«Контрнаступ» и не только: Украина получит мостоукладчики для тяжеловесных западных танков

34
«Контрнаступ» и не только: Украина получит мостоукладчики для тяжеловесных западных танков

Буквально на днях Министерство обороны США объявило о новом пакете военной помощи для Украины на сумму 400 миллионов долларов. В него, помимо боеприпасов для различных артиллерийских систем, запчастей и разного рода оборудования, также войдут мостоукладчики на базе старых американских танков М60. Но, как говорится, старый конь борозды не портит.

На сегодняшний день M60 AVLB является фактически единственной инженерной машиной подобного плана для украинских вооружённых сил, которая без особых проблем может организовать переправу абсолютно любого танка западного образца, начиная от лёгких «Леопардов-1» и заканчивая тяжеловесами в лице «Челленджеров-2», «Леопард-2» и в случае чего даже последних модификаций «Абрамсов». Хотя проблем, которые может решить американский мостоукладчик, гораздо больше.



Мост на танковом шасси – зачем оно нужно?


Вообще, тематика инженерной техники в зоне специальной военной операции на Украине практически никогда не поднималась выше уровня пары-тройки упоминаний в СМИ за всё время. На фоне этого «затишья» внезапный бум в связи с передачей ВСУ американских мостоукладчиков M60 AVLB вызывает даже некоторое удивление – наконец-то вспомнили, что танки по воздуху не летают и требуют порой обслуги со стороны инженерных подразделений.

В связи с этим хотелось бы немного напомнить о том, зачем вообще нужны эти мостоукладчики и почему они выполняются на танковом шасси.

Если коротко, то на пути боевых подразделений, особенно если мы говорим о передовых в лице мотострелковых и танковых, не всегда встречаются исключительно ровные асфальтовые или грунтовые дороги, по которым ехать – одно удовольствие. Частенько попадаются и крутые овраги, широкие ручьи с мерзким слабым грунтом на дне, речки и другие особенности местного ландшафта. Да и про деятельность противника забывать не стоит – те же противотанковые рвы, траншеи и поломанные пролёты мостов не теряют актуальности и в наше время.

Мостоукладчик, выполненный на базе М60А2, въезжает на собственный мост
Мостоукладчик, выполненный на базе М60А2, въезжает на собственный мост

В общем, все те препоны, которые боевая техника преодолеть самостоятельно не в состоянии, устраняются мостоукладчиком, раскрывающим и устанавливающим мост через них для свободного проезда. Правда, до определённого предела – мосты по длине строго ограничены.

Однако стоит заметить, что эти самоходные мосты применяются в самых различных ситуациях: и в наступлении, и в обороне, и на маршах и проч. А наведённые ими переправы используются не только бронетехникой, но и вообще всеми, кому эти переправы нужны. То есть фактически это незаменимое техническое средство для любой армии, которая исполняет чуть больше функций, чем одну лишь декоративную.

На базе танка мостоукладчики создаются по двум основным причинам.

Во-первых, собственно говоря, простая унификация – по большинству узлов и агрегатов, а также по ремонтным комплектам и прочим принадлежностям танковый мостоукладчик идентичен используемым в войсках танкам. Это дешево и просто в эксплуатации.

Во-вторых, танковая броня. Она позволяет мостоукладчику действовать в опасной близости от противника и находиться в первых боевых порядках. Во многом благодаря таким свойствам данную технику – в основном на Западе – называют штурмовыми мостами. Если же мы говорим о наших войсках, то танковые мостоукладчики вместе с ИМР и БРЭМ входят в триаду инженерных машин переднего края.

Танк М60, послуживший базой для мостоукладчика
Танк М60, послуживший базой для мостоукладчика

Но, помимо длины наводимой переправы, у мостов есть ещё одно существенное ограничение, заключающееся в массе проезжающего по нему объекта. Ни у нас, ни у вооружённых сил Украины – а используем мы общее советское наследие – банально нет мостоукладчиков, которые могут организовать переброску западных танков, чья боевая масса значительно превышает 60 тонн. А ведь эти тяжеловесы когда-то появятся с избытком, поэтому проблема отсутствия мобильных мостов с нужной грузоподъёмностью встаёт для украинских войск особенно остро.

Тем более что вероятность наступления ВСУ и, соответственно, штурма укрепрайонов ВС РФ уже давно перешла из разряда «возможно» в «точно произойдёт».

Хотя никто ведь и не говорит, что M60 AVLB будут использоваться только для западных танков.

«Старичок» М60 AVLB ещё даст жару


Тут важно отметить, что Украине достанутся ещё и мостоукладчики на базе танка «Леопард-1» под названием Biber. Грузоподъёмность его моста не так высока, как хотелось бы нашим противникам – более 55 тонн он вряд ли осилит. Однако на вооружении ВСУ есть целая гора более лёгкой техники, которой немецкое изделие может сослужить службу: танки советского образца, боевые машины пехоты и бронетранспортёры советских и западных образцов и проч. Так же может использоваться и герой сегодняшнего материала, но об этом позже.

Мостоукладчик Biber на шасси «Леопард 1». Одно из его преимуществ заключается в том, что при установке моста он не поднимает его вертикально, а это положительным образом сказывается на маскировке
Мостоукладчик Biber на шасси «Леопард 1». Одно из его преимуществ заключается в том, что при установке моста он не поднимает его вертикально, а это положительным образом сказывается на маскировке

В общем, без дела не останутся, усмехаться не стоит. Особенно на фоне почти полного отсутствия других мостоукладчиков у украинских военных. Тот же The Military Balance 2022 даёт – по официальным спискам – некоторое количество не самых хороших в эксплуатации МТУ-20. Хотя и другие экземпляры «вне списка» у Киева есть.

Но, как ни крути, M60 AVLB здесь выгодно выделяется от своих коллег.


В какой-то мере звание «старичка» инженерной службы к данному мостоукладчику вполне применимо просто потому, что разработали и приняли на вооружение его задолго до появления большинства образцов западной бронетехники, которая теперь планируется к передаче украинским войскам.

Производство мостоукладчика M60 AVLB началось в 1964 году. Причём выпуск нового AVLB проходит двумя своеобразными волнами: первая длилась с 1964 по 1967 год, в ходе которой в качестве базы использовались танки М60 и его модификации М60А1. Затем после длительного периода, в связи с возросшими военными нуждами США, производство было возобновлено в 1987 году и продлилось до 1996 года, в ходе которого львиная доля машин собиралась на шасси уже бывших в использовании танков М60А2.


Всего было выпущено около 400 мостоукладчиков. На 2022 год у США имелось около 260 M60 AVLB – 30 из них в морской пехоте. Хотя сейчас есть их замена инженерными машинами М104 и М1074 на базе танка «Абрамс».

По конструкции носитель моста представляет собой сильно переработанное по части внутреннего и внешнего оборудования шасси танка М60 и его модификаций. Хотя, впрочем, ничего радикального, что могло бы выделить конкретно этот экземпляр из всего семейства инженерной техники этого класса, нет.

1 - вещевые ящики в передних крыльях; 2 - командирская башенка; 3- люки; 4 - крепление антенны; 5 - воздухоочистители двигателя; 6 - вещевые ящики на заднем крыле; 7 - крышка вентилятора; 8 - резервуар масла для гидравлики; 9 - башенка водителя-оператора
1 – вещевые ящики в передних крыльях; 2 – командирская башенка; 3 – люки; 4 – крепление антенны; 5 – воздухоочистители двигателя; 6 – вещевые ящики на заднем крыле; 7 – крышка вентилятора; 8 – резервуар масла для гидравлики; 9 – башенка водителя-оператора

По понятным причинам у машины отсутствует танковая башня: вместо неё установлены люки и башенки со смотровыми приборами для всего экипажа из двух человек: командира, находящегося справа, и водителя-оператора (машиниста) – слева. Там же находится резервуар для гидравлической жидкости и броневой колпак вентиляционной системы.

Схематичное изображение места водителя-оператора М60 AVLB. Цифрами отмечены рычаги управления мостоукладочными механизмами
Схематичное изображение места водителя-оператора М60 AVLB. Цифрами отмечены рычаги управления мостоукладочными механизмами

Внутри место командира оборудовано средствами связи и наблюдения. А вот у водителя-оператора целый арсенал: в его функции входит как управление движением мостоукладчика, так и сама установка или подъём моста. Поэтому спереди у него находится штурвал, педали и прочие атрибуты для езды, а вот справа – набор рычагов для манипуляций с мостом.

В носовой части M60 AVLB, где ранее в танковом варианте располагался механик-водитель, находится гидравлическая система с отбором мощности от основного двигателя, которая с помощью подъёмного устройства на лобовой броне поднимает и раскладывает мост, либо поднимает его с земли и складывает, если проезд техники окончен. Стоит отметить, что эти манипуляции могут производиться без выхода членов экипажа наружу, хотя в большинстве случаев командир машины наблюдает и контролирует процесс снаружи.

Полные характеристики можно почитать вот здесь.

1 - штифты; 2,3,4,8,10 - исполнительные цилиндры; 5 - кормовая опора моста в сложенном состоянии; 6 - выносная опора; 7 - направляющий штифт; 9 - крепёжная часть подъёмного устройства
1 – штифты; 2, 3, 4, 8, 10 – исполнительные цилиндры; 5 – кормовая опора моста в сложенном состоянии; 6 – выносная опора; 7 – направляющий штифт; 9 – крепёжная часть подъёмного устройства

Сам мост выполнен из алюминиевых сплавов и состоит из двух складывающихся секций, обеспечивающих в разложенном состоянии длину переправы в пределах 18 метров. В принципе данный показатель до сих пор считается вполне удовлетворительным, особенно когда речь заходит о нагрузке, которую этот мост в состоянии выдержать.

До 90-х годов мосты M60 AVLB имели ограничение 60 «коротких» тонн, что соответствовало примерно 54 метрическим тоннам. То есть без всяких проблем по ним могли кататься как танки М60, так и М1 «Абрамс». Однако в связи с резким ростом массы последних, а толстеть они стали очень значительно от модификации к модификации, были введены новые усиленные мостовые конструкции.

Так, сначала стандарт грузоподъёмности мостов был увеличен до 70 «коротких» тонн, что в пересчёте составляет 63 традиционных для нас метрических тонны. Затем уже десять с лишним лет назад на M60 AVLB начали устанавливать мосты на 85 «коротких» тонн – 77 тонн метрических. Так что проедет по ним не только самый тяжёлый «Абрамс» последней модификации, но и какая-нибудь «Меркава» Мк. 4 проскочит, не чертыхнётся. Хотя пришлось пожертвовать шириной преграды, которая сократилась на 3 метра.


Исходя из того, что мостоукладчики грузоподъёмностью 70 и 85 «коротких» тонн теперь являются основными в США, не трудно догадаться, что именно они, либо один из этих вариантов, и будут отправлены Украине. Разницы тут большой нет: и тот, и другой мост даст возможность организовывать переправу для любого из планируемых к передаче западных танков – и «Челленджера 2», и «Леопарда 2».

Сгодятся для многого


Передачу мостоукладчиков M60 AVLB Киеву на самом деле можно рассматривать с разных аспектов, которые друг другу не противоречат.

С одной стороны, Украина уже почёсывает руки в предвкушении использования западных танков, на показатели массы которых не рассчитано вообще ничего из советского инженерного оборудования по части наведения быстрых переправ на поле боя. Возможно, банальщина, но «самоходные мосты» – это просто-напросто необходимое приложение к тому комплекту техники, какой получат ВСУ. Поставки танков хоть и рассчитаны в дозировке «в час по чайной ложке», но когда-то может статься, что преодолеть подарки от наших земплекопов и коварные особенности ландшафта они без помощи не смогут.

С другой стороны, что наиболее вероятно, поставки как немецких Biber, так и американских M60 AFLB преследуют более прозаичную и заурядную цель: восполнить нехватку мостоукладчиков в украинских войсках перед предстоящим наступлением.

Шасси мостоукладчика без моста
Шасси мостоукладчика без моста

Всё-таки надо понимать, что местность в зоне боевых действий на Украине сама по себе не очень-то благоприятна, и дело не только в чернозёмной квашне, в которой тонут и танки, и грузовики. Там полно естественных оврагов, речек и прочего, что мешает продвижению. А если к этому добавить укреплённые районы, изрытые траншеями и рвами? К слову, именно фортификационная составляющая в данной ситуации и является одним из главных факторов, определяющих потребности в инженерной технике.


Так или иначе, почти полное отсутствие мостоукладчиков переднего края скажется не только на проходимости «Леопардов» и «Челленджеров», которых в ближайшей перспективе пока много не ожидается, а на продвижении вполне советских танков, разномастных БМП, БТР и прочих машин советского и западного типов, которые в будущем всё равно продолжат составлять основную ударную мощь украинской армии в ходе наступления. Так что подарок в виде М60 AVLB, да и Biber тоже, по степени полезности для ВСУ не очень-то уступает таковой у переданных и планируемых к передаче танков.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    9 марта 2023 03:58
    «Контрнаступ» и не только: Украина получит мостоукладчики
    Готовят одни и готовятся другие ! am
    1. -1
      9 марта 2023 13:48
      Готовят одни и готовятся другие !

      РСЗО наша бьет не по площадям, а где в ряд, а где кучно.
      https://t.me/milinfolive/97804
    2. 0
      18 марта 2023 18:56
      Убили насмерть: показали очередной утяжелённный этап прохождения танкодрома.
      Можно подумать, что нашим артиллеристам ничего похожего на Донбассе видеть не доводилось.
  2. +1
    9 марта 2023 03:58
    Мостоукладчик хороший маркер намерений противника, появление их в том или ином районе говорит об переброске техники врага в нужное место. smile
    Далее сопоставив с другими маркерами можно сделать вывод о планируемых мероприятиях врага.
    Будем смотреть где планируют контраступ укронацики.
    1. +10
      9 марта 2023 05:38
      А вот с этим у нас и проблемы, выводы делать. В тг каналах опять появляется инфа о подготовке наступления укрорейха. Подобное уже было про изюм, целый месяц во всех каналах звенели об этом. Что в итоге было, мы все прекрасно помним. Надеюсь, в этот раз подобного не будет. Хотя зная наше руководство повторение "перегруппировки" нельзя исключать
  3. +2
    9 марта 2023 04:58
    Доходчиво объяснил почему не заняли николаев и кр рог-не ьыло у нас мостоукладчиков.
    Это от обратного. Если отталкиваться от возможностей ухросил год назад.
    Не ясно мне что будут делать с мостами по сбручу(без знака вопроса)
    1. 0
      18 марта 2023 19:01
      Зато сапёры-понтонеры будут знать заранее.
  4. +3
    9 марта 2023 05:42
    Автор прежде чем писать про мостоукладчик M60 AVLB стоило бы нормально ознакомиться с его ттх во первых данный мостоукладчик имеет три типа моста и только третий тип может осилить 57 тонн но в мерах безопасности на нем запрещается проезд танка М1А1 и М1А2 а остальные два типа моста грузоподъемность имеет 42 тонны и максимальная длина моста 18 метров. В армии США и Морской пехоте специально для танков М1A1 Абрамс имеется два типа мостоукладчик M104 Wolverine и M1074 на базе танка Абрамс.
    У Украины есть советские мостоукладчик МТУ 72 по его мосту спокойно может пройти танк М1 Абрамс всех типов
    1. +2
      9 марта 2023 06:30
      Автор прежде чем писать про мостоукладчик M60 AVLB стоило бы нормально ознакомиться с его ттх

      При всем уважении... Сами-то читали ? laughing
      1. -1
        9 марта 2023 20:32
        Да читал и то что вы написали не соответствует действительности реально в армии США и корпуса морской пехоты эксплуатации мостоукладчика M60 ALVB имеет ряд ограничений на нее запретили проезд танков М1А2 Абрамс
        Цитата из издания Армия Сегодня
        It is worth noting, that the M60 AVLB only supports Abrams tank units using a caution crossing at a reduced gap length (15 m) and at a reduced crossing speed. Also this armored bridgelayer can not keeping pace during combat operations with faster Abrams MBTs.скорее всего вы неправильно поняли инструкцию мануал LAUNCHER, M48A5 TANK CHASSIS NSN 5420-01-076-6096 (EIC: ARE)
        LAUNCHER, M60A1 TANK CHASSIS NSN 5420-00-889-2020 (EIC: ARC)
        TRANSPORTING FOR BRIDGE ARMORED-VEHICLE LAUNCHED:
        SCISSORING-TYPE, CLASS 60 OR CLASS 70
        Где написано про мосты ножницы класса 60 или класса 70.
        Реально танков типа М1 Абрамс возможно но имеется ограничение на ширину преодолеваемого препятствий типа ров или траншеи, водного препятствий если ширина рва 16 метров то танкам М1 Абрамс запрещается ваще на мост заезжать.
        1. +3
          9 марта 2023 22:29
          во первых данный мостоукладчик имеет три типа моста и только третий тип может осилить 57 тонн

          У М60 AVLB три типа моста с ограничениями MLC 60, 70 и переклассифицированные 85 коротких тонн со своими рамками по ширине пересекаемой преграды. Немецкий "Леопард-2", например, классифицирован как MLC70, то есть под него подойдёт впритык мост на 70 тонн и с огромным запасом на 85 тонн.

          У Украины есть советские мостоукладчик МТУ 72 по его мосту спокойно может пройти танк М1 Абрамс всех типов

          Во-первых, эти мостоукладчики даже в списочном составе никак не обозначены, но некоторое количество их есть. Их грузоподъёмность - 50 тонн. Каким образом по ним нормально поедут "Абрамсы всех типов", если последние типы давным давно приближаются к 70 тоннам?

          Цитата из издания Армия Сегодня

          Какая-то странная "Армия Сегодня", поскольку этой цитате в несколько изменённом виде уже ровно 23 года. Она относится к мостоукладчику с ограничением MLC70 и была написана на Military Analysis Network в феврале 2000 года. Полный текст даёт понять, что М1А2 "Абрамс" может ехать по мостам с данной грузоподъёмностью, но с ограничениями по длине траншеи, рва или речки в 15 метров вместо стандартных 18 метров. При этом мосты класса MLC85 на той же длине преграды дают возможность ехать самым тяжёлым М1А2 СЕП в.3. По ширине преграды вообще обязательное условие усиленных мостов М60. Фактически же и 70-тонный, и 85-тонный мосты подходят для всех типов передаваемых Украине западных танков.
  5. -7
    9 марта 2023 06:02
    На каждый мостоукладчик поставте манекен байдена с барабаном на шее, это значительно усилит все достоинства и напугает китайцев.
  6. +5
    9 марта 2023 06:09
    Сколько можно спрашивать как тяжелая бронетехника попадает на линию фронта ? в хлебовозку или скорую не влезет, так может через год боев разрушим мосты и тоннели западной Украины ? а заодно и узловые станции и нефтебазы. Что-то не встречал бронетехнику двигающуюся без топлива, а оно рекой поставляется.
    1. +5
      9 марта 2023 06:28
      Да бросьте вы вопросы задавать на эту тему , мосты , мосты .
      МО есть чем заняться кроме мостов , они по всему подозреваю мысль умную думают , а тут мосты бомбить и прочие .
      Знаете крамольная мысль для времен разгула демократии - НКВД не спрашивало неумный человек ( термин6 медицинский а то опять не напечатают как другое определение) результат был один к стенке .
      Словом все будет хорошо ( надеюсь)
    2. 0
      9 марта 2023 20:30
      Чем планируете тоннели и мосты разрушать?)
    3. 0
      9 марта 2023 21:18
      Нова Почта доставляет бандеролькой
  7. +3
    9 марта 2023 06:40
    "Ни одна задача современного общевойскового боя не решартся без инженерного обеспечения". Это боевой устав моего времени.
    Инженерная техника очень важная вещь. Она всегда в дефиците. Так что надо уничтожать в первую очередь.
    Это как инструктаж снайперов в ВОВ: первых отстреливать тех, кто с пистолетом, вторых, тех, кто что-то тащит.
  8. +6
    9 марта 2023 07:29
    хорошая статья, без шапкозакидательства. Еще б про отечественные мосты прочитать, вообще хорошо бы было
  9. +4
    9 марта 2023 09:08
    Ну что, ждемс очередной перегруппировки?
    1. -1
      9 марта 2023 10:53
      Джеймс, вы где ждете- прямо за океаном или на берегу Средиземного моря?
  10. +8
    9 марта 2023 09:37
    НАТО во главе с США дают Украине то, что благодаря чему армия США считается первой в мире - это обеспечение логистики (как раз мостоукладчики будут обеспечивать логистику непосредственно на передке, т. к. за техникой, пехотой пойдёт их обеспечение и чем лучше будет работать обеспечение тем дальше будет продвигаться наступление Всу), на счёт связи все понятно, им передают в связи самое лучшее именно в те бригады из натовской техники. Наступление всу будет одназначно, и их первоочередной задачей будет перезание сухопутного коридора, и сделать так, что аэродромы будут в зоне досягаемости хаймарса, и следовательно войска окажутся без поддержки авиации и вертолётов и тогда, уничтожил крымский мост, хаймарс и прочее вооружение которое им передали сработает. Все корабли которые будут плыть в Крым будут топить, я про сухогрузы с продовольствием и боеприпасами, и не стоит забывать в Крыму живут подядка около 2,5 млн человек, может сейчас и поменьше, но суть в том, что если не смогли обеспечить снабжение Херсона, то с Крымом будут все сложнее. И как бы не повторилась судьба Херсона, но в масштабе Крыма.
    1. +4
      9 марта 2023 10:06
      Все знаем,даже количество танков и бронетехники.Знаем зачем удерживают ВСУ Бахмут и как обычно все "тихо".Такое впечатление что МО вообще "не видит"тыл ВСУ.Я имею ввиду западные области,где идет подготовка блицкрига.
      1. +5
        9 марта 2023 10:36
        впечатление что МО вообще "не видит"тыл ВСУ.

        Фанерный маршал готовится к учениям на ДВ, это важнее. Маршал ведь не служил не военный, откуда ему знать что нужно, а что не нужно на СВО.
      2. +6
        9 марта 2023 10:46
        [quote]Знаем зачем удерживают ВСУ Бахмут и как обычно все "тихо".Такое впечатление что МО вообще "не видит"тыл ВСУ[/quote
        Дело в том, что МО не считает нужным делиться с каждым желающим о том, что они видят и что знают и как собираются реагировать. В целом это оправдано, но добавляет беспокойства нам здесь на диванах, мы не знаем и волнуемся, особенно после Харьковской перегруппировки, когда все ТГ каналы месяц кричали о готовящемся контрнаступлении, а МО как будто не знало, не слышало, не видело. Вот это пугает.
    2. +1
      9 марта 2023 10:51
      И как бы не повторилась судьба Херсона, но в масштабе Крыма.

      Надеюсь, что хоть это "там, наверху" видят и понимают. Видели кадры от "вероятных партнеров", что Херсонское, Запорожское направления укрепляются, если все будет выполнено на достаточно серьезном уровне, то атака на Крым не пройдет, и больше сил у Украины для наступления не останется.
      1. -1
        1 апреля 2023 21:43
        Хотел бы оказаться плохим пророком, но перспективы пугающие. Азбука военного дела, оборона всегда ведет к поражению, потому что даже при нашей замечательной разведке точно знать, где именно противник будет переправлятся через Днепр, или пробивать оборону между Днепром и Донбассом мы узнаем в последний момент, когда подтягивать силы туда будет поздно. А укрепить всю линию фронта так, чтобы она выдержала удар любой силы, невозможно.
  11. +3
    9 марта 2023 10:42
    Мне интересно они эту технику по грязи гоняли или только в условиях полигонов и благоприятного климата, как это всё будет работать в условиях чернозема где советские танки регулярно засаживают.
    1. +1
      9 марта 2023 16:14
      Гоняли это очень сильно сказано. С такой "крышей"над головой по бетонке не сильно разгонишься,не то что по чернозему и глине.Там такие "клевки" при резком старте и остановке,гляди того либо завалишься на бок,либо вроешься "носом" в земную твердь...
  12. +3
    9 марта 2023 10:49
    Цитата: Silver99
    Сколько можно спрашивать как тяжелая бронетехника попадает на линию фронта ? в хлебовозку или скорую не влезет, так может через год боев разрушим мосты и тоннели западной Украины ? а заодно и узловые станции и нефтебазы. Что-то не встречал бронетехнику двигающуюся без топлива, а оно рекой поставляется.

    Как вы смеете покушаться на священный для верхов гешефт бизнес-группировок?
  13. +4
    9 марта 2023 11:57
    Менее умные тренируют тактику.
    Более умные учат стратегию.
    Гении организуют логистику.
    1. +4
      9 марта 2023 12:43
      В этом и сила НАТО и США, логистика, логистика и ещё раз логистика. А также связь, уничтожил логистику, по сути дела уничтожение войск будет вопросом времени.
  14. Комментарий был удален.
  15. 0
    10 марта 2023 11:10
    В Крыму уже роют окопы. Хотя, наверное, уже пора рыть окопы и под Москвой.
  16. 0
    14 марта 2023 05:00
    Цитата: Катя_Иванова
    В Крыму уже роют окопы. Хотя, наверное, уже пора рыть окопы и под Москвой.

    Цитата: Катя_Иванова
    В Крыму уже роют окопы. Хотя, наверное, уже пора рыть окопы и под Москвой.

    В Москве зенитки на крышах домов ставят.
  17. 0
    16 марта 2023 21:51
    Ну, получит и получит, а как оно там обернётся посмотрим.

    По-моему, в конце прошлого месяца мимо нас тоже прошла колонна из четырёх мостукладчиков. Всё бы ничего, но вся она была реализована на новеньких Кразах (!). Видимо трофейные. Как бы... трофейными грузовиками нас не удивишь, но вот мостоукладчики - это что-то необычное.