Японское агентство аэрокосмических исследований инициировало самоуничтожение ракеты-носителя H3 во время первого запуска

14
Японское агентство аэрокосмических исследований инициировало самоуничтожение ракеты-носителя H3 во время первого запуска

Неудачей закончилась попытка японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) вывести на орбиту спутник для наблюдения за стихийными бедствиями ALOS-3 при помощи новейшей ракеты-носителя тяжелого класса H3. Сразу после старта, который транслировался в прямом эфире, отказал двигатель второй ступени, после чего было принято решение инициировать самоуничтожение ракеты.

Мы искренне приносим извинения за то, что не оправдали ожиданий всех, кто участвовал в создании бортового спутника, местных и других заинтересованных сторон, а также многих граждан Японии

— прокомментировали неудачный старт ракеты на сайте JAXA.



Ракета-носитель Н3, разработанная корпорацией Mitsubishi Heavy Industries, — крупнейшая ракета Японии, работающая на жидком топливе. Ее длина составляет 63 м, диаметр — 5,2 м, грузоподъемность — от 4 до 6,5 тонны. Изначально планировалось, что с 2020 года она заменит ракету предыдущего поколения H-2A, но во время первых испытаний были обнаружены вибрации в двигателе и JAXA приняло решение повременить с заменой. Дальнейшие стендовые испытания показали, что проблему вроде как удалось решить. Впоследствии запуск многократно переносили из-за неподходящих погодных условий. Неудачным оказался и первый тестовый запуск, выполненный 17 февраля этого года. Тогда ракета даже не смогла оторваться от земли.

При этом ракета-носитель предыдущего поколения H-2A считается одной из самых надежных в мире. Японское агентство аэрокосмических исследований эксплуатирует ее с начала нулевых, за это время было выполнено 44 успешных запуска из 45.

Ранее панировалось, что новая ракета сократит стоимость запуска спутников на околоземную орбиту. За счет этого JAXA рассчитывало повысить конкурентоспособность Токио на международном рынке коммерческих спутниковых запусков. Снижение стоимости производства H3 достигнуто, в частности, благодаря изготовлению некоторых деталей на 3D-принтерах.

В настоящее время один запуск H-2A обходится Японии в 10 млрд иен (74,5 млн долларов), что значительно дороже других мировых аналогов. Кроме того, новая ракета-носитель позволяет выводить на орбиту грузы весом на 30% больше, чем ее предшественница, что также могло повысить ее привлекательность для потенциальных иностранных заказчиков.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    7 марта 2023 10:24
    Печально, когда такое происходит, но, увы, различные аварии, в том числе и такие, неизбежны. Хотя, по идее, все эти аварии должны были произойти на испытаниях, а не во время коммерческих пусков. Пусть устраняют все недостатки и летят уже.
  2. -4
    7 марта 2023 10:26
    Фамилию японского "Рагозина - сана" ни кто не знает.Сипука будет?Пусть Ына возьмут в консультанты!
    1. +2
      7 марта 2023 12:43
      Тебе Рогозин в суп наплевал? Кушать не можешь?
  3. -1
    7 марта 2023 10:30
    новейшей ракеты-носителя тяжелого класса H3.
    ...
    грузоподъемность — от 4 до 6,5 тонны.

    До 7 тонн тяжёлый класс?
    Или это по японским меркам?
    1. -1
      7 марта 2023 10:32
      Ну они же не тяжёлые (японцы), по себе классы и выстраивают. laughing
      1. +2
        7 марта 2023 12:35
        Увы, качество новостных статей про космонавтику на ВО низкое, о чём я вынужден периодически писать. Мало указать грузоподъёмность, нужно ещё указывать орбиту, для которой она рассчитывается, так как чем она выше, тем больше требуется энергии и, следовательно, тем меньше может вывести РН.
        H3 будет крайне гибкой: заказчикам запусков предложен ряд конфигураций РН, собираемых из различных блоков: 2 варианта первой ступени, отличающееся наличием 2 или 3 кислородно-водородных жидкостных ракетных двигателей LE-9; 0, 2 или 4 твердотопливных ускорителя SRB-3; короткий или длинный головной обтекатель. Из-за такой вариабельности H3 в одних конфигурациях может быть классифицирована как РН среднего класса, а в других — как тяжёлая.
        Ну и да, ещё зависит от использованных критериев. Я в наших старых критериях вообще вычитал, что тяжёлая РН - это от 10 тонн; у нас сверхтяжи - это от 100 тонн, у американцев же, например, от 50. Но на практике класс не так важен, так как заказчик смотрит не только на возможность запуска на этой РН, но и цену и время. Поэтому японцы и решили создавать новый, более дешёвый и конфигурационно гибкий носитель, чтоб оставаться на рынке пусковых услуг.
    2. -1
      7 марта 2023 11:02
      Это журналисты, среднего класса она по их же спекам.
    3. 0
      7 марта 2023 13:22
      Цитата: Попандос
      До 7 тонн тяжёлый класс?

      На геопереходную. Да, это аналог Протона.
  4. +1
    7 марта 2023 10:30
    Поторопились с коммерческим пуском, хотели сэкономить на испытаниях, но увы ....
    1. +2
      7 марта 2023 10:42
      Цитата: Ady66
      Поторопились с коммерческим пуском

      спутник для наблюдения за стихийными бедствиями

      Сдаётся мне что не только за этим. И не факт что он коммерческий. Для таких наблюдений слишком точные приборы должны стоять. Может и хорошо что не полетел.
  5. 0
    7 марта 2023 10:38
    Ахаха, на Рен ТВ сказали первый запуск за 30 лет
  6. 0
    7 марта 2023 10:47
    Причём отказала не первая ступень, которая как раз вся уникальная и экспериментальная, а вторая, которую используют и в H2, хоть и обновлённая. Что-то с зажиганием.
    Разберутся.
  7. +1
    7 марта 2023 10:57
    А мне приятно. Не красиво конечно, но когда у врагов , что то не получается мне приятно.
  8. -2
    7 марта 2023 11:05
    Во сколько обошёлся фейерверк, японцы в этом деле такие затейники!?