Была ли возможна победа декабристов

100
Была ли возможна победа декабристов

После успешного для России завершения Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813–1814 годов, окончившихся взятием Парижа, многие русские офицеры были поражены жизнью Западной Европы. Несоответствие между уровнем жизни и политическим устройством Франции и Российской империи резко бросалась в глаза победителям Наполеона. «Мы победили, но почему у нас намного хуже, чем у них?» – этот вопрос долгое время не давал им покоя.

В России по-прежнему существовало самодержавие с неограниченной властью монарха, крепостное право, поставившее в рабское положение миллионы русских крестьян, двадцатипятилетняя солдатская служба, которая мало чем отличалась от крепостного права. Одним словом, все то, от чего Франция избавилась ещё в годы революции, в России процветало. Всё это порождало вполне естественный в таких условиях вопрос: что делать?



Уже в 1816 году, спустя всего 2 года после возвращения домой, в офицерской среде возникает первая тайная организация – «Союз спасения». Спустя ещё 2 года она была переименована в «Союз благоденствия». Несмотря на то, что организация была тайной, первые несколько лет существования её члены занимались лишь тем, что собирались друг у друга на квартирах и обсуждали, какие же реформы необходимо провести в России.

Планов вооружённого захвата власти пока ещё не было: все надеялись на то, что царь отменит крепостное право, проведёт реформы, дарует стране Конституцию, а свою власть добровольно ограничит. Однако шли годы, а тактика выжидания себя не оправдывала: никакие реформы не начинались. Тогда у участников организации начали появляться более радикальные планы, предусматривающие захват власти и проведение реформ своими силами.


Павел Пестель

Отсутствие единства


Необходимо обратить особое внимание на то, что среди заговорщиков не было единства. Существовали разные взгляды, разнообразные проекты переустройства страны, различные лидеры. Не смогли заговорщики создать даже единую организацию, уже в начале 1820-х годов возникает Северное общество в Петербурге и Южное общество на территории нынешней Украины, где были расквартированы войска.

Программные документы по будущему переустройству России, составленные лидерами Северного и Южного общества, в корне противоречили друг другу. Так, один из лидеров Северного общества, Никита Муравьёв, в своей «Конституции» предлагал установить в стране конституционную монархию и федеративное устройство. Лидер же Южного общества, Павел Пестель, был настроен более радикально. В написанной им «Русской Правде» Пестель планирует установление республики, истребление или изгнание царской семьи, унитарное устройство и установление в стране диктатуры. Диктатором Пестель видел, естественно, себя.

На основе этого теперь попытаемся проследить дальнейший ход событий в случае прихода к власти любого из этих обществ – Северного или Южного.


Никита Муравьев

Шансы на победу


Больше шансов захватить власть было, конечно же, у Северного общества, поскольку оно располагалось в столице. В день восстания – 14 декабря 1825 года – руководителем заговорщиков был назначен князь Сергей Трубецкой. Накануне он составил подробный план захвата власти, включавший штурм Зимнего дворца и арест царской семьи.

Однако декабрист Якубович, который согласно этому плану должен был командовать захватом Зимнего, в последний момент отказался это делать. Не было надежды и на многих других лидеров восстания. Так план Трубецкого начал рассыпаться ещё до начала активных действий.

В итоге, поняв, что восстание обречено на провал, Трубецкой 14 декабря вообще не явился на площадь и фактически самоустранился. Потеряв руководителя, восставшие полки – около 3 000 человек – собрались на Сенатской площади, однако большую часть дня бездействовали, пока не были разогнаны правительственными войсками.

По выше изложенным причинам Северное общество провалило переворот. Захватить власть у него была возможность лишь в том случае, если бы руководителем восстания был бы назначен более смелый и решительный человек, нежели Сергей Трубецкой. Ошибка в выборе руководителя восстания – первая и основная причина провала декабристов.

Предположим, что каким-то образом во главе восставших в Петербурге оказался бы наиболее решительный и наиболее радикальный из декабристов – Павел Пестель. Вероятность этого мала, поскольку, как мы знаем, он был арестован за день до восстания.

Как бы тогда развивались события? Несомненно, что в этом случае Зимний дворец и другие правительственные здания всё же были бы взяты восставшими. Однако что дальше? У восставших было всего 3 000 солдат и 28 офицеров, в то время как Николай I располагал по меньшей мере 12 000 солдат. Силы, как видим, слишком неравны, и в любом открытом столкновении победа осталась бы за правительственными войсками.

Таким образом, даже при условии решительных действий вероятность победы декабристов минимальна.


«Восстание декабристов 14 декабря 1825 года». Василий Тимм

Однако шанс всё-таки был. Но лишь при условии, что удалось бы убить или взять в плен Николая I, лишив таким образом правительственные войска единого командования. Лишь в этом случае часть правительственных сил могла перейти на сторону восставших, поняв, что защищать им больше некого.

События в этом случае, скорее всего, развивались бы следующим образом. Пестель назначает себя временным диктатором и начинает воплощать в жизнь свою «Русскую правду». Поскольку все члены Южного общества находятся далеко от Петербурга, то сторонников у Пестеля в столице практически нет. Члены Северного же общества дружно выступают против новоявленного диктатора и без особого труда отстраняют его от власти.

Начинается борьба за опустевшее место правителя. Наибольшие шансы выйти победителем из начавшейся схватки у Никиты Муравьёва – поборника конституционной монархии. Муравьёв и его сторонники решают посадить на пустующий трон Михаила Павловича, младшего брата Николая I, заставив его перед этим принять проект муравьёвской «Конституции». Михаил подписывает всё, что ему предлагают, и становится таким образом конституционным монархом. Однако всего через пару месяцев он видит, что среди декабристов по-прежнему нет единства и, заручившись поддержкой нескольких армейских полков и гвардии, разрывает в клочья навязанную ему Конституцию. Часть заговорщиков он отправляет на виселицу, часть – в Сибирь, и часть – на Кавказ.

Итог: через несколько месяцев после восстания самодержавие восстановлено, император Михаил правит долго и счастливо.

Что касается Южного общества, то, поскольку оно находилось вдали от столицы, шансов взять власть у него не было практически никаких. К тому же даже всеобщую поддержку в войсках лидеры этого общества организовать не смогли.

Как видим, даже в случае успеха восстания 14 декабря 1825 года в Петербурге лидеры декабристов вряд ли смогли бы удержать за собой власть продолжительное время. И главные причины этого – отсутствие единства среди них и общего ярко выраженного лидера, который пользовался бы поддержкой большинства восставших, а также нехватка чёткой иерархии и дисциплины в Северном обществе.

Как мы знаем, спустя без малого 100 лет большевики смогли захватить и удержать за собой власть главным образом потому, что у них было всё вышеперечисленное: и единый лидер, и единство в партии, и строгая иерархия, и партийная дисциплина.
100 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. Комментарий был удален.
    1. +2
      11 марта 2023 06:11
      "Вот уж первой-то нож на злодеев-вельмож,
      А другой-то нож – на судей на плутов,
      А молитву сотворя, – третий нож на царя!"
      1. Комментарий был удален.
      2. -1
        14 марта 2023 08:57
        Главные ошибки декабристов, что они были далеки от народа. В их программе не было ни истребления попов со снятием церкви с шеи народа, ни всеобщего образования, ни раздачи пустующих земель. Будь в их программе "освоение целины" в стиле Екатерины Великой, с освобождением от налогов поехавших на целину, то с поддержкой народа они вполне бы удержались. Жаль, не получилось. Причем пример Америки, которая без федеральных налогов и поповщины развивалась дикими темпами, перед ними был. Но и тут - декабристам не хватило образования понять, что происходит.
        1. Elk
          0
          20 марта 2023 17:16
          А народ со своей шеи хотел снять попов?
          А они на них седели?
          Хорошо что не получилось.
  3. +13
    11 марта 2023 05:32
    это потом декабристов коммунисты "раскрутили" назвав ихними именами улицы городов , площади и станции . А по сути , это были обыкновенные , как сегодня сказали бы Агенты Иностранного Влияния усердно выполнившие эпилог этого влияния . Сразу на площадь , и на "майдан"и подавай им власть . А проект конституции Пестеля - это прямой путь к развалу России . Там уже поделены русские на коренных и переселённых , разделены на национальные хутора и аулы и т.д . Победи декабристы , Россия потеряла бы потом Кавказ и Сибирь, а к началу ХХ века и вся её остальная территория развалилась бы на мелкие княжества . Про декабристов надо помнить лишь как об одном из проектов по развалу России.
    1. Комментарий был удален.
    2. +7
      11 марта 2023 06:34
      «разделить все сии кавказские народы на два разряда — мирные и буйные. Первых оставить в их жилищах и дать им российское правление и устройство, а вторых силою переселить во внутренность России, раздробив их малыми количествами по всем русским волостям».
      Пестель считал желательной христианизацию нерусских народов, и вселение на земли других национальностей русских колонистов.

      Одна земля, один народ. Сословия отменить. Только русские и православные, а какой они национальности неважно.

      Проблемы то с тех пор не поменялись - неограниченная власть "царя" и соответственно его закидоны и закидоны его фаворитов.
      Империя быстро разрасталась, но это заслуга в первую очередь переманивания местных феодалов в российское подданство путем предоставления им преференций и сохранения их традиций и власти. Азиатские баи, кавказские князья, прибалтийские бароны, польская шляхта....

      То что это лоскутное одеяло в любой момент может разбежаться по своим квартирам или продаться по сходной цене врагам было ясно задолго до большевиков.

      Бисмарк же продавил малогерманскую идею. И нормально получилось.

      Идеи у них были интересные и прогрессивные, но ведь важны не идеи, а готовность и решимость их реализовывать.
      К сожалению, никто из декабристов и близко не дотягивал по волевым качествам до Наполеона или Бисмарка,
      1. +10
        11 марта 2023 07:41
        "прямой путь к развалу России"он, чтоб привлечь "польское общество". Обещал им Украину до Днепра, Белоруссию и Смоленск
        Примерно, в границы 1608.
        Он планировал создать :Корпус внутренней стражи.
        Кажется, численность предполагала сь, в 3 раза больше регулярной армии
        1. +2
          11 марта 2023 08:10
          Разделить все племена на 3 разряда:

          1.Племя Славянское, Коренной Народ Русской
          В этот разряд входят все славянские народы без различия.

          2. Жители Средней Азии должны быть преобразованы в Аральское Казачество с правом сохранения мусульманского вероисповедания, но искоренением многоженства.
          Цыгане обязаны либо принять православие, либо быть выселенными за пределы России.
          «Буйные» кавказские племена надлежит переселить «вглубь России», предварительно раздробив на малые части. «Мирные» кавказские племена оставить на Кавказе.

          3 .Иностранцы делятся на подданных и неподданных России по их собственному выбору. Неподданным запрещалось иметь недвижимое имущество и состоять на государственной службе. - вспоминаем про 2-3 гражданства наших пламенных патриотов

          Кстати: «Паче же всего надлежит иметь целью устранение вредного для Християн влияния тесной связи Евреями между собою содержимой ими противу Християн направляемой и от всех прочих граждан их совершенно отделяющей» - Очевидно Роттенберги, Вексельберги, Фридманы, Авены, Абрамовичи были талантливыми бизнесменами уже тогда)

          Вполне себе продуманная национал-социалистическая и антисемитская повестка.
          Крестьянам тоже полагались плюшки.

          Я уверен, при должной решимости, власть была бы захвачена декабристами.
          Хорошо ли это? Не уверен.
          Такие фантазёры сначала потопят страну в крови, а потом может чего путное и выйдет. Но это не точно.

          У якобинцы и большевиков что то вышло, у нацистов и красных кхмеров- не очень.
      2. 0
        14 марта 2023 15:56
        "разделить все сии кавказские народы на два разряда — мирные и буйные. Первых оставить в их жилищах и дать им российское правление и устройство, а вторых силою переселить во внутренность России". Примерно так поступил А. Ермолов с Кабардинцами в 1821: чтобы устранить возможность набегов на Кавказскую линию и станицы с целью грабежа и увода в плен, были предприняты экспедиции войск и затем переговоры, для переселения на равнину с целью контроля аулов и лишения возможности грабить и затем скрываться с добычей в горах. Не развалилась Россия до декабристов?
    3. +2
      11 марта 2023 08:53
      Пестель это аналог ельцина 19 века..? Жажда власти даже и ценой распада Державы.
      Но вот о чем мне почитать пока не приходилось : было ли участие Англии, в попытке разрушения и власти, и самой Российской империи?
      1. +1
        11 марта 2023 12:02
        Пестель на Ельцина никоим образом не похож.
        Ельцин - это как раз традиционный российский госпереворот, когда власть захватывает часть элиты, опираясь на силовиков и при поддержке толпы.

        А декабристы на кого могли опереться? Аристократия была объединена страхом перед французской революцией. Крестьяне - тёмные и неграмотные, ума хватает только взбунтоваться и пограбить усадьбы. Солдаты - те же крестьяне, что им офицер скажет, то и делают. Квалифицированных городских рабочих и мещан ещё не было в достаточном количестве.

        Пестель понимал что народ в массе своей не готов к ответственности за принятые решения, недаром в его программе преобразования России в республику, помимо имущественного ценза, был включён образовательный ценз.
        Неимущий, неграмотный?
        Иди работай и учись. Голосовать придёшь потом.

        Декабристы понимали что существующая на тот момент система тормозит развитие страны и рано или поздно приведёт её к катастрофе.
        Что им оставалось делать?
        Партий оппозиционных нет, газет оппозиционных нет. Вроде все всё понимают, но сделать ничего нельзя. Психанули)
        Если уж так хочется их с кем то сравнить, то можно с младотурками. Но у младотурков получилось.

        Бунты после Крымской войны, революция 1905 года после Японской, и Первая мировая наконец добила Империю.

        Тут скорее удивляет упорство, с которым императоры наступали на одни и те же грабли. Были прекрасно образованы, но не смогли перебороть в себе "Хозяев Земли Русской".
        1. +1
          11 марта 2023 15:54
          Всё имеет свое начало и свой конец, после декабристов достаточно благополучно империя смогла просуществовать ещё 90 лет, четыре поколения, существующие "тормоза" выявлялись при очередной войне и начинался непродолжительный период реформ и преобразований. Видимо в России по другому не бывает. Революция 1917г и развал СССР в 91 только подтверждают что мы не умеем длительный период пройти без войн и катаклизмов...
    4. +3
      11 марта 2023 11:24
      Про декабристов надо помнить лишь как об одном из проектов по развалу России.

      Честно говоря вся эта движуха больше похожа на обычную попытку переворота под красивыми лозунгами. Офицеры и лидеры восстания поголовно были помещиками владеющими сотнями и тысячами крепостных, крепостные - залог их благополучия. По этому и провалилось восстание - широкой поддержки среди правящего класса у этой затеи не было.
      Вообще этот вопрос можно было решить только с самого верха и решить его пыталась ещё Екатерина в самом начале своего правления, но ей в лоб сказали, что на троне она сидит исключительно благодаря поддержки дворян и если хочет жить то против дворян идти безумство, а то повторит судьбу мужа. Все последующие императоры имели со своим окружением такой же диалог, по этому отмена крепостного права так долго буксовала, а попытки если и принимались, то какие то половинчатые.
    5. 0
      11 марта 2023 12:31
      Так ведь большинство этих самых "декабрьских героев" - масоны, для которых главное - воля старших орденских братьев, да и большинство сих дворян - ярые крепостники, им народ - до лампочки, в лучшем случае - электорат и пушечное мясо. Также как и Герцен - иноагент, и прочие буревестники революций на западные или, как исключение, на японские и американские, деньги, вплоть до октябрьского переворота 1917 года...
      1. +7
        11 марта 2023 12:44
        Также как и Герцен - иноагент, и прочие буревестники революций на западные или, как исключение, на японские и американские, деньги, вплоть до октябрьского переворота 1917 года...
        революции обычно так и делаются, не царь же их сам против себя финансирует. Вы много знаете успешных революций, которые не имели поддержки из других государств?
    6. 0
      29 апреля 2023 17:40
      Вот так прямо "ихними" и называли?
  4. +10
    11 марта 2023 05:47
    Несоответствие между уровнем жизни и политическим устройством Франции и Российской империи резко бросалась в глаза победителям Наполеона. «Мы победили, но почему у нас намного хуже, чем у них?» – этот вопрос долгое время не давал им покоя.


    Автор, я советую Вам прочитать путевые заметки Фонвизина о Франции 1778 года. Не думаю, что писатель был глупее декабристов. Он был сильно разочарован людьми, порядками, нравами.
    Цитата:
    "...Если кто из молодых моих сограждан, имеющий здравый рассудок, вознегодует, видя в России злоупотребления и неустройства, и начнет в сердце своем от нее отчуждаться, то для обращения его на должную любовь к отечеству нет вернее способа, как скорее послать его во Францию. Здесь, конечно, узнает он самым опытом очень скоро, что все рассказы о здешнем совершенстве сущая ложь, что люди везде люди, что прямо умный и достойный человек везде редок..."
  5. +4
    11 марта 2023 05:58
    Вольный пересказ советского агитпропа, пытавшегося обелить террористическую организацию под условным названием "декабристы" якобы за то, что они "боролись с царизмом".
    Ничего они не боролись. Те, кого вывели на Сенатскую площадь, протестовали против наследования престола Николаем I, т.к. занять престол "по старшинству" должен был его старший брат Константин, но который отрекся в пользу Николая, и это почему то держали в тайне.
    "Южное общество" во главе с Сергеем Муравьёвым-Апостолом вообще требовало дать независимость Польши (не много и не мало!!!).
    "В России по-прежнему существовало самодержавие с неограниченной властью монарха,..." А император Наполеон что, был демократом и избирался на всеобщих и тайных выборах что-ли?
    Прежде, чем писать о декабристах, надо изучать историю, а не советский учебник истории для средней школы или замечательный ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ фильм "Звезда пленительного счастья".
  6. +8
    11 марта 2023 06:05
    Автор посмотрел фильм «Союз Спасения». Спасибо за краткий пересказ с фантазиями.
    1. +3
      11 марта 2023 22:40
      Обзор Бэд Комедиана лучше и интереснее самого фильма.Даже исторического материала больше.
  7. 0
    11 марта 2023 06:24
    "Паситесь мирные народы,
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их нужно резать или стричь" /1823/-Знал, догадывался Пушкин, чем дело закончится.

    Снова-здорово. Опять рассуждения досужих холопов на тему:"при ком нам сиволапым жить лучше". При белом Барине аль при красном Бврине?

    Во Франции вырос класс буржуев, которые устраивали экономические отношения ДЛЯ СЕБЯ. И сумели в итоге, утопив в крови сопротивление аристократов -добиться своего. Никто никого не убивал" просто так".
    Причём борьба продолжалась ещё долго, через ряд ревроюций и реставраций.

    Большевики, книжек которых русский народ за 70 лет прочесть не удосужился- считали, что нечто аналогичное будет и в России. Поскольку было и в Англии, и во Франции и в Германии и в США.
    Революции,гражданские войны.... Кровь и подавление восстаний. ,

    Но в чем ошибка большевиков? - такого грандиозного идиотизма, чтобы в один год потерять то, что создавалось веками и все махом похерить-они не ожидали.

    Ибо "сего умом понять не можно". Знали бы, плюнули бы на все...

    Да и вместо нас наши прадеды бы отмучались. А нас бы просто не было. Как говорят йоги:"счастлив тот кто не родился". Да, упустили мы свое счастье, а все большевики проклятые..... .

    Народу русскому пора бы в йоги переквалифицироваться. Очень соответствующее народному духу учение. Да и без жратвы тогда можно обойтись.

    Прав был В Высоцкий!!!
    Наши поэты всегда правы..
    1. +5
      11 марта 2023 09:29
      Иван, Вы не учитываете, что не просто...
      Во Франции вырос класс буржуев, которые устраивали экономические отношения ДЛЯ СЕБЯ

      Этот класс буржуев был, ко всему прочему, ещё и мелкобуржуазен. Представителей этого класса, а также их наёмных работников, которые уже не могли трудиться иначе, кроме как по найму, можно было найти по всем городам и весям. Совокупная численность таких людей была -- миллионы. При этом эта мелкобуржуазная прослойка формировалась уже очень долгое время -- начиная с 12 века, и потому стала устойчивой экономической традицией, которая, разрастаясь вглубь и вширь страны, наконец перешла в такое количество, которое потребовало нового качества в виде права на управление государством.
      Огромные крестьянские массы России были отстранены от участия в подобных процессах.
      А ведь известно, что если у революции нет армии сторонников, она обречена. У декабристов такой армии не было. Солдаты, выведенные на площадь по принципу подчинения, -- это не многомиллионная армия сторонников.
      Декабристы были политически безграмотны, они не знали, как на самом деле работает История, её экономические, социальные и политические законы были им незнакомы. Декабристам был знаком лишь опыт государственных переворотов. Вследствие этого они были обречены вне зависимости от того, чего они там хотели на самом деле.
      Желаешь ограничить монархию конституционно? Так потрудись! Создай сначала в стране широчайшие слои мелкой буржуазии и миллионы наёмных работников.
      1. +5
        11 марта 2023 10:20
        Цитата: депрессант
        Создай сначала в стране широчайшие слои мелкой буржуазии и миллионы наёмных работников.

        Я извиняюсь, но как Вы собираетесь создавать в стране слой мелкой буржуазии и миллионы наемных работников при крепостном праве?
  8. +4
    11 марта 2023 06:44
    Всякий раз, когда кто-то начинает говорить о том какими они были замечательными, то у меня возникает вопрос:
    "Сколько принадлежавших им крепостных они отпустили на свободу?"
    То же самое касается "разбуженного ими" Герцена (1мин 10 сек):
    1. Комментарий был удален.
      1. 0
        11 марта 2023 07:15
        А где и когда в истории человечества были такие, которые "старались для народа"?
        Хе... Хе.. Сладкая мечта крепостных, которых давят давят никак не передавят... Чтоб некий "добрый барин" для них "постарался".. После октября 1993 таких идеалистов точно нет и никогда уже не будет.. Только давить, давить давить......
    2. +4
      11 марта 2023 08:50
      "сколько крепостных" есть неофициальная версия,что Бенкендорф,собрал у себя: Волконского,Пестеля,Муравьева спросил,а что они сделали ,для своих крепостных?.
      Бенкендорф, своих ещё до 1825 г ,освободил с землёй и кажется,перевел на оброк? Честно говоря,я не помню деталей
      1. +6
        11 марта 2023 12:05
        Цитата: Astra wild2
        есть неофициальная версия,что Бенкендорф,собрал у себя: Волконского,Пестеля,Муравьева спросил,а что они сделали ,для своих крепостных?.

        Это не версия, а отрывок из художественного произведения)))
        Такая альтхистори лайт, причем от автора не слишком заморочившегося матчастью.
        Я как-то разбирал ляпы того отрывка.
        Если коротко, имения принадлежали не Христофору Александровичу, а его отцу. Так что никого освободить он не мог. Кроме того, имения те располагались в другой губернии))) И самое главное, тамошних крестьян и впрямь освободили, но не Бенкендорфы, а царь. Насколько я понимаю, Александр Благословенный провел натурный эксперимент, но результаты его не вдохновили.
        Помимо того. Бенкендорф не участвовал в следствии, а посему в тот момент не мог ничего высказывать декабристам.
        Вообще, попытку освобождения предпринял ЕМНИП Лунин. Но предложил такие условия, что крестьяне покрутили пальцем у виска и послали своего барина.
        Любопытный момент. В царствование Александра многие подавали проекты освобождения крестьян, в том числе и Аракчеев. И по его проекту освобожденным полагалось 6 десятин пахотной земли.
        У декабристов тоже были такие проекты. По одним предполагалось освобождать совсем без земли, по другим с наделом в 2 десятины. Но при этом Аракчеев имел репутацию злодея (кстати вполне заслуженную), а декабристы, извольте видеть, - народные заступники!
  9. +9
    11 марта 2023 07:18
    Очередная статья из серии:"Значит так: Цезаря убили, но у них там всё равно ничего не получилось! Нашлось ещё двое: сродственник Цезаря - Октавиан и товарищ по работе Цезаря - Антоний"(с). laughing
  10. +5
    11 марта 2023 07:24
    Главная причина неудачи - деградация российского дворянства, потеря пассионарности, которая с той поры стремительно нарастала и в итоге дошло до кровавого анекдота, когда несколько утончённых аристократов не смогли общими усилиями убить одного сибирского мужика - пришлось английскому куратору лично Распутина достреливать (это уже установленный факт) . Чтобы совершить успешный государственный переворот нужно было не 3 тысячи солдат на площадь тащить, а с одной ротой в Зимний идти. А потом объявить манифестом, что государь император от каких-нибудь геморраидальных колик скончался, идите новому правительству присягать. И не гоголевские Маниловы должны были Николая свергать, а крутые мужики вроде Алёшка Орлова или Бурхарта Миниха, но таковые у дворян кончились, зато у разночинцев уже рождались в изрядном количестве. И, да, если бы декабристам чудом удалось бы захватить власть, они бы очень быстро и с большой кровью развалили империю.
  11. +11
    11 марта 2023 07:30
    Потомки поротых по пятницам дворянами крестьян, получившие волю и свободу от «проклятых большевиков», которые отправили крестьянского сына и первого человека планеты Земля в космос, в стиле капризной дворянской барышни говорят:
    Фи maman какие эти декабристы, народовольцы, герцены - противные террористы, jacobins, франкмассоны, они борются за то, что бы не пороли бестолковую крестьянскую сволочь.

    PS Порку крестьян отменила только в 1905 г. революция.
    1. +1
      11 марта 2023 07:37
      Цитата: Эдуард Ващенко
      PS Порку крестьян отменила только в 1905 г. революция.


      В 1861 году вместе с отменой крепостного права.

      Кстати, сейчас выражение "Понедельник день тяжёлый" связывают с работой, а раньше всю дворню пороли розгами по понедельникам, отсюда и выражение.
      1. +9
        11 марта 2023 07:53
        Несколько вариантов дат отмены телесных наказаний есть, поскольку принимались такие решения с разными исключениями
        и оговорками. После отмены крепостного права было запрещено бить до вынесения решения суда (то есть, раньше можно было бить и потенциально невиновного человека). Официально лишь с 24 августа 1904 года в России были отменены все виды телесных наказаний. Но опять имелось исключение - наказание розгами применялось в исправительных арестантских отделениях и военных тюрьмах. Там розги были отменены в 1917 году.
      2. Комментарий был удален.
      3. +11
        11 марта 2023 08:01
        PS Порку крестьян отменила только в 1905 г. революция.
        В 1861 году вместе с отменой крепостного права.

        Официально только в 1904 г.
        Казаки пороли крестьян во время революции 1905 г. не взирая на законы.
        Но "красный петух" Революции или крестьянского восстания 1905 - 1907 гг. отучил феодальную монархию пороть НАРОД - основное население страны.
      4. +7
        11 марта 2023 09:22
        Цитата: Карат
        Цитата: Эдуард Ващенко
        PS Порку крестьян отменила только в 1905 г. революция.


        В 1861 году вместе с отменой крепостного права.

        Не.. а.... Телесные наказания отменили только в 1904. Но на практике пороли до февраля 1917.пока "благородия" были...да и в Гражданскую тоже. Пороли. Учите матчасть. Или хотя бы посмотрите кинофильм "Чапаев" . Люди, которые в те времена жили - все превосходно помнили

        Можно ещё почитать статью М. Горького "О русском крестьянстве" от 1922 г Очень советую-здорово прочищает мозги от всякой современной галиматьи.
      5. +1
        12 марта 2023 15:56
        Допускалось телесное наказание по приговору волостного суда, состоящего из крестьян. Этот суд носил сословный характер, состоял из крестьян и их же судил. То есть после 1861 года к порке крестьян приговаривали другие крестьяне. За многие проступки предполагалась вилка наказаний. Народнические публицисты отмечали, что многие мужики предпочитали лучше быть подвергнутым порке, недели выплачивать денежный штраф. С 1904 года порка по решению волостных судов была отменена.
      6. +1
        13 марта 2023 15:23
        Цитата: Карат
        В 1861 году вместе с отменой крепостного права.

        Брата моей бабушки приказчик помещика забил до смерти за кражу 2 картофелен для сестры. Батрак работал за еду и за попытку унести пару картофелен из своего обеда сестре был запорот до смерти. Бабушка родилась в 1906 году. То есть помещик мог пороть батраков еще в 1910-1914 году. Это было повсеместным обыденным явлением. Помещики держали у себя охрану из представителей горских народов. Только массовые организованные выступления крестьян летом 1917 года заставили охрану изменить помещикам и уехать на родину, а помещиков прекратить порки и убийства батраков.
    2. +2
      11 марта 2023 08:08
      Цитата: Эдуард Ващенко
      PS Порку крестьян отменила

      Вот только пороли за воровство, пьяные дебоши, драки и т.п.
      1. +6
        11 марта 2023 08:39
        Вот только пороли за воровство, пьяные дебоши, драки и т.п.

        Это закон, «Общее положение о крестьянах…»:
        101. Волостной суд разбирает и приговаривает к наказанию крестьян, принадлежащих к волости, за маловажные проступки, когда оные совершены в пределах самой волости против лиц, принадлежащих к тому же состоянию, и без участия лиц других состояний, а также, когда означенные проступки не находятся в связи с уголовными преступлениями, кои подлежат рассмотрению общих судебных мест.
        102. Волостной суд властен, по таковым проступкам, приговаривать виновных: к общественным работам - до шести дней, или к денежному взысканию - до трех рублей, или к аресту - до семи дней, или наконец, лиц, от телеснаго наказания не изъятых, - к наказанию розгами до двадцати ударов. Назначение меры наказания за каждый проступок предоставляется усмотрению самого суда.
        А вот правоприменение в столице империи: градоначальник СПБ Трепов приказ выпороть политического заключенного, народника А.С. Боголюбова за то, что тот не снял перед ним шапку.
        А что там было на селе?
        1. -1
          11 марта 2023 09:08
          Цитата: Эдуард Ващенко
          градоначальник СПБ Трепов приказ выпороть политического заключенного, народника А.С. Боголюбова

          Ключевое слово заключенного.
          1. +3
            11 марта 2023 09:34
            градоначальник СПБ Трепов приказ выпороть политического заключенного, народника А.С. Боголюбова.
            Ключевое слово заключенного.

            Это меняет дело кардинально good Пороть и еще раз пороть
            1. -3
              11 марта 2023 10:52
              Цитата: Эдуард Ващенко
              Это меняет дело кардинально
              Конечно. Ведь в советских тюрьмах заключенных всячески лилеяли, а в пресс-хатах пряниками кормили.
          2. +1
            13 марта 2023 15:31
            Цитата: Dart2027
            Ключевое слово заключенного.

            Светочь русской демократии П.А. Столыпин отдавал приказы при подавлении крестьянских волнений пороть целые села. Столыпин не гнушался палаческим ремеслом лично избивая неугодных. Да что говорить. Никита Михалков после 1991 после акции национал-большевиков удовлетворил свои садистские наклонности ударив скрученного его охраной нацбола.
    3. +5
      11 марта 2023 09:03
      Цитата: Эдуард Ващенко
      Фи maman какие эти декабристы, народовольцы, герцены - противные террористы, jacobins, франкмассоны, они борются за то, что бы не пороли бестолковую крестьянскую сволочь.

      Приветствую Эдуард!
      сейчас в ревизионистком угаре модно кидать в декабристов камни, дескать кровавые заговорщики, военная хунта и прочая чушь.
      А мне лично декабристы симпатичны, они были "идейными" и на мой взгляд вполне искренне хотели положительных преобразований в России, причем не для себя лично (хотя такие тоже были в их довольно разношерстных рядах).
      Мы конечно не можем ответить: получилось ли бы у них или нет. Лично мне кажется, что могло получиться и те реформы, которых Россия ждала еще от 36 до 92 лет могли произойти в случае если бы им повезло 14 декабря 1825г (а такая вероятность была, все висело на волоске). hi
      1. +7
        11 марта 2023 09:33
        Сергей приветствую!
        Я, как и ты, конечно, в свое время, прошерстил историографию по декабристам.
        Да и на экзаменах, помнишь, надо было детально знать все отличия обществ, программы, их действия, и пр. конкретные детали восстания, чуть ли ни по минутам.
        Понятно, что объективно по отношению к восстанию ничего нового не появилось - поэтому советский школьный учебник абсолютно прав.
        Это было восстание, условно говоря, «романтиков», планировавших провести необходимые изменения в России, пока она была еще на «пике всего». То, что ДЕКАБРИСТЫ БЫЛИ ИСТОРИЧЕСКИ ПРАВЫ, не даст соврать Лев Толстой с 4-го бастиона Севастополя.
        А нынешние «трактовки» декабристов, они понятны, каждый исходит из своих политических взглядов, если страна регрессирует к уровню времен Александра III, то понятно, что и декабристы с народниками будут бунтовщиками и смутьянами, а Победоносцев – светоч мировой философии …и воспитатель наследника.
      2. +8
        11 марта 2023 09:40
        Согласен. Сейчас какая-то мода пошла видеть везде руку Госдепа или Англии. Да, декабристы были идеалистами, не понимали много, но хотели то правильных вещей. Разве Крепостное право это нормально? Разве Россия не нуждалась в реформах?
      3. +6
        11 марта 2023 09:57
        hi Сергей,свой комментарий оставил выше.Добавлю только:"Я и так счастливый был, а теперь в два раза счастливей стану. Потому что у меня две коровы есть"(с).(Самсонов и Сарматов)
      4. +6
        11 марта 2023 12:32
        А мне лично декабристы симпатичны, они были "идейными" и на мой взгляд вполне искренне хотели положительных преобразований в России, причем не для себя лично (хотя такие тоже были в их довольно разношерстных рядах).

        Друзья мои, всем привет!
        Сергей и Эдуард - кидайте в меня камушками, но позвольте мое мнение дилетанта, хоть у меня и нет исторического образования, как у Вас.
        В чем-то симпатичны "идейностью". Хорошо. Была ли у Северного общества конкретная программа сразу опубликованных указов? Или сначала они бы установили военную диктатуру?
        Как показывает практика, любые "борцы за свободу", придя к власти после горячо критикуемых "кровавых тиранов", сначала устанавливают ТАКОЙ режим, что свергнутые "тираны" кажутся детьми ясельной группы, начиная с Изабеллы и Мортимера, кончая современными "майданами".
        "Идейные мечтатели" первыми пустили бы под нож (буквально!) Николая, супругу, малолетнего будущего Александра II и брата нового императора - Михаила Палыча. Да всех бы пустили - императорской фамилии.
        Сразу бы полыхнула Польша. Сидящий там плотно на попе Константин Палыч (который никогда не хотел править Россией!) только бы охреневал от новостей, полностью деморализованный. Его мог бы очень сильно поддержать своей волей Милорадович, но Милорадович уже убит в спину экзальтированным психопатом Каховским... hi
        Хорошо, династия уничтожена. hi Новый режим сопровождается кровавыми расправами. Крестьянам зачитывают какие-то там манифесты, они тоже громко охреневают от подвижек - они привыкли жить при барине, какая свобода? Да, шок в патриархальном, традиционном и малообразованном крестьянстве был бы огромным! request
        В общем, куча вопросов, к чему бы все привело. Если бы не гвардейские саперы, котороые вовремя прибыли к Зимнему.
        к слову:
        30 января 1818 года Великий Князь Николай Павлович назначается генерал-инспектором по инженерной части, т.е. становится прямым начальником все инженерных частей Русской Армии и Гвардии. Его внимание к батальону усиливается. Он потребовал, чтобы офицеры озаботились обучением грамоте солдат батальона, а требование знать грамоту сделал обязательным условием производства солдат батальона в унтер-офицеры. В этом же году были составлены учебники для обучения нижних чинов инженерному делу.
        http://saper.isnet.ru/history/l-g-batalion.html

        В общем, к "мечтателям" много вопросов. Они и само восстание спланировали настолько через задницу кувырком, что батальон Гвардейского Морского экипажа пришел на Сенатскую... с учений... с учебными деревянными аналогами кремня в ружьях...
        Но то, что была бы куча жертв в случае их победы - несомненно!

        И подвожу итог - конечно, все реформы должны идти сверху, и идти вовремя. Когда они долго не идут, это приводит к революциям. Это - памятка всем политикам. drinks
        1. +5
          11 марта 2023 13:17
          Пане Коханку, "на кой чёрт занесло вас на эти галеры?"(с) На альтернативщину потянуло? smile
          1. +4
            11 марта 2023 20:17
            Пане Коханку, "на кой чёрт занесло вас на эти галеры?"(с) На альтернативщину потянуло?

            Нисколько, Алексей Анатольевич! laughing Вы ж знаете, я против альтернативы и самсоновщины. drinks
            Просто представил последствия, если бы все удалось "мечтателям"... belay
            Поведение главарей заговора тоже не вызывает симпатий. "Терминатор" Якубович, который на Кавказе, вроде как, лично догонял и лично убивал каждого обидевшего его горца, свободно бегал меж двумя лагерями, в каждом говоря то, что от него ждали. "Диктатор" не явился. feel Заговорщик Анненков (герой Игоря Костолевского в известном фильме) вообще находился среди войск правительства.
            Сами бунтующие солдаты были введены в заблуждение откровенно. Малолетний идиот унтер-офицер Лейб-гвардии Гренадерского полка Луцкий сотоварищи, видимо, находясь в возвышенных чувствах, сильно побили конного жандарма, который стоял в оцеплении (ничего не напоминает?).
            Да - при восстании на Сенатской... никто из заговорщиков-офицеров не был ни убит, ни даже ранен! Ну, как бы, вот так...
            Алкотрип с грабежами Черниговского полка заслуживает отдельной хорошей статьи. Оболваненные и пьяные... Подобное было в одной серии популярного сатирического мультсериала "Южный Парк", когда на фестивале реконструкторов жители городка перепились, решили переиграть итоги Гражданской войны США, и даже дошли до Вашингтона. Аналогии - налицо!
            Но у них командир был гораздо умнее и инициативнее Муравьева-Апостола - генерал Эрик Картман Ли! laughing



            В общем, мне очень не нравятся средства, выбранные декабристами. И еще непонятно, что из этого вышло бы. hi Как-то так! drinks
        2. +7
          11 марта 2023 14:09
          Хорошо. Была ли у Северного общества конкретная программа сразу опубликованных указов? Или сначала они бы установили военную диктатуру?

          Добрый день Николай!
          На мой взгляд программа Северного общества была вполне реальная: если посмотреть Конституцию Никиты Муравьева, то ничего супер-радикального мы там не увидим:
          - монархия сохраняется, но в конституционном виде, император остается главой исполнительной власти
          - разделяются исполнительная, законодательная и судебная власть. Выборы в парламент осуществляются на основе довольно высокого имущественного ценза (никаких крестьян в нем не предполагалось)
          - крестьяне получают личную свободу, но земля в целом остается у помещиков, в принципе - предтеча реформы 1861г.
          - все граждане получали равенство перед законом, объявлялась свобода слова и печати.
          На мой взгляд, здесь все умеренно и осуществимо, по большому счету все эти преобразования в том или ином виде состоялись, только в течение длительного срока и сильно позже чем они были нужны.
          Программа Пестеля была сильно радикальнее, но и факт прихода к власти Южного общества маловероятен.
          "Идейные мечтатели" первыми пустили бы под нож (буквально!) Николая, супругу, малолетнего будущего Александра II и брата нового императора - Михаила Палыча. Да всех бы пустили - императорской фамилии.

          Совершенно не факт. ЕМНИП, как раз Михаил Павлович в основном и предполагался на роль конституционного монарха. Что касается Николая Павловича, то вероятность его физического устранения тоже не обязательна: его устранение предполагалось радикальной частью декабристов во время захвата власти, но этого не случилось. Если бы их план удался, то Николай бы отрекся и какие шансы были бы у него вернутся к власти? Мне кажется минимальные: он не пользовался популярностью ни в обществе, ни в армии и даже при абсолютно законных условиях (наследником был назначен именно он) он с огромным трудом смог прийти к власти. А если бы Константин передумал и все-таки решил царствовать? Это мы сейчас знаем, что он твердо отказался, тогда это было не очевидно.
          Что касается Константина в Польше, то в случае успеха восстания и осуществления плана с конституционной монархией, то мне кажется он бы не "взбунтовался" и его скорее всего бы не тронули. Но если бы действительно закрутилась "кровавая каша" - то тогда другой вопрос.
          Крестьянам зачитывают какие-то там манифесты, они тоже громко охреневают от подвижек - они привыкли жить при барине, какая свобода?
          А собственно как происходило в 1861г? Крестьяне к этому времени уже отвыкли жить при барине или их вообще не нужно было освобождать?
          Но то, что была бы куча жертв в случае их победы - несомненно!
          Все этот тезис априори приводят как аксиому, но это из разряда альтернативной истории. Может быть действительно было бы так, а может быть и нет? Здесь получается, что декабристов обвиняют в том что они не сделали.
          И подвожу итог - конечно, все реформы должны идти сверху, и идти вовремя. Когда они долго не идут, это приводит к революциям

          С этим тезисом невозможно не согласиться! hi
          1. +3
            12 марта 2023 19:49
            Дорогой Сергей, по пунктам! drinks
            Что касается Николая Павловича, то вероятность его физического устранения тоже не обязательна: его устранение предполагалось радикальной частью декабристов во время захвата власти, но этого не случилось.

            ЕМНИП, пункт физической ликвидации царя таки существовал. Более того, это бы случилось обязательно, добавь нескольких умных и беспринципных радикалов во главе к гвардейским гренадерам, которые пошли на Зимний дворец. Радикалов не оказалось. Поэтому, застав в охране дворца ЛГ Саперный батальон, гренадеры вежливо помахали ручкой, стушевались (как сказал бы Ф.М. Достоевский), и отправились на Сенатскую.. мимо восседающего на коне Николая Палыча! Царь крикнул: "Братцы, куда!", ему в ответ раздалось: "Мы за Константина!"
            Николай показал рукой в сторону Сенатской: "Тогда вам - туда"! И обе стороны мирно разошлись, чрезвычайно довольные друг другом. (цитаты я привел нестройно, но что-то подобное, лень искать источники) drinks
            ЕМНИП, как раз Михаил Павлович в основном и предполагался на роль конституционного монарха.

            Получился бы из Михаила Павловича монарх? Вряд ли. Это был педантичный офицер. Мог бы командовать корпусом. Говорят, вводил все новшества в артиллерии - справедливо (!), но при этом пехоту - мучил шагистикой и внешним видом. Пьяные офицеры в Петербурге вечером боялись больше нарваться на него, нежели на самого царя. Итог - Крымская война, в которой мы были как минимум равными в артсистемах, но очень проигрывали в ружьях. Нормальную массовую винтовку ввели лишь в 1856-м.
            Хотя были и исключения. ЛГ Финский стрелковый батальон был поголовно вооружен нарезными штуцерами, и его воины отразили несколько мелких десантов на Балтике.



            А если бы Константин передумал и все-таки решил царствовать? Это мы сейчас знаем, что он твердо отказался, тогда это было не очевидно.

            Он мог царствовать только, если бы за его плечами стоял старый друг Милорадович. В принципе, с моей точки зрения, этим и объясняется странное поведение Михаила Андреевича перед восстанием. Он был явным противником Николая, и приговаривал: "у кого 60 000 штыков в кармане, тот может смело говорить". Своей интригой он только затянул ситуацию.
            Константин патологически не хотел быть императором, о чем признался еще в ночь убийства Павла Петровича. Милорадовичу ли было про это не знать? wink Нет, он прекрасно знал, но Константина таки педалировал из всех сил! А почему? drinks Да потому что один бы правил, а другой бы - управлял! Взяли верх амбиции у генерала-героя! fellow
            Но это - лишь мои мысли, Сергей!
            Что касается Константина в Польше, то в случае успеха восстания и осуществления плана с конституционной монархией, то мне кажется он бы не "взбунтовался" и его скорее всего бы не тронули.

            Польша полыхнула бы сразу же. Через пять лет Константин насилу унесет оттуда ноги. soldier

            крестьяне получают личную свободу, но земля в целом остается у помещиков, в принципе - предтеча реформы 1861г.

            Некоторые крестьяне громко обалдевали в 1861-м году... От свободы...

            С этим тезисом невозможно не согласиться!

            Истинно так! Будем жить! drinks
            1. +1
              13 марта 2023 09:49
              Добрый день Николай!
              И обе стороны мирно разошлись, чрезвычайно довольные друг другом. (цитаты я привел нестройно, но что-то подобное, лень искать источники)

              Насколько помню, как-то так оно ибыло.
              Получился бы из Михаила Павловича монарх?

              На Михаиле Павловиче весь свет не сошелся. Я уже сейчас не помню, но они рассматривали несколько кандидатур из царской семьи, включая женские. Царская семья была большая, с кем-нибудь бы да договорились.
              странное поведение Михаила Андреевича перед восстанием. Он был явным противником Николая

              Версия о "неком заговоре генералитета" во главе с Милорадовичем против Николая представляется вполне здравой.
              Собственно и попытка восстания строилась на базе непопулярности в армии и в обществе Николая Павловича. На основание этого планировалось переагитировать войска и это почти удалось.
              Если бы Константин принял престол, то никакого бы выступления не было: предполагалось уйти в подполье и вести агитационную работу.
              Вообще я считаю, что программа декабристов была правильная, они правильно оценивали проблемы России и в целом предлагали правильные способы их решения. И мое мнение, что время было подходящее (20-годы 19века): Россия была еще на пике и возможно осуществись эти реформы в 20-30 годы 19 века, она не пропустила бы промышленную революцию и вообще все что можно.
              Как я уже писал ранее, если посмотреть на программу декабристов, то в итоге большинстве предлагаемых ими реформ были в той или иной мере осуществлены, но сильно позже чем следовало.
              P.S. естественно речь идет только об их программном проекте . Чтобы бы было в действительности, приди они к власти, можно только предполагать: от "кровавой бани" и гражданской войны с одной стороны до успешных и мирных реформ с другой. Возможных сценариев можно предположить очень много.
              Но как мы знаем они не смогли правильно организовать восстание и в итоге своим неудачным выступлением добились прямо противоположного тому против чего боролись: консервации феодальных порядков в Росии еще на десятилетия. А чем в итоге это кончилось - мы знаем - 1917г. hi
              1. +1
                13 марта 2023 20:31
                Версия о "неком заговоре генералитета" во главе с Милорадовичем против Николая представляется вполне здравой.

                Сергей, приветствую! За генералитет не скажу, а вот за Милорадовича лично... Он знал Константина минимум 27 лет, они оба участвовали в Итальянском походе Суворова. Видимо, шибко хорошо друг друга знали. Михаил Андреевич не мог не знать, что Константин Палыч патологически не хотел править Россией! stop Цесаревич этим тезисом разродился вслух сразу же после отцеубийства одному из собеседников. hi
                В общем... Знал Милорадович все про того, кого всецело педалировал-толкал на занятие трона. Возможно, старая дружба, симпатия, что с того? Тем не менее, управлял бы страной, был бы первой фигурой, более значимой, нежели "царь Константин" - именно что Милорадович! fellow
                Сегодня годовщина убийства Александра II. soldier В день восстания на Сенатской гвардейские саперы спасли Зимний дворец, супругу Николая и малолетнего Александра от расправы...
                Много лет спустя император, отменивший крепостное право, будет одет в мундир ЛГ Саперного батальона в момент своей гибели... soldier
                Парадокс? Не знаю. Огромное спасибо Дмитрию-"Ричарду" за информацию, проверил, да, именно тот мундир на нем и был. drinks
        3. ort
          +1
          13 марта 2023 17:31
          Цитата: Пане Коханку
          В общем, к "мечтателям" много вопросов.

          У матросов нет вопросов к ворам, бандитам. предателям. А к "мечтателям"- масса. Наверное все беды в нашем отечестве от "мечтателей" и от консерватории... И ещё от филармонии.
    4. +4
      11 марта 2023 12:11
      Цитата: Эдуард Ващенко
      Порку крестьян отменила только в 1905 г. революция.

      А что все "декабристы" собирались ее отменять?
      Или в своих полках не применяли?
    5. +1
      11 марта 2023 19:58
      томки поротых по пятницам дворянами крестьян, получившие волю и свободу от «проклятых большевиков», которые отправили крестьянского сына и первого человека планеты Земля в космос, в стиле капризной дворянской барышни говорят:

      В историографии сложился маркер о декабристах, как поколении не поротых дворян. laughing
  12. +4
    11 марта 2023 07:55
    Как мы знаем, спустя без малого 100 лет большевики смогли захватить и удержать за собой власть главным образом потому, что у них было всё вышеперечисленное: и единый лидер, и единство в партии, и строгая иерархия, и партийная дисциплина.

    Это намёк на какой то другой временной период в другой стране, в которой захватывать власть не требуется, а достаточно просто удерживать?
    1. 0
      12 марта 2023 21:30
      Цитата: Fangaro
      Как мы знаем, спустя без малого 100 лет большевики смогли захватить и удержать за собой власть главным образом потому, что у них было всё вышеперечисленное: и единый лидер, и единство в партии, и строгая иерархия, и партийная дисциплина.

      отнюдь, большевики смогли придти к власти потому, что главное до них уже сделали, уничтожили основу Империи. Не сделай этого тогдашняя либерастня не факт, что у большевиков, что-нибудь получилось, даже рпи наличии перечисленных Вами факторов
  13. +6
    11 марта 2023 08:22
    Ошибка в выборе руководителя восстания – первая и основная причина провала декабристов.

    А я то, грешный, думал, что провал был из-за того, что " они были безмерно далеки от народа",- как сказал классик.
    А если серьёзно, то если бы автор хоть немного погрузился в эпоху, то написал бы, что декабристы были сразу обречены, потому что не отражали ничьи интересов кроме собственных. Без широкой социальной поддержки революции не свершаются. Сравнительная лёгкость с которой совершались предыдущие перевороты - от Елизаветы до Александра были сменой элит. Декабристы никакой элитой не были. Будь среди них элита в лице обладающих реальной властью чиновников и военных империи - тогда бы и был у них шанс.
    1. 0
      11 марта 2023 09:33
      Цитата: Sertorius
      декабристы были сразу обречены, потому что не отражали ничьи интересов кроме собственных. Декабристы никакой элитой не были. Будь среди них элита в лице обладающих реальной властью чиновников и военных империи - тогда бы и был у них шанс.

      Во все времена и повсюду те, кто брали власть, никогда не думали ни о чем кроме собственных интересов. А те, кто действовал "для народа" - были всегда народом биты.
      Со времен Христа.

      Власть в октябре 1917 взяли вооружённые солдаты и рабочие. Для себя, а не "для народа". А кто там "элита".. им было вообще пофиг.
  14. -2
    11 марта 2023 08:40
    *или изгнание"- заранее исключалось. Лишь ,полное убийство
    Пестель планировал: полное уничтожение Романовых .
    А потом"левых"людей обвинить в убийстве и после показательных пыток,казнить .
    Пока училась в школе,у меня была фотография ,казнённых декабристов .
    Сейчас, произошла переоценка ценностей: Муравьева, Трубецкая, Анненкова
    С Волконский
    Софья Перовская ,Халтурин. Как автор звездолета. У него был проект космического корабля
    1. +9
      11 марта 2023 11:08
      ,Халтурин. Как автор звездолета. У него был проект космического корабля
      Уважаемая Astra! Проект реактивного летательного аппарата был у Кибальчича, Халтурин занимался более приземлёнными делами. Правда, проект не спас Кибальчича от виселицы.
      1. +4
        11 марта 2023 12:05
        Правда, проект не спас Кибальчича от виселицы.

        Сергей, было бы странно, если бы спас! laughing Царь Иоанн Васильевич Кибальчича на его же проект посадил бы - "пущай полетает"! fellow wassat
        1. +3
          11 марта 2023 16:23
          Царь Иоанн Васильевич Кибальчича на его же проект посадил бы - "пущай полетает"!
          Ну это не более, чем исторический анекдот, про изобретателя и бочку с порохом, якобы Грозный так боролся с ересью. Реально Иван Васильевич, полагаю, приветствовал оружейные новинки. А Кибальчич хоть таким образом в истории остался, цареубийц много было, а изобретателей летательных аппаратов существенно меньше. Причём случилось это в то время, когда и теории крыла ещё не существовало, поэтому реактивный принцип (РДТТ) выглядел предпочтительнее.
          1. +1
            11 марта 2023 17:00
            Приветствую Сергей wink! Вспоминал всё время Вашу последнюю статью и приведённые в ней интересные факты. Тогда было какое-то время у меня что-то найти-прочитать новое. Сейчас как-то времени стало request меньше yes
            1. +2
              11 марта 2023 21:53
              Сейчас как-то времени стало request меньше yes
              Здравствуй, Дмитрий. Привыкай, его никогда много не бывает, только мало. Ты хоть что-нибудь из воспоминаний родственников собрал? Матушку пораспрашивай хотя бы.
      2. +1
        12 марта 2023 16:05
        Вот интересно всё же, был маршал авиации Голованов потомком Кибальчича или это всё-таки красивый миф?
  15. +2
    11 марта 2023 09:03
    "защищать им больше некого" автор, Вы совсем забыли, что Николая 1 был наследник и он его поручил, солдатам : гвардейского инжинерного батальона. Извените, но я не знаю какова численность того батальона.
    Спросила у мужа, а он говорит, вероятно, свыше тысячи
    1. +2
      11 марта 2023 11:07
      Вероятно речь идет о Лейб-гвардии саперном батальоне, дислоцированном в г. Санкт-Петербурге и входившем в 1-й гвардейский корпус.
      Во время ПМВ батальон был развернут в лейб-гвардии Саперный полк и Гвардейский конно-подрывной полуэскадрон
      1. +3
        11 марта 2023 12:03
        Именно он, Дмитрий. Гвардейские саперы-молодцы!
        1. +3
          11 марта 2023 13:29
          Николай. hi мыло у Вас не поменялось? Я Вам целую кучу архивных документов о Павле отправил
      2. +4
        11 марта 2023 12:13
        Извените, но я не знаю какова численность того батальона.

        батальон первоначально состоял из 4 саперных рот( с 3.01.1879 г. - добавлена 5 саперная рота)
        рис. знамя Лейб-гвардии саперного батальона

        рис. форма Лейб-гвардии саперного батальона

        1. +6
          11 марта 2023 12:16
          Любопытный факт 1 марта 1881 года император Александр II погибает от саперного средства - заряда взрывчатки, будучи одетым в мундир лейб-гвардии Саперного батальона.
          На снимке : обрывки мундира Александра II, в котором он был в момент покушения.
          1. +2
            11 марта 2023 20:25
            Любопытный факт 1 марта 1881 года император Александр II погибает от саперного средства - заряда взрывчатки, будучи одетым в мундир лейб-гвардии Саперного батальона.

            Вот уж точно... Мистика... Или судьба. what

            А Николай Палыч на Сенатской был в мундире ЛГ Измайловского полка. В память за верность этого подразделения он приказал впоследствии построить им новый полковой собор - Троицкий Измайловский, со звездным куполом.



            Колонна слева - отделана стволами захваченных турецких пушек войны 1877-78 годов. В 2006-м деревянный купол собора сгорел, но его восстановили.
            1. +1
              12 марта 2023 21:54
              Николай, ныне стоящая колонна новодел.
              Современный памятник является копией исторической колонны и выполнен из бронзы. Работы по его восстановлению начались в 2001 году и закончились в 2005 году. Архитектор по воссозданию колонны — Г. А. Шереметьев.
              В новом конструктивном решении на стволе колонны декоративный рельеф, имитирующий пушечные стволы[b][/b]. Части колонны безвозмездно отлиты из чугуна на Ново-Липецком металлургическом комбинате, покраска и отделка – на петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи». Бронзовая скульптура Славы отлита на заводе «Монументскульптура» по модели скульптора З. К. Церетели и на его средства.


              Оригинальный памятника был открыт 12 октября 1886 года Императором Александром III. Колонна состояла из 128 трофейных турецких стальных (52) и бронзовых (76) орудий различных эпох. Наиболее крупные орудия были размещены в нижнем ярусе колонны, всего их 36, на каждом из четырех последующих — по 8 бронзовых и 8 стальных орудий, чередующихся через одно и помещенных в отдельных нишах. В январе 1930 года, оригинал был демонтирован и отправлен на переплавку . Сделано это было для восстановления дипломатических отношений с Турцией.
              1. +1
                13 марта 2023 09:37
                Современный памятник является копией исторической колонны и выполнен из бронзы. Работы по его восстановлению начались в 2001 году и закончились в 2005 году. Архитектор по воссозданию колонны — Г. А. Шереметьев.

                Владимир, спасибо! Честно, не знал об этом... И о переплавке... drinks
  16. +2
    11 марта 2023 12:02
    Бардак страшный в тот день был с обеих сторон. Рекомендую: Г. С. Габаев. "Гвардия в декабрьские дни 1825 года". Царский, потом советский офицер-историк.
    http://decabristy-online.ru/research/issl2-prav-monografii/gabaev/
  17. +4
    11 марта 2023 12:19
    Могли ли декабристы победить?
    Судя по степени организации - нет.
    Профессиональные военные не смогли спланировать и осуществить достаточно простую операцию. Во всяком случае, через сто с небольшим лет бывшие адвокаты, журналисты, семинарист и прапорщик военного времени справились с этим гораздо лучше.
    Чисто гипотетически, провели бы они необходимые для страны реформы?
    Провели бы, вопрос - как?
    Судя по тому как выступили на сенатской площади.... ничего хорошего страну от этого не ждало.
  18. +2
    11 марта 2023 14:16
    Пестель планирует установление республики, истребление или изгнание царской семьи, унитарное устройство и установление в стране диктатуры. Диктатором Пестель видел, естественно, себя.

    У Пестеля был хороший пример: корсиканец генерал Боунопарте в конце концов стал французским императором Наполеоном. Так почему немцу полковнику Пестелю не организовать новую немецкую династию на троне Российской империи?
  19. +2
    11 марта 2023 15:54
    Все упустили главное - революции без социально-экономических причин не бывает, а вот заговоры запросто.
    Никого не смущает арест Пестеля за сутки до восстания? Отказ ключевых лиц от участия? Просто уверен, что кто-то поспособствовал провалу восстания.
  20. +2
    11 марта 2023 19:35
    большевики смогли захватить и удержать за собой власть главным образом потому, что у них было всё вышеперечисленное: и единый лидер, и единство в партии, и строгая иерархия, и партийная дисциплина.

    И самое главное-они твердо знали, чего хотят. И самое, самое главное-они дали массам идею.
    1. +3
      11 марта 2023 20:20
      И самое главное-они твердо знали, чего хотят. И самое, самое главное-они дали массам идею.

      Именно. И железной рукой в 1918-м начали наводить дисциплину в своих рядах. drinks
      1. 0
        11 марта 2023 20:22
        Цитата: Пане Коханку
        И железной рукой в 1918-м начали наводить дисциплину в своих рядах.

        Причем либеральничать не стали, виновен-к стенке !
        1. +1
          12 марта 2023 00:29
          Причем либеральничать не стали, виновен-к стенке !

          В общем-то, да...
  21. +2
    11 марта 2023 21:48
    Как мы знаем, спустя без малого 100 лет большевики смогли захватить и удержать за собой власть главным образом потому, что у них было всё вышеперечисленное: и единый лидер, и единство в партии, и строгая иерархия, и партийная дисциплина.
    -
    1. Единый лидер был только в теоретическом плане - Ленин, в практическом - нет, решения принимались коллегиально, и не всегда Ленин был согласен.
    2. Единство в партии - Менее чем за полгода до октября в партию влилось много "межрайонцев". После этого внутрипартийные споры и ссоры только усилились.
    3. Строгая иерархия? За первые 2-3 года кто только где не сидел (я имею в виду правительственные кресла)
    4. Дисциплина - напомню, что перед выступлением в октябре часть членов партии выступили против, причем - публично, чем поставили планы под угрозу.
    Большевики смогли захватить власть потому, что к этому времени в стране был страшный бардак, и реальных сил для противодействия этому не было. А удержать смогли потому, что стали претворять в жизнь свою программу, а также программу эсеров и меньшевиков (в отличие от только их болтовни) в отношении рабочих и крестьян, и в основной массе народ это поддержал.
  22. +4
    11 марта 2023 22:08
    Сборище дегенератов, которые похожи на нынешних либералов, жизни людей не видят, а судят о странах Запада по туристическим маршрутам. Сколько солдат пострадало из-за этих уродов.
  23. 0
    12 марта 2023 16:12
    Немного по поводу Польши. Во-первых, в составе Российской империи была только часть, хотя и самая большая, этнографической Польши. Во-вторых, к моменту восстания Царство Польское только десятилетие с небольшим было в составе империи. В-третьих, Пестель допускал независимость исключительно в границах Царства Польского, то есть без украинских, белорусских, литовских земель. И эта независимая Польша должна была по его плану быть в обязательном военном союзе с Россией.
  24. +1
    12 марта 2023 17:17
    Дворяне как околовластный класс попадали в ситуацию лютого диссонанса в вопросе "что делать с главным гарантом такой власти ?" . В те времена на мозги им также давил в значительной мере вопрос так сказать "чести и принципов". Это позднее разнообразные философии социального строительства размоют этот ,некогда мощный пласт - а в 1825 он был еще достаточно крепок, чтобы у всех этих Якубовичей было полное (как им казалось) моральное право вывернуться ужиком-с , и с религиозной и с "нравственной точки зрения".
    Что касается плана - план был откровенно шляпный именно с точки зрения вариаций маневра "если не так, то так" . В итоге "если не так" сразу заставило импровизировать людей ,откровенно слабо на это заточенных в ситуации лютого численного и организационного превосходства офиц.власти.
    Дворяне вообще плоховато контачили друг с другом . В тот период времени в их среде были распространены изощренные иерархические построения и это мешало конструктивной совместной деятельности . Это потом появились массы образованных разночинцев ,не столь замороченных на иерархические построения и "логику мышления класса" .
    1. +4
      12 марта 2023 19:18
      чтобы у всех этих Якубовичей было полное (как им казалось) моральное право вывернуться ужиком-с , и с религиозной и с "нравственной точки зрения".

      Зато на последующих допросах сдавали друг друга с потрохами, и искренне удивлялись: "А нас-то за шо?".
      Очень счастливо отделался на следствии Михаил Муравьев. Судьба, казалось, хранила этого человека, чтобы потом он сделался великим государственным деятелем. good
      За подавление Польского восстания 1863-64-го наша сопливая, склонная к государственному мазохизму (сиречь, как сейчас говорят, "отборной ахеджаковщине") интеллигенция обозвала его "Муравьев-вешатель", а царь приказал именоваться - "Муравьев-Виленский". Надо сказать, что он тогда много сделал для вывода белорусского крестьянства из-под пяты ясновельможных панов. И белорусы в чем-то должны быть благодарны именно ему за свою особенную идентичность. soldier
      Это потом появились массы образованных разночинцев ,не столь замороченных на иерархические построения и "логику мышления класса" .

      Альянс Желябова и Перовской - яркий пример. Крестьянин (а по паспорту Желябов значился именно так) и дочка бывшего губернатора Петербурга, родом из боковой ветви Разумовских...
  25. 0
    12 марта 2023 18:04
    декабристы - это ходорковские и каспаровы того времени. Слов много, но... Хоть один из них своих крестьян освободил?
    1. -1
      12 марта 2023 20:51
      Цитата: тоже-врач
      Хоть один из них своих крестьян освободил?

      А кушать что ? Тогда же работать придется...
    2. ort
      +1
      13 марта 2023 17:49
      Цитата: тоже-врач
      декабристы - это ходорковские и каспаровы того времени. Слов много, но... Хоть один из них своих крестьян освободил?


      Да здесь , смотрю- одни святые с праведниками собрались. Которые последнюю рубашку ради ближнего снимут. Причём с себя, а не с ближнего.
  26. -1
    12 марта 2023 21:25
    «Мы победили, но почему у нас намного хуже, чем у них?» – этот вопрос долгое время не давал им покоя.
    как уже утомили эти "сопли" власть их интересовала и ни чего более
    1. ort
      +1
      14 марта 2023 16:39
      Цитата: Василенко Владимир
      «Мы победили, но почему у нас намного хуже, чем у них?» – этот вопрос долгое время не давал им покоя.
      как уже утомили эти "сопли" власть их интересовала и ни чего более

      Это да, а тех, у кого власть уже была- она совершенно не интересовала. Есть оно типа, таки пусть и лежит. Все вместе с Царём только о благе России и пеклись. Прямо чистейший парадиз.
  27. +1
    13 марта 2023 11:03
    Итог: через несколько месяцев после восстания самодержавие восстановлено, император Михаил правит долго и счастливо.

    Во-первых ничего не мешало вместе с Николаем убить и его младшего брата.
    А во-вторых у Михаила так и не родился сын. Одни дочери. С ним бы династия пресеклась по его смерти.
    И вот тогда у нас вполне могла образоваться другая политическая система.
  28. +1
    13 марта 2023 13:25
    По моему мнению изначальный посыл автора статьи неверен. Российское высшее дворянство ещё до наполеоновских войн не вылазило из-за границы (и многие русские графы-князья даже русского языка не знали, это факт). Элита прекрасно знала положение дел в Европе, и писать о том что только в процессе ведение войны им что то там открылось, по меньшей мере несерьёзно. Причина однозначно в другом, и, по моему, не обошлось без иностранного вмешательства. Но, как говорится, это уже совсем другая история. А история не имеет сослагательного наклонения. Что произошло, то произошло. request
  29. -1
    13 марта 2023 15:46
    Декабристы увидели в Европе новый, "свободный мир" !!! Что за бред!? Франция -империя, Австрия - империя, в других странах- тоже сидят на тронах царьки да князьки. А у этих "освободителей" - ни программы, ни конкретных планов, а те что есть - "вместо армии- народная милиция и право наций на самоопределение" (то есть: уничтожить основу жизнеспособности страны и разбить единое мощное государство на мелкие латвии, эстонии, молдавии и прочие....).По-русски половина из них не разговаривала, а "боролись" за свободу России! Дураку понятно, что в уши им дули наши извечные "друзья" из наглосаксии.....
  30. 0
    15 марта 2023 09:12
    Цитата: тоже-врач
    декабристы - это ходорковские и каспаровы того времени. Слов много, но...


    Нет, не канает аналогия. В сибирской ссылке от Ходорковского или Каспарова мало было бы толка. А декабристы внесли немалый вклад в историю Сибири, её культурного развития.
    Люди были вполне достойные, пусть и страдали заблуждениями и иллюзиями. С нынешней прозападной продажной сволотой - очень мало общего.
  31. 0
    12 апреля 2023 04:31
    Почему-то никогда не рассматривался иностранный след в деле декабристов, а ведь один из главных бунтовщиков даже не знал русского языка. Как сказали бы во времена Иосифа Виссарионовича - французский шпион.
  32. 0
    20 апреля 2023 08:36
    Человек предполагает, а бог... Нельзя рассматривать планы декабристов как в нерушимую догму. Господа офицеры могут только одно - сменить одного монарха на другого и на этом приподняться лично. Про "Кондиции" ещё Анна Иоанновна разъяснила.
    Увидели краешек другой жизни и не понимали, почему у них уже так а у нас ещё нет. Мне вот интересно, на кого бы они опирались, что бы свои смелые планы проводить в жизнь?
    Солдат на площадь вывели по сути обманом.
    Капиталистов на Руси еще маловато. Помещикам удобнее царь. Про народ, как источник власти, их благородия естественно не думали.
    Ну, ок, создали бы они парламент. А кто бы там сидел? Помещики, владельцы крестьян в основной массе. За что бы голосовали бы такие избранники объяснять думаю не надо. Бошки боярам у нас и так уже не рубили, служить насильно не заставляли. Чего ещё желать помещику?
    Диктатор Пестель) шлёпнули бы его по тихому и забыли.
  33. 0
    11 мая 2023 20:44
    Прежде чем писать сей бред,аффтору, не мешало бы ознакомиться с пресловутой Русской правдой от Пестеля...