        7 марта 2023 06:47
        Живу от Вас относительно недалеко.
        На Дальнем Востоке все "недалеко", 1000 км - не крюк!)))
        Привет, Сергей!
        1. +8
          7 марта 2023 13:08
          Цитата: 3x3zsave
          Живу от Вас относительно недалеко.
          На Дальнем Востоке все "недалеко", 1000 км - не крюк!)))
          Привет, Сергей!

          Привет, Антон!
          Всё относительно, в зависимости от погоды и загруженности дорог от Комсомольска до Владивостока (1200 км) можно доехать за 16-18 часов. Но состояние дорожного покрытия в Хабаровском и Приморском крае разное. Наиболее удручающее состояние производит трасса Комсомольск=Хабаровск, которую до сих пор восстанавливают после наводнения 2013 года. Путь в Де-Кастри (400 км от Комсомольска) занимает 7 часов на внедорожнике, и это не самая плохая дорога.
          Что касается Камчатки, то туда сухопутных путей нет. Только морем или по воздуху.
          Что касается Камчатки
        2. +4
          7 марта 2023 20:18
          Размечтался и развспоминался. Жду лета. И надеюсь на дорогу на Восток. Хоть определенности никакой нет.
          1. +4
            7 марта 2023 23:29
            Размечтался и развспоминался. Жду лета. И надеюсь на дорогу на Восток. Хоть определенности никакой нет.

            Знаешь, а мы с моей сегодня подумали о том, чтобы снова в Полоцк и в Витебск съездить, как в прошлом году... what Хорошее путешествие. good Ну, у тебя, понятно - работа... request drinks
            1. +3
              7 марта 2023 23:45
              Хорошо, когда история переплетается с географией.
              А что касается истории - каждый из нас ещё тот историк.

              Девка была пьяная, толстая и
              беспутно-красивая. Она все время шептала ему: "О вас, математиках, говорят как о сухарях! Ложь! В любви я Эйнштейн! Я хочу быть с вами, седой красавец!"
              1. 0
                8 марта 2023 21:24
                Хорошо, когда история переплетается с географией.

                У нас это любимое направление - через Лугу, в сторону Белоруссии. Также Старая Русса и Новгород. А вот направление на Москву знаю слабо. В 2012-м почти доехал до Клина (свернул на Переяславль-Залесский), в начале сентября прошлого года доехал до Бологое. Там дороги... Молчу! sad
        3. +4
          8 марта 2023 00:24
          Антон, здравствуйте!
          Цитата: 3x3zsave
          На Дальнем Востоке все "недалеко", 1000 км - не крюк!)))

          На самом деле дорги на Дальнем Востоке откровенно удручают! sad
          Севернее Комсомольска, вдоль БАМа это не дороги, а направления, по которым не всегда можно проехать даже на джипе.
          Что касается путеществий, то я очень благадарна вам за совет посетить Выборг. Замок, парк Монрепо, да и сам городишко мне очень понравились, и это было одно из самых ярких впечатлений в ваших краях.
      2. +5
        7 марта 2023 09:26
        Цитата: Bongo
        40 ITK/35-39 Bofors
        Заряжание зенитной установки производилось из вертикально вставляемой обоймы на 4 патрона

        Патроны или снаряды?
        1. +8
          7 марта 2023 13:12
          Миша, это вопрос терминологии. В общепринятом понимании снаряд - это предмет предназначенный для поражения противника. Этим термином иногда называют пулю для стрелкового оружия. Что касается артиллерийского унитарного боеприпаса в сборе, то вполне применимы термины выстрел или патрон.
          1. +6
            7 марта 2023 14:10
            Цитата: Bongo
            применимы термины выстрел или патрон.

            Спасибо за пояснение
            1. +2
              7 марта 2023 23:26
              Спасибо за пояснение

              Супругу Вашу, Михаил, поздравляю с наступающим Праздником! Счастья Вам!
      3. +3
        7 марта 2023 19:42
        Спасибо за добрые слова!

        Сергей, спасибо за очередной подробный исторически-технический обзор!
        В Финляндию также было поставлено 6 шведских ЗСУ Landsverk II. Лёгкие зенитные танки массой 9,5 тонны, защищенные бронёй 6–20 мм, были вооружены одним 40-мм орудием Bofors L60. Эти машины состояли на вооружении до 1966 года.

        На базе первого, предыдущего поколения, "Ландсверк Анти", поставленного в Венгрию, там была создана одна из лучших самоходок ПВО времен ВМВ - "Нимрод".
        Получается, сам проект в Швеции не получил продолжения, а в Венгрии (первое поколение) и в Финляндии (второе) - имел успех! what
        Завтра Восьмое Марта. Прошу поздравить от меня Ольгу. love Счастья Вам! drinks
        1. +3
          8 марта 2023 00:03
          Цитата: Пане Коханку
          Прошу поздравить от меня Ольгу. Счастья Вам!

          Николай, спасибо за поздравления! smile
          1. +1
            8 марта 2023 21:28
            Николай, спасибо за поздравления!

            Ольга, целенаправленно рад был поздравить! love Счастья Вам и Сергею!
            посетить Выборг. Замок, парк Монрепо

            Вы побывали в уникальных местах. В единственном в России средневековом "европейском" замке, и в единственном скальном парке на территории Ленобласти. Сейчас еще развивают Рускеалу - это к северу от Ленинграда, за Приозерском. Там тоже скальный ландшафт.
            Еще раз - сердечно, с Праздником! love
  2. +8
    7 марта 2023 05:09
    Интересно, что финны долго держались за 20-мм зенитки датского, итальянского и собственного производства, отказавшись после окончания войны от очень неплохих немецких .
    Что касается самой публикации, то она как всегда на уровне! good
    1. +5
      7 марта 2023 13:16
      Как всегда появляется предвзятость. Зенитная установка Breda считается одной из лучших своих лет. Я понимаю, что в России все немецкое считается лучше. Но самое смешное, что в немецкой машине около 60 процентов сделано в Италии. laughing
      https://it.motor1.com/news/408998/quanta-italia-auto-tedesca-fornitori-componenti/
  3. +11
    7 марта 2023 09:39
    Доброе утро, Сергей! smile
    Ты, как всегда, спасаешь от тоскливой безнадёги своими прекрасными статьями.
    Мало того, что всё было интересно, так ещё и весьма позабавил гибрид нашей "Полстачетвёрки" с башенным модулем Зрликона, нет предела изобретательности. wink


    Привет и наилучшие пожелания Ольге! love
    1. +6
      7 марта 2023 13:20
      Цитата: Морской Кот
      Доброе утро, Сергей!

      Костя, здравствуй!
      Цитата: Морской Кот
      Привет и наилучшие пожелания Ольге!

      Спасибо! Она передаёт тебе привет! И отделенное спасибо за картинки в тему!

      Цитата: Морской Кот
      Ты, как всегда, спасаешь от тоскливой безнадёги своими прекрасными статьями.

      Это не я такой хороший, это другие авторы стараются для невзыскательного читателя. Мне недавно прилетело за раз 3 предупреждения, за то, что я позволил себе критически отозваться о технической безграмотности, а так же "поздно мало бесполезно" других авторов. fellow
      Цитата: Морской Кот
      Мало того, что всё было интересно, так ещё и весьма позабавил гибрид нашей "Полстачетвёрки" с башенным модулем Зрликона, нет предела изобретательности.

      На наше счастье таких весьма удачных на мой неискушенный взгляд машин у финнов не много, иначе, с большой долей вероятности они воевали бы против ВКС РФ.
      1. +6
        7 марта 2023 13:42
        У меня девять предупреждений, правда кое=что и за дело, вот и стараюсь язык не распускать. smile
        На наше счастье таких весьма удачных на мой неискушенный взгляд машин у финнов не много, иначе, с большой долей вероятности они воевали бы против ВКС РФ.

        Да наверняка они всех "старичков" сбросят на Украину, как и все прочие поступают. negative
        1. +5
          7 марта 2023 20:15
          Говорят, что у предупреждений есть «срок годности». А те, кто опытен имеют шанс лучшие нары занять.

          Статью прочёл с утра. Очень понравилось.
          Но в этих вопросах ничего вразумительного не скажу.
      2. +1
        9 марта 2023 02:40
        hi
        Это не я такой хороший, это другие авторы стараются для невзыскательного читателя.

        Вы очень хороший автор! yes

        Кстати, те самые РБС70, которые обсуждали в комментариях к вашей статье "Переносные зенитные ракетные комплексы в вооруженных силах Украины", похоже, появились в ВСУ.

        На дружественном Лостарморе выложили фото, оно гуглится по поиску "Шведский ПЗРК RBS-70 на вооружении недавно сформированной 88-й отдельной механизированной бригады ВСУ."

        ИМХО, на фото уже пустой контейнер РБС70 на установке и один субъект в форме военного образца с патчем "флаг Украины". Где-то в равнинной местности (без видимой грязи) и в холоде сделано фото, ориентиров/привязок на местности нет. Есть еще патч подразделения вроде бы (и "группа крови" и "ЗСУ"), но ВСУшные патчи - темный лес...

        ИМХО, субъект на фото стоит свободно и без оружия/СИБЗ, но в форме (чистой) и в защитных наушниках; вокруг ни людей, ни техники, ни строений, только небольшие ямы в земле, похожие на укрытия - фото скорее всего сделано на полигоне и не факт, что в Украине (возможно, вообще в Швеции).
        1. +1
          9 марта 2023 07:41
          Цитата: Wildcat
          Вы очень хороший автор!

          Мне похвала вменяемого и грамотного читателя безусловно приятна, но дело не в том, кто насколько плох или хорош, а в том какими мотивами кто руководствуется. Я бы тоже мог ради заработка писать откровенную билеберду набирающую много просмотров, но у меня есть самоуважение и я дорожу своей репутацией. Кроме того, мы с женой не бедствуем, у меня неплохая по местным меркам зарплата, а у Оли свой магазин телевизионного и спутникового оборудования. Более того, Оля ежемесячно жертвует 10-15 тыс. руб. приютам для животных, кормит, лечит, стерилизует и пристраивает в хорошие руки бездомышей. А для ряда других авторов Военного обозрения, "писательство" - это заработок. Когда у человека нет особых знаний и принципов он ради гонорара готов писать любую чушь.
          Цитата: Wildcat
          Кстати, те самые РБС70, которые обсуждали в комментариях к вашей статье "Переносные зенитные ракетные комплексы в вооруженных силах Украины", похоже, появились в ВСУ.

          Спасибо! Я знаю! yes
    2. +4
      8 марта 2023 00:05
      Цитата: Морской Кот
      Привет и наилучшие пожелания Ольге!

      Константин, благодарю за цветочек! Рада, что вы вернулись!
  4. +6
    7 марта 2023 10:19
    hi
    Как всегда, интересная статья!

    Немного видео финских зенитчиков.
    Что интересно - чаще в цель все же ракеты request попадают. fellow

    https://youtu.be/HkBig52XfAs


    https://youtu.be/luWZLbvDjLo


    https://youtu.be/rJStcfB6xE8?t=73

    Немного олдскула:

    https://youtu.be/aQ_X8NlQUhU
    1. +6
      7 марта 2023 10:30
      Привет, Котище! fellow
      Олдскул не прошел -- ошибка. request
      1. +6
        7 марта 2023 11:59
        hi
        Приветствую!
        Что-то не вставляется олдскул...
        Можно по прямой ссылке перейти:
        https://youtu.be/aQ_X8NlQUhU
        1. +6
          7 марта 2023 12:11
          Ага, посмотрел. Интересно, а что там за бутылки в корзине? Бидончик-то уже пуст. laughing drinks
          1. +5
            7 марта 2023 17:05
            Спирт там, ИМХО, чтобы нежные детали прицела на морозе протирать! ...дыхнул на прицел, потом протер... drinks кисленькой клюквой закусил, красота... feel
            1. +5
              7 марта 2023 18:47
              кисленькой клюквой закусил, красота...


              Живут же люди... wink drinks
  5. +7
    7 марта 2023 13:09
    Это статьи, которые заставляют меня любить этот сайт. Спасибо Автору. hi
    1. +5
      7 марта 2023 13:44
      К сожалению, таких авторов, как Сергей, по пальцам одной руки пересчитать можно, но благодаря им сайт и живёт. smile
      1. +2
        7 марта 2023 15:30
        Цитата: Морской Кот
        по пальцам одной руки пересчитать можно,

        Если у вас остался один палец, карьера токаря не для вас.
        Цитата: Морской Кот
        благодаря им сайт и живёт

        Нет.

        Несколько лет назад администраторы вдруг написали ликбез по этому поводу. Сайт живёт просмотрами, а просмотры даёт в основном раздел новости. И это люди без учётной записи. Тусовка постоянных читателей, которые ценят работы Сергея, пренебрежимо мала относительно общего объема трафика.
        1. +5
          7 марта 2023 16:41
          Согласен, но грустно, сколько пустых устриц приходится открывать, чтобы найти настоящие жемчужины.
        2. +5
          7 марта 2023 16:54
          ... карьера токаря не для вас.


          А оно мне надо, эта карьера... laughing

  6. -1
    7 марта 2023 16:00
    Тернист был путь финской ПВО
    Финские силы обороны предприняли шаги по созданию сети коротковолновых радиостанций еще в 1920-х годах. Разработка была сосредоточена исключительно на радиосистемах, что не оставляло места для исследований в области радиолокационных технологий…
    Луккаринен и Пернаа писали:
    возможности национального воздушного наблюдения неоднократно обсуждались после подписания Финно-советского пакта о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Главнокомандующий военно-воздушными силами несколько раз подчеркивал верховному командованию, что полеты над воздушным пространством Финляндии возможны, и указывал, что Советский Союз может отреагировать на них тем или иным образом. Отношения между Востоком и Западом стали еще более напряженными после начала Корейской войны летом 1950 года, и использование воздушного пространства Финляндии для перелетов становилось все более вероятным - это, в свою очередь, могло привести к тому, что Советский Союз потребует разрешения на размещение своих подразделений воздушного наблюдения на территории Финляндии из’за неспособности финнов осуществлять контроль над своим воздушным пространством.

    Разработке радаров препятствовала нехватка комплектующих. Микроволновые трубки даже контрабандой ввозились в Финляндию из Соединенных Штатов через свободный порт Копенгаген, Дания.
    Сбитый американский самолет-разведчик U-2 в советском воздушном пространстве в мае 1960 года оказал влияние на российско-американские отношения. Карта полётного задания, извлеченная из обломков, показывала запланированный маршрут самолета через воздушное пространство Финляндии в Норвегию. Этот выбор маршрута показал, что возможности Финляндии осуществлять наблюдение за ее воздушным пространством на большой высоте не соответствовали требованиям, соответствующим национальной политике безопасности.
    ————
    в 1958 году было закуплено десять радаров AN/TPS-1E (финское обозначение TEPSU) конструкции Lockheed (США), которые были изготовлены S.p.A. Microlambda (нынешняя S.p.A. Selenia) из Италии.
    На прямую американцы запрещали продавать, извернулись через итальянцев.
    1. +2
      7 марта 2023 18:30
      конструкции Lockheed (США).

      Разрабатывала этот радар фирма Bell Telephone Laboratories. В Европе по лицензии производились фирмой Microlambda, сегодня, после ряда объединений - в составе Leonardo SpA.
  7. -1
    8 марта 2023 19:24
    Спасибо. Увлекательная статья.
    Теперь, финнам осталась одна дорога- закупать только НАТОвскую технику. У гегемона на поводке не забалуешь.