Антикризисный истребитель

Антикризисный истребитель
Результаты работы отечественной авиационной промышленности в последние полтора десятка лет свидетельствуют, чтонаиболее успешным российским продуктом на рынке боевой авиации стали самолеты семейства Су-30МК. После начала поставок первых машин в Китай в 2000 г., уже отправлено заказчикам и готовится к отправке в 2009 г. 269 истребителей семейства. Для сравнения, с 1992 по 2007гг. Россия поставила зарубежным заказчикам 437 новых боевых самолетов, при этом 256 из них – в период 2001-2007 гг.

Однако, несмотря на успех семейства Су-30МК на мировом рынке, не далеко уже то время, когда спрос на машины 4-го поколения начнет падать. Но им уже подготовлена замена в лице «переходного» Су-35, который должен занять экспортную нишу компании «Сухой» до появления на рынке самолета пятого поколения, которое запланировано на первую половину следующего десятилетия. По оценке экспертов, появление Су-35 позволит поддерживать конкурентоспособность российских тяжелых истребителей в течение ближайших 10-15 лет.

Родоначальником семейства стал истребитель, созданный по контракту с Индией. История этой машины весьма примечательна, многое аспекты создания Су-30МКИ характеризуются словом «впервые».


Антикризисный истребитель

Су-30МКИ

А началось все зимой 1991 г. на выставке Aero India, где представители ВВС Индии проявили интерес к Су-27. Тремя годами позже, в 1994-м, начался активный переговорный процесс, в ходе которого обе стороны в сотрудничестве формировали будущее лицо нового истребителя. К тому времени в Дели четко сформулировали свои требования: ВВС страны должны получить многофункциональный истребитель, имеющий наилучшие в мире характеристики среди самолетов 4-го поколения, обладающий способностью к дальнейшему повышению его боевой эффективности силами индийских ученых и специалистов. Одновременно было выставлено требование о развертывании лицензионного производства в Индии основного количества самолетов, необходимого для ВВС.

Российские предприятия предложили свои самые современные изделия, такие, как радар с фазированной антенной решеткой РЛСУ-30МК разработки НИИП им. В.В. Тихомирова, оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-30МК разработки ОАО «ФНПЦ «РПКБ» с оптико-локационной станцией 46Ш1, центральным вычислителем БЦВМ-486, модернизированный двигатель АЛ-31ФП с поворотным реактивным соплом разработки ОАО «А. Люлька-Сатурн», систему РЭП разработки КНИРТИ.

Вместе с тем, по замыслу ВВС Индии, новый истребитель должен был иметь оборудование, которое на тот момент в России не выпускалось. Поэтому в БРЭО было предложено внедрить системы французского, израильского и индийского производства. Речь, в частности, идет об инерциальной навигационной системе на лазерных гироскопах с системой спутниковой навигации GPS, многофункциональных жидкокристаллических индикаторах, тепловизоре. И руководство «ОКБ Сухого» взяло на себя риск впервые в истории отечественной боевой авиации провести НИОКР в интересах зарубежного государства с непосредственным участием его специалистов, а также при участии фирм третьих стран. Таким образом, многоцелевой двухместный истребитель Су-30МКИ стал первым российским боевым самолетом с открытой архитектурой авионики.

В результате кропотливой работы коллектива «ОКБ Сухого» появился на свет наиболее успешный на сегодняшний день российский серийный истребитель.Среди отличительных особенностей конструкции Су-30МКИ необходимо отметить впервые в мире установленные на серийном самолете двигатели с управляемым вектором тяги и систему дистанционного управления, которые включены в единый контур управления, обеспечивший истребителю реализацию режимов сверхманевренности. Су-30МКИ стал первым в мире серийным самолетом, на котором установлена РЛС с поворотной ФАР («Барс» разработки НИИП имени В.В. Тихомирова). Кроме того, самолет оснастили новыми катапультными креслами К-36Д-3,5 и рядом других новых систем отечественной разработки. В номенклатуру авиационных средств поражения Су-30МКИ включены управляемые ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, класса «воздух-земля» Х-29Л/Т/ТЕ, Х-31 А/П, Х-59М, управляемые бомбы КАБ-500 и КАБ-1500.

На прошедшем недавно авиасалоне в индийском городе Бангалоре программа Су-30МКИ была признана лучшей программой военно-технического сотрудничества Индии с иностранными государствами в сфере боевой авиации. Генеральному директору ОАО «Компания «Сухой» Михаилу Погосяну был вручен приз, присужденный «ОКБ Сухого» за разработку Су-30МКИ.

Помимо Индии данный истребитель в последние годы стал поставляться и в другие страны. Партия самолетов в варианте Су-30МКМ принята на вооружение ВВС Малайзии. В настоящее время «Сухой» продолжает выполнение контракта с Алжиром на поставку этой стране 28 истребителей модификации Су-30МКА. Техническое лицо малазийских и алжирских самолетов весьма схоже с Су-30МКИ.

Антикризисный истребитель

В полете Су-35

Второй основной член семейства наиболее успешных «сушек» – Су-30МКК, разрабатывавшийся с 1997 г. для ВВС НОАК. Для серийной постройки истребителей этого типа был выбран завод в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО). Новый вариант двухместного самолета создавался с широким использованием конструктивного задела по Су-27СК и по одноместному истребителю Су-27М. В результате на Су-30МКК практически без доработок конструкции использованы: центроплан, консоли крыла, воздухозаборники, хвостовые балки, оперение и шасси от Су-27М и агрегаты хвостовой части фюзеляжа от Су-27СК.

Су-30МКК оснащен модернизированным оборудованием российского производства. БРЭО включает в себя модернизированный вариант базовой РЛС – Н001М, обеспечивающий режим целеуказания и картографирования, ОЛС с обеспечением режима подсветки цели лазерным лучом, спутниковую навигационную систему, цветные многофункциональные ЖКИ. Основной смысл модернизации БРЭО (помимо необходимости обновить системы, созданные 30 лет назад) как и в случае с Су-30МКИ – придание самолету возможности «работать» по наземным и надводным целям. Су-30МКК может нести то же вооружение, что и его иркутский «родственник».

Дальнейшее развитие идей, заложенных в конструкцию Су-30МКК, привело к появлению самолета Су-30МК2, который отличается от базового в части комплектации БРЭО и состава вооружения. В этой конфигурации КнААПО строило истребители по заказу Вьетнама, Индонезии и Венесуэлы.

Надо отметить, что популярность истребителей семейства Су-30МК на мировом рынке определяется не только относительно более низкой, по сравнению с конкурентами, стоимостью российских самолетов и, в ряде случаев, определенными политическими причинами, влияющими на выбор систем вооружения. «Сушки» объективно являются лучшими тяжелыми истребителями поколения 4+ на рынке. Об этом свидетельствуют результаты учебных боев между Су-30МКИ индийских ВВС и американскими F-16 и F-15, проводившихся в ходе совместных учений, а также компьютерное моделирование воздушного поединка американского истребителя 5-го поколения F-35 и Су-35, проведенного летом 2008 г. Специалисты ВВС США пришли к выводу, что российские машины имеют целый ряд преимуществ перед F-35. Эта новость, попавшая в СМИ Австралии, вызвала целую бурю эмоций на Зеленом континенте, где тогда обсуждалась целесообразность закупки ста F-35 на общую сумму $16 млрд., и даже требования оппозиции предпочесть американским российские истребители. Такое развитие событий – закупка Австралией, одной из основных военно-политических союзниц США, российских боевых самолетов представляется совершенно нереальной, однако наличие предложений такого характера и обсуждение их в местных СМИ само по себе весьма симптоматично.

Су-30МК можно назвать «антикризисным» истребителем. Благодаря нему, фактически выжил иркутский авиазавод, вошедший сейчас в ОАК. Да и бурный рост АХК «Сухой» и его нынешний статус во многом также обязаны Су-30. История развивается по спирали. Нынешняя ситуация в экономике России, обусловленная мировым финансовым кризисом, начинает напоминать середину 1990-х. И самолетом, который поможет объединившей российские авиационные предприятия ОАК «пролететь над пропастью», вполне может стать Су-35, унаследовавший лучшие черты семейства Су-30МК.
Автор: Игорь КОШУКОВ
Первоисточник: http://oborona.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://oborona.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. dred 28 ноября 2011 18:13
    Закупаются благо подождать надо.
    dred
  2. Gonoriy 21 июля 2012 23:09
    Еще бы в свои ВВС поступали такие машины не поштучно.
  3. komsomolets 21 сентября 2013 22:36
    Там в полете Су-34
  4. скиф-абузяров в 2 июля 2014 23:07
    если кого-то интересует видео пусков ракет х-23, х-25 и х-29 загляните сюда http://www.youtube.com/watch?v=f-jnkHW8ngg
    так же там много пусков неуправляемых ракет, сброс бомб на цели и уничтожение цели прямым попаданием.
    сборка видео абсолютно новая, его вы ещё не видели.
    или зайдите сюда http://www.youtube.com/watch?v=NsyuWznVPxo
    скиф- абузяров владимир.
    скиф-абузяров в

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня