Китайский авианосный кулак

Не так давно в состав военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая был введен первый авианосец. Корабль «Ляонин» фактически представляет собой достроенный и переоборудованный авианосец «Варяг», который в свое время строился для ВМФ Советского Союза. После распада СССР с этим кораблем произошло немало событий, однако он все же был достроен и принят в эксплуатацию, пусть даже и не на родине. Однако в контексте китайских ВМС сейчас наибольший интерес представляет не сам «Ляонин», а некоторые высказывания официального Пекина относительно будущего подобных кораблей.




Бывший «Варяг», начиная с первых месяцев 2008 года, находился на одном из предприятий Китайской государственной судостроительной корпорации, где был приведен в современный вид. Сейчас, сдав корабль флоту и освободив некоторые производственные мощности, судостроители Корпорации делают самые смелые заявления. По словам главы Судостроительной корпорации Ху Вэньмина, Китай должен строить новые авианосцы. Более того, чиновник заявил о готовности Корпорации осуществлять подобные планы руководства страны, если они появятся. При этом Ху Вэньмин довольно оригинально ушел от ответа на самый интересный вопрос в таком контексте. Он заявил, что стране действительно нужны авианосцы и новые производственные мощности с большим потенциалом, однако ничего не сказал относительно нужного количества кораблей с авиационным вооружением. По его словам, такие вопросы должно решать руководство страны.

Слова Ху Вэньмина можно считать официальным подтверждением ряда слухов, циркулировавших на протяжении последних лет. Выходит, все те эксперты и любители военного дела, которые утверждали, что «Варяг»/«Ляонин» будет только первым китайским кораблем своего класса, оказались правы: Пекин действительно хочет и может развивать авианосный флот. Правда, подобные планы по-прежнему вызывают массу вопросов технического и военно-политического характера. К примеру, купленный Китаем «Варяг» принадлежит к советскому проекту 1143.3 и, как следствие, оснащается взлетным трамплином, что приводит к некоторым специфическим требованиям к палубным самолетам. Возможно, именно по этой причине перед созданием своего палубного истребителя Shenyang J-15 китайцы активно пытались уговорить Россию продать им некоторое количество самолетов Су-33. Однако после безуспешных переговоров Китаю пришлось выкупать у Украины один из прототипов российского самолета – Т-10К. Из-за этого готовый J-15 получился одновременно похожим на российский Су-33 и отличающимся от него.

По данным китайской прессы, 20 ноября истребитель J-15 совершил свою первую посадку на палубу «Ляонина». Фото- и видеоматериалы, равно как и официальный пресс-релиз, пока не публиковались. Если посадка действительно состоялась, то это значит, что программа испытаний нового самолета идет без особых задержек и принятие на вооружение состоится, как сообщалось ранее, в 2015 году. В то же время, какие-либо проблемы технического характера могут возникнуть почти на любой стадии работ. Дело в том, что купленный у Украины прототип Т-10К мог иметь различные недоработки, исправленные в дальнейшем, перед началом серийного производства доведенных Су-33. Тем не менее, даже при наличии технических проблем проект J-15 вполне может быть завершен к планируемому сроку. Разве что сравнение готового самолета с зарубежными аналогами может быть не в пользу китайских машин.

Что касается потенциала китайской промышленности в отношении строительства новых кораблей, то здесь не предвидится каких-либо серьезных проблем и загвоздок. Китайская государственная судостроительная корпорация обладает должными мощностями и «умениями» для того, чтобы построить некий аналог «Варяга»/«Ляонина», пусть даже и с использованием готовых зарубежных решений, изученных при переделке первого авианосца. Одновременно с этим создание собственной конструкции будет иметь не только военно-технические, но и другие последствия, касающиеся престижа страны. В настоящее время Китай остается последней страной, имеющей постоянное членство в Совете Безопасности ООН, и до сих пор не создавшей свой собственный авианосец. Таким образом, авианосный флот в китайском случае станет не только военным инструментом, но и очередным проявлением амбиций страны.

Как видим, китайские судостроители могут построить еще несколько авианосцев, как собственной конструкции, так и копий бывшего «Варяга». Вне зависимости от планируемого к постройке количества авианесущих кораблей, одним из наиболее актуальных вопросов являются преследуемые этим строительством цели. Вполне очевидным выглядит версия о простом желании максимально усилить свой флот. Стоит отметить, у Пекина есть все основания для этого. К примеру, несколько месяцев назад США заявили, что в ближайшие годы порядка 60% боевых кораблей их военного флота будет сосредоточено на Тихом океане. Помимо противостояния с Соединенными Штатами китайское руководство может использовать авианосный флот в качестве аргумента в постоянных спорах о некоторых островах, находящихся на небольшом расстоянии от берегов. В настоящее время Китай ведет споры с Вьетнамом и Японией. Учитывая потенциал флотов этих стран, корабельные группировки с авианосцами могут оказаться полезными.

Кроме того, можно вспомнить строящиеся сейчас десантные корабли проекта 071. В случае высадки морского десанта на какой-либо из спорных островов действия морской пехоты могут, да и должны производиться при поддержке палубной авиации. Такой подход к осуществлению операции значительно повысит ее эффективность, а также увеличит радиус действия корабельного соединения, осуществляющего доставку десанта. Боевой потенциал группировки с десантными и авианесущими кораблями, даже если таковая будет использоваться исключительно на учениях, способен послужить неплохим для Юго-Восточной Азии сдерживающим фактором. Благодаря наличию подобных соединений, Китай сможет предотвратить попытки силового захвата спорных территорий, угрожая противнику немедленной контратакой.

У сообщений о планах на строительство новых авианосцев есть один примечательный подтекст, связанный со временем их появления. Несколько дней назад в Пекине прошел очередной съезд Коммунистической партии Китая. По старой традиции, к таким событиям в стране стараются приурочить какие-либо важные события. Похоже, первая посадка истребителя J-15 на палубу была запланирована именно к XVIII съезду КПК, но что-то пошло не так и самолет сел на авианосец только через пять дней после закрытия съезда. Заявления об авианосцах точно так же появились незначительно позже, что позволяет их тоже связать с прошедшими мероприятиями. В марте следующего года состоится сессия Всекитайского собрания народных представителей. Вполне вероятно, что незадолго до этого события будут опубликованы новые сообщения, в том числе и о планах развития военно-морских сил НОАК. Эти новости могут касаться как уточнения количества необходимых Китаю авианосцев, так и публикации сведений о каком-либо новом и доселе неизвестном проекте кораблей.

Сейчас все большую популярность завоевывает мнение, гласящее о нарастающей напряженности в тихоокеанском регионе. Так что официальный Пекин вполне способен «вытащить из рукава» что-то новое и неожиданное. Вероятнее всего, это будет касаться именно флота. К примеру, зная скорость работы китайских инженеров, можно ожидать появление первого собственного проекта авианосца. В то же время, с момента передачи Украиной Китаю технической документации по «Варягу» прошло не так много времени, чтобы тщательно изучить ее и сделать собственный проект. Тем не менее, Китай уже неоднократно показывал, что у него есть и желание, и возможности развивать свои вооруженные силы, пусть даже и с использованием зарубежных наработок.


По материалам сайтов:
http://vz.ru/
http:/lenta.ru/
http://rus.ruvr.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://china-defense.blogspot.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти