Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Кому выгодно сталкивать интересы Украины и России в Ираке?

Кому выгодно сталкивать интересы Украины и России в Ираке?В Украине и России с очень небольшим разрывом по времени прогремели однотипные скандалы – вокруг поставок вооружений и военной техники в Ирак. И хотя скандалы эти имели различную подноготную, масса экспертов и СМИ успели сделать единый общий вывод – украинские и российские оборонщики якобы сцепились в конкурентной схватке за одного из самых привлекательных в ближневосточном регионе клиентов.

При этом о жестком противостоянии Киева и Москвы на рынке вооружений говорят давно (хотя по объемам реализации военной продукции Украине, с трудом удерживающейся в первой десятке крупнейших экспортеров оружия, никак не сравниться с Россией, не покидающей первые места мирового рейтинга в этом бизнесе). И в данном случае разгоревшийся ажиотаж как раз и объясняется тем, что, казалось бы, Ирак и стал ареной конкурентной борьбы между Украиной и Россией со всеми ее негативными проявлениями. Однако, прежде чем принимать этот навязываемый постулат на веру, стоит все же разобраться в ситуации.

«Украинская оружейная эпопея» в Ираке началась еще девять лет назад. Сам факт участия украинского военного контингента в операции США с союзниками против Саддама Хусейна давал надежду на то, что Киев получит серьезные контракты на так называемое восстановление послевоенного Ирака и вооружение его силовых структур при новой власти. Однако до выхода украинцев из Ирака Киев получил лишь скромные (на фоне выделявшихся миллиардных сумм в долларах США на «восстановление» Ирака) заказы: на поставку 30 тепловозов ТЕ-1141, 2 тысяч армейских автомобилей «УАЗ» из запасов советских времен, 1,5 тысячи «КрАЗов». Что касается продукции военного назначения, то самой крупной сделкой был контракт на оснащение 15 батальонов и 6 бригад иракской армии и сил безопасности армейской амуницией, при этом осуществлялся он украинско-американской фирмой. Вообще же стоит особо отметить тот факт, что из 15 основных программ восстановления иракской экономики украинские предприятия не были задействованы ни в одной.


Однако ситуация изменилась в сентябре 2009 года, когда Украина получила первый серьезный оружейный контракт с Ираком на поставку самолетов Ан-32Б и бронетранспортеров БТР-4Е. Украина обязалась поставить Ираку 420 бронетранспортеров на сумму 457,5 млн. долларов, из которых 270 линейных БТР-4, 80 командирских, 30 штабных, 30 медицинских и 10 ремонтно-эвакуационных машин, а также 6 транспортных самолетов АН-32 на сумму 99 млн. долларов. При этом первый контракт на 556,5 млн. долларов подкреплялся перспективной программой сотрудничества между двумя странами на пять лет со стартовым бюджетом в 2,5 миллиарда долларов. Указывалось, что поставка украинских самолетов и БТР – лишь «пробный камень». И если иракскую сторону удовлетворит украинская продукция и ход реализации контрактов, то Киев может выйти на более высокий уровень сотрудничества с Багдадом, а общий объем контрактов может достигнуть 14 млрд. долларов – цифра просто фантастическая для украинских «оборонщиков».

Но с выполнением этого «пробного» контракта, как известно, сразу же начались различные недоразумения. Так, вместо ноября 2010 года первые украинские БТР прибыли к заказчику лишь в марте 2011года, из-за чего в качестве штрафных санкций Киев недополучил около 2 миллионов долларов. Затем, как сообщали СМИ, специалисты из Багдада, которые в конце мая прибыли в Украину обследовать партии изготовленных для Ирака БТРов, якобы обнаружили существенные дефекты в системах вооружения и управления огнем. К тому же возник юридический казус: срок подписанного с Ираком контракта закончился в марте 2012 года, и остался невыполненным по вине украинской стороны, тогда как к лету текущего года в Одессу для отгрузки прибыла вторая партия БТР — 62 штуки. Но отгружать военную технику по закону было нельзя, поскольку старый контракт уже не действовал, а новый не был заключен.

Впоследствии министр обороны Украины Дмитрий Саламатин сообщил президенту страны В. Януковичу, что с премьер-министром Ирака достигнута договоренность о продлении контракта на поставку военной техники. Между тем документы, опубликованные СМИ в то время, свидетельствовали, что никаких договоренностей с иракским премьером достигнуто не было. Уже на исходе лета, 9 августа 2012 года Дмитрий Саламатин доложил Виктору Януковичу, что чрезвычайный и полномочный посол Республики Ирак решил инициативно встретиться с министром обороны для выражения благодарности за активное сотрудничество в военно-технической сфере. Посол Ирака якобы заверил, что «за последние два-три месяца вокруг выполнения украинско-иракского контракта на поставку бронетранспортеров облака развеяны». А в сентябре 2012 года Министерство обороны Украины опровергло информацию о том, что контракт с Ираком на поставку военной техники не возобновлен, и заявило, что он «сегодня работает». Заодно военное ведомство в контексте информационных «уток» вокруг «иракского контракта» стало заявлять о развернувшейся «грязной кампании по дискредитации министра обороны Дмитрия Саламатина».

Параллельно в США вспыхнул коррупционный скандал вокруг американских посредников и их украинских коллег, обеспечивающих выполнение украинско-иракского контракта. В частности, как сообщили американские, а позже и украинские СМИ, судом Сан-Антонио (Западный Техас, США) был вынесен приговор по выплате техасскому бизнесмену Говарду Лоури 61 миллиона 750 тысяч долларов от украинско-американских брокеров, которые решили не выплачивать ему комиссионные за участие в сделке с Ираком по поставкам вооружений. При этом суд установил, что комиссионные платежи для украинских, иракских и американских посредников и участников составляют порядка 120 миллионов долларов при общей сумме сделки 560 миллионов долларов(1). Скандал этот пока остался в Украине без последствий, но тема скандальности украинско-иракского оружейного контракта явно не закрыта. Так, в октябре 2012 года стало известно, что концерну «Укроборонпром» грозит судебное разбирательство за невыплату американскому посреднику комиссионных при выполнении контрактов на поставку вооружений в Ирак(2).

А в начале ноября 2012 года скандал вокруг поставок оружия в Ирак вспыхнул уже с участием России. Как сообщили СМИ, власти Ирака якобы аннулировали сделку с Россией на покупку оружия стоимостью 4,2 млрд. долларов. Речь шла о поставке 42 пушечно-ракетных зенитных комплексов «Панцирь-1С» и 30 вертолетов МИ-28НЭ(3). О ее отмене сообщил информационному агентству AFP представитель иракского правительства Али Мусави. Позже информацию со ссылкой на «высокопоставленный военный источник» подтвердило иракское информационное агентство INA. По данным AFP, у Багдада имелись некие подозрения в коррупции с российской стороны. «Сделка была аннулирована. Когда премьер-министр Ирана Нури аль-Малики вернулся из России, у него были некоторые подозрения в коррупции, поэтому он решил пересмотреть всю сделку. По этому делу идет расследование», - сказал представитель главы правительства Ирака Мусави. Чиновник при этом не уточнил, в отношении кого именно будто бы началось расследование.

Правда, очень скоро глава оборонного ведомства Ирака Саадун ад-Дулайми опроверг эту информацию. Согласно его заявлению, контракт о поставке российского оружия в Ирак остается в силе, а разговоры о «коррупционной составляющей» были вызваны всего лишь тем, что иракское правительство просто опоздало с предоставлением информации о сделке в антикоррупционный комитет страны(4). Правда, далее правительство Ирака заявило, что будет заново обсуждать условия сделки по закупке вооружений у России, и для этого в составе Совета национальной безопасности Ирака был сформирован целый комитет(5).

Хотя этот российско-иракский скандал пока что продолжения не имеет, в нем сразу появилась и «украинская» составляющая, которая на сегодня так и не исчезла. А именно, волей СМИ эта история сразу переросла в якобы имеющую место картину «оружейного противостояния» Украины и России - мол, не в силах нормально обеспечивать выполнение контрактов с Багдадом, Киев ставит палки в колеса Москве, которая готова более качественно работать с иракскими партнерами(6). Смысл данных заявлений состоит в том, что, заручившись поддержкой США, Украина якобы стремится перебить у России весьма перспективного покупателя, тесное сотрудничество с которым уже в ближайшем будущем сулит многомиллиардные контракты, серьезно превосходящие даже нынешнюю впечатляющую сумму в 4,2 млрд. долларов.

По этой версии, под давлением Вашингтона в иракском правительстве нашлись силы, которые стремятся под различными предлогами заблокировать военно-техническое сотрудничество Ирака с Россией и расширить его с Украиной. Это вроде как и есть весьма яркий пример того самого пресловутого противостояния между Киевом и Москвой на рынке вооружений, о котором так часто любят говорить некоторые эксперты.

Стоит признать, что конкуренция между украинскими и российскими «оборонщиками» на оружейном рынке имеет место. Но лишь в редких тендерах третьих сторон в открытой и честной борьбе, когда обе страны представляют свою аналогичную продукцию. А потому Ирак в данном случае не может быть примером такого противостояния по определению.

В частности, стоит вспомнить, какую технику поставляет в Ирак Украина, и какую планирует поставлять Россия. И согласимся, что украинские транспортные самолеты Ан-32, которые предназначены исключительно для перевозки грузов и личного состава, уж никак не могут составлять какую-либо конкуренцию российским ударным вертолетам Ми-28, предназначенным для поиска и уничтожения бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника. Это - машины абсолютно разных типов и разного назначения, и заменять друг друга они не могут ни при каких условиях или чьем-либо желании.

Точно так же украинские бронетранспортеры БТР-4, предназначенные для доставки личного состава мотопехотных/механизированных/мотострелковых подразделений к месту боя и поддержки пулемётным огнём, никак нельзя сравнивать с российскими пушечно-ракетными зенитными комплексами «Панцирь-1С», созданными для прикрытия на ближних подступах стратегически важных военных и промышленных объектов. Правда, этот комплекс, способный вести борьбу с широким спектром средств воздушного нападения, включая самолеты тактической авиации, вертолеты, баллистические и крылатые ракеты и управляемые авиабомбы, также может уничтожать наземные легкобронированные объекты и живую силу противника. Но для транспортировки личного состава его уж никак не удастся использовать. Это все равно что забивать гвозди золотым молотком.

Что касается перспектив, то, согласно экспертным оценкам, у России есть возможности по наращиванию экспорта в Ирак и других вооружений – прежде всего, по номенклатуре вертолетной техники типа Ми-17 и ее обслуживания, а также истребителей МиГ-29М/М2. В обоих случаях Украина – не конкурент российским «оборонщикам». Более того: говоря сейчас о создании, например, украинской вертолетной техники, разработчики изначально утверждают, что стремятся занять нишу, в которой не работают российские производители (машины массой 5,5-6 тонн), как раз, чтобы избежать ненужной конкуренции(7). Кстати, те же упомянутые российские вертолеты Ми-17 на сегодня оснащаются двигателями ТВ3-117ВМ и ТВ3-117ВМ-02 производства украинского ОАО «Мотор Сич». Значит, украинские производители в данном случае кровно заинтересованы в том, чтобы партнерские отношения в сфере оружейного бизнеса у России с Ираком развивались.

Кстати, в плане развития военно-транспортной авиации, в которой нуждается Ирак (как и многие другие страны региона), обе страны – Россия и Украина - также тесно работают вместе. Причем в конце сентября 2012 года к широко известному украинско-российскому Ан-70 присоединился еще один проект: авиастроители Украины и России заявили, что в программе сотрудничества завода «Авиакор» (Самара) и госпредприятия «Антонов» (Киев) предусматривается расширение модельного ряда семейства самолетов Ан-140, в том числе разработка транспортной рамповой версии. По мнению обеих сторон, этот новый самолет должен иметь большой спрос в мире.

Таким образом, все разговоры о каком-либо противостоянии Украины и России на иракском оружейном рынке не имеют оснований. Наоборот, именно Ирак способен стать яркой иллюстрацией того, что Киев и Москва могут даже при поставках вооружений одному потребителю избегать конкуренции, заняв свои «ниши», а успешное выполнение контракта одной страной может быть выгодно для другой.




1.http://www.bne.eu
2.http://news.zn.ua
3.http://ria.ru
4.http://www.ntv.ru
5.http://www.interfax.ru
6.http://news.zn.ua
7.http://biz.liga.net
Автор: Дмитрий Тымчук
Первоисточник: http://odnarodyna.com.ua


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. bask 23 ноября 2012 07:47
    Скажу просто ,Это СЩА с ихнеми черепами на флаге,,,,Они развалили ,,при помощи ,,гобатого,,СССР.И теперь всеми силами мешают сближению-ОБЬЕДИНЕНИЮ РОССИИ ,УКРАИНЫ И БЕЛАРУСИ..По любыми поводами ,и в любой части мира!!! А для выпорлнения своих целей,,всегда по ,,рукой,,целая ..,обойма,,, прлодажных политиканов.....
    bask
  2. Egen 23 ноября 2012 08:13
    На примере назначения нового министра обороны :) понятно, что вооружение - это очень большие деньги и откаты, следовательно и немалая политика и подковерная борьба. Всегда найдется кто-то, имеющий деньги и в чьих интересах (и силах) будет раздувание в СМИ удобной для него точки зрения.
  3. Banshee 23 ноября 2012 08:55
    Как обычно, принцип "разделяй и властвуй". Есть силы, которые явно не заинтересованы в поставках продукции что России, что Украины на мировые рынки. Это касается не только оружия. А найти борзописцев, которые за зеленую бумажку готовы поднять вой и стон в прессе по любому поводу не сложно. Так что ничего удивительного. В таком бизнесе друзей не бывает, есть прямые конкуренты и временные союзники. Есть, правда, и партнеры. Только вот те, кто заказывают этот вой, к ним не относятся.
    1. Каа 23 ноября 2012 14:00
      Цитата: Banshee
      Есть силы, которые явно не заинтересованы в поставках продукции что России, что Украины на мировые рынки.

      Прежде всего, те, кто уже "не при делах" и в России, и на Украине, остатки денег на статьи в СМИ тратят...
  4. ИльяКув 23 ноября 2012 09:03
    Да бизнес всегда был грязным делом,так западники и ещё поощряют конкуренцию,дескать рвите ребята друг друга,уставшего победителя будет легче добить.Да чтоб этим гадам заморским пусто было.
    ИльяКув
  5. Ластик 23 ноября 2012 10:48
    Вообще-то контракты разные ,наш "Напомним, США выделили Ираку 2,4 млрд. долл. на приобретение новой военной техники и вооружений, причем Украине было отдано предпочтение в ходе сложного отбора. В частности, несмотря на отсутствие официального тендера, среди потенциальных стран-экспортеров называли спецэкспортеров Польши, Чехии, Болгарии, Словении, Украины. 2,4 млрд. долл. — это крупнейший в истории украинского ВТС проект, включающий ряд отдельных контрактов, который на несколько лет обеспечит работой порядка 80 оборонных предприятий Украины." то есть за американские деньги ,а ваш за собственные деньги Ирака и это уже его собственное дело что ,и у кого покупать.
    Ластик
    1. alexneg 23 ноября 2012 11:38
      Ластик, а Вы наверное существуете в инете для того чтобы стирать страны с карты Земли? laughing
      1. Ластик 23 ноября 2012 14:35
        Мой твоя не понимай . wassat
        Ластик
    2. Эней 23 ноября 2012 12:11
      Россия списала иракские долги Союзу на сумму около 10-ти лярдов. Могли б уж иракцы сей факт как-то компенсировать. при том, что Россия в основном продаёт вооружения опять таки в кредит (Индонезия, Вьетнам, Алжир и т.д), окромя может Индии и нефтяных королевств Залива.
  6. Ислам 23 ноября 2012 11:48
    ЛЮДИ когда же вы все поймете что СССР это настоящие границы нашего государства что мы обязаны быть вместе, да согласен никому это не надо ни США ни Китаю ни Британии, они не хотят появления могущественного соперника. Но нам суждено стать единым государством сначала была Золотая Орда потом Российская Империя потом СССР, согласитесь эти государства были могущественными (особенно СССР) и сейчас пришел наш черед творить историю и столкновения между кусками одного целого - путь к гибели. Чем быстрей станем одним целым тем быстрей встанем на ноги да еще и окажемся повыше США. Не важно какое это будет объединение да хоть наподобии ЕС но это станет благом для русских белорусов казахов украинцев (поверьте этого для начала достаточно)
    P.S надеюсь в будущем именно наши народы будут ставить в пример во всем мире как сейчас ставят в пример Запад
    Ислам
  7. киргиз 23 ноября 2012 12:17
    Странно выглядят такие заголовки, это конкурентная борьба и она не имеет правил или ограничений, всякого рода дискредитация и дела на конкурента это норма, в бизнесе все что не деньги вторично давно пора это понять тем кто желает привнести в него правила, просто опыта гадить с милым лицом на западе больше, ну а унас рынок недавно не освоились еще. Что касается взаимоотношений с бизнесом Украины так нет никакого регулятора и нет платформы для его выработки, таможенный союз мог бы им быть но им больше нравится быть холопами там на готовом чем строить себе то где можешь быть хозяином
  8. General 23 ноября 2012 15:48
    интересная статья
    General

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня