Ка-26 – вертолет, выполненный по схеме «летающего шасси»

Ка-26 – многоцелевой вертолет, созданный в ОКБ им. Камова (по кодификации НАТО: Hoodlum — «Хулиган»). Серийно выпускался на авиастроительном заводе в Улан-Удэ, а также на авиационном заводе в городе Кумертау. Всего было произведено 816 вертолетов данного типа, в том числе 257 машин было поставлено на экспорт в 14 стран мира. Данный вертолет в основном использовался в гражданских целях, но помимо этого он использовался в ВВС Венгрии и Румынии, а также в полиции ГДР и ФРГ. Дальнейшим конструкторским развитием вертолета Ка-26 были машины Ка-126 с одним газотурбинным двигателем, а также вертолет Ка-226 с двумя газотурбинными двигателями.

Вертолет был выполнен по двухвинтовой соосной схеме и оснащался двумя поршневыми двигателями и колесным четырехопорным шасси. Вертолет Ка-26 был выполнен по схеме «летающего шасси»: сразу за кабиной пилотов могли монтироваться (в зависимости от задач) разнообразные виды подвески: грузовая/пассажирская кабина, распылители и баки для авиационных химических работ, подъемная лебедка и другое оборудование. Бригада из 3-х человек могла всего за 1,5-2 часа полностью переоборудовать Ка-26 из одного варианта в другой.

История создания вертолета Ка-26


В начале 1960-х годов перед ОКБ, которое возглавлял главный конструктор Н. И. Камов, была поставлена задач по разработке высокоэффективного вертолета для нужд сельского хозяйства, который мог бы использовать самые разнообразные комплекты сельскохозяйственного оборудования в зависимости от сезонности выполняемых сельскохозяйственных работ. Для того чтобы использовать вертолет наиболее эффективно, было решено делать его универсальным. Вертолет можно было достаточно быстро конвертировать для перевозки грузов, пассажиров или применять в роли крана при монтажных работах. Вертолет был выполнен по схеме, получившей название «летающего шасси». Работами по созданию нового легкого в пилотировании вертолета, обладающего высокой экономичностью руководил главный конструктор М. А. Купфер.
Ка-26 – вертолет, выполненный по схеме «летающего шасси»

Идея разработки «летающего шасси» впервые была на практике реализована в ОКБ Камова в мае 1965 года, когда многоцелевой вертолет модульной конструкции Ка-26 впервые поднялся в воздух. Пилотировал машину заводской летчик-испытатель В. Громов. Однако давайте попробуем разобраться, что именно заставило конструкторов создать такой, прямо скажем, необычный вертолет. Все дело в том, что с 1956 года в СССР было налажено широкое использование вертолетов Ми-1 и Ка-15 для нужд авиационно-химических работ. Вертолеты использовались для внесения удобрений в почву садов, полей, виноградников, они же использовались для борьбы с сорняками и вредными насекомыми. Опыт использования данной техники оказался настолько эффективным и удачным, что в скором времени к таким работам был призван и более грузоподъемный вертолет Ми-2.

При этом фронт авиационных сельскохозяйственных работ с каждым годом только расширялся. В полной мере его уже не могли обеспечить ни вертолеты Ми-2, ни самолеты Ан-2. Стало очевидным, что для проведения данных работ требуется более грузоподъемный и специализированный вертолет, который подходит для выполнения широкого комплекса авиационных работ. Именно таки вертолетом и стал созданный Ка-26.

Разработка нового многоцелевого вертолета была задана постановлением правительства страны в 1964 году, причем генеральным заказчиком данного проекта выступал Гражданский Воздушный Флот (ГВФ). Удивительно, но это был единственный в СССР вертолет, который применялся исключительно в мирных целях. Над этой машинное не довлели никакие традиционно жесткие требования со стороны ВВС, так что ОКБ Камова смогло проявить максимум творческой инициативы при его создании.
Ка-26 – вертолет, выполненный по схеме «летающего шасси»

Известно, что одной из проблем при создании данного многоцелевого вертолета являлось обеспечение максимальной весовой отдачи, в каждом из различных вариантов его применения. Данная характеристика в соотношении с высокой топливной эффективностью, большим ресурсом агрегатов, узлов и систем машины, простотой эксплуатации, относительно низкой конечной стоимостью, в конечном счете, и определяют стоимость 1 полетного часа машины. Именно поэтому специалисты ОКБ Камова приняли решение создать планер вертолета, использовав тип «летающего шасси», который был бы неизменной частью всех основных вариантов применения вертолета, и оснастить его комплектами специального быстросъемного навесного оборудования.

Забегая вперед, можно сказать, что многофункциональный вертолет Ка-26 выполненный по соосной схеме с двумя поршневыми двигателями и четырехстоечным шасси оказался достаточно далек от аэродинамического совершенства. Из-за несовершенства аэродинамики максимальная скорость была ограничена, что правда не было определяющим фактором для вертолета-труженика, который мог выполнять большой объем самых разных работ на малых скоростях вблизи земли. При этом на малых высотах и на малых скоростях наилучшим образом реализовывались достоинства выбранной для вертолета соосной схемы. Она обеспечивала вертолету хорошую маневренность, компактность, высокую тяговооруженность и помимо этого очень простую технику пилотирования аэродинамически симметричного вертолета.

Если брать в расчет критерий «эффективность-стоимость», то Ка-26 является выдающимся вертолетом, который значительно превзошел в этом плане Ми-2, особенно в области транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске и проведения авиационно-химических работ. Вертолет Ка-26 при меньшей массе и меньшей мощности двигателей мог перевезти по воздуху груз одинаковой с Ми-2 массы в транспортной кабине, а при использовании внешней подвески – на 200 кг. больше. При этом многофункциональный вертолет Ка-26 имеет в 2 раза большую дальность с заправкой внутренних баков по сравнению с Ми-2.
Ка-26 – вертолет, выполненный по схеме «летающего шасси»

Особенно привлекательным для эксплуатантов Ка-26 казался, благодаря своим стеклопластиковым лопастям несущего винта, которые обладали ресурсом, превышающим 5 000 летных часов, что почти в 10 раз превосходило ресурс лопастей вертолета Ми-2. Технология и конструкция производства данных лопастей бала запатентована в 5 ведущих зарубежных странах в области вертолетостроения. Данное обстоятельство, а также патентная чистота соосного винтокрылого аппарата позволили многофункциональному вертолету Ка-26, единственному из всех вертолетов СССР, получить сертификат по американским нормам летной годности.

В период с 1967 по 1970 годы было создано несколько модификаций вертолета Ка-26. При этом машина выпускалась в следующих вариантах:

- сельскохозяйственный вертолет (без грузопассажирской кабины, с бункерами или баками для распыления и разбрызгивания химикатов полосой шириной в 20-60 метров при скорости полета от 30 до 130 км/ч;
- транспортный (с грузопассажирской кабиной, которая предназначена для перевозки 6 пассажиров или грузов массой до 900 кг. или с грузовой платформой вместо кабины);
- санитарный – использовался для транспортировки больных на 2-х носилках и 2-х сидениях с медицинским оборудованием и сопровождающим медработником;
- лесопатрульный – применялся для патрулирования лесных массивов и выполнения спасательных работ при пожарах. Вертолет снабжался специальной электрической лебедкой ЛПГ-150, обладавшей грузоподъемностью 150 кг. с тросом длиной 40 метров и крюком;
- летающий кран – использовался для проведения монтажных работ и транспортировки грузов на внешней подвеске (массой до 900 кг.), применялся тогда, когда грузы из-за своих габаритов не размещались на грузовой платформе;
- корабельный спасательный – оснащался электролебедкой ЛПГ-150-M3, с системой подъема на борт пострадавших, а также спасательной лодкой ЛАС-5М3, оснащенной радиостанцией «Коралл» и телевизионной камерой. Помимо этого вертолет имел аварийные баллонеты для посадки на воду;
- патрульный – использовался Госавтоинспекцией, вертолет оснащался электролебедками, громкоговорителями, грузовым крюком, мог оснащаться телевизионной камерой для проведения съемок с воздуха.
Ка-26 – вертолет, выполненный по схеме «летающего шасси»

Вертолет Ка-26 вот уже более 30 лет с достоинством несет свою трудовую вахту. При этом на этом гражданском вертолете было установлено 5 мировых рекордов, в том числе и рекорд высоты для винтокрылых машин взлетной массой от 1 750 до 3 000 кг. – 5 330 метров. Также вертолету принадлежит рекорд скороподъемности, вертолет забрался на высоту в 3 000 метров за 8 минут 51,2 секунды.

Таткико-технические характеристики вертолета Ка-26:

Размеры: диаметр главного винта –13,00 м., длина – 7,75 м., высота – 4,05 м.
Масса, максимальная взлетная – 3 250 кг.
Тип двигателя – 2 ПД М-14В-26, мощностью 2х239 кВт.
Крейсерская скорость – 135 км/ч.
Максимальная скорость – 170 км/ч.
Практическая дальность полета – 520 км.
Практический потолок – 3 000 м.
Экипаж – 2 чел.
Полезная нагрузка: 900 кг. груза или 6 пассажиров.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/uh/ka26.html
http://www.aviastar.org/helicopters_rus/ka-26-r.html
http://www.vertopedia.ru/items/show/90
http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Mikhado 21 ноября 2012 08:50
    Да, такой вот незаметный труженик неба, забавный и симпатичный. Многих фактов и не знал, особенно, что он - поршневой. Как-то милевцы больше всегда на виду были, видать их лобби было сильнее.
    Интересно, сколько сейчас таких "на лету"??
    Натовское "погоняло" насмешило:)
    1. kvm 21 ноября 2012 09:28
      А почитай его характеристики и посмотри на него. Учти,что юсовцы всё советское считали военным и увидишь "военный " аналог У-2.
      kvm
  2. neri73-r 21 ноября 2012 12:06
    Подарил бы кто???
    1. bask 21 ноября 2012 14:16
      Впервые в мире на КА-26 Применена модульность в .,конструкции корпуса .Кабина и отдельно,специальные модули - ,медицинские,сельскохозяйственные и тд....И сейчас в мире аналогов КА-26 нет!!!
      bask
  3. Везучий 21 ноября 2012 12:07
    Рабочая лошадка!!!! отличная машина, шас новую модель запустить бы в производство не помешало бы!
    Везучий
  4. Лес 21 ноября 2012 12:30
    Если я не ошибаюсь ресурс лопастей на МИ-2 1500чн ,а не 500ч (5000/10=500) как указано в статье .
  5. Никотин 7 21 ноября 2012 19:38
    Машина хороша тем ,что сделана по соосной схеме,чем облегчает управление и улучшает лет.характеристики.
    Никотин 7
  6. Dart Weyder 23 ноября 2012 08:51
    Красивая машинка!
    чесно-слово, всегда почему-то думал, что там газотурбины стояли winked

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня