Перспективные вспомогательные суда для ВМФ России

15
Перспективные вспомогательные суда для ВМФ России
Морской транспорт вооружений "Академик Ковалев" пр. 20180ТВ, введенный в состав КТОФ в 2015 г.


В настоящее время для военно-морского флота России строится широкая линейка вспомогательных судов разных типов и назначения. Также составляются планы по развитию этого направления в будущем. Так, стало известно о разработке новой линейки проектов, которые будут реализовываться в средней и отдаленной перспективе. При их создании основное внимание будет уделено вопросам унификации конструкций и локализации производства.



Перспективная линейка


О перспективах развития вспомогательного флота ВМФ 6 марта сообщило издание «Известия». От неназванных источников в министерстве обороны оно узнало о наличии подобных планов и о проведении первых работ по ним. Также сообщаются основные задачи и особенности будущего строительства.

По данным «Известий», заказчик и смежные организации сейчас занимаются проработкой основных положений будущей судостроительной программы. Сформирован и согласован общий облик и некоторые параметры перспективных судов. Теперь ведутся работы по определению потребностей ВМФ в целом и отдельных флотов – рассчитывают классы, типы и количество нужных им судов.

Будущая кораблестроительная программа разделяется на два основных направления. Первое предусматривает разработку универсального корпуса, на основе которого затем будут создаваться суда конкретных типов и классов. В линейку унифицированных судов войдут госпиталь, плавучая мастерская и т.д.


Океанографическое исследовательское судно "Академик Александров" пр. 20183

Во втором направлении подобная унификация не предполагается. Это будут суда разного назначения на основе своих собственных корпусов. В частности, рассматривается возможность строительства буксира, килектора, малого танкера и универсального корабля снятия физических помех и размагничивания.

Перед всеми проектами нового семейства ставится общая задача импортозамещения. Суда должны строиться с применением только отечественных систем и агрегатов. Это защитит ВМФ от возможных проблем по линии импорта, а также даст толчок развитию отечественной промышленности.

К сожалению, «Известия» не приводят точные планы и технические подробности новой судостроительной программы. Точный состав линеек вспомогательных судов, их классы, технические характеристики и т.д. пока остаются неизвестными. Впрочем, следует ожидать, что новые подробности появятся позже – после успешного завершения текущих работ на теоретическом уровне.

Текущее положение


В составе флотов и флотилии ВМФ России имеется большое количество разнообразных судов вспомогательного назначения. Для решения разных задач используются многочисленные буксиры нескольких классов, танкеры, транспорты, суда обеспечения, спасательные суда и катера и т.д. Суда относятся к разным проектам и были построены в разное время. Так, до сих пор на службе имеются вымпелы шестидесятых-семидесятых годов, тогда как возраст некоторых других судов не превышает нескольких лет.

В интересах разных объединений ВМФ строится ряд новых судов. К примеру, для Северного и Тихоокеанского флотов заказана серия вспомогательных судов пр. 20180. Три из них в конфигурации спасательных буксиров и морских транспортов вооружения уже начали службу, а четвертое в этом году будет спущено на воду, после чего состоится закладка пятого.


Спасательное судно "Игорь Белоусов" пр. 21300

На нескольких заводах продолжается строительство рейдовых и морских буксиров ряда типов. Несколько таких судов уже начали службу, и в ближайшее время их дополнят новые. Реализуются два проекта морских танкеров – среднего «23130» и малого «03182». Первые вымпелы этих типов в недавнем прошлом были переданы заказчику, и еще несколько находятся на разных стадиях строительства. Ожидаются флотом ледоколы новых проектов.

Большое внимание уделяется спасательному направлению. Также строятся гидрографические и научно-исследовательские суда. При этом некоторые из них имеют особые возможности и предназначены для Главного управления глубоководных исследований.

Трудности и успехи


Номенклатура строящихся судов вспомогательного назначения в целом соответствует потребностям ВМФ и позволяет ему поддерживать требуемые количественные и качественные показатели. В то же время, имеется ряд проблем, негативно влияющих на развитие вспомогательных сил. С ними пытаются бороться, и ситуация постепенно улучшается.

В связи с известными трудностями прошлых десятилетий, министерству обороны и флоту сейчас приходится одновременно заказывать и боевые корабли, и вспомогательные суда. При этом ресурсы не являются бесконечными, из-за чего приходится выбирать и идти на компромиссы. Кроме того, промышленность нуждается в восстановлении компетенций и модернизации производства. До завершения этих процессов возможны затруднения, задержки строительства и т.д.

На протяжении нескольких последних лет имеют место проблемы с доступом к импортным комплектующим. Не все требуемые изделия и агрегаты удается получить от иностранных поставщиков, а разработка собственных изделий требует времени и усилий.


Головной морской буксир пр. 23470 "Сергей Балк"

Впрочем, судостроительная промышленность и смежные отрасли принимают необходимые меры. Восстанавливаются производства и строятся новые, а также осваиваются перспективные технологии. Создаются и доводятся до производства отечественные изделия разного рода для замены импорта, в т.ч. наиболее сложные агрегаты, требующие особых компетенций. К примеру, в последние годы удалось решить проблему с иностранными корабельными двигателями, а также заменить часть недоступной электроники.

Следующие шаги


Теперь стало известно, как Минобороны планирует развивать вспомогательный флот в средней и отдаленной перспективе. Строительство новых судов продолжится, и с их помощью постепенно будут заменять самые старые вымпелы, остающиеся в эксплуатации. При этом предлагается несколько новых важных идей, которые позволят упростить решение поставленных задач, а также защитят от возможных проблем.

В первую очередь, предусматривается полный отказ от иностранных комплектующих и агрегатов. При всей сложности, такое импортозамещение даст очевидные положительные результаты, как в ближней, так и в отдаленной перспективе. Оно повлияет и на актуальные судостроительные программы, и на будущее отрасли.

Большой интерес представляет предложение о строительстве судов нескольких типов в одном корпусе. Такой подход позволит получить определенную экономию на стадии разработки и строительства, а также даст некоторые преимущества эксплуатационного характера. Впрочем, не все поставленные задачи удастся решить при помощи унифицированного корпуса и схожего состава оборудования и систем. В связи с этим будет разработана вторая линейка судов, нуждающихся в своих собственных конструкциях.


Общий вид ледокола пр. 21180

Как скоро появятся суда новых линеек, пока не ясно. Сообщается о предварительной проработке ряда подобных проектов и о мероприятиях по определению потребностей флота. Из этого следует, что уже в ближайшие годы может быть выполнено полноценное проектирование, после чего появятся первые контракты на строительство.

Постройка новых вымпелов должна будет занять не менее нескольких лет. При этом есть основания считать, что работы растянутся на значительный срок – из-за общих ограничений разного рода, в связи с новизной проектов, а также вследствие необходимости разработки и запуска производства импортозамещающих компонентов. К сожалению, сейчас строительство буксира или танкера может продолжаться несколько лет, и в случае с новыми сериями вспомогательных судов ситуация не сможет быстро измениться к лучшему.

Поводы для оптимизма


Таким образом, Минобороны и командование ВМФ не только планируют развитие боевого состава, но и составляют программу обновления вспомогательного флота. В дополнение к имеющимся и строящимся судам разных классов планируется разрабатывать и строить совершенно новые.

В целом наличие и проработка таких планов не является чем-то неожиданным. Развитие всех составляющих флота должно быть планомерным и постоянным процессом. Кроме того, в нем необходимо учитывать меняющуюся ситуацию и использовать доступные возможности. Именно на этих идеях и построены новые планы по строительству вспомогательных судов. Удастся ли их реализовать в полной мере, покажет время.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    9 марта 2023 03:32
    Интересно! Перспективно!!!Очередной прожект,как и в плане гражданских самолётов! Только БДК пока будут всё те же польской постройки,пока полностью не выдохнутся!А три новых,на весь ВМФ,даже не смешно!!
    1. 0
      9 марта 2023 04:13
      Как скоро появятся суда новых линеек, пока не ясно
      Этот процесс затянется надолго...Если вообще будет осуществляться...
    2. +3
      9 марта 2023 06:00
      А причем здесь БДК. Речь в статье идет о вспомогательных судах. Или главное написать, что все пропало.
    3. +2
      9 марта 2023 10:15
      Цитата: НСВ
      А три новых,на весь ВМФ,даже не смешно!!
      Два новых - "Грен" и "Моргунов" hi
      1. 0
        9 марта 2023 21:27
        Цитата: Стирбьорн
        Два новых - "Грен" и "Моргунов"

        Ну вообще то ещё четыре строятся (в Калининграде и Керчи) , вот только степень их готовности и будут ли готовы когда , не понятно .
        1. +3
          10 марта 2023 16:44
          приветствую Виталий hi
          Как думаете, кто-то в силах остановить этот - "безжалостный и беспощадный стиль копирайт-Рябова" ... ?!! crying
          как же надо ненавидеть читателей, чтобы информацию из максимум трёх абзацев информации ни о чём, превратить в статью, с бессмысленным сотрясанием воздуха ... !!!
          Цитата: bayard
          Ну вообще то ещё четыре строятся (в Калининграде и Керчи)
          - только два из них - БДК (Калининград) ... Кстати там через пол года после закладки судов (!), разразился скандал, что на предприятии осуществляющем строительство, нет полного комплекта проекта робоче - конструкторской документации ... ?!! recourse но его быстро замяли в прессе ...
          а два строящиеся в Керчи, - это уже УДК (вертолётоносцы, что несколько больше...) yes
          когда просматриваешь новости, типа - https://navy-korabel.livejournal.com/284606.html .... оптимизм по возрождению флота, угасает ... what

          мир Вашему дому !!! Здравия детям !!! hi
          1. -1
            11 марта 2023 14:34
            кто-то в силах остановить этот - "безжалостный и беспощадный стиль копирайт-Рябова" ... ?!!

            Деньги? Перестать ему платить? Общественное письмо в партком?
            Цитата: Рябов Кирилл
            Трудности и успехи

            Цитата: Рябов Кирилл
            Повод для оптимизма

            Если там генерирует буковки нейросеть-и это не поможет
        2. 0
          10 марта 2023 19:00
          что касается Калининградских (и о "том довольно редком случае в практике кораблестроении" lol ... закладка до проекта !!) - https://ic.pics.livejournal.com/navy_korabel/63221775/86696/86696_original.jpg

          и что ещё печальнее, последние новости о ходе их строительства, May 14th, 2020 - https://navy-korabel.livejournal.com/tag/%D0%91%D0%94%D0%9A%20%D0%BF%D1%80.%2011711 ...

          -
          гендиректор "Янтаря" Эдуард Ефимов сообщил: "Мы... ожидаем продолжения проекта 11711 в виде новых заказов типа 303-го и 304-го [мод. II], заложенных в прошлом [2019] году. Думаю, что в течение полутора-двух лет мы такие заказы от Минобороны получим, над чем сейчас работаем"
          ...
          Не смотря на то, что НИ ОДНОГО СЛОВА, на темы, краешком озвученную, ещё в первой статье, -
          На сегодняшний день нет даже документации по корпусу, из-за чего завод не может начать резку металла, не говоря о том, что проектанты НПКБ до сих пор не определились с мощностью и типом ГЭУ.
          request belay
    4. +2
      9 марта 2023 21:08
      А, при чем БДК и суда вспомогательного флота?
      Так, на всякий случай, на флоте новые БДК 11711- два в составе СФ. И все больше новых, нет. А, какой третий?
      На стапелях два БДК пр. 11711 увеличенного водоизмещения, строят в Калининграде и два УДК пр.23900, строят в Керчи. Вот и все!
  2. +1
    9 марта 2023 08:44
    Обновление вспомогательного флота идёт нормальными темпами ,особенно нравится обновление ГУГИ (надводного флота).Про базовую инфраструктуру, можно не говорить - в правильном направлении идут.
  3. +1
    9 марта 2023 12:14
    Уважаемый автор! Прочитал я: "К примеру, в последние годы удалось решить проблему с иностранными корабельными двигателями, а также заменить часть недоступной электроники." Сразу вопрос возник: "Циклон", совсем не головной и не первый серийный корабль испытывали почему больше года? Следующий вопрос:" Буря" почему испытания начала на 3 года позже срока, указанного в контракте? Третий вопрос: "Козельск", "Охотск", "Вихрь" когда начнут испытывать? Их на "Пеллу" для достройки притащили буксиры в ноябре 2019, мае 2020 года. Год на достройку на воде и на испытания - в моря по планам...
    "Академик Макеев" проекта 20183ТВ заложен был в 2015 году летом. Крым был уже наш, ССанкции были. Кто не знал в ОСК про импортозамещение? По отчётам самой ОСК предприятия ОСК в 2022 году были загружены менее, чем на 80 %... Кто-то из смежников на предприятиях-контрагентах, что в ОСК не входят, тормозил выполнение гособоронзаказа? А "Звёздочка" сидела и молчала, их юротдел претензии на эти предприятия не писал?
    Может быть, только уголовная ответственность руководителей предприятий за срыв сроков гособоронзаказа, с наказаниями в виде реальных сроков более, чем на 5 лет лишения свободы, поможет научить господ директоров контрактные сроки соблюдать...
    1. +2
      9 марта 2023 18:37
      Цитата: Тестов
      Уважаемый автор! Прочитал я: "К примеру, в последние годы удалось решить проблему с иностранными корабельными двигателями, а также заменить часть недоступной электроники." Сразу вопрос возник: "Циклон", совсем не головной и не первый серийный корабль испытывали почему больше года? Следующий вопрос:" Буря" почему испытания начала на 3 года позже срока, указанного в контракте? Третий вопрос: "Козельск", "Охотск", "Вихрь" когда начнут испытывать?

      А проблемы "Циклона" и вообще "Каракуртов" к иностранным корабельным двигателям не относятся. wink
      На этих МРК импорта не было изначально (в отличие от 21631 и 20385). Виновником же срыва всех сроков по 22800 является сугубо отечественная "Звезда", набравшая заказов на свои "две звезды по пятьдесят шесть горшков", не обеспеченных производственными мощностями.
      1. 0
        12 марта 2023 19:04
        Это, кто Вам такое сообщил?.
        Вся постройка у нас на СЗ и встала через игры с моторами.
  4. +1
    9 марта 2023 21:13
    Проблема новых судов вспомогательного, так и гражданского флота, большое использование импортных двигателей и различного оборудования. На сегодняшний день- эта проблема не решена. Это- практически, ситуация сопоставима со производством легковых машин. И там и там провал. Ситуация сложная и как, будем выгребать, вопрос???
    1. 0
      10 марта 2023 01:57
      Китай поможет,по другому никак,ну в пример те же автомобили,а уповать на собственные силы,после разрухи 90-ых, не стоит,многое потеряно и для восстановления необходимо время и ресурсы и если со вторым ещё так-сяк то первого у нас нет.