Оружие степных индейцев

97
Оружие степных индейцев
Ещё один знаменитый индеец всех времён и народов Виннету (Пьер-Луи, барон Ле Бри) со своей «серебряной двустволкой»… Кстати, индейцы любили двуствольные охотничьи ружья и охотно приобретали их у белых торговцев!


«...Всякий воин более всего боится, чтобы злосчастная звезда не привела его к смерти не разрисованным по-военному.»
«У американских индейцев», Дж. Кэтлин

Индейцы с томагавками и без них. Мы продолжаем наш цикл, посвящённый культуре индейских племён Северной Америки. В прошлый раз мы рассказали об индейцах племени кроу, отчаянно враждовавших с сиу-дакота. Но чем все эти степные индейцы сражались, помимо добытых у белых ружей и револьверов? Об этом сегодня и пойдёт наш рассказ…




Каменная булава индейцев не-персе. Национальный исторический парк не-персе

Образ индейца, неважно какого – степного или лесного, связан в нашем сознании с луком и томагавком. Об этом постарались и Фенимор Купер, и Джеймс Виллард Шульц, и много кто ещё. И – да, действительно, хотя степные индейцы использовали разнообразное вооружение, цели на расстоянии главным образом поражались из лука. Считается, что предки степных индейцев в древности применяли также палку-копьеметалку и духовую трубку, но поскольку степная культура сформировалась значительно позднее, а именно когда индейцы прерий уже встретились с европейцами и научились ездить верхом, архаические виды оружия исчезли, как более невостребованные. А вот лук и стрелы своё значение продолжали сохранять.


Лук Апачей с колчаном для стрел

Интересно, что индейцы не отказались от этого оружия, даже познакомившись с ружьями бледнолицых. Причина проста – ружья стоили дорого, к тому же индейцы не могли их ни чинить, ни самостоятельно производить порох. А вот лук мог сделать любой индеец, среди которых, как и во всяком деле, были подлинные мастера этого дела. Выгоден был лук и тем, что при массовой охоте на бизонов по отметкам на стрелах было легко определить, кому какой бизон принадлежит. К тому же выстрел из лука бесшумен, что важно и на охоте, и на войне. А ещё стрелы можно было запускать навесом и поражать врагов, спрятавшихся за укрытием. Ружьям такое было недоступно. Ну и последнее – лук и стрелы помогали использовать приём, очень эффектно и многократно показанный нам в кино: «огненные стрелы», которыми индейцы забрасывают жилища своих бледнолицых врагов.


Оружие Кроу – палица из рогов бизона

В отличие от «длинного английского лука», индейский лук был небольшим. Его длина составляла один метр или немного больше. Делали их из древесины ясеня, вяза, тиса, кедра или орешника. В повести Вилларда Шульца «С индейцами в Скалистых горах» описано, как такой лук укрепляли сухожилиями, проложенными по его плечам, и это делало его более упругим. Знали индейцы и луки из деревянной основы, обложенной роговыми накладками, и также укреплённые сухожилиями. В качестве накладок использовались полосы, отщеплённые от лосиных рогов, распрямлённые рога горного барана или полоски китового уса, который степные индейцы выменивали у племён с Тихоокеанского побережья. Самые прочные и мощные луки делали целиком из рога, но подходящие для этого рога требовалось ещё поискать. Клей, которым индейцы склеивали детали луков, они варили из бизоньих или оленьих копыт. Луки иногда обматывали сыромятной кожей или надевали на них, как чулок, шкурку гремучей змеи. Украшения луков были самые разнообразные: и мех горностая, и иглы дикобраза, и красная ткань…


Прикладная дубинка. Оружие ирокезских племён

Тетиву делали из сухожилий, взятых с позвоночника бизона. Длина стрелы обычно равнялась длине руки владельца — от подмышки и до кончиков его пальцев. Наконечники были из камня, кости и листового железа. Обычно они были простой треугольной формы, но были и ромбовидные.


Томагавк Сиу-Дакота, 1860 г.

Оперение – всегда из трех подрезанных перьев, чаще всего – перьев орла. Древки стрел, как и оперение, обычно раскрашивались, и благодаря этому владелец стрелы легко определялся. Но были и стрелы, имевшие общую, племенную раскраску. Например, у Чейеннов вдоль древка шли три волнистые линии от оперения до наконечника. Колчан со стрелами обычно носили за спиной так, чтобы стрелы можно было вынимать из-за правого плеча. При этом их укладывали наконечниками вверх.


Нож для снятия скальпов. Бруклинский музей искусств

Мощность индейских луков, которыми пользовались племена прерий, была весьма велика. Юрий Котенко в своей книге «Индейцы Великих равнин», например, сообщает, что лук Чейеннов при длине 114 см имел натяжение 51 см, дальность выстрела из него составляла 150 м, а сила, нужная для натяжения, равнялась 30,5 кг. Лук Апачей при длине 104 см, имел натяжение 56 см, дальность выстрела 110 м, а силу для натяжения 12,7 кг. Впрочем, все эти данные приблизительные. Зато известно другое: очевидцы не раз писали о том, что во время охоты на бизонов индеец мог убить огромного бизона двумя-тремя стрелами. Были индейцы, умудрявшиеся свалить его и одной стрелой… Интересно, что были у индейцев и луки-гибриды с копейным наконечником на одном из плеч. Копья-луки использовались в бою, а также в военных танцах.


Самодельный индейский нож с рукояткой из оленьего рога

А вот прямое длинное копьё хотя и применялось, но постепенно сдавало свои позиции. Интересно, что индейцы часто снабжали их вместо наконечников европейскими штыками, которые, понятно, были намного дешевле ружей. Использовались и так называемые «кривые копья», похожие именно на крюк. Таким оружием можно было, догнав всадника, сдёрнуть его за шею со спины лошади, однако чаще всего их использовали в качестве ритуальных атрибутов и поэтому очень богато отделывали.

Чрезвычайной популярностью пользовались всевозможные дубинки. «Фирменным» оружием Сиу, например, была так называемая гибкая палица. Это был камень, оплетённый лозой или обёрнутый в кожу и прикреплённый к деревянной рукоятке так, чтобы он мог висеть свободно. Естественно, сделать подобное оружие было очень легко, а вот удар им мог размозжить череп волку, да и человеку мало бы не показалось.


Нож и ножны равнинных Кри, 1850 г.

Нередко рукоятки такого оружия богато отделывались, прежде всего скальповыми прядями волос. Использовались прикладные палицы (идея их была заимствована у европейцев), имевшие форму ружья с прикладом. В том месте, где у ружья полагалось быть замку, индейцы вставляли металлическое острие, а то и три ножа. Деревянную часть обтягивали красным сукном, обивали медными обойными гвоздями – одним словом, это было и очень страшное, но и красивое оружие!


Нож индейцев Дакота с рукояткой из трубчатой кости бизона

Про топорики-томагавки здесь уже был материал, поэтому повторяться в данном случае вряд ли стоит. Главное, что томагавк вошёл не только в военную жизнь индейцев, но и в духовную. Даже свои священные трубки из катлинита – красного камня из Миннесоты, они очень часто делали в форме томагавка, а сами томагавки сплошь и рядом имели на обухе чашечку для табака.


Нож Дакота с простой деревянной рукояткой

Важной частью вооружения индейцев прерий (да и индейцев вообще) были ножи. До встречи с европейцами они у них были двух видов: кремневые, похожие на ножи многих других народов, и «жёлтые», сделанные из самородной меди. Было даже племя «Йеллоунаф» («жёлтые ножи»), представители которого занимались их изготовлением из залежей самородной медной руды высокого качества, имевшейся на территории их проживания.


Нож и ножны степных Кри, 1875 г. Рукоятка из рога

Но меновая торговля с европейцами помогла всем индейцам от мала до велика обзавестись металлическими ножами. Причём обычно у европейцев приобретались клинки. Рукоятки индейцы приделывали к ним сами, а уж о красивых, изготовленных из кожи ножнах, расшитых узорами из игл дикобраза, нечего и говорить – это настоящие произведения искусства. Интересно, что в отличие от европейцев, индейцы свои ножи затачивали только лишь с одной стороны, а не с двух. Но на их остроте это никак не отражалось!

Что же касается оружия белых, то к 1830 году кремневые ружья могли получить практически все племена прерий. Цена была не слишком-то и высока, скажем так: ружье, 100 пуль, два запасных кремня и мешочек с порохом стоили всего-навсего 20 бобровых шкурок. Капсюльные ружья были дороже: ружье, четыре коробки капсюлей, мешочек с пулями и ещё один с порохом – 45 бобровых шкур! Для ружей, опять-таки, шили чехлы из кожи и богато их расшивали, а также украшали бахромой.


Нож индейцев Тлинкитов. Они, правда, к степным индейцам не относятся, но вот ножи у них очень красивые!

Не брезговали, а напротив, очень активно использовали индейцы и револьверы. Во-первых, револьвер полагался по штату индейцу-разведчику. Во-вторых, понятно, что, познакомившись через своих собратьев с этим оружием, и другие индейцы – их соплеменники – старались от них не отстать и тоже обзаводились этим оружием, которое держали в богато расшитой кобуре.


Индейский нож, целиком выточенный из кости оленя карибу

Интересно, что некоторые индейцы имели даже европейские сабли (опять-таки в расшитых на свой манер кожаных ножнах!) и… испанские кольчуги. Так что вооружение некоторых из них было весьма и весьма пёстрым!


Нож индейцев Кроу (в прошлом материале его не было, восполняем этот пробел). Причём нож этот типичный боуи, но принадлежал индейцам этого племени!

P.S. У нас в определённой степени существует неверное представление об индейцах, касается ли оно их оружия или жизни вообще. Считается, что они несчастные, угнетаемые люди. Но вот, например, племя Шaĸoпи Mдeyaĸaнтoн имеет в собственности два казино Mutis Lake Sagino Nottel и LittleSich. Оба имеют годовой доход более 1 миллиарда долларов. Таким образом, на каждого из 500 членов племени ежегодно приходится около 1,08 млн долларов. Добавьте к этому факт, что они не платят налогов (согласно законодательству США)! Помимо двух казино, это племя также владеет полем для гольфа, на котором проводятся национальные чемпионаты, а ещё концертный зал и отель на 600 номеров. На сегодня племя Шакопи является самым большим работодателем в общине Cĸoт в штате Mиннecoтa. Многие из членов племени имеют второй дом вне резервации. Правда, не все индейские племена так богаты, поэтому Шакопи сделали с 1996 г. пожертвования для других индейских племён в размере 243 млн долларов!

P.S.S. Для иллюстрирования статьи использованы фотографии Национального музея индейцев в Вашингтоне.
97 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    13 марта 2023 04:59
    Интересная статья. Касательно охоты, также как и рыбалки, все мы люди-человеки, неважно, если ты бледнолицый, краснокожий, желтый или черный.
    Прихвастнуть своей ловкостью, смелостью и удачливостью, уверен любят все расы. wink
    Зато известно другое: очевидцы не раз писали о том, что во время охоты на бизонов индеец мог убить огромного бизона двумя-тремя стрелами. Были индейцы, умудрявшиеся свалить его и одной стрелой…


    В.Г. Перов будучи сам охотником - с юмором проиллюстрировал это в своей работе. Намешал все способы охоты.

    what Касательно лука и стрел как основного оружия при охоте на бизонов как-то сомнительно убить двумя-тремя стрелами, пробить шерсть, кожу, под левую лопатку в сердце. В "долошадный" период охотники культуры Кловис использовали два основных приема охоты на бизонов и на других крупных животных. Загонная охота, с преследованием в определенное место, где им наносили смертельные раны. Обычно это происходило на берегу озера либо у обрыва каньона, где обнаруживается большое количество наконечников и костей животных. В качестве орудия охоты использовались копья и дротики с ретушированными наконечниками.
    Древними охотниками использовались ловушки из камней и валунов выкладывались ограждения вдоль тропы, ведущей к обрыву, упав с которого животное погибало, либо получало серьезные увечья (Хед-Смэшт-Ин-Баффало-Джамп – обрыв в предгорьях Скалистых гор, Альберта, Канада). По анализу останков в грунте долины (место падения), было установлено, что данная ловушка использовалась в течении минимум 5500 лет.

    Применение "лошадинных сил" дало возможность преследования без загона в ловушки, копья и дротики скорее всего также использовали. Если в средневековье Старого Света уже повсеместно использовали специальные наконечники для ранений лошадей, а костяные и каменные наконечники стрел как-то не вяжутся с убийством бизона "одним выстрелом".
    1. +12
      13 марта 2023 05:11
      Цитата: Lynx2000
      с юмором проиллюстрировал это в своей работе. Намешал все способы охоты

      Этот самый Перов забыл еще нарисовать бутылку - а это самый важный атрибут на охоте, наверное, поважнее ружья и патронов... wink
      1. +2
        13 марта 2023 05:35
        удачный сайт нашёл Шпаковский... платят за строчку)(букву),за факты которых полно в интернете... красавчик !
        1. +7
          13 марта 2023 07:33
          Цитата: Аэродромный
          за факты которых полно в интернете

          Завидуйте и дальше. Вам такого сроду не найти!
          1. +7
            13 марта 2023 09:46

            Томагавк Сиу-Дакота, 1860 г.

            Типичный "фабричный" томагавк- курительная трубка. Судя по форме лезвия - спонтон французской работы 19 в.
          2. +9
            13 марта 2023 10:43
            Вячеслав Олегович hi
            Хорошая статья, хорошие иллюстрации - и томагавки, в виде палиц и топоров, и луки, и ножи. А где же копья? вот на них было бы интересно взглянуть.
            У всех племен, населяющих великую равнину, копье являлось значимым оружием наравне с луком. Копье в руках индейца, не важно из какого он племени, всегда несло врагу смерть. В нашем представлении копье - это достаточно крепкое древко из твердого дерева с характерным стальным наконечником, а у индейских копьев древки были гибкие. Наконечники - костяные или из обработанного камня, закрепленные на древке природным клеем и полосками сыромятной кожи. Индейцы не умели обрабатывать металл. Поэтому в качестве наконечников применяли клинок сабли, который воин добыл в бою. Получался довольно впечатляющий наконечник длиной до 75 см и шириной 3 см. У разных племен была разная длина копья, от 1,5 метров до 3 метров. Большинство индейских племен предпочитали короткие копья, потому что по их мнению длинное копье не подобает иметь храброму воину. Воин, бравший с собой на войну копье, считался сильным воином. Ведь копье подразумевало под собой рукопашный бой.
            Индейский воин с копьем не надевал головной убор, потому что само копье говорило о его статусе. Определяли статус по украшению копья. Украшали перьями, мехом животных, а позднее и бисером.
            Несмотря на появление огнестрельного оружия, индейцы не расставались с копьями, имея при себе лук, ружье и копье одновременно.
            Художник Alfredo Rodriguez.
            1. +11
              13 марта 2023 10:53
              фото копье апачи

              фото копье пауни

              копье сиу

              копье навахо
            2. +2
              13 марта 2023 11:26
              Увы, Ричард! Просмотрел кучу фоток из музеев в Нью-Йорке и Вашингтоне и не нашел ни одного достачного помещения на сайт. Может быть плохо смотрел. Но стрелы и копья совершенно безлики... Вы вот где свои нашли?
              1. +11
                13 марта 2023 13:19
                Да их полно в инете, даже тематические статьи про индейские копья есть. Кстати, вот три рисунка известного художника-реконструктора Джонатана Смита:
                Вооружение воинов каманчей 1830г.

                Вооружение воинов апачей1830г.

                Вооружение воинов гуронов 1830г.

                что поразило - щит и набедренная повязка.
                Ваше мнение?
                1. +8
                  13 марта 2023 13:35
                  Цитата: Ричард
                  что поразило - щит и набедренная повязка.

                  Шлем с рогами явно подтверждает версию, что викинги достигали таки Америки. wassat
                  1. +11
                    13 марта 2023 13:48
                    Шлем с рогами явно подтверждает версию, что викинги достигали таки Америки.

                    Допустим, но тогда резонный классический вопрос к самому гурону: laughing
                    Ты зачем, дурик, усы сбрил? (с)


                    Приветствую, Сергей hi
                    1. +3
                      13 марта 2023 15:35
                      Цитата: Ричард
                      Ты зачем, дурик, усы сбрил? (с)

                      Конечно, для того чтобы лучше загорать.
                      Вон рожа какая загорелая. laughing
                      А кто скажет что это бледнолицый - пусть первый бросит в него камень.
                      Приветствую Дмитрий! hi
                    2. +2
                      13 марта 2023 21:04
                      Допустим, но тогда резонный классический вопрос к самому гурону

                      Дмитрий, здравствуйте! К нашему вчерашнему разговору (не имеет отношения к теме статьи, прошу простить сердечно всех участников!) - сегодня годовщина убийства Александра II по новому стилю. Вы правы полностью - он был в момент смерти одет в мундир ЛГ Саперного батальона, который спас его, малыша, во время восстания декабристов. Мистика? Или судьба? Бог знает! request
                    3. 0
                      15 марта 2023 19:24
                      Допустим, но тогда резонный классический вопрос к самому гурону: laughing

                      Вопросы надо задавать его скао!!! laughing
                2. -1
                  13 марта 2023 16:44
                  Цитата: Ричард
                  щит и набедренная повязка.

                  Дорогой Ричард! Полно в Интернете это не всегда для меня, хотя для Вас всегда. Тут есть сложности. А то как они выглядели... Да как угодно могли выглядеть...
                  1. +1
                    13 марта 2023 21:16
                    Дама, привет!
                    На твой комментарий,как всегда полный бред,как ответ.
                    Хорошо,что ВОШ перестал подписывать свои опусы как к.и.н. - и это уже пилюс!
          3. +4
            13 марта 2023 13:14
            лук Чейеннов при длине 114 см имел натяжение 51 см, дальность выстрела из него составляла 150 м, а сила, нужная для натяжения, равнялась 30,5 кг

            Под "натяжения 51 см" очевидно имеется в виду растяжение, то есть ход тетивы при растягивании лука перед выстрелом. А усилие 30 кг вполне обычное для спортивного лука нашего времени. Дальность 150м очевидно навесная, тоже вполне средний лук.
            . Лук Апачей ... силу для натяжения 12,7 кг.

            Вероятно ошибка, так как 10 кг это детский лук, едва докидывающий стрелу на 25м, и едва удивляющий ворону.
            1. +1
              13 марта 2023 14:58
              Цитата: eule
              Вероятно ошибка, так как 10 кг это детский лук, едва докидывающий стрелу на 25м, и едва удивляющий ворону.

              Не обязательно. Многое зависит от веса и длины стрелы.
            2. 0
              17 марта 2023 12:07
              Цитата: eule
              . А усилие 30 кг вполне обычное для спортивного лука нашего времени

              Вполне обычная сила натяжения спортивного лука это 22 кг для мужчин, и 15 для женщин.
              Цитата: eule
              Вероятно ошибка, так как 10 кг это детский лук, едва докидывающий стрелу на 25м, и едва удивляющий ворону.

              Стрела с притупленным наконечником ( оживальной формы) выпущенная из лука натяжением 12 кг с 10 метров пробивает оцинкованное ведро, поэтому ворона может удивится только промаху стрелка)
        2. +1
          13 марта 2023 21:12
          Цитата: Аэродромный
          удачный сайт нашёл Шпаковский... платят за строчку)(букву),за факты которых полно в интернете... красавчик !

          Удивительно. Но Шпаковского склоняют влево-вправо, вверх -вниз.
          И спрашивают, ну как там Шпаковский, какую еще ересь напишет? Ух мы его!!!
          Все довольны.
          Но, нет ника "Аэродромный" в великом флуде. А почему?.....
      2. +7
        13 марта 2023 09:34
        Я всегда говорил - "Особенности национальной охоты" отнюдь не художественный а чисто документальный фильм. Именно так всё обычно и происходит.
        1. +6
          13 марта 2023 12:54
          Именно так всё обычно и происходит.


          Вы правы, сам хаживал на охоту в своё время. smile drinks

          "Ну, за охоту!"(с)

          1. +6
            13 марта 2023 13:33
            сам хаживал на охоту в своё время. smile smile drinks
            "Ну, за охоту!"(с)

            "Короче, еще короче!!! Тост на охоте должен быть краткий, как команда, как выстрел, иначе времени на отдых не останется." (с)
            Приветствую, Константин hi
            1. +4
              13 марта 2023 14:54
              Дима, привет! smile
              Охота, это не работа, а отдых и удовольствие.
              И всё должно быть комфортно.drinks

              "А ну, подайте мне дичь по выстрел!" laughing
              1. +9
                13 марта 2023 15:10
                Охота, это не работа

                Алкоголизм это не болезнь, а тяжёлый изнурительный труд... wink laughing
                1. +9
                  13 марта 2023 16:06
                  Алкоголизм это не болезнь, а тяжёлый изнурительный труд..


                  Порою опасный для жизни... wink

      3. +8
        13 марта 2023 20:02
        Luminman, все есть у охотников, не забыл Перов выпивку. Присмотритесь - фляга лежит и крышка стаканчик рядом. Очень по-охотничьи. Вот лучше видно.
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      13 марта 2023 09:38
      Совсем не обязательно прямо в сердце. Главное, чтобы кровь шла. Люди и с рогаткой на бизона, медведя, кабана охотятся. А тут целый лук или копьё..

      1. +4
        13 марта 2023 10:17
        Цитата: тлауикол
        Совсем не обязательно прямо в сердце. Главное, чтобы кровь шла. Люди и с рогаткой на бизона, медведя, кабана охотятся. А тут целый лук или копьё..

        Экспериментальная археология?
        Помнится лет 15 назад интересно было смотреть цикл передач "Разрушители мифов", был там сюжет посвященный оружию индейцев и исследованию убойной силы...
        Ну так рогатина (не рогатка) и есть тяжелое копье в т.ч. для охоты с более крупным наконечником (шире и длиннее чем у копья).
        При такой ране, как показано на видео от стрелы, за бизоном идти долго придется.
        Пы.Сы. На видео убили молодого бычка, ему еще жить и жить жир нагулять, мышечную массу и толстую шкуру с шерстью.
        1. +4
          13 марта 2023 11:32
          Нет, именно с рогаткой. Берут рогатку, стрелу, и - вуаля! Бизон, олень, крокодил на столе.
          Вы напрасно недооцениваете примитив хантинг. Даже на одном этом канале десятки часов охоты на разное зверье. На многих других каналах показана пробивная способность каменного наконечника - это смерть.
          Могу скинуть видео, где 7ми летний пацан убивает атлатлем оленя
          1. +3
            13 марта 2023 12:15
            Цитата: тлауикол
            Нет, именно с рогаткой. Берут рогатку, стрелу, и - вуаля! Бизон, олень, крокодил на столе.
            Вы напрасно недооцениваете примитив хантинг. Даже на одном этом канале десятки часов охоты на разное зверье. На многих других каналах показана пробивная способность каменного наконечника - это смерть.
            Могу скинуть видео, где 7ми летний пацан убивает атлатлем оленя

            Видел, но всерьез не воспринимал считал недолуком... Возможно кого-то из благородных оленей (изюбрь, марал) может ранить, но скорее всего не сразу смертельно, придется добирать зверя.
            Мне думается, что взрослый бизон, лось, медведь будут серьезным испытанием для такого охотника с рогаткой.
            Конечно атлатлем (копьеметалкой) дротиком проще тяжело ранить оленя чем стрелой.
            Пробивная способность каменного наконечника наверное зависит от силы удара, формы наконечника и места удара: брюшная, грудная полость, конечности, шея... Более взрослого, заматеревшего зверя тяжелее будет ему взять.
            1. +4
              13 марта 2023 14:01
              [media=https://www.youtube.com/watch?v=7qiqmzZk0j0
              конечно, многое зависит от места попадания. Но, при стрельбе в упор, в степи, даже матерый бизон не уйдет от всадника
            2. +2
              13 марта 2023 19:24
              У атлатля очень крутая траектория броска, от двух десятков метров. И, очень тяжёлый и отбплланчированный дротик с выпадающим наконечником.
              Сам наконечник - обломок грубого трапециевидного обломка пластины, прикрученный слегка к первой попавшейся палочке, входящей в отверстие передней части дротика.
              Так что оленя им снять можно.
              А вот бизона - никак. Наконечник в слое жира застрянет.
              1. +1
                13 марта 2023 20:16
                Цитата: AllBiBek
                У атлатля очень крутая траектория броска, от двух десятков метров. И, очень тяжёлый и отбплланчированный дротик с выпадающим наконечником.
                Сам наконечник - обломок грубого трапециевидного обломка пластины, прикрученный слегка к первой попавшейся палочке, входящей в отверстие передней части дротика.
                Так что оленя им снять можно.
                А вот бизона - никак. Наконечник в слое жира застрянет.

                Просто посмотрите видео про бизонов
    4. +3
      13 марта 2023 14:27
      Касательно лука и стрел как основного оружия при охоте на бизонов как-то сомнительно убить двумя-тремя стрелами, пробить шерсть, кожу, под левую лопатку в сердце.


      они (индейцы) используют их (луки) с большой ловкостью и силой; Я знаю случай, когда стрелы проходят сквозь тело животного [буйвола] и вонзаются в землю с противоположной стороны

      Kane, Paul. Wanderings of an Artist among the Indians of North America. Courier Corporation, 1996.
      1. +2
        14 марта 2023 01:00
        Цитата: sergej_84
        Касательно лука и стрел как основного оружия при охоте на бизонов как-то сомнительно убить двумя-тремя стрелами, пробить шерсть, кожу, под левую лопатку в сердце.


        они (индейцы) используют их (луки) с большой ловкостью и силой; Я знаю случай, когда стрелы проходят сквозь тело животного [буйвола] и вонзаются в землю с противоположной стороны

        Kane, Paul. Wanderings of an Artist among the Indians of North America. Courier Corporation, 1996.

        Пол Кейн, "Охота ассинибойнов на бизонов":

        what Не вижу стрел через тело.
    5. +1
      13 марта 2023 19:15
      Кловис существовали меньше 500 лет.
      Откуда у вас цифра в 11 раз больше - ума не приложу.
      1. +1
        14 марта 2023 01:44
        Цитата: AllBiBek
        Кловис существовали меньше 500 лет.
        Откуда у вас цифра в 11 раз больше - ума не приложу.

        Если Вы вопрос адресовали мне (почему-то не работает сервис уведомлений на ответы), почему решили что я написал о существовании культуры Кловис на протяжении 5500 лет?
        Смысл комментария был о том что естественные природные условия с незначительными доработками человеком использовались в качестве ловушек в загонной охоте продолжительное время.
        Кловис был упомянут только в организации охоты. Вы считаете, что другие более молодые поколения не могли использовать те же способы и места охоты старших предков?
  2. +7
    13 марта 2023 05:08
    Но вот, например, племя Шaĸoпи Mдeyaĸaнтoн имеет в собственности два казино

    В некоторых индейских резервациях еще разрешено торговать табаком и алкоголем беспошлинно и американцы специально приезжают туда за дешевыми покупками. Но, если везешь полный багажник сигарет и виски, то можно нарваться на полицейский патруль, который обяжет уплатить положенную пошлину...
  3. +6
    13 марта 2023 07:09
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    И красиво, и интересно. Один момент - луки из орешника как то не представляются. Конечно, всякое бывает. И лещина способна не маленькой вырасти. Но это же не для игр подростков. Предположил бы, что луки могли делать из ореха - либо чёрного, либо серого.
    1. -2
      13 марта 2023 07:34
      Цитата: Korsar4
      Предположил бы, что луки могли делать из ореха - либо чёрного, либо серого.

      Почем куплено, потому и продано.
      1. +6
        13 марта 2023 07:54
        Посмотрел. Да, у Котенко такая же фраза. Но не вяжется. Первоисточник хорошо бы найти.

        В голове настойчиво сочетание крутится вроде Луки из гикори.

        И, насколько понимаю, диаметр дерева для изготовления заготовки лука должен быть не маленьким.
        1. +4
          13 марта 2023 19:17
          У индейцев СА в роли дерева для лука основном ясень.
          1. +1
            13 марта 2023 20:20
            Это как раз объяснимо. Во многих цивилизациях.
    2. +3
      13 марта 2023 09:39
      Цитата: Korsar4
      Один момент - луки из орешника как то не представляются

      С 3 см лещины уже можно лук сделать. Натяжка не очень мощная, 10 - 15 кг. - на бизона, конечно не пойдет, но мелкую дичь и птицу очень даже неплохо.
      1. +3
        13 марта 2023 13:22
        Цитата: ИванИванычИванов
        С 3 см лещины уже можно лук сделать. Натяжка не очень мощная, 10 - 15 кг.

        Да, напомнили детство. Лещинный лук в первую очередь недолговечен, весной срезал, летом сломался, сделал новый и до осени.
        1. +3
          13 марта 2023 16:57
          Да. Детство вспоминается. Но игра - это только модель жизни.
        2. +3
          13 марта 2023 17:34
          Цитата: eule
          Лещинный лук в первую очередь недолговечен, весной срезал, летом сломался, сделал новый и до осени.

          Потому и недолговечен, что весной срезан - худшее время для заготовки дерева - самое сокодвижение. Даже в тире, при очень активном разновозрастном пользовании, правильно сделанные, луки из лещины живут по несколько лет, пока какой-нибудь неопытный и сильный дядя не натянет лук на 2 метра.
          1. +3
            13 марта 2023 20:27
            Лещина - гибкая. Славные удилища.
            Да и тисовый лук при интенсивном использовании приходилось чаще менять.

            Но, к сожалению, представлять что там было с луком у индейцев - выходит по принципу верю / не верю.
      2. +6
        13 марта 2023 17:04
        Все же склоняюсь к тому, что в данной интерпретации «орешником» назвали гикори (кариб).

        Хоть на дичь и не сезон -
        Спорить с властью не резон:
        Ладно, думаю, добуду,
        Чай, глухарь, а не бизон.
        1. +5
          13 марта 2023 18:51
          В поле, охотник ретивый!
          Чу! Протрубили рога:
          Тра-та-та-та, тра-та-та.
          Следом амур шаловливый
          Шмыг на охоту в твой дом!
          Тром, тром...

          1. +3
            13 марта 2023 19:59
            Муж из леса вернется хмурый,
            Добычлив и бородат.
            Я бы стены украсила шкурой,
            Да он ведь ее продаст.

            А если станет опять браниться,
            Если вновь - за свое,
            Уж он дождется, давно хранится
            В кладовке ему питье.
  4. +4
    13 марта 2023 07:27
    Деревянную часть обтягивали красным сукном, обивали медными обойными гвоздями


    Сукно и гвозди - оба высокотехнологичные европейские продукты тех лет, аналоги современной бытовой электроники и техники. Первое выпускается на огромной фабрике с водяным колесом или паровым движком а для второго нужна как минимум волочильня и инструментальные стали для фильер.
    1. +3
      13 марта 2023 09:41
      Цитата: ycuce234-san
      а для второго нужна как минимум волочильня и инструментальные стали для фильер.

      Не нужно, все можно сделать на коленке. Спросите любого кузнеца как гвозди делали в то время.
      1. +4
        13 марта 2023 11:28
        Цитата: ИванИванычИванов
        Спросите любого кузнеца как гвозди делали в то время.

        Вы правы! Есть очень интересный манускрипт 1430 г. с изображением работы гвоздильщика. Там нет ничего...заумного!
    2. +3
      13 марта 2023 09:44
      Цитата: ycuce234-san
      Первое выпускается на огромной фабрике с водяным колесом или паровым движком

      Сукно, это по сути тонкий войлок, древнейшая технология валяния шерсти не требовала фабрик на начальном этапе.
    3. +5
      13 марта 2023 09:54
      Кованные гвозди царских времён никогда видеть не приходилось? Без всяких типа волочилен, и кстати по качеству - не чета нонешним фабричным. Помню когда полы в Политехе вскрывали - мы один такой хирургическим зубилом перешибить не смогли. Еле балку ломиками выворотили..
    4. +6
      13 марта 2023 12:28
      Сукно и гвозди - оба высокотехнологичные европейские продукты тех лет, аналоги современной бытовой электроники и техники. Первое выпускается на огромной фабрике с водяным колесом или паровым движком а для второго нужна как минимум волочильня и инструментальные стали для фильер.

      Сукно производилось еще в Древней Греции и Риме. Брабант стал европейским центром производства сукна в XI веке.
      Проволочный современный гвоздь появился в середине XIX века. До того гвозди были кованые. На Руси кузнецов, специализирующихся на гвоздях, называли гвоздарями.
      Кованые гвозди применялись еще в Древнем Египте. При раскопках римской крепости Инхтутил в Шотландии, которую римляне оставили в I веке, найдено семь тонн гвоздей.
      1. +2
        13 марта 2023 19:01
        Цитата: sergej_84
        Проволочный современный гвоздь появился в середине XIX века. До того гвозди были кованые.


        Те кованые гвозди где попало не применяли - их не так уж много производили, для чего использовали только в ответственных применениях вроде военного кораблестроения, возможно - изготовления лафетов, заменяя где могли деревянными гвоздями; не зря же сохранилось выражение "без единого гвоздя". А вот оригинальные индейские гвоздики из цветнины имеет смысл поискать в их археологической ювелирке и украшениях, датированных до открытия Нового Света: городов из древесины они не строили и флотов тоже, потому остаются только деревянные украшения и культовые предметы из дерева и кожи, которые могли быть скреплены гвоздиками.
    5. +3
      13 марта 2023 19:18
      Угу, и поэтому в слоях североамериканских колоний гренландских викингов кроме гвоздей нет практически ничего.
  5. +12
    13 марта 2023 09:13
    Ещё один знаменитый индеец всех времён и народов Виннету (Пьер-Луи, барон Ле Бри) со своей «серебряной двустволкой»…

    Во время съемок фильмов (а их о Виннету сняли одиннадцать) использовались три разных "Winnetou Silver Gun".

    1. +4
      13 марта 2023 11:30
      Цитата: sergej_84
      Ещё один знаменитый индеец всех времён и народов Виннету (Пьер-Луи, барон Ле Бри) со своей «серебряной двустволкой»…

      Во время съемок фильмов (а их о Виннету сняли одиннадцать) использовались три разных "Winnetou Silver Gun".


      Очень интересное фото! Спасибо! Не знал этого.
  6. +7
    13 марта 2023 09:50
    Нож индейцев Тлинкитов. Они, правда, к степным индейцам не относятся, но вот ножи у них очень красивые!

    ЕМНИП, тлинкиты были единственными из североамериканских индейцев, которые использовали доспехи. Управляющий "Русской Америкой" Баранов даже просил прислать из России старые кирасы - так сказать, для уравновешивания защиты....
    1. +6
      13 марта 2023 10:30
      ЕМНИП, тлинкиты были единственными из североамериканских индейцев, которые использовали доспехи.

      не только - и чероки, и пауни, и чикасо, и ирокезы
    2. +8
      13 марта 2023 14:36
      ЕМНИП, тлинкиты были единственными из североамериканских индейцев, которые использовали доспехи




      Гравюра начала XVII века. изображающего воина-гурона в доспехах.
      1. +8
        13 марта 2023 20:45
        Гравюра начала XVII века. изображающего воина-гурона в доспехах.

        Блин, а я думал, русским промышленникам единственным не повезло столкнуться с доспехами на аборигенах - сиречь, с чукчами и тлинкитами. Чукча - отнюдь не пацифист-герой анекдотов. Очень серьезными воинами были, уважение! drinks
  7. +4
    13 марта 2023 09:55
    А мне вот индейская производственная культура как-то не очень глянется. Ну научились фенечки плести, а потом покупные гвоздики вбивать.. В целом, уровень крайне низкий
    1. +4
      13 марта 2023 12:32
      Цитата: тлауикол
      А мне вот индейская производственная культура как-то не очень глянется. Ну научились фенечки плести, а потом покупные гвоздики вбивать.. В целом, уровень крайне низкий

      А что Вы хотели - пароходы и паровозы? Для кочевых первобытных племен - очень даже неплохо развиты и культура и производство.
    2. +6
      13 марта 2023 13:07
      Согласен, уровень у них был так себе. А вот с появлением европейцев явно поднялся. В почти поголовном истреблении бизонов индейцы идут на первом месте, и всё благодаря полученному от белых огнестрелу, винтовка -- не лук и они сразу это поняли. Убивали и вырезали только самое лакомое -- язык, а тушу бросали стервятникам и никаким Буффало Биллам за ними было не угнаться. request
      А картинки красивые про них рисовали, как же -- экзотика.
      1. +4
        13 марта 2023 13:38
        Цитата: Морской Кот
        Согласен, уровень у них был так себе. А вот с появлением европейцев явно поднялся. В почти поголовном истреблении бизонов индейцы идут на первом месте, и всё благодаря полученному от белых огнестрелу, винтовка -- не лук и они сразу это поняли. Убивали и вырезали только самое лакомое -- язык, а тушу бросали стервятникам и никаким Буффало Биллам за ними было не угнаться.

        Если не ошибаюсь, учеными было установлено что на территории Северной Америки до прихода европейцев (с 16 в.) существовало до четырех подвидов бизона. К появлению первых европейцев в прериях остался один вид бизона.
        Однако, не думаю что индейцы убивали бизонов только ради языка, т.н. "горб бизона" часто упоминается белыми как вкусная часть бизона. У индейских племен охотящихся на бизонов вся т.н. экономика племени строилась на добыче и переработке бизонов (от мяса, до шкур, сухожилий и костей).
        Путешественник Тиксиер писал в 1840 г., "что лучшая дичь в степях принадлежит лучшей лошади и поэтому индейцы говорят: "моя лошадь убила много бизонов". Самые ловкие охотники на лучших конях могли убить за одну охоту четыре-пять бизонов. Охотники на худших конях убивали одного-двух бизонов, а на плохих конях убивали лишь отставших животных, а иногда не убивали ни одного бизона.
        Разделка убитой охотниками дичи была не менее важной отраслью производительной деятельности индейцев, чем сама охота. Это было так же, как и охота, мужским занятием, но часто удачливые охотники разделку своей добычи поручали безлошадным соплеменникам, вознаграждая их за это мясом. Обработка же шкур, консервирование и приготовление мяса были делом женщин. Мясо заготовлялось впрок в вяленом виде или в порошке, называвшемся пеммикан. Пеммикан мог сохраняться в течение нескольких лет; употребляли его, смешав с жиром, или делали из него мясные лепешки. Эти продукты охотничьего хозяйства находили с начала 19 в. широкий сбыт среди европейских колонистов. Скупщики пушнины покупали продукты индейской охоты. Сами индейцы-охотники сбывали у земледельческих племен на продукты земледелия - маис, табак, бобы, тыквы и т. д.
        Очень важной отраслью перерабатывающего "промысла" в индейском хозяйстве была обработка кож, служивших материалом для жилья, одежды, обуви, утвари и конского снаряжения, а затем и товаром.
        Индейские женщины выделывали несколько сортов кожи. Коническая кожаная палатка, "типи", была общераспространенным типом жилища степных кочевников. Покрытие палаток сшивались в среднем из 12-14 бизоньих шкур".
        1. +5
          13 марта 2023 14:38
          "что лучшая дичь в степях принадлежит лучшей лошади и поэтому индейцы говорят: "моя лошадь убила много бизонов".

          Лошадь плюс винтовка, что ещё нужно индейцу в этой жизни! smile
          Короче, спасибо "понаехавшим" белым, без них и охоты-то путной не было. laughing
      2. +2
        13 марта 2023 15:10
        Цитата: Морской Кот
        В почти поголовном истреблении бизонов индейцы идут на первом месте, и всё благодаря полученному от белых огнестрелу, винтовка -- не лук и они сразу это поняли. Убивали и вырезали только самое лакомое -- язык, а тушу бросали стервятникам и никаким Буффало Биллам за ними было не угнаться.

        Все это приписывают как раз бледнолицым - бизоны были конкурентами их коровам. А индейцам массовый геноцид бизонов был не нужен от слова совсем.
        1. +4
          13 марта 2023 15:55
          Все это приписывают как раз бледнолицым - бизоны были конкурентами их коровам.

          У Буффало Билла не было коровы laughing , он отстреливал дичь для прокорма строительных рабочих Канзасской и Тихоокеанской железнодорожных компаний при прокладке железной дороги.
          Правда, бизонов перебил очень много.
          индейцам массовый геноцид бизонов был не нужен от слова совсем.

          А они хоть когда-нибудб задумывались об этом? winked
          1. +3
            13 марта 2023 16:20
            Цитата: Морской Кот
            У Буффало Билла не было коровы , он отстреливал дичь для прокорма строительных рабочих Канзасской и Тихоокеанской железнодорожных компаний при прокладке железной дороги.
            Правда, бизонов перебил очень много.

            И он был совсем не один. Бизоны мешали и ЖД. Поезда стояли по несколько часов, пропуская стада бизонов. Поэтому геноцид бизонов был выгоден всем, кроме индейцев.
            Цитата: Морской Кот
            Все это приписывают как раз бледнолицым - бизоны были конкурентами их коровам.

            У Буффало Билла не было коровы laughing , он отстреливал дичь для прокорма строительных рабочих Канзасской и Тихоокеанской железнодорожных компаний при прокладке железной дороги.
            Правда, бизонов перебил очень много.
            индейцам массовый геноцид бизонов был не нужен от слова совсем.

            А они хоть когда-нибудь задумывались об этом? winked

            Живя тысячи лет рядом и во многом завися от бизонов и другой природы - поневоле начинаешь об этом задумываться.
            1. -1
              13 марта 2023 19:14
              Цитата: ИванИванычИванов
              Живя тысячи лет рядом и во многом завися от бизонов и другой природы - поневоле начинаешь об этом задумываться.


              У них был ещё вариант - заменить бизона мустангом. Мустанги существуют примерно в той же экологической нише что и бизоны, а значит...с учетом зародившегося уже индейского имущественного расслоения, спустя несколько столетий, там бы образовались кочевые империи, подобные монгольской.
              1. +5
                13 марта 2023 20:23
                У них был ещё вариант - заменить бизона мустангом.

                У кого?

                Мустанги являются потомками домашних лошадей, которых привезли в Новый Свет колонисты из Европы в XVI веке. Многие из привезённых тогда лошадей, по тем или иным причинам, отбивались от людей и дичали: некоторые убегали с пастбищ, другие получали свободу, потеряв седока в бою.


                спустя несколько столетий, там бы образовались кочевые империи, подобные монгольской.


                Кто бы им позволил образоваться. laughing

                1. +5
                  13 марта 2023 20:47
                  Кто бы им позволил образоваться.

                  Ты японцев запостил из "Последнего самурая"... feel Думаешь, японцы бы помешали, дядя Костя? laughing drinks
                  1. +2
                    13 марта 2023 22:04
                    Привет, Коля! smile
                    Этот фильм я не видел, но ты прав, на морды я не обратил внимания, хотя форма очень похожа на американскую того времени, а имел в виду я картечницы как средство уполовинивания населения всяческих "кочевых империй". laughing
                    Ну вот, хоть у конфедератов нашел.
                    1. +1
                      13 марта 2023 22:44
                      Ну вот, хоть у конфедератов нашел.

                      Создается впечатление, дядя Костя, что картечницы знаменито применяли раз-два-и обчелся за весь 19-й век. И не припомню, чтобы их использовали во время Гражданской войны США. what
                      Ежели неправ - просвети дундука! drinks
                      1. +1
                        14 марта 2023 06:52
                        Цитата: Пане Коханку
                        картечницы знаменито применяли раз-два-и обчелся за весь 19-й век. И не припомню, чтобы их использовали во время Гражданской войны США. what


                        Возникновение кочевых индейских империй сильно бы зависело от темпов наступления поселений белых на краснокожих - кочевники-индейцы уже были в наличии, мустанги тоже, - возможно оставалось лет так 25-50 пока их племенные союзы бы не образовали первую такую империю.
                        Во всяком случае южноамериканские индейцы самостоятельно осилили уже уровень градостроителей, что гораздо выше кочевников - но мустангов у них не было и потому и не было периода классических кочевых государств.
    3. +3
      13 марта 2023 19:27
      "фигня этот ваш Шаляпин; мне его Рабинович насвистел, гадость редкостная".
      Вы просто мало знаете о производственных традициях и ремесленных - чисто ремесленных - культурах СА. Там уровень, сопоставимый с бронзовым веком Старого света, как минимум.
  8. +8
    13 марта 2023 14:02
    Образ индейца, неважно какого – степного или лесного, связан в нашем сознании с луком

    Как то автор слишком мало уделил внимания луку североамериканских индейцев.



    Лук, стрелы и колчан шайенов.
    Делали их из древесины ясеня, вяза, тиса, кедра или орешника.

    В специальной литературе упоминается еще черемуха, можжевельник и даже ежевика.
    В повести Вилларда Шульца «С индейцами в Скалистых горах» описано, как такой лук укрепляли сухожилиями, проложенными по его плечам, и это делало его более упругим.

    Сухожилия буйвола или лося сушат, растирают в тонкие нити и приклеивают к задней части лука слоями с помощью клея, приготовленного из обрезков кожи / обрезков сухожилий, смешанных с водой. Такое наслоение сухожилий и клея позволяет луку стрелять быстрее, мощнее и устойчивее к поломкам (среднее усилие натяжения 50-70 фунтов). Некоторые мужчины даже пошли еще дальше, приклеив кожу гремучей змеи поверх подложки из сухожилий, чтобы защитить подложку от непогоды
    1. +5
      13 марта 2023 14:19
      Как то автор слишком мало уделил внимания луку североамериканских индейцев.

      А о применении отравленных стрел вообще ни слова.
      В начале XIX века некоторые племена на Равнинах использовали отравленные стрелы гораздо чаще, чем утверждается в большинстве источников. Известно об использовании яда шошонами . Для этого они погружали наконечники стрел в смесь из толченых муравьев и селезенки животного, которую оставляли гнить на солнце. В результате получался смертельный яд и если наконечник такой стрелы даже царапал кожу противника, тот обязательно умирал. Кроме того, шошоны использовали яд гремучей змеи. По словам шошонов, индейцы Равнин никогда не использовали отравленные стрелы, но Кэтлин упоминал, что отравленными стрелами пользовались манданы. Информаторы Уоллеса сообщали, что иногда отравленные стрелы на войне использовали команчи. Яд изготавливали из неизвестного растения, или обмакивали во внутренности мертвого скунса. Джордж Белден особо о. Он оставил описание метода, показанного ему ближайшими родственниками тетон-сиу – санти-сиу. Индейцы ловили большую гремучую змею и пригвождали ее голову к земле раздвоенной палкой, после чего легонько щекотали ее маленькой веткой от головы к хвосту. Это приводило змею в дикую ярость. Рядом с ней клали свежую оленью печень и отпускали. Змея впивалась в нее раз за разом, жаля ядовитыми зубами, а когда уставала, ее снова пригвождали к земле и щекотали, а затем снова отпускали и она вновь набрасывалась на печень. Потом змею убивали, а нанизанную на острую палку печень несли в селение. Вскоре она чернела и начинала дурно пахнуть, что свидетельствовало о ее готовности. Индейцы приносили стрелы, втыкали их в печень и оставляли в ней на полчаса, после чего вытаскивали и сушили на солнце. Одной печени хватало на тысячу стрел. Отравленной таким образом стреле достаточно было лишь оцарапать кожу, чтобы убить противника. С ними обращались крайне деликатно, но иногда по неосторожности из-за них погибали лошади, женщины, дети и даже воины. Белден высказал предположение, что «индейцы отказались от их применения из соображений собственной безопасности, нежели по гуманным.

      ссылка https://8war.ru/nagrady/indejskoe-oruzhie.html
      1. +3
        13 марта 2023 16:51
        Очень хорошее дополнение, спасибо!
  9. +9
    13 марта 2023 14:21
    hi
    Лайк статье!
    Не зря, не зря сегодня индейцы степные Кри заглянули в раздел история!

    Степные Кри раньше считали, что на рукоять ножа "подарочный вариант" идет "тонкий конец рога", который (по желанию скво love) может быть укорочен до обыденных размеров. request

    А "широкий конец рога" должен быть выброшен, как бесполезный feel или сделан в виде фантазийной wassat гарды. Но все рука не поднималась, и правильно!

    Как верно указывают Дакота, "широкий конец" рога/кости это не гарда/обоймица


    Широкий конец рога это навершие/головка good !


    Ура, товарищи индейцы! fellow

    Хорошие, полезные и душевные статьи пишет Вячеслав Олегович в это непростое время!
  10. +4
    13 марта 2023 14:56
    доход более 1 миллиарда долларов. Таким образом, на каждого из 500 членов племени ежегодно приходится около 1,08 млн долларов.
    Это что за математика?
    На каждого должно быть больше двух млн. Без налогов же. Или вождь положение использует? lol
    1. 0
      14 марта 2023 08:55
      Ну так и "доход" не равно "прибыль". Коммуналка, накладные, реклама тоже чего-то требуют. Опять же зарплаты персонала...
  11. +3
    13 марта 2023 15:14
    Колчан со стрелами обычно носили за спиной так, чтобы стрелы можно было вынимать из-за правого плеча. При этом их укладывали наконечниками вверх.

    Ни один нормальный лучник так никогда не сделает - оперение помнется и попасть в цель будет нереально.
    1. +1
      13 марта 2023 19:34
      Тем не менее, у монголов стрелы в колчане всегда были наконечникам наружу, по причине кучи типов наконечников, и разным назначением этой кучи. Бронебойные, щлемобойные, двузубки, срезнт, трёх - и четырех лопастные с шипом или без...
      Но так-то да, монголы были плохими лучниками, вы правы
      1. +2
        13 марта 2023 19:38
        Цитата: AllBiBek
        Тем не менее, у монголов стрелы в колчане всегда были наконечникам наружу, по причине кучи типов наконечников, и разным назначением этой кучи. Бронебойные, щлемобойные, двузубки, срезнт, трёх - и четырех лопастные с шипом или без...
        Но так-то да, монголы были плохими лучниками, вы правы

        Хоть чем-то этот бред подтвердить можете?
        1. -1
          13 марта 2023 22:09
          Цитата: ИванИванычИванов
          Хоть чем-то этот бред подтвердить можете?

          Это не бред. Есть исследование очень авторитетного сибирского историка Худякова. И книга Соколова. В своё время я их все приводил. Даже обложки помещал.
          1. +3
            13 марта 2023 23:01
            Худяков приводит данные по копанине могил и там стрелы лежат в разных комбинациях - и вверх и вниз и в перемешку - неизвестно - носили так или ритуал погребения был такой. На гравюрах с монголами, где видны колчаны - везде торчат перья.
      2. 0
        14 марта 2023 15:36
        Цитата: AllBiBek
        Тем не менее, у монголов стрелы в колчане всегда были наконечникам наружу, по причине кучи типов наконечников, и разным назначением этой кучи. Бронебойные, щлемобойные, двузубки, срезнт, трёх - и четырех лопастные с шипом или без...
        Но так-то да, монголы были плохими лучниками, вы правы

        "Как пишет Плано Карпини, каждый монгольский лучник имел при себе "три больших колчана, полные стрелами". Колчаны по-прежнему делались из бересты и вмещали примерно 30 стрел. Некоторые снабжались "карманом" и были аналогичны тюркским и кыргызским. Другие изготавливались в форме цилиндра, слегка расширенного к краям. Стрелы в них закрывались от непогоды специальным чехлом - тохтуем. Встречались и традиционные трапециевидные футляры. Расположение стрел в колчане отличалось разнообразием - наконечниками вверх, вниз и даже в разные стороны. При этом стрелы с редкими трёхлопастными проникателями всегда помещались острием вверх. Колчаны украшались роговыми накладками с геометрическим орнаментом и изображениями животного и растительного миров.

        Кроме описанных колчанов, стрелы хранились и в кожаных футлярах, по своей форме напоминающих налучья. Одна сторона у них была прямая, другая имела несколько выступов или полукруглых вырезов. Их образцы хорошо известны по многочисленным изображениям на китайских, персидских, японских миниатюрах. Их можно увидеть и в Оружейной палате Кремля в Москве среди этнографических материалов Забайкалья, Южной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, западно-сибирской лесостепи, относящихся к эпохе позднего средневековья. Стрелы располагались в них оперением вверх, нередко выступая наружу более чем на половину своей длины.

        Колчаны со стрелами подвешивались на правом боку наклонно за колечки, расположенные по центру ребра нижним концом вперёд, чтобы не мешать при верховой езде. Иногда их с помощью длинного ремешка перекидывали через плечо."

        Источник:
        "Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья". Автор: Александр Соловьев (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СОРАН); научный редактор: академик В.И. Молодин; художник: М.А. Лобырев. Новосибирск, 2003 г.
        Степи, горы, лошади, Горный Алтай, Казахстан, Монголия - мое детство, юность.
        1. 0
          15 марта 2023 09:15
          Там же пишется, что стрелы, которые в обязательном порядке располагаются наконечниками наружу - не имеют оперения, из-за больших размеров наконечника, который сам стабилизирует стрелу. Так что монголы умели стрелять и знали, какую стрелу - каким образом хранить в колчане.
  12. +2
    13 марта 2023 17:30
    Всем доброго дня.
    Вячеслав Олегович, я рада, что Ваш материал об индейцах, а не ружьях.
    Племена индейцев- синтез :этнографии, истории и этнокультуры.
    У индейцев : сиу, Дакота или к пример, гуронов, много различий, но и много общего.
    Несколько лет назад, ещё до сайта, по ТВ был материал по культуре индейцев. Они в своих узорах: рассказывали свою биографию. К, примеру, он родился в сильную, - соответствующий символ. Участие в войне и т д
    1. +2
      13 марта 2023 21:23
      Любое племя синтез языка, культуры, истории и еще много чего. Поэтому такую своеобразную общность, отличающуюся от других, выделяют, как отдельную часть этноса, и называют племенем. Хоть эскимосов, хоть пигмеев.
  13. 0
    22 марта 2023 10:50
    Интересно, что в отличие от европейцев, индейцы свои ножи затачивали только лишь с одной стороны, а не с двух.
    . Это потому, что они использовали ножи не только для резки колбасы. Нож с односторонней заточкой - гораздо более универсальный инструмент, чем с двусторонней. Им можно строгать, скоблить, кончик использовать как шило. Мех со шкуры снять и не порезать кожу - тоже односторонняя заточка нужна.