Ка-26 – вертолет, выполненный по схеме «летающего шасси»

Ка-26 – многоцелевой вертолет, созданный в ОКБ им. Камова (по кодификации НАТО: Hoodlum — «Хулиган»). Серийно выпускался на авиастроительном заводе в Улан-Удэ, а также на авиационном заводе в городе Кумертау. Всего было произведено 816 вертолетов данного типа, в том числе 257 машин было поставлено на экспорт в 14 стран мира. Данный вертолет в основном использовался в гражданских целях, но помимо этого он использовался в ВВС Венгрии и Румынии, а также в полиции ГДР и ФРГ. Дальнейшим конструкторским развитием вертолета Ка-26 были машины Ка-126 с одним газотурбинным двигателем, а также вертолет Ка-226 с двумя газотурбинными двигателями.

Вертолет был выполнен по двухвинтовой соосной схеме и оснащался двумя поршневыми двигателями и колесным четырехопорным шасси. Вертолет Ка-26 был выполнен по схеме «летающего шасси»: сразу за кабиной пилотов могли монтироваться (в зависимости от задач) разнообразные виды подвески: грузовая/пассажирская кабина, распылители и баки для авиационных химических работ, подъемная лебедка и другое оборудование. Бригада из 3-х человек могла всего за 1,5-2 часа полностью переоборудовать Ка-26 из одного варианта в другой.

История создания вертолета Ка-26


В начале 1960-х годов перед ОКБ, которое возглавлял главный конструктор Н. И. Камов, была поставлена задач по разработке высокоэффективного вертолета для нужд сельского хозяйства, который мог бы использовать самые разнообразные комплекты сельскохозяйственного оборудования в зависимости от сезонности выполняемых сельскохозяйственных работ. Для того чтобы использовать вертолет наиболее эффективно, было решено делать его универсальным. Вертолет можно было достаточно быстро конвертировать для перевозки грузов, пассажиров или применять в роли крана при монтажных работах. Вертолет был выполнен по схеме, получившей название «летающего шасси». Работами по созданию нового легкого в пилотировании вертолета, обладающего высокой экономичностью руководил главный конструктор М. А. Купфер.
Ка-26 – вертолет, выполненный по схеме «летающего шасси»

Идея разработки «летающего шасси» впервые была на практике реализована в ОКБ Камова в мае 1965 года, когда многоцелевой вертолет модульной конструкции Ка-26 впервые поднялся в воздух. Пилотировал машину заводской летчик-испытатель В. Громов. Однако давайте попробуем разобраться, что именно заставило конструкторов создать такой, прямо скажем, необычный вертолет. Все дело в том, что с 1956 года в СССР было налажено широкое использование вертолетов Ми-1 и Ка-15 для нужд авиационно-химических работ. Вертолеты использовались для внесения удобрений в почву садов, полей, виноградников, они же использовались для борьбы с сорняками и вредными насекомыми. Опыт использования данной техники оказался настолько эффективным и удачным, что в скором времени к таким работам был призван и более грузоподъемный вертолет Ми-2.

При этом фронт авиационных сельскохозяйственных работ с каждым годом только расширялся. В полной мере его уже не могли обеспечить ни вертолеты Ми-2, ни самолеты Ан-2. Стало очевидным, что для проведения данных работ требуется более грузоподъемный и специализированный вертолет, который подходит для выполнения широкого комплекса авиационных работ. Именно таки вертолетом и стал созданный Ка-26.

Разработка нового многоцелевого вертолета была задана постановлением правительства страны в 1964 году, причем генеральным заказчиком данного проекта выступал Гражданский Воздушный Флот (ГВФ). Удивительно, но это был единственный в СССР вертолет, который применялся исключительно в мирных целях. Над этой машинное не довлели никакие традиционно жесткие требования со стороны ВВС, так что ОКБ Камова смогло проявить максимум творческой инициативы при его создании.

Известно, что одной из проблем при создании данного многоцелевого вертолета являлось обеспечение максимальной весовой отдачи, в каждом из различных вариантов его применения. Данная характеристика в соотношении с высокой топливной эффективностью, большим ресурсом агрегатов, узлов и систем машины, простотой эксплуатации, относительно низкой конечной стоимостью, в конечном счете, и определяют стоимость 1 полетного часа машины. Именно поэтому специалисты ОКБ Камова приняли решение создать планер вертолета, использовав тип «летающего шасси», который был бы неизменной частью всех основных вариантов применения вертолета, и оснастить его комплектами специального быстросъемного навесного оборудования.

Забегая вперед, можно сказать, что многофункциональный вертолет Ка-26 выполненный по соосной схеме с двумя поршневыми двигателями и четырехстоечным шасси оказался достаточно далек от аэродинамического совершенства. Из-за несовершенства аэродинамики максимальная скорость была ограничена, что правда не было определяющим фактором для вертолета-труженика, который мог выполнять большой объем самых разных работ на малых скоростях вблизи земли. При этом на малых высотах и на малых скоростях наилучшим образом реализовывались достоинства выбранной для вертолета соосной схемы. Она обеспечивала вертолету хорошую маневренность, компактность, высокую тяговооруженность и помимо этого очень простую технику пилотирования аэродинамически симметричного вертолета.

Если брать в расчет критерий «эффективность-стоимость», то Ка-26 является выдающимся вертолетом, который значительно превзошел в этом плане Ми-2, особенно в области транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске и проведения авиационно-химических работ. Вертолет Ка-26 при меньшей массе и меньшей мощности двигателей мог перевезти по воздуху груз одинаковой с Ми-2 массы в транспортной кабине, а при использовании внешней подвески – на 200 кг. больше. При этом многофункциональный вертолет Ка-26 имеет в 2 раза большую дальность с заправкой внутренних баков по сравнению с Ми-2.

Особенно привлекательным для эксплуатантов Ка-26 казался, благодаря своим стеклопластиковым лопастям несущего винта, которые обладали ресурсом, превышающим 5 000 летных часов, что почти в 10 раз превосходило ресурс лопастей вертолета Ми-2. Технология и конструкция производства данных лопастей бала запатентована в 5 ведущих зарубежных странах в области вертолетостроения. Данное обстоятельство, а также патентная чистота соосного винтокрылого аппарата позволили многофункциональному вертолету Ка-26, единственному из всех вертолетов СССР, получить сертификат по американским нормам летной годности.

В период с 1967 по 1970 годы было создано несколько модификаций вертолета Ка-26. При этом машина выпускалась в следующих вариантах:

- сельскохозяйственный вертолет (без грузопассажирской кабины, с бункерами или баками для распыления и разбрызгивания химикатов полосой шириной в 20-60 метров при скорости полета от 30 до 130 км/ч;
- транспортный (с грузопассажирской кабиной, которая предназначена для перевозки 6 пассажиров или грузов массой до 900 кг. или с грузовой платформой вместо кабины);
- санитарный – использовался для транспортировки больных на 2-х носилках и 2-х сидениях с медицинским оборудованием и сопровождающим медработником;
- лесопатрульный – применялся для патрулирования лесных массивов и выполнения спасательных работ при пожарах. Вертолет снабжался специальной электрической лебедкой ЛПГ-150, обладавшей грузоподъемностью 150 кг. с тросом длиной 40 метров и крюком;
- летающий кран – использовался для проведения монтажных работ и транспортировки грузов на внешней подвеске (массой до 900 кг.), применялся тогда, когда грузы из-за своих габаритов не размещались на грузовой платформе;
- корабельный спасательный – оснащался электролебедкой ЛПГ-150-M3, с системой подъема на борт пострадавших, а также спасательной лодкой ЛАС-5М3, оснащенной радиостанцией «Коралл» и телевизионной камерой. Помимо этого вертолет имел аварийные баллонеты для посадки на воду;
- патрульный – использовался Госавтоинспекцией, вертолет оснащался электролебедками, громкоговорителями, грузовым крюком, мог оснащаться телевизионной камерой для проведения съемок с воздуха.

Вертолет Ка-26 вот уже более 30 лет с достоинством несет свою трудовую вахту. При этом на этом гражданском вертолете было установлено 5 мировых рекордов, в том числе и рекорд высоты для винтокрылых машин взлетной массой от 1 750 до 3 000 кг. – 5 330 метров. Также вертолету принадлежит рекорд скороподъемности, вертолет забрался на высоту в 3 000 метров за 8 минут 51,2 секунды.

Таткико-технические характеристики вертолета Ка-26:

Размеры: диаметр главного винта –13,00 м., длина – 7,75 м., высота – 4,05 м.
Масса, максимальная взлетная – 3 250 кг.
Тип двигателя – 2 ПД М-14В-26, мощностью 2х239 кВт.
Крейсерская скорость – 135 км/ч.
Максимальная скорость – 170 км/ч.
Практическая дальность полета – 520 км.
Практический потолок – 3 000 м.
Экипаж – 2 чел.
Полезная нагрузка: 900 кг. груза или 6 пассажиров.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/uh/ka26.html
http://www.aviastar.org/helicopters_rus/ka-26-r.html
http://www.vertopedia.ru/items/show/90
http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Mikhado 21 ноября 2012 08:50
    Да, такой вот незаметный труженик неба, забавный и симпатичный. Многих фактов и не знал, особенно, что он - поршневой. Как-то милевцы больше всегда на виду были, видать их лобби было сильнее.
    Интересно, сколько сейчас таких "на лету"??
    Натовское "погоняло" насмешило:)
    1. kvm 21 ноября 2012 09:28
      А почитай его характеристики и посмотри на него. Учти,что юсовцы всё советское считали военным и увидишь "военный " аналог У-2.
      kvm
    2. Biggi_2006 28 мая 2017 22:40
      Миль был учеником Камова и начинал свою карьеру у Камова. В целом особой конкуренции между Камовым и Милем не было, каждый работал в своей нише. И в целом даже после разделения, личные отношения между ними находились на высоте. Камов передавал Милю некоторые свои изыскания и разработки, а так же оказывал помощь технологического и конструкторского плана и в середине 60 ых. В отличие от самолетных КБ здесь конкуренция появилась лишь после смерти Камова.
  2. neri73-r 21 ноября 2012 12:06
    Подарил бы кто???
    1. bask 21 ноября 2012 14:16
      Впервые в мире на КА-26 Применена модульность в .,конструкции корпуса .Кабина и отдельно,специальные модули - ,медицинские,сельскохозяйственные и тд....И сейчас в мире аналогов КА-26 нет!!!
      bask
  3. Везучий 21 ноября 2012 12:07
    Рабочая лошадка!!!! отличная машина, шас новую модель запустить бы в производство не помешало бы!
    Везучий
  4. Лес 21 ноября 2012 12:30
    Если я не ошибаюсь ресурс лопастей на МИ-2 1500чн ,а не 500ч (5000/10=500) как указано в статье .
  5. Никотин 7 21 ноября 2012 19:38
    Машина хороша тем ,что сделана по соосной схеме,чем облегчает управление и улучшает лет.характеристики.
    Никотин 7
  6. Dart Weyder 23 ноября 2012 08:51
    Красивая машинка!
    чесно-слово, всегда почему-то думал, что там газотурбины стояли winked
Картина дня