Новая техника для РВСН

В текущей Госпрограмме вооружений особое место отведено для обновления ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Как следует из открытой информации, до 2020 года планируется наладить серийное производство ракет существующих проектов и разработать несколько новых. Одновременно с этим продолжается оснащение РВСН различной техникой уже имеющихся моделей. Особый приоритет обновления ракетных войск обусловлен их количественной и качественной долей в ядерных силах России. Солдаты и офицеры РВСН в настоящее время отвечают за две трети имеющихся у страны носителей стратегических вооружений и примерно за половину ядерных боезарядов. Как следствие, РВСН являются основным элементом сил ядерного сдерживания.

Новая техника для РВСН
РТ-2ПМ2 Тополь-М (фото Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net)


В рамках текущей Госпрограммы в настоящее время производится перевооружение сразу нескольких крупных соединений. Впервые после распада Советского Союза у нашей страны появилась такая возможность. Не так давно новые ракеты и сопутствующую технику получила 54-я гвардейская ракетная ордена Кутузова дивизия, дислоцирующаяся в городе Тейково. Теперь это подразделение располагает ракетными комплексами РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и РС-24 «Ярс». Оба новых ракетных комплекса, среди прочего, интересны тем, что являются универсальными и могут использоваться как в шахтных, так и в подвижных пусковых установках. Кроме того, «Тополь-М» и «Ярс» стали первыми отечественными межконтинентальными ракетами наземного базирования, созданными после распада СССР.


Ракетами «Тополь-М» оснащена не только Тейковская дивизия. Не менее полусотни ракетных шахт этого комплекса имеется у 60-й Таманской ракетной ордена Октябрьской революции Краснознаменной дивизии (ЗАТО Светлый, Саратовская область). В 1997 году именно эта дивизия РВСН стала первым подразделением, получившим новые ракеты. С тех пор «Тополь-М» успел стать основной межконтинентальной ракетой российских ракетных войск стратегического назначения. Так, к примеру, в 33-й гвардейской ракетной армии (г. Омск) три из четырех дивизий оснащены ракетами РТ-2ПМ2. Что касается оставшегося подразделения (62-я ракетная Краснознаменная дивизия), то она располагает ракетами семейства Р-36М, которые в ближайшее время будут заменены «Ярсами».

Необходимо отметить, что ракетные войска стратегического назначения должны быть оснащены не только современным вооружением. Сама суть этого рода войск подразумевает наличие большого количества вспомогательной техники разного назначения. За прошлый и текущий год подразделения РВСН получили более 260 единиц автомобильной техники. Чуть более сотни машин производства Ульяновского и Камского автозаводов отправилось служить в прошлом году, а остальные поступили в войска за прошедшие месяцы 2012-го. Большая часть поставленных в этом году автомобилей представляет собой машины различного назначения, собранные на базе грузовика КАМАЗ-53501. Кроме того, в этом году Камский автозавод произвел капитальный ремонт и модернизацию двух десятков машин на базе КАМАЗ-43114. Вероятно, в дальнейшем будет модернизировано еще несколько автомобилей.

Еще один класс вспомогательной техники, которую в этом году получали РВСН, – инженерные машины. В этом году ракетные войска получили около двадцати бульдозеров, путепрокладчиков, автокранов, землеройных машин и т.п. В дальнейшем ожидается увеличение темпов поставок подобной техники ввиду необходимости обновления вспомогательного парка. Также за прошедшие месяцы текущего года инженерные подразделения РВСН получили более 45 тонн различного инженерного оснащения, от лопат и до комплексов маскировки. Недавно 54-я дивизии были переданы шесть машин инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ) 15М69. Эти машины позволяют имитировать признаки движения и стоянки подвижных пусковых установок комплексов «Тополь», «Тополь-М» или «Ярс». Для этого каждая МИОМ несет специальные грейдеры, уничтожающие след машины с пусковой установкой или создающие следы, аналогичные колее боевой машины с ракетой. При необходимости МИОМ может применить специальные контейнеры с ложными целями, имеющими такой же тепловой и радиолокационный «облик», как и настоящие пусковые установки. Одна машина 15М69 может таким образом сымитировать дивизион из шести боевых машин с ракетами. Другой немаловажной и полезной на практике возможностью машины МИОМ является измерение характеристик мостов и определение возможности проезда пусковых установок. Для этого машины 15М69 несут комплект измерительной электронной аппаратуры, а также специальные выдвижные рамки. Последние позволяют определить, может ли машина с пусковой установкой проехать где-либо или нет.

Новая техника для РВСН
МИОМ 15М69 в Тейковском ракетном соединении, июль 2012 г. (http://pressa-rvsn.livejournal.com)


Поставки в РВСН нового вооружения и техники продолжаются и в дальнейшем, скорее всего, будут набирать темп. При этом в ближайшие годы, как сообщается, будут созданы не только новые модели автомобильной и инженерной техники, но и новые ракеты. Это значит, что основная часть отечественных ядерных сил сохранит свой боевой потенциал.


По материалам сайтов:
http://mil.ru/
http://redstar.ru/
http://lenta.ru/
http://ria.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 35
  1. Lantau 23 ноября 2012 09:07
    Очень хорошая и позитивная статья.
    Как говориться - побольше ракет, хороших и разных! wink
  2. Аскет 23 ноября 2012 10:15
    Еще один класс вспомогательной техники, которую в этом году получали РВСН, – инженерные машины. В этом году ракетные войска получили около двадцати бульдозеров, путепрокладчиков, автокранов, землеройных машин и т.п. В дальнейшем ожидается увеличение темпов поставок подобной техники ввиду необходимости обновления вспомогательного парка. Также за прошедшие месяцы текущего года инженерные подразделения РВСН получили более 45 тонн различного инженерного оснащения, от лопат и до комплексов маскировки. Недавно 54-я дивизии были переданы шесть машин инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ) 15М69.


    Наконец-то! Можно только по доброму позавидовать служивым.Как же нам в свое время не хватало этой техники.Помню вручную карманы для агрегатов на поляне вырубали. В дивизионе из всей техники был МИОБД на базе Урал-4320, два КАМАЗа и МТЛБ в НЗ и все. В полку была ББО так там тоже негусто-БАТ, два грейдера, ИМР точно уже не помню,знаю только что катастрофически мало.
    Основное орудие инженерного обеспечения как всегда лом и лопата с топором

    начавшаяся с 2009 года поставка в войска машин инженерного обеспечения и маскировки в Тейковское ракетное соединение повлекла за собой внедрение новых приемов скрытия и имитации, применяемых личным составом, несущим боевое дежурство на ракетных комплексах мобильного базирования. Это, в свою очередь, позволило сократить в десятки раз человеческие трудозатраты на выполнение данных задач.
    1. Аскет 23 ноября 2012 10:23
      Машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ) инженерных частей РВСН. Агрегат разработан и производится ЦКБ "Титан" (г.Волгоград). Выполняет свои задачи в составе ПГРК "Ярс" или "Тополь-М", а так же самостоятельно. МИОМ 15М69 принята на вооружение и с 2009 г. поступает в РВСН. К июлю 2012 г. инженерные подразделения Тейковского ракетного соединения полностью укомплектовано подобными агрегатами. В дальнейшем МИОМы поступят в Иркутское и Новосибирское ракетные соединения РВСН

      1. Кариш 23 ноября 2012 10:35
        Цитата: Аскет
        Машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ) инженерных частей РВСН

        Так вопрос дилетанта , для того что б заметать следы Тополей , надо было создавать отдельную машину ? А к самому тягачу Тополя такую фигню ( скребок ) приделать нельзя было ? Сам проехал , сам *замёл * ?
        Кстати сама машина - это новая разработка ? Или нового в ней только сей девайс ?
        Кариш
        1. borisst64 23 ноября 2012 11:14
          Я думаю, что скребок это самая примитивная часть этой машины и все её возможности знают только специалисты.
          borisst64
        2. Аскет 23 ноября 2012 19:18
          Цитата: Кариш
          Кстати сама машина - это новая разработка ? Или нового в ней только сей девайс ?


          По сравнению с МИОБД на базе Урал-4320 какая она еще должна быть?

          Цитата: Аскет
          Агрегат разработан и производится ЦКБ "Титан" (г.Волгоград)

          Его так и называют Агрегат 15М69.
          В Договоре СНВ-3 обозначен позиционный район для подвижных ракетных комплексов – 50 квадратных километров. Но точные координаты не указаны. Поскольку американцы развивают систему быстрого глобального удара – ракет без ядерной боеголовки у них уже более 4 тысяч, такие ракеты могут нанести удар по нашим ПГРК. Чтобы наши комплексы не попали под этот удар, надо их маскировать


          Цитата: Кариш
          Так вопрос дилетанта , для того что б заметать следы Тополей , надо было создавать отдельную машину ? А к самому тягачу Тополя такую фигню ( скребок ) приделать нельзя было ? Сам проехал , сам *замёл * ?


          Боевой порядок рдн на марше делает такой способ нецелесообразным. Рациональнее в конце колонны пускать чистильщика, который и заметает все следы. Тем более на практике основная часть МБП проходит вполне по цивильным дорогам где никакого заметания не требуется. Допустим американцы разведали все учебные позиции рдн(а их как правило было 3-4 сейчас при наличие новой техники можно и увеличить). Им предстоит в таком случае определить - на какой из них находится реальный дивизион или накрывать все четыре при быстром глобальном ударе. А вот боевые позиции ПУ никогда не занимают в мирное время. причем это не заранее оборудованные места а совершенно обычные обьекты-танцплощадка в доме отдыха или околица деревни например.
  3. anchonsha 23 ноября 2012 11:07
    Потихоньку растем, что и радует. Только бы хороших специалистов для такого вооружения научились быстрее готовить.
    anchonsha
  4. Enjoy 23 ноября 2012 11:17
    Цитата: Кариш
    Так вопрос дилетанта , для того что б заметать следы Тополей , надо было создавать отдельную машину ? А к самому тягачу Тополя такую фигню ( скребок ) приделать нельзя было ? Сам проехал , сам *замёл * ? Кстати сама машина - это новая разработка ? Или нового в ней только сей девайс ?

    Так сейчас этот скребок может создавать имитацию следов "Тополя" вдали от самого "Тополя" bully wink
    1. Кариш 23 ноября 2012 17:10
      Цитата: Enjoy
      Так сейчас этот скребок может создавать имитацию следов "Тополя" вдали от самого "Тополя"
      Кариш
  5. ism_ek 23 ноября 2012 11:28
    Насколько я понимаю, речь идет о восстановленной б/у техники.
    Единственный в России завод выпускавший колесные тягачи (Курганский завод колесных тягачей) распродан на металлолом.
  6. Наводлом 23 ноября 2012 13:02
    Ракетчики, интересно ваше мнение. Как вам такой баш - Воеводу на Ярс менять? Понятно, что у Р-36М уже все сроки выходят. Но почему развитие ракетной техники идёт по пути уменьшения её ударных возможностей.
    Воевода может нести до 10 РГЧ ИН мощностью до 750 кт каждая.
    Ярс же только 6 по 150 либо 4 по 300 кт.
    Да и дальность поменее.
    Другая весовая категория? Хорошо.
    Тогда нельзя говорить о замене Воеводы. Полноценной замены этой ракете пока нет, как я понимаю.
    1. ism_ek 23 ноября 2012 13:35
      http://topwar.ru/5694-preemnica-satany-poluchit-15-yadernyh-boegolovok.html
      1. Наводлом 23 ноября 2012 14:04
        Да, понимаю. Есть какие-то две разработки. Но когда то будет? А Воевода ещё максимум три-четыре годика на дежурстве.
        1. ism_ek 23 ноября 2012 15:00
          Цитата: Наводлом
          А Воевода ещё максимум три-четыре годика на дежурстве.
          Вы телепат?
          1. Наводлом 23 ноября 2012 16:12
            "К настоящему времени ракетный комплекс с самой мощной тяжелой ракетой стратегических ядерных сил РС-20В "Воевода" в полтора раза превысил гарантийные сроки эксплуатации, простояв на боевом дежурстве 24 года, - заявил официальный представитель Ракетных войск стратегического назначения полковник Вадим Коваль - Совместно с организациями промышленности проводятся работы по продлению срока эксплуатации этой ракеты до 30 лет, что позволит сохранить данный комплекс в боевом составе РВСН до конца текущего десятилетия"

            От себя отмечу, что 24 года, судя по публикациям за 2008 и 2009 гг., отслужила более поздняя модификация.
            Ранняя модификация на текущий момент имеет не менее 28 лет срока эксплуатации.
            Никакой телепатии и, тем паче, болтологии.
  7. rudolff 23 ноября 2012 14:49
    Наводлом, пару дней назад была здесь заметка о том, что РВСН подтверждают факт продолжения работ над новой тяжелой БР. Там был похожий вопрос и я давал краткий коммент. Посмотрите. Просто не хочется утомлять повторением. Замена Сатаны на Ярсы и тем более Тополя, конечно неравноценна. Это две разные концепции ракетостроения. И если до последнего времени преобладала идеология Соломонова, то после проблем с Булавой и снятия его с должности директора института теплотехники, возобладала позиция его опонентов и в частности КБ Макеева.
    1. ism_ek 23 ноября 2012 15:11
      Цитата: rudolff
      И если до последнего времени преобладала идеология Соломонова, то после проблем с Булавой и снятия его с должности директора института теплотехники, возобладала позиция его опонентов и в частности КБ Макеева
      Причем тут Соломонов? Американцы давно на твердотопливные ракеты перешли. Любой ракетчик Вам скажет, что боевая ракета должна быть твердотопливной.
      У нас опыта в создании твердотопливных ракет гораздо меньше чем у американцев. Быстро создать тяжелую твердотопливную ракету мы не сможем. Сейчас создают аналог Сатаны, только основанный на современной элементной базе.
      Противопоставлять Институт теплотехники и КБ Макеева - глупо. Они давно работают в одной связке.
      1. Я так думаю 23 ноября 2012 15:37
        Так американцы прсто НЕ СМОГЛИ в свое время сделать такие эфективные и долго стоящие на вооружении жидкостные ракеты какие сделали в СССР ... и вынужденно пошли по пути менее эфективных и более слабых твердотопливных ракет. А теперь Соломонов от своей глупости (?) все эти достижения обгадил перед несведущим нынешним российским руководством и погнал целую страну по тупиковому пути (на радость американцам, они то знают цену твердотопливным...).
        1. почтальон 23 ноября 2012 18:40
          Цитата: Я так думаю
          Так американцы прсто НЕ СМОГЛИ в свое время сделать такие эфективные и долго стоящие на вооружении жидкостные ракеты какие сделали в СССР ...

          Ерунду пишете.
          LGM-25C Titan II (аэрозин-50 – 50% гидразин и НДМГ - и четырехокись азота)
          почтальон
      2. Аскет 23 ноября 2012 17:42
        Цитата: ism_ek
        Противопоставлять Институт теплотехники и КБ Макеева - глупо. Они давно работают в одной связке.


        Спор идет между МИИТ(Соломонов) и НПО"Машиностроения(Ефремов).Так вот
        В новом Договоре о СНВ есть два определяющих параметра: это квота на число носителей (700 оперативно развернутых ракет и 100 еще на складах) и количество ядерных боеголовок (1550), которые могут быть на них развернуты. По состоянию на 20 сентября 2012 года в составе стратегических ядерных сил (СЯС) России находилось 442 развёрнутых стратегических носителя, способных нести 2159 ядерных боезарядов. До 2020 года планируется утилизировать 399 МБР и БРПЛ и 260 ШПУ/СПУ, как из числа уже находящегося в местах хранения, так и предполагаемых к выводу из эксплуатации. Согласно подписанному в мае 2002 года договору, США и Россия должны к 31 января 2012 года уменьшить свои ядерные арсеналы на две трети — до уровня 1700—2200 боеголовок у каждой стороныТо есть спор идет о том на каких носителях должны быть эти 700ракет и каким образом разместить на них 2200 боеголовок. Вот в принципе и все.А вот здесь нужно исходить из того что американцы полностью изменили свою стратегию, приняв на вооружение принцип БГУ (быстрый глобальный удар)
        11 апреля 2010 года Министр обороны США Роберт Гейтс указал, что США уже способны нанести быстрый глобальный удар.[6] Также 8 апреля 2010 года подписан новый договор СНВ, устанавливающий новые, ещё более низкие пределы численности баллистических ракет и боеголовок. В нём не различается обычное и ядерное оружие, это значит что численности любых баллистических ракет PGS и боеголовок установлен новый предел. Несмотря на это, Госдепартамент США заявил, что это не помешает планам развёртывания PGS, т.к. на данный момент не планируется превышение лимитов
        -Вики
        А наши СЯС доставшиеся по наследству от СССР заточены на то что в то время подобный внезапный разоружающий удар был невозможен. и война должна была идти как бы по нарастающей, соответственно в СЯС существуют четыре степени боевой готовности-постоянная, повышенная, военной опасности, полная.
        Теперь же по мнению американцев они наносят БГУ высокоточным оружием(как ядерным так и обычным), а что не будет уничтожено и взлетит после удара будет перехвачено глобальной ПРО.Поэтому у нас и начались работы по созданию новой конфигурации СЯС и ВКО(станции СПРН) для противодействия этим планам не выходя за рамки СНВ-3
        1. Аскет 23 ноября 2012 18:05
          Поэтому в этом споре главное - найти оптимальный состав будущей группировки наших стратегических ракет. Понять принцип ее применения. Здесь надо понимать, что ни о каких ядерных ударах первыми речь идти не может. Это абсолютное самоубийство. Это прописано во всех наших доктринальных документах. В вопросах ядерного сдерживания мы можем планировать только нанесение ответного(ответно-встречного) ядерного удара. При этом мы должны иметь достаточный состав наших стратегических ядерных сил, что называется, на все случаи жизни. Главный довод против тяжелых многозарядных жидкостных ракет( "Воевода") в том что они стоят в шахтах и при внезапном ударе будут уничтожены ВТО не успев взлететь((по российско-американскому Договору о СНВ координаты всех наших шахт были переданы американцам, их - нам). Причем вероятность уничтожения ядерным блоком нашей шахты составляет чуть ли не 90%. Но это не так , есть данные натурных испытаний, подтверждающие, что уничтожить ракету в шахте далеко не так просто, В 80-х годах в Семипалатинске была проведена операция "Аргон"
          На полигоне были специально построенные пусковые установки всех типов наших шахтных ракет. В них поставлены сами машины. Их дважды испытывали натурными ядерными взрывами. В третий раз пытались поразить обычной взрывчаткой, эквивалентная мощность взрыва которой соответствовала ядерному. В шахтах даже краска не посыпалась. А ракеты потом были успешно запущены.
          Для эффективного поражения шахтных ракет нужно подорвать боеприпас не в сотне метров от шахты, а в десятке. Технически это невыполнимо.(КВО американских МБР сотни метров) Если же говорить о высокоточном оружии, то точность его действия должна быть еще выше. Но тут надо учитывать, что шахты находятся в глубине нашей территории и у нас есть технические средства, способные помешать этому.
          Поэтому нам ни в коем случае нельзя отказываться от тяжелых ракет, тем более что они являются наиболее эффективным средством прорыва глобальной ПРО, особенно если американцы создадут ударную космическую группировку. Об этом я уже писал в комментарии к статье Глобальная система ПРО – проблемы диалога России и Америки здесь
          1. Аскет 23 ноября 2012 18:42
            5 июля 1981г. успешно завершился запланированный объем испытаний ПУ 15П716 сейсмическим нагружением воздушной ударной волной (испытания "Аргон-4" ПСК-III). Сейсмодатчики зарегистрировали расчетное нагружение, при этом были сдвинуты фундаменты Ф-1 и Ф-2 строительного сооружения (фундамент под опоры установщика), разрушен базовый элемент, вышел из строя один ввод РБУ. Никаких разрушений, деформаций по элементам и оборудованию ШПУ не было. В 1984г. ПУ 15П716 подвергалась испытаниям на повышенное механическое воздействие. Оборудование пусковой установки испытание выдержало.


            My Webpage
            1. ValBORO 23 ноября 2012 23:02
              Уважаемый Аскет. Я всегда очень внимательно читаю Ваши комментарии. Чувствуется, что Вы имеете доступ к некоторой информации по ракетной технике, но к сожалению она достаточно поверхностна.
              "Аргонов" было три. Четвертое испытание имитировало воздушный взрыв, точнее его излучающую составляющую. Испытывались почти все типы ПУ с имитаторами ракет и, разумеется, это не запускалось. Результаты испытаний были как раз плохие. Только "100" ПУ были с оговорками признаны годными к пускам. (Этому очень обрадовалась промышленность и начала требовать повышение защищенности до 300-500).
              Обидно другое. По некоторой информации, все материалы по Аргонам и Шаганам уничтожены как ненужные. В 37 за это расстреляли бы.
              Что касается стационарных ПУ, то они не решают свои задачи в ответном ударе. Они не для этого.
              ValBORO
      3. gispanec 23 ноября 2012 22:59
        Цитата: ism_ek
        Любой ракетчик Вам скажет, что боевая ракета должна быть твердотопливной.

        Вы ракетчик???.....сомневаюсь..... и откуда такая самоуверенность....
  8. gregor6549 23 ноября 2012 15:19
    Не знаю как кому, а мне приятно, что основа современных СЯС России "катается" на изделиях сработанных моими земляками в Минске. Не только бульбу и лен умеют там выращивать.
  9. rudolff 23 ноября 2012 15:25
    О том, как они сотрудничают, можно узнать от самого Соломонова. Не так давно он книгу написал, можно найти в инете. Идею создания тяжелой ракеты он раскритиковал очень жестко. А что касается преимуществ твердотопливных ракет, то это весьма спорный тезис. По энергоэффективности, дальности, полезной нагрузки, управляемости жидкотопливные значительно превосходят твердотопливные.
    1. ism_ek 23 ноября 2012 16:10
      Цитата: rudolff
      А что касается преимуществ твердотопливных ракет, то это весьма спорный тезис.

      "Гладко было на бумаге да забыли про овраги". Сатана - это 150 тонн высокотоксичного, крайне коррозионноактивного и взрывоопасного топлива. РС-18 - чуть меньше 100 тонн.
      Срок службы топлива - несколько лет. Примерно раз в три года - ракету надо доставать, топливо сливать. Куда эти тысячи тонн азотной кислоты и гептила прикажите девать? Кто сейчас, как раньше, позволит его в ближайшую речку сливать?
      Все эти операции проводятся в костюме химзащиты.
      Опять же от того, что ракету постоянно таскают - лучше она летать не начинает. Опытный пуск - неудачный - всем ракетчикам "по шапке".
      И Вы еще спрашиваете "Почету ракетчики не любят ракеты на жидком топливе?"
      А как подводники плавают с ракетами на жидком топливе - я вообще не представляю. Самоубийцы - чистой воды. Ну они и с ядерным реактором в обнимку плавают :)

      Цитата: rudolff
      О том, как они сотрудничают, можно узнать от самого Соломонова
      Наша ракетная отрасль настолько деградировала, что ни МИТ, ни КБ Макеева по отдельности ракету создать не смогут.
      1. Аскет 23 ноября 2012 18:51
        ism_ek,

        Все комплексы четвертого поколения имеют ампулизированные топливные баки( втом числе и "Синева"). Их заправляют один раз при постановке в шахту на боевое дежурство или на заводе-изготовителе. Все почему-то молчат о том, что в год у нас запускается 10-15 ракет-носителей "Протон", топливом для которых служат все те же гептил и амил. В каждой из них, между прочим, его по 600 тонн. А ракеты-носители "Днепр", которые имеют 2-4 пуска в год? В каждой из них 200 тонн.

        Цитата: ism_ek
        Наша ракетная отрасль настолько деградировала, что ни МИТ, ни КБ Макеева по отдельности ракету создать не смогут.


        В СССР к примеру крайнюю тячжелую ракету создавали три фирмы -Южмаш, МИТ.и НПО"Машиностроения" . На Южмаше изготовили опытный образец и был запланирован пуск с космодрома "Плесецк" на 27 декабря 1991г. Пуск был отменен ,проект свернут. Причину надеюсь обьяснять не надо?
        1. ism_ek 23 ноября 2012 20:33
          Цитата: Аскет
          Все почему-то молчат о том, что в год у нас запускается 10-15 ракет-носителей "Протон", топливом для которых служат все те же гептил и амил. В каждой из них, между прочим, его по 600 тонн. А ракеты-носители "Днепр", которые имеют 2-4 пуска в год? В каждой из них 200 тонн.

          Протон заправляют в стационарных условиях на космодроме, а не в полевых. Морские ракеты заправляют на заводе, потому что подводная лодка может подплыть "к заводу".
          ps "Днепр", "Сатана" и "Воевода" - это одна ракета.
  10. Гарик 23 ноября 2012 15:53
    Тут все зависит от возможностей доставки полезного груза в точку назначения и именно противодействие системе вражеской ПРО. И делать выводы по замене "Сатаны" следует при знании технических решения по этому вопросу. Которые само собой, и я надеюсь на это останутся в секрете. Мое скромное мнение такое, что если бы овчинка не стоила выделки то "Сатана" осталась бы на своем месте. Если конечно это не очередная грандиозная афера по отмыванию $$$.
    Гарик
  11. rudolff 23 ноября 2012 16:47
    Уважаемый Ism_ek, простите, но Вы смешали все в кучу и выдали среднюю температуру по больнице! Теперь по порядку. Что касается веса. Сатана, это сверхтяжелая и порядком устаревшая ракета. Ее твердотопливный "аналог", ракета Р-39 в составе комплекса Д-19 для апл Тайфун имела вес почти полные 100 тонн. Таких ракет на одном стратеге 20 единиц. Для наглядности сконвертируйте эту массу в танки. Полста Т-72 на борту! Про габариты этих монстров я даже упоминать не буду. Скажу только, что кило топлива по стоимости соответствовало килограмму черной икры.
    Далее, по поводу необходимости слива топлива. Во-первых, современные ЖТ ракеты имеют баки капсулного исполнения, т.е. заполняются один раз на заводе и на весь срок эксплуатации. Во-вторых, даже на старых ракетах, это было скорее плюсом, чем минусом, поскольку можно было менять топливо и окислитель на "свежее", а пустые ракеты позволяли проводить полный цикл технического обслуживания со значительным продлением сроков эксплуатации. У твердотопливных таких возможностей нет. В случае изменения структуры топлива, ракета подлежит немедленному списанию. Ну и последнее. Никакие мы не самоубийцы! Все современные модификации морской Р-29 не уступают по надежности ни Тополям, ни Ярсам!
    1. webdog 23 ноября 2012 17:04
      rudolff, вы абсолютно правы!
      кто-то выше сказал, что создать твердотопливный носитель тяжелей - неправильное утверждение.
      твердое топливо со впеменем растрескивается, а заменить его нельзя, оно впресовано и отчасти даже несет нагрузку при выведении помогая основной конструкции. короче говоря это конструктивный элемент ракеты.
      для жидкостных носителей даже повторяться не буду, по той причине, что у вас все уже сказано просто и ясно...

      PS. удельный импульс (а это важнейший критерий носителя) у ЖРД намного выше.

      РДТТ:
      webdog
      1. ism_ek 23 ноября 2012 17:40
        Цитата: webdog
        твердое топливо со впеменем растрескивается,

        Ракетоноситель "Тополь" на боевом дежурстве с 1985 года. За это время произведен 91 пробный пуск. Все пуски оказались успешными.
      2. почтальон 23 ноября 2012 19:04
        Цитата: webdog
        вердое топливо со впеменем растрескивается,

        Задача давно решена, при испольльзовании термо контейнера(ТПК)
        Дап и не так мал срок: гарантийный срок на ракеты 8К98П -15 лет /( э это "дедушка")
        Цитата: webdog
        а заменить его нельзя

        Почему?SRB- БЫЛ МНОГОРАЗОВЫМ

        ВЕЗУТ НА " СНАРЯЖЕНИЕ " НОВОЙ " ШАШКОЙ", после пуска


        ТОЛЬКО ДЛЯ ГАРАНТИЙНОГО СРОКА ХРАНЕНИЯ в 15-25 лет смысла в этом нет.
        почтальон
    2. ism_ek 23 ноября 2012 17:34
      Цитата: rudolff
      Во-первых, современные ЖТ ракеты имеют баки капсулного исполнения, т.е. заполняются один раз на заводе и на весь срок эксплуатации.

      На фото изображена заправка РН Стрела/ УР-100Н/РС-18/SS-19 (Стилет) Это последняя Советская баллистическая ракета наземного базирования. Более новых у нас нет. Фото взято с сайта ОАО «ВПК «НПО машиностроения».
      1. ValBORO 23 ноября 2012 23:08
        Стрела - это космический вариант 35-й. И топливо там слили, а потом заправили, поскольку работать с космической ГЧ на заправленном носителе нельзя. Я знаю это фото и этот запуск
        ValBORO
  12. rudolff 23 ноября 2012 17:40
    Жидкотопливная ракета, это "инженерная" техника, а твердотопливная в первую очередь "химическая". Это упрощенно. Первые балистические ракеты, начиная с немецкой ФАУ, были чрезвычайно опасные в эксплуатации. Топливо с окислителем, ввиду их агрессивности, хранить в ракетных баках было невозможно. Заправка производилась непосредственно на стартовом столе перед запуском. Несмотря на все меры предосторожности, случались катастрофы с человеческими жертвами. И у нас и у наших конкурентов. Как следствие, американцы вообще отказались от использования столь опасного топлива и перешли на более стабильное твердое. Ну а мы пошли более сложным путем и занялись совершенствованием жидкотопливных технологий. Не последнюю роль здесь сыграло и некоторое отставание нашей химической промышленности. Попытку создания твердотопливной БР предпринимал и сам Королев, но безуспешно. В результате такой специализации и мы и американцы достигли совершенства, каждый в своей области. У них появилась великолепная Трайдент, у нас Р-29РМУ/РМУ2, которую даже наши недруги назвали лебединой песней ракетостроения! И точку здесь ставить еще рано. Когда начались проблемы с Булавой, был разработан проект Синева-2, которая по своим массо-габаритам подходит для размещения на Бореях.
    Я с уважением отношусь к академику Соломонову, как к очень талантливому ученому и конструктору. За создание Тополя-М и Ярса, низкий поклон ему. Но его претензии на монополию своей идеологии в ракетостроении, попытки удушить все конкурирующие КБ, вызывают отвращение. Извиняюсь, если кого обидел!
    1. почтальон 23 ноября 2012 20:11
      Цитата: rudolff
      ФАУ, были чрезвычайно опасные в эксплуатации. Топливо с окислителем, ввиду их агрессивности, хранить в ракетных баках было невозможно.

      V-2: С2Н5ОН(спирт) 75 % +О2(кислород)+ перекись дляТНА, чего тут агресивного?
      проблема с температурой кипения кислорода −182,98 °C при атм.давлении, но так как он в "запертом" баке- испарение-->больше давление--> выше температура кипенния, и так до температуры критической(–1130С) выше которой они ни при каком давлении не будет жидким.
      P-1=15 минут в заправленном состоянии на БД(если не забыл), при общем времени подготовки ракеты к старту — 6 часов.
      почтальон
  13. rudolff 23 ноября 2012 18:12
    Ism_ek, я не особый любитель спорить и минусы никому не ставлю принципиально, даже когда начинают банально хамить. Добавлю только, что новые разработки по жидкотопливной тематике имеются применительно к ракетам морского базирования. Таже упомянутая Р-29РМУ2. Что касается шахтных Сатаны и Стилета, то они безусловно устарели и требуют адекватной замены. Легкие Тополя, Ярсы в шахты не от хорошой жизни опускают. Просто другой альтернативы сейчас нет.

    Webdog, хотел тоже об этом упомянуть, но Вы меня опередили. Инженеры даже шутят по этому поводу, что строят ракеты вокруг топлива! Корпус ракеты формируют нитями углеволокна поверх топливных блоков. :)
    1. ism_ek 23 ноября 2012 19:07
      Цитата: rudolff
      Добавлю только, что новые разработки по жидкотопливной тематике имеются применительно к ракетам морского базирования.

      Мы тут наземные ракеты обсуждали. Как обслуживают морские ракеты - я не знаю меня этому не учили. Чисто из общих познаний могу ответить.
      У морских и наземных ракет разная специфика. Морская ракета легче наземной. У неё меньше дальность полета.
      Подводная лодка сама может приплыть на завод, где с ракетами проведут все необходимые манипуляции. У каждой наземной шахты свой заводик не построишь. Находятся шахты в отдаленных районах. Двухсоттонную ракету туда не завезешь. Заправляют ракету на месте.
      В любом случае из Красноярска Синеву не возят через всю страну с полными баками. С ЖД ракетами хлебнули лиха, больше такой дуростью никто не страдает.
      Ну и в заключении хочется отметить, что требование о переходе на твердое топливо исходит от военных. Им с твердотопливными ракетами работать удобнее. Клюнуть во все Соломонова не стоит.
      1. Аскет 23 ноября 2012 22:54
        Цитата: ism_ek
        Ну и в заключении хочется отметить, что требование о переходе на твердое топливо исходит от военных. Им с твердотопливными ракетами работать удобнее.


        Здесь надо также учитывать забрасываемый вес ракет.то есть способность нести большое количество БЧ и ложных целей для преодоления перспективной ПРО.
        Если американцы все же развернут космический сегмент ударной ПРО, то подобная тяжелая ракета при ответно-встречном ударе её просто деклассирует расчистив дорогу для "Тополей". О уязвимости шахт я уже писал выше
        Твердотопливные двигатели используются в тех случаях, когда основными требованиями являются простота, легкость обслуживания, быстрый запуск и большая мощность при небольшом объеме. В первых американских баллистических ракетах использовалось жидкое топливо, однако начиная с 1960-х годов произошел переход на твердое топливо, что было связано с улучшением технологии его производства. РДТТ
        Твердотопливная смесь, наиболее часто используемая в США, – перхлорат аммония в качестве окислителя и алюминиевый порошок в качестве горючего с полимерным связующим, бутадиен-нитрильным каучуком (российское обозначение СКН – синтетический каучук нитрильный). Порошок оксида железа добавляется для регулирования скорости горения. Смеси этих компонентов в различных пропорциях используются для космических носителей, баллистических и тактических ракет. Эти топлива имеют удельный импульс от 280 до 300 с в зависимости от состава смеси. Продукты сгорания таких РДТТ содержат хлористый водород и частицы оксида алюминия.
        Основным недостатком твердотопливных двигателей является практическая невозможность регулирования тяги во время полета, а также трудность отключения двигателя. В некоторых РДТТ отсечка тяги осуществляется путем открытия отверстий в передней части двигателя. Когда отверстия открываются (обычно это происходит с помощью специальных пиропатронов), давление внутри двигателя падает и соответственно уменьшается интенсивность горения. Кроме того, возникает обратная тяга, противоположная нормальной тяге основного сопла, и ускорение ракеты прекращается
        Наиболее эффективные ракеты работают на жидком топливе, потому что химическая энергия жидких компонентов больше, чем твердых, а продукты их сгорания имеют меньшую молекулярную массу.поэтому космические ракеты все на ЖРД
        Основным преимуществом ЖРД является возможность выключения, повторного запуска и регулирования тяги. а значит больший потенциал для маневрирования на активном участке и не только.
        Главный недостаток-сложность производства поскольку они содержат вращающиеся с большой скоростью детали Малейшая неточность в изготовлении вращающихся деталей может привести к возникновению вибраций и разрушению. Даже если двигатель правильно сбалансирован, взаимодействие ТНА с процессом горения может вызвать вибрацию с частотой, близкой к частоте вращения водородного насоса. Вибрации двигателя происходят в определенных направлениях, а не случайным образом. При такой неустойчивости уровень вибраций может стать настолько большим, что это потребует отключения двигателя, чтобы избежать его поломки.
        1. Аскет 23 ноября 2012 22:55
          Заманчивой альтернативой РДТТ и ЖРД является [b]идея гибридного двигателя,
          В гибридном двигателе используются твердое горючее и жидкий окислитель, например жидкий кислород или азотный тетроксид. Такой подход позволяет наполовину упростить систему подачи топлива при сохранении присущей РДТТ компактности. Поскольку окислитель и горючее хранятся раздельно, трещины в твердотопливном заряде горючего менее опасны, чем в традиционном РДТТ, что упрощает его изготовление. Однако, несмотря на значительные исследовательские усилия, особенно в 1980-х годах, эта идея так и не нашла широкого применения. Основная проблема состояла в недостаточно устойчивом и эффективном процессе горения.]
        2. ism_ek 23 ноября 2012 23:39
          Цитата: Аскет
          Наиболее эффективные ракеты работают на жидком топливе,

          В этом с Вами никто не спорит, но если следовать вашей логике, может оказаться, что Королевская Р-7 лучше всего подойдет для РВСН :)
          По поводу нужности тяжелой боевой ракеты... Будет ли она дешевле двух...трех легких? Американцы сейчас активно экспериментируют с гиперзвуком. Точность попадания боевых частей растет. Боюсь что шахты тяжелых ракет скоро станут легкой добычей.
          Даже у нас были случаи, когда боеголовки на полигон в Куре точно "в колышек" попадали. И это обычные ракеты снятые с боевого дежурства.
  14. Rus2012 2 декабря 2012 12:13
    Цитата: ism_ek
    Цитата: rudolffВо-первых, современные ЖТ ракеты имеют баки капсулного исполнения, т.е. заполняются один раз на заводе и на весь срок эксплуатации.На фото изображена заправка РН Стрела/ УР-100Н/РС-18/SS-19 (Стилет) Это последняя Советская баллистическая ракета наземного базирования. Более новых у нас нет. Фото взято с сайта ОАО «ВПК «НПО машиностроения».

    Цитата: ValBORO
    Стрела - это космический вариант 35-й. И топливо там слили, а потом заправили, поскольку работать с космической ГЧ на заправленном носителе нельзя. Я знаю это фото и этот запуск


    Вы все правы - понемногу! bully
    Во первых, есть изделия, действительно заправляемые на заводе (или заводских условиях) и "ампулируемые". Это как правило, морские стратегические и третьи ступени или автобусы РТТ, если они жидкостные.

    А т.н. "тяжелые ЖРД" - заправляются и ампулизируются после установки в шахту. Причем, как правило, один раз на весь срок БД. Случаи вытаскивания и перезаправки - единичны.

    Насчет использования боевых ракет для космоса...
    Тут ситуация несколько иная.
    Если пуски с Тюратама-то естесственно с новой заправкой (и соответственно установкой в шахту).
    Если пуски с "позиционного района" (например с Ясной), то м.б. и без перезаправок и вытаскивания ракеты с шахты... Например, если ракета простояла в шахте и подлежит утилизации путем пуска.
    1. ValBORO 4 декабря 2012 01:45
      Спасибо за комментарии. Я знаю о пусках Космотраса. В свое время я был среди организаторов первого космического пуска на Днепре. Это был опытный спутник массой 350 кг английской компании SSTL.
      ValBORO

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня