Последние советские зенитные орудия калибра 152мм – КМ-52/КС-52

Разработка зенитного орудия калибра 152мм с ССП велась в послевоенные годы. Техпроект зенитки в 1949 году представило ОКБ-8 под названием КС-52. Основные характеристики проекта КС-52:
- скорость ведения огня не менее 10 выст/мин;
- масса используемого снаряда – 49 килограмм;
- общий вес орудия – 46 тонн;

- начальная скорость боеприпаса – 1030 м/с.

Проект зенитки был представлен техническому совету, на котором представители артиллерийского комитета и министерства вооружения не одобрили проект в целом. В этом же году проект КС-52 закрывают, все работы по проекту прекращены. Однако через два года, в 1951 году, постановлением СМ «№2966-1127 от 26.11.1951 года тема создания зенитной пушки калибра 152мм реанимирована. Основой для создания нового орудия становится зенитная пушка КС-30. Основным разработчиком назначают ОКБ-8 и конструкторское бюро завода №172. Главным конструктором нового проекта становится М.Цырульников.

Новое зенитное орудие в ходе работ получает название КМ-52. Проблемы «перепроектирования» КС-30 в КМ-52 с большим калибром не дали возможность окончить проект раньше 1954 года. Готовый проект в конце года представили техсовету МО промышленности. В последних числах января 1955 года проект был одобрен и рекомендован к производству.

Последние советские зенитные орудия калибра 152мм – КМ-52/КС-52


Основная сборка КМ-52 была поручена заводу №172. Орудийные стволы поручили изготавливать заводу №8. Приводы для зениток, созданные ЦНИИ-173, изготавливались заводом №710. Боеприпасы разработаны НИИ-24, гильзы под снаряд - НИИ-147. Изготовлением боеприпасов занялся завод №73. Остальные элементы выстрела изготавливались по аналогичным технологиям выстрела СМ-27.

Устройство и конструкция
КМ-52 оснастили дульном тормозом, эффективность которого составляла 35 процентов. Затвор клиновой горизонтального исполнения, работа затвора осуществляется от энергии наката. Зенитное орудие оснастили гидропневматическими тормозом отката и накатником. Колесный ход с лафетом являются модифицированной версией от зенитки КС-30.

Выстрел раздельно-гильзовый. Для подачи снарядов и зарядов слева-справа установлены отдельные механизмы заряжания, работа механизмов осуществлялась от электрических двигателей. Сам магазин выполнен как транспортер. Снаряды и заряды подавались на определенные места линии досылания, где они компонуются в единую систему выстрела. После этого выстрел досылается гидропневматическим досылателем. Затвор автоматически заканчивал подготовку орудия к ведению огня. Используемый боеприпас КМ-52 – дистанционно-осколочный гранатный. Указываются образцы 5655 и №3.



Производство и испытания
В 1955 году начались поставки первых стволов на основной сборочный завод. Первый серийный образец КМ-52 был собран к концу 1955 года. В декабре начались заводские испытания, после которых зенитное орудие передают основному заказчику.

Начинаются основные полигонные испытания. КМ-52 показала отличные результаты скорострельности до 17 выст/мин., за счет заряжающих механизмов, дополнительных решений, оптимального пересмотра конструкции. Зенитное орудие на основных испытаниях было протестировано непрерывными очередями, самая большая – 72 беспрерывных выстрела. К 1957 году изготавливают испытательную партию в 16 единиц КМ-52. Ими укомплектовывают две новые зенитные артбатареи, с постоянным местом дислокации под Баку. Через несколько месяцев, зенитное орудие КМ-52 предлагают взять на вооружение.

Судьба КМ-52
Зенитное орудие калибра 152мм так и не было принято на вооружение. В 1958 году прекращаются работы на созданием АРС для зенитки КМ-52. Кроме выпущенных 16 единиц, больше КМ-52 не производились.


Существует несколько версий, почему зенитное орудие так и не было взято на вооружение. Первая из них - появление реактивных самолетов, которые уже развивали большие скорости и набирали большие высоты. Расчётный полет снаряда КМ-52 на 15 километровую высоту составляет около 30 секунд. Реактивный самолет за это время уйдет с расчетного места на такое расстояние, что стрельба будет полностью бесполезна. А для ведения нормального противовоздушного отражения, потребовалось бы громадное количество зенитных орудий, сосредоточенных в одном месте. Вторая версия основывается на том, что хоть скорости и высоты самолетов выросли, они оставались достаточно маломаневренными высотными аппаратами и, в принципе, можно было рассчитать необходимую точку поражения. Однако себестоимость выстрелов необходимых для поражения одного самолета превышала ее стоимость. Поэтому применявший бы такие установки проигрывал бы в любом случае. Здесь стоит учитывать и автоматизацию стрельбы, которая только увеличила бы разницу стоимости выстрелы-самолет. К тому же велись разработки ракет в том числе и зенитных, которые, как ни странно стоили несколько дешевле или имели гораздо меньшую стоимость ракеты-самолет.

Основные характеристики:
- длина – 8.7 метра;
- вертикальные углы наведения – 360 градусов;
- масса – 33.5 тонны;
- скорость стрельбы – до 17 выст/мин;
- дальность поражение высота/земля – 30/33 километра;
- отклонение высота/земля – 205/115 метров;
- боевой расчет – 12 человек;
- вес боеприпаса: снаряд/заряд/общий – 49/23.9/93.5 килограмма;
- скорость снаряда – 1000 м.с.

Источники информации:
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=3496.0
http://raigap.livejournal.com/170396.html
http://strangernn.livejournal.com/540173.html
Автор:
Роман Джерелейко
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти