Military Review

Bullying fighter-interceptor Tu-138 (prototype)

4
When developing the Tu-28A, the possibility of equipping this vehicle with a system for refueling in the air was considered. Bench tests of VD-19 engines were completed in the 1963 year, and by the 1964 year they completed flight tests in a flying laboratory. In OKB Tupolev A.N. Two engines were sent to be installed on the prototype Tu-128A - the Tu-128LLU flying laboratory, equipped with VD-19 engines. Flying Tu-128LL with new engines began in 1965 year. During the tests, it turned out that installing new engines can increase the maximum speed of just 110-120 kilometers per hour, 2000 km / h could not be reached, and according to preliminary calculations and according to the task, the maximum speed should be 2100-2400 km / h. It was clear that the problem in the forehead can not be solved, it is necessary to change the aerodynamics of the aircraft. This was done in the project "138" (Tu-138), and the project "128A" gradually turned and by 1968, completely stopped.

Bullying fighter-interceptor Tu-138 (prototype)
Model fighter-interceptor "138"

"138", tailless scheme


Work on the project complex and the 138 aircraft in the OKB began in 1962, and was a logical continuation of the work on the 128 project. During the selection of the aircraft scheme, three directions were considered: minimal changes to the original layout of the Tu-128; preservation of the fuselage layout using the new wing; completely new layout. The most thoroughly worked the second way. In the Tu-138 carrier plane, the overall layout of the Tu-128 was maintained, the propulsion unit was based on the VD-19 engine, improved aerodynamics was achieved with a new aerodynamically clean wing with a smaller relative thickness, having a new shape in plan. On the 138 aircraft, the main landing gear and wheels, in contrast to the Tu-128, were partially removed in the fuselage and in the root of the wing.

The carrier aircraft should have been used for the two complexes Tu-138-60 and Tu-138-100. In the Tu-138-60 complex, a K-60 type missile and a Smerch-A radar were installed on the vehicle, and a T-138-100 missile - a K-100 missile and the Thunder-100 radar. The possibility of using K-80 (Р-4) missiles for the Tu-28-80 complex (Tu-128С-4) was also envisaged. New radar stations, modernization of the aircraft carrier and the rocket greatly expanded the capabilities of the complex to intercept targets moving at high speeds. For example, the loitering time increased, the maximum speed with rockets increased by 800 km / h, the takeoff and landing characteristics improved, the radar target detection and capture range increased, and the missile range increased.





When designing the aircraft "138" on the models conducted aerodynamic studies showed that the cruise subsonic mode to obtain the required aerodynamic quality can not be obtained due to a significant increase in the midsection of the fuselage (new radar and engines WD-19 had a larger diameter) the required duration and range of flight, which was the most important requirement for the interceptor. The take-off and landing characteristics with the new thin wing also turned out to be non-shiny. To solve the problems offered various ways to refine the project. It was supposed to introduce a system of refueling in the air "Cone", a system for blowing the boundary layer off the wing socks and flaps, or to improve the wing aerodynamic characteristics due to the suction of the boundary layer. But all these measures led either to a heavier design, or to a large extent reduce the efficiency of the power plant due to the selection of air for the blowing system. By the middle of the 1960-ies, the design office decided to carry out further work on the modernization of long-range interception complexes created on the basis of aircraft with variable swept wing. That is what was implemented in the project "148". All work on the 138 project was terminated with the beginning of these works.

"138", "duck" scheme


In addition to several projects of the 138 aircraft, which were carried out according to the schemes, which basically repeated the original Tu-128, in 1963, the design bureau for the 138 aircraft worked on options for schemes that were based on unconventional layout schemes. For example, a “duck” and tailless schemes with a delta wing were proposed. For aircraft "138", except for engines of the type VD-19, considered the possibility of using the engine RD-36-41, which was a further development of the VD-19.

Aircraft performance characteristics:
Modification - Tu-138;
Wingspan - 17,53 m;
Length - 31,73 m;
Height - 7,78 m;
Normal take-off weight - 45000 kg;
Maximum take-off weight - 47000 kg;
Engine type - 2 turbojet engine VD-19;
Maximum speed - 2400 km / h;
Interception range on dialing - 2100 km;
Interception range in mixed mode - 1800 km;
Range of interception on supersonic - 1000 km;
The duration of burglary - 4,5 h;
Practical ceiling - 18000 m;
Crew - 2 person;
Armament - X-NUMX K-4 air-to-air guided missiles.
4 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Lucky
    Lucky 21 November 2012 12: 10
    0
    Beautiful in appearance, inspires respect!
  2. Cosmonaut
    Cosmonaut 21 November 2012 14: 05
    0
    MiG turned out to be better ...
    1. Denzel13
      Denzel13 21 November 2012 16: 25
      0
      Well, yes, with serial fighters, Tupolev did not grow together.
      1. Cosmonaut
        Cosmonaut 22 November 2012 16: 51
        0
        But what bombers))
        It didn’t grow together, because, in my opinion, he tried to make a fighter out of a bomber.

Барражирующий истребитель-перехватчик Ту-138 (прототип)

При разработке Ту-28А рассматривалась возможность оснащения данной машины системой дозаправки топливом в воздухе. Стендовые испытания двигателей ВД-19 закончили в 1963 году, к 1964 году закончили летные испытания на летающей лаборатории. В ОКБ Туполева А.Н. были направлены два двигателя для установки на прототип Ту-128А – летающая лаборатория Ту-128ЛЛЮ, оснащенная двигателями ВД-19. Полеты Ту-128ЛЛ с новыми двигателями начались в 1965 году. В ходе испытаний выяснилось, что установка новых двигателей позволяет увеличить максимальную скорость всего на 110-120 километров в час, скорости 2000 км/ч достичь не удалось, а по предварительным расчетам и по заданию, максимальная скорость должна составлять 2100-2400 км/ч. Было понятно, что проблему в лоб не решить, необходимо изменить аэродинамику самолета. Это осуществили в работах по проекту "138" (Ту-138), а проект "128А" постепенно свернули и к 1968 году полностью прекратили.

Барражирующий истребитель-перехватчик Ту-138 (прототип)
Модель истребителя-перехватчика "138"

Барражирующий истребитель-перехватчик Ту-138 (прототип)
"138", схема "бесхвостка"


Работы по комплексу проекта и самолету "138" в ОКБ начались в 1962 году и являлись логическим продолжением работ по проекту "128А". Во время выбора схемы самолета рассматривалось три направления: минимальные изменения исходной компоновки Ту-128; сохранение компоновки фюзеляжа с применением нового крыла; совершенно новая компоновка. Наиболее детально проработали второй путь. В самолете-носителе Ту-138 была сохранена общая компоновка Ту-128, силовая установка была основана на двигателе ВД-19, улучшение аэродинамики достигалось новым аэродинамически чистым крылом с меньшей относительной толщиной, имеющего в плане новую форму. На самолете "138" основные стойки шасси и колеса, в отличие от Ту-128, убирались частично в фюзеляж и в корневые части крыла.


Самолет-носитель должны были использовать для двух комплексов Ту-138-60 и Ту-138-100. В комплексе Ту-138-60 на машину устанавливалась ракеты типа К-60 и радиолокационная станция "Смерчь-А", в Ту-138-100 – ракеты К-100 и радиолокационная станция "Гроза-100". Также предусматривалась возможность использовать ракеты типа К-80 (Р-4) для комплекса Ту-28-80 (Ту-128С-4). Новые радиолокационные станции, модернизация самолета-носителя и ракеты значительно расширяли возможности комплекса по перехвату целей движущихся на высоких скоростях. Например, увеличивалось время барражирования, максимальная скорость с ракетами возрастала на 800 км/ч, улучшались взлетно-посадочные характеристики, увеличивались дальность обнаружения и захвата цели радиолокационной станцией, а также дальность действия ракет.

Барражирующий истребитель-перехватчик Ту-138 (прототип)

Барражирующий истребитель-перехватчик Ту-138 (прототип)

Барражирующий истребитель-перехватчик Ту-138 (прототип)


При проектировании самолета "138" на моделях провели аэродинамические исследования показавшие что на крейсерском дозвуковом режиме получить необходимое аэродинамическое качество не удается получить в связи со значительным увеличением миделя фюзеляжа (новые РЛС и двигатели ВД-19 имели больший диаметр), а следовательно, возникал вопрос достижения необходимых продолжительности и дальности полета, что являлось важнейшим требованием к перехватчику. Взлетно-посадочные характеристики с новым тонким крылом также получались неблестящими. Для решения проблем предложили различные пути доработки проекта. Предполагалось ввести систему дозаправки топливом в воздухе "Конус", систему сдува пограничного слоя с носков крыла и закрылков или добиться повышения аэродинамических характеристик крыла за счет отсоса пограничного слоя. Но все эти мероприятия приводили или к утяжелению конструкции, или в значительной степени снижали экономичность силовой установки из-за отбора воздуха для системы сдува. К середине 1960-х годов в конструкторском бюро было принято решение вести дальнейшие работы по модернизации дальних комплексов перехвата созданных на базе самолетов с изменяемой стреловидностью крыла. Именно это было реализовано в проекте "148". Все работы по 138-му проекту были прекращены с началом данных работ.

Барражирующий истребитель-перехватчик Ту-138 (прототип)
"138", схема "утка"


Кроме нескольких проектов самолета "138", которые были выполнены по схемам, которые в основном повторяли исходный Ту-128, в 1963 году в ОКБ для самолета "138" прорабатывалось вариантов схем, которые базировались на нетрадиционных компоновочных схемах. Например, предлагались схема "утка" и схемы бесхвостки, имеющей дельта-крыло. Для самолета "138", кроме двигателей типа ВД-19, рассматривали возможность использования двигателя РД-36-41, который являлся дальнейшим развитием ВД-19.

Летно-технические характеристики:
Модификация – Ту-138;
Размах крыла – 17,53 м;
Длина – 31,73 м;
Высота – 7,78 м;
Нормальная взлетная масса – 45000 кг;
Максимальная взлетная масса – 47000 кг;
Тип двигателя – 2 турбореактивных двигателя ВД-19;
Максимальная скорость – 2400 км/ч;
Дальность перехвата на дозвуке – 2100 км;
Дальность перехвата на смешанном режиме – 1800 км;
Дальность перехвата на сверхзвуке – 1000 км;
Продолжительность барражирования – 4,5 ч;
Практический потолок – 18000 м;
Экипаж – 2 человека;
Вооружение - 4 управляемые ракеты класса «воздух-воздух» К-80.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Везучий 21 ноября 2012 12:10
    Красивый с виду, внушает уважения!
    Везучий
  2. Космонавт 21 ноября 2012 14:05
    МиГ оказался лучше...
    Космонавт
    1. Denzel13 21 ноября 2012 16:25
      Ну да с серийными истребителями у Туполева не срасталось.
      Denzel13
      1. Космонавт 22 ноября 2012 16:51
        Зато какие бомбардировщики))
        Не срасталось, потому что, моё мнение, он пытался из бомбардировщика сделать истребитель.
        Космонавт

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня