Очередная модернизация знаменитого бомбардировщика В-52

25


ВВС США продолжают модернизировать свои пятидесятилетние бомбардировщики В-52. Крайняя модернизация позволит каждому В-52 нести более ста десяти 130-килограммовых бомб малого калибра (SDB-Small Diameter Bomb, также известных как GBU-39/B). Шесть лет назад на В-52 был изменен поворотный барабан, таким образом, он оказался способен нести 32 бомбы малого калибра вместо 15 больших бомб.

Очередная модернизация знаменитого бомбардировщика В-52


SDB была изначально разработана как умная бомба. Она обладает более эффективной конструкцией боеголовки и системой наведения. Её форма больше похожа на ракету, чем на бомбу (она составляет около двух метров в длину и 190 мм в диаметре). Уменьшенное количество взрывчатого вещества в SDB приводит к уменьшению числа жертв среди гражданского населения. Дружественные силы могут находиться ближе к цели при использовании SDB. В то время как применение бомб калибра 500, 1000 и 2000 фунтов вызывает захватывающий эффект, иногда в этом нет необходимости. Пехота предпочитает более мелкие наводимые по GPS бомбы. В связи с этим была спешно разработана и принята на вооружение 500 фунтовая JDAM. Но она оказалась не достаточно малой при ведении боевых действий в городских застройках. SDB оснащена только 17 килограммами взрывчатых веществ по сравнению с 127 килограммами у бомбы калибра 500 фунтов. В принципе, SDB не обладает ракетным двигателем, но способна планировать на цель, находящуюся на большом расстоянии. Отсутствие двигателя делает SDB еще более компактной. Небольшие крылья позволяют SDB планировать на расстояния до 70-80 км (при сбросе с большой высоты). SDB также снабжена прочным колпаком, позволяющим пробить почти три метра твердой породы или бетона, и её боеголовка наносит меньше побочного ущерба чем обычная бомба где взрывчатое вещество заключено в обычный металлический корпус. Таким образом, SDB является следующим поколением умных бомб. Более компактная конструкция SDB позволяет ей быть больше транспортабельной. Самолеты F-15/16/18 способны нести 24 или более бомб SDB. SDB размещается на специальной подвеске, вмещающей четыре таких бомбы. Обычно на такой подвеске бомбардировщика размещается одна большая 500-, 1000- или 2000-фунтовая бомба. Однако такие больше бомбы достаточно редко необходимы в современных боевых ситуациях.



Новые бомбы делают самый дешевый в эксплуатации и самый надежный "бомбовоз грузовик" В-52 военно-воздушных сил еще более эффективным. С максимальным взлетным весом в 240-250 тонн BUFF (Big Ugly Fat Fellow, большой и уродливый толстяк) представляет собой крупное воздушное судно, предназначенное для дешевой и эффективной перевозки бомб. В прошлом году коэффициент боеготовности этих бомбардировщиков составляла 0.78. Несмотря на свой возраст, В-52 оснащен современной электроникой и оборудованием, включая плоские экраны. Присмотревшись повнимательнее, можно разглядеть за всем этим пятидесятилетний металл.



B-52 является самым дешевым в эксплуатации тяжелым бомбардировщиком ВВС США и даже один такой самолет способен покрыть всю территорию Афганистана. Бомбардировщики В-52 на ротационной основе базируются на базе ВВС на острове Диего-Гарсия в Индийском океане и оттуда поддерживают операции в Ираке и Афганистане. В конце 2001 года десять В-52 сбросили треть всех бомб, используемых в Афганистане. Это замечательный показатель для 60-летнего самолета. В-52 также имеет более низкий уровень аварийности, чем у бомбардировщиков В-1 и В-2. По сравнению с сверхзвуковым В-1 и высокотехнологичным В-2, В-52 является просто летающим грузовиком. Таким образом, несмотря на свой преклонный возраст, В-52 был самым дешевым, самым безопасным и самым надежным способом доставки умных бомб в Афганистане.



В Афганистане, с десятком 909-килограммовых JDAM (управляемых по GPS) бомб или с большим количеством бомб меньшего калибра на борту, В-52 способен находиться над районом боевых действий в течение нескольких часов, ожидая координат целей от сил специального назначения с земли либо от передовых наводчиков ВВС. Точность JDAM (в более 90 процентов случаев) находится в пределах 16 метров от заданной координаты. Более того, большая часть бомб поражает цели в течение десяти минут после запроса.

В-52 был основным тяжелым бомбардировщиком на протяжении большей части холодной войны (1947-91гг). Прототип В-52 совершил свой первый полет в 1952 году. Крайний В-52H был построен в 1962 году. B-52 повидал многое во Вьетнаме, Персидском заливе, на Балканах и в Афганистане. Его экипаж состоит из пяти человек (командир, второй пилот, оператор РЛС, штурман и оператор РЭБ). До 1990-го года также был оператор-стрелок кормовой 20-мм пушки. Автоматизация позволяет ещё больше снизить численность экипажа. Экипаж В-1 эпохи 1970-х годов состоит из четырех человек, а экипаж В-2 эпохи 1980-х годов состоит только из двух человек. Единственной летающей модификацией В-52 являются модели В-52H, которые значительно изменились с того момента, как в последний раз сошли с конвейера в 1962-ом году.

Настоящей замены В-52 так и не было никогда построено, по той причине, что никто не мог предвидеть развитие таких точных умных бомб и способности ВВС США уничтожать большинство ПВО противника. В действительности, даже сталкиваясь с мощной обороной противника, В-52 был в состоянии выполнить свою задачу. В течение двенадцати дней операции Linebacker II в Северном Вьетнаме в 1972-ом году от огня советских ракет SAM-2 были потеряны 15 бомбардировщиков В-52. 150 бомбардировщиков В-52, размещенных на авиабазе Гуам, выполнили 729 операций, при этом потери составили в пределах двух процентов. Однако если учитывать число самолето-вылетов, то было потеряно около десяти процентов В-52. Из 92 членов экипажей сбитых самолетов погибли 33.



После войны во Вьетнаме В-52 получил несколько поколений новых средств радиоэлектронной борьбы, основанных на опыте, полученном во время операции Linebacker II. Тем не менее никогда не было достаточно денег для поддержания В-52 в актуальном состоянии, особенно это касалось оборудования, необходимого для применения некоторых новых бомб. В результате некоторые В-52 получили оборудование, необходимое для применения бомб JDAM непосредственно перед войной в Афганистане в 2001 году. B-1 был модернизирован для применения JDAM до В-1Б, потому что В-52 считается более надежным. В любом случае, модернизация оказалась дешевой - прокладка кабеля от станции управления оружием к бомбам, таким образом, данные GPS о местоположении цели могут быть изменены в полете. 50-летний В-52 вскоре стал излюбленным оружием в Афганистане, способным кружить в течение нескольких часов и по требованию сбрасывать однотонную бомбу JDAM.



В настоящее время ВВС США способны уничтожить высотные зенитно-ракетные комплексы, а затем применить В-52 с больших высот, чтобы избежать их поражение низко-высотными зенитными орудиями и мобильными зенитно-ракетными комплексами. Бомбардировщики B-1 и B-2 были созданы, чтобы иметь дело с еще более интенсивной противовоздушной обороной. Однако с распадом Советского Союза в 1991 году, никто другой не располагает подобной системой. Возможно, в будущем Китай сможет построить еще одну такую грозную систему ПВО. На данный момент в связи с отсутствием первоклассной системы ПВО, способной остановить его, B-52 все еще может прорваться в зону боевых действий, даже для доставки ядерного оружия.




25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    21 ноября 2012 08:42
    Б пол сотни два(так их звали русские "консультанты" )...ещё во вьетнаме и корее наши пилоты их долбили....
    1. sv-sakh
      +5
      21 ноября 2012 09:48
      а они в свою очередь, долбили и долбят весь не сильно развитый мир банановых республик и отсталых диктаторов.. "Гуманно-демократичными" коврово-лепёшечными бомбардировками..
      Но тем не менее, машина отличная.. А вот хозяева её - не очень...
    2. +4
      21 ноября 2012 10:25
      Цитата: d1m1drol
      Б пол сотни два(так их звали русские "консультанты" )...

      Это не "консультанты" их так называли, так принято называть цифры в радиообмене, чтобы однозначно отличить "пятьдесят" от "шестьдесят"
    3. Бурелом
      +3
      21 ноября 2012 11:24
      Какая Корея?эксплуатация B-52 началась в 1955 году.
    4. Башкаус
      +2
      21 ноября 2012 12:14
      В последние дни войны на ковровую бомбежку Вьетнама поднялось около сотни В52, около 30 не вернулись с задания. Как говорится С75 им в ж...пу.
      Поражает смех американских солдат, когда по небу разлетаются тела людей на первом ролике. Не знаю, есть ли в мире другой самолет, принесший столько смертей?
      А вобще сравнивая две фотки:

      и

      Хочется сказать одно грызуны крысы есть крысы, и окраска у них соответствующая. Безоружных всегда весело уничтожать, а вот над трехсотками так полетать уже жим-жим в сфинктере, не так смешно может оказаться.
      1. +5
        21 ноября 2012 12:19
        Не знаю, есть ли в мире другой самолет, принесший столько смертей?

        Меньше пафоса. Хиросиму и Дрезден бомбили не В-52.
        1. +1
          21 ноября 2012 12:26
          Цитата: профессор
          Меньше пафоса. Хиросиму и Дрезден бомбили не В-52.

          Очень может быть что Вьетнам и оранж (хоть я не уверен что 52 его применяли) перекрывают Хиросиму и Дрезден.К тому же там японцы и немцы которые были противниками СССР.
        2. Башкаус
          +1
          21 ноября 2012 20:24
          Ну хорошо, дрезден 20т погибших, Хиросима и Нагасаки 150т вместе взятых.
          А теперь уважаемы профессор скажите сколько людей погибло во Вьетнаме, Кареи, Югославии, Афганистане, за две Иракских компании, Ливии и ряде других конфликтах? Ах да, то ведь нелюдей бомбили...
          1. +1
            21 ноября 2012 21:29
            Начнем с того, что при бомбардировках союзниками Дрездена погибло далеко не 20 тысяч. Было сброшено около 4-х тысяч тонн взрывчатых веществ - 4 килотонны! Власти Германии заявляли о 200 тысячах погибших. Даже если соврали удвоив число жертв, то цифра всё равно значительная.
            Относительно приведенных вами стран, потрудитесь привести и цифры.
            1. 0
              22 ноября 2012 03:55
              Цитата: профессор
              Власти Германии заявляли о 200 тысячах погибших

              А там вообще никакой статистики быть не может -- город был забит беженцами бежавшими на запад от Советской Армии.Ни тогда,ни сейчас никто точно не может назвать даже приблизительное количество людей находившихся в городе не говоря уже о погибших.
  2. predator.3
    +1
    21 ноября 2012 08:55
    Тактико-технические характеристики (B-52H)


    XB-52

    B-52D

    B-52H

    Boeing B-52H с оружием, АБ Барксдейл (Barksdale) 2006
    [править]
    Технические характеристики
    Экипаж: 5 человек (командир, пилот, оператор РЛС, штурман и оператор РЭБ)
    Длина: 49,05[10] м
    Размах крыла: 56,39[10] м
    Высота: 12,4 м
    Площадь крыла: 371,6[10] м²
    Угол стреловидности по линии 1/4 хорд: 35o[10]
    Коэффициент удлинения крыла: 8.56
    Профиль крыла: NACA 63A219.3 mod корень крыла, NACA 65A209.5 законцовка крыла
    Масса пустого: 83 250 кг
    Масса снаряжённого: 120 000 кг
    Максимальная взлётная масса: 229 065[10] кг
    Максимальная полётная масса: 256 735[10] кг
    Максимальная боевая нагрузка в отсеке вооружения: 22 680[10] кг
    Запас топлива: 181 725 л
    Двигатели: 8× ТРДД Pratt & Whitney TF33-P/103
    Тяга: 7710[10] кгс (75,6 кН)
    Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0.0119 (расчётное значение)
    Эквивалентная площадь сопротивления: 4,42 м²
    [править]
    Лётные характеристики
    Максимальная скорость на большой высоте: 957 км/ч (0,86 Маха)[11]
    Крейсерская скорость максимальная: 0,84 Маха (819 км/ч приборная)[10]
    Крейсерская скорость нормальная: 0,77 Маха (723 км/ч истинная)[10]
    Максимальная скорость на малой высоте: 652—676 км/ч (0,53-0,55 Маха) (при преодолении ПВО)[10]
    Боевой радиус: 7 210 км
    Перегоночная дальность: 16 090 км[11]
    Практический потолок: 16 765[10] м
    Скороподъёмность: 31,85 м/с
    Длина разбега: 2 900[10] м
    Длина пробега: (без тормозного парашюта)
    на сухой ВПП: 1 433[10] м
    на мокрой ВПП: 2 500[10] м
    Нагрузка на крыло: 150 кг/м²
    Тяговооружённость: 0,51
    Аэродинамическое качество самолёта: 21,5 (расчётное значение)
    Максимальная эксплуатационная перегрузка: +2
    ЭПР: ~100[10] м²
    [править]
    Вооружение
    Пушечное вооружение: 1 автоматическая шестиствольная 20 мм пушка M61 Вулкан в хвосте самолёта, в 1994 году демонтированы
    Бомбовая нагрузка: до 31 500 кг[11] различного вооружения:
    Модификация Ту-95МС
    Размах крыла, м 50.05
    Длина самолета, м 47.09
    Высота самолета, м 13.20
    Площадь крыла, м2 295.00
    Масса , кг
    пустого самолета 94400
    максимальная взлетная 187700
    Топливо, кг 87000
    Тип двигателя 4 ТВД НК 12М (МВ)
    Мощность, л.с. 4 х 15000
    Максимальная скорость, км/ч
    на высоте 830
    у земли 650
    Крейсерская скорость, км/ч 710
    Практическая дальность, км 10500
    Боевая дальность, км 6500
    Практический потолок 12000
    Экипаж, чел 7
    Вооружение:
    две 23-мм пушки ГШ-23 или ГШ-23Л
    Боевая нагрузка - нормальная 9000 кг, максимальная - 20000 кг, в перегруз - 25000 кг:
    Ту-95МС оснащен барабанной многопозиционной пусковой установкой, рассчитанной на шесть малогабаритных дозвуковых крылатых ракет большой дальности Х-55 (дальность 2500 км). Под крылом на двух узлах внешней подвески самолета Ту-95МС-6 допускается размещение еще четырех ракет этого типа. На самолете Ту-95МС-16 под крылом на четырех узлах может подвешиваться десять Х-55 (в настоящее время в соответствии с российско-американской договоренностью все самолеты Ту-95МС несут ракетное вооружение только на внутренней подвеске). Допускается оснащение самолета и обычными свободно-падающими бомбами.
    1. 0
      21 ноября 2012 11:48
      Тяговооружённость (0,51) и скороподъёмность (31м.с.) не реальные, соответствуют снаряжённой массе (120т) , а не максимальной взлётной (230т), Поэтому фактическая тяговооружённость 0,3 и вертикальная набора
      8 -10 м.с. .Потолок 16000м - сомнителен, даже для "пустого". Остальные лётно технические характеристики завидные для такого класса.
  3. +1
    21 ноября 2012 10:05
    Самолет отличный ,не смотря на годы берегут они и технику и людей,в двух видеороликах после взрыва орут как дети ,я на этих гондонов бы в эпицентре взрыва посмотрел,что бы они орали.
    1. 0
      21 ноября 2012 10:35
      Цитата: sergant89
      в двух видеороликах после взрыва орут как дети ,я на этих гондонов бы в эпицентре взрыва посмотрел,что бы они орали.

      вобшето это адреналин
      у вас было бы такоиже реакция ! (ну не такои но почти такои)
      нуу воина это в кинох красива !
      1. mar.tira
        -1
        21 ноября 2012 15:13
        Цитата: GEOKING95
        вобшето это адреналин

        Хотите сказать когда били прямой наводкой по Цхинвали,и миротворцам это у вас адреналин играл.Или когда наши бомбили Тбилиси ,это ради хохмы?Представляете если бы бы по городу работала пара Ту-95 -ых,!У кого бы адреналин попер???Странные у вас мысли?
        1. 0
          21 ноября 2012 18:14
          Цитата: mar.tira
          Представляете если бы бы по городу работала пара Ту-95 -ых,!У кого бы адреналин попер???

          виучите адреналин вообше что это и когда она появится(ну у нас всегдо есть но малы доза)
          «бей или беги»
          http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0
          %BD виучите )
    2. +3
      21 ноября 2012 11:04
      Цитата: sergant89
      берегут они и технику и людей,


      авиабаза Davis-Monthan? Там Б-52 (и все остальное 4400 самолетов) на консервации из частей периодически сдаются на базу на хранение чтобы сохранить ресурс самолета, а те которые там стоят на хранении приводятся в боевое состояние и выдаются в части, таким образом общий ресурс всех самолетов поддерживается на примерно одном уровне, и в случае большой войны они могут быть расконсервированы. Также имеется оборудование для производства Б-2 и Б-1 которое хранится тут на случай если надо будет его возобновить

      На базу возят экскурсии, но из автобусов не выпускают
      1. +6
        21 ноября 2012 12:05
        в случае большой войны они могут быть расконсервированы

        Ну это уж навряд ли. Сейчас в строю только В-52Н причем прошедшие многократную модернизацию. Пилоты обучены летать только на них (стеклянная кабина и т.п), а наземные службы их обслуживать. Выкатите на полосу В-52 летавший 30 лет тому назад - его нечем будет вооружать, его некому будет обслуживать и пилотировать. Tак что расконсервация не пройдет. Другое дело глубокая модернизация или же использование на запасные части.
  4. +4
    21 ноября 2012 12:17
    Вот на таком бы полигоне провести испытание "Ярса" или "булавы".
  5. +2
    21 ноября 2012 13:20
    Вполне разумный подход, учитывая что и этот бомбер и его "коллега" ТУ95 в общеем то "грузовики" для бомб, ракет и т д. Т.е. привез, свалил их на голову оппонентам и свалил домой (если, конечно, не свалят до того, как... ). И еще это говорит о том что запас прочности и у одного и у другого самолета оказался более, чем достаточным. Ну а заменить кое какое устаревшее оборудование на более современное или добавить новое тоже для таких "литаков" проблемы особой тоже не составляет. Места более, чем достаточно.
  6. merkel1961
    0
    21 ноября 2012 13:41
    askort154,Прекрасная площадная цель,не промахнёшся,места хватит и для РВСН,и для авиации.
  7. Милафон
    +1
    21 ноября 2012 17:23
    Крыластый, сцука!
  8. 0
    21 ноября 2012 20:51
    А вот ещё раз спрошу (в предыдущий раз ответа не получил): на МАКСе 2011 на наружной обшивке В-52 от корня крыла вперёд-вниз по фюзеляжу было гофрирование. Вывод - машина хорошо послужила с большими нагрузками. Вопрос: это нормально, летать с гофрой на обшивке, ведь это означает, что "поехал" силовой набор фюзеляжа? Кто-нибудь без хохм может что-то сказать?
    1. +1
      21 ноября 2012 21:31
      Фотку покажите- обсудим
  9. 0
    21 ноября 2012 22:11
    Да нет у меня фотки, я это просто видел, я не любитель всё фотографировать, что вижу, и так всё помню (пока). Спрашивать у амерских вояк постеснялся, да и что людей вводить в смущение - и так видно, что старичок стоит. Описать могу так: волны на обшивке, длина каждой волны около 500 мм, направление каждой волны примерно 10 градусов от горизонтали вперёд-вверх, при этом набор волн параллельно друг-другу направлен вперёд-вниз от корня крыла спереди. Гофру было видно в косом свете (близко к касательной к фюзеляжу).Внешне выглядело так, что при посадке была превышена вертикальная скорость и передняя часть фюзеляжа слегка прогнулась вниз. Простите, но ничего графического не представлю.
  10. +2
    22 ноября 2012 06:33
    И еще. Вызывает уважение бережное отношение американцев к выведенному из эксплуатации вооружению. Они понимают что в случае чего легче и дешевле расконсервировать это вооружение и пустить его в ход вместо того, чтобы сначала его разбирать и резать а потом клепать новое, что в условиях войны может оказаться просто нереальным. Да и кадры на эти "консервы" можно найти из числа ушедших в запас или в отставку. А в СССР время от времени устраивалась поножовщина и сотни вполне готовых к употреблению боевых единиц шли под нож или бульдозер. Вспомните сколько одних только ИЛ48 было раздавлено танками во времена Хрущева. Про Горбачевскую "децимацию" и вспоминать не хочется. Его самого бы под этот нож. Прости меня, Господи, за кровожадность.
  11. 0
    22 ноября 2012 16:42
    Прошу пардону. Имел в виду ИЛ28 а не ИЛ48. Очепятка
  12. 0
    26 ноября 2012 18:00
    когда они его уже за пивом научат бегать drinks
  13. 0
    13 декабря 2018 16:54
    SDB (GBU-39) имеет дальность полета в 110 км (при сбросе с большой высоты)