Очередная модернизация знаменитого бомбардировщика В-52



ВВС США продолжают модернизировать свои пятидесятилетние бомбардировщики В-52. Крайняя модернизация позволит каждому В-52 нести более ста десяти 130-килограммовых бомб малого калибра (SDB-Small Diameter Bomb, также известных как GBU-39/B). Шесть лет назад на В-52 был изменен поворотный барабан, таким образом, он оказался способен нести 32 бомбы малого калибра вместо 15 больших бомб.


Очередная модернизация знаменитого бомбардировщика В-52


SDB была изначально разработана как умная бомба. Она обладает более эффективной конструкцией боеголовки и системой наведения. Её форма больше похожа на ракету, чем на бомбу (она составляет около двух метров в длину и 190 мм в диаметре). Уменьшенное количество взрывчатого вещества в SDB приводит к уменьшению числа жертв среди гражданского населения. Дружественные силы могут находиться ближе к цели при использовании SDB. В то время как применение бомб калибра 500, 1000 и 2000 фунтов вызывает захватывающий эффект, иногда в этом нет необходимости. Пехота предпочитает более мелкие наводимые по GPS бомбы. В связи с этим была спешно разработана и принята на вооружение 500 фунтовая JDAM. Но она оказалась не достаточно малой при ведении боевых действий в городских застройках. SDB оснащена только 17 килограммами взрывчатых веществ по сравнению с 127 килограммами у бомбы калибра 500 фунтов. В принципе, SDB не обладает ракетным двигателем, но способна планировать на цель, находящуюся на большом расстоянии. Отсутствие двигателя делает SDB еще более компактной. Небольшие крылья позволяют SDB планировать на расстояния до 70-80 км (при сбросе с большой высоты). SDB также снабжена прочным колпаком, позволяющим пробить почти три метра твердой породы или бетона, и её боеголовка наносит меньше побочного ущерба чем обычная бомба где взрывчатое вещество заключено в обычный металлический корпус. Таким образом, SDB является следующим поколением умных бомб. Более компактная конструкция SDB позволяет ей быть больше транспортабельной. Самолеты F-15/16/18 способны нести 24 или более бомб SDB. SDB размещается на специальной подвеске, вмещающей четыре таких бомбы. Обычно на такой подвеске бомбардировщика размещается одна большая 500-, 1000- или 2000-фунтовая бомба. Однако такие больше бомбы достаточно редко необходимы в современных боевых ситуациях.



Новые бомбы делают самый дешевый в эксплуатации и самый надежный "бомбовоз грузовик" В-52 военно-воздушных сил еще более эффективным. С максимальным взлетным весом в 240-250 тонн BUFF (Big Ugly Fat Fellow, большой и уродливый толстяк) представляет собой крупное воздушное судно, предназначенное для дешевой и эффективной перевозки бомб. В прошлом году коэффициент боеготовности этих бомбардировщиков составляла 0.78. Несмотря на свой возраст, В-52 оснащен современной электроникой и оборудованием, включая плоские экраны. Присмотревшись повнимательнее, можно разглядеть за всем этим пятидесятилетний металл.



B-52 является самым дешевым в эксплуатации тяжелым бомбардировщиком ВВС США и даже один такой самолет способен покрыть всю территорию Афганистана. Бомбардировщики В-52 на ротационной основе базируются на базе ВВС на острове Диего-Гарсия в Индийском океане и оттуда поддерживают операции в Ираке и Афганистане. В конце 2001 года десять В-52 сбросили треть всех бомб, используемых в Афганистане. Это замечательный показатель для 60-летнего самолета. В-52 также имеет более низкий уровень аварийности, чем у бомбардировщиков В-1 и В-2. По сравнению с сверхзвуковым В-1 и высокотехнологичным В-2, В-52 является просто летающим грузовиком. Таким образом, несмотря на свой преклонный возраст, В-52 был самым дешевым, самым безопасным и самым надежным способом доставки умных бомб в Афганистане.



В Афганистане, с десятком 909-килограммовых JDAM (управляемых по GPS) бомб или с большим количеством бомб меньшего калибра на борту, В-52 способен находиться над районом боевых действий в течение нескольких часов, ожидая координат целей от сил специального назначения с земли либо от передовых наводчиков ВВС. Точность JDAM (в более 90 процентов случаев) находится в пределах 16 метров от заданной координаты. Более того, большая часть бомб поражает цели в течение десяти минут после запроса.

В-52 был основным тяжелым бомбардировщиком на протяжении большей части холодной войны (1947-91гг). Прототип В-52 совершил свой первый полет в 1952 году. Крайний В-52H был построен в 1962 году. B-52 повидал многое во Вьетнаме, Персидском заливе, на Балканах и в Афганистане. Его экипаж состоит из пяти человек (командир, второй пилот, оператор РЛС, штурман и оператор РЭБ). До 1990-го года также был оператор-стрелок кормовой 20-мм пушки. Автоматизация позволяет ещё больше снизить численность экипажа. Экипаж В-1 эпохи 1970-х годов состоит из четырех человек, а экипаж В-2 эпохи 1980-х годов состоит только из двух человек. Единственной летающей модификацией В-52 являются модели В-52H, которые значительно изменились с того момента, как в последний раз сошли с конвейера в 1962-ом году.

Настоящей замены В-52 так и не было никогда построено, по той причине, что никто не мог предвидеть развитие таких точных умных бомб и способности ВВС США уничтожать большинство ПВО противника. В действительности, даже сталкиваясь с мощной обороной противника, В-52 был в состоянии выполнить свою задачу. В течение двенадцати дней операции Linebacker II в Северном Вьетнаме в 1972-ом году от огня советских ракет SAM-2 были потеряны 15 бомбардировщиков В-52. 150 бомбардировщиков В-52, размещенных на авиабазе Гуам, выполнили 729 операций, при этом потери составили в пределах двух процентов. Однако если учитывать число самолето-вылетов, то было потеряно около десяти процентов В-52. Из 92 членов экипажей сбитых самолетов погибли 33.



После войны во Вьетнаме В-52 получил несколько поколений новых средств радиоэлектронной борьбы, основанных на опыте, полученном во время операции Linebacker II. Тем не менее никогда не было достаточно денег для поддержания В-52 в актуальном состоянии, особенно это касалось оборудования, необходимого для применения некоторых новых бомб. В результате некоторые В-52 получили оборудование, необходимое для применения бомб JDAM непосредственно перед войной в Афганистане в 2001 году. B-1 был модернизирован для применения JDAM до В-1Б, потому что В-52 считается более надежным. В любом случае, модернизация оказалась дешевой - прокладка кабеля от станции управления оружием к бомбам, таким образом, данные GPS о местоположении цели могут быть изменены в полете. 50-летний В-52 вскоре стал излюбленным оружием в Афганистане, способным кружить в течение нескольких часов и по требованию сбрасывать однотонную бомбу JDAM.



В настоящее время ВВС США способны уничтожить высотные зенитно-ракетные комплексы, а затем применить В-52 с больших высот, чтобы избежать их поражение низко-высотными зенитными орудиями и мобильными зенитно-ракетными комплексами. Бомбардировщики B-1 и B-2 были созданы, чтобы иметь дело с еще более интенсивной противовоздушной обороной. Однако с распадом Советского Союза в 1991 году, никто другой не располагает подобной системой. Возможно, в будущем Китай сможет построить еще одну такую грозную систему ПВО. На данный момент в связи с отсутствием первоклассной системы ПВО, способной остановить его, B-52 все еще может прорваться в зону боевых действий, даже для доставки ядерного оружия.




Первоисточник:
http://www.strategypage.com/htmw/htmurph/articles/20121114.aspx
Перевод:
профессор
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

24 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти