Как поживают российские самолеты ДРЛО

95
Как поживают российские самолеты ДРЛО

«Полетели, полетели, на головку сели.
Сели, посидели и опять полетели».

Рассказ няни в детских яслях о случае
с А-50 на аэродроме в Мачулищах.


Во время СВО выяснилось, что большинство полетов авиации, крылатых ракет и дронов происходит на малых высотах, где можно скрыться от обнаружения РЛС противника. Наземные РЛС видят цели только в пределах прямой видимости, которая при полетах в условиях неровной местности может сократиься до 10 км и менее. Соответственно вырастает роль самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), которые наблюдают цели сверху.



История зарубежного ДРЛО


Британцы разработали первый самолет ДРЛО ещё во время Второй мировой войны. В 1960 году в США создали для авианосцев палубный ДРЛО Е2 «Хокай». Для упрощения конструкции он использовал РЛС, работающую на длине волны 70 см. Хотя самолет получился компактным и удобным для авианосца, но при такой большой длине волны характеристики обнаружения целей (дальность 210 км) оказались посредственными. Дело в том, что ширина луча РЛС пропорциональна длине волны, и у «Хокая» она оказалась равной 7°, что слишком много. Излучаемая энергия летит не только на цель, но и в окружающее пространство.

Прорывным ДРЛО оказался разработанный в 1978 году Е3 АВАКС. Для него использовали пассажирский «Боинг-707» массой 150 т, потребляющий топлива 3,5 т/час и дежурящий в воздухе 10–11 часов. Он работал на длине волны 10 см, что при ширине луча 1° обеспечило дальность обнаружения истребителей 350 км, высокую точность сопровождения целей и помехозащищенность. Главный недостаток предыдущих ДРЛО – наличие «гриба» над фюзеляжем, где вращается механическая антенна – сохранился и у АВАКСа.

Новейшее поколение РЛС ДРЛО первыми разработали в Израиле. РЛС FALCON обходилась без гриба. Она имела неподвижные активные фазированные решетки (АФАР), установленные вдоль фюзеляжа, что облегчало конструкцию, улучшало аэродинамику и дальность обнаружения. В США тоже разработали похожие РЛС, но, поскольку они произвели уже 60 АВАКСов, то новые ДРЛО продавались союзникам в единичных экземплярах.

История советских самолетов ДРЛО


Первый ДРЛО Ту-126 создали в 1965 году на базе пассажирского Ту-114. Его РЛС имела невысокие характеристики, и выпустили всего 8 Ту-126. А-50 «Шмель» был разработан в
1985 году, ответ на разработку АВАКСа. Советская электроника весила всегда больше американской, и туполевские лайнеры требуемую массу аппаратуры (20 т) не потянули.

Пришлось взять транспортник Ил-76 весом 190 т с расходом 6,5 т/ч и временем дежурства 9 часов. Дальность обнаружения РЛС составила, по оценкам экспертов, 300 км. Кроме РЛС, имелась и аппаратура радиотехнической разведки, которая позволяла определять направления и ориентировочные дальности до работающих РЛС противника. Тогда считалось, что советская авиация должна иметь возможность действовать в тысячах км от нашей границы и даже после начала ядерной войны. Для этого ДРЛО должен был использоваться и как воздушный командный пункт с экипажем 15 человек.

Выбор такого носителя обусловил и основные недостатки А-50:

1. У транспортника сзади находится опускаемый трап. Поэтому горизонтальная часть хвостового оперения (стабилизатор) поднята на вершину вертикальной части (киля). Над фюзеляжем расположен гриб с вращающейся внутри него механической антенной. Когда антенна поворачивается в сторону хвоста, то часть луча РЛС попадает на стабилизатор, отражается от него на землю, от неровной земли отражается вверх и попадает обратно на антенну, создавая помеху самой РЛС.

В результате дальность обнаружения истребителей противника в хвостовом секторе падает в 2–2,5 раза, и опасность неожиданной атаки сзади возрастает. Приходится сопровождать ДРЛО истребителями, как только он приблизится к границе. Длительность эксплуатации истребителя до капремонта на порядок меньше, чем у транспортника. Поэтому стоимость рабочего часа А-50 дополнительно увеличивается.

2. Ил-76 имеет широкий фюзеляж, что создает повышенное сопротивление воздуха и увеличивает расход топлива. К тому же советские двигатели не отличаются экономичностью, и в мирное время ДРЛО почти не эксплуатируется.

3. Так как транспортник для комфортных перевозок не предназначен, то экипаж к концу смены оказывается вымотан и вынужден долго отдыхать.

В СССР собирались выпускать серии авианосцев, для чего потребовался и палубный ДРЛО. Решили повторить американский «Хокай» и назвали его Як-44 «Квант». Соответственно разработали и РЛС, работающую в диапазоне 70 см, и даже сделали её опытный образец.

Но тут СССР ослабел, и денег на окончание разработки Як-44 не хватило, проект закрыли. Аппаратуру РЛС сейчас восстановить невозможно – уже давно не выпускается та элементная база РЛС. Однако антенна 70-см диапазона сохранилась.

История ДРЛО в России


За 20 лет эксплуатации характеристики РЛС «Шмель» настолько отстали от мирового уровня, что в 2004 году решили РЛС модернизировать и назвали этот вариант ДРЛО А-50у. Одновременно решили начать разработку совершенно новой РЛС «Премьер», имеющей АФАР. Такой ДРЛО назвали А-100 «Премьер». Опытный образец А-50у сдали в 2009 году.

В РЛС была полностью заменена вся цифровая аппаратура обработки сигналов, индикаторы и рабочие места операторов, аппаратура связи и т. д. Переход на новую элементную базу уменьшил объем аппаратуры, что позволило выделить комнату отдыха для экипажа. Замена аппаратуры обработки сигналов обычно позволяет повысить дальность обнаружения целей примерно на 20 %, т. е. до 360–370 км.

Таким результатам можно было бы порадоваться, но темпы модернизации оказались более чем неспешные. В аппаратуре было много неимпортозамещаемых элементов. Видимо, это и тормозило переоборудование. Разработать наши аналоги, например процессоры обработки сигналов, нереально – наши технологии отстали лет на 15–20, да и имеющиеся используют импортные станки.

Из 30 выпущенных в СССР А-50, в это время осталось 22. Реально летали только 9. Остальные, видимо, из-за дороговизны эксплуатации остались на хранении. За следующие 4 года модернизировали 3 А-50. После 2014 года возник перерыв еще на 3 года, и к 2019 году модернизировали ещё 3 ДРЛО. О дальнейшей модернизации сведений нет.

Ход разработки ДРЛО А-100


Первоначально А-100 должен был быть разработан в 2014 году, затем срок перенесли на 2017 год, затем – на 2020. Наконец в 2020 году С. К. Шойгу обнадежил, что в 2024 году А-100 точно сдадут. Теперь модно вместо слов «срыв сроков» употреблять термин «сдвиг срока вправо», который уже достиг 10 лет. Удивляться не приходится – финансовое состояние разработчика концерна «Вега» незавидно. Типовая зарплата инженера вдвое меньше среднемосковской. Численность сотрудников уменьшилась по сравнению с советским временем в несколько раз. Так что 2024 годом дело может и не ограничиться.

Ожидалось, что новая РЛС будет иметь дальность обнаружения до 600–650 км. Это могло быть достигнуто за счет использования технологии АФАР, при которой вместо одного мощного передатчика и одного приемника по всей поверхности антенны размещены тысячи маломощных приемопередающих модулей. Это позволяет значительно увеличить КПД передатчика и повысить его надежность. Помехозащищенность тоже возрастает. Первоначально предполагалось использовать неподвижные АФАР, но располагать их на бортах Ил-76 оказалось неудобно.

В итоге решили размещать 3 неподвижные АФАР в «грибе». Тем самым намечавшееся снижение массы РЛС значительно уменьшилось, и возможность перейти на гораздо более экономичный носитель (например, Ту-214) исчезла. Наилучшим носителем был бы специально разработанный беспилотник с длинными АФАР вдоль бортов, что позволило бы сократить взлетную массу ДРЛО в 4 раза с соответствующим сокращением расхода топлива. Кроме того, исчезла бы необходимость тщательной охраны ДРЛО истребителями.

Во время разработки неожиданно возникла новая идея: «В США стали массово производить самолеты по технологии «Стелс». Например, истребителей F-35 могут выпустить 3 000 штук. Нужно принять какие-то меры! Ведь заметность «Стелсов» в 10–50 раз меньше, чем у обычных самолетов». И приняли. Воспользовались тем фактом, что радиопоглощающие покрытия самолетов «Стелс» наиболее эффективно поглощают радиоволны сантиметрового диапазона. Поэтому заметность F-35 в диапазоне 10 см, в котором работает РЛС «Шмель», на порядок ниже, чем заметность старых истребителей, например F-16. Если длина волны РЛС становится больше 15–20 см, то поглощение радиоволн покрытиями уменьшается, и незаметность самолета снижается.

Появились сообщения, что РЛС «Премьер» будет работать на двух длинах волн. Сами длины не указывались, но не трудно догадаться, что это те, которые уже использовались для ДРЛО, а именно 10 см для обнаружения обычных целей и 70 см для обнаружения самолетов «Стелс». Судя по фотографии «гриба», в нем опять разместили вращающуюся антенну (время одного оборота 10 с). Следовательно, решили взять одну плоскую АФАР диапазона 10 см и с задней стороны к ней приставить антенну от РЛС «Квант» диапазона 70 см. Результат окажется плачевным.

Как указывалось выше, РЛС 70 см отличаются только простотой конструкции и меньшим весом, но характеристики у неё значительно хуже. Дальности обнаружения не могут существенно превзойти 300 км, а по самолетам «Стелс» 250 км. Вместо таких двухдиапазонных сложностей стоило воспользоваться опытом Израиля и взять один диапазон средней длины волны – 23–25 см. Незаметность самолетов противника в таком диапазоне уменьшается, а хорошие характеристики обнаружения еще сохраняются.

Если бы в «грибе» сохранились 3 неподвижные АФАР диапазона 23–25 см, то можно было бы непрерывно следить за всеми целями (включая «Стелс») вокруг ДРЛО и быстро выявлять любые их маневры. Но сейчас получаем все недостатки носителя Ил-76, дорогостоящую РЛС, многочисленный экипаж, о безопасности которого нужно серьезно заботиться, очень высокую стоимость часа полета и т. д. Видимо, хочется хвастаться тем, что, потратив 20 лет, сумели подновить ДРЛО прошлого века. Результат окажется таким же, как и у А-50. Большую часть времени А-100 будет стоять на земле.
95 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    16 марта 2023 03:29
    Если хочешь подорвать экономику противника продай ему авианосец.
    Про А-50 и А-100 из этой же серии, по затратам на создание и эксплуатацию этот летающий авианосец раззорит бюджет небольшого города в России.
    Нужны новые решения и изобретения в этой области.
    Не надо гнаться сразу за максимальными результатами вслед за американцами.
    1. +16
      16 марта 2023 07:06
      хочется хвастаться тем, что, потратив 20 лет, сумели подновить ДРЛО прошлого века.

      —-Техническое отставание ВС России за 30 лет капитализма, несмотря на программы перевооружения и достижения ВПК в системах стратегического сдерживания, …. как свидетельствует СВО отставание усилилось.

      —-Перевооружение ВСУ Западом и тактическая подготовка для ожидаемого наступления, вкупе с преимуществом в разведке, связи и управлении (РСУ) - стратегический вызов Генштабу России. О каком вызове НАТО вообще может идти речь при отсутствии паритета по РСУ… отсутствии господства / превосходства в воздухе…

      —-Единственное утешение - могло быть гораздо хуже с ВВТ. И может где-то собранны и на подходе «сибирские дивизии…»
      1. +5
        16 марта 2023 13:16
        Цитата: Михаил Драбкин
        —-Техническое отставание ВС России за 30 лет капитализма, несмотря на программы перевооружения и достижения ВПК в системах стратегического сдерживания, …. как свидетельствует СВО отставание усилилось.

        По развалу Союза обрушили и экономику, на содержание ВПК на фоне стремительно нищающего населения денег не было и верха повелись на обещания Запада помогать готовыми изделиями. Что в конечном счёте привело к нашей зависимости от западных поставок во всём. И на фоне всего этого разработки и выпуск большинства изделий закрыты и нарастает технологическое отставание.
        Пример - разработали процессоры "Байкал", "Эльбрус" и другие, а выпускать их сами не можем и санкции зарубили их внедрение...
      2. +4
        21 марта 2023 10:30
        Для сибирских дивизий Сталин нужен, а не Ельцин центр.
    2. -8
      16 марта 2023 10:46
      Цитата: Леха с Андроида.
      Если хочешь подорвать экономику противника продай ему авианосец.
      Про А-50 и А-100 из этой же серии, по затратам на создание и эксплуатацию этот летающий авианосец раззорит бюджет небольшого города в России.

      Подобные мероприятия могут разорить (и в случае военного поражения, разоряли!) страны, где экономика имела преимущественно капиталистический (или псевдо-социалистический, как в хрущевско-брежневские времена СССР) характер. Настоящую устойчивую социалистическую экономику разорить таким образом невозможно - там закон необходимости накопления прибыли и постоянного бумажного роста не действует, а деньги, как таковые, играют исключительно второстепенную роль!!!)))
      Так же невозможно подобным образом разорить империалистическую экономику глобального мирового лидера - США. Любая другая, существенно меньшая по масштабам, капиталистическая экономика, будь то экономика Германии, Японии или Великобритании, непременно разорятся, а США - нет. Реальной угрозой для империалистической экономики США является только почти аналогичная по масштабу (но пока(!) иная по структуре) экономика империалистического Китая.
      1. +2
        17 марта 2023 17:53
        Какая бы не была экономика их капиталистической или социалистической, а себестоимость ни куда не девается.
        1. 0
          26 марта 2023 10:39
          Ну, если самый главный вопрос в воооружении - себестоимость, а не целесообразность, то уж разберитесь со своим статусом. Маленьклй стране без имперских амбиций ни к чему содержать свою мощную армию. Достаточно титульной, ну и подкармливать чужую, большого соседа, как делают страны НАТО, например. А если вы хотите быть хотя бы региональным лидером, то России давно уже пора поднапрячься и выскочить из трусов, чтоб соответствовать декларируемому статусу. Разберитесь со статусом, тогда и разрешится вопрос, что дорого, а что дёшево. А то хотите быть лидером, но ни фига не делать. Так это не работает.
    3. +13
      16 марта 2023 17:29
      Цитата: Леха с Андроида.
      Нужны новые решения и изобретения в этой области.

      В чем же проблема? Добро пожаловать на работу в НИИРП инженером-конструктором. Поначалу, наверное, несколько неуютно будет - все же необходим некий большой/огромный багаж специфических знаний, да и з/п в 35 т.р. на первых порах может не устроить, но на что не пойдёт истинный патриот и его семья ради технологического прорыва в Отчизне, правда же?
      1. +7
        17 марта 2023 00:26
        .......... Удивляться не приходится – финансовое состояние разработчика концерна «Вега» незавидно. Типовая зарплата инженера вдвое меньше среднемосковской. Численность сотрудников уменьшилась по сравнению с советским временем в несколько раз.....
        1. +1
          25 марта 2023 14:10
          Ух тьi, какой благородньiй, да правильньiй делец. С перестройки такое слушаем ... laughing
          1. +1
            26 марта 2023 10:45
            Ну, почему же, в довольно многих фирмах ведущим специалистам платят довольно солидные зарплаты. Правда на рядовых сотрудников это не распространяется. Всё дело в том, кто есть важен в фирме и для чего она создана. А если фирма маленькая, но уникальная, то там при довольно маленьклм коллективе вксьма высокие зарплаты. Правда и на боку там не полежишь. Оно и в СССР академики солилно жили, потому что руководство страны знало для чего кому и сколько платить.
            1. 0
              2 декабря 2023 20:20
              Вообще то при капе уровень зарплат зависить от ярости, с которой профсоюзьi ведут "перeговорьi". Оставь дело на хозяина - 15 лет обновлять не будет.
      2. +1
        21 марта 2023 10:33
        Это да. На патриотах можно хорошо сэкономить.
    4. +3
      17 марта 2023 19:26
      Если хочешь подорвать экономику противника продай ему авианосец.

      Это актуально для стран без самостоятельной внешней политики и без ракетно-ядерного щита.. А экономисты СССР (которые совсем не были дураками) подсчитали, что сопровождать РПКСН АУГ гораздо дешевле чем гонять на прикрытие с воздуха районов патрулирования РПКСН истребители с заправщиками с наземных аэродромов, и наш РПКСН под прикрытием АУГ сможет находится в любом месте мирового океана и гарантированно выполнить свою задачу, в отличии от РПКСН под прикрытием самолетов с наземных аэродромов. Потому СССР на закате развернул строительство ТАВКР и построил Кузнецова, достраивал однотипный Варяг и начал строить атомный ТАВКР Ульяновск и именно поээтому этим путем идут совсем не глупые китайцы, японцы, британцы, французы, индусы и корейцы. И только наши как всегда все знают лучше всех, только СВО на этих знаниях выиграть не в состоянии даже у нищей Украины.
      1. -2
        17 марта 2023 22:07
        Ни у французов, ни у англичан, ни у индусов авианосцы для прикрытия ПЛАРБ не служат. У китайцев - вопрос спорный. У остальных нет ни авианосцев, ни ПЛАРБ,
  2. +2
    16 марта 2023 03:39
    В позднесоветское и "новороссиянское" время пролюбили так много всего, что ситуация с ДРЛО выглядит ещё вполне пристойно...
    1. +11
      16 марта 2023 03:55
      Ситуация с ДРЛО в ВПК России выглядит также как с авианесущим крейсером Кузнецовым...большой,денег жрет выше крыши...а отдачи полезной для обороноспособности стране коту под хвост.
      Что то надо менять в этом тупике. what
      Столько лет тянется тягомотина с ремонтами и поломками, а результаты мизерные.
      1. +21
        16 марта 2023 07:42
        Цитата: Леха с Андроида.
        Что то надо менять в этом тупике.
        Столько лет тянется тягомотина с ремонтами и поломками, а результаты мизерные.

        Этот тупик - нынешняя организация всего в России. Но менять ее не похоже, что собираются. Для кого-то она идеальная. Кормушка.
      2. +7
        16 марта 2023 09:24
        Цитата: Леха с Андроида.
        а отдачи полезной для обороноспособности стране коту под хвост.

        Обороноспособность страны без ДРЛО невозможна.
        Сейчас ситуация с ними в ВВС РФ катастрофическая. Из-за этого, в том числе, ВСУ до сих пор не разгромлено. Применение
        нашей авиации фактически заблокировано.
  3. -10
    16 марта 2023 04:26
    ДРЛО - хорошая мишень для истребителя.
    Ракета класса «воздух-воздух» большой дальности К-37/Р-37, известная сегодня как РВВ-БД, имеет заявленную дальность поражения 300 км.
    Подробнее здесь:
    https://topwar.ru/129275-raketa-vozduh-vozduh-bolshoy-dalnosti-k-37-r-37-rvv-bd.html
    Цитата: Леха с Андроида.
    Не надо гнаться сразу за максимальными результатами вслед за американцами.

    А вот это верно. Мы уже гонялись за СОИ.
    Сегодня, при дальности поражения 1000 км гиперзвуковая ракета стала реальной угрозой любому кораблю, в том числе, и авианосцу.
    Это сегодня, летая над Польшей или какой другой страной НАТО, ДРЛО что-то представляет. Завтра он может быть сбит, так и не показав своих исключительных ТТХ.
    Не замахнуться ли России на космос? Там и просторы «ширшее» и условия другие.
    1. +3
      16 марта 2023 04:58
      Недавно на эту тему вышла книжка. Dale Brown. The Kremlin Strike. Фантастика
    2. +9
      16 марта 2023 17:44
      Цитата: ROSS 42
      Сегодня, при дальности поражения 1000 км гиперзвуковая ракета стала реальной угрозой любому кораблю, в том числе, и авианосцу.

      Прежде, чем такую чудо-ракету по "любому кораблю" пустить, его требуется обнаружить. А вот одним из средств обнаружения является тот самый самолёт ДРЛОиУ. Или я что-то пропустил, мир изменился и АУГ с некоторых пор передают свои текущие координаты каждые 5 минут?
    3. +3
      16 марта 2023 18:29
      Сбить ДРЛО не так-то просто. Во-первых, он рядом с линией фронта не летает. Во-вторых, у него есть пара истребителей, которые могут перехватить Р-37 по данным целеуказания от самого ДРЛО.
  4. +7
    16 марта 2023 04:52
    Як-44 существовал только в макете. Никакой антены (а уж тем более самолета) никто никогда не разработал. Был проект у Анионова на базе Ан-72, про который автор не упомянул. Построено 2 самолета. А у амеров был еще и предшественник Хокая, тоже палубный и серийный.
    1. +3
      16 марта 2023 18:31
      Ан-72 использовался вместо опытного образца Як-44, а РЛС была там та самая, разработки концерна "Вега".
      1. +6
        17 марта 2023 00:41
        Цитата: AC130 Ganship
        Як-44 существовал только в макете.
        1. -1
          25 марта 2023 14:13
          А на палубе как оказался ?? Вторая фотка. Сам сел ?? Здорово !
          1. 0
            28 марта 2023 16:34
            Как макет взлетит, тем более cядет с деревянным гаком?
    2. +1
      23 марта 2023 18:08
      Да, было построено два Ан-71. Один вроде до недавних пор хранился в Жуковском.
  5. +10
    16 марта 2023 06:50
    В итоге - со стороны "коллективного запада" летают и пилотируемые и беспилотные ЛА ДРЛО, не говоря уже про спутники, информация бандерам сливается в режиме 24х7х365, а у нас - всё как обычно, ни создать, ни покараулить ... воюйте, славные православные воины, как бог подаст... кроме него видно некому...
  6. +3
    16 марта 2023 06:51
    Новый самолет ДРЛО нужен. Без гриба с неподвижными АФАР на базе Ту-214.
  7. -3
    16 марта 2023 08:29
    Теоретически, гораздо эффективнее расширять спутниковую группировку. Тот же оптический и тепловой контроль с низкоорбитальных геостационарных, которые для самообеспечения займутся еще метеорологией и связью.
    А по факту сейчас большую угрозу несут бпла, которые радары видят только на небольшом расстоянии. Соответственно, с учетом дистанций эффективного выявления требуется сотовое покрытие, как минимум на пограничных и критических территориях. Как вариант совмещения: использовать вышки сотовой связи, приподняв датчики как можно выше.
    Самолеты же ДРЛО - это больше средства нападения, а не защиты: очевидно же, держать постоянно включенный радар на земле сильно экономичнее, чем запускать самолет на полудневное дежурство. Да и мобильный наземный с выдвижной антенной тоже сильно бюджетнее будет, а его дальности вполне достаточно.
    В общем, имхо, предпочтительнее развивать наземные средства, закрывая дыры, и не боятся «приземлять» нарушителей. А острая необходимость в значительном парке ДРЛОшек сейчас именно из-за нехватки других эффективных решений.
    (Они тоже сильно нужны, но делать из них универсальное/идеальное средство контроля не нужно)
    1. +8
      16 марта 2023 13:19
      "низкоорбитальных геостационарных" - так не бывает. Геостационарная орбита - высота 36000 км. Все, что ниже или выше, будет перемещаться над земной поверхностью. Чем ниже орбита, тем быстрее перемещение относительно поверхности Земли, меньше охватываемое пространство и больше надо спутников.
      1. -4
        17 марта 2023 12:09
        Это когда "сам висит".
        Не учитываете современные технологии, например автономные стратосферники с контроем высоты и скорости.
    2. +4
      16 марта 2023 14:49
      с низкоорбитальных геостационарных,

      Что бывают и такие?
    3. +4
      16 марта 2023 19:09
      Простите, но - полное фэнтези
      Цитата: JcVai
      Тот же оптический и тепловой контроль с низкоорбитальных геостационарных, которые для самообеспечения займутся еще метеорологией и связью.

      Просто расскажите, каким образом Вы ЭТИМ собираетесь отслеживать и выдавать ЦУ на украинскую авиацию, действующую против наших сил.
      Цитата: JcVai
      А по факту сейчас большую угрозу несут бпла, которые радары видят только на небольшом расстоянии.

      Угу. Когда кто-то (ДРЛО) расскажет, куда и зачем этим БПЛА лететь. При этом речь. опять же, идет только об ударах по земле, перехват воздушного противника БПЛА не освоен.
      Цитата: JcVai
      Да и мобильный наземный с выдвижной антенной тоже сильно бюджетнее будет, а его дальности вполне достаточно.

      Рад, что вам достаточно, но, гадство, войскам в зоне СВО и ПВО в приграничных районах - категорически недостаточно.
    4. +4
      16 марта 2023 19:47
      Цитата: JcVai
      Да и мобильный наземный с выдвижной антенной тоже сильно бюджетнее будет, а его дальности вполне достаточно.

      Кому достаточно? Стандартная вышка 40В6МД по целям на высоте 100 м даёт теоретическую дальность обнаружения чуть больше 65 километров (по прямой радиовидимости). На практике это будет километров 45-50.
      Сколько таких вышек понадобится для закрытия рабочего сектора одной машины ДРЛО?
      А главное - даже если мы вытащим этот зиккурат на передовую, то дальше 50 км за линию фронта мы на малых высотах не заглянем. То есть, о подлёте целей мы будем знать примерно за две минуты до того, как они пересекут линию фронта.
  8. +6
    16 марта 2023 08:53
    Видимо нет конструкторов современных, прорывных идей, слаженных коллективов. А без финансирования, это всё не вырастить. Когда поймут эффективные менеджеры, что беременная родит через 9 месяцев, это если кормить, содержать, выгуливать,.... А если не кормить не содержать то и не родит, уйдёт к другому или сделает оборт.
    1. -2
      16 марта 2023 11:09
      Прорывные идеи есть, но что-то идет не так. Тот-же РОФАР, все опять как-то незаметно затихло, а столько авансов было.
      1. +2
        16 марта 2023 14:39
        чтобы реализовывать идеи нужна материальная основа. В первую очередь это своя электронная и радиокомпонентная база, материалы, приборы, доступные кредиты, гранты и т.д. Вот с этим у нас проблемы. Поэтому и ДРЛО А-100 мы 20 лет сделать не можем. Хотя по нему и проект был неплохой создан и 1 опытный экземпляр собран, но на импортной элементной базе. Что после санкций сорвало все планы по его производству. Разработчик был вынужден перерабатывать проект с использованием доступных нам процессоров, микроэлектроники и др. радиокомпонентов. И так в всем. Чтобы что то сделать нужно иметь из чего сделать.
    2. 0
      16 марта 2023 18:35
      Идеи-то есть, да минобороны у нас в смысле идей непробиваемо.
  9. +5
    16 марта 2023 10:40
    Опять статья дилетанта начитавшегося интернета. Несколько примеров.
    1. « Когда антенна поворачивается в сторону хвоста, то часть луча РЛС попадает на стабилизатор, отражается от него на землю, от неровной земли отражается вверх и попадает обратно на антенну, создавая помеху самой РЛС.» - интересно, где надо поставить на самолёте антенну, или стабилизатор, что бы луч от РЛС не задевал стабилизатор?
    2. «Длительность эксплуатации истребителя до капремонта на порядок меньше, чем у транспортника» - автору невдомек, что на самом деле ситуация обстоит с точностью до наоборот, Ни какой истребитель и близко не дотягивает до ресурса транспортного или пассажирского самолета. Я уж молчу про «порядок», ибо различие в длительности межремонтного цикла в десять раз этот уж слишком.
    3. «имеет широкий фюзеляж, что создает повышенное сопротивление воздуха и увеличивает расход топлива» - по умолчанию автор отдаёт предпочтение узкофюзеляжному самолету. А аппаратуру куда «совать»? Про повышенное сопротивление воздуха лучше вообще было не упоминать.
    4. «Наилучшим носителем был бы специально разработанный беспилотник» - ох уж эти любители беспилотников! А вы себе представляете управление с земли самолетом с габаритами Ил-76? А какой будет у него радиус боевого применения с учетом необходимости постоянной устойчивой радиосвязи? А передачу с борта на землю всего объема полученной информации как обеспечить? Все это решаемо, но какова будет надёжность системы и ее цена?
    1. +1
      16 марта 2023 18:51
      1. Антенну надо ставить так, как сделано на АВАКСе. Там стабилизатор находится низко, и отражения на землю не идут.
      2. Это читатель не понял, что автор так и писал.
      3. Если аппаратуру делать в современном исполнении, то вместо 20 т можно обойтись пятью.
      4. Масса беспилотника будет не 200 т, как у Ил-76, а 45-50. Управление по высокоскоростной и помехозащищенной линии связи будет прекрасное.
      1. +3
        16 марта 2023 23:48
        1.Нет такого самолёта АВАКС!!!! Есть Боинг-707, есть Е-3А.... но увы и ах нету АВАКС!
        2.автр статьи реально в этом месте завернул простую фразу в скрипичный ключ. Простую мысль так извернул что надо несколько раз прочитать и осмыслить.
        3.автор статьи начал свои мысль, но не смог нормально оформить. и глупо рассуждать о ширине фюзеляжа. ширина определяется поставленной задачей - Ил-76 прекрасный транспортный самолёт, который смог поднять всю аппартуру в воздух. американцы применили пассажирский самолёт - в пасажирском самоётет всё было заточено на экономичность и безопасность... сравнивать расход топлива Б-707 и Ил-76 не хоца.
        У нас нету аппартуры которую надо размещать в самолётиках - так что тут о массо-габаритных параметрах можно тока фантазировать 5т или 25т - а пофигу ибо нет ничего!!!
        4.М-де.. любители беспилотников ... БПЛА будет иметь ограниченный радиус!!! Высоскоростная и помехозащищённая линия - ёпрст вы просчитайте какой канал надо организовать для передачи данных, которые получает комплект всех РЛС на аппарате ДРЛО и какую мощу сигнала надо обеспечить чтоб наш аппарат ДРЛО смог от цетра управления удалиться на 500км, на 700км , на 1000км, на 3500км.! Или у вас в планах беспилотный ДРЛО будет кружить по окружности радиусом 20-30км???
        1. -4
          17 марта 2023 09:46
          Статью "Концепция беспилотного самолета ДРЛО" я опубликовал полтора года назад. Обоснование линии связи там приведено. Дальность высокоскоростной линии - 400-450 км. При необходимости можно организовать пункт-ретранслятор. Время полета беспилотника - 20 ч.
          1. +2
            17 марта 2023 14:09
            А теперь представте как будет светится в ЭМ диапазоне такой источник связи!!!
            Это же первейшая цель для врага!! И при этом неподвижная!!!!!

            Далее прочитал статью вашу.
            Первым у меня возник вопрос - какая потребляемая мощность аппартуры размещенной на БПЛА-ДРЛО и как она будет обеспечиваться???
            Вторым вопросом - а каким двигателем вы собираетесь оснастить БПЛА-ДРЛО??? У нас нету двигателей!!!!! У меня и мама и папа работали на заводе малолитражных двигателей, поэтому я знаю хоть немножко специфику их работы. Завод был полного цикла производства - начиная от литейки и кончая собственным производством РТИ и метизов. В начале-середине 80х началось глобальная модернизация производства. До развала ССР успели несколько цехов перевезти в новые цеха и установть новые станки. Начали разрабатывать новые двигателя , в качестве примера у конструкторов был двигатель ХОНДА.( толи с мопеда, толи с катера этогоя не знаю ибо сей факт вааще был секретом)
            Но наступил 1991 год и фсё полетело кувырком. В 1995 завод успешно был продан по цене ВАЗ-21099. И к 1998 от производства остались тока корпуса.
            А щас там снесли уже и летейный цех полностью!
            Нету у нас двигателей ..
            Нечего установит на БПЛА крупных размеров.
            1. 0
              18 марта 2023 13:43
              Я являюсь радиоинженером и о двигателях ничего сказать не могу. Концепция должна была показать, что возможно создать беспилотник с дальностями обнаружения, превосходящими А-100 и вчетверо меньшей массой. Если такими разработками не заниматься, то и через 100 лет у нас ничего не появится.
              1. 0
                18 марта 2023 23:40
                Ну извинете.
                Я не радиоинженер, по градации СССР я - инженер-электромеханик ("Приборостроительный" факультет, кафедра " САУ")
                Но просто подумайте.
                ДРЛО вешают на самолёт, для размещения аппратуры нужен самолёт, пофигу в нашем рассуждении - пилотируемый или нет.
                В основе проектирования самолёта лежит двигатель. Без двигателя самолёт не проектируют.
                нет двигателя - не будет самолёта.
                всё.
                поэтому рассуждения о размещении аппаратуры без наличия ЛА не имеют особого смысла.
                концепции - это интересно, но как бы это не превратилось опять в нулевой прожект.
                Нам нужны БПЛА разных размеров и разного назначения. Но както печально с этим.
                Нам нужна самолёты ДРЛО , РТР и пр.. но увы и ах нету!!!!
                1. 0
                  19 марта 2023 21:39
                  Печально не с самолетами, а печально с реальностью нашей страны.
      2. +1
        17 марта 2023 22:40
        Пожалуйста перестаньте писать бред с умным видом. По первым трём вашим ответам спорить не могу- не специалист, а вот по четвёртому... Где вы набирались умных слов "высокоскоростной и помехозащищенный канал". Вы хоть мысленно можете представить какой объём информации и на какую дальность необходимо передавать. А вид кодировки? Способ помехозащищённости?

        Недавно участвовал в разработке одного проекта. Обычный гражданский автомобиль в котором в каждом электрически управляемом элементе стоит собственный контроллер. Шиной данных является стандартный силовой плюс. Идея: контроллер автомобиля раздает команды управления по протоколу последовательного порта (считай USB) на плюсовой провод. Сигнал приходит одновременно на все устройства, но только то, которому он предназначен понимает код и исполняет его. Плюсы проекта:
        В машине из нескольких километров проводки остаётся 23 метра. Пожар безопасность поднимается до небес, экономия в себестоимости автомобиля до 20%. Бесполезность угона, так как все запчасти могут работать только со своим контроллером. Разбор бесполезен.

        И все это уперлось а одно... Даже на 5 метрах длинны автомобиля не получилось сделать канал надлежащей пропускной способности и помехозащищённости. И немцы не смогли, и американцы. А вы, как говорил профессор Преображенский, позволяет себе давать советы космического масштаба и космического же глупости.
      3. +2
        17 марта 2023 22:44
        Будьте любезны помимо слов дать фактический материал об уменьшении веса оборудования. За счёт чего? На примере чего-нибудь не секретного. Например, блок авиагоризонта с датчиками уменьшите в 4 раза.
        1. -2
          18 марта 2023 13:49
          Пожалуйста, посмотрите мои статьи: "Концепция беспилотного самолет ДРЛО" и "Концепция палубного беспилотного самолет ДРЛО".
  10. 0
    16 марта 2023 11:01
    Правильно было бы делать коротковолновую АФАР с одной стороны в обтекателе и длинноволновую обзорную с другой. Как ни повышай характеристики АФАР, стелс с маленьких курсовых углов будет крайне сложно увидеть. А длинноволновое полотно отлично их обнаружит и поможет с селекцией/наведением решеткам АФАР/ПФАР.
    1. 0
      16 марта 2023 18:53
      Диапазон 23 см - это уже начало длинных волн. А разместить антенну метрового диапазона на самолете и получить хорошие характеристики невозможно.
      1. 0
        17 марта 2023 01:19
        Цитата: a.a.gor
        Диапазон 23 см - это уже начало длинных волн.

        Су-57. Радиолокационного комплекса Ш-121

        Н036 «Белка»
        Н036 — российская авиационная малогабаритная радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой, разрабатываемая НИИП для перспективных авиационных комплексов пятого поколения. Входит в состав радиолокационного комплекса Ш-121, включающий в себя помимо антенной системы переднего обзора Н036, антенную систему L-диапазона Н036L-1-01 и антенные системы бокового обзора — Н036Б-1-01Л и Н036Б-1-01Б.

        Носовая активная фазированная антенная решётка Х-диапазона Н036-01-1 (1522 приёмо-передающих модуля) РЛС Н036 РЛК Ш-121 самолета ПАК ФА


        Активная фазированная антенная решётка L-диапазона Н036Л РЛС Н036 РЛК Ш-121 для размещения в носках крыла самолета ПАК ФА

        Многоканальный приемо-передающий модуль Х-диапазона РЛС Н036 РЛК Ш-121 самолета ПАК ФА


        X-диапазон - это от 3,75 до 2,5 см
        L-диапазон - это от 30 до 15 см

        Попадалась информация, что и у Су-35 в крыльях стоят радары (как у Су-57). Если это так, то наверняка работающих в L-диапазоне.
        1. +3
          17 марта 2023 02:25
          Цитата: Bad_gr
          Попадалась информация, что и у Су-35 в крыльях стоят радары (как у Су-57). Если это так, то наверняка работающих в L-диапазоне.

          Это не радары. Это элементы системы радиолокационного опознавания («Свой-чужой»). a.a.gor написал абсолютно верно,
          1. 0
            17 марта 2023 09:52
            Систем госопознавания работает на длине волны 20 см. Скорее всего, эту же систему используют и в диапазоне 23 см как РЛС.
  11. -10
    16 марта 2023 11:20
    ДРЛО устарели. Их надо менять на сеть автономных аэростатов и беспилотников. Все коммуникации через спутниковую группировку и дроны (шары) - ретрансляторы.
    1. +2
      16 марта 2023 18:54
      Американцы имеют и аэростаты, и ДРЛО.
  12. +2
    16 марта 2023 14:26
    Эти самолеты в мирное время должны стоять, в основном, а в военное - пахать на износ. Но у нас сработала только первая часть.
    1. +5
      16 марта 2023 23:53
      Эти смаолёты должны пахать всегда!!!!!
      Только непрерывной эксплуотацией можно понять возможности аппартуры, а потом их улчшить!!!
      Только постоянно летая и работа в разных районах мира можно отработать примение аппаратуры на разных ТВД.
      Только летая можно накопить опыт .
      И весь этот полученный опыт, навыки, приёмы, можно конвертировать в создание нового самолёта с новой аппартурой и с новыми возможностями.
      Если не летать - то ничего и не будет. Деньги потраченные на создание пропадут зря.
  13. +1
    16 марта 2023 15:28
    Просто распил бабала..как по большинству бесперспективных образцов техники благодаря некомпетентности руководства страны в военной сфере...Что Верховный,что МО РФ...Соответственно и помощников подобрали по себе...
  14. +3
    16 марта 2023 18:43
    Рассказ няни в детских яслях

    Автор на редкость удачно подобрал эпиграф, но полностью характеризует уровень статьи.
    Наземные РЛС видят цели только в пределах прямой видимости

    Удивлю автора - благодаря таким явлениям, как рефракция и дифракция, видят и за пределами прямой видимости.
    В 1960 году в США создали для авианосцев палубный ДРЛО Е2 «Хокай»

    Палубный ДРЛО для авианосцев в США создали в 1945 году - TBM-3W Avenger, он же первый серийный самолет ДРЛО вообще, так как британцы серийно свои самолеты ДРЛО не строили.
    1. +3
      16 марта 2023 19:53
      Цитата: sergej_84
      Палубный ДРЛО для авианосцев в США создали в 1945 году - TBM-3W Avenger, он же первый серийный самолет ДРЛО вообще, так как британцы серийно свои самолеты ДРЛО не строили.

      Дополню: британцы до собственного палубного ДРЛО дошли только в 1959 году. А до этого юзали наследников "Эвенджеров" - ДРЛО на базе "Скайрейдеров".
  15. 0
    16 марта 2023 21:02
    А почему нет ни слова про авиационный комплекс разведки Ту-214Р
  16. +1
    16 марта 2023 21:40
    "Кронштад" грозился в 24 году выкатить первый опытный образец ДРЛО Гелиос, масса около 4 тонн, полезная нагрузка 800 кг. БРЛС должна быть, со слов генконструктора, такая же как на Премьере А-100... И мы конечно понимаем, что Гелиос ни в 24, ни в 25, а скорее всего никогда не поднимется.
  17. 0
    16 марта 2023 22:06
    А нельзя использовать (если есть трудности с АФАР) ПФАР. Взять носитель типа Ту214, ПФАР аналогичные Су35С и поставить их по бокам. И в нос что то слабее.
    Совет бесплатный - не благодарите!
  18. +6
    16 марта 2023 23:17
    Про беспилотник это сказки.
    Во-первых у России нулевой опыт постройки тяжелых беспилотников, это надо десяток лет, чтобы наработать базу.
    Во-вторых для управления беспилотником нужен широкополосный спутниковый канал, а у нас нету такой группировки спутников с такими толстыми каналами.
    В-третьих ДРЛО нужен и в сценарии полномасштабной третьей мировой, когда спутники будут активно сбиваться/подавляться, значит ни на какие беспилотные ДРЛО полагаться нельзя, максимум они могут быть только как дополнение к основным пилотируемым ДРЛО.

    Насчет самолетов, Ил-76МД-90А (А-100) на 12-15% экономичнее Ил-76 и имеет большую грузоподъемность.
    А гражданские самолеты для ДРЛО не подойдут, хотя бы потому, что они рассчитаны на хорошую ВВП и изначально проектировались не для военного обслуживания.
    А Ил-76МД-90А и с грунтовки может работать и с льда в Арктике, и в Африке на плохо оборудованных аэродромах.
    1. 0
      17 марта 2023 01:37
      Цитата: Johnson Smithson
      Во-первых у России нулевой опыт постройки тяжелых беспилотников, это надо десяток лет, чтобы наработать базу.

      1. +2
        17 марта 2023 05:08
        Если имеется в виду "Буран", то это не российский, а советский проект. Так, для общего развития, узнайте судьбу хотя бы нескольких предприятий из десятков тысяч, некогда участвовавших в проекте. Дам подсказку: от четверти до трети сейчас за границей России. Еще до трети почила в бозе.
        Не говоря уж о том, что "Буран" - это часть МТКС. А не тяжёлый беспилотник.
        1. +1
          17 марта 2023 14:47
          Цитата: Filosoff
          Если имеется в виду "Буран", то это не российский, а советский проект.
          То есть, при развале СССР, люди создававшие этот проект (РКК «Энергия») были расстреляны, а вся документация уничтожена ?
          Цитата: Filosoff
          Так, для общего развития, узнайте судьбу хотя бы нескольких предприятий из десятков тысяч, некогда участвовавших в проекте.
          А при чём тут, где что строилось если было сказано:
          Цитата: Johnson Smithson
          у России нулевой опыт постройки тяжелых беспилотников
          На что было указано, что такой опыт у нас есть.
          Цитата: Filosoff
          Не говоря уж о том, что "Буран" - это часть МТКС. А не тяжёлый беспилотник.
          Сходил с орбиты он как конкретная единица, а не часть чего-либо, и исходя из своей телеметрии и телеметрии аэродромной сам принимал решения с какой стороны заходить на полосу, причём к моменту касания иметь и высоту и скорость, позволяющую сделать посадку с первого раза, так как заход на повторный круг не предусмотрен. И это сделал он сам, а не оператор дрона, что на порядок сложнее.
        2. +1
          18 марта 2023 00:12
          Если говорить о планере, то его делали в Москве (неоднократно на него любовался в 80-е), крыло, кажется, в Смоленске. Головное предприятие по его сборке бесславно ушло в небытие, а ведь неплохой был завод, и какие цеха специально под этот проект отгрохали! Правда не без идиотизма. И таки да, назвать Буран беспилотником, это круто!
      2. +2
        17 марта 2023 10:13
        Буран выполнял только одну заранее просчитанную задачу посадки на заранее известную ВВП, он не управлялся дистанционно. Плюс это планер, а не самолет.
        С БПЛА надо будет решать задачи передачи и обработки информации, спутниковой связи, пилотирования, переход на автопилот при потери связи, и т.д.
        А если это ДРЛО, то это все будет на порядок еще сложнее, потому что управлять РЛС и получать информацию с нее тоже надо будет через спутниковый канал в реальном времени.
        У нас из тяжелых делают Охотник, но он еще не готов и непонятно когда доделают. И спутниковой группировки для широкополосной связи тоже нет, это все только в планах.
  19. +3
    17 марта 2023 01:14
    У мине вопрос: Если зп конструктора меньше чем у кассира в макдаке, а стоимость разработки для бюджета МО выше чем в США, то куда уходит разница?
    1. +1
      18 марта 2023 00:15
      «стоимость разработки для бюджета МО выше чем в США» - откуда информация? good
  20. +2
    17 марта 2023 06:53
    куда ни кинь - всюду клин... какого вопроса ни коснись - у России или ничего нет вообще, или все настолько убого и примитивно технологически, что эффективность стремится к нулю... поневоле приходят мысли или о тотальном идиотизме властей, или о таком же тотальном засилье врагов государства во всех уровнях власти.. кому какой вариант больше нравится?. в любом случае неизбежно возникает второй вопрос - нахрена нам такая власть???
    1. -1
      17 марта 2023 16:17
      Вот так же решили в 1917году и в 1991..... и минс 30-40лет в развитии. Концепты А50 и А100 - это плод стратегии СССР в применение данных ДРЛО. Западные страны применяют и развивают АВАКСы в связке от Б52, до АПАЧа.....и для разведки и ЦУ наземным системам. Успел бы СССР освоить палубный малый ДРЛО и мы бы пошли по похожему пути. Хотя мне не совсем понятно следующее: СССР еще в 70е имел ПФАР "Заслон" для МиГ31....почему этот ПФАР (или 2шт) не поставили на гражданский Ту154 или Ту204?
      1. +3
        18 марта 2023 13:54
        ПФАР работает в диапазоне 3 см, который совершенно не походит для ДРЛО из-за повышенного затухания радиоволн в метеообразованиях.
  21. -1
    17 марта 2023 16:12
    Если бы в «грибе» сохранились 3 неподвижные АФАР диапазона 23–25 см, то можно было бы непрерывно следить за всеми целями (включая «Стелс») вокруг ДРЛО и быстро выявлять любые их маневры. Но сейчас получаем все недостатки носителя Ил-76, дорогостоящую РЛС, многочисленный экипаж, о безопасности которого нужно серьезно заботиться, очень высокую стоимость часа полета и т. д. Видимо, хочется хвастаться тем, что, потратив 20 лет, сумели подновить ДРЛО прошлого века. Результат окажется таким же, как и у А-50. Большую часть времени А-100 будет стоять на земле.


    1. Я не совсем понял в чем трагедия? 3шт полотна АФАР не подвижные и (в сравнении) с двумя полотнами в грибе - подвижными?!
    Это тупо инженерное компоновочное решение .
    2. Проблема в другом . Сколько весят "мозги" и какие они дают характеристики...


    Судя по аналогам, которые перешли на ЛА Б737...тут в поколение разница, а то и в 2!
    1. +1
      18 марта 2023 13:57
      Неподвижные антенны не требуют тяжелого, мощного привода и позволяют следить за всем окружающим пространством одновременно. При этом наиболее важные цели облучаются чаще других. При механическом вращении период обращения (10 сек.) фиксирован.
      1. 0
        20 марта 2023 16:30
        Это одно из компоновочных решений. В одном случае вы тратите энергию на 3 антенны сраз, в другом - на 2 и на вращение. Соответственно АФАР антенна может изменять угол облучения. Так что никаких перерывов не будет. Но, согласен, чем меньше движущих частей, тем система надежнее. Евреи уже перешли от тарелки к интегрированным антеннам по бортам и в обтекатели в носу.
  22. +3
    17 марта 2023 18:19
    Читал читал...
    ну что сказать
    ДРЛО.. БПЛА... мечты мечты...
    У нас не могут сделать копию АН-2 на современный лад!!!! Сколько уже проектов было !?!? А результат нулевой!!
    Какое ещё ДРЛО!!!! Какой еще тяжёлый БПЛА!!! Окститесь и не вспоминайте.
    1. 0
      20 марта 2023 16:34
      Нужно делать на всем, что летает и имеет нужную энергетику. Из того, что производиться и будет - Ил476, ССЖ100, Ту214, МС21.....это что реально будет делаться и под, что есть серийные ТРД.
      А прожекты из серии Ил с 4штуками ТВ3-117 в качестве самолета ПЛО - распил или БЛА с АФАР. ДРЛО нужна энергетика и даже на Западе это самолеты с 2 ТРД по 14-17тн тяги.
  23. +3
    17 марта 2023 18:32
    Пока к власти не придут настоящие государственники, так и будем жить по понятию - рыночек порешает. Больше всего убивает, что просрали 8 лет с 14ого года. Одна говорильня, как при Горбачёве. Одни партнёры и коллеги кругом...
  24. 0
    17 марта 2023 19:30
    Таким результатам можно было бы порадоваться, но темпы модернизации оказались более чем неспешные. В аппаратуре было много неимпортозамещаемых элементов. Видимо, это и тормозило переоборудование. Разработать наши аналоги, например процессоры обработки сигналов, нереально – наши технологии отстали лет на 15–20, да и имеющиеся используют импортные станки.


    С таким подходом в России никогда не будет современных самолетов ДРЛО, невозможно все делать самим, даже США и Китае не могут все “импортозаместить’, это же просто вопрос закупок, кто мешал то в мирное время закупить на склад потихоньку утрированно тысячи DSP, АЦП/ЦАП и пр, комплектующих с запасом на сотню самолетов. К примеру в России думаю что сотни датацентров на которых размешаются данные различных государственных организаций и ни кто не пережевал что сервера, софт там зарубежные, потому что в противном случае вообще бы не было ни чего. Госсуслуги работают на западных железяках, организация обращения Путина была с использованием иностранного оборудования.
  25. 0
    21 марта 2023 05:44
    М-да... Удивительно, что и эти 15 единиц есть. Тридцать лет пустословия, проведения футбольных чемпионатов и Олимпиад сделали свое дело - оборона страны просела. Сейчас Все валят на НАТО...
    Не представляю себе, что было бы с хохлом, если бы сейчас Россия была бы СССР. Да, за одну только попытку обстрелять АЭС в Запорожье, снесли бы пол Европы, вместе с ненужной частью Украины.
    Мы после победы в ВОВ системно деградировали и очень многое потеряли...
  26. 0
    21 марта 2023 12:35
    создание самолета с системой дальнего радиолокационного обнаружения кроме радара и самолета подразумевает еще и систему передачи данных с самолета на землю, стесняюсь спросить у нас есть способ передать данные в режиме реального времени с самолета на землю? есть интернет для передачи данных с самолета на компьютеры ПВО , или других видов войск ?
  27. 0
    22 марта 2023 09:15
    Цитата: ramzay21
    Если хочешь подорвать экономику противника продай ему авианосец.

    Это актуально для стран без самостоятельной внешней политики и без ракетно-ядерного щита.. А экономисты СССР (которые совсем не были дураками) подсчитали, что сопровождать РПКСН АУГ гораздо дешевле чем гонять на прикрытие с воздуха районов патрулирования РПКСН истребители с заправщиками с наземных аэродромов, и наш РПКСН под прикрытием АУГ сможет находится в любом месте мирового океана и гарантированно выполнить свою задачу, в отличии от РПКСН под прикрытием самолетов с наземных аэродромов. Потому СССР на закате развернул строительство ТАВКР и построил Кузнецова, достраивал однотипный Варяг и начал строить атомный ТАВКР Ульяновск и именно поээтому этим путем идут совсем не глупые китайцы, японцы, британцы, французы, индусы и корейцы. И только наши как всегда все знают лучше всех, только СВО на этих знаниях выиграть не в состоянии даже у нищей Украины.

    Наши РПКСН патрулируют в убежищах: Белое море, Охотское море; Карское море и Баренцово море под кромкой пакового льда. Там не нужны авианосцы.
  28. 0
    24 марта 2023 02:07
    Ничего нового!
    300 000$ для "партнёров" нашли, а для своего АВАКС - нет.
    Вот и думай, кто, за что как и чем воюет.
    Как бы этих деятелей - да на передний край!
    А то Главный храм ВС построили (деньги нашли) а грехи они "замаливать" не спешат. Сколько в фонд Обороны Фридман, Абрамович идр. скинулись.?? Секрет??
    А секрета и нет. Не скидывались.!!
    1. 0
      24 марта 2023 17:40
      Цитата: реалист
      создание самолета с системой дальнего радиолокационного обнаружения кроме радара и самолета подразумевает еще и систему передачи данных с самолета на землю, стесняюсь спросить у нас есть способ передать данные в режиме реального времени с самолета на землю? ?

      Вопрос закономерный, но надо учитывать, что объем передаваемой информации с самолета ДРЛО невелик ( так как обработка поступившего от цели сигнала на РЛС происходит на самом самолете) на землю передается результат обработки направление , дальность , высота, тип цели , своего непрерывная эсэмэска
  29. -1
    25 марта 2023 13:52
    Миг-31бм летающий авакс и одновременно зрк с-400, зачем тратить. кучу денег на А-100, хотите нормальный авакс делайте на базе Ту-214 как и новый самолет ПЛО soldier
  30. D O
    0
    25 марта 2023 15:26
    За пределами сей статьи почему-то остались тяжёлые беспилотники с РЛС на борту.
    1. +2
      25 марта 2023 22:26
      Какая разница на какой носитель ставить РЛС? Если нет РЛС.
      Не той конторе поручили работу по самолету ДРЛО, получился обыкновенный попил денег.
      1. 0
        24 февраля 2024 14:05
        Аха, схема похоже как на автоВАЗе, туда дуй, а от туда ...
  31. 0
    20 октября 2023 12:00
    В 2020 году Вега объявила, что завершила испытания прототипа РОФАР, используя лтечественную ЭКБ. Естественно было бы ожидать появления этой технологии на А-100. В статье об этом ни слова...