Последние советские зенитные орудия калибра 152мм – КМ-52/КС-52

Разработка зенитного орудия калибра 152мм с ССП велась в послевоенные годы. Техпроект зенитки в 1949 году представило ОКБ-8 под названием КС-52. Основные характеристики проекта КС-52:
- скорость ведения огня не менее 10 выст/мин;
- масса используемого снаряда – 49 килограмм;
- общий вес орудия – 46 тонн;
- начальная скорость боеприпаса – 1030 м/с.


Проект зенитки был представлен техническому совету, на котором представители артиллерийского комитета и министерства вооружения не одобрили проект в целом. В этом же году проект КС-52 закрывают, все работы по проекту прекращены. Однако через два года, в 1951 году, постановлением СМ «№2966-1127 от 26.11.1951 года тема создания зенитной пушки калибра 152мм реанимирована. Основой для создания нового орудия становится зенитная пушка КС-30. Основным разработчиком назначают ОКБ-8 и конструкторское бюро завода №172. Главным конструктором нового проекта становится М.Цырульников.

Новое зенитное орудие в ходе работ получает название КМ-52. Проблемы «перепроектирования» КС-30 в КМ-52 с большим калибром не дали возможность окончить проект раньше 1954 года. Готовый проект в конце года представили техсовету МО промышленности. В последних числах января 1955 года проект был одобрен и рекомендован к производству.

Последние советские зенитные орудия калибра 152мм – КМ-52/КС-52


Основная сборка КМ-52 была поручена заводу №172. Орудийные стволы поручили изготавливать заводу №8. Приводы для зениток, созданные ЦНИИ-173, изготавливались заводом №710. Боеприпасы разработаны НИИ-24, гильзы под снаряд - НИИ-147. Изготовлением боеприпасов занялся завод №73. Остальные элементы выстрела изготавливались по аналогичным технологиям выстрела СМ-27.

Устройство и конструкция
КМ-52 оснастили дульном тормозом, эффективность которого составляла 35 процентов. Затвор клиновой горизонтального исполнения, работа затвора осуществляется от энергии наката. Зенитное орудие оснастили гидропневматическими тормозом отката и накатником. Колесный ход с лафетом являются модифицированной версией от зенитки КС-30.

Выстрел раздельно-гильзовый. Для подачи снарядов и зарядов слева-справа установлены отдельные механизмы заряжания, работа механизмов осуществлялась от электрических двигателей. Сам магазин выполнен как транспортер. Снаряды и заряды подавались на определенные места линии досылания, где они компонуются в единую систему выстрела. После этого выстрел досылается гидропневматическим досылателем. Затвор автоматически заканчивал подготовку орудия к ведению огня. Используемый боеприпас КМ-52 – дистанционно-осколочный гранатный. Указываются образцы 5655 и №3.

Последние советские зенитные орудия калибра 152мм – КМ-52/КС-52


Производство и испытания
В 1955 году начались поставки первых стволов на основной сборочный завод. Первый серийный образец КМ-52 был собран к концу 1955 года. В декабре начались заводские испытания, после которых зенитное орудие передают основному заказчику.

Начинаются основные полигонные испытания. КМ-52 показала отличные результаты скорострельности до 17 выст/мин., за счет заряжающих механизмов, дополнительных решений, оптимального пересмотра конструкции. Зенитное орудие на основных испытаниях было протестировано непрерывными очередями, самая большая – 72 беспрерывных выстрела. К 1957 году изготавливают испытательную партию в 16 единиц КМ-52. Ими укомплектовывают две новые зенитные артбатареи, с постоянным местом дислокации под Баку. Через несколько месяцев, зенитное орудие КМ-52 предлагают взять на вооружение.

Судьба КМ-52
Зенитное орудие калибра 152мм так и не было принято на вооружение. В 1958 году прекращаются работы на созданием АРС для зенитки КМ-52. Кроме выпущенных 16 единиц, больше КМ-52 не производились.

Существует несколько версий, почему зенитное орудие так и не было взято на вооружение. Первая из них - появление реактивных самолетов, которые уже развивали большие скорости и набирали большие высоты. Расчётный полет снаряда КМ-52 на 15 километровую высоту составляет около 30 секунд. Реактивный самолет за это время уйдет с расчетного места на такое расстояние, что стрельба будет полностью бесполезна. А для ведения нормального противовоздушного отражения, потребовалось бы громадное количество зенитных орудий, сосредоточенных в одном месте. Вторая версия основывается на том, что хоть скорости и высоты самолетов выросли, они оставались достаточно маломаневренными высотными аппаратами и, в принципе, можно было рассчитать необходимую точку поражения. Однако себестоимость выстрелов необходимых для поражения одного самолета превышала ее стоимость. Поэтому применявший бы такие установки проигрывал бы в любом случае. Здесь стоит учитывать и автоматизацию стрельбы, которая только увеличила бы разницу стоимости выстрелы-самолет. К тому же велись разработки ракет в том числе и зенитных, которые, как ни странно стоили несколько дешевле или имели гораздо меньшую стоимость ракеты-самолет.

Основные характеристики:
- длина – 8.7 метра;
- вертикальные углы наведения – 360 градусов;
- масса – 33.5 тонны;
- скорость стрельбы – до 17 выст/мин;
- дальность поражение высота/земля – 30/33 километра;
- отклонение высота/земля – 205/115 метров;
- боевой расчет – 12 человек;
- вес боеприпаса: снаряд/заряд/общий – 49/23.9/93.5 килограмма;
- скорость снаряда – 1000 м.с.

Источники информации:
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=3496.0
http://raigap.livejournal.com/170396.html
http://strangernn.livejournal.com/540173.html
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. Strashila 22 ноября 2012 09:07
    Вещь !!! Управляемый боеприпас по современным технологмям... и воОоще крутень.
  2. viruskvartirus 22 ноября 2012 10:49
    Учитывая вот это "Американская БМП будет почти в 2 раза тяжелее танка" http://www.militaryparitet.com/ttp/data/ic_ttp/4160/ может стать очень актуальной...
  3. Максим86 22 ноября 2012 12:02
    За статью спасибо. Признаться не знал, что существовали зенитные орудия калибром более КС-30.
  4. Kars 22 ноября 2012 12:07
    Когда первый раз узнал об этой системе сразу пришла в голову мысль вот оно орудие для ИС-7А
    1. 755962 22 ноября 2012 12:45
      Привет ,Андрей.Может эту мысль подкинуть разрабам из онлайн-игры World of Tanks...?Может там будет и актуальнее ,и тогда ИС-7А будет самым -самым...
      755962
      1. Kars 22 ноября 2012 12:59
        Цитата: 755962
        .Может эту мысль подкинуть разрабам из онлайн-игры World of Tanks...?

        Может они читают тут?Как я так про них статьи тут читаю.
        1. Num Lock UA 22 ноября 2012 17:24
          Используемый боеприпас КМ-52 – дистанционно-осколочный гранатный

          стрелять по САУ разве что winked
          Num Lock UA
          1. Kars 22 ноября 2012 20:34
            Цитата: Num Lock UA
            стрелять по САУ разве что

            И по ним ,и по пехоте.А наменклотуру боеприпасов всегда можно расширить.
            1. bask 22 ноября 2012 21:58
              Да обогнала КМ-52/КС-52 свое время лет так на 50.Сейчас бы эти наработки и САУ на её базе сделать Из современных материалов.Дальность АР могла быть и до 40-50 км.А скорострельность,практическая 17 выс ,в мнуту.Просто блеск.Всё нов, хорошо забытое старое...
              bask
  5. Chicot 1 22 ноября 2012 15:31
    Какая красотища!!! Жаль запоздавшая в своем появлении...

    Сразу видно - моща бешенная. Если попадет, так попадет... Работал с зениными артсистемами и знаю, что говорю...
  6. shicl 22 ноября 2012 18:28
    Главным критерием оценки эффективности системы ПВО является критерий максимально предотвращенного ущерба. Т.е. система ПВО может запросто стоить дороже уничтоженных самолетов, но будет предотвращено уничтожение войск или промышленности. Поэтому утверждение, что данное орудие не принято на вооружение из-за стоимости превышающей стоимость уничтоженных средств воздушного нападения - полная глупость!
    shicl
  7. Братец Сарыч 22 ноября 2012 22:16
    Да не нужна она оказалась к моменту своего изготовления! Пускать деньги на ветер только - за 30 секунд самолет того времени уже почти 7 километров пролетал, как упреждение-то рассчитать с такой "точностью"?
    Братец Сарыч
    1. Сомад 23 ноября 2012 15:21
      Уважаемый Братец Сарыч! Я постоянно натыкаюсь на ваши "глубокомысленные" комментарии к разным статьям на этом сайте и пришел к выводу, что Вам пора по сроку службы присвоить звание "ПОЧЁТНЫЙ ОГОВНИТЕЛЬ ФОРУМОВ". Более того - некоторые Ваши "перлы" я стал цитировать на форумах других сайтов и они имеют большой успех. Успехов Вам!!! Продолжайте в том же духе!!! good
      1. Братец Сарыч 23 ноября 2012 17:24
        Серьезно, а на каких? Можно ссылки - очень хочется посмотреть...
        Буду признателен...
        Братец Сарыч

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня